Закон о гражданстве армении 2014

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ

от 16 ноября 1995 года №ЗР-16

О гражданстве Республики Армения

(В редакции Законов Республики Армения от 03.12.1997 г. №ЗР-157, 04.11.1999 г. №ЗР-5, 12.04.2001 г. №ЗР-157, 09.04.2002 г. №ЗР-313, 08.12.2003 г. №ЗР-33, 06.03.2007 г. №ЗР-75, 22.04.2010 г. №ЗР-34, 21.12.2011 г. №ЗР-291 (вступил в силу 01.06.2012 г.), 26.12.2011 г. №ЗР-319, 11.06.2013 г. №ЗР-58, 09.07.2013 г. №ЗР-74, 27.05.2015 г. №ЗР-33, 20.02.2017 г. №ЗР-40, 22.12.2018 г. №ЗР-251)

Принят Национальным Собранием Республики Армения 6 ноября 1995 года

Глава 1. Общие положения


Статья 1. Гражданство Республики Армения

Порядок приобретения и прекращения гражданства Республики Армения определяется настоящим Законом. Лицо утрачивает гражданство Республики Армения вследствие прекращения гражданства.

Каждое лицо в установленном законом порядке имеет право на приобретение гражданства Республики Армения. Армяне по национальности приобретают гражданство Республики Армения в упрощенном порядке.

Гражданин Республики Армения не может быть лишен гражданства Республики Армения или права на его изменение.

Изменение гражданства регулируется настоящим Законом и международными договорами Республики Армения.

Отказ от гражданства Республики Армения или принятие гражданства другого государства само по себе не влечет утрату гражданства Республики Армения.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Армения от 26.12.2011 г. №ЗР-319)

Статья 2. Законодательство о гражданстве Республики Армения

Законодательство о гражданстве Республики Армения состоит из Конституции Республики Армения, международных договоров Республики Армения, настоящего Закона и иных законодательных актов Республики Армения.

Если ратифицированными международными договорами Республики Армения установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются нормы международного договора.

Статья 3. Гражданин Республики Армения

Гражданами Республики Армения являются лица, приобретшие гражданство Республики Армения в соответствии с настоящим Законом.

Граждане Республики Армения равны перед законом, независимо от оснований приобретения гражданства Республики Армения, национальности, расы, пола, языка, вероисповедания, политических или иных взглядов, социального происхождения, имущественного или иного положения, имеют вес установленные Конституцией и законами права, свободы и обязанности.

Статья 4. Документы, подтверждающие гражданство Республики Армения

Документами, подтверждающими гражданство Республики Армения, являются идентификационная карта и паспорт гражданина Республики Армения, а до достижения 16-летнего возраста документа, подтверждающего гражданство Республики Армения, может не требоваться, если представлено свидетельство о рождении и документы родителей, подтверждающие гражданство Республики Армения.

(В статью 4 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Армения от 21.12.2011 г. №ЗР-291, 22.12.2018 г. №ЗР-251)
(см. предыдущую редакцию)

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Закон о гражданстве армении 2014

Статья 1. В пункте 2 части 1 статьи 10 Закона Республики Армения “О гражданстве Республики Армения” от 6 ноября 1995 года, ЗР-16 (далее – Закон) слово “лица” заменить словами “армяне по национальности”, а слова “31 декабря 2014 года” заменить словами “31 декабря 2016 года”.

Статья 2. Часть 4 статьи 11 Закона изложить в следующей редакции:

“При отсутствии согласия ребенок приобретает гражданство Республики Армения:

1) если он родился в Республике Армения, или

2) если он становится лицом без гражданства при неприобретении гражданства Республики Армения, или

3) если его родители постоянно проживают в Республике Армения.”.

Статья 3. Статью 12 Закона изложить в следующей редакции:

Статья 12. Гражданство ребенка лиц без гражданства, а также гражданство
ребенка, гражданство родителей которого неизвестно или родители которого не могут передать ему свое гражданство согласно законодательству страны (стран) своего гражданства

1. Ребенок, рожденный в Республике Армения, приобретает гражданство Республики Армения, если:

1) его родители являются лицами без гражданства;

2) гражданство родителей неизвестно;

3) родители являются гражданами другой страны (других стран), но не могут передать ребенку свое гражданство согласно законодательству страны (стран) своего гражданства;

4) один из родителей является лицом без гражданства, а другой -гражданином другой страны, который не может передать ребенку свое гражданство согласно законодательству страны своего гражданства;

5) один из родителей является лицом без гражданства, а гражданство другого неизвестно;

6) гражданство одного из родителей неизвестно, а другой является гражданином другой страны, который не может передать ребенку свое гражданство согласно законодательству страны своего гражданства.

2. В случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, ребенок приобретает гражданство Республики Армения на основании заявления наполучение паспорта гражданина Республики Армения, поданного в порядке, установленном законодательством Республики Армения.

3. По смыслу настоящего Закона ребенок считается также рожденным в Республике Армения, если он родился на зарегистрированном в аэропорту или порту Республики Армения воздушном, морском или речном судне, правомерно находящемся под Флагом Республики Армения или носящем символику Республики Армения.

4. По смыслу настоящего Закона гражданство родителя считается неизвестным, если до момента вынесения окончательного решения по определению гражданства ребенка невозможно было определить гражданство родителя в результате предпринятых уполномоченным органом Правительства Республики Армения необходимых и достаточных мер.”.

Статья 4. В статье 13 Закона:

1) часть 1 после слова “дееспособное” дополнить словами “(за исключением случая получения гражданства Республики Армения лицом, признанным недееспособным согласно части 3 настоящей статьи)”;

2) часть 2 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

“5) признано беженцем в Республике Армения или является лицом без гражданства, проживающим в Республике Армения.”;

3) часть 3 после слов “по национальности” дополнить словами “или недееспособным лицом, опекуном которого является гражданин Республики Армения”;

4) часть 5 после слова “лично” дополнить словами “, а в случае недееспособного лица – через опекуна”.

Статья 5. Статью 14 Закона дополнить частью 2 следующего содержания:

“Лицо, прекратившее гражданство Республики Армения в целях приобретения гражданства другой страны, однако не получившее гражданство другой страны, может восстановить гражданство Республики Армения согласно своему заявлению.”.

Статья 6. Часть 2 статьи 16 Закона изложить в следующей редакции:

“Если гражданство Республики Армения приобретает один из родителей, а другой является иностранным гражданином или лицом без гражданства, то их ребенок приобретает гражданство Республики Армения:

1) если имеется письменное согласие родителей, или

2) если ребенок проживает в Республике Армения и имеется согласие родителя, являющегося гражданином Республики Армения, или

3) если он становится лицом без гражданства в случае неприобретения гражданства Республики Армения при отсутствии согласия родителей (родителя).”.

Статья 7. Статью 17 Закона дополнить частями 4 и 5 следующего содержания:

“В случаях, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, ребенок утрачивает гражданство Республики Армения, если он имеет или приобретает гражданство другого государства.

В предусмотренных настоящей статьей случаях ребенок утрачивает гражданство Республики Армения вследствие прекращения гражданства на основании заявления родителя, поданного на общих основаниях, предусмотренных настоящим Законом для прекращения гражданства Республики Армения.”.

Статья 8. В статье 19 Закона:

1) часть 1 после слова “усыновителей” дополнить словами “, если он имеет или приобретает гражданство другого государства”;

2) часть 2 перед словом “,сохраняет” дополнить словами “или иностранным гражданином”.

Статья 9. Статью 21 Закона после слова “прав” дополнить словами “ и если ребенок имеет или приобретает гражданство другого государства”.

Статья 10. Пункт 2 части 1 статьи 23 Закона изложить в следующей редакции:

“2) в случае приобретения гражданства на основании подложных документов или ложных данных, если представление лицом подложных документов или ложных данных было обосновано в установленном Законом порядке и с момента совершения деяния не прошло 5 лет;”.

Статья 11. В статье 24 Закона:

1) часть 1 после слова “государства” дополнить словами “или выйти из гражданства Республики Армения — если он имеет гражданство другого государства”;

2) часть 2 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

“5) он не имеет гражданства другого государства и до подписания Президентом Республики Армения указа о прекращении гражданства Республики Армения не представляет письменного заверения (справки), выданного (выданной) правомочным органом иностранного государства о правовой возможности приобретения гражданства данного государства.”.

Статья 12. Настоящий Закон вступает в силу на десятый день после дня его официального опубликования.


Президент Республики Армения С. Саргсян

Закон о гражданстве армении 2014

Посольство России в Армении выступило с разъяснением о принятом в РФ законе о двойном гражданстве.

Как отмечается в сообщении посольства, закон обязывает российских граждан при приобретении второго (иностранного) гражданства немедленно уведомлять об этом территориальный орган ФМС России лично или по почте на территории Российской Федерации, а не на территории Армении.

Таким образом, посольство России в Армении и представители ФМС России в Армении указанные уведомления не принимают и не рассматривают.

Граждане России, имеющие гражданство Армении и постоянно проживающие в Республике Армения, о двойном гражданстве не обязаны уведомлять до момента въезда на территорию Российской Федерации, отмечается в сообщении посольства.

С августа 2014 года в России вступил в силу закон, вводящий уголовную ответственность за сокрытие второго гражданства.

В конце июня президент РФ подписал закон о сокрытии двойного гражданства. Закон о гражданстве дополняется статьей, обязывающей того, кто имеет наряду с российским другое гражданство (право на постоянное проживание в иностранном государстве), в течение двух месяцев со дня приобретения иностранного гражданства письменно уведомить ФМС РФ.

За неисполнение этого требования вводится уголовный штраф до 200 тысяч рублей (5,8 тысячи долларов) или в размере дохода осужденного за период до года, либо обязательные работы на срок до 400 часов. Уголовная ответственность будет накладываться только за неисполнение обязанности уведомить о приобретении иностранного гражданства.

Для того чтобы уведомить ФМС о двойном гражданстве, необязательно будет являться в отделения службы, сделать это можно будет и по почте. К уведомлению нужно будет приложить копии документа, удостоверяющего личность, и документа, подтверждающего наличие иного гражданства.

До этого нововведения, в соответствии с законом, Россия не запрещала двойное гражданство, но в любых юридических вопросах считала человека с двойным гражданством только гражданином РФ, если иное было не указано в федеральном законе.

Одной проблемой для армян станет меньше: когда в Грузии разрешат двойное гражданство

ЕРЕВАН, 22 июн — Sputnik, Лаура Саркисян. Восстановление утраченного грузинского гражданства в скором времени перестанет быть проблемой для многих армян Грузии, принявших гражданство других стран, в частности, Армении. За наличие паспорта гражданина другой страны лишать гражданства в Грузии не будут, сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения эксперт по вопросам Грузии Джонни Меликян.

После президентских выборов в октябре 2018 года в Грузии, наряду с новой Конституцией, в силу вступят поправки к закону «О гражданстве». В результате будет упрощена процедура восстановления гражданства Грузии, которое утратили выходцы из Грузии при получении паспорта второй страны, среди них – множество армян.

Кроме того, как отметил в беседе с журналистами глава департамента по связям с диаспорой МИД Грузии Рати Брегадзе, после вступления поправок в силу жителей Грузии уже не будут лишать гражданства из-за наличия второго паспорта.

«После вступления в силу Конституции страны, законодательством Грузии будет предусматриваться наличие двойного гражданства. Этот вопрос периодически поднимается, но тут главное понять, какими механизмами будут руководствоваться в Грузии для восстановления утраченного гражданства», — сказал Меликян.

Эксперт позитивно оценивает новые поправки, поскольку Грузия тем самым снимает «барьеры» для жителей страны, в том числе и для армян.

Утверждение поправок в Конституции страны положительно прокомментировали и представители армянской общины.

Отметим, что жители Грузии, начиная с 2011 года, при получении иностранного паспорта автоматически теряли грузинское гражданство. При этом многим людям, обратившимся за восстановлением гражданства, Минюст Грузии отказывал неоднократно.

Особенно пострадал от запрета на второе гражданство армянонаселенный регион Самцхе-Джавахети.

После августовской войны 2008 года Россия и Грузия разорвали дипотношения, однако визовый режим Москва ввела для граждан Грузии еще в 2000 году. Граждане Грузии – армяне по национальности – из-за тяжелой экономической ситуации в регионе обращались за получением гражданства Армении и, получив его, беспрепятственно выезжали на заработки в Россию.

За последние семь лет из-за получения иностранного гражданства паспортов лишились 30 тысяч граждан Грузии, из них около 80% — этнические армяне. По неофициальным данным, за последнее десятилетие гражданство других стран (преимущественно Армении и России) получили около миллиона граждан Грузии.

Запрет на двойное гражданство распространялся и на первых лиц Грузии. В 2012 году, еще до прихода к власти, грузинского гражданства был лишен на тот момент будущий премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили. Основанием послужило пересечение границы по французскому паспорту. А экс-президент Грузии Михаил Саакашвили поплатился грузинским паспортом за гражданство Украины.

Факт регистрации и авторизации пользователя на сайтах Спутник при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать национальное и международное законодательство. Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Администрация вправе удалить комментарии, сделанные на языках, отличных от языка, на котором представлено основное содержание материала.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике комментируемого сообщения;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме, в том числе моральный;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к иным незаконным действиям;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес Спутник;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит описание или ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • продвигает продукты или услуги третьих лиц без соответствующего на то разрешения;
  • содержит оскорбительные выражения или нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к языку, например, текст написан целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Администрация имеет право без предварительного уведомления пользователя заблокировать ему доступ к странице или удалить его аккаунт в случае нарушения пользователем правил комментирования или при обнаружении в действиях пользователя признаков такого нарушения.

ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО

Обладателем двойного гражданства считается лицо, имеющее гражданство более чем одного государства.

Обладателем двойного гражданства Республики Армения считается лицо, имеющее помимо гражданства Республики Армения также гражданство другого государства (стран).

Обладатель двойного гражданства Республики Армения в Республике Армения признается исключительно как гражданин Республики Армения Данная норма распространяется также на граждан Республики Армения, после 1 января 1995 года отказавшегося от гражданства Республики Армения без соблюдения установленного порядка, принявших или получивших гражданство иного государства, а также отказавшихся в одностороннем порядке от гражданства Республики Армения.

Гражданин Республики Армения с двойным гражданством обладает всеми правами, предусмотренными для граждан Республики Армения и несет все обязанности и ответственность, предусмотренную для гражданина Республики Армения, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Армения или законом.

Гражданин Республики Армения в случае принятия или получения гражданства иного государства обязан в месячный срок в порядке, установленном правительством Республики Армения, сообщить полномочному органу правительства Республики Армения.

Институт двойного гражданства в нашей стране новинка, и естественно, каждая структура требует максимального совершенствования, смягчения и упрощения. Это не было сделано с целью причинить кому-либо неудобство.

Министерство Диаспоры РА изучило вопросы совместно с Полицией и Паспортно-визовым управлением, поскольку основным носителем создания и предоставления документов является Полиция РА при правительстве.

В политическом плане было сочтено целесообразным положение о том, что получающий гражданство РА должен хотя бы один раз побывать на Родине. Трудно представить кого-либо, который стал гражданином страны, ни разу не побывав в этой Стране. Человек должен хотя бы один раз побывать в стране, тем более если желает стать гражданином этой Страны. Значит, паспорт должен получать в Армении и ни в каком ином месте получить не может. Другой вопрос, что предусмотренные для получения паспорта 30 дней достаточно короткий срок, и учитывая, что у человека могут быть дела, он может заболеть или отсутствовать из страны и т. д. Решением правительства РА это ограничение также отменено. Таким образом, после подписания указа Президента Республики Армения гражданин может получить свой паспорт в десятидневный срок после получения уведомления о даровании ему двойного гражданства в удобное для него время. Все остальные проблемы сугубо организационные.

В апреле 2008 года, после Конституционных реформ, когда были приняты изменения в Законе РА «О гражданстве», в Республике Армения внедрен институт двойного гражданства и решены все проблемы, связанные с именем человека, его учетом, призывом на воинскую службу.

Время показало, что вышеупомянутые пункты, фактически, были достаточно недоработаны, недостаточны были также прозрачность и доступность. Принятие столь долгожданного закона породило разочарование у многочисленных армян Диаспоры по причине его несовершенства, неуместных сложностей. Таким образом, еще раз рухнули ожидания армян Диаспоры, их давние мечты стать частицей Родины и ее достойными сынами.

Одним из недостатков указанного закона было, например, то, что перевод имени и фамилии с английского порождало искаженную картину. Получалось так, что известный на протяжении десятилетий с четкими именем и фамилией человек в своем паспорте читал совершенно иные имя и фамилию. Это взволновало Диаспору, нашлись даже армяне Диаспоры, отказавшиеся по этой причине от армянского паспорта. Министерство Диаспоры РА было создано только через пять месяцев после введения института двойного гражданства, и сразу же предприняло обсуждение этого вопроса, попытавшись найти решение. После многочисленных обсуждений, преодолев многочисленные трудности, Министерство подняло вопрос перед Президентом РА и по его поручению правительство приняло решение (Решение правительства РА №1362 о внесении дополнения в решение правительства РА №821 от 25 декабря 1998 года). Согласно этому решению человек сам определяет форму написания на армянском его имени и фамилии, и как он написал – так и фиксируется в паспорте. После этого решения отпали все сложности, касающиеся этого вопроса.

Следующая проблема касалась учета. Гражданин, получающий армянский паспорт, должен быть взят на учет по какому либо адресу в Армении. Это требование также порождало сложности, поскольку для получения паспорта армянин Диаспоры был вынужден найти родственника, просить и получать разрешение для постановки на учет по его адресу. Все это вызывало потери времени, нервное напряжение, беспокойство. Усилиями Министерства Диаспоры РА изменение было внесено в Закон РА «О Государственном регистре», в частности, в статье об учете граждан РА. В итоге любой иностранец, получивший гражданство Армении, в Государственном регистре РА ставится на учет по адресу того государства, где проживает, то есть какая-либо новая обязанность на него не возлагается.