Транспортные обязательства в рк

§ 1. Понятие транспортных обязательств и транспортного законодательства

1. Понятие транспортного обязательства

Транспортные обязательства обусловлены характером отношений, возникающих в процессе перевозок грузов, пассажиров и багажа. Спецификой таких отношений является то, что они опосредствуют сферу услуг нематериального (неовеществленного) характера, предоставляемых должником кредитору.

Транспортные обязательства являются важной составляющей системы обязательств по оказанию гражданско-правовых услуг. Обязательства по оказанию услуг, которые непосредственно влияют на осуществление транспортного процесса на различных его стадиях, – это обязательства в области транспортной деятельности по перемещению материальных ценностей, пассажиров, их багажа, экспедиционного обслуживания, буксировки судов и плотов, объединяемые общей сферой хозяйственной деятельности и особенностями ее организации.

Транспортное обязательстве? может быть определено как обязательство, в силу которого одно лицо – перевозчик (эксплуатант) обязуется совершить в пользу другого лица – грузоотправителя, грузополучателя, пассажира, владельца багажа или грузобагажа – определенные юридические или фактические действия по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой, а другое лицо – оплатить оказанные услуги в размере, установленном законодательством или соглашением сторон.

2. Основания возникновения транспортных обязательств

В условиях рыночной экономики, обновления гражданского законодательства основания возникновения транспортных обязательств претерпели значительные изменения. Из их круга изъято1

1 Признание плана перевозки в качестве основания возникновения транспортного обязательства и ранее не было бесспорным. Одни авторы отстаивали договорную природу транспортного обязательства, полагая, что план перевозки

одно из них – план перевозки грузов. ГК не применяет термина «план перевозки». По этому же пути пошли и вновь принятые транспортные уставы и кодексы. Однако это не означает полную утрату элемента планирования перевозок грузов общественным транспортом. Дело в том, что основанием возникновения транспортного обязательства является принятая перевозчиком заявка (заказ) грузоотправителя на подачу соответствующих транспортных средств, что и является своеобразной формой планирования перевозок грузов. Кстати, п. 1 ст. 794 ГК относит принятую заявку (заказ) к категории «иных договоров», что с точки зрения приоритетности договорного права объяснимо.

Элементы своеобразного планирования перевозок грузов просматриваются и в содержании договора об организации перевозок грузов (ст. 798 ГК). Если же отказаться от понятия «план перевозки» как основания возникновения транспортного обязательства, то следует признать такими основаниями принятую заявку (заказ), договор об организации перевозок грузов и, конечно, договор перевозки (грузов, пассажира, багажа, грузобагажа).

Таким образом, в соответствии с новым гражданским законодательством подача транспортных средств отправителю груза осуществляется не в соответствии с планом перевозки грузов, а на договорной основе, т. е. либо в соответствии с договором, либо путем подачи заявки (заказа) предполагаемым отправителем груза1. Договорные основания возникновения транспортных обязательств в условиях рыночной экономики приобрели приоритетное значение. Широкое распространение получило оказание транспортных услуг эксплуатантами, т. е. лицами, владеющими транспортными средствами на праве собственности, на условиях аренды или ином

не может считаться самостоятельным основанием возникновения транспортного обязательства. Другие придерживались противоположного мнения, полагая, что транспортные обязательства являются бездоговорными, поскольку транспортные отношения вытекают непосредственно из планового акта (подробнее об этом см.: Иоффе О. С. Обязательственное право. М., 1975. С. 578).

1 Установление так называемого договорного планирования перевозок грузов в известной мере носит терминологический характер. Дело в том, что п. 2 ст. 794 ГК практически воспроизводит положения ст. 145 и 146 УЖД 1964 г., которые устанавливали ответственность за нарушение плана перевозки грузов. Более того, ст. 794 ГК воспроизводит перечень оснований, освобождающих перевозчика и грузоотправителя от ответственности за неподачу и неиспользование транспортных средств, подтверждающих положения транспортного законодательства об их ответственности независимо от наличия вины.

законном основании1. Это не предполагает, однако, полную утрату государственного влияния на работу транспорта, особенно железнодорожного, относящегося к федеральной собственности2 и к категории монополизированных систем3.

3. Транспортное законодательство

Особенностью транспортного законодательства является то, что в новом Г закреплены основные положения о регулировании перевозок, а детальная регламентация их содержится, как и прежде, в транспортных уставах и кодексах, принимаемых ныне на уровне федерального закона (п. 2 ст. 784 ГК).

Становление и развитие транспортного законодательства прошло как бы три этапа: административно%равовой, планово-договорный и продолжающийся ныне договорно-правовой. Первый этап охватывает период до принятия Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. В этот период нормативное регулирование транспортных отношений осуществлялось преимущественно постановлениями правительства и административно-партийных органов. Второй этап занимает период до начала приватизации государственных и муниципальных предприятий. В эти годы возросла роль государственного планирования перевозок. В январе 1970 г. были утверждены Основные положения о годовом и квартальном планировании перевозок. В транспортные уставы и кодексы были включены самостоятельные разделы о планировании перевозок. На третьем этапе развития транспортного законодательства происходит смена приоритетов: императивное транспортное законодательство перестает быть звеном первой величины, поскольку приоритетное значение приобретает договорное право.

1 Подробнее об этом см.: Савичев Г. П. Транспортное право в условиях перехода к рынку//Гражданское право России при переходе к рынку. Сборник научных статей//Под ред. Е. А. Суханова. М, 1995. С. 209-228.

2 См.: п. 1 ст. 4 Федерального закона «О федеральном железнодорожном транс-порте»//СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3505. Здесь уместно напомнить, что еще в начале XX в. профессор Г. Ф. Шершеневич указывал на роль государства, которое «накладывает свою властную руку на деятельность железных дорог» (Учебник торгового права. М., 1994. С. 213).

3 См.: Федеральный закон от 17 августа 1995 г. «О естественных монополиях» // СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3426.

К числу основных актов транспортного законодательства относятся1:

• Транспортный устав железных дорог Российской Федерации от 8 января 1998 г.2;

• Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г.3;

• Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г.4;

• Устав внутреннего водного транспорта Союза ССР, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1955 г.;

• Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. Естественно, что внедрение рыночных отношений в систему

оказания транспортных услуг, развитие частного предпринимательства на транспорте создало необходимые предпосылки для разработки и принятия ряда специальных нормативных актов, регулирующих вопросы лицензирования перевозочной деятельности, ее коммерческую направленность. Для воздушного транспорта утверждены Федеральные авиационные правила лицензионной деятельности в области гражданской авиации5. Для морского транспорта Положение о лицензировании утверждено постановлением Правительства РФ от 24 июня 1998 г.6

Транспортные обязательства

Курсовая по гражданскому праву на тему Транспортные обязательства горбунова.doc

В отечественной гражданско-правовой доктрине укоренилось понятие «транспортные договоры», под которыми на самом деле понимаются гражданско-правовые договоры, применяемые в сфере транспортной деятельности (как правило, с участием транспортных организаций). Этим понятием охватываются различные типы договорных обязательств: перевозка, транспортная экспедиция, буксировка, аренда (фрахтование на время) транспортных средств, строительного подряда (строительство железнодорожных подъездных путей) и т.п. Ядром, центральным звеном системы всех так называемых транспортных договоров принято считать договор перевозки, под которым традиционно разумеется договор перевозки конкретного груза, сконструированный по модели реального договора, т.е. такой договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Что касается остальных так называемых транспортных договоров, то им обычно отводится вспомогательная роль, а их значение видится в обеспечении и обслуживании центрального договора перевозки груза, пассажира или багажа.

Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира). Ее ценность в том экономическом эффекте который создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в согласованное место. Поэтому отношения по перевозке возникают при наличии потребности в территориальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств. Обычно в них принимают участие два субъекта: транспортная организация (владелец транспортного средства) и лицо, заинтересованное в транспортировке.

В настоящее время государственное управление транспортом нацелена на решение следующих задач: защита интересов РК в области транспорта; осуществление межгосударственного и международного сотрудничества в области транспорта; разработка проектов законодательных и иных актов, стандартов, норм определяющих правовой и нормативных статус всех видов транспорта, независимо от форм собственности; разработка концепций и государственных программ развития всех видов транспорта, формирование и проведение инвестиционной, научно-технической и социальной политики; контроль за соблюдение прав потребителей транспортных услуг; разработка прогнозов и своевременное обеспечение потребностей государственных нужд республики и население в перевозках; координация работы и осуществления функции государственного регулирования деятельности транспортного комплекса РК.

В современном обществе существуют несколько вполне самостоятельных видов транспорта. Их подразделение обусловлено различием транспортных средств, которые используются для перемещения груза и пассажиров (воздушное или морское судно, железнодорожный состав), а также разной естественной средой их эксплуатации (например, речной и морской транспорт).

Целью данной курсовой работы является исследование транспортных обязательств.

Для написания курсовой работы были поставлены следующие задачи: рассмотреть понятие договора перевозки и источники правового регулирования; охарактеризовать ответственность по договору перевозки; раскрыть содержание договоров перевозки пассажиров, груза, транспортной экспедиции, буксировки, а так же сделать соответствующие выводы по теме.

Объектом исследования являются правовые отношения, возникающие на основании транспортных обязательств в российском гражданском праве.

Предметом исследования выступают закрепленные в гражданском праве Российской Федерации договоры, связанные с перевозкой грузов, как способы регулирования отношений субъектов гражданского права; основания возникновения правовых обязательств и их влияние на статус участников договорных отношений, связанных с перевозками.

Исследованию транспортных обязательств посвятили свои работы следующие авторы: С.М. Грачев , Г.П. Савичев, М.И. Брагинский , В.В. Витрянский и многие другие. Из нормативно-правовых актов в написании курсовой работы имеет наибольшее значение Гражданский кодекс Российской Федерации. Для раскрытия темы и достижения поставленных задач важное значение имеет вопрос об используемых методах. В данной курсовой работе используется анализ, а также исторический, логический, сравнительный и системный методы.

Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что регулирование отношений, связанных с перемещением грузов за последние годы существенно изменилось, что обусловлено переходом централизованно регулируемой экономики к рыночной. Развитие и совершенствование гражданского и транспортного законодательства в рассматриваемой сфере породило множество вопросов, разрешение которых представляет интерес как с точки зрения теории, так и практики. Несовершенство и несогласованность некоторых правил приводит к различному пониманию цивилистами правовой природы транспортных обязательств, их предмета и сущности. Исправить сложившееся положение возможно путем выработки таких норм, которые соответствовали бы экономической природе транспортных обязательств и отвечали бы требованиям единства правового регулирования процесса доставки грузов. Решение этой задачи определяет необходимость тщательного исследования и анализа правовой природы исследуемых договоров и лежащих в их основе экономических отношений.

1.Транспортные обязательства и их правовое регулирование.

1.1. Понятие договора перевозки и источники правового регулирования.

Транспорт — одна из самых высокомонополизированных отраслей человеческой деятельности, является необходимым звеном процесса производства, которое, как известно, получает свое завершение в потреблении. Транспортировка делает продукт доступным для потребителя, но она же увеличивает его стоимость. Транспортировка товаров может осуществляться как собственными транспортными средствами изготовителя (поставщика) или потребителя (покупателя), так и специализированными транспортными организациями (индивидуальными предпринимателями). В первом случае условия транспортировки составляют предмет договоров купли — продажи, а во втором — предмет транспортных договоров. В конечном счете, предметом всех транспортных договоров является перемещение грузов, пассажиров и багажа.[1]

Процесс транспортировки опосредуется различными договорами, имеющими неодинаковое значение для доставки грузов, пассажиров и их багажа. В связи с этим не существует единого договора транспортировки, способного охватить все разнообразные отношения, складывающиеся в процессе транспортировки, либо подготавливающие или завершающие этот процесс.[2]

В отличие от других глав ГК, содержащих достаточно полную регламентацию гражданско-правовых договоров, исключающих во многих случаях необходимость принятия по этим вопросам специальных законов, главы 40 ГК содержит лишь основные нормы о перевозочных договорах, ориентированных в основном на перевозку наземным транспортом. Подробное регулирование перевозок всеми видами транспорта согласно ст. 784 осуществляется транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.[3]

Основным транспортным договором является договор перевозки грузов, пассажиров и их багажа. Договор перевозки — это соглашение по которому перевозчик обязуется доставить груз либо пассажира в определённый пункт назначения, а пассажир либо отправитель груза обязуется за указанную услугу оплатить провозную плату. Перевозка означает перемещение кого-либо или чего-либо в пространстве с помощью транспортного средства

Если речь идет о перевозке грузов, то с договором перевозки могут быть связаны: договор транспортной экспедиции, договор на эксплуатацию подъездных путей, договор об организации перевозок и др.

Отношения, складывающиеся при перевозке грузов, пассажиров и их багажа, регулируются Гражданским Кодексом РФ и специальными нормативными актами, отражающих специфику различных видов транспорта.

Таким образом не всякое территориальное перемещение объектов или людей с помощью транспортных средств приводит к возникновению обязательства перевозки. Последнее характеризуется рядом особенностей. Оно должно быть товарным и строиться на эквивалентно-возмездных началах, необходимо учитывать способ перемещения, основная часть перевозок осуществляется так называемыми общественными возчиками, специально созданными для оказания транспортных услуг всем и каждому. [4]

Договор перевозки оформляется товарно-транспотрной накладной, которая имеет следующие особенности:

— всегда оформляется в письменной форме;

-доказывает факт сдачи груза перевозчику

— является основанием для предъявления претензий и исков к транспортной организации со стороны грузоотправителя.

Товарно-транспортная накладная составляется грузоотправителем. Плата за перевозку определяется по соответствующим тарифам автотранспортной организации либо иным способом. Плата указывается до сдачи груза к перевозке. В случае если провозная плата не внесена, то автотранспортная организация не принимает груз к отправки.

Выдача груза осуществляется на складе получателя, либо в ином месте указанном грузополучателем. Получатель груза не в праве отказаться от груза за исключением случаев, когда качество груза в следствии его порчи, либо повреждении изменилось настолько, что это препятствует возможности полного, либо частичного использования груза.

Гражданский кодекс определяет лишь наиболее принципиальные правила, касающиеся перевозок груза, пассажира и багажа, а также иных транспортных обязательств (гл. 40 и 41 ГК). Данный юридико-технический прием обусловлен двумя причинами. Во-первых, транспорт, будучи такой отраслью общественной деятельности, которая связывает отдельные части страны, требует единообразного регулирования. Статья 71 Конституции РФ устанавливает, что федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь отнесены к ведению Российской Федерации. Соответственно, даже в частноправовых актах, посвященных транспортным обязательствам, очень высок удельный вес императивных норм. Условия перевозки отдельными видами транспорта и ответственности ее субъектов могут определяться соглашением сторон только в случаях, когда ГК, транспортными уставами и кодексами, иным законодательством не установлено иное (ст. 784 ГК). Во-вторых, регулирование перевозок должно носить комплексный характер, имея в виду масштабы государства, протяженность транспортных артерий и сложность управления ими. Комплексность достигается путем соединения в рамках одного правового акта норм частного и публичного права. В результате устанавливаются единая схема управления соответствующим видом транспорта, методы организации перевозок, условия содержания транспортных средств, дорог, путей сообщения и, наконец, взаимоотношения сторон обязательства перевозки. Поэтому в соответствии с ст. 784 ГК общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми на их основе правилами. Таким образом, регулирование основной части транспортных отношений должно осуществляться на уровне специальных федеральных законов.

В настоящее время приняты и действуют три новых общих транспортных закона: а) Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г.[5] ; б) Транспортный устав железных дорог Российской Федерации от 8 января 1998 г.[6] в) Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г.[7]

С учетом активного вовлечения России в мировое экономическое сообщество все более часто применяются международные транспортные соглашения и конвенции. Они используются при осуществлении международных перевозок, а также служат образцом для унификации российского транспортного права.

1.2. Ответственность по договору перевозки.

В ст. 793 ГК предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Вместе с тем ответственность в обязательствах по перевозке имеет и значительную специфику, отличающую ее от обычной ответственности за нарушение обязательств.

Предусматривается обязательный претензионный порядок урегулирования разногласий возникших при заключении и исполнении договора перевозки. Претензии оформляются в письменной форме и предъявляются перевозчику до подачи в суд искового заявления. Так же предусмотрен сокращённый срок исковой давности 1 год.[8]

Ответственность перевозчика носит безусловный характер т.е случаи освобождения перевозчика от ответственности регулируются соответствующими нормами законодательства.

Установление презумпции вины перевозчика не означает ее неопровержимости. Напротив, в транспортном законодательстве содержится примерный перечень наиболее типичных случаев, когда перевозчик может освободить себя от ответственности, доказав свою невиновность. Помимо вины отправителя или получателя, к числу таких обстоятельств относятся: а) особые естественные свойства груза, вызвавшие утрату им своих потребительских свойств; б) недостатки тары или упаковки, которые не могли быть замечены по наружному виду при приеме груза к перевозке; в) сдача груза к перевозке без указания в накладной его особых свойств, требующих особых условий или мер предосторожности для сохранения груза при перевозке или хранении; г) сдача к перевозке груза, влажность которого превышает установленную норму. При этом вина отправителя или получателя (клиентуры) может служить основанием как для полного освобождения перевозчика от ответственности, так и для применения смешанной ответственности.

Транспортные обязательства

Договор перевозки — это главное основание возникновения транспортных обязательств. В зависимости от объекта перевозки различают перевозку груза и перевозку пассажира (с багажом или без багажа). В зависимости от вида транспорта различаются автомобильная перевозка, железнодорожная, внутренневодная (речная), морская, воздушная перевозка. В зависимости от количества перевозчиков по одному договору выделяют перевозку в прямом сообщении, в прямом смешанном сообщении и местную перевозку. Отдельно выделяется договор транспортной экспедиции, который непосредственно примыкает к договору перевозки. Кроме того, существуют так называемые договоры об организации перевозок, которые, в отличие от самого договора перевозки, являются консенсуальными, а договор перевозки — реальный. В классификации договоров перевозки можно назвать и договор буксировки, предусмотренный Законом РК «О торговом мореплавании».

Стороны договора перевозки именуются перевозчиком и грузоотправителем (грузополучателем — если объектом является груз), а также пассажиром (если перевозится пассажир). Форма договора — простая письменная; договор возмездный, срочный. Помимо Гражданского кодекса, транспортные обязательства регулируются дополнительно специальным, так называемым транспортным законодательством, среди которых можно назвать Закон РК «О транспорте», Закон РК «О железнодорожном транспорте», «О торговом мореплавании» и другие; также существуют многочисленные подзаконные акты, регулирующие правила перевозки.

Права и обязанности сторон различаются в зависимости от объекта перевозки. Тем не менее, обязанности перевозчика сводятся к следующему: своевременно подать к перевозке исправное транспортное средство, предназначенное для перевозки конкретного объекта; если это предусмотрено договором, то погрузить (выгрузить) груз; доставить груз или пассажира в установленный срок в определенное место. Обязанностью грузоотправителя является передача груза к перевозке вместе с сопроводительными документами; предупреждение перевозчика о характере и свойствах груза; оплата провозной платы; принятие груза (а также погрузка и выгрузка, если это предусмотрено договором). Если грузоотправитель является третьим лицом, он не участвует в заключении договора, но становится известным уже с момента заключения договора, а затем приобретает права и обязанности стороны по договору: может требовать выдачи груза, возмещения убытков и т.д.

Транспортные обязательства возникают также из договора транспортной экспедиции, по которому экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны, то есть клиента, выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, в том числе заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза (пункт 1 статьи 708 ГК). Дополнительными услугами экспедитора могут быть получение экспортных и импортных документов, выполнение таможенных формальностей, проверка количества и состояния груза, погрузка и выгрузка, уплата пошлин и сборов, хранение груза, его получение в пункте назначения и т.д.

16.3. Транспортные обязательства

Правовое регулирование транспортных обязательств осуществляется главой 40, 41 Гражданского кодекса РФ, Воздушным кодексом РФ от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ, Федеральным законом от 10 января 2003 г.

федеральном железнодорожном транспорте»113 и другими

нормативными правовыми актами.

Предметом транспортных обязательств является оказание нематериальных услуг перевозчика, в отношении других лиц (грузоотправителя, пассажира и др.), связанные с перемещением грузов, багажа, пассажиров. Одной из сторон обязательства является Перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю).

Основаниями возникновения данных обязательств являются различные договоры: — договор перевозки груза, — договор перевозки пассажира, — договор фрахтования, — договор буксировки, — договор об организации перевозок.

В зависимости от вида транспорта договоры перевозки грузов и пассажиров могут быть классифицированы на: — договор воздушной перевозки, — договор железнодорожной перевозки, — договор морской перевозки, — договор перевозки по внутренним водным путям, — договор автомобильной перевозки, — договор перевозки в прямом смешанном сообщении.

Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если Гражданским кодексом РФ, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Соглашением сторон не может быть ограничена или устранена ответственность перевозчика, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами.

Понятие, виды и общая характеристика транспортных обязательств. Договор буксировки и договор транспортной экспедиции.

Транспортные обязательства — г-п обязательства по оказанию услуг.

Транспортная услуга — это деятельность по перемещению пассажиров, грузов и багажа в пространстве.

Фактические услуги направлены на вещь.

Договор на оказание транспортных услуг — соглашение по обслуживанию клиентов, нуждающихся в перемещении грузов или багажа, либо соглашение между пассажиром и лицом, оказывающим транспортные услуги по перемещению груза, пассажира или багажа в пространстве.

1 Их предметом является деятельность транспортной организации по перемещению, груза, пассажира или багажа в пункт назначения.

2 Если предметом транспортной услуги является пассажир, то ему обеспечивается необходимое условие и обслуживание.

3 При транспортировке могут оказываться дополнительные услуги.

1 Договоры, направленные на перемещение груза и багажа договоры перевозки, буксировки Договоры, направленные на обслуживание перемещения грузов и багажа.

2 Договор транспортной экспедиции. Предметом является оказание сопутствующих услуг. Транспортная организация может оказывать договоры о перевозке грузов и экспедиции.

Договор транспортной экспедиции — соглашение, по которому экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны клиента выполнить или организовать выполнение определенных услуг, связанной с перевозкой груза. Договор возмездный, взаимный и консенсуальный. С одной стороны выступает экспедитор, субъект предпринимательской деятельности, имеющий право заниматься этим видом деятельности. Стороны: Организация, выступающая перевозчиком по договору перевозки. Клиент, грузовладелец грузоотправитель грузополучатель. Заключается в простой письменной форе. При несоблюдении письменной форме. Стороны не вправе ссылаться на свидетельские показания.

Предметом договора являются услуги по организации перевозки транспорта и по маршруту определенного договора.

Обязанность или услуга по заключению от имени клиента договора перевозки.

Услуги по отправке и получению груза.

Услуги по оформлению таможенных и иных документов, услуги по оплате пошлины других необходимых сборов, услуги по хранению, услуги по сопровождению груза в пути.

Ст. 802 Экспедитору необходимо предоставить документы.

Виды договора оказания транспортных услуг в зависимости от перемещения товара в пространстве.

1 На транспортном средстве или внутри.

2 Договор буксировки. Перемещение производится посредством тяги или толкания.

3 Договоры транспортировки по магистральным трубопроводам нефти, газа или других ресурсов. Ресурсы перемещаются посредством давления, поддерживаемого в трубопроводах.

1 Реальные договоры — заключаются с момента передачи груза.

2 Консенсуальные — с момента заключения.

Договор перевозки носит длительный характер.

Договор заключается не на отправку, действует как правило в течении года. Этот договор является консенсуальным. Долгосрочный договор. В воздушном кодексе специальный. В жд кодексе — договор на организацию перевозки. На автомобильном транспорте -годовой договор.

Соглашение, по которому одна сторона буксировщик обязуется за вознаграждение буксировать судно, плот или иной плавучий объект на определенное расстояние в порт назначения и выдать буксируемый объект получателю.

Договор может быть как реальным, так и консенсуальным. Договор возмездный и взаимный. Заключение договора подтверждается выдачей транспортной накладной и иных документов.

1 Морская буксировка. На определенные расстояния в порт назначения. Ответственность несет владелец

2 Портовая буксировка. Договор портовой буксировки может быть заключен в устной форме. При портовой буксировке, управление буксировкой осуществляется капитаном буксируемого объекта. Он же несет ответственность, если не докажет, что ущерб произошел не по его вине.

Обязанность на управление буксировкой может быть возложено на другое лицо.

Владелец буксирующего судна не несет ответственность за ущерб, причиненный при букировке в ледовых условиях, если не будет доказано, что ущерб был причинен по его вине.

Понятие, содержание, виды и порядок заключения договора перевозки грузов. Договор об организации перевозок.

Ст. 775 ГК. Договор перевозки грузов — соглашение, по которому одна сторона, перевозчик, обязуется доставить вверенное ему другой стороной грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, а грузоотправитель обязуется заплатить установленную плату.

Относительно природы договоры грузоперевозки существует несколько теорий:

1 Существует три стороны. Грузоотправитель-грузоперевозчик-грузополучатель.

2 Договор о вручении исполнения третьему лицу. Ст. 312 ГК.

3 Договор в пользу третьего лица.

Договор всегда возмездный, двусторонний, реальный

Договор перевозки является публичным договором, если перевозчиков выступает организация общего пользования, ст. 789. Коммерческая организация общего пользования, обязанная осуществлять перевозки по обращению любого лица в соответствии с Законом или другими правовыми актами. Перечень организаций публикуется в установленном порядке.

1 По виду транспорта:

2. Авиа перевозка

3. Перевозка автомобильным транспортом

4. Морская перевозка

5. Перевозка внутренним водным транспортом.

6. + прямые перевозки груз перевозится по одному транспортному документу несколькими транспортными организациями, но одного вида транспорта.

7. +смешанные перевозки груз перевозится по одному документу несколькими организациями, разного вида транспорта.

8. +комбинированная перевозка груз переводится разного вида транспортом, с оформлением разных документов, но сопровождается на всем пути одним оператором.

2 В зависимости от расстояния, на которое осуществляется перевозка.

1. Городское сообщение.

2. Пригородное сообщение — между различными населенными пунктами на расстоянии до 50 километров.

3. Междугороднее сообщение. Осуществляется между различными населенными пунктами на расстояние свыше 50 км.

4. Международное сообщение — за пределы РФ.

Перевозчик только субъект предпринимательской деятельности, имеющий право заниматься такой деятельностью.

Грузоотправитель — юридическоефизическое лицо.

Договор перевозки строго формальный договор.

Заключается в обязательной письменной форме путем составления транспортных документов. На жд транспорте такими документами является накладная, грузовая квитанция, на автомобильном транспорте таким документом является транспортная накладная. На воздушном транспорте таким документом является грузовая накладная. Транспортные документы оформляются грузоотправителем и он несет ответственность за достоверность сведений, указанных в этих документах.

Существенные условия договора о перевозке.

1 Срок доставки груза. Определяется в порядке, установленным транспортным законодательством, исходя из кратчайшего расстояния между пунктом отправления и пунктом назначения и скорости транспортного средства.

2 Цена, на основании тарифов, если перевозчик является транспортной организацией общего пользования.

Содержание договора перевозки:

1 Обязанность предоставить под погрузку транспортное средство, пригодное для перевозки.

2 Ответственность за пригодность ТС в техническом отношении несет перевозчик, а в коммерческом отношении грузоотправитель.

3 Обязанность доставить груз в установленный срок.

4 Выдать груз управомоченному лицу.

1 Подготовить груз к перевозке, поместить в подходящую тару.

2 Обязанность оплатить перевозку.

1 Получить груз

2 Обязанность возвратить перевозчику транспортное средство, свободное от груза, в чистом состоянии.

Договор о перевозке грузов

Заключению договора по перевозке грузов, как правило, предшествует согласование основных условий перевозки, которое оформляется договором об организации перевозок грузов. Такой договор необходим при осуществлении систематических перевозок. Например, завод-производитель каждый день осуществляет отгрузку продукции. В этом случае наиболее оптимально будет не заключать договоры с транспортной организацией каждый день, а составить именно договор об организации перевозок. Определение данного договора содержится в ст. 798 ГК РФ.

При этом выделяются два самостоятельных обязательства:

1 предоставить транспорт и предъявить груз к перевозке

2 перевести вверенный перевозчику грузоотправителем груз и вручить его получателю.

Основание возникновения первого обязательства — соглашение сторон грузоотправителя и транспортной организации о виде подаваемых под погрузку транспортных средств, содержание сведения: о грузе, месте погрузки и другие данные.

Основание возникновения второго обязательства — перевозка груза соответствующим видом транспорта на основании транспортных документов и вручения его получателю.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 588 ; Нарушение авторских прав