Начисление коммунальных услуг по среднему

Начисление коммунальных услуг по среднему

Можно сразу сказать, что все изменения в жилищном законодательстве, вступившие в силу в начале года, направлены на то, чтобы стимулировать установку общедомовых и индивидуальных приборов учета в домах и квартирах, а также активизировать работу управляющих компаний с собственниками жилья и нанимателями жилых помещений.

Новый порядок начисления платы за коммунальные услуги и содержание жилья в домах, находящихся в управлении УК и ТСЖ

С 1 января в составе платы за содержание жилья собственники и наниматели жилых помещений будут вносить плату за холодное и горячее водоснабжение, электрическую энергию, которые используются на содержание общего имущества дома. Размер расходов граждан будет определятся исходя из нормативов потребления на ОДН, действовавших на 1 ноября 2016 года. Для начисления данной платы решения собрания собственников не требуется. Эти деньги вносятся дополнительно к плате, установленной ранее общим собранием собственников жилья.

Что касается квитанций, которые жители региона получат в феврале, то здесь ниже строки «содержание жилого помещения» будет отражаться плата по каждому ресурсу, необходимому на содержание общедомового имущества, отдельно. Это сделано в целях более полного информирования собственников о составе затрат на оплату жилищных услуг.

В свою очередь показания общедомовых приборов учета будут использованы при расчетах управляющих компаний и ТСЖ с ресурсоснабжающими организациями. Если фактическое потребление ресурсов превысило нормативное, то затраты по оплате «сверхнормативного» объема ресурса будут возложены на исполнителя услуг.

Прежняя схема начисления платежей за ОДН, когда их размер определялся исходя из показаний общедомовых приборов учета и суммы показаний индивидуальных приборов учета, сохраняется лишь для многоквартирных домов с непосредственным способом управления, либо МКД, собственники которых не выбрали или не реализовали выбранный способ управления.

Перерасчет в связи с временным отсутствием

С 1 января существенно меняется порядок проведения перерасчетов за коммунальные услуги при временном (более 5 полных календарных дней подряд) отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном прибором учета.

Раньше в течение 30 дней после прибытия потребителю достаточно было написать заявление о том, что он не проживал в квартире в течение определенного времени, и приложить следующие документы, подтверждающие продолжительность временного отсутствия:

  • копия командировочного удостоверения или справка о командировке, заверенные по месту работы
  • справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении
  • проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в данных документах в соответствии с правилами их оформления), или их копии
  • счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их копии
  • справка органа внутренних дел о временной регистрации потребителя по месту его временного пребывания
  • справка организации, осуществляющей охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал
  • иные документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя

С 2017 года перерасчет платы за коммунальные услуги в период отсутствия потребителя в квартире будет производиться по новым правилам. Согласно изменения в жилищном законодательстве на возврат уплаченных средств могут претендовать только те жители, в чьих квартирах отсутствует техническая возможность установки индивидуального или общего (квартирного) прибора учета. Получить соответствующий документ можно у исполнителя коммунальных услуг.

Расчет платы за ЖКУ при отсутствии постоянно и временно проживающих граждан

Следующее изменение касается скорее тех, у кого в собственности несколько квартир. С 1 января при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан, а также приборов учета объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Кроме того, если раньше количество временно проживающих определялось на основании заявления потребителя или протокола об административном правонарушении, составленного уполномоченным органом, то теперь достаточно акта, составленного исполнителем услуг.

Повышающие коэффициенты

Для тех, у кого приборы учета не установлены, с 1 января 2017 года применяется повышающий коэффициент к нормативу потребления – 1,5. Но есть исключение: строго по нормативу продолжат платить те, кто не имеет технической возможности установить прибор учета.

Что касается потребителей, которые не передают поставщикам показания счетчиков, то для них тоже предусмотрены неприятные санкции. Если ранее для граждан, не передающих показания приборов учета, расчет платы за электроэнергию и за услуги холодного и горячего водоснабжения в течение полугода производился на основании среднемесячных значений, то теперь этот срок сократился до трех месяцев. То есть в случае отсутствия данных три месяца абонент будет платить по-среднему, а затем — сразу по нормативу.

В ЖКХ рассказали, как платить по квитанциям правильно

Процесс расчета за услуги ЖКХ становится всё более удобным. В тонкостях коммунальных платежей разбирался корреспондент «БВ».

Когда снимать показания счетчика?

Одним из главных нововведений прошлого года стало объединение стоимости услуг ЖКХ и Водоканала в единый счет, что значительно упростило и ускорило процесс расчета за них. Единственная сложность, которая может возникнуть при оплате, – не забыть указать текущие показания счетчиков воды. «Важно помнить, что эти показания учтут при выставлении счета за услуги. В случае если они не будут внесены, то есть не будет совершена оплата за жилищно-коммунальные услуги, то потребителю начисление услуг ВиК произведут по среднему объему водопотребления за два предыдущих месяца. Если же при оплате потребитель продублирует показания счетчиков либо проигнорирует их, то начисление за услуги ВиК не произведется», – рассказала начальник центра по начислению жилищно-коммунальных платежей ЖРЭУ Бреста Анна Дмитрук.

Если оплата производится через Интернет, то пользователю надо выбрать одну из двух уполномоченных организаций, предоставляющих услугу – ЖРЭУ или Брестский научно-технологический парк, – и внести показания счетчиков.

Точно такой же механизм и при оплате в кассе. «Кассир вбивает в систему принятые от граждан показания, на основании которых мы впоследствии производим начисление», – отметила Анна Дмитрук.

Нужно помнить, что при оплате коммунальных услуг плательщик заявляет текущие показания приборов индивидуального учета расхода воды, но деньги с него не взимаются. «Я снял показания и заплатил» – такого теперь нет, сейчас действует принцип «Я заявил, а заплатил в следующем месяце».

Один счет или несколько?

Еще одним часто задаваемым вопросом был принцип оплаты нескольких лицевых счетов в случае двух или больше долей квартиры. «В данной ситуации у каждого плательщика есть извещение. Важно помнить, что показания счетчиков необходимо заявлять при оплате каждого извещения, они не должны отличаться. Волноваться не стоит: эти данные не будут суммировать», – рассказала Анна Дмитрук.

В июле 2017 года впервые квитанции на квартплату получили и жители частного сектора. Раньше они заключали договоры с каждым из поставщиков и платили отдельно за каждую услугу. «Теперь все счета объединили в один, и жители частного сектора получают квитанцию, как и жильцы многоэтажек. Они могут видеть и общую цифру, и расшифровку этих расходов», – добавила начальник центра по начислению жилищно-коммунальных платежей.

Плательщикам надо быть очень внимательными при внесении показаний счетчиков. «Можно просто перепутать цифры и в итоге получить к оплате сумму, значительно большую. Конечно, мы сами обращаем внимание на неправдоподобные показания, но бдительность плательщиков никто не отменял».

Платить надо вовремя

Еще одна проблема, с которой все мы можем столкнуться, – невозможность оплатить коммунальные услуги вовремя, к примеру, по причине отъезда. В этом случае расстраиваться тоже не стоит. Надо лишь своевременно сообщить поставщику услуг необходимые показания счетчиков.

«В случае, если вы уезжаете на несколько месяцев и хотите оплатить услуги ЖКХ наперед, то вам необходимо обратиться в ЖЭС по месту жительства с просьбой не начислять за услуги ВиК по среднему объему водопотребления на такой-то период», – объяснила Анна Дмитрук.

Безналичные субсидии

Одной из основных причин перехода на единый счет стали безналичные субсидии. Указ Президента № 322 «О безналичных субсидиях» предусматривает, что начисление платы за жилищно-коммунальные услуги необходимо производить с использованием единой общереспубликанской информационной системы АИС «Расчёт-ЖКУ» через уполномоченные местными исполнительными органами организации, осуществляющие учет, расчет и начисление платы за ЖКУ. Производители услуг заключают договор с одной из уполномоченных организаций, и все начисления, за исключением электроэнергии и газа, производятся по единому лицевому счёту. Напомним, что в нашем городе такие организации –ЖРЭУ Бреста и Брестский научно-технологический парк.

При оплате через ЕРИП ветка поиска для ЖРЭУ: Брест – Коммунальные платежи – ЖРЭУ – Коммунальные платежи, а для Брестского научно-технологического парка: Брест – Коммунальные платежи – Брестский научно-технологический парк – Коммунальные платежи.

Тарифы-2018: сколько будем платить за коммунальные услуги в новом году

О новых тарифах в Украине и старых требованиях кредиторов

Тарифы на жилищно-коммунальные услуги растут в Украине каждый год. И наступивший 2018-й не станет, увы, исключением. Хотя пока правительство решило не портить нам новогодних праздников сообщениями о повышении тарифов на коммуналку.

Подорожание газа – требование МВФ

МВФ требует от Украины раз в полгода пересматривать цены на газ, чтобы на внутреннем рынке они соответствовали международным рыночным ценам, или «уровню импортного паритета». Это одно из условий получения Украиной следующих кредитных траншей по программе, рассчитанной до 2020 года.

В соответствии с этими договоренностями, цены на газ для украинцев должны были вырасти еще осенью 2017-го – на 17%. Но украинское правительство попросило зарубежных кредиторов отсрочить выполнение этого требования. МВФ на уступки не пошел, поэтому понятно, что в ближайшее время правительству придется повышать цены на газ. Потому что без этих кредитов Украине пока не обойтись.

Напомним, на сегодняшний день стоимость газа для всех видов украинских потребителей составляет 6957,9 грн за тысячу кубометров, или 6,9579 грн за 1 куб. м. Это определено постановлением Кабинета министров №187 от 22 марта 2017 года, и срок действия постановления истекает 1 апреля 2018 года. Так что следующего повышения на газ нам стоит ждать не позднее 1 апреля. Однако не исключено, что ради получения следующего кредита правительство решится повысить цены досрочно.

Какой будет на тот момент цена импортного газа, неизвестно. Однако подорожание наверняка будет больше планировавшихся 17%, особенно если учесть продолжающуюся в Украине инфляцию и изменение мировых цен на газ. Например, в финансовом плане НАК «Нефтегаз Украины» говорилось о повышении цены на газ с октября на 18,84%. В консенсус-прогнозе Минэкономразвития, представленном в сентябре 2017-го, фигурировала цифра 19%.

Для сравнения: в Польше цена на газ для населения составляет, в пересчете на наши деньги, около 12 грн/куб. м, т. е. в 2 раза больше, чем в Украине. Однако уровень бытового потребления газа в этой стране существенно ниже. Например, вместо газовых плит в жилых домах повсеместно устанавливают электрические.

Цены на тепло пока снижаются, а дальше все зависит от газа

По прогнозу Минэкономразвития, тарифы на отопление и горячую воду в 2018 году повысятся на 20%. Подорожание может произойти, если по требованию МВФ Украина таки решит повысить цены на газ. И это коснется не всех регионов в равной мере.

Например, перед самым Новым годом НКРЭКУ снизила тарифы на тепло для целого ряда регионов. В Киеве, например, тарифы на тепло от «Киевэнерго» были снижены на 4,1% (до 1355,83 грн/Гкал в месяц при наличии счетчиков и 31,55 грн за кв. м отапливаемой площади – без счетчиков). В Виннице плата за отопление в домах со счетчиками также была уменьшена, хотя и не так существенно – всего на пару копеек (с 1123,71 до 1123,69 грн за 1 Гкал в месяц). В Запорожье отопление для населения подешевело с 1218,56 до 1209,61 грн/Гкал.

Средний тариф на отопление по Украине на конец декабря составлял 1040,44 грн/Гкал. Самые высокие средние расценки на тепло – свыше 1200 грн/Гкал – в Ровенской, Херсонской и Черниговской областях. Менее 1000 грн/Гкал средний тариф только в Николаевской области. Хотя в отдельных регионах люди платят за отопление и менее 500 грн/Гкал: например, те, чьи дома обслуживают Углегорская ТЭС, Змеевская ТЭС и ряд других.

Электричество перестало расти в цене

В начале прошлого года правительство говорило о том, что 1 марта 2017-го пройдет последний из пяти запланированных этапов подорожания электроэнергии. И о новом повышении тарифов на свет для населения пока никто не заявлял. Мало того, перед самым Новым годом глава Нацкомиссии по регулированию энергетики и коммунальных услуг Дмитрий Вовк подтвердил: цены для населения пока не изменятся.

Кстати, альтернативой дорогому центральному отоплению эксперты называют электрическое. Отмечается, что отапливать жилье «через розетку» дешевле благодаря льготному тарифу и зонным счетчикам, что позволяет платить за электроэнергию 90 коп./кВт-ч днем и 45 коп./кВт-ч ночью.

Вводится абонплата за воду и отопление

С 10 июня 2018 года вступает в силу новый Закон Украны «О жилищно-коммунальных услугах». Как следствие – украинцев ожидают существенные изменения в оплате жилищно-коммунальных услуг. В частности, в соответствии с законом, вводится разделение оплаты за каждую из услуг (за исключением газа и электроэнергии) на несколько частей:

— плата за объем потребленной коммунальной услуги. Т. е. сколько израсходовали воды, электроэнергии и т.д. – оплачиваем по тарифам.

— абонентская плата за обслуживание. Абонплата, которую мы раньше вносили только за пользование стационарным телефоном, теперь вводится для коммунальных услуг по водоснабжению, водоотводу, отоплению, вывозу мусора и т.п.

— плата за обслуживание, текущий ремонт внутридомовых сетей, которые обеспечивают предоставление той или иной коммунальной услуги.

Как изменится сумма оплаты за каждую коммунальную услугу после введения такого разделения, до обнародования тарифов Кабинетом министров сказать невозможно. Некоторые эксперты уверяют, что подорожания не произойдет. Мол, и сегодня мы платим и за обслуживание сетей, и вносим абонплату, но все это включено в тариф. А в новом законе фактически речь идет только о разделении платежа на несколько составляющих.

Телефонные тарифы подняли больше для сел

С 1 января 2018 года Национальная комиссия по госрегулированию в сфере связи и информатизации повысила некоторые граничные тарифы на стационарную телефонную связь. Причем максимальные тарифы для жителей сельской местности выросли больше, чем для горожан.

Так, абонплата за телефон для жителей городов и райцентров выросла менее чем на 3 грн, а для жителей сел и поселков городского типа (кроме райцентров) – на 5 грн. Расценки на установку телефонов и на переоформление договоров остались прежними.

Сколько заплатят за ЖКУ потребители в Хмельницком в отопительном сезоне 2017-2018 годов

В Хмельницком потребители заплатят за жилищно-коммунальные услуги за месяц отопительного сезона 1310,24 грн.

Портал Domik.ua проанализировал цены на энергоресурсы в Хмельницком, которые действуют в ноябре 2017 года и подсчитал среднюю суммарную стоимость ЖКУ для однокомнатной квартиры площадью 35 кв. м.

Цены на жилищно-коммунальные услуги в Хмельницком в 2017 году

В 2017 году вступили в силу новые тарифы на электричество, газ, холодную воду, услуги по содержанию дома и придомовой территории. Так, с 1 марта по новым ценам поставляется электричество. Согласно постановлению НКРЭКУ №220 минимальный тариф на свет составляет 0,9 грн за 1 кВт·ч .

С 1 апреля изменись цены на природный газ. Правительство Украины утвердило стоимость кубометра природного топлива на уровне 6,96 грн . Такой тариф на энергоресурс прописан в постановлении кабинета министров Украины №187.

С 12 мая текущего года по новым ценам отпускается холодная вода . Стоимость кубометра энергоресурса составляет 13,91 грн. Такой тариф установлен постановлением НКРЭКУ №552.

Средний размер квартплаты составляет 2,048 грн за 1 кв. м . общей площади квартиры. По информации Минрегиона, цены на услуги по содержанию домов были пересмотрены в марте текущего года.

Цены на горячее водо- и теплоснабжение в 2017 году не изменились. Так, один кубометр горячей воды стоит 70,45 грн при наличии в квартире полотенцесушителя. Стоимость централизованного отопления составляет 27,93 грн за 1 кв. м. Данные тарифы утверждены в постановлении НКРЭКУ №1101.

Ознакомиться подробней с ценами на коммунальные услуги можно в соответствующем разделе .

Суммарная стоимость коммунальных услуг в Хмельницком в отопительном сезоне 2017-2018 годов

Редакция портала рассчитала стоимость ЖКУ в Хмельницком в отопительном сезоне. Подсчеты выполнялись на основании тарифов на энергоресурсы, актуальные на ноябрь 2017 года, и норм потребления воды, света, газа на одно зарегистрированное лицо.

Средняя суммарная стоимость ЖКУ в однокомнатной квартире в Хмельницком в отопительном сезоне 2017-2018 гг.:

№ п/п

Коммунальная услуга

Норма потребления на одного зарегистрированного

Тариф

Стоимость коммунальной услуги в месяц, грн

Для квартиры в 35 кв. м

2,048 грн за 1 кв. м

Холодная вода (водоснабжение и водоотведение)

13,91 грн за 1 куб. м

70,45 грн за 1 куб. м (при наличии полотенцесушителя)

Водоотведение горячей воды

6,84 грн за 1 куб. м

6,96 грн за 1 куб. м

0,9 грн за 1 кВт (при использовании до 100 кВт в месяц)

Для квартиры в 35 кв. м

27,93 грн за 1 кв. м

В таблице указаны цены на энергоресурсы, которые действуют в Хмельницком по состоянию на 16 ноября 2017 года. Средняя стоимость ЖКУ может отличаться в зависимости от оснащения квартиры приборами учета энергоресурсов и методики начисления квитанций на отопление. Также в ноябре текущего года НКРЭКУ может пересмотреть тарифы на тепло и горячую воду в Хмельницком.

Так, за месяц отопительного сезона потребители в Хмельницком заплатят за потребленные коммунальные услуги 1310,24 грн. К примеру, в Черкассах средняя стоимость ЖКУ в месяц отопительного сезона 1488,91 грн .

Ознакомиться с ценами на жилищно-коммунальные услуги в других областях Украины можно в соответствующем разделе .

Способы оплаты дорогих коммунальных услуг

Невысокий уровень дохода не позволяет украинцам оплачивать высокие тарифы на коммунальные услуги. Если потребитель получает минимальную заработную пенсию, то после оплаты квитанций на энергоресурсы останется 141,76 грн. Средняя суммарная стоимость ЖКУ составляет больше 90% дохода пенсионера. В такой ситуации не накапливать долги по оплате коммунальных услуг позволяет оформление субсидии. Согласно постановлению кабинета министров Украины №822, государственная помощь предоставляется потребителям, которые тратят на оплату коммунальных квитанций больше 15% ежемесячного совокупного дохода. Узнать, какие ограничения действуют при оформлении и начислении субсидии можно по ссылке .

Редакция портала подсчитала средний размер компенсации, который предоставят потребителям на оплату при наличии минимальной зарплаты и пенсии. Расчеты проводились с помощью онлайн-калькулятора на сайте кабинета министров Украины.

Размер компенсации украинцам, получающим минимальную зарплату

Потребители, ежемесячный доход которых составляет минимальная заработная плата, получат субсидию в размере 761,04 грн.

Расчеты выполнены на сайте кабинета министров Украины

После начисления субсидии потребитель заплатит за жилищно-коммунальные услуги 549,2 грн в месяц.

Определив средний размер субсидии, был рассчитан уровень расхода на оплату коммунальных платежей.

Средняя стоимость ЖКУ и часть зарплаты, которая останется после оплаты коммунальных услуг без субсидии и после ее начисления:

Средняя стоимость ЖКУ в месяц отопительного сезона 2017-2018 гг., грн

Часть зарплаты, которая останется после оплаты ЖКУ, грн

Счетчик закрутится по среднему

С 1 июня меняется система оплаты коммунальных услуг для тех граждан, у кого стоят счетчики на холодную и горячую воду, газ или свет. Если сейчас мы должны подавать показания приборов учета ежемесячно, то теперь эта обязанность с нас снимается. Чем это грозит рядовому потребителю, выясняла «Фонтанка».

Обязанность ежемесячно подавать данные индивидуальных приборов учета появилась в новых Правилах предоставления коммунальных услуг, которые вступили в силу с 1 сентября 2012 года. В предыдущей редакции правил это требование было размытым и не содержало конкретных сроков: там было просто написано, что при наличии счетчика мы должны оплачивать воду или свет в соответствии с его показаниями.

С 1 сентября 2012 года система оплаты следующая. В середине месяца мы получаем от управляющей компании квитанцию на оплату коммунальных услуг (в Петербурге 80% квитанций печатает ГУП ВЦКП). Если в квартире не стоят счетчики на холодную или горячую воду, то плата за эти ресурсы начисляется в соответствии с нормативом. Если же они есть, то в соответствующих ячейках вписываются их показания. Эти показания будут учтены при оплате воды в следующем месяце. Квитанции на оплату газа и электричества присылают «Петроэлектросбыт» и «Газпром Межрегионгаз Петербург» соответственно.

Если потребитель по какой-то причине не указывает показания, то, в соответствии с действующими правилами, в течение трех месяцев плата начисляется по среднему – то есть вычисляется средний платеж за предыдущий период. Наконец, если по истечении трех месяцев данные счетчиков так и не поступили, то расчет идет исходя из норматива, который установил комитет по тарифам Смольного. При этом впоследствии, когда потребитель наконец указывает показания, ему делается перерасчет: тому, кто заплатил больше, деньги возвращаются, а кто меньше – вынужден доплачивать. Отметим, правда, что «по среднему» этой зимой начисляли только поставщики электричества и газа: база ВЦКП была не готова к новой системе, и его сотрудники сразу выставляли плату по нормативу.

В апреле 2013 года, после многочисленных скандалов с коммунальной квитанцией минувшей зимой, федеральное правительство внесло в Правила предоставления коммунальных услуг изменения: был вычеркнут пункт, согласно которому граждане должны ежемесячно подавать данные счетчиков. Свою роль сыграло и решение Верховного суда РФ, принятое в начале апреля: обязанность регулярно отчитываться о потреблении коммунальных ресурсов отсутствует в Жилищном кодексе, а значит, незаконна.

Измененная версия Правил предоставления коммунальных услуг вступает в силу с 1 июня 2013 года. Это означает, что если в квитанцию, которую мы получили в мае, еще нужно вписывать показания приборов учета, то в той, которая придет в середине июня, – уже нет. То же касается и платежек «Петроэлектросбыта» и «Газпром Межрегионгаза».

Шуму много, изменений мало
Впрочем, эксперты указывают, что это лишь формальное изменение, так как все остальные нормы правил остались в силе. Дело в том, что если мы вдруг не подадим данные счетчиков, то в следующем месяце с нас по-прежнему возьмут по среднему. Только если раньше средний платеж взимался в течение трех месяцев, после чего начисления проводились по нормативу, то теперь этот период будет длиться шесть месяцев.

Правда, с 1 января 2015 года плата по нормативу будет несколько иной. Новой редакцией правил предусмотрено, что тогда начнут действовать корректирующие коэффициенты для тех граждан, у которых не установлены счетчики. Первые полгода 2015-го плата по квартирам без счетчиков будет больше на 1,1, во втором полугодии – на 1,2. А с 1 июля 2016-го ее станут автоматически увеличивать в 1,5 раза. Коэффициенты будут применяться и к тем квартирам, где узлы учета установлены, но данные по потреблению отсутствуют более шести месяцев.

Новым законом также предусмотрено, что раз в шесть месяцев представители управляющих компаний, «Петроэлектросбыта» и «Газпром Межрегионгаза» имеют право прийти в квартиру к гражданину и проверить показания счетчиков. Дальнейшие события будут аналогичны тому, как если бы собственник сам указал эти данные. Поставщик ресурса сделает ему перерасчет: если за время оплаты по среднему и по нормативу было внесено больше денег, то их учтут в будущих квитанциях, меньше – придется доплатить.

Как объяснили в жилищном комитете, в ведении которого находится ГУП ВЦКП, база данных предприятия уже готова к выставлению счетов за холодную и горячую воду по среднему. Предполагается, что к оплате будет выставляться средний платеж за последние три месяца. Что касается «Петроэлектросбыта», то, как говорят в компании, этот период индивидуален для каждого пользователя. Если человек платит за электричество давно, то для расчета берется сумма за год, если меньше этого срока – то число месяцев, за которое есть показания.

Подводные камни
Несмотря на то, что, по сути, в системе оплаты коммунальных платежей мало что меняется, игроки рынка указывают, что инновации несут в себе ряд потенциальных проблем. Первая – усиление неразберихи с платежами. Как говорит заместитель генерального директора ООО «ПромИнвест» Дмитрий Стригуненко («ПромИнвест» владеет тремя городскими жилкомсервисами), управляющим компаниям придется постоянно делать мелкие перерасчеты, попутно объясняя недовольным гражданам, почему в одном месяце им была выставлена одна сумма, а в следующем – другая.

Увеличится и так называемый «кассовый долг» перед поставщиками холодной и горячей воды. Житель будет платить по среднему, а общедомовой счетчик учтет реальное потребление, и «Водоканал», «Теплосеть» и ГУП ТЭК выставят квитанцию именно по показаниям последнего. Понятно, что рано или поздно собственник внесет деньги за фактически использованную воду. Однако до этого отрицательная разница – в случае ее возникновения – будет считаться долгом управляющей компании.

До недавнего времени жильцы многоквартирного дома сами решали, какие работы проведут управленцы на общедомовом имуществе. Теперь перечень обязательных работ и услуг прописан в рамках закона.

Так называемый «минимальный перечень» умещается на девяти страницах печатного текста. Отказаться от какой-либо из этих работ или услуг собственники не имеют права. Соответственно, придется платить за все. Из этой статьи вы узнаете, что же федеральные власти посчитали обязательным к исполнению, и как в связи с этим изменится оплата содержания и текущего ремонта для жильцов.

Фундаменты и подвалы
Закон включает в себя несколько подразделов. Первый – работы по фундаменту зданий: проверка технического состояния; при выявлении нарушений — детальное обследование и составление плана мероприятий по устранению причин, а также проверка состояния гидроизоляции фундаментов и систем водоотвода фундамента. При выявлении нарушений — восстановление их работоспособности.

Если в здании есть подвал, то второй раздел тоже актуален, потому что в этом помещении будут проверять температуру и влажность, и при несоответствии нормативам – устранение нарушений, принятие мер, исключающих подтопление, захламление, загрязнение и загромождение подвалов, а также мер, обеспечивающих вентиляцию; контроль за состоянием дверей подвалов и технических подполий, запорных устройств на них.

Стены и перекрытия
У любого дома есть стены. Законодатели об этом тоже не забыли, и потому прописали в законе, что необходимо: выявлять несанкционированные изменения конструкций, нарушения теплозащитных свойств, гидроизоляции между цокольной частью здания и стенами, неисправности водоотводящих устройств; следить, чтобы не появлялась коррозия, деформации и трещины в арматуре, а также в местах примыкания внутренних поперечных стен к наружным стенам из несущих и самонесущих панелей. В случае выявления любых повреждений, их необходимо устранить.

В четвертом разделе все, что касается перекрытий и покрытий в жилых домах: выявление прогибов и трещин, отслоений защитного слоя бетона и оголения арматуры, коррозии арматуры, смещения плит, отслоения выравнивающего слоя в заделке швов, следов протечек или промерзаний на плитах и на стенах, проверка состояния утеплителя, гидроизоляции и звукоизоляции.

Колонны и столбы
Пятый раздел посвящен колоннам и столбам: выявление потерь устойчивости, наличия, характера и величины трещин, выпучивания, отклонения от вертикали; контроль состояния и выявление коррозии арматуры и арматурной сетки, отслоения защитного слоя бетона, оголения арматуры и нарушения ее сцепления с бетоном, глубоких сколов бетона в домах со сборными и монолитными железобетонными колоннами; выявление разрушения или выпадения кирпичей, поражения гнилью, дереворазрушающими грибками и жучками-точильщиками, расслоения древесины, разрывов волокон древесины в домах с деревянными стойками; контроль состояния металлических закладных деталей в домах со сборными и монолитными железобетонными колоннами.

Крыши и чердаки
Далее – все, что касается крыш: проверка на отсутствие протечек, деформации и повреждений несущих конструкций, антисептической и противопожарной защиты деревянных конструкций, креплений элементов несущих конструкций крыши, водоотводящих устройств и оборудования, слуховых окон, выходов на крыши, ходовых досок и переходных мостиков на чердаках, осадочных и температурных швов, водоприемных воронок внутреннего водостока; проверка состояния защитных бетонных плит и ограждений, фильтрующей способности дренирующего слоя; проверка температурно-влажностного режима и воздухообмена на чердаке; контроль состояния оборудования или устройств, предотвращающих образование наледи и сосулек; осмотр потолков верхних этажей; проверка и при необходимости очистка кровли от мусора, грязи и наледи, препятствующих стоку дождевых и талых вод, снега и наледи; окраска металлических креплений кровель антикоррозийными защитными красками и составами.

Лестницы и фасады

Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания лестниц, включают в себя: выявление деформации и повреждений, надежности крепления ограждений, выбоин и сколов; выявление трещин, коррозии арматуры, прогибов, нарушений крепления к балкам, наличие гнили и жучков-точильщиков в домах с деревянными лестницами.

По фасадам: контроль состояния и работоспособности подсветки информационных знаков, входов в подъезды, выявление нарушений гидроизоляции, восстановление или замена отдельных элементов крылец и зонтов над входами, восстановление плотности притворов входных дверей, самозакрывающихся устройств (доводчики, пружины), ограничителей хода дверей.

Такая же подробная инструкция дана законодателями по работам по другим частям зданий. Кроме того, в законе прописан перечень работ по содержанию домов – проверка исправности мусоропроводов, систем вентиляции и другое, а также детально расписание уборки общедомового имущества.

Мнения экспертов
Прокомментировать данное постановление российского правительства мы попросили иркутских экспертов в области ЖКХ. Руководитель ООО «ТехКонтроль» Александр Каменев считает, что этот документ, безусловно, расширит круг обязанностей управленцев, но, тем не менее, работать компаниям будет проще: «Зачастую мнение специалистов по перечню необходимых для здания работ не совпадает с видением собственников. Понятно, что жильцы при выборе набора услуг, во многих случаях опираются на финансовую составляющую вопроса. Тем не менее, если своевременно не проводить нужные работы, здание может утратить не только работоспособность, но и безопасность. Перечень дает предельную ясность для управляющих компаний в том, какие работы и в какие сроки нужно выполнять. И уменьшить этот список никто из соседей не имеет права».

Однако увеличение объема услуг неизбежно повлечет за собой рост тарифов по содержанию и текущему ремонту общедомового имущества. Главный экономист СРО «Содружество ЖКХ» Олег Устьянцев считает, что расценки вырастут очень заметно: «Если сейчас содержание, к примеру, в 9-этажном доме стоит 17 рублей с квадратного метра, а в 5-этажном – 13 рублей с квадратного метра, то по предварительным расчетам, оно может составить около 100 рублей с каждого квадратного метра».

При этом Олег Николаевич подчеркнул, что платить по новым расценкам собственники будут только после перезаключения договоров с управляющими компаниями: «Тарифы остаются действующими на весь срок, определенный договором. Переход на минимальный перечень, утвержденный законом, будет происходить постепенно – когда срок действия договоров закончится, и настанет время для их перезаключения».

Новогодний «сюрприз» подкорректировали

Все еще очень хорошо помнят, чем закончилась попытка введения с 1 января 2013 года новых нормативов на потребление горячей и холодной воды и водоотведение. В квитанциях появились отдельные строчки «индивидуальное потребление» и «общедомовые нужды», а в некоторых регионах в результате нововведений произошло заметное увеличение квартплаты. Жители, естественно, выразили недовольство, президент прислушался к мнению населения и поручил правительству пересмотреть свои подходы к формированию новых нормативов и сделать так, чтобы это не вело к резкому повышению оплаты коммунальных услуг. И вот 16 апреля Правительство РФ издало Постановление № 344, которым вносит изменения в документы, на основании которых производится формирование нормативов и расчет платы за коммунальные услуги. Какие изменения и в какие документы внесены, как все это скажется на принципах расчета квартплаты нам помогает разобраться эксперт по экономическим вопросам СРО «Содружество ЖКХ» Анастасия Макеева.

— Должна сказать сразу: конкретные размеры нормативов потребления коммунальных ресурсов устанавливает регион, в нашем случае — областное правительство. Но принципы расчета квартплаты, правила формирования нормативов заложены в документах федерального правительства. Так вот эти правила сейчас немного изменены. Постановление Правительства РФ № 344 от 16 апреля этого года внесло изменения в правительственные постановления № 306 и № 354. Что касается изменений в ПП № 306, то, прежде всего, следует отметить, что из площади общедомового имущества исключаются технические помещения: подвалы, технические этажи, чердаки. Остаются площади лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа). Эти изменения вступают в силу с 26 апреля 2013 года, именно на основании их Министерство жилищной политики Иркутской области будет определять конкретные размеры нормативов.

— Если из площади общедомового имущества исключаются технические помещения, значит размер норматива потребления коммунальных ресурсов на общедомовые нужды должен быть меньше, чем в том случае, когда технические помещения учитывались, как общедомовые?

Нет, не факт. Просто раньше данные о суммарном потреблении коммунальных ресурсов на конкретной территории делились на всю площадь дома, в том числе, на площадь чердаков и подвалов, а теперь этот же объем будет делиться на меньшую площадь. По правилам математики, размер нормативного потребления на 1 кв.м. от этого действия должен наоборот увеличиться. При дальнейшем умножении полученного норматива, рассчитанного по новым правилам на 1 кв.м. «общедомовой площади», на меньшую площадь (без учета чердаков и подвалов), размер платы за общедомовую нужду в абсолютном выражении будет близок к тому, который был рассчитан по старым правилам. Изменения для каждого конкретного дома будут, так как норматив выводится усредненный, а площади у каждого дома свои, но в целом, если брать масштабы города Иркутска, думаю, ничего не изменится.

Вводимые изменения носят больше технический характер и делают расчет платы за общедомовые нужды более логичным.

— Расскажите поподробнее, что за коэффициенты вводят к нормативам, и в каких случаях они будут применяться?

— Как уже не раз отмечалось, введение новых нормативов призвано стимулировать население к установке приборов учета, как индивидуальных, так и общедомовых. Так вот, чтобы эффект был еще более стимулирующим к тем, кто не установил счетчики, норматив потребления коммунальной услуги (в том числе холодного и горячего водоснабжения на общедомовые нужды при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета) будет определяться с учетом повышающего коэффициента:

с 1 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. — 1,1;
с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. — 1,2;
с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. — 1,4;
с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. — 1,5;
с 2017 года — 1,6.

Как видите, график введения повышающих коэффициентов довольно щадящий и дает собственникам время на установку приборов учета, но только до 2015 года. Потом норматив будет неизменно, каждые полгода, увеличиваться. При этом (внимание!) разница от применения повышающих коэффициентов должна направляться управляющей компанией на энергоэффективные мероприятия, другими словами, на текущий ремонт дома либо, если это решат собственники — на установку индивидуальных приборов в квартирах, не оснащенных таковыми. Применяться повышающие коэффициенты начнут с 1 января 2015 года.

— О каких еще изменениях стоит знать?

— Внесены изменения в Постановление Правительства РФ № 354, на основании которого 1 января 2013 года вводились новые нормативы. Изменений достаточно много, большинство из них в пользу потребителя. Остановимся на тех, которые вступают в силу с 1 июня 2013 года. Например, исключен пункт, в котором была прописана обязанность предоставлять показания индивидуальных приборов учета с 23 по 26 число. Это было очень неудобно и для жителей, и для управляющих компаний, создавало аврал и ажиотаж в определенные дни. Теперь порядок приема показаний ИПУ у каждой управляющей компании может быть свой, он должен быть прописан в договоре управления многоквартирным домом. Много нареканий было от жителей по поводу частых, по их мнению, проверок показаний счетчиков управляющими компаниями. Теперь такие проверки УК могут осуществлять не чаще 1 раза за полгода.

— Что-нибудь изменилось в отношении так называемых «общедомовых нужд»? Ведь большая часть недовольства людей была вызвана именно начислением платы за коммунальные ресурсы на общедомовые нужды?

— Понятие «общедомовые нужды» остается, и такая строка в квитанциях будет. Но правительство пошло навстречу потребителю. Например, исключена плата за общедомовые нужды для услуги водоотведения. Плата за отопление не будет делиться на плату за индивидуальное потребление и плату за общедомовые нужды (т.е. плата за отопление должна предъявляться жителям без разделения). Кроме того, установлено, что объем коммунальной услуги на общедомовые нужды не должен превышать норматив на ОДН. Исключение – если жители на общем собрании сами решили это превышение делить между собой пропорционально площади квартир.

— В Постановлении Правительства РФ № 344 есть и изменения, которые касаются так называемых «резиновых» квартир.

— В пользу добросовестного потребителя жилищно-коммунальных услуг, а значит, и абсолютного большинства нашего населения, приняты изменения, которые дают право управляющей организации устанавливать фактическое количество граждан, проживающих в квартире, не оборудованной приборами учета и составлять акт об установлении количества таких граждан. Указанный акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписи – не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома и в течение 3 дней направляется управляющей организацией в органы внутренних дел или федеральную миграционную службу для привлечения собственника квартиры и временных жильцов к административной ответственности (штраф от 1 500 до 2 500 руб.). На основании протокола об административном правонарушении управляющая компания может произвести доначисление за потребленные коммунальные ресурсы. То есть управляющие организации получили возможность решить проблему «резиновых» квартир, в которых зарегистрирован один хозяин, а фактически проживает пять-шесть квартирантов. Раньше такой возможности не было, за ресурсы, потребленные такими квартирами, расплачивались добросовестные соседи по дому. Изменения в Постановление Правительства РФ № 354, о которых мы рассказали, вступают в силу с 1 июня 2013 года.