Начальная военная подготовка цели и задачи

План-конспект урока Цели, задачи и содержание начальной военной подготовки. Законы РК «Об обороне и ВС РК», «О воинской обязанности и статусе военнослужащих», «О национальной безопасности», «О гражданской обороне», постановление правительства РК(10 класс)

ПЛАН – КОНСПЕКТ № 1

ТЕМА: Цели, задачи и содержание начальной военной подготовки. Законы РК «Об обороне и ВС РК», «О воинской обязанности и статусе военнослужащих», «О национальной безопасности», «О гражданской обороне», постановление правительства РК. Права и обязанности учащихся.

ЦЕЛЬ: Ознакомить учащихся с положениями Закона Республики Казахстан «О воинской обязанности и статусе военнослужащих»; «О национальной безопасности»; «О гражданской обороне»; Указов Президента Республики Казахстан; Разъяснить содержание программы НВП. Объяснить правила поведения учащегося на уроке НВП.

1) Служба в Вооруженных Силах Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан «О воинской обязанности и статусе военнослужащих»;

2) Содержание программы НВП.

3) Обязанности учащихся и правила их поведения на занятиях по НВП.

МЕСТО: Кабинет НВП.

МЕТОД: Рассказ, беседа.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: Плакаты, схемы.

Построение, осмотр внешнего вида. Размещение в военном кабинете. Представится.

Разъяснить, что НВП проводится с юношами (допризывного и призывного возраста) и девушками в общеобразовательных школах всех типов, не зависимо от подчинённости и форм собственности. Начальное военное обучение – одна из форм подготовки молодёжи к защите РК. Предмет НВП является обязательным , как и другие предметы.

Служба в Вооруженных Силах Республики Казахстан – почетная обязанность каждого ее гражданина, это доверие народа к военнослужащим как к защитникам мирного труда.

Обеспечение национальной безопасности является основной функцией каждого независимого государства, в том числе и Казахстана. Национальная безопасность – это обеспечение развития Казахстана как независимого, суверенного государства при сохранении его полной территориальной целостности.

Обеспечение обороноспособности страны — это всенародное дело, поэтому необходимо выработать у молодежи новые идеалы: казахстанский патриотизм, любовь к многонациональной Родине, чувство личной ответственности за безопасность и процветание страны. В настоящее время в соответствии с постановлением Правительства РК от 11.02.2013 года «Об утверждении Правил подготовки к воинской службе, организации и проведения, а также формирования учебно-материальной базы по НВП» военное обучение проводится во всех средних учебных заведениях вне зависимости от форм собственности.

Занятия по НВП проводятся совместно с юношами и девушками по 2-часа в неделю в 10 и 11классах. Пятидневные учебно-полевые сборы проводятся с юношами по окончанию 10 класса и 11 класса. Начальная военная подготовка для учащихся 10 классов состоит из следующих разделов :

1. «Вооруженные силы на страже суверенитета Республики Казахстан»- особое внимание уделяется знаниям законов РК. « О воинской обязанности и статусе военнослужащих», «О национальной безопасности», «О гражданской обороне»; указов Президента РК, постановлений Правительства РК, а также приказов и директив министра обороны РК, Министерства образования и науки и председателя Агентства по чрезвычайным ситуациям РК.

2. «Общевоинские уставы Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований РК» — определяют взаимоотношения между военнослужащими, их права и обязанности, дисциплины и т.д.

3. «Тактическая подготовка » — освещаются основы общевойскового боя, принципы обучения учащихся действиям в бою, умению применять оружие и гранаты для уничтожения пехоты и бронемашин противника, умению обнаруживать цели, выбор огневых позиций (места стрельбы); трассировка окопа; передвижение на поле боя перебежками и ползанием.

4. « Огневая подготовка» — обучает учащихся умению выполнять приемы и правила стрельбы из стрелкового (пневматического) оружия и метания ручных гранат, правилам хранения оружия, умению стрелять лежа, с упора и разряжать оружие.

5. «Строевая подготовка» освещается порядок проведения занятий по строевой подготовке. Особое внимание обращается на умение правильно выполнять команды в строю, строевые приемы на месте и в движении.

6. «Военная топография» — особое внимание уделяется способам определения своего месторасположения относительно сторон горизонта, местных предметов, приобретению учащимися навыков ориентирования на незнакомой местности, умению выбирать маршрут движения по азимуту.

Занятия по НВП начинаются с построения учебного взвода в 2-х шереножный строй и доклада о готовности к занятиям. Учащиеся обязаны прибывать на занятиях подготовленными и аккуратно одетыми (военизированная форма одежды). Взаимоотношения между учащимися и преподавателем – организатором НВП строятся применительно к требованиям уставов ВС РК.

Обязанности учащихся на уроке НВП

В начале урока НВП командир взвода должен построить взвод в 2-х шереножный строй по отделениям. После построения класса сдает рапорт: «Господин лейтенант, взвод 10 –го класса в составе 28 учащихся для занятий по тактической подготовке построен! Отсутствуют: Умурзаков болен. Командир взвода (отделения) Даиров».

Приняв рапорт, преподаватель – организатор НВП здоровается с обучаемыми: «Здравствуйте господа учащиеся!». Обучаемые отвечают на приветствие громко, ясно и согласованно: «Здравствуйте господин лейтенант!»

При обращении преподавателя – организатора НВП к обучаемому последний, быстро встаёт, принимает положение «смирно» и называет свою фамилию .

Если преподаватель – организатор НВП обращается к обучаемому по фамилии, последний отвечает: «Я».

Получив разрешение сесть обучаемый говорит: «Есть» — и быстро без шума садится.

При обращении к преподавателю – организатору НВП обучаемый поднимает руку и, получив разрешение, встаёт, принимает положение «смирно», называет свою фамилию и задаёт вопрос.

После окончания занятия командир взвода с разрешения преподавателя – организатора НВП подаёт команду «смирно» или «встать смирно» .

В конце занятия преподаватель – организатор НВП говорит: «До свидания господа учащиеся!» обучаемые согласованно отвечают « До свидания господин старший лейтенант»! и после команды «вольно» выходят из класса.

Поделить класс (взвод) на отделения, назначить командира взвода и отделений.

Итоги занятия: 1) Объявить фамилии учащихся, назначенных командирами взвода и отделений. 2) Дать оценку взвода – поведение, отметив наиболее внимательных и активных.

3) Акцентировать внимание на недостатках. 4) Ответить на вопросы. 5) Дать задание подготовить тетради.

Вопросы и задания:

Чем было вызвано принятие Закона РК «О воинской обязанности и статусе военнослужащих»?

Основные задачи начальной военной подготовки в школе

В современном обществе дети все впитывают как губка. Поэтому еще со школьных лет ребенку необходимо прививать чувство воспитания. Нужно воспитывать новое поколение более патриотичным и любящим свою страну.

Любой стране в будущем нужны люди, которые смогут защищать свою родину, любить ее, уважать законы и быть дисциплинированными, грамотными и здоровыми в мыслях и действиях. Поэтому при работе с учениками каждая школа ставит приоритетную задачу — воспитание патриотизма в будущем поколении. Любовь к своей Родине — главный элемент в воспитании подрастающего поколения. Без уважения к родной земле ни один человек не сможет сформироваться как отдельная личность.

Чтобы достичь всего вышеописанного давно введены основы военной подготовки в школе. Именно этот предмет учит школьников любить и защищать родину. Военная подготовка в школе очень тесно взаимосвязана с развитием патриотизма в личности, а не только с умением защищаться и обороняться. На этом уроке разбираются все значимые действия в военной жизни, качества, которыми должен обладать военный человек, и примерные ситуации. Многие считают, что начальная военная подготовка в школе не нужна, так как не каждый ребенок захочет служить во благо Родине в вооруженных силах. Родители говорят, что только в специализированных учебных заведениях можно начинать готовить курсанта, но ни как не в школе. В этом случае они не правы. Ведь чувство патриотизма и умение защищаться в различных ситуациях не повредит и инженеру, и журналисту, и художнику. Так что, можно сказать, что НВП является общеобразовательным предметом. Тем более, что в школе ученики получают только поверхностную информацию, а в дальнейшем, если она их заинтересует, они идут обучаться дальше. Существует и еще один плюс у предмета «Военная подготовка». Школьник, еще не служил в армии, уже разбирается в технике, и может заранее получить какое-либо знание. Что поможет ему в дальнейшей службе на благо Отечества.

В итоге, можно увидеть, что задач у такого предмета очень много, и все они являются крайне важными для любого гражданина страны. К начальной военной подготовке всегда нужно подходить ответственно как ученикам, так и учителям. Тем более, что последние должны уметь привить чувство патриотизма любому ученику, тем самым укрепляя целостность территорий страны. Необходимо научить ребенка не бояться армии и правоохранительных органов. И обычно все эти задачи выполняются с помощью трех систем.

Ученики воспитываются на военных традициях народа, живущего в стране, и на могуществе Вооруженных сил. Эта система заключается в том, чтобы показать современному подростку, как было трудно во времена войн, и чтобы увековечить память о трагедиях тех лет. Для этого проводятся различные мероприятия: шествие к мемориалам, экскурсии по военным местам, проведения памятных дат, различных конкурсов на военную тематику. С помощью этой системы ученики знакомятся с событиями военных лет, видят, как трудно было солдатам, и на что они шли ради победы и мирного неба над головой. И после этого многие школьники задумываются и начинают ценить то, что сейчас имеют. Так в человеке просыпается патриотизм, который в дальнейшем надо развивать вторым методом из системы — военно-спортивные игры.

Военно-спортивные игры, прежде всего, почти за раз решают все задачи, которые ставит перед собой подготовительная система. Например, такие игры как «Зарница» или «Орел» дают четко проследить взаимосвязь школы с будущей армией. Все эти игры учат детей организации, сплочению, уважению команды и соперников, терпению и физической выносливости. Ведь в таких занятиях развивается и тело, и дух. Физические упражнения помогают тренироваться и поддерживать себя в форме на экстремальный случай. Так же военно-спортивные игры формируют в человеке все те личностные качества, которые необходимы настоящему патриоту. Помимо игр не малую роль играет и проведение патриотических праздников. Они должны обязательно быть отмечены в школе. Это еще раз учит ребенка тому, что у героев есть свой день почета и нужно отдавать им дань памяти, как благодарность за мир на земле.

Кроме развлекательных и заводных мероприятий очень важна связь педагогического коллектива на военной кафедре со всеми учениками. В это входят и занятия, уроки, практика, полевые сборы. Помимо встреч с военнослужащими, ученики получают практические знания: мальчики при полевых сборах, а девочки при походах в больницу к пациентам. Эти задачи реализуются при помощи обычных уроков или при помощи прикладных кружков. На занятиях школьники разбирают виды оружия, первой медицинской помощи, классификацию боевых машин и т. д. Все это, несомненно, первое время приводит их в полный восторг. Ведь не каждый день есть возможность увидеть боевые сооружения или хроники войны на видеопленке.

Не стоит недооценивать задачи и цели, которые преследуют уроки начальной военной подготовки. Такие занятия нужно ставить вровень с алгеброй и русским языком. С помощью них человек точно так же вырастает грамотным, только военно и физически. Ведь после преподавания сухой теории, каждый ученик попадает куда-либо на практике, где и показывает свое чувство патриотизма и умение служить отечеству. Таким образом у выпускника уже формируется военно-прикладной характер восприятия мира. Поэтому не все выбирают в дальнейшем связать свою жизнь с воинской частью, но все же кто-то есть. Для этого и проводятся ориентировочны курсы, экзамены, чтобы допустить до защиты родной страны только качественных и патриотичных воинов. Отбор проходит очень жесткий — проверяется абсолютно все, даже психологическое развитие.

В каждой школе обязан быть отдельный кабинет для уроков начальной военной подготовки. Это и систематизирует предметы, и облегчает восприятие урока. Так как там все будет расположено наглядно — оружие, форма, приказы и т. д. И, конечно же, в любом кабинете НВП обязан присутствовать «уголок славы» в память о воинах живых и павших именно этого города, где находится школа.

Начальная военная подготовка является базовым предметов для многих других. Например, зная многое про войну, можно отлично разбираться в истории и литературе. Отлично будут организованны встречи с ветеранами, форумы и просто беседы.

Таким образом можно легко утверждать, что предмет НВП является одним из главных в школьной образовательной системе. Он и дисциплинирует, и обучает ребенка любить родину и свою страну. Что очень важно для современного подрастающего поколения, которое в недалеком будущем станет защищать страну и территорию от врагов. Поэтому нужно быть уверенными в силах своей страны. А для этого необходимо вырастить патриотов и грамотных людей, которые будут верно служить отечеству ради мирного неба над головой своей страны и своих сограждан. Патриотизм должен быть в крови.

Необходимо навсегда запомнить, что патриотизм — это уважение родной земле. А главная цель и задача настоящего патриота — защита своих территорий и народа. От воспитания школьников зависит будущее целого мира.

Начальная военная подготовка цели и задачи

министерство образования и науки

стандарт образования республики Казахстан

общее среднее образование

учебный предмет: начальная военная подготовка

1. Разработан и внесён институтом школьного и дошкольного образования Казахской академии образования имени Ы. Алтынсарина Министерства образования и науки Республики Казахстан.

2. УТВЕРЖДЁН И ВВЕДЁН В ДЕЙСТВИЕ приказом Министра образования и науки Республики Казахстан.

3. ВВЕДЁН ВПЕРВЫЕ.

  1. Нормативные ссылки.
  2. Определение и сокращение.
  3. Общее положение.
  4. Образовательная программа по предмету

«Начальная военная подготовка».

  1. Объём учебной нагрузки по предмету

«Начальная военная подготовка».

  1. Базовое содержание образования по предмету

«Начальная военная подготовка».

  1. Требования к обязательному (минимальному) уровню подготовки учащихся по предмету «Начальная военная подготовка».
  2. Требования к условиям организации и реализации образовательного

процесса по предмету «Начальная военная подготовка».

стандарт образования Республики Казахстан.

Образование среднее общее.

Учебный предмет: «Начальная военная подготовка».

Дата введения 01.09.2004год.

Настоящий стандарт разработан на основе требования к государственному обязательному минимуму содержания образования и уровню подготовки учащихся по учебному предмету «Начальная военная подготовка».

Положения стандарта обязательны к применению и соблюдению:

— всеми организациями образования РК, осуществляющими допризывную подготовку учащихся по предмету, независимо от форм собственности и ведомственной подчинённости.

— национальным центром государственных стандартов образования и тестирования при разработке материалов вступительных экзаменов в высшие учебные заведения.

— высшими учебными заведениями при разработке учебных программ подготовки педагогических кадров по указанному предмету.

— научно-исследовательским институтам в области образования при подготовке образовательных программ, учебников и учебно-методических комплексов по предмету «Начальная военная подготовка» и институтам повышения квалификации и переподготовки работников системы образования.

— центральными и местными исполнительными органами в области образования при осуществлении государственного контроля за качеством обучения учащихся по предмету.

Стандарт также может быть использован органами государственного управления и организациями республики при проведения работ по лицензированию образовательной деятельности, аттестации организаций образования, подготовке рабочих учебных планов и учебных программ, контроле над их реализацией.

Настоящий стандарт по предмету «Начальная военная подготовка» применяется в комплекте с базисным учебным планом соответствующей ступени образования, типовым учебным планом, рабочим учебным планом организации образования, учебной программой.

В настоящем стандарте использована ссылка на следующий стандарт: ГОСО РК 2.003-2002 образование среднее общее. Основные положения.

  1. Определения, обозначения и сокращения.

В настоящем стандарте применяются термины и определения в соответствии с (1) и ГОСО РК 2.003. Дополнительно в стандарте приведён следующий термин и соответствующее ему определение: Образовательная основная программа по предмету «Начальная военная подготовка»: Документ, определяющий содержание предмета «Начальная военная подготовка», ориентированный на формирование казахстанского патриотизма, овладение знаниями по основам военного дела.

В настоящем стандарте использованы следующие обозначения и сокращения:

ССШ – старшая ступень школы;

БУП – базисный учебный план;

ООП – образовательная основная программа;

НВП — начальная военная подготовка;

ГО – гражданская оборона;

ПМП – первая медицинская помощь.

4.1. Основные цели обучения предмета «Начальная военная подготовка»:

— формирование представления у учащихся о службе в Вооружённых Силах Республики Казахстан и знаний по основам военного дела;

— содействие развитию жизненных навыков и способностей учащихся.

4.2. Главные задачи обучения предмету «Начальная военная подготовка»:

— подготовить учащихся к службе в Вооруженных Силах Республики Казахстан на основе прочного усвоения теоретических знаний начальной военной подготовки с тем, чтобы, будучи призванными на срочную военную службу в Вооруженные Силы Республики Казахстан, выпускники смогли в короткий срок адаптироваться к условиям прохождения срочной военной службы и овладеть вверенным им вооружением и военной техникой;

— сформировать у учащихся стройную систему логически взаимосвязанных понятий целостного представления о службе в Вооруженных Силах Республики Казахстан;

— подготовить учащихся к жизни в быстро меняющемся обществе, где объективно возрастает роль вооруженной защиты.

На основе главных задач обучения начальной военной подготовке, раскрываются более конкретные дидактические задачи, среди которых важнейшей является формирование у учащихся убежденности, сознательной готовности к защите суверенитета Республики Казахстан, ответственного отношения к военной службе.

4.3 Объекты изучения предмета «Начальная военная подготовка».

Главенствующее положение при обучении основам начальной военной подготовки занимает изучение конституционных прав и обязанностей граждан, уяснение характера и назначения Вооруженных Сил Республики Казахстан, формирование знаний о Гражданской обороне, приобретение необходимых теоретических знании, практических навыков и умений в объеме подготовки молодого солдата, формирование психологической устойчивости.

4.4 Ближайшая перспектива развития содержания предмета

С учетом задач, оставленных перед Вооруженными Силами на современном этапе, одним из важнейших требований военной доктрины является подготовка — квалифицированных военных кадров. Обучение учащихся предмету «Начальная военная подготовка» создает предпосылки в выборе профессии военного, будет способствовать воспитанию у молодежи казахстанского патриотизма, интернационализма, верности боевым традициям старших поколений, воинскому долгу и военной присяге, скажется на укреплении воинской дисциплины в рядах Вооруженных Сил и, в целом, на поддержании их боевой готовности.

4.5 Место учебного предмета «Начальная военная подготовка»

«Начальная военная подготовка», как учебный предмет, является одним из составляющих государственного компонента базисного учебного плана среднего общею образования Республики Казахстан.

Предмет входит в образовательную область «Физическая культура и НВП». В БУП «Начальная военная подготовка» представлена обязательным учебным предметом для изучения на ССШ, а также в организациях начального и среднего профессионального образования независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.

Изучение начальной военной подготовки как учебного предмета обязательно, а углубленное факультативное изучение ее может начинаться с 10-го класса.

5. Образовательная программа по предмету

«Начальная военная подготовка»

В рамках предмета «Начальная военная подготовка» реализуется основная общеобразовательная программа.

Объем учебной нагрузки, но предмету

«Начальная военная подготовка».

Минимальный объем учебной нагрузки на ССШ составляет 2 часа в неделю или 70 часов в учебном году в 10 и 11 классах, всего140 часов.

7. Базовое содержание образования по предмету

«Начальная военная подготовка».

Базовое содержание образовательной программы по предмету «Начальная военная подготовка» устанавливается только для старшей ступени школы.

Содержание образования на старшей ступени школы.

Цели, задачи и содержание начальной военной подготовки учащихся. Законы Республики Казахстан «О всеобщей воинской обязанности и военной службе», «О национальной безопасности», «О гражданской обороне». Содержание, задачи, программ предмета НВП. Законодательная основа создания Вооруженных Сил. Права и обязанности учащихся на уроках по НВП.

Вооруженные Силы на страже суверенитета Республики Казахстан.

Обретение государственной независимости Республикой Казахстан. Конституционные основы устройства государства и перспективы развития. Общие принципы военной политики Казахстана и роль Вооруженных Сил в обеспечении национальной безопасности. Место армии в обществе и государстве.

Виды Вооруженных Сил Республики Казахстан, их назначение и состав. Военная служба — школа воспитания у воинов качеств патриота и интернационалиста.

Государственные символы независимости. Боевое знамя воинской части. Военная присяга военнослужащих Вооруженных Сил Республики Казахстан.

Военная политика Казахстана на современном этапе по обеспечению военной безопасности страны в свете глобальных изменений, происходящих в мире.

Военная доктрина Казахстана, задачи государства по обеспечению военной безопасности в мирное время, угрожаемый период и с началом военного конфликта.

Назначение Вооруженных Сил в структуре государства.

Правовые основы прохождения военной службы. Подготовка призывников и допризывников к военной службе. Подготовка офицерских кадров по военным специальностям в Казахстане. Воспитание воинов на подвигах славных батыров и традициях Вооруженных Сил Республики Казахстан.

Общевоинские уставы Вооруженных Сил Республики Казахстан

Общевоинские уставы Вооруженных Сил Республики Казахстан. Сущность и значение дисциплинарного устава, обязанности военнослужащих по соблюдению воинской дисциплины.

Сущность и значение устава внутренней службы, общие обязанности и поведение военнослужащих.

Сущность и значение устава гарнизонной и караульной службы. Обязанности лиц суточного наряда. Организация и задачи караульной службы. Ограждение и оборудование постов для несения караульной службы. Обязанности часового.

Казарменное помещение для личного состава роты. Назначение помещений в казарме. Требования к содержанию помещений. Требования к хранению оружия. Обеспечение сохранности имущества роты и личных вещей.

Размещение подразделений в населенных пунктах. Мероприятия по обеспечению противопожарной безопасности . Действия личного состава в случае возникновения пожара. Обязанности военнослужащего по охране окружающей среды.

Распорядок дня воинской части. Оздоровление условий службы и быта военнослужащих. Медицинский контроль за здоровьем военнослужащих.

Развитие военного искусства и тактики ведения военных действ; подразделениями . Развитие нового оружия и тактики ведения общевойскового боя.

Цели, задачи и характеристика современного общевойскового боя. Принципы ведения боя и средства поражения противника.

Организация мотострелкового отделения. Боевые задачи и возможности мотострелкового отделения в бою. Отделение в обороне.

Отделение в наступлении. Походный, предбоевой и боевой порядки мотострелкового отделения. Действия солдата в бою. Солдат — наблюдатель. Солдат в обороне. Солдат в наступлении.

Организация мотострелкового взвода, роты. Штатное вооружение и боевая техника. Виды боя и их характеристика. Огонь в бою. Система огня. Маневр в бою. Управление огнем и подразделениями.

Походный, предбоевой и боевой порядки мотострелкового подразделения. Взаимодействие в бою и его значение.

Основы обороны. Система огня в обороне. Место, роль и задачи взвода в обороне.

Роль, задачи и способы ведения разведки в современном бою.

Основы марша. Походное охранение взвода. Расположение взвода на месте. Взвод в сторожевом охранении.

Специальные войсковые действия в вооруженном конфликте. Инженерное оборудование блокпоста при выполнении боевых задач подразделениями.

Основные противотанковые и противопехотные мины. Невзрывные инженерные заграждения. Преодоление минно-взрывных и невзрывных заграждений.

Основы технических и прикладных видов спорта и начальная военная подготовка.

Основы стрельбы. Назначение и боевые свойства автомата (пулемета).

Понятие об общем устройстве и работе автомата (пулемета) и его частей. Разборка частей и механизмов автомата (пулемёта).
Задержки при стрельбе из автомата (пулемёта) и способы их устранения.

Назначение, боевые свойства гранат РГД- 5, РГ- 42, Ф- I , РГО, РГН.

Меры безопасности при обращении с оружием, боеприпасами, гранатами. Назначение и боевые качества снайперской винтовки. Основные части и механизмы снайперской винтовки. Разборка и сборка снайперской винтовки.

Работа частей и механизмов снайперской винтовки. Задержки при стрельбе из снайперской винтовки и способы их устранения.

Назначение и боевые качества гранатомета. Основные части и механизмы гранатомета. Порядок неполной разборки гранатомета. Порядок сборки гранатомета после неполной разборки. Работа частей и механизмов гранатомета РПГ. Задержки при стрельбе и способы их устранения.

Приемы и правила стрельбы из стрелкового оружия и метание ручных осколочных гранат.

Me ры безопасности при стрельбе из стрелкового оружия. Приемы стрельбы из стрелкового оружия. Приемы метания ручных осколочных гранат. Наблюдение в бою и способы определения расстояний.

Приёмы и правила стрельбы из снайперском вин товки (СВД) и ручного гранатомёта РПГ.

Выбор места для стрельбы из снайперской винтовки. Способы передвижения на местности. Положения для стрельбы.

Порядок заряжения винтовки. Производство выстрела. Временное и полное прекращение стрельбы. Порядок разряжения и осмотра винтовки.

Способы ведения огня из укрытий. Приемы стрельбы по воздушным целям. Приемы стрельбы из гранатомета.

Строй и его элементы. Предварительная и исполнительная команды. Строевая стойка. Выполнение команд «Становись», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Заправиться!».

Повороты на месте . Движение строевым и походным шагом. Повороты

в движении. Перестроение из одношереножного строя в двухшереножный и обратно.
Отделение в строю. Построение отделения в развернутый и походный строй.
Строевая стойка с оружием. Выполнение команд: «Ремень — отпустить (подтянуть)», «Автомат — на грудь!», «Оружие — за спину!», «На Ремень!». «Поправить оружие». Повороты и движение с оружием. Выход из строя и возвращение в строй. Отдача чести с оружием на месте в движении. .

Построения у машин. Посадка, размещение и высадка из машин.

Скорость движения и дистанция между машинами.

Сигналы для управления строем и машиной на месте и в движении.

Отдача чести на месте и в движении с оружием и без оружия. Подход к начальнику и отход от него.

Ориентирование на местности без карты. Движение по азимутам.

Понятие о топографической карте. Назначение топографических карт. Масштабы карт и их величины.

Измерение расстояния по карте. Поправочный коэффициент на характер местности.

Система координат. Географические и плоские прямоугольные координаты. Определение координат точки по карте. Нанесение точки на карту по заданным координатам.

Истинный азимут, магнитный азимут, дирекционный угол. Измерение по карте дирекционного угла. Переход от дирекционного угла к магнитному азимуту.

Виды условных знаков топографических карт. Балтийская система высот. Линии горизонтали на картах. Определение по карте абсолютных высот и крутизны скатов. Ориентирование карты на месте. Определение своего местоположения на карте. Изучение карты, выбор маршрута движения и определение ориентиров в маршруте.

Движение на местности с помощью карты и обход препятствий на маршруте.

Гражданская оборона и ее формирования. Организация медицинской службы и санитарный пост. Медицинская помощь при гражданской o 6 opo не. Стихийные бедствия и спасательные работы. Оказание первой медицинской помощи в различных случаях. Действия санитарных постов в очагах химического поражения.

Ядерное оружие армии иностранных государств. Поражающие факторы ядерного взрыва и его характеристики.

Химическое и биологическое оружие, обеспечение безопасности и защиты личного состава от оружия массового поражения.

Приборы радиационной и химической разведки. Разведка очагов поражения (заражения). Действия разведчика в составе поста радиационного и химического наблюдения. Действия разведчика в составе разведывательного звена при ведении разведки на объекте поражения (заражения).

Общий уход за больными. Правила и способы наложения повязок па различные масти тела. Оказание мерной медицинской помощи при различных несчастных случаях.

8. Требования к обязательному (минимальному) уровню подготовки учащихся по предмету «Начальная военная подготовка»

8.1 Требования к обязательному (минимальному) уровню подготовки учащихся.

Вооружённые силы на страже суверенитета Республики Казахстан

Учащиеся должны знать:

-конституционные основы устройства Республики Казахстан, суверенитета государства и его признаки;

— место и роль Вооруженных Сил Республики Казахстан в обеспечении национальной безопасности;

— Государственные символы Республики Казахстан и значение боевого знамени воинской части ;

— виды и рода войск Вооруженных Сил Республики Казахстан , воинские звания офицерского и сержантского состава;

— принципы военной политики Казахстана и этапы развития Вооруженных Сил;

— конституционные и законодательные права и обязанности граждан Республики Казахстан по защите суверенитета и территориальной целостности государства;

— законодательные основы создания Вооруженных Сил и задачи государства по обеспечения военной безопасности в мирное время, угрожаемый период и с началом военного конфликта;

— роль Вооруженных Сил в современном обществе и решаемые задачи на современном этапе развития Республики Казахстан.

— всеобщую воинскую обязанность и правовые основы прохождения военной службы в рядах Вооружённых сил Республики Казахстан;

— традиции Вооруженных Сил Республики Казахстан.

Общевоинские уставы Вооруженных Сил Республики

Учащиеся должны знать:

— назначение общевойсковых уставов Вооруженных Сил Республики Казахстан;

— особенности и общее содержание требований Дисциплинарного устава Вооруженных Сил;

— особенности и общее содержание требований устава внутренней службы Вооруженных Сил;

— особенности и общее содержание требований устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил;

— особенности и общее содержание требовании строевого устава Вооруженных Сил;

— порядок размещения военнослужащих срочной военной службы и спальных помещениях и требования к содержанию помещений;

— порядок размещения подразделений в населенных пунктах, обеспечение противопожарной безопасности и охрана окружающей среды;

— назначение распорядка дня, мероприятия, проводимые в повседневной жизнедеятельности в воинской части;

— мероприятия, предусматривающие оздоровление военнослужащих и улучшения их быта.

Учащиеся должны знать.

— общую характеристику современного боя;

— виды боя и их характеристику;

-организацию мотострелкового отделения и его вооружения;

— действие отделения в обороне и в наступлении;

— организацию системы огня отделения;

— демаскирующие признаки мины;

— действия солдата в обороне и в наступлении;

— организацию мотострелкового взвода (роты) и их вооружение;

— вилы боя и их характеристики;

— системы огня, маневр в бою, взаимодействие в бою, порядок управления огнем и подразделением;

— походный , предбоевой и боевой порядки мотострелкового взвода (роты);

— роль разведки в современном бою, способы ведения разведки взводом, действия общевойсковых подразделений в локальных войнах;

— расположение взвода на месте, в сторожевом охранении;

— основы марша и походного охранения взвода;

— назначение мин, принцип действия и их устройство;

— назначение и невзрывных инженерных заграждений, виды и преодоления

Учащиеся должны уметь :

— составлять карточки огня отделения;

— передвигаться под огнем противника по любой местности;

— преодолевать препятствия (заграждения);

— выбирать место для наблюдения и стрельбы, а также самоокапываться в бою;

— действовать по сигналам «Радиационная опасность! » ,» Химическая тревога!»,

«Воздух!», » Отделение, к бою!

Учащиеся должны знать:

— основы стрельбы стрелкового оружия;

— назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата
(пулемета);

— назначение, боевые свойства ручных осколочных гранат;

— меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами, при обращении с гранатами;

— назначение и боевые качества снайперской винтовки, основные части и
механизмы;

— порядок неполной разборки снайперской винтовки и порядок сборки
снайперской винтовки после неполной разборки;

— причины задержки при стрельбе из СВД и способы их устранения;

— назначение и боевые качества гранатомета;

— порядок неполной разборки гранатомета и порядок сборки гранатомета после неполной разборки;

— причины задержки при стрельбе и способы их устранения.

Учащиеся должны уметь :

— выполнить неполную разборку и сборку автомата (пулемета);

— проверить исправность автомата (пулемета), его чистоту, смазку и готовность к стрельбе;

— устранять задержки, возникающие при стрельбе из автомата (пулемёта);
— выполнять неполную разборку и сборку снайперской винтовки;

— устранять задержки при стрельбе из СВД;

— устранять задержки при стрельбе из гранатомета.

Приемы и правила стрельбы из стрелкового оружия

и метание ручных осколочных гранат.

Учащиеся должны знать :

— меры безопасности при проведении стрельбы из стрелкового оружия
(малокалиберной винтовки, автомата, пулемета) и при метании ручных осколочных гранат;

— изготовку к стрельбе из автомата (пулемета);

— установку прицела, целика, прикладку автомата (пулемета), прицеливание,

— порядок прекращения стрельбы;

— приемы стрельбы с упора и из-за укрытий;

— приемы стрельбы по воздушным целям;

— приемы метания ручных осколочных гранат;

— наблюдение в бою и определение расстояния.

Учащиеся должны уметь:

выполнять приемы стрельбы (изготовка к стрельбе, прицеливание и спуск курка) из малокалиберной винтовки;

— выполнять приемы стрельбы из автомата (пулемет),

— принимать положения для стрельбы: лежа, с колена или стоя;

— метать гранату стоя с места;

— определять расстояние до целей (глазомером, биноклем, линейкой).

Приемы и правила стрельбы из снайперской винтовки (СВД)

и ручного гранатомета.

Учащиеся должны знать:

-команды, подаваемые при выполнении приемов стрельбы из снайперской
винтовки: при изготовке к стрельбе, при производстве выстрела, при прекращении, стрельбы; I

— порядок заряжания и разряжения винтовки;

— меры предосторожности при стрельбе из гранатомета.

Учащиеся должны уметь:

— удерживать винтовку при переползании , при стрельбе лежа, при стрельбе с колена, при стрельбе сидя, при стрельбе стоя;

— выполнять заряжание и разряжение винтовки;

— принимать положение и удерживать винтовку при стрельбе с упора, при
стрельбе из-за укрытия, при стрельбе из окопа, при стрельбе по воздушным целям.

Учащиеся должны знать:

— определения «строй» и «элементы строя»;

— команды для построения и движения строя, относительную разницу между
предварительными и исполнительными командами;

— приемы выполнения движения строевым и походным шагом, повороты на месте и в движении;

— команды и порядок построения отделения в одну и в две шеренги, а также
перестроение из одношереможного строя в двухшереножный и обратно;

— выполнение приемов по командам: «Ремень опустить (подтянуть)!», «Автомат
на грудь!», «Оружие за спину!», «на ремень!», «Поправить оружие!», «Положить оружие», «К Оружию!», «В Ружье!»;

— команды и действия при выполнении приемов с оружием на месте, при выполнении поворотов и совершении движения с оружием;

— команды и действия при выполнении выхода из строя и возвращении встрой;

— команды и построение отделения в развернутый и походный строй,
перестроение отделения из развернутого строя в походный и обратно, из колонны по одному в колонну по два и обратно;

— действия солдат у машин и на машинах;

— сигналы для управления строем и машиной: рукой, флажками и фонарями.

Учащиеся должны уметь:

— принимать строевую стойку, выполнять команды «Становись!», «Равняйсь!»,
‘Смирно!», «Вольно!», «Заправиться!»;

— выполнять движение строевым и походным шагом, повороты на месте и в движении;

— выполнять выход из строя и возвращение в строй;

— выполнить построение отделения в развернутый и походный строй,
перестроение отделения из развернутого строя в походный и обратно, из колонны по одному в колонну по два и обратно;

— выполнять команды при действиях у машин и на машинах;

— управлять строем и машиной с помощью сигналов.

Военная топография
Учащиеся должны знать:

— общие понятия об ориентирах и ориентировании на местности;

— устройство компаса Адрианова;

— понятия о азимутах (истинный азимут (А), магнитный азимут ( Ам ), магнитное склонение;

— способы определения сторон горизонта по компасу;

— сущность движения по магнитному азимуту;

— назначение топографических карт, масштабы карт и их величины;

— оформление рамки листа топографической карты для определения географических координат и для определения прямоугольных координат.

— определение азимута и дирекционных углов;

— особенности движения на местности с помощью карты.

Учащиеся должны уметь :

— ориентироваться на местности;

— определять направление магнитного азимута на ориентиры, но компасу;

— двигаться на местности по магнитным азимутам;

— измерять расстояние по карте;

— определять географические и прямоугольные координаты по карте;

— определять дирекционные углы по карте;

— ориентировать карту на месте и определять точку своего местоположения;

— читать на карте изображения рельефа, населенных пунктов гидрографии, дорожной сети, промышленных, сельскохозяйственных и социально-культурных объектов, растительного покрова.

Гражданская оборона (ГО)

Учащиеся должны знать:

— цели и задачи гражданской обороны

— организацию ГО в организациях образования;

— задачи и виды медицинской помощи;

— характеристики стихийных бедствий и организацию спасательных работ;

— работы санитарных дружин (постов) в очагах химического поражения и сильнодействующих ядовитых веществ;

— характеристики основных групп инфекционных болезней и очагов
бактериологического (биологического) поражения, а также понятия о карантине и обсервации;

— особенности ядерного оружия и воздействие на личный состав при его применении;

— особенности химического оружия и принципы его применения;

— особенности биологического оружия, виды и основные свойства биологических средств;

— порядок технического обслуживания средств индивидуальной защиты;

— основные способы преодоления зон радиоактивного, химического и
биологического заражения;

— порядок проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения и районах стихийных бедствий.

Учащиеся должны уметь:

— оказывать мерную медицинскую помощь при ранениях, кровотечениях и ожогах.

— накладывать бинтовые повязки при различных видах поражения (ранения) на различные части тела;

— оказывать ПМП при открытых и закрытых переломах различных частей тела.

— оказывать ПМП при обморожении, солнечном тепловом ударе, электротравме ,
утоплении;

— оказывать ПМП при отравлениях ядовитыми растениями и грибами, укусах ядовитых змей и насекомых;

— пользоваться средствами индивидуальной защиты;

— действовать в роли разведчика в составе поста радиационного и химического наблюдения;

— ухаживать за больными.

8.2 Проверка достижения обязательного (минимального) уровня подготовки учащихся по предмету «Начальная военная подготовка» осуществляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми в пункте 8.1 настоящего стандарта.

Оценка выполнения требований стандарта должна осуществляться на всех этапах учебного процесса и в конце старшей ступени обучения.

Стандарт по предмету «Начальная военная подготовка» фиксирует тот безусловный минимум, который должны освоить все учащиеся. Результаты достижения обязательной (минимальной) подготовки ученика, зафиксированным стандарте , является вывод — отвечает ли уровень подготовки ученика зафиксированным в стандарте обязательным требованиям или нет. Результаты такой проверки оцениваются с помощью одной из отметок: «достиг», «не достиг». Достижения учащихся в рамках базового уровня содержания образования в текущем учебном процессе оцениваются по пятибалльной системе, итоговые оценки, которых выставляются в документах старшей ступени школы.

9. Требования к условиям организации и реализации образовательного процесса по предмету «Начальная военная подготовка»

9.1 Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.

Обучение начальной военной подготовке по образовательным программам, как правило, осуществляется преподавателями-организаторами начальной военной подготовки, являющимися выпускниками высших учебных заведений по специальности «Преподаватель начального военного обучения и физического воспитания».

9.2 Требования к учебно –методическому обеспечению учебного процесса .

Преподавание предмета «Начальная военная подготовка» на старшей ступени школы осуществляется в соответствии с ежегодно издаваемым Центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области образования нормативным документом о преподавании основ предмета в предстоящем учебном году.

Библиотечный фонд школы должен содержать необходимую учебно — методическую литературу по учебному предмету «Начальная военная подготовка» соответственно установленным нормативам. Библиотечный фонд и база данных библиотеки должны быть доступны учащимся.

9.3 Требования к материально-техническому обеспечению предмета « Начальная военная подготовка»

Реализация программы по начальной военной подготовке осуществляется в условиях специально оборудованного кабинета начальной военной подготовки и обеспечивается необходимым учебным оборудованием и учебно-наглядными пособиями.

Реализация содержания предмета «Начальная военная подготовка» возможна при наличии соответствующих дидактических и технических средств обучения: учебников и учебно-методических пособий, наглядных средств обучения, аудио- видеоматериалов, диапозитивов, компьютерных учебных программ.