Закон о защите персональных данных в германии

Законодательство Германии в сфере защиты персональных данных и информационной безопасности

Первый в Германии закон о защите персональных данных был принят в земле Гессен в 1970 году. До этого подобных законов нигде в мире не было.

За ним последовало принятие в 1977 году Федерального закона о защите персональных данных, который в 1990 году был пересмотрен. Главная цель этого закона – «защищать индивидуума от посягательств на неприкосновенность его частной жизни путем манипулирования его персональными данными». Действие закона распространяется на сбор, обработку и использование персональных данных, собираемых государственными федеральными органами (в отсутствие механизмов государственного регулирования) и негосударственными учреждениями, если они обрабатывают и используют персональные данные в коммерческих или профессиональных целях.

В настоящее время правительство разрабатывает поправки к закону с тем, чтобы привести его в соответствие с Директивой ЕС.

Все 16 земель Германии имеют собственные законы о защите персональных данных, распространяющиеся на государственный сектор административного управления землями.

Федеральная комиссия по защите персональных данных отвечает за исполнение закона. Соответствующие комиссии, обеспечивающие исполнение местных законов о защите персональных данных, есть в каждой земле Германии. В частном секторе, однако, надзор осуществляется органом, указанным в законе, действующим в каждой из земель (обычно назначается комиссар по защите персональных данных).

В 1996 году Берлинский комиссар по защите персональных данных достиг соглашения с Citibank об использовании Railway Cards в том же качестве, в котором используются кредитные карты Visa. Это соглашение может стать важной предпосылкой для международных обменов персональными данными с США и другими государствами, где нет законов о неприкосновенности частной жизни, после вступления в силу Директивы ЕС в октябре 1998 года.

В апреле 1998 года, после шести лет ожесточенных политических дебатов, германский парламент большинством в две трети голосов утвердил поправку к ст.13 Конституции, разрешающую полиции устанавливать подслушивающие устройства даже в частных жилищах (при наличии судебного ордера). Поправка касалась Закона «Об усилении борьбы с организованной преступностью», вступившего в силу 9 мая.

Кроме того, почти все германские законы, которые прямо или через поправки затрагивают проблему обращения с персональными данными физических лиц, содержат либо ссылки на соответствующий закон о защите персональных данных, либо специальные положения о правилах обращения с персональными данными, отражающие право на неприкосновенность частной жизни.

Совсем недавно был принят ряд законов, касающихся неприкосновенности коммуникационных обменов. Принятое в 1996 году Постановление о защите персональных данных, передаваемых по телекоммуникационным каналам, охраняет неприкосновенность соответствующей информации. Закон «Об информационных и коммуникационных (мультимедиа) услугах» 1997 года устанавливает механизмы защиты информации, передаваемой по компьютерным сетям. Этим же законом определяются требования, предъявляемые к цифровым подписям.

Федеральный Верховный суд Германии вынес в марте 1999 года решение о том, что Commerzbank AG не имеет права включать в тексты своих контрактов положение о том, что клиенты согласны получать телефонные «консультации».

В апреле 1998 года был принят закон, разрешающий Федеральной криминальной службе содержать национальный банк генетических данных, относящихся к расследованию уголовных дел и личностям осужденных правонарушителей.

Месяц спустя Федеральная пограничная служба, первоначально созданная в виде военизированных подразделений полиции для охраны государственных границ, а ныне отвечающая, среди прочего, за железные дороги и станции, получила разрешение проверять документы и багаж граждан без каких бы то ни было конкретных подозрений.

В Германии нет общего закона, гарантирующего свободу информации. Земля Бранбенберг в 1998 году приняла закон о свободе информации, открывающий гражданам доступ к государственным базам данных. Надзор за его исполнением возложен на комиссара по защите информации и персональных данных.

Начиная с 1990 года в стране действует закон о доступе частных лиц и исследователей к архивам «Штази» – бывшей службы безопасности Восточной Германии. В соответствии с этим законом создана Федеральная комиссия по разбору архивов служб государственной безопасности бывшей ГДР (Комиссия Гаука) со штатом в 3 000 сотрудников, которые заняты восстановлением уничтоженных документов и составлением файлов. С тех пор, как архивы стали общедоступными, от граждан поступило 1,6 млн. заявок на доступ к файлам и 2,7 млн. заявок на получение справочной информации. Многие файлы были уничтожены в 1989 году, но в 1990 году Центральному разведывательному управлению США удалось узнать от информаторов в Советском Союзе имена и клички, а также получить расчетные ведомости 4 000 секретных агентов «Штази», работавших в разных странах. Правительство США отказывается передать файлы германскому правительству, опасаясь того, что это может повредить людям, чьи имена названы в списке.

Германия является членом Совета Европы, подписавшим и ратифицировавшим Конвенцию о защите частных лиц в отношении автоматической обработки персональных данных. Она подписала и ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав и основных свобод человека. Германия также является членом Организации по экономическому сотрудничеству и развитию, принявшим Директиву ОЭСР о защите неприкосновенности частной жизни и международных обменов персональными данными.

Особенности законодательства Германии в сфере защиты персональных данных:

Закон о защите персональных данных в германии

Срочная оплата Skype-консультации (40,00 Euro)

Оплату также можно перечислить на следующие реквизиты:
Deutsch-Russisches Kollegium der Juristen e.V.
IBAN: DE44505500200009023755
BIC (SWIFT): HELADEF10FF
Stätische Sparkasse Offenbach

Бизнес в Германии
Вид на жительство
Недвижимость
Иммиграция
Семейное право
Банковское и налоговое право
Судебное право
Банкротство
Европейский суд
Уголовное право

Каждый гражданин имеет право выбирать, с кем он делится личной информацией, и каким образом или когда эта имнформация может быть использована. Таким образом, в случае сбора и обработки данных требуется согласие того, о ком эти данные собираются, если опрос не разрешен или даже не заказывается другими правовыми положениями (§ 4 BDSG).

Федеральный закон о защите личных данных Германии (BDSG), а также законы о защите данных федеральных земель и другие отраслевые правила регулируют обработку персональных данных, которые обрабатываются в информационных и коммуникационных системах или вручную.

Согласно этому закону немецкие граждане имеют право потребовать от государственных органов и юридических лиц информацию о том, какие их личные данные находятся в обработке, а также из каких источников они были получены и в каких целей предполагается ее использование. Также у них есть право требовать внесения исправлений в личные данные, если они не соотвествуют действительности. Им предоставляется право на обращение в контролирующие органы с жалобой о несоблюдении норм закона о защите личных данных. Граждане могут выдвинуть требование об уничтожении или блокировки данных, а также запрет на предоставление этих данных третьим лицам в случаях, когда их право на защиту личной информации имеет приоритет по отношению к интересам общества и государства.

24 мая 2018 года в Европейском Союзе вступило в силу новое Положение о защиты личных данных (DSGVO). Государства-члены ЕС обязаны применять это Положение, его нормы имеют прямое действие. Поэтому немецкий закон Закон о защите личных данных может только дополнять или конкретезировать нормы этого Положения. В связи с этим содержание этого закона было существенно изменёно. Закон в изменённой редакции (BDSG-neu) вступил в силу одновременно с общеевропейским Положением.

Основными изменениями, внесенные в указанный закон, являются следующие:
• условия назначения упономоченного по личным данным на предприятиях и организациях;
• защита личных данных работников,
• правила определения кредитоспособности и предоставления справок о плаежеспособности (Scoring und Bonitätsauskünfte).

Правила назначения уполномоченного по личным данным на предприятиях и организациях установлены в общеевропейском Положении о защиты личных данных. Эти правила обязывают лишь в редких случаях предприятия и учреждения назначать таких уполномоченных, например когда хранения и обработка личных данных приводят к контролю над личностью.

Немецкий закон о защите личных данных существенно расширяет список оснований для обязательного назаначения уполномоченного по личным данным. К таким основаниям, например, относится наличие на предприятии или организации не менее 10 работников, задействованных для автоматизированной обработки данных.

Положение о защиты личных данных не содержит конкретных предписаний по защите личных данных работников. В нём лишь указывается, что государства-члены Европейского Союза могут самостоятельно регулировать защиту личных данных сотрудников предприятий и организаций. Поэтому нормы по защите личных данных работников установлены в Законе о защите личных данных. Согласно § 26 BDSG-neu обработка личных данных работника допускается только в случаях, если это необходимо для принятия решения об установлении, продолжении или прекращения трудовых отношений с эти работником, а также для защиты интересов работника согласно законодательству, тарифным договорам и коллективным соглашениям.

В законе по новому определено понятие «работника». Согласно In § 26 Abs. 8 BDSG к работникам отнесены в том числе и ученики-подмастерия (Auszubildende), а также чиновники. Кроме того работником в смысле этого закона считаются и те, кто хочет устроиться на работу, а также те, кто ранее работал на том или ином предприятии, организации или учреждении.

Хранение и использование личных данных возможно только по добровольному согласию работника, если иное не предусмотрено законодательством. Поэтому в Законе о защите личных данных дано чёткое определения добровольного предоставления согласия на сбор, хранения и обработку личных данных работника. Согласно § 26 Abs. 2 BDSG о добровольности согласия можно судить на основании зависимости работника от работодателя, а также обстоятельств, сопутствовавших предоставлению такого согласия. Добровольным согласие является в том случае, если работник в результате сообщения своих личных данных приобретает выгоду экономического или правового характера. Также добровольным может считаться согласие работника, если он и работодатель имеют общие интересы, связанные с использованием личных данных. Согласие на сбор хранение и обработку личных данных должно быть предоставлено в письменной форме. При этом работник должен быть поставлен в известность о возможности отмены этого согласия (Widerrufsrecht).
Особое регулирование закон о Защите личных данных предусматривает для определения кредитоспособности и предоставления справок о плаежеспособности (Scoring und Bonitätsauskünfte). Так, для определения платежеспособности можно учитывать теперь только долги, которые либо были признаны должником, либо по ним было принято судебное решение. Также закон обязал банки и иные кредитные организации информировать граждан в случае отказа в предоставлении кредита для личных нужд (Verbraucherkredite) о содержании справки об их платежеспособности, ставшей причиной для такого отказа.
Немецкий закон устанавливает штрафы и наказания за нарушение Положения о защиты личных данных. Так незаконный сбор, хранение и обработка личных данных может быть наказан лишением свободы до двух лет, если целью этого правонарушения является личное обогащение или причинение вреда. Распространение личных данных большого числа лиц, может быть наказано лишением свободы до трёх лет. Также в законе предусматриваются крупные денежные штрафы до 50.000 евро.
Александр Денисов, юрист

Европейская правда

Защита персональных данных уже стала частью законодательства каждой развитой страны.

А что Украина? В 2010 году был принят закон «О защите персональных данных». Год спустя президент определил уполномоченный орган по вопросам защиты персональных данных — Государственную службу Украины по вопросам защиты персональных данных.

В 2013 году правительство прислушалось к мнению европейских специалистов. Последние считали украинскую службу по вопросам защиты персональных данных недостаточно независимой. Для устранения этого недостатка ее передали уполномоченному Верховной рады Украины по правам человека.

Использование в качестве государственного регулятора омбудсмена — привычное явление в Европе.

Украина в вопросе защиты персональных данных опирается на международный опыт. Но в государстве пока нет достаточной законодательной базы и системы, способной эффективно работать в современных условиях.

Чтобы обозначить вектор развития и исправить недоработки, стоит обратить внимание на то, как этот вопрос регулируется в других странах.

Защита персональных данных в ЕС

Поскольку Украина берет пример с Европы, хотелось бы подробнее остановиться на развитии системы в ЕС.

Европейское законодательство больше двух десятилетий совершенствует систему защиты персональных данных.

В мае 2018 года вступит в силу новое положение о защите данных. В числе нововведений — запрет на сбор персональных данных компаниями и государством без разрешения со стороны физлица. Исключения допускаются только в том случае, если в стране существуют законодательные положения, которые принуждают к передаче информации.

Вторым пунктом стало «право на забвение».

Это означает, что Facebook, Google, Twitter и другие крупные компании обязаны удалить аккаунт и личные данные пользователя по первому запросу.

Компании не имеют права передавать персональные данные пользователей в страны, где уровень защиты ниже, чем в ЕС.

Также подтверждать разрешение на обработку персональных данных теперь можно не с 13, а с 16 лет. На компании с европейскими представительствами накладывается ряд ограничений.

Им нельзя обмениваться данными с другими подразделениями, если не соблюдаются правила по защите данных. Также нельзя передавать информацию властям США и других стран.

Каждый человек может обратится с жалобой в ведомство в одной из 28 стран ЕС. Все они подконтрольны Европейскому комитету по защите персональных данных.

Нарушения в этой области наказываются в зависимости от серьезности. В том числе и штрафом до 4% годового оборота. С оригинальным текстом документа можно ознакомиться на сайте права Европейского Союза.

Кто еще может служить нам примером

Помимо европейской системы защиты, каждая страна прошла свой путь создания. Например, в Германии первый закон в сфере защиты персональных даных был принят в еще 1970 году в земле Гессен. А спустя семь лет появился первый федеральный закон, защищающий персональные данные немцев.

Его пересмотрели в 1990 году, адаптировав под новые реалии. Главной целью закона стала защита неприкосновенности частной жизни при использовании персональных данных. Уже та редакция закона регламентировала сбор, обработку и использование персональной информации, которые собирало государство и негосударственные учреждения.

Исполнение закона правительство возложило на Федеральную комиссию по защите персональных данных. В каждой из 16 земель приняли собственные законы в этой сфере. Их исполнение регулируется специальными комиссиями. Внедренное в ЕС с 2018 года положение о защите данных распространяется и на Германию.

Служить примером может также Франция. В процессе создания системы

французское общество прошло через попытку тотального контроля над гражданами, но сумело сохранить демократические принципы.

В начале 1970-х годов правительство приняло Национальный информационный план. Его целью стало создание банков данных. Правительство запустило проекты SIRENE и SAFARI, которые выдавали идентификационные коды компаниям и частным лицам. В дальнейшем их планировали использовать, чтобы устанавливать взаимосвязи между различными базами данных.

Французскому обществу подобный подход не понравился, что вызвало волну негативных публикаций в прессе. В итоге правительство свернуло план и занялось созданием системы защиты персональных данных.

С 1974 года действует «Французская национальная комиссия по обработке данных и гражданским свободам». Она стала регулятором системы защиты персональных данных в стране.

В 1978 году правительство приняло закон «Об обработке данных, файлах данных и индивидуальных свободах». В нем, помимо определения ключевых понятий, установлены наказания за нарушения. Правонарушители штрафуются, а также могут получить тюремный срок до 5 лет.

Впоследствии правительство приняло ряд законов для укрепления этой системы. Франция чрезвычайно жестко следит за защитой прав и свобод своих граждан. Нарушения в области персональных данных освещаются в прессе.

Франция — отличный пример страны с развитой системой защиты персональной информации, базирующейся на проработанном законодательстве. Государство активно борется с нарушениями, в том числе штрафует крупные компании.

Еще один пример — Великобритания. Система защиты персональных данных здесь начала формироваться позже, чем во Франции и Германии, профильный закон был принят в 1984 году.

В нем, помимо основных положений, указывались требования к структурам, собирающим и обрабатывающим персональную информацию. Каждый из таких пользователей обязан сообщить об информации, которую собирает, и целях.

Для этого правительство создало специальный Регистр защиты данных. Невыполнение этого требования карается законом.

Каждый житель страны имеет право узнать, владеет ли та или иная организация его персональными данными.

Особенно жестко в Великобритании наказывают за потерю персональных данных. Регулятором в этой сфере выступает Комиссариат по защите информации, а также ряд независимых комиссий.

Система защиты персональных данных в Украине нуждается в реформировании и развитии. У государства нет достаточной законодательной базы и структуры для улучшения ее эффективности.

Свою роль в этом сыграла попытка скопировать идеи западных стран. Последние постепенно выстраивали системы, устраняли слабые места и адаптировались к новым условиям.

Украинская система пока слишком молода и уязвима. Усложняет ситуацию низкая осведомленность граждан, в том числе и правовая.

Решение этих проблем — длительный процесс, который может длиться годами.

Публикации в рубрике «Экспертное мнение» не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

Законодательство о персональных данных в Германии и России. Сравнительно-правовое исследование (Вуколова Т.)

Дата размещения статьи: 23.09.2016

Общая характеристика законодательства о персональных данных в России и ФРГ

В Германии законодательство о персональных данных регулируется как федеральным законодательством, так и законодательством земель, другими нормативными актами и представляет собой целый комплекс норм и правил.
Земельное законодательство о персональных данных применяется более часто, потому как в основном вопросы защиты персональных данных решаются на уровне земель исполнительной и судебной власти. Потому неудивительно, что самый первый в мире закон о персональных данных появился в 1970 году в Федеральной земле Гессен [1]. Несмотря на запрет сообщать о полученных персональных данных третьим лицам, закон, однако, не содержал требований получать согласие субъекта персональных данных на обработку таких данных . Федеральный закон о персональных данных появился на 7 лет позднее, в 1977 году. Но и он не содержал всех необходимых положений для защиты субъекта персональных данных в ФРГ.
———————————
http://www.datenschutz.rlp.de/downloads/hist/ldsg_hessen_1970.pdf

Следующей вехой в развитии законодательства о персональных данных в ФРГ в 1983 году стало историческое решение Конституционного суда ФРГ, получившее впоследствии название «Решение о переписи населения». Основанием к обращению в Конституционный суд ФРГ явился метод переписи путем «поголовного» посещения жителей ФРГ и их опрос с учетом сбора дополнительных данных, урегулированный в действующем на тот период времени Законе о переписи населения. Конституционный суд ФРГ посчитал, что положения данного Закона противоречат принципам информационного самоопределения, корреспондирующего с п. 1 ст. 2 и п. 1 ст. 1 Основного Закона ФРГ, согласно которым «каждый имеет право на свободное развитие своей личности в той мере, в какой он не нарушает прав других и не посягает на конституционный строй или нравственный закон. Достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его — обязанность всей государственной власти» .
———————————
http://www.gesetze-im-internet.de/gg/

В частности, Конституционный суд ФРГ указал в своем решении следующее: «Действующий общественный порядок и совокупность правовых норм не будут совместимы с правом на информационное самоопределение, а гражданин не будет знать, кто, какой информацией, в какой момент времени о нем обладает и в какой ситуации сможет воспользоваться такой информацией. Тот, кто не уверен в том, что в тот или иной промежуток времени информация о нем будет правомерно записываться и храниться, будет использована или раскрыта, постарается не участвовать в данных мероприятиях. Это не только влияет на отдельные возможности для развития личности, но и на общественное благополучие, потому как самоопределение является основополагающей функцией дееспособности и способности вовлечения граждан в свободную, демократическую форму сосуществования. Отсюда следует, что свободное развитие личности является в современных условиях приоритетным для обработки данных защиты личности от неограниченного сбора, хранения, использования и раскрытия их личных данных. Потому данный приоритет корреспондирует с защитой основных прав, указанных в п. 1 ст. 2 в сочетании с п. 1 ст. 1 Основного Закона. В этом отношении гарантируется основное право человека решать в принципе о предоставлении и использовании своих персональных данных» .
———————————
https://web.archive.org/web/20101116085553/http://zensus2011.de/fileadmin/material/pdf/gesetze/volkszaehlungsurtel_1983.pdf

Что касается европейского законодательства, то в 1995 году была принята Директива о защите физических лиц при обработке персональных данных (Директива 95/46/EG). Данная Директива в 2015 году была имплементирована в немецкое законодательство. Также в ближайшее время обсуждается принятие Европейского регламента «О защите персональных данных», который призван защитить персональные данные на уровне всего ЕС и который для Германии должен иметь прямое действие .
———————————
http://eur-lex.europa.eu/legal-content/DE/TXT/?uri=CELEX:52012PC0011

Отметим также, что Германия является подписантом Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28 января 1981 года (ратифицирована ФРГ в 1985 году) [2].
В отличие от немецкого законодательства развитие законодательства о персональных данных в России имеет более короткую историю. В 2005 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных», заключенную в Страсбурге в 1981 году. Отметим, что данный документ вступил в силу лишь 1 сентября 2013 года.
Федеральный закон N 152-ФЗ «О персональных данных» [3] (далее — Федеральный закон «О персональных данных») вступил в силу 27 июля 2006 года и с тех пор подвергался изменениям 14 раз. Однако наибольшее количество споров возникло в связи с редакциями Федерального закона, принятыми в 2014 году. Именно в этих редакциях были прописаны механизмы защиты субъектов персональных данных, в первую очередь граждан Российской Федерации, которые, по мнению разработчиков, позволят оперативно прекратить незаконную обработку личной информации.
Закон о персональных данных распространяется на государственные и муниципальные органы, физических и юридических лиц (в том числе представительства и филиалы), которые осуществляют обработку персональных данных. Однако следует отметить, что Закон не распространяется на обработку персональных данных, если она осуществляется для личных и семейных нужд, если при этом не нарушаются права субъектов персональных данных.
Что касается действия Закона по кругу лиц, то он действует в отношении всех лиц, которые находятся на территории Российской Федерации и являются субъектами отношений, на которые распространяется акт. Однако, что касается отношений в сфере услуг в сети Интернет, то тут необходимо учитывать критерий направленности сайта; в данной ситуации важную роль играет критерий ориентированности на российского потребителя (например, размещенная на сайте компании оферта на русском языке). Другими словами, с точки зрения Федерального закона «О персональных данных», неважно, расположена иностранная компания в России или нет, важным является то, распространяет ли компания деятельность на российский сегмент и на российского потребителя.
В настоящее время на территории ФРГ действует Закон «О персональных данных» от 20 декабря 1990 года . Немецкий закон, так же как и его российский аналог, не распространяется на лиц, осуществляющих обработку в личных или семейных целях . Закон распространяется как на государственные органы ФРГ, государственные органы Земель, если в законодательстве Земель нет собственного регулирования персональных данных, а также непубличные образования (физические и юридические лица), занимающиеся обработкой, хранением, использованием персональных данных. Необходимо отметить, что иными источниками законодательства о персональных данных являются не только профильный Закон «О персональных данных», но и ряд отраслевых законов, в том числе Закон о телекоммуникациях , Уголовно-процессуальный кодекс и т.п.
———————————
http://www.gesetze-im-internet.de/bundesrecht/bdsg_1990/gesamt.pdf
http://www.gesetze-im-internet.de/bdsg_1990/html
http://www.gesetze-im-internet.de/tkg_2004/
http://www.gesetze-im-internet.de/stpo/inhalts_bersicht.html

Термин «персональные данные» и его критерии

Определение термина «персональные данные» сходно как в немецкой, так и в российской юрисдикции. Согласно российскому и немецкому законодательству персональные данные — любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Отметим, что так же как и Закон ФРГ «О персональных данных», Федеральный закон «О персональных данных» устанавливает специальную категорию персональных данных, касающуюся расовой, национальной принадлежности граждан, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни .
———————————
http://www.gesetze-im-internet.de/bdsg_1990/_3.html

Согласно разъяснениям Роскомнадзора (уполномоченного контролирующего органа в Российской Федерации), если совокупность данных необходима и достаточна для идентификации лица, такие данные следует считать персональными данными, даже если они не включают в себя данные документов, удостоверяющих личность. При этом данные нельзя считать персональными в том случае, если без использования дополнительной информации они не позволяют идентифицировать физическое лицо. К числу данных, которые не могут рассматриваться по крайней мере по отдельности друг от друга в качестве персональных, могут быть отнесены: фамилия, имя, отчество, адрес проживания, электронный адрес, номер телефона, дата рождения. Такие данные должны быть отнесены к персональным данным только в случае, если они хранятся и обрабатываются совместно с идентификаторами, которые сами по себе определяют физическое лицо .
———————————
http://rkn.gov.ru/docs/Otchet_ZPD_rus.pdf с. 22.

Анализ судебных решений, вынесенных в Российской Федерации за последние годы, также позволяет установить, что персональными данными в том числе являются: паспортные данные , данные технического паспорта на дом , адреса места жительства индивидуальных предпринимателей , сведения о пересечении государственной границы , адрес регистрации должностного лица, сведения о его доходах и собственности, распространяемые в не предусмотренных для официальной процедуры форме , данные работника, указанные в трудовом договоре .
———————————
Напр., Апелляционное определение Московского городского суда от 22.05.2014 по делу N 33-14709.
Определение Приморского краевого суда от 28.04.2014 по делу N 33-3718.
Напр., Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 24.04.2014 по делу N 33-4427/2014.
Апелляционное определение Московского городского суда от 10.04.2014 по делу N 33-11688.
Напр., Определение Санкт-Петербургского городского суда от 31.03.2014 N 33-4198/14.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 23.10.2013 по делу N 33-4172/13.

Что касается немецкого законодательства в сфере персональных данных, то помимо специальной категории данных, указанных выше, к персональным данным также относятся данные, полученные в результате профессиональной деятельности (врачебной, страховой и т.п.), персональные данные, связанные с действиями, преследуемыми в уголовном или административном порядке , персональные данные к банковским счетам или кредитным картам .
———————————
http://www.gesetze-im-internet.de/bdsg_1990/__42a.html
http://www.gesetze-im-internet.de/bdsg_1990/__32.html
http://www.gesetze-im-internet.de/bdsg_1990/__42a.html

Отдельно стоит упомянуть о лицах, осуществляющих обработку персональных данных.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О персональных данных» оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующее и (или) осуществляющее обработку персональных данных, а также определяющее цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными. Исходя из определения, статус оператора должен удовлетворять следующим двум обязательным критериям:
— организация и (или) осуществление обработки;
— определение цели обработки персональных данных, состава персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
Закон ФРГ «О персональных данных» не содержит такого понятия, как оператор персональных данных. Вместо этого в параграфе 2 Закона ФРГ «О персональных данных» используются такие термины, как публичное и непубличное учреждение. Причем в части публичных учреждений Закон ФРГ разделяет федеральные учреждения и учреждения земель. Объединения и ассоциации, образованные на условиях частного права, независимо от участия государственных органов также признаются публичными учреждениями, если они действуют за пределами одной земли, или государство имеет мажоритарную долю участия в данном объединении или абсолютное большинство голосов. Непубличными учреждениями являются физические и юридические лица и другие частноправовые ассоциации, не подпадающие под вышеуказанные критерии государственного участия. Все указанные выше публичные и непубличные учреждения вправе заниматься обработкой и использованием персональных данных.

Принципы законодательства о персональных данных

Закон ФРГ «О персональных данных» устанавливает следующие базовые принципы работы с персональными данными:
— обработка персональных данных исключительно с согласия субъекта персональных данных ;
— принцип разумности и экономности использования данных означает, что персональные данные не могут быть использованы неограниченный период времени и по достижении цели их обработки должны быть анонимизированы;
— принцип обработки минимального количества персональных данных. Данный принцип ограничивает запрос у гражданина любых данных ;
— принцип обработки, связанной с достижением цели. Исключение при этом составляет обработка персональных данных субъекта, предоставившего свое согласие на неограниченное целями использование персональных данных;
— принцип прозрачности использования данных означает, что субъект персональных данных имеет право получить информацию о составе персональных данных, бенефициаре или категориях бенефициаров персональных данных, целях хранения персональных данных ;
— принцип адекватной защиты ;
— принцип необходимости, который упоминается практически во всех статьях Закона ФРГ «О персональных данных» означает, что персональные данные могут быть запрошены только в случае, если таковые действительно будут необходимы и возможность обойтись без использования этих данных отсутствует.
———————————
http://www.gesetze-im-intemet.de/bdsg_1990/_4a.html
http://www.gesetze-im-internet.de/bdsg_1990/_3a.html
http://www.gesetze-im-internet.de/bdsg_1990/_19.html
http://www.gesetze-im-internet.de/bdsg_1990/__4b.html

Отметим, что указанные выше принципы следуют из разных статей и глав Закона ФРГ «О персональных данных» и не имеют такого четкого, исчерпывающего перечня, как в российском законодательстве.
Согласно Федеральному закону «О персональных данных», статья 5, к принципам обработки персональных данных относятся следующие:
— обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе;
— обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных;
— не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;
— обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки;
— содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки;
— при обработке персональных данных должны быть обеспечены точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных. Оператор должен принимать необходимые меры либо обеспечивать их принятие по удалению или уточнению неполных или неточных данных;
— хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Примечательным является то, что в отличие от немецкого законодательства российское законодательство о персональных данных, в части базовых принципов, не придает значения роли субъекта персональных данных в информировании самого субъекта персональных данных о способах, целях обработки таких данных. Также в немецком законодательстве отдельно выделен принцип адекватной защиты, который не отмечается в российском законодательстве.
Необходимо также отметить, что часть 8 статьи 14 Федерального закона «О персональных данных» все-таки содержит перечень прав субъекта персональных данных на доступ к его персональным данным. Вместе с тем часть 8 статьи 14 ограничивает права субъекта персональных данных. В частности, право субъекта персональных данных на доступ к его персональным данным может быть ограничено в соответствии с федеральными законами, в том числе если:
1) обработка персональных данных, включая персональные данные, полученные в результате оперативно-розыскной, контрразведывательной и разведывательной деятельности, осуществляется в целях обороны страны, безопасности государства и охраны правопорядка;
2) обработка персональных данных осуществляется органами, осуществившими задержание субъекта персональных данных по подозрению в совершении преступления либо предъявившими субъекту персональных данных обвинение по уголовному делу, либо применившими к субъекту персональных данных меру пресечения до предъявления обвинения, за исключением предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации случаев, если допускается ознакомление подозреваемого или обвиняемого с такими персональными данными;
3) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
4) доступ субъекта персональных данных к его персональным данным нарушает права и законные интересы третьих лиц;
5) обработка персональных данных осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Данные положения об ограничении доступа субъекта персональных данных представляются чрезмерными с учетом фактического дублирования в пунктах 1, 2, 3, 5 ч. 8 ст. 14 Федерального закона «О персональных данных» норм специальных законов, регулирующих вопросы безопасности государства. Кроме того, положение пункта 4 ч. 8 ст. 14 Федерального закона N 152-ФЗ «О персональных данных», в соответствии с которым доступ к персональным данным может быть ограничен, если доступ субъекта персональных данных к его персональным данным нарушает права и законные интересы третьих лиц, по нашему мнению, создает правовую неопределенность, поскольку не указано, в каких именно случаях может применяться данное положение закона, каков механизм реализации данного ограничения. Отсутствие подробного регулирования в этой части потенциально может вести к злоупотреблению данным правом.
Что касается действий, производимых с персональными данными, то российский и немецкий законы оперируют таким понятием, как «обработка персональных данных».
Обработка персональных данных согласно определению, данному в статье 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных», — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
Законодатель также вводит понятие «автоматизированная обработка персональных данных», под которой понимается обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники. Таким образом, автоматизированная обработка персональных данных является частным случаем обработки персональных данных по отношению к действиям по обработке персональных данных как таковых. Федеральный закон не содержит специальных требований, применяемых к неавтоматизированной обработке информации, следовательно, к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных применяются одни и те же требования.
Этот вывод также следует из разъяснений представителей надзорного органа (Роскомнадзора) термина «база данных», в соответствии с которым база данных — любой упорядоченный массив информации вне зависимости от материального носителя. Таким образом, вне зависимости от материального носителя баз персональных данных (электронной или бумажной, в том числе написанной от руки) к обработке информации предъявляются одинаковые требования.
Немецкий законодатель руководствуется иным подходом. Согласно определению, автоматизированная обработка персональных данных — это сбор, обработка и использование персональных данных с использованием электронных вычислительных средств . Обработка персональных данных — это действия по сохранению, изменению, передаче, блокировке, удалению данных. Таким образом, законодательство устанавливает ключевой критерий — воздействие на данные каким-либо образом. Такое понятие, как использование, является вспомогательным понятием согласно параграфу 3 пункту 5 Закона ФРГ «О персональных данных», т.е. применение данных без непосредственного воздействия на них.
———————————
http://www.gesetze-im-internet.de/bdsg_1990/_3.html

Для автоматизированной обработки персональных данных обязательно уведомление об обработке персональных данных в адрес уполномоченного органа, наличие назначенного ответственного за обработку персональных данных в государственном органе, муниципальном органе, у юридического или физического лица. Для автоматизированной обработки персональных данных действует презумпция вины. В то время как для неавтоматизированной обработки персональных данных таких требований в Законе ФРГ «О персональных данных» не установлено. Однако из этого не следует, что неавтоматизированная обработка данных законодателем не регулируется. При неавтоматизированной обработке персональных данных ответственность наступает в общем порядке по нормам Германского гражданского уложения и может быть как договорной, так и деликтной — при наличии вины. Например, в отношении неавтоматизированного сбора персональных данных в медицинских целях в параграфе 28 Закона ФРГ «О персональных данных» устанавливаются специальные требования в части соблюдения врачебной тайны. Ответственность за несоблюдение таких требований предусмотрена в Уголовном кодексе ФРГ параграф 203, абз. 1 и 3 .
———————————
http://www.gesetze-im-intemet.de/bdsg_1990/BJNR029550990.html

В отношении типов действий отметим, что если российское законодательство оперирует только одним термином — «обезличивание», которое также включено в понятие обработки персональных данных, то в немецком законодательстве различаются такие действия, как «анонимизация» и «псевдонимизация» данных. При этом указанные действия также обработкой персональных данных не являются. При «анонимизации» действия по идентификации личности связаны со значительными временными и финансовыми затратами, а «псевдонимизация» позволяет существенно усложнить или вовсе исключить возможность идентификации личности.
Необходимо отметить, что Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» оперирует еще одним понятием — «трансграничная передача данных». Согласно статье 3 Федерального закона трансграничная передача персональных данных — это передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу. Таким образом, законодатель вводит специальный подтип передачи персональных данных на территорию иностранного государства и устанавливает в статье 12 Федерального закона для такой передачи дополнительные правила. В частности, согласно данной статье трансграничная передача может осуществляться как в страны, обеспечивающие адекватную защиту персональных данных, так и не обеспечивающие ее. К странам с адекватной защитой относятся страны, являющиеся сторонами Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных.
Трансграничную передачу также возможно осуществлять в страны, не обеспечивающие адекватной защиты в случаях:
1) наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных;
2) предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
3) предусмотренных федеральными законами, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также обеспечения безопасности устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства;
4) исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных;
5) защиты жизни, здоровья, иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных или других лиц при невозможности получения согласия в письменной форме субъекта персональных данных.
Закон при этом не устанавливает, какими преимуществами обладает трансграничная передача данных в страны, обеспечивающие адекватную защиту данных, и не предусматривает какой-либо упрощенный механизм передачи данных в этом случае.
В немецком законодательстве понятие трансграничной передачи данных как таковое отсутствует. Порядок передачи персональных данных за рубеж урегулирован в § 4b, § 14, § 15, § 28 — 30a и т.д. Закона ФРГ «О персональных данных». При этом законодатель разделяет процедуры передачи персональных данных органам власти и юридическим и физическим лицам. Также разделяются процедуры сбора персональных данных с целью их последующей передачи:
— в коммерческих целях;
— в коммерческих целях в анонимной форме;
— в коммерческих целях для исследования мнений или рынка.
В соответствии с данными параграфами передача персональных данных допускается в страны — члены ЕС, страны — участники Соглашения о Европейском экономическом пространстве, органы ЕС, а также иные иностранные государства . При этом закон не устанавливает обязательных требований к локализации тех или иных типов персональных данных.
———————————
http://www.gesetze-im-internet.de/bdsg_1990/_4b.html

Передача персональных данных должна основываться на обеспечении адекватности защиты персональных данных, однако согласно положениям Закона такая адекватность оценивается с учетом всех обстоятельств, которые возникают в связи с необходимостью обработки персональных данных. В частности, характер данных, цель обработки персональных данных, продолжительность предлагаемой обработки, страны происхождения и страны назначения, правила, применимые к получателю персональных данных. Среди прочих критериев адекватной защиты в коммерческих целях передачи персональных данных являются в том числе отсутствие оснований полагать, что субъект персональных данных заинтересован в запрете обработки данных, данные были взяты из открытых источников.
Что касается персональных данных в России, то одно из самых последних изменений Федерального закона «О персональных данных», вступивших в силу 1 сентября 2015 года, оказалось наиболее спорным: законодатель систематизировал перечень действий в отношении персональных данных, которые должны производиться исключительно на территории Российской Федерации, и какие могут быть произведены за рубежом.
Итак, согласно нововведениям на территории Российской Федерации должны осуществляться:
— запись;
— систематизация;
— накопление;
— хранение;
— — уточнение (обновление, изменение);
— извлечение персональных данных граждан Российской Федерации.
Такие действия, как:
— сбор;
— использование;
— передача (распространение, предоставление, доступ);
— обезличивание;
— блокирование;
— удаление;
— уничтожение,
могут осуществляться не на территории Российской Федерации.
Данное нововведение фактически обязывает к переносу баз данных с информацией о российских гражданах, находящихся за рубежом, на территорию Российской Федерации, что в свою очередь связано со значительными временными и финансовыми издержками.
При этом, например, немецкое законодательство не создает необходимости производить определенные действия исключительно на территории ФРГ. Анализ Закона ФРГ «О персональных данных» позволяет установить, что требования закона базируются на принципе адекватной защиты, в соответствии с которым обязательного получения разрешения для сбора, передачи и обработки персональных данных в страны с адекватной защитой не требуется, и наоборот: обработка и передача информации в страны, не обеспечивающие адекватную защиту, требуют наличия такого согласия.
Что касается содержания согласия на обработку персональных данных, то Закон ФРГ «О персональных данных» устанавливает лишь общие требования к такому согласию. Согласие предоставляется на добровольной основе, для определенной цели сбора, обработки или использования, а также в связи с определенными потребностями и обстоятельствами. Также необходимо указать на последствия непредоставления такого согласия. Согласие предоставляется в письменной форме, если обстоятельства не требуют предоставления согласия в иной форме. Предоставление согласия на использование персональных данных в научных целях требует обязательной письменной формы. В отношении специальной категории данных устанавливается обязательность указания типа таких данных в согласии на обработку .
———————————
http://www.gesetze-im-intemet.de/bdsg_1990/_4a.html

Положения о содержании согласия об обработке персональных данных в российском законодательстве урегулированы более подробно в статье 9 Федерального закона «О персональных данных». Федеральный закон устанавливает, что согласие предоставляется на основании волеизъявления субъекта персональных данных или его законного представителя. Что касается формы согласия, то оно предоставляется в любой, позволяющей подтвердить факт его получения, форме. Таким образом, российское законодательство не устанавливает обязательных требований к письменной форме, однако обязательство доказывания наличия согласия возлагается на лицо, осуществляющее обработку данных. Таким образом, российское законодательство, так же как и немецкое, устанавливает презумпцию вины оператора персональных данных. Кроме того, статьей 9 Федерального закона «О персональных данных» также устанавливается примерное содержание согласия о персональных данных, которое должно включать:
1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;
2) фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных);
3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;
4) цель обработки персональных данных;
5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;
6) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;
7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;
8) срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;
9) подпись субъекта персональных данных.
Федеральный закон «О персональных данных» в части 8 статьи 9 устанавливает, что персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия определенных оснований. Такими основаниями могут служить: обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом; персональные данные сделаны общедоступными субъектом персональных данных и т.п. При этом в Федеральном законе, по нашему мнению, допущена некоторая юридико-техническая неточность. В части 1 статьи 9 Федерального закона «О персональных данных» указывается, что персональные данные могут быть предоставлены как субъектом персональных данных, так и его представителем. В части 6 статьи 9 Федерального закона «О персональных данных» установлено, что согласие на обработку персональных данных может быть предоставлено представителем только в случае недееспособности лица. Однако в части 8 устанавливается ограничение получения персональных данных от лица, не являющегося субъектом персональных данных. В число указанных ограничений не внесена оговорка о том, что недееспособность также является основанием предоставления согласия от представителя недееспособного лица. Таким образом, может возникнуть ситуация, при которой оператор может отказать представителю в обработке персональных данных в связи с отсутствием такого основания в Федеральном законе. Изложение законодательной нормы в такой форме может привести к правовой неопределенности. С точки зрения юридической техники, в начале статьи стоят более общие положения, а потом указываются частные случаи. Законодатель отдельно выделил пункт, посвященный недееспособным лицам. Это может выступить основанием к ограничительному толкованию положений ст. 9 ФЗ и свести получение согласия через представителя до этого единичного случая. Тогда применение ч. 8 данной статьи, в которой также упоминается получение согласия через представителя, становится непонятным. Следовательно, необходимо или исключить часть 6, или дополнить ее положением о представителях по доверенности.
Проведенное выше исследование дает основания полагать, что, несмотря на общность подходов в регулировании персональных данных в России и Германии, некоторые механизмы все-таки различны. В России институт персональных данных возник относительно недавно и находится на этапе становления. Законодательство о персональных данных в Германии имеет более длинную историю, возможно именно этот фактор влияет на процесс правового регулирования и законодательную технику. В частности, в законодательстве ФРГ механизм передачи персональных данных за рубеж является более совершенным ввиду более детальной проработки положений об адекватной защите персональных данных. Что касается принципов, на которых базируется законодательство о персональных данных, то они также допускают больший контроль за использованием информации о персональных данных.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Alexander Genz: Datenschutz in Europa und den USA. Deutscher Universitats-Verlag. Wiesbaden 2004. ISBN 3-8244-2185-2. S. 9. .
2. Статус Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (ETS N 108) (Страсбург, 28 января 1981 года) // СПС «КонсультантПлюс».
3. Федеральный закон N 152-ФЗ «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. // Российская газета. Федеральный выпуск N 4131(0) от 29.07.2006.