Закон о полиции о субсидиях

Оглавление:

Жилищные субсидии для сотрудников полиции

Получение жилищной субсидии для сотрудников полиции регламентируются согласно Федеральному закону № 247-ФЗ, где обозначен механизм обеспечения жильем сотрудников полиции путем получения единовременной социальной выплаты (субсидии) для приобретения или строительства жилого помещения.

При этом, правила предоставления единовременной социальной выплаты регламентируются Постановлением Правительства РФ № 1223 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации».

Порядок предоставления субсидии

Порядок предоставления единовременной социальной выплаты сотрудникам полиции регламентируется статьей 4 Федерального закона № 247.

Сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет* в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
_______________________
* Стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел, и что в него включается — определено статьей 38 закона № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при условии, что сотрудник:

  • не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
  • является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
  • проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
  • является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
  • проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
  • проживает в общежитии;
  • проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
  • Мы подберем для Вас квартиру в Санкт-Петербурге или Ленинградской области.
  • Работаем со вторичным рынком и новостройками.
  • При необходимости доплаты — помощь в подборе кредитных программ.
  • Минимальные сроки.
  • Анализ налоговых последствий.
  • Все консультации бесплатны.
  • Мы уже помогли реализовать субсидии сотням семей.

Нужно купить квартиру в СПб по субсидии сотрудника полиции?
Нужно купить квартиру в СПб по субсидии сотрудника полиции?
ОБРАЩАЙТЕСЬ!
ОБРАЩАЙТЕСЬ!

Единовременная социальная выплата предоставляется не позднее одного года со дня гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел в равных частях членам семьи, а также родителям сотрудника погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, при условии, что у погибшего (умершего) сотрудника было право на единовременную социальную выплату.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством РФ.

Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами РФ, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.

Сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Предоставление жилого помещения в собственность

Для лиц, имеющих право на получение социальной выплаты, статьей 5 Федерального закона № 247 предусматривается предоставление жилого помещения в собственность.

  1. По решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел жилое помещение, приобретенное (построенное) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, может быть предоставлено в собственность следующим лицам, имеющим право на единовременную социальную выплату:
    • в равных долях членам семьи сотрудника, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел;
    • инвалидам I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел.
  2. Предоставление жилого помещения в собственность лицам, имеющим право на единовременную социальную выплату, осуществляется в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ, и в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения.
  3. За вдовами (вдовцами) сотрудников, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, право на предоставление жилых помещений в собственность сохраняется до повторного вступления в брак.

Предоставление жилого помещения по договору социального найма

Статья 6 Федерального закона № 247 позволяет гражданам, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года, на выбор: либо получить жилое помещение по договору социального найма, либо единовременную социальную выплату.

  1. Сотрудникам, гражданам РФ, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
  2. Сотрудникам, гражданам РФ, уволенным со службы в органах внутренних дел и стоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата (субсидия).

Норма предоставления площади жилого помещения

Норматив предоставления площади жилого помещения в собственность или по договору социального найма определяется статьей 7 Федерального закона № 247 и составляет:

  • 33 квадратных метра общей площади жилого помещения — на одного человека;
  • 42 квадратных метра общей площади жилого помещения — на семью из двух человек;
  • 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи — на семью из трех и более человек.

Размер единовременной социальной выплаты определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения.

Сотрудники, имеющие специальное звание полковника полиции (юстиции, внутренней службы) и выше, и граждане РФ, уволенные со службы в органах внутренних дел и стоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в этих специальных званиях, а также сотрудники, имеющие ученые степени или ученые звания, имеют право на дополнительную площадь жилого помещения размером 20 квадратных метров. А при определении размера единовременной социальной выплаты, учитывается дополнительная площадь жилого помещения размером 15 квадратных метров.

С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного или жилого дома, размер общей площади жилых помещений может превышать размер общей площади, установленный в соответствии с нормой предоставления площади, но не более чем на 9 квадратных метров.

Предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений

Предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, денежная компенсация за их наем регулируется статьей 8 Федерального закона № 247.

  1. Сотруднику, не имеющему жилого помещения в населенном пункте по месту службы, и совместно проживающим с ним членам его семьи может предоставляться служебное жилое помещение (при переводе сотрудника на новое место службы в другой населенный пункт) или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в соответствии с законодательством РФ.
  2. Не имеющим жилого помещения в населенном пункте по месту службы признается сотрудник:
    • не являющийся нанимателем, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником или членом семьи собственника жилого помещения;
    • являющийся нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником или членом семьи собственника жилого помещения, но не имеющий возможности ежедневно возвращаться в указанное жилое помещение в связи с удаленностью места его нахождения от места службы.
  3. Сотрудник, которому предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, заключает с территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда в порядке и на условиях, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники. В указанном договоре определяется порядок предоставления, оплаты, содержания и освобождения жилого помещения специализированного жилищного фонда.
  4. В случае отсутствия жилых помещений специализированного жилищного фонда соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, ежемесячно выплачивает сотруднику, не имеющему жилого помещения по месту службы, денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ.
  5. Члены семьи сотрудника, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, совместно с ним проживавшие, имеющие право на получение единовременной социальной выплаты, проживающие в жилом помещении специализированного жилищного фонда и не являющиеся нанимателями жилого помещения по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения или членами семьи собственника жилого помещения, независимо от того, состоят они на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты или нет, приобретают права нанимателя указанного жилого помещения и не могут быть выселены из него до приобретения (получения) иного жилого помещения.
  6. Члены семьи сотрудника, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, совместно с ним проживавшие, имеющие право на получение единовременной социальной выплаты, не обеспеченные жилым помещением специализированного жилищного фонда и не являющиеся нанимателями жилого помещения по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения или членами семьи собственника жилого помещения, имеют право на ежемесячную денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, до истечения трех месяцев со дня получения единовременной социальной выплаты.
  7. За вдовами (вдовцами) сотрудников, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, право на ежемесячную денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения сохраняется до повторного вступления в брак.

Предоставление жилых помещений сотрудникам, замещающим должность участкового уполномоченного полиции

Регулируется статьей 9 Федерального закона № 247.

  1. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел предоставляет сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, не имеющему жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, и совместно проживающим с ним членам его семьи жилое помещение специализированного жилищного фонда в течение шести месяцев со дня вступления в указанную должность.
  2. В случае отсутствия на территории муниципального образования жилого помещения специализированного жилищного фонда, сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и совместно проживающим с ним членам его семьи орган местного самоуправления предоставляет жилое помещение муниципального жилищного фонда.
  3. В случае отсутствия на территории муниципального образования жилых помещений специализированного и муниципального жилищного фонда, территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел арендует в соответствии с законодательством РФ для сотрудника, замещающего должность участкового уполномоченного полиции, и совместно проживающих с ним членов его семьи иное жилое помещение.
  4. В случае перевода сотрудника, замещающего должность участкового уполномоченного полиции, на должность, не связанную с выполнением обязанностей участкового уполномоченного полиции на территории соответствующего муниципального образования, указанный сотрудник и совместно проживающие с ним члены его семьи обязаны освободить занимаемое жилое помещение.
  5. Жилые помещения муниципального жилищного фонда, предоставленные органом местного самоуправления сотрудникам, замещающим должность участкового уполномоченного полиции, могут быть в течение пяти лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона переданы на возмездной основе в федеральную собственность в целях формирования специализированного жилищного фонда федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Порядок и условия возмездной передачи указанных жилых помещений определяются Правительством РФ.

Получателей субсидий обязали декларировать всех членов семьи

В Минсоцполитики, с 1 мая 2018 года изменившем форму декларации о доходах для получении субсидии, разъяснили, по каким правилам теперь компенсируют затраты семьям, где один из ближайших родственников фактически проживает отдельно.

«Есть немало семей, в которых человек прописан по одному адресу, а жена и дети — по другому. К примеру, муж работает, жена — в декретном отпуске или вообще не работает. Ранее таким семьям, с учетом того, что супруга зарегистрирована с детьми в доме одна, предоставлялась большая субсидия. Доходы мужа не учитывались, но деньги ежемесячно приносил в эту семью именно он», — говорится в сообщении, размещенном на страничке правительственного портала в Facebook.

По новым правилам, теперь декларировать необходимо доходы всех членов семьи (мужа, жены и несовершеннолетних детей), даже тех, которые зарегистрированы по другим адресам. При этом нужно принять во внимание, что социальные нормы жилья и социальные нормативы жилищно-коммунального обслуживания по адресу домохозяйства на таких лиц (не зарегистрированных) не рассчитываются.

Как ранее сообщали «ФАКТЫ», украинцам выплатят «живые деньги» за сэкономленные газ и электроэнергию.

Субсидии по-новому: для льгот нужно регистрировать доходы всей семьи

Минсоцполитики изменили форму декларации о доходах для получателей субсидии. Теперь в ней необходимо указывать доходы всех членов семьи.

Подобное правило касается тех семей, где все ее члены прописаны по разным адресам – допустим, жена и дети по одному, а муж – по-другому. Кроме того, это правило касается и тех семей, где один человек не может работать – к примеру, находится в декрете или вообще не работает.

В таких случаях семьи до 1 мая получали субсидию большую и без учета доходов мужа. Кроме того, на дом или квартиру, где прописан человек, оформлялась субсидия исходя из количества незарегистрированных, а фактически проживающих лиц. Теперь же в декларациях необходимо указывать доходы всех членов семьи и даже тех, кто зарегистрирован по другому адресу.

При этом соцнормы жилья социальные нормативы жилищно-коммунального обслуживания по адресу домохозяйства на таких лиц не рассчитываются.

В случае представления неполных или недостоверных сведений управления социальной защиты населения может отказать в назначении жилищной субсидии или прекратить ее предоставлять. Кроме того, получателю субсидии придется вернуть излишне перечисленную (выплаченную) сумму субсидии.

Ранее мы сообщали о том, что украинцы массово начали отказываться от своих субсидий.

Субсидии по-новому: кто сможет рассчитывать на помощь государства

Что изменится для получателей разных видов госпомощи и кому ее больше не дадут?

1 мая, когда начался очередной перерасчет субсидий по жилищно-коммунальным услугам на новый период, вступили в силу и новые правила начисления этого вида помощи. Согласно им, украинцам, которые претендуют на субсидии, теперь будут предъявлены более жесткие требования. Одни их называют антигуманными, другие – справедливыми и необходимыми. А в Кабмине не скрывают, что цель ужесточения правил – уменьшение количества получателей. В то же время чиновники уверены, что новые ограничения не коснутся тех, кто реально нуждается в поддержке — пенсионеров и малообеспеченных людей, зато уменьшат количество злоупотреблений, и вытеснит из числа получателей субсидий тех, кто живет небедно, но скрывает свои доходы. «АиФ» решил разобраться в сути нововведений.

ЯЗЫКОМ ЦИФР

— 993,4 грн составил средний размер субсидии для одной семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг в декабре 2017

— на 43,4% за 2017 год уменьшилась в целом сумма субсидий по сравнению с 2016-м.

ПО ВСЕЙ СТРОГОСТИ

Шесть острых углов для получателей субсидий

Лишние «квадраты»

Первые кандидаты на отказ в получении субсидий — владельцы больших домов и квартир. Тем, у кого площадь квартиры превышает 120 кв. м, а площадь особняка – 200 кв. м, платить за коммуналку придется в полном объеме, независимо от того, сколько человек там зарегистрированы и кто они по статусу. Исключение из этого правила – только детские дома семейного типа и приемные семьи. В Кабмине объясняют, что эта норма принята для того, чтобы не допустить случаев, когда в огромных виллах зарегистрирован один пенсионер с минимальной пенсией, которому невозможно было отказать в получении субсидий.

«В прошлом отопительном сезоне субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг получили почти 53 тыс. владельцев домов, площадь которых превышает 200 кв. м, и квартир, больше 120 кв. м, — говорит министр соцполитики Андрей РЕВА. – Если точнее, то субсидии получили 24,4 тыс. владельцев элитных домов и 28,5 тыс. семей, владеющих элитными квартирами».

По регионам ситуация с получением этими людьми субсидий весьма разнообразна. Так, по информации министра, в Луганской обл. субсидии получили 55 семей, владеющие домами площадью более 200 кв. м, а во Львовской обл. – 5 тыс. семей, имеющие такие же дома. А среди получателей субсидий тех, у кого квартиры больше 120 кв. м — в Донецкой обл. 113 семей, во Львовской – 5 тыс. семей.

Новые машины

Откажут в субсидиях и тем, у кого есть автомобиль или другое транспортное средство, например, мотоцикл, в «возрасте» не старше пяти лет. Исключение – мопеды, а также автомобили, полученные безвозмездно или приобретенный на льготных условиях через органы соцзащиты населения.

Впрочем, субсидия владельцу нового авто может быть все же назначена по решению комиссии, если он докажет, что оказался в сложных жизненных обстоятельствах (длительное лечение и т.д.). Но информацию о наличии машины обязательно нужно указывать в декларации. Скрыть это вряд ли удастся, поскольку органы соцзащиты будут получать данные из реестра владельцев транспортных средств, который ведут в МВД.

Доходы в тени

С целью борьбы с теневой занятостью доход официально не работающих украинцев трудоспособного возраста, которые не стоят на учете в центре занятости, будет учитываться на уровне трех прожиточных минимумов для трудоспособных лиц — сейчас это 5,286 тыс. грн. Также в новой редакции Порядка назначения субсидий предусмотрено, что семьи, в которых есть совершеннолетние дети (внуки, племянники и т.д.), но они не работают, не является студентами дневной формы обучения, не служат в армии, не стоят на учете в центре занятости, — не могут претендовать на субсидии. Также не смогут претендовать на субсидии и те, кто сдает в аренду свое жилье, но официально это не оформляет. Из списка получателей госпомощи на оплату коммуналки, как и раньше, вычеркнут и тех, кто совершил покупку на сумму больше 50 тыс. грн.

Заграница не поможет

Не получат субсидии и те, кто более 60 дней находился за границей в течение периода, за который учитываются доходы, поскольку велика вероятность того, что человек в это время зарабатывал за рубежом. Однако эти ограничения не касаются тех, кто был за границей на лечении, учебе или в служебной командировке. Но все это надо подтвердить соответствующими документами. Информацию о пересечении претендентами на получение субсидий границы органы соцзащиты населения будут получать от Госпогранслужбы, так что скрыть свои заграничные поездки не удастся.

Соцнормы «худеют»

Параллельно с новыми правилами предоставления субсидий уменьшаются и соцнормы потребления газа (с 5 до 4,5 куб./кв. м) и электричества для отопления (с 51 до 30 кВт / ч на кв. м). Поскольку субсидия рассчитывается именно на социальную норму, то жители частного сектора и те, кто пользуется индивидуальным отоплением, автоматически получат меньшие суммы субсидий в следующем отопительном сезоне 2018-2019 г. г.

Всевидящее око

За четким выполнением новых правил назначения субсидий будут тщательно следить комиссии, созданные при местных органах соцзащиты населения. Они будут проверять и перепроверять полученную от претендентов информацию, посещать их дома, чтобы определить реальный уровень жизни семьи. Но, в принципе, в каких-то случаях, учитывая конкретные тяжелые жизненные обстоятельства, эти комиссии могут сделать какие-то уступки. Но никаких послаблений не получат те, кто живет в больших, превышающих нормы, квартирах и домах.

КОМУ УПРОСТИЛИ ЖИЗНЬ?

А вот переселенцам стало проще получить субсидии. Начиная с 1 мая, им даже не нужно будет предоставлять договор аренды жилья для оформления субсидии. Чтобы получить ее, им нужно написать заявление, подать декларацию о доходах всех членов семьи. Комиссия из органов соцзащиты посетит их жилье и составит акт обследования материально-бытовых условий. На этом основании и будет предоставлена субсидия.

НОВЫЙ ГРАФИК

Раньше субсидию переназначали на новый период один раз в год — в мае, и отдельно рассчитывали размер ее на летнее и зимнее время. Теперь же, в соответствии с новыми правилами, это будет происходить дважды в год — в мае и в октябре. В мае 2018 года при переназначении субсидий на неотапливаемый период будут учитываться доходы за 3-й и 4-й квартал 2017 года. А в октябре, на отопительный период, — за 1-й и 2-й кварталы 2018 года.

ВСЕХ ПРОВЕРЯТ, НАРУШИТЕЛЕЙ НАКАЖУТ

В Кабмине предполагают, что с введением новых правил примерно 15-20 % из тех, кто сегодня получает субсидии, — лишатся этой помощи от государства. Но некоторые эксперты считают, что без субсидий останется намного больше украинцев.

«У нас 44% семей получают госпомощь на оплату коммуналки в то время, как в других странах подобная помощь предоставляется только 10% граждан, — говорит президент Украинского аналитического центра Александр ОХРИМЕНКО. – Причем, у нас есть те, кто обворовывает бюджет, будучи вполне состоятельным. Думаю, что после принятых Кабмином мер с нового отопительного сезона получателей субсидий станет на треть меньше, из количество их уменьшится от примерно 6 млн до 2 млн семей».

Тех, кто попытается обмануть государство ради получения субсидии, будут жестко наказывать – потребуют вернуть полученные в качестве субсидий средства в трехкратном размере. Ну а чтобы не было никакого обмана, тех, кому предоставят субсидии, постоянно будут проверять. Этим будут заниматься уже упомянутые комиссии.

Кстати, не исключено, что уже в ближайшее время контроль за получателями госпомощи станет еще более жестким. Это произойдет после того, как в парламенте проголосуют и примут соответствующий законопроект, подготовленный и предложенный Минфином. Этот документ предлагает проверки получателей субсидий проводить в три этапа.

Первый этап – превентивная верификация

Человеку, претендующему на субсидии (а также – на пенсии, различные виды помощи, льготы, субсидии, стипендии, которые осуществляются за счет средств государственного и местных бюджетов, Пенсионного фонда, фондов общеобязательного государственного социального страхования), необходимо предоставить данные о доходах и имуществе. Эти данные проверяются с помощью специальной информационно-аналитической платформы — автоматизированной системы накопления, обработки и анализа информации. Впоследствии на этой платформе будет собрано полное досье на каждого украинца, так что в перспективе исчерпывающую информацию о многих из нас контролирующий орган сможет получать практически в один клик.

Второй этап — текущая верификация

Этот вид проверок предусматривает мониторинг уже во время предоставления (и получения) социальной помощи. Текущая проверка включает:

— проведение систематических проверок информации обо всех, кто получает государственные выплаты,

— выявление несоответствий в автоматизированных информационных и справочных системах, реестрах, базах данных и других источниках информации,

— анализ данных, полученных с помощью информационно-аналитической платформы.

Выходит, что если человеку начали платить субсидию, а он через 2-3 месяца купил машину, субсидию у него отберут.

Третий этап — ретроспективная верификация (после завершения выплат)

На этом этапе чиновники уже после окончания выплат (но не позже, чем через три года) проверят, насколько законно человек их получал. При выявлении недостоверной информации, на основании которой были назначены выплаты, получателю придется вернуть полученные средства.

«ЖИВЫЕ» ДЕНЬГИ

Не позже чем с 1 января 2019 года, согласно закону «О жилищно-коммунальных услугах», субсидии будут выплачивать наличными деньгами. То есть, будет введена монетизация субсидий. Чиновники обещают, что реализация этого давно обещанного новшества начнется к концу 2018-го.

«Вводить монетизацию субсидий на жилищно-коммунальные услуги предусмотрено в один этап, — говорит директор департамента государственной социальной помощи Минсоцполитики Виталий МУЗЫЧЕНКО. – Для выдачи этих денег потребителям сейчас разрабатываются механизмы. Эти деньги могут перечисляться на определенные банковские счета и могут выдаваться на руки, но, очевидно, необходимо будет каким-то образом обеспечивать целевое использование этих средств».

Под целевым использованием, по словам чиновника, подразумевается оплата коммунальных услуг, а, в случае экономии на услугах, использование «лишних» денег на энергомодернизацию домов. В. Музыченко также уточнил, что монетизация никаким образом не повлияет на показатели субсидий – ни на их размер, ни на количество получателей.

«Монетизацию субсидий обязательно надо вводить, — считает директор спецпроектов научно-технического центра «Психея» Геннадий РЯБЦЕВ. – Но для этого надо четко понимать кому именно начислять эти «живые» деньги. Ведь сейчас у нас 8,8 млн домохозяйств получают какие-то возмещения. Для этого необходимо выдать такое же количество платежных карт. А это — дополнительные затраты. Кроме того, чтобы реально провести монетизацию, количество субсидиантов необходимо уменьшить с нынешних, как предполагают, 59% до максимум 25%. Ведь субсидии не берутся из воздуха. Их платят те, кто может платить за услуги. Таким образом они рассчитываются не только за себя, но и за тех, кто такой возможности не имеет».

МНЕНИЕ КУШНИРУКА

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ «МЕРТВЫХ» ДУШ?

«Кабмин принял решение о создании в Украине единого государственного реестра получателей субсидий. Считаю, что это очень правильное решение, которое назрело очень давно и которое поможет наконец-то навести порядок в вопросе получения соцпомощи от государства. А заодно – избавиться от «мертвых душ» и тех, кто в этой помощи вовсе и не нуждается, но не считает зазорным получать ее.

Ведь у нас сейчас такая сложилась ситуация, что точно никто и не знает, сколько конкретно субсидий и другой помощи из госбюджета (и местных бюджетов) получают украинцы. По неофициальным данным, у нас примерно от 13-15 млн человек до 20 млн граждан – льготники и получатели соцпомощи. И, самое главное, что нет никакого реального представления о том, кто на самом деле нуждается в этой помощи, а кто ее получает совершенно незаслуженно. К тому же не ясно, нет ли в этом огромном списке якобы неимущих, которым помогает государство, «мертвых» душ?

Беда в том, что все эти списки раскиданы по разным реестрам, они находятся в разных местах и населенных пунктах. И эта ситуация создает отличные условия для «введения» в списки «нуждающихся» в помощи от государства несуществующих людей — «мертвых душ». В такой нечеткой и непонятной ситуации это вполне возможно.

Поэтому ужесточение правил для получателей субсидий и других видов государственной помощи для нас крайне необходимы. Они нужны были еще вчера. И крайне необходимо введение единого реестра получателей субсидий и другой помощи от государства. Причем, этот реестр должен быть таким, чтобы с ним все время можно было работать: проверять-перепроверять, жив ли человек, которому начисляют субсидию, не изменились ли у него условия и обстоятельства жизни, не стали ли другими его доходы, делает ли он сам что-то для того, чтобы больше не нуждаться в госпомощи, а также — чем занимаются и как зарабатывают деньги все члены его семьи. Ответы на все эти вопросы помогут сделать правильный вывод на счет того, нужна ли человеку и его семье государственная помощь.

В принципе, я считаю, помогать тем, кому трудно, государство должно. Но раздавать деньги из бюджета тем, кто в них не особо нуждается – неправильно.

Борис КУШНИРУК, экономист, председатель экспертного совета Украинского аналитического центра.

Подаем более детальное разъяснение изменений относительно жилищных субсидий:

I. Кому нужно обратиться за переоформлением субсидии. С 1 мая 2018 года жилищная субсидия назначается только после представления новых заявления и декларации, если в составе домохозяйства являются:

  • лица, которые не имеют доходов или их среднемесячный совокупный доход меньше, чем размер минимальной заработной платы, и/или они не уплатили единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в размере, не меньшем чем минимальный, суммарно в течение трех месяцев в периоде, за который учитываются доходы для назначения жилищной субсидии;
  • внутренне перемещенные лица;
  • лица, члены семьи не зарегистрированные по адресу;
  • лица, которые являются арендаторами жилых помещений (домов);
  • лица, зарегистрированные в жилом помещении (доме), но фактически в нем не проживающие.

II. Утверждено Положение о порядке назначения жилищных субсидий в новой редакции. Следовательно, теперь:

1. Семья потеряет право на субсидию, если:

1) общая площадь жилого помещения превышает 120 кв. м для квартиры и 200 кв. м для дома (кроме ДДСТ и приемных семей);

2) любое из домохозяйства имеет в своем владении транспортное средство, с даты выпуска которого прошло менее чем пять лет (кроме мопеда). Но не учитываются транспортные средства, полученные безвозмездно или приобретенные на льготных условиях через подразделения соцзащиты,

3) в составе домохозяйства или в составе семьи члена домохозяйства есть трудоспособные лица: у которых вообще отсутствуют доходы, которые учитываются при назначении жилищной субсидии; их среднемесячный совокупный доход меньше, чем размер минимальной заработной платы, установленной на начало периода; за который учитываются доходы для назначения жилищной субсидии (минимальная заработная плата на начало периода, за который учитываются доходы для назначения субсидии в мае 2018 года – 3200 грн); и/или они не уплатили единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в размере не меньшем, чем минимальный, суммарно в течение трех месяцев в периоде, за который учитываются доходы для назначения жилищной субсидии (субсидия с 1 мая 2018 года доходы учитываются за III-IV кварталы 2017 года, минимальный социальный взнос 22% от минимальной заработной платы в 2017 году – 3200 грн составляет 704 грн, соответственно 704 грн х 3 мес. = 2112 грн).

Ограничения, предусмотренные в этом пункте, не касается лиц, которые:

  • учились по дневной форме обучения
  • зарегистрированы в службе занятости как ищущие работу, и в этот период обучались в центрах профессионально-технического образования Государственной службы занятости;
  • получали хотя бы один из следующих видов дохода: пенсию; стипендию; помощь при рождении (усыновлении) ребенка; помощь лицам с инвалидностью с детства и детям с инвалидностью; помощь по уходу за лицами с инвалидностью І И II группы вследствие психического расстройства; помощь лицам, которые не имеют права на пенсию, и лицам с инвалидностью; временную государственную социальную помощь неработающему лицу, достигшему общего пенсионного возраста, но не приобретшему право на пенсионную выплату; пособие по безработице;

4) любой из домохозяйства или член семьи домохозяйства в течение 12 месяцев перед обращением за назначением жилищной субсидии осуществил покупку или приобрел право собственности на земельный участок, квартиру (дом), транспортное средство (механизм), строительные материалы, другие товары долгосрочного потребления или оплатил (единовременно) любые услуги на сумму, превышающие 50 тыс. гривен;

5) просроченная свыше двух месяцев задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, общая сумма которой превышает 20 необлагаемых минимумов доходов (340 грн).

2. Субсидия может быть назначена по решению комиссии, исходя из конкретных сложившихся обстоятельств, кроме случая, когда общая площадь превышает 120 кв. м для квартиры и для дома 200 кв м).

Положительное решение комиссии о назначении жилищной субсидии может быть принято только в случае, когда лица, у которых отсутствуют доходы, среднемесячный совокупный доход меньше, чем размер минимальной заработной платы и/или они не уплатили единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование:

  • находятся в сложных жизненных обстоятельствах, вызванных длительной болезнью, что подтверждается заключением (справкой) врачебно-консультативной комиссии учреждения здравоохранения;
  • на момент назначения жилищной субсидии уплачивают единый социальный взнос в размере, не меньшем чем минимальный, в течение двух месяцев подряд перед днем обращения за назначением жилищной субсидии;
  • не находились за границей совокупно более 60 дней в течение периода, за который учитываются доходы для назначения жилищной субсидии (кроме служебной командировки, обучения или лечения за рубежом, что подтверждается соответствующими документами).

3. Внутренне перемещенным лицам, не зарегистрированным в жилом помещении (доме), но фактически проживающим в нем без заключенного договора найма (аренды) жилья, субсидия может назначаться по решению комиссии и на основании акта обследования материально-бытовых условий.

4. Жилищная субсидия назначается с месяца обращения за ее назначением до даты окончания отопительного (неотопительного) сезона и рассчитывается: на неотопительный сезон – с 1 мая до 30 сентября; на отопительный сезон – с 1 октября до 30 апреля.

5. При назначении жилищной субсидии учитываются следующие доходы:

  • заработная плата после уплаты налога на доходы физических лиц;
  • пенсия;
  • стипендия;
  • социальные выплаты;
  • пособие по безработице, другие страховые выплаты, которые назначаются фондами социального страхования;
  • другие доходы.

Доходы, которые не включаются в совокупный доход:

  • часть помощи при рождении ребенка, выплата которой осуществляется единовременно;
  • часть помощи при усыновлении ребенка, выплата которой осуществляется единовременно;
  • единовременное вознаграждение женщинам, которым присвоено почетное звание Украины «Мать-героиня»;
  • государственная социальная помощь на детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки;
  • помощь на детей, над которыми установлена опека или попечительство;
  • ежемесячная адресная помощь внутренне перемещенным лицам для покрытия расходов на проживание, в том числе на оплату жилищно-коммунальных услуг;
  • доходы от размещения депозитов;
  • алименты, полученные на детей;
  • оплата труда членов избирательных комиссий, а также лиц, которые привлекаются к работе в комиссии, в том числе в день голосования, дни установления итогов голосования и результатов выборов;
  • помощь общественных и благотворительных организаций;
  • помощь на погребение;
  • одноразовая помощь, которая предоставляется в соответствии с законодательством или по решениям органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности;
  • стоимость безвозмездно полученных санаторно-курортных путевок, технических и других средств реабилитации, в том числе денежная компенсация стоимости за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации:
  • суммы, которые выплачиваются в порядке возмещения вреда, причиненного работнику за повреждение его здоровья, связанное с исполнением им трудовых обязанностей.

Нововведением будет то, что в совокупный дохода домохозяйства не включают алименты, полученные на детей.

6. Для расчета жилищной субсидии среднемесячный совокупный доход лиц учитывается:

  • за III-IV кварталы предыдущего календарного года – в случае, если жилищная субсидия назначается с начала неотопительного сезона;
  • за I -II кварталы текущего календарного года – в случае, если жилищная субсидия назначается с начала отопительного сезона;
  • за два квартала, предшествующих месяцу, предшествующему месяцу обращения за назначением жилищной субсидии, – в случае, если жилищная субсидия назначается после начала отопительного (неотопительного) сезона.

В случае назначения жилищной субсидии с начала отопительного (неотопительного) сезона, доходы в виде пенсии учитываются в размере начисленной пенсии за последний месяц предыдущего отопительного (апрель) или неотопительного (сентябрь) сезона. В случае назначения субсидии после начала отопительного (неотопительного) сезона учитывается размер начисленной пенсии за месяц, предшествующий месяцу, с которого назначается субсидия. В случае, когда среднемесячный совокупный доход трудоспособного лица меньше минимальной заработной платы, для расчета субсидии будет включаться среднемесячный совокупный доход на уровне трех размеров прожиточного минимума (раньше включали на уровне двух размеров).

Для физических лиц – предпринимателей, избравших упрощенную систему налогообложения (не зависимо от полученных/не полученных доходов) и являющихся плательщиками единого налога:

  • первой группы – за каждый месяц учитывается доход на уровне одного размера минимальной заработной платы (было на уровне двух размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц);
  • второй группы – двух размеров минимальной заработной платы (было на уровне трех размеров прожиточного минимума);
  • третьей группы – трех размеров минимальной заработной платы (было на уровне четырех размеров прожиточного минимума).

7. Гражданин, которому назначена субсидия, обязан в течение 30 календарных дней проинформировать структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения об обстоятельствах для перерасчета назначенной жилищной субсидии, в частности:

  • изменение состава зарегистрированных в жилом помещении (доме) членов домохозяйства (арендатор, внутренне перемещена лицо – членов домохозяйства, которые фактически проживают в жилом помещении (доме), их социального статуса;
  • изменения в составе семьи члена домохозяйства;
  • изменение перечня получаемых жилищно-коммунальных услуг, условий их предоставления:
  • изменение перечня расходов на управление многоквартирным домом;
  • изменение управляющего, исполнителя коммунальных услуг, создания объединения;
  • наступления условий, указанных в подпунктах 2 и 4 пункта 6 настоящего Положения.

В случае изменения состава зарегистрированных (фактически проживающих) в жилом помещении (доме) лиц, состав семьи члена домохозяйства подаются новые заявление и декларация.

8. Граждане, которым назначена жилищная субсидия, обязаны ежемесячно оплачивать обязательную часть платежа.

9 Для получения средств неиспользованной (сэкономленной) жилищной субсидии до 1 августа текущего календарного года граждане обращаются с соответствующим заявлением в структурное подразделение социальной защиты.

На основании поданных заявлений, структурные подразделения социальной защиты в течение двух месяцев от начала нового отопительного сезона выплачивают гражданам средства неиспользованной жилищной субсидии. Жителям городов областного значения – всего через лицевые счета в банковских учреждениях.

III. Внесены изменения в постановления Кабинета Министров Украины от 06.08.2014 №409 «Об установлении государственных социальных стандартов в сфере жилищно-коммунального обслуживания».

Для граждан, которые используют природный газ или электрическую энергию для индивидуального отопления, отопительный период для предоставления льгот и субсидий устанавливается с 16 октября до 15 апреля включительно.