Требования образования судебного пристава

Уточнены требования для лица, назначаемого на должность судебного пристава

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О судебных приставах».

Федеральный закон принят Государственной Думой 20 декабря 2017 года и одобрен Советом Федерации 26 декабря 2017 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральный закон направлен на уточнение требований, предъявляемых к лицу, назначаемому на должность судебного пристава.

Федеральным законом из пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О судебных приставах» исключаются требования к направлению подготовки и специальности высшего образования судебных приставов (наличие высшего юридического образования для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава и высшего юридического или высшего экономического образования для судебного пристава-исполнителя).

Одновременно Федеральным законом предусматривается, что требования к профессиям, специальностям и (или) направлениям подготовки, предъявляемые для замещения должности судебного пристава, устанавливаются главным судебным приставом Российской Федерации.

При этом требование о наличии среднего профессионального образования, а также высшего образования для замещения должности судебного пристава не распространяется на граждан Российской Федерации, назначенных на указанную должность до 1 января 2018 г., до назначения на новую должность.

Реализация Федерального закона будет способствовать сохранению кадрового состава Федеральной службы судебных приставов и повышению эффективности принудительного исполнения судебных актов и актов других органов и должностных лиц.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. № 478-ФЗ “О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О судебных приставах»

Принят Государственной Думой 20 декабря 2017 года

Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2017 года

Внести в пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3590; 2008, № 52, ст. 6235; 2009, № 29, ст. 3631; 2011, № 50, ст. 7352; 2013, № 27, ст. 3477; 2014, № 11, ст. 1099; № 52, ст. 7552) изменение, изложив его в следующей редакции:

«1. Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года, имеющий среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава, судебного пристава-исполнителя обязательно наличие высшего образования), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

Требования к профессиям, специальностям и (или) направлениям подготовки, предъявляемые для замещения должности судебного пристава, устанавливаются главным судебным приставом Российской Федерации.».

Требование о наличии среднего профессионального образования, а также высшего образования для замещения должности судебного пристава не применяется к гражданам Российской Федерации, назначенным на указанную должность до 1 января 2018 года, до назначения на новую должность.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2018 года.

29 декабря 2017 года

Обзор документа

Уточнены требования к уровню образования судебных приставов.

Согласно прежней редакции судебные приставы должны были иметь среднее общее или среднее профессиональное образование, старшие судебные приставы и их заместители — высшее юридическое образование. С 1 января 2018 г. требование о наличии высшего юридического или высшего экономического образования планировалось предъявлять к судебным приставам-исполнителям.

В целях сохранения профессиональных кадров для судебных приставов установлено требование о наличии среднего профессионального образования, а для старших судебных приставов, их заместителей и судебных приставов-исполнителей — требование об обязательном наличии высшего образования. Причем эти требования не применяются к судебным приставам, назначенным на должность до 1 января 2018 г., до назначения на новую должность.

Конкретные профессии, специальности и (или) направления подготовки, по которым нужно иметь соответствующее образование, определит главный судебный пристав России.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2018 г.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

МОСКВА, 30 окт – РАПСИ. Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект, согласно которому предлагается уточнить требования к уровню образования судебных приставов, говорится в сообщении кабинета министров.

Внести изменения предлагается в статью 3 Федерального закона «О судебных приставах».

«Цель законопроекта – уточнение норм законодательства, регулирующих порядок замещения должности старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава и судебного пристава-исполнителя», — отмечается в сообщении. Проект закона был разработан Минюстом России.

Согласно действующей норме закона, судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 год, имеющий среднее общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава и заместителя старшего судебного пристава – высшее юридическое образование, для судебного пристава-исполнителя – высшее юридическое или высшее экономическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

В то же время требование о необходимости судебному приставу-исполнителю иметь высшее юридическое или экономическое образование при назначении на должность приостановлено до 1 января 2018 года. Вместе с тем по состоянию на III квартал 2017 года в территориальных органах ФССП России укомплектованность должностей судебных приставов-исполнителей составила 93,4%. При этом высшего юридического или высшего экономического образования не имеют около 4,2 тысячи судебных приставов-исполнителей.

Основную часть этих судебных приставов-исполнителей составляют судебные приставы-исполнители с опытом работы по замещаемой должности свыше пяти лет, которые несут значительную нагрузку по исполнению требований исполнительных документов. «Увольнение этих федеральных государственных гражданских служащих может привести к снижению эффективности принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц», — отмечается в сообщении.

Законопроектом предлагается установить, что судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 год, имеющий среднее общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава, судебного пристава-исполнителя обязательно наличие высшего образования), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

Законопроектом также предусматривается, что требования к профессиям, специальностям и направлениям подготовки будут устанавливаться главным судебным приставом РФ. В приказе ФССП России в том числе будет установлено, что для назначения на должности старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава необходимо иметь высшее образование по направлению подготовки и специальности «Юриспруденция», а для судебного пристава-исполнителя – высшее образование по направлению подготовки и специальностям «Юриспруденция», «Экономика и управление».

Вместе с тем в целях сохранения профессиональных кадров в ФССП России законопроектом предусматривается, что требование о наличии высшего образования не будет распространяться на граждан, замещающих должность судебного пристава-исполнителя и назначенных на эту должность до 1 января 2018 года, до назначения на новую должность.

Принятие законопроекта позволит сохранить в составе территориальных органов ФССП России более 4 тысяч судебных приставов-исполнителей.

Статья 3. Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава

Статья 3. Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 1 января 2018 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 478-ФЗ

Требование о наличии среднего профессионального образования, а также высшего образования для замещения должности судебного пристава не применяется к гражданам Российской Федерации, назначенным на указанную должность до 1 января 2018 г., до назначения на новую должность

1. Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года, имеющий среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава, судебного пристава-исполнителя обязательно наличие высшего образования), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

Требования к профессиям, специальностям и (или) направлениям подготовки, предъявляемые для замещения должности судебного пристава, устанавливаются главным судебным приставом Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 34-ФЗ пункт 2 статьи 3 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

2. Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. При вступлении в должность судебный пристав приносит присягу следующего содержания:

«Я, вступая в ряды Федеральной службы судебных приставов, присягая на верность народу России и Закону, торжественно клянусь:

беспрекословно соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации;

настойчиво и честно защищать права граждан, интересы общества и государства;

достойно переносить трудности, связанные с исполнением служебных обязанностей;

неукоснительно соблюдать дисциплину, установленный порядок служебных взаимоотношений;

хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;

дорожить своей профессиональной честью, беречь и развивать лучшие традиции Федеральной службы судебных приставов.

Служу России, служу Закону!»

Порядок приведения к присяге судебного пристава устанавливается главным судебным приставом Российской Федерации.

Соблюдение присяги является неотъемлемой частью служебной дисциплины судебного пристава.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ в пункт 3 статьи 3 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

3. На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, который был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена, в отношении которого осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 441-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 3.1

3.1. При назначении граждан Российской Федерации на отдельные должности Федеральной службы судебных приставов проводятся психофизиологическое исследование, тестирование на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ, наличия у них алкогольной, наркотической или иной токсической зависимости. Порядок проведения психофизиологического исследования, тестирования на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ, наличия алкогольной, наркотической или иной токсической зависимости и перечень должностей, при назначении на которые проводятся указанные психофизиологическое исследование, тестирование, определяются Министерством юстиции Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 4

4. На судебных приставов распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ сведения о доходах, предоставление которых предусмотрено пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона, впервые подаются в первом квартале 2010 г.

См. Порядок формирования и деятельности комиссии территориального органа ФССП России по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденный приказом ФССП России от 24 мая 2011 г. N 239

См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона

О требованиях, предъявляемых к уровню образования судебных приставов в Российской Федерации

Рубрика: Государство и право

Дата публикации: 14.07.2018 2018-07-14

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Сергунин К. Н. О требованиях, предъявляемых к уровню образования судебных приставов в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2018. — №28. — С. 48-50. — URL https://moluch.ru/archive/214/52034/ (дата обращения: 14.11.2018).

Статья посвящена изменению требований, предъявляемых к образованию судебных приставов в Российской Федерации. Предлагаются поправки в соответствующий нормативный правовой акт ФССП России.

Ключевые слова: судебная реформа, государственная служба, судебный пристав, образование, квалификация.

Институт судебных приставов, воссозданный в России в 1997 году, имеет важнейшее значение для эффективного функционирования судебной системы и действенной защиты прав, свобод и законных интересов граждан. Продолжающиеся мероприятия судебной реформы обуславливают необходимость дальнейшего развития Федеральной службы судебных приставов, а также повышение требований к уровню образования и подготовки ее сотрудников.

Следует отметить, что требования, которые предъявляются к судебным приставам, были существенно изменены с 1 января 2018 года. Так, согласно новой редакции п. 1 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее — Закон о судебных приставах) [1] судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года, имеющий среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава, судебного пристава-исполнителя обязательно наличие высшего образования), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

Закон особо отмечает, что требование о наличии среднего профессионального образования, а также высшего образования для замещения должности судебного пристава не применяется к гражданам Российской Федерации, назначенным на указанную должность до 1 января 2018 года, до назначения на новую должность. Это связано с тем, что в прежней редакции п. 1 ст. 3 Закона о судебных приставах устанавливались иные требования к образованию судебных приставов: среднее общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава — высшее юридическое образование, для судебного пристава-исполнителя — высшее юридическое или высшее экономическое образование), но требование о необходимости иметь высшее юридическое или высшее экономическое образование при назначении на должность судебного пристава-исполнителя было приостановлено до 1 января 2018 г. [2]. В результате, к 1 января 2018 г. на службе в ФССП России находилось 22 126 судебных приставов-исполнителей, из которых не имели высшего юридического или высшего экономического образования 4 183 человека. Основную часть указанной численности судебных приставов-исполнителей составили судебные приставы-исполнители с опытом работы по замещаемой должности свыше пяти лет, которые несут значительную нагрузку по исполнению требований исполнительных документов [3]. Для того, чтобы указанные судебные приставы смогли продолжить прохождение службы, а также в целях предотвращения снижения эффективности работы ФССП России, были разработаны и приняты вышеуказанные переходные положения.

Абзац второй п. 1 ст. 3 Закона о судебных приставах гласит, что требования к профессиям, специальностям и (или) направлениям подготовки, предъявляемые для замещения должности судебного пристава, устанавливаются главным судебным приставом Российской Федерации. Соответствующий приказ ФССП России от 7 марта 2018 г. № 80 (далее также — приказ № 80) [4] устанавливает, что для замещения должности судебного пристава (за исключением судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов) необходимо наличие высшего образования по специальностям и (или) направлениям подготовки «Экономика и управление», «Юриспруденция». Таким образом, для возможности замещения должности старшего судебного пристава или заместителя старшего судебного пристава в настоящее время гражданину достаточно иметь не только высшее юридическое, но и высшее экономическое образование (ранее для замещения указанных должностей требовалось наличие только высшего юридического образования). Для должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов указанный приказ предписывает иметь образование по одной из 16 профессий, специальностей и (или) направлений подготовки среднего профессионального или высшего образования.

Вместе с тем, по нашему мнению, указанный нормативный правовой акт, принятый ФССП России в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о судебных приставах, необоснованно смешивает понятия «профессия», «специальность», «направление подготовки» и «укрупненная группа профессий, специальностей и направлений подготовки». Согласно Общероссийскому классификатору специальностей по образованию ОК 009–2016 [5] под профессией, специальностью, направлением подготовки понимается совокупность компетенций, приобретенных в результате получения среднего профессионального или высшего образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач. В соответствии с ч. 8 ст. 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [6] перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. В отношении профессий и специальностей среднего профессионального образования такой перечень установлен приказом Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. № 1199 [7], а в отношении специальностей и направлений подготовки высшего образования — приказами Минобрнауки России от 12 сентября 2013 года № № 1060 [8], 1061 [9].

Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009–2016 устанавливает, что профессии, специальности и направления подготовки объединяются в укрупненные группы. Под укрупненной группой понимается совокупность родственных профессий, специальностей и направлений подготовки. При сопоставлении текста приказа № 80 и перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, утвержденных вышеуказанными приказами Минобрнауки России, можно сделать вывод, что в приказе № 80 вопреки требованиям п. 1 ст. 3 Закона о судебных приставах перечисляются не профессии, специальности и направления подготовки, а соответствующие укрупненные группы профессий, специальностей и направлений подготовки среднего профессионального и высшего образования. В целях устранения указанного противоречия, по нашему мнению, целесообразно рассмотреть вопрос о внесении изменений в приказ № 80, заменив в нем слова «по следующим профессиям, специальностям и (или) направлениям подготовки» словами «по профессиям, специальностям и (или) направлениям подготовки, входящим в следующие укрупненные группы профессий, специальностей и направлений подготовки».

Обобщая вышеизложенное, отметим, что изменение требований к уровню образования судебных приставов, произошедшее в 2018 году, позволит более эффективно и гибко выстраивать кадровую политику ФССП России, а также обеспечит сохранение на службе сотрудников, назначенных на свои должности до внесения изменений в законодательство о судебных приставах.