Возмещение затрат арендодателю

Компенсация арендодателю коммунальных услуг не облагается НДС. Спорная позиция ДФС

Очень часто арендодатель недвижимости (помещений) выставляет арендатору помимо арендной платы также и возмещение коммунальных услуг, электроэнергии. Если арендодатель является плательщиком НДС, он всегда на эти суммы начислял обязательство НДС. При этом арендатор имел право на налоговый кредит на основании налоговой накладной арендодателя. Так было как до вступления в силу Налогового кодекса, так и после, вплоть до настоящего времени. Но, оказывается, налогоплательщики все это время поступали неверно!? По крайней мере, такой вывод можно сделать из данной налоговой консультации (письмо ГНСУ от 19.04.2016 г. № 8815/6/99-99-19-03-02-15): налоговое обязательство у арендодателя должно быть, а налогового кредита у арендатора нет.

Свои доводы налоговики обосновывают следующим.

Компенсации затрат на потребленные арендатором коммунальных услуг и электроэнергии не является объектом налогообложения НДС, поскольку арендодатель не осуществляет операций по поставке арендатору коммунальных услуг и электроэнергии. А раз эти операции не являются облагаемыми, то необходимо начислить условное обязательство на основании п.198.5 НКУ (если был налоговый кредит) с выпиской сводной налоговой накладной, которая не предоставляется арендатору. Таким образом, исходя из логики налоговиков, у арендодателя есть налоговый кредит и налоговое обязательство, а арендатор не имеет права на налоговый кредит.

При таком подходе у арендодателя возникают дополнительные расходы по начислению «условного» НДС, на которые придется увеличить сумму, подлежащую компенсации арендатором.

По нашему мнению, выводы налоговиков не соответствуют нормам Налогового кодекса.

ВО-ПЕРВЫХ, термин «постачання послуг» включает в себя любую операцию. Это прямо указано в п.14.1.185 НКУ. Определение «операции» в Налоговом кодексе отсутствует, поэтому обратимся к Закону «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» в статье 1 которого есть определение «господарська операція — дія або подія, яка викликає зміни в структурі активів та зобов’язань, власному капіталі підприємства». Поскольку расчеты по компенсации коммунальных услуг, электроэнергии проходят через арендодателя, то соответственно это влияет на структуру активов и обязательств, поэтому компенсация коммунальных услуг, электроэнергии является операцией поставки для целей обложения НДС.

ВО-ВТОРЫХ, согласно п.188.1 НКУ в базу обложения НДС «включаються будь-які суми коштів, вартість матеріальних і нематеріальних активів, що передаються платнику податків безпосередньо покупцем або через будь-яку третю особу у зв’язку з компенсацією вартості товарів/послуг». Кроме того, в данном пункте также указано, что не включается в базу обложения только компенсация коммунальных услуг и электроэнергии арендодателю — бюджетной организации. Следовательно, если компенсация оплачивается арендодателям, не являющихся бюджетниками, то она включается в базу обложения НДС.

В-ТРЕТЬИХ, в отношении коммунальных услуг и электроэнергии арендодатель является посредником, следовательно, к таким отношениям может быть применен п.189.4 НКУ, указывающий на базу обложения и дату возникновения обязательства НДС при любых «інших цивільно-правових договорів та без права власності на такі товари/послуги».

Для того, чтобы избежать конфликтных ситуаций при налоговых проверках и не доводить дело до суда, возможны следующие варианты действий:

а) получить индивидуальную налоговую консультацию.

б) перевести арендаторов на прямые расчеты с поставщиками коммунальных услуги и электроэнергии (но этот вариант не всегда возможен).

в) включить в расчет арендной платы коммунальные услуги и электроэнергию, и ежемесячно пересматривать размер арендной платы в зависимости от изменения объема потребления этих услуг; это будет соответствовать статье 762 «плата за пользование имуществом» ГКУ (такой вариант не подходит госпредприятиям, поскольку эти услуги нельзя включать в арендую плату, они должны компенсироваться отдельно согласно п.3 Постановления КМУ от 4 октября 1995г. N 786).

Тем предприятиям, которым не подходит ни один из перечисленных вариантов, предлагаем отстаивать свои права, руководствуясь изложенными выше аргументами.

Возмещение расходов арендодателю, не связанных с арендой офиса, арендатор учесть не вправе

Статьи по теме

Если компания-арендатор помимо арендной платы возмещает арендодателю расходы по содержанию столовой, где питаются сотрудники арендатора, сумма такого возмещения при исчислении налога на прибыль не учитывается.

Письмо Минфина России от 24.08.09 № 03-03-06/1/545

Вопрос: Организация является арендатором части помещений в здании, принадлежащем на праве собственности арендодателю. С каждым из арендаторов арендодатель заключил договоры об оказании услуг, в частности услуг по организации питания работников организаций-арендаторов и услуг центра профилактики здоровья. Гости и работники организации-арендодателя и организаций-арендаторов обслуживаются в столовой и в центре профилактики здоровья, находящихся на балансе арендодателя и расположенных в одном здании с арендуемыми помещениями. Затраты арендодателя на содержание данных объектов компенсируются ему всеми арендаторами пропорционально доле каждого арендатора в общем количестве работников организации-арендодателя и организаций-арендаторов. Учитываются ли организацией-арендатором при исчислении налога на прибыль затраты на компенсацию арендодателю расходов на содержание столовой и центра профилактики здоровья?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета затрат на компенсацию расходов арендодателя в целях налогообложения прибыли и сообщает следующее.

Согласно ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Согласно п. 2 ст. 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

В силу п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) при исчислении налога на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, согласно пп. 48 п. 1 ст. 264 НК РФ относятся расходы, связанные с содержанием помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы (включая суммы начисленной амортизации, расходы на проведение ремонта помещений, расходы на освещение, отопление, водоснабжение, электроснабжение, а также на топливо для приготовления пищи), если подобные расходы не учитываются в соответствии со ст. 275.1 НК РФ.

В соответствии со ст. 275.1 НК РФ налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.

При этом предусмотренные ст. 275.1 НК РФ особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль применяются организациями, имеющими на балансе указанные выше объекты.

В связи с тем что столовая, обслуживающая работников организации и гостей арендаторов помещений зданий, не находится у арендатора на правовых основаниях, затраты на содержание вышеуказанного объекта, по мнению Департамента, не могут быть приняты к учету в целях налогообложения прибыли.

Что касается центра профилактики здоровья (здравпункта), то, по нашему мнению, в отношении такого центра действует аналогичный порядок учета расходов в целях налогообложения прибыли. Таким образом, затраты по его содержанию также не могут быть приняты к учету арендаторами.

Как арендодателю учесть возмещение коммунальных платежей арендатором в 2018 году?

Если учреждения государственного сектора сдают имущество в аренду в 2018 году и согласно условиям соответствующего договора арендатор компенсирует арендодателю коммунальные платежи, каким образом их учесть? По каким статьям, подстатьям КОСГУ отражать поступление доходов? Какие счета учета и комбинации корреспонденций применять? На эти вопросы ответим в статье.

«Обновленная» нормативная основа

Начало 2018 года ознаменовалось в бухгалтерской среде серией нововведений.

Во-первых, с 1 января 2018 года вступил в силу Федеральный стандарт «Аренда»*(1). Поэтому, начиная с текущего года все отношения, связанные с арендой, отражаются в бухгалтерском учете согласно данному нормативному правовому акту. А также, в целях методологического сопровождения Федерального стандарта «Аренда», Минфином РФ были разработаны Методические рекомендации по его применению *(2).

В-третьих, в Инструкцию № 157н*(4) и Инструкции по применению планов счетов бюджетного учета*(5) и бухгалтерского учета бюджетных*(6) и автономных*(7) учреждений были внесены изменения, применяющиеся при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского (бюджетного) учета, начиная с 2018 года.

Исходя из названной нормативной базы и будем разбираться, как арендодателю учесть возмещение коммунальных платежей арендатором в 2018 году.

Аналитическая группа подвида доходов и статья КОСГУ

В соответствии с обновленными Указаниями по применению бюджетной классификации РФ доходы от возмещения затрат по содержанию имущества, находящегося в аренде в соответствии с договором аренды (имущественного найма) или договором безвозмездного пользования, в том числе от компенсации расходов по оплате коммунальных услуг относятся на подстатью 135 «Доходы по условным арендным платежам» КОСГУ.

В то же время, если говорить об аналитической группе подвида доходов, ее детализации осуществлено не было. Поэтому согласно пп. 4.1.1 п. 4.1 раздела II Указаний о порядке применения бюджетной классификации доходы арендодателя от возмещения коммунальных платежей относятся на статью аналитической группы подвида доходов бюджетов 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат» (далее — КВД).

Счет учета для возмещения коммунальных платежей

Определение доходов по условным арендным платежам приведено в п. 7 Федерального стандарта «Аренда». Согласно данной норме это часть платы за пользование и (или) содержание (возмещение затрат по содержанию) имущества, осуществляемая в соответствии с договором аренды (имущественного найма) или договором безвозмездного пользования, размер которой не зафиксирован договором в виде денежного значения, и определяется в ходе исполнения договора. К условным арендным платежам, в том числе, относится возмещение арендатором расходов по оплате коммунальных платежей.

Ранее, до 1 января 2018 года, выбрать счет учета для доходов, поступающих арендодателям от арендаторов в части возмещения коммунальных расходов, было не просто. Мнения расходились между счетами 205 00 «Расчеты по доходам» и 209 «Расчеты по ущербу и иным доходам», а решение учреждения в отношении выбранного счета закреплялось в учетной политике.

С учетом измененных Инструкций №№ 157н, 162н, 174н, 183н, отметим, что для расчетов по условным арендным платежам предусмотрен самостоятельный одноименный счет 205 35.

Признание арендодателем доходов по возмещению коммунальных платежей

Доходы по условным арендным платежам признаются вне зависимости от того, к какому виду аренды — операционной либо финансовой — отнесен договор. Признание таких доходов осуществляется в порядке, описанном в пунктах 23, 25 Федерального стандарта «Аренда». Данный вывод также подтверждается положениями п. 5 раздела IV.3 Методических рекомендаций по применению Федерального стандарта «Аренда».

Бухгалтерские записи по начислению доходов от возмещения коммунальных платежей указаны в п. 78 Инструкции № 162н, п. 93 Инструкции № 174н, п. 96 Инструкции № 183н.

Также Методические рекомендации по применению Федерального стандарта «Аренда» содержат примеры бухгалтерских записей, которые могут отражаться в бухгалтерском (бюджетном) учете при:

  • признании расходов по содержанию переданного в аренду имущества, при условии дальнейшего предъявления арендатору (пользователю) для возмещения;
  • признании доходов по условным арендным платежам.

Пример отражения арендодателем возмещения коммунальных платежей арендатором

Бюджетное учреждение сдает в аренду недвижимое имущество, учитываемое по виду финансового обеспечения «4». Оно самостоятельно оплачивает коммунальные расходы по данному имуществу по КФО «2». Арендатор возмещает предъявленные ему бюджетным учреждением коммунальные расходы.

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения отражаются записи:

1. Дебет 2 401 20 223 (2 109 00 223) Кредит 2 302 23 730 — начислена стоимость коммунальных услуг, которые потребил арендатор;

2. Дебет 2 302 23 830 Кредит 2 201 11 610 (Увеличение 18 (244 КВР, 223 КОСГУ)) — потребленные арендатором коммунальные услуги оплачены бюджетным учреждением;

3. Дебет 2 205 35 560 Кредит 2 401 10 135 — арендатору предъявлены на возмещение коммунальные расходы;

4. Дебет 2 201 11 510 (Увеличение 17 (130 КВД, 135 КОСГУ)) Кредит 2 205 35 660 — на лицевой счет бюджетного учреждения поступила компенсация расходов по оплате коммунальных услуг, которые потребил арендатор.

Статья подготовлена

Арендатор возмещает стоимость коммунальных услуг: как кодировать в налоговой накладной

Если арендатор самостоятельно не заключает договоры на потребление коммунальных услуг и энергоносителей с их непосредственными поставщиками, а осуществляет возмещение (компенсацию) арендодателю расходов на их оплату, то в договоре аренды определяется порядок расчета стоимости потребленных арендатором коммунальных услуг и энергоносителей и их оплаты (возмещения, компенсации).

В случае если между арендодателем и арендатором заключены отдельные договоры о предоставлении арендатором компенсации расходов, которые не включаются арендодателем в состав арендной платы, а подлежат отдельной оплате (возмещению, компенсации), в частности, за потребленные арендатором коммунальные услуги и энергоносители, то суммы средств, уплаченных (возмещенных, компенсированных) по таким договорам, не включаются арендодателем в базу налогообложения услуги по аренде движимого/недвижимого имущества, поскольку являются отдельными самостоятельными операциями по поставке соответствующих товаров (пп. 14.1.191 НКУ электрическая и тепловая энергия, газ, пар, вода, воздух, охлажденный или кондиционированный, отнесены к категории товаров) или услуг и рассматриваются как отдельный объект налогообложения.

Впрочем, ГФСУ в индивидуальной налоговой консультации от 18.05.2017 г. № 272/6/99-99-15-03-02-15/ІПК заявила: возмещение (компенсация) расходов за потребление электроэнергии, природного газа, включая расходы на его транспортировку, обслуживание газовой сети и водоснабжение по своей сути является возмещением (компенсацией) отдельных элементов расходов, из которых состоит стоимость услуги по аренде имущества. Таким образом, возмещение (компенсация) данных расходов является оплатой части стоимости услуги по аренде имущества.

То есть налоговики предлагают для суммы компенсации коммунальных услуг указывать код услуги по ГКПУ — 68.20 «Услуги по аренде и эксплуатации собственной или взятой в лизинг недвижимости».

Налоговый учет возмещаемых расходов по договору аренды

Арендодатели, предоставляя помещения в аренду, как правило, обеспечивают арендаторам возможность пользоваться коммунальными услугами, необходимыми для обеспечения нормальных условий эксплуатации переданного во временное пользование помещения. К таким услугам относятся отопление, водоснабжение, энергоснабжение, услуги телефонной связи и т.п.

На практике коммунальные услуги могут быть предоставлены арендодателем арендатору на следующих условиях:

  1. в договоре аренды устанавливается фиксированная ставка арендной платы, включающая в себя все расходы на содержание сдаваемых в аренду помещений. Расходы в виде платы за отопление, водоснабжение, электроэнергию, которые арендодатель несет в период действия договора аренды, включаются в ставку арендной платы. Для арендатора не оформляются какие-либо документы, подтверждающие понесенные арендодателем коммунальные расходы;
  2. в договоре аренды устанавливается арендная плата, которая состоит из постоянной и переменной частей. Размер переменной части определяется исходя из потребленных арендатором коммунальных услуг за соответствующий отчетный период на основании документов поставщиков коммунальных услуг (счетов, актов), предоставляемых арендодателю, пропорционально занимаемой арендатором площади (либо в зависимости от объема услуг, потребленных арендатором, подтвержденных показаниями счетчиков, и тарифов поставщиков на коммунальные услуги). Оплата переменной части арендной платы осуществляется арендатором на основании счета арендодателя с приложением подтверждающих документов и расчета размера переменной части арендной платы;
  3. в договоре аренды устанавливается фиксированная арендная плата. Дополнительно арендатор возмещает арендодателю расходы на содержание арендованных помещений по фактическим затратам арендодателя на потребленные энергоресурсы. При этом суммы такого возмещения не входят в ставку арендной платы, а оплачиваются арендатором арендодателю сверх нее. Арендатор осуществляет возмещение расходов арендодателя на коммунальные услуги, приходящиеся на арендуемые помещения, периодически. Основанием для возмещения расходов является счет арендодателя с приложением подтверждающих документов и расчета стоимости расходов, подлежащих возмещению арендатором, который осуществляется на основании показаний счетчиков, установленных в арендованных помещениях, и тарифов организаций-поставщиков.

Порядок налогового учета возмещаемых расходов на коммунальные услуги зависит от конкретного способа их возмещения, установленного условиями договора аренды.

При первых двух вариантах сумма компенсации стоимости коммунальных услуг является составной частью арендной платы.

В этом случае сумма арендной платы, включая возмещаемые арендатором коммунальные расходы, учитывается в целях исчисления налога на прибыль в составе прочих внереализационных доходов на основании п. 4 ст. 250 Налогового кодекса РФ (если предоставление помещений в аренду является основным видом деятельности налогоплательщика — в составе доходов от реализации на основании ст. 249 НК РФ).

Контролирующие органы придерживаются аналогичной точки зрения по данному вопросу. Так, в письме от 11 марта 2012 г. № 03-11-11/72 Минфин России указал, что суммы платежей за жилищно-коммунальные услуги, составляющие переменную часть арендной платы, должны учитываться в составе доходов арендодателя при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Поскольку в силу п. 1 ст. 346 НК РФ в целях применения упрощенной системы налогообложения доходы определяются по правилам ст. 249 и 250 НК РФ, приведенная позиция финансового ведомства справедлива и применительно к общей системе налогообложения.

При этом арендодатель вправе признать в составе расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, стоимость коммунальных услуг, в том числе потребленных арендатором, оплаченных им коммунальным организациям. С этим соглашаются и налоговые органы (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 26 июня 2006 г. № 20-12/56637).

Оказание услуг по предоставлению в аренду имущества подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке на основании подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ. А значит, суммы возмещаемых коммунальных расходов, являющиеся частью арендной платы, также облагаются НДС.

Следовательно, арендодатель вправе принять к вычету соответствующие суммы НДС, предъявленные ему по коммунальным услугам, потребленным арендатором.

Правомерность данного вывода подтверждается и официальной позицией ФНС России, выраженной в письме от 4 февраля 2010 г. № ШС-22-3/86@, согласно которой если по условиям договора арендная плата состоит из двух частей — постоянной и переменной, которая включает в себя стоимость коммунальных услуг, то арендодатель вправе применить вычет по коммунальным услугам, потребленным арендатором.

При третьем варианте сумма компенсации стоимости коммунальных услуг не входит в состав арендной платы и, в сущности, представляет собой транзитный платеж, который полностью перечисляется арендодателем соответствующим коммунальным организациям в оплату оказанных ими услуг.

На основании ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами 23 «Налог на доходы физических лиц» и 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Пунктом 1 ст. 248 НК РФ установлено, что к доходам в целях налогообложения прибыли относятся:

  • доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ;
  • внереализационные доходы, определяемые согласно ст. 250 НК РФ.

Арендодатель не выполняет функции по оказанию коммунальных услуг, поскольку не является специализированной организацией, имеющей все необходимые для осуществления такой деятельности лицензии, разрешения и оборудование.

Суммы возмещаемых коммунальных расходов, перечисляемые арендатором, по сути, являются транзитными суммами, поскольку они поступают к арендодателю лишь в качестве компенсации расходов, понесенных им по оплате коммунальных услуг, фактически потребленных арендатором, и соответственно не приводят к увеличению экономических выгод самого арендодателя.

Таким образом, в целях налогообложения прибыли суммы возмещаемых расходов по коммунальным платежам не могут быть признаны в качестве дохода от реализации.

Компенсируемые суммы коммунальных платежей не являются и частью арендной платы, учитываемой в составе внереализационных расходов, поскольку по условиям договора аренды возмещаются арендодателю сверх арендной платы. Следовательно, по этому основанию они также не подлежат учету в целях налогообложения прибыли в качестве дохода арендодателя.

На это прямо указал и Президиум ВАС РФ, отметив в п. 12 Обзора практики разрешения споров, связанных с арендой (утвержден информационным письмом от 11 января 2002 г. № 66; далее — Обзор), что возложение на арендатора расходов по оплате коммунальных услуг не может рассматриваться как форма арендной платы.

В Постановлении от 17 марта 1998 г. № 4926/97 Президиум ВАС РФ указал, что затраты по общему правилу уменьшают выручку от реализации продукции (работ, услуг), а не увеличивают налогооблагаемую прибыль. И в том случае, когда такие затраты возмещаются контрагентом, выручки в этой части не возникает.

В Определении от 29 января 2008 г. № 18186/07 ВАС РФ также отметил, что суммы возмещения коммунальных платежей, полученные от арендатора, не являются доходом арендодателя. В данном случае компенсируются расходы по содержанию и использованию сданного в аренду помещения, а затраты на оплату коммунальных услуг, связанные с эксплуатацией сданного в аренду помещения, не являются расходами собственника — они не приводят к уменьшению его экономических выгод, так как компенсируются арендатором.

Вывод о транзитном характере рассматриваемых компенсационных платежей подтверждается и арбитражными судами различных федеральных округов.

В частности, ФАС Северо-Западного округа в Постановлениях от 19 октября 2006 г. № А56-24646/2005, от 13 июня 2006 г. № А66-7256/2005 отметил, что индивидуальный предприниматель, который за счет денежных средств арендаторов, непосредственных потребителей тепла, электроэнергии и т.п., оплачивал услуги, оказанные сторонними организациями, правомерно не включил в налоговую базу денежные средства, полученные им в возмещение фактических расходов.

Суд указал, что в силу положений главы 34 Гражданского кодекса РФ возложение на арендатора расходов по оплате коммунальных услуг (и аналогичных услуг) не может рассматриваться как форма арендной платы (п. 12 Обзора). На основании изложенного суд решил, что возмещение арендаторами налогоплательщику расходов по оплате коммунальных услуг, перечисленных коммунальным организациям арендодателем, не является доходом налогоплательщика-арендодателя. По мнению суда, в данном случае речь идет именно об оплате арендаторами услуг названных организаций, а не о перепродаже части услуг арендодателем арендатору. Кроме того, как установил суд, налогоплательщик не оказывает услуги по энергоснабжению и приему сточных вод канализации. Таким образом, платежи, поступившие от арендаторов в качестве компенсации, не являются доходами налогообложения, а следовательно, объектом обложения единым налогом.

Аналогичная позиция содержится в Постановлениях ФАС Уральского округа от 4 сентября 2009 г. № Ф09-4747/09-С2, ФАС Волго-Вятского округа от 21 апреля 2008 г. № А39-362/2007, ФАС Северо-Кавказского округа от 11 февраля 2008 г. № Ф08-8206/07-3204А, ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 марта 2007 г. № А74-3165/06-Ф02-1481/07 и от 14 июля 2005 г. № А33-23362/04-С3-Ф02-3274/05-С1.

Вместе с тем в правоприменительной практике существует и противоположный подход по рассматриваемому вопросу, согласно которому суммы, полученные арендодателем от арендаторов в качестве возмещения стоимости потребленных ими коммунальных услуг, признаются доходом арендодателя, учитываемым в целях налогообложения прибыли (см., например, письма Минфина России от 30 мая 2012 г. № 03-03-06/4/55, от 23 сентября 2009 г. № 03-03-05/47 и от 5 сентября 2007 г. № 03-11-05-215, Постановления ФАС Центрального округа от 19 ноября 2010 г. по делу № А14-16650/2009/583/24 и ФАС Поволжского округа от 4 октября 2007 г. по делу № А57-9388/06).

Данная позиция основана на том, что компенсация расходов по содержанию сдаваемого в аренду имущества не поименована в установленном ст. 251 НК РФ перечне доходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли.

Однако вопрос об относимости (неотносимости) тех или иных видов полученных налогоплательщиком-арендодателем платежей в состав доходов, учитываемых для целей исчисления налога на прибыль, должен решаться исходя из проверки таких платежей не только на предмет их наличия (отсутствия) в установленном ст. 251 НК РФ перечне, но и на предмет их соответствия понятию «доходы», установленному НК РФ.

Более того, в целях признания полученных налогоплательщиком платежей в составе учитываемых для целей налогообложения прибыли доходов соответствие таких платежей установленному НК РФ понятию «доход» является первичным. Как было указано ранее, возмещаемые коммунальные расходы имеют транзитный характер и не приносят какой-либо экономической выгоды налогоплательщику-арендодателю, т.е. не являются доходом по смыслу НК РФ.

В связи с этим рассматриваемый подход, согласно которому суммы возмещения расходов по коммунальным платежам признаются доходом арендодателя, по нашему мнению, не соответствует требованиям НК РФ.

Затраты на оплату коммунальных услуг, фактически потребленных арендатором, не являются расходами арендодателя, поскольку они компенсируются арендатором и соответственно не приводят к уменьшению экономических выгод арендодателя. Указанные коммунальные платежи относятся к помещениям, сданным в аренду, и являются расходами арендатора. В данном случае арендодатель выступает лишь в качестве лица, через которого коммунальные платежи проходят транзитом от арендатора к коммунальным службам.

Правомерность данного вывода подтверждается и Определением ВАС РФ от 29 января 2008 г. № 18186/07, упомянутым ранее.

Причины, по которым суммы возмещения коммунальных расходов не признаются доходом налогоплательщика-арендодателя, также не позволяют начислять НДС на указанные суммы, поскольку со стороны арендодателя отсутствует факт реализации коммунальных услуг, т.е. отсутствует объект налогообложения (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

С данным утверждением согласны и контролирующие органы. Так, по мнению Минфина России, выраженному им в письме от 31 декабря 2008 г. № 03-07-11/392, при получении денежных средств, перечисленных субабонентом в целях компенсации расходов абонента по оплате переданной субабоненту электроэнергии, принятой абонентом от энергоснабжающей организации, объекта налогообложения по НДС не возникает, поскольку реализация электроэнергии, принятой от энергоснабжающей организации, абонентом не производится.

Аналогичные выводы содержатся в письмах Минфина России от 26 декабря 2008 г. № 03-07-05/51, ФНС России от 4 февраля 2010 г. № ШС-22-3/86@, УФНС России по г. Москве от 8 июня 2009 г. № 16-15/58069 и от 21 мая 2008 г. № 19-11/48675.

Такой позиции придерживаются и арбитражные суды. В частности, в Постановлении от 21 июля 2009 г. № А56-48203/2007 ФАС Северо-Западного округа установил, что налогоплательщик-арендодатель не является и не может являться поставщиком коммунальных услуг, поскольку сам является абонентом, а оказание данных услуг относится к ведению специализированных снабжающих организаций. На основании изложенного суд пришел к выводу, что возмещение расходов по коммунальным платежам, вытекающим из договоров аренды, не является реализацией в соответствии со ст. 39 НК РФ и не относится к объекту обложения НДС.

В Постановлении от 4 марта 2008 г. № А65-8421/2007-СА1-37 ФАС Поволжского округа со ссылкой на Постановление Президиума ВАС РФ от 6 апреля 2000 г. № 7349/99, согласно которому арендодатель не является энергоснабжающей организацией для арендатора, поскольку сам в качестве абонента получает электроэнергию и газ для снабжения здания у энергоснабжающих организаций, также пришел к выводу, что налогоплательщик-арендодатель не оказывает арендатору услуги по поставке электроэнергии и газа, а лишь перевыставляет счета соответствующих организаций арендатору, т.е. не является энергоснабжающей организацией и не оказывает арендатору услуги по реализации. Соответственно в данном случае у налогоплательщика-арендодателя отсутствует выручка от реализации товаров и не возникают объекты обложения НДС.

Поскольку отсутствует факт реализации арендодателем коммунальных услуг арендатору, то арендодатель не должен выставлять счета-фактуры арендатору на сумму потребляемых им коммунальных услуг (см., например, Определение ВАС РФ от 29 января 2008 г. № 18186/07, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28 января 2009 г. № Ф04-7965/2008(20062-А46-25)).

Если арендодатель выставит арендатору счет-фактуру на возмещаемые последним коммунальные услуги, то объекта налогообложения у него тем не менее не возникнет. Как указал ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 5 сентября 2005 г. № А56-30790/2004, выставление счетов-фактур при отсутствии объекта налогообложения по НДС не подразумевает под собой реализацию товаров.

Таким образом, поскольку передача электрической и тепловой энергии, воды и газа арендодателем арендатору не является реализацией и соответственно не облагается НДС, то сумма «входного» НДС, приходящаяся на коммунальные услуги, фактически переданные арендатору и потребленные им, не может быть принята к вычету арендодателем.

На основании подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ указанные суммы НДС подлежат включению арендодателем в стоимость коммунальных услуг, передаваемых им арендатору.

На это указывают и контролирующие органы. Например, в письме от 3 марта 2006 г. № 03-04-15/52 Минфин России, руководствуясь подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ и Постановлением Президиума ВАС РФ № 7349/99, пришел к выводу, что по договорам, согласно которым в стоимость услуг по аренде помещения оплата электроэнергии не включается, у арендодателя не подлежат вычету суммы налога на добавленную стоимость по электроэнергии, предъявленные ему энергоснабжающей организацией, в части электроэнергии, потребленной арендатором (см. также письма УФНС России по г. Москве от 21 мая 2008 г. № 19-11/48675 и от 16 июля 2007 г. № 19-11/067415).

Аналогичной позиции придерживаются и некоторые арбитражные суды. Например, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 12 сентября 2006 г. № А52-353/2006/2 признал неправомерным принятие к вычету сумм НДС, уплаченных налогоплательщиком-арендодателем по коммунальным услугам, фактически потребленным арендаторами.

Вместе с тем некоторые суды признают правомерным принятие налогоплательщиком-арендодателем к вычету сумм НДС по коммунальным услугам, потребленным арендатором, поскольку расходы арендодателя на коммунальные услуги связаны с использованием им своего имущества в целях извлечения прибыли, т.е. для осуществления операций, облагаемых НДС, не делая при этом различий в зависимости от того, являются коммунальные расходы переменной частью арендной платы или же выделены в отдельный платеж (см., например, Постановления ФАС Уральского округа от 26 марта 2012 г. № Ф09-723/12, ФАС Волго-Вятского округа от 23 ноября 2009 г. № А17-7511/2008).

Однако, по нашему мнению, данный подход не учитывает действительной сути совершаемых налогоплательщиком-арендодателем операций по приобретению коммунальных услуг у сбытовых организаций и их последующей передаче арендаторам, которая не признается реализацией, являющейся объектом обложения НДС. При этом в рассматриваемом варианте, в отличие от первых двух, суммы возмещения коммунальных услуг не являются составной частью арендной платы, подлежащей налогообложению.