Местный бюджет доклад

Местный бюджет: понятие, структура.

Местный бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Каждое муниципальное образование имеет собственный местный бюджет. Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района — свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. В качестве составной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями. Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно.

Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов, соблюдение установленных требований к регулированию бюджетных отношений, размерам дефицита местных бюджетов, уровню, составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением законодательных требований. Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, представляют в федеральные органы государственной власти и (или) органы государственной власти субъектов РФ отчеты об исполнении местных бюджетов.

В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, субвенции для осуществления отдельных государственных полномочий, расходы местных бюджетов, осуществляемые за счет этих доходов, субвенций.

ü Доход местного бюджета признаются денежные средства, поступающие на безвозмездной и безвозвратной основе в распоряжение органов местного самоуправления.

ü Расходы местных бюджетов, понимаемые как денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления.

ü Заимствования местных бюджетов (большинство местных бюджетов утверждаются с дефицитом).

Доходы и расходы местных бюджетов

Главная > Реферат >Финансы

1. Понятие и роль местного бюджета 4

2. Доходы и расходы местного бюджета 7

2.1 Состав доходов местных бюджетов 8

2.2 Состав расходов местных бюджетов 10

3. Основные направления бюджетной и налоговой политики

Городецкого Района Нижегородской области 13

3.1 Основные задачи бюджетной и налоговой политики 13

3.2 Политика в области доходов 15

3.3 Политика в области расходов 17

Список литературы 30

Бюджет — это роспись доходов и расходов субъектов хозяйствования на определенный период времени, как правило, на год.

Центральное место в любой финансовой системе занимает её бюджетная подсистема (бюджетная система). В финансовой теории и практике существуют различные подходы к трактовке понятия «бюджет», что обусловлено многогранностью бюджета как явления.

В приложении к публичным финансам под бюджетом (от английского budget – сумка, кошелёк) понимается централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти.

Бюджет — основа функционирования государства в целом, его национально-государственных и административно-территориальных образований.

Изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность. Бюджетные средства все в большей степени сосредотачиваются на решении глобальных, общенациональных задач – структурной перестройке, научно-техническом развитии, обеспечении конкурентоспособности отечественного производителя и т.п. Усиливается социальная направленность бюджета, ориентация его на осуществление программ, связанных с обеспечением защищенности населения от рыночных рисков, инфляционных и кризисных явлений.

1. Понятие и роль местного бюджета

Местное самоуправление – система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Основы организации местного самоуправления на территории муниципального района, правовые и экономические условия его осуществления, полномочия и порядок деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения установлены Уставом муниципального района (например, в Городецком районе Нижегородской области — Устав Городецкого муниципального района). Устав Городецкого муниципального района является нормативным правовым актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального района.

Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Местный бюджет — это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль, над исполнением которого осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.

В материальном аспекте местные бюджеты представляют собой централизованный в масштабах определенного муниципального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов местного самоуправления.

Понятие бюджета имеет юридический аспект. В данном случае он рассматривается как правовой акт. В таком смысле бюджет — основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти или местного самоуправления. Данный финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований 1 .

Например, бюджет Городецкого района разрабатывается администрацией района, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также законами Нижегородской области и утверждается в форме нормативного правового акта Земского собрания.

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования 2 .

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

Формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

Распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

Контроль над финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы РФ заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки.

2.Доходы и расходы местного бюджета

Бюджетная классификация является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 

Законодательство устанавливает единую для бюджетов всех уровней классификацию доходов и расходов, что обеспечивает сопоставимость их показателей. Такая классификация обусловлена принципом единства бюджетной системы в РФ.

Федеральные органы государственной власти, органы госу­дарственной власти субъектов РФ обеспечивают муниципаль­ным образованиям минимальные местные бюджеты путем закре­пления доходных источников для покрытия минимально необ­ходимых расходов местных бюджетов. Минимально необходи­мые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов РФ на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.

Органы местного самоуправления в ходе формирования местных бюджетов руководствуются государственными минимальными социальными стандартами, социальными нормами, нормативами минималь­ной бюджетной обеспеченности.

В качестве составной части местных бюджетов предусматри­ваются сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. Порядок раз­работки, утверждения и исполнения этих смет определяется ор­ганами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.

2.1 Состав доходов местных бюджетов

Под доходами местного бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в бюджеты органов местного самоуправления.

Классификация доходов бюджетов Российской Федерации включает в себя коды администраторов поступлений в бюджет, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации доходов.

Доходы местных бюджетов также как и бюджеты других уровней бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых доходов.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. В доходах также полностью учитывается размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет.

К неналоговым доходам относятся:

1) Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности

2) Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в муниципальной собственности

3) Доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления

4) Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (в том числе штрафы, конфискации, компенсации), а также средства полученные в возмещение вреда причиненного муниципальным образованиям и иные суммы принудительного изъятия

5) Доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ

6) Иные неналоговые доходы

Кроме того, в местные бюджеты поступают ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления; ассигнования на финансирование реализации местными органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации; ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, средств по взаимным расчетам, финансовой помощи в различных формах: дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки му­ниципальных образований.

Собственные доходы местных бюджетов включают: местные налоги и сборы, другие собственные доходы, доли федеральных; налогов и налогов субъектов РФ, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе.

К собственным доходам местных бюджетов также относятся:

Местный бюджет (2)

Главная > Реферат >Финансы

1. Финансы местных органов самоуправления в зарубежных странах……………………………………………………………………………..3

2. Общие принципы организации местных финансов государств– участников Содружества Независимых Государств……………………………7

3. Понятие, роль и правовая форма государственного и местного (муниципального) бюджетов в Российской Федерации………………………11

4. Сущность местных бюджетов и их роль в социально-экономическом развитии регионов Республики Беларусь………………………………………19

Список использованной литературы…………………………………….26

1. Финансы местных органов самоуправления в зарубежных странах

Европейская Хартия местного и регионального управления закрепляет, что органы самоуправления имеют право на собственные финансовые средства, которыми они могут свободно распоряжаться, которые должны быть соразмерны их компетенциям и по меньшей мере часть которых должна обеспечиваться налоговыми поступлениями. В современных западных странах органы местного самоуправления имеют собственные бюджеты, которые они создают и расходуют самостоятельно. Право местных сообществ на самостоятельное формирование и расходование бюджетов закреплено в конституциях либо законодательно.

Несмотря на большое количество различий, местные бюджеты в западных странах имеют общие черты.

Во-первых, они формируются на основе одних и тех же источников доходов:

местные налоги и сборы (собственные и переданные местным сообществам органами государственной власти)

государственные трансферты (дотации, субвенции и т.д.)

займы (в большинстве западных государств муниципальные займы строго контролируются; часто необходимо специальное разрешение органов государственной власти для того, чтобы прибегнуть к займу)

доходы от собственной деятельности, преимущественно некоммерческого характера (в некоторых государствах, например, в Швеции, местным сообществам запрещено получать доходы от собственной деятельности)

доходы от использования муниципальной собственности.

Во-вторых, расходование бюджета подчинено принципу выполнения обязательных компетенций. Это осуществляется через установление минимальных государственных стандартов, защищенных бюджетных статей и т.д.

Что касается структуры доходов, то лишь в немногих странах налоговые поступления достигают 50% от общего объема доходов и только в ряде муниципалитетов США и в субъектах федераций они могут достигать до 80-90% бюджетных поступлений. Почти повсеместно органы самоуправления не имеют права произвольно вводить новые налоги: перечень теоретически возможных налогов устанавливается государством, государство же фиксирует базы налогообложения по каждому налогу ( в федеративных государствах этим могут заниматься субъекты федерации). Местным властям, таким образом, остается лишь право не вводить некоторые теоретически возможные налоги и устанавливать ставки налогообложения. В ряде стран, особенно в континентальной Европе, государство устанавливает также верхнюю и нижнюю границы ставок. Тем не менее, даже внутри одного государства варианты налогообложения на отдельных территориях могут существенно различаться прежде всего за счет того, что налоговое бремя на каждой территории складывается из налогов территориальных сообществ разных уровней и их объединений.

Различия между странами во многом зависят от того, какого рода налоги находятся в распоряжении ОМС:

Местные налоги могут быть разделены на две категории:

1. Собственные налоги действуют в рамках данной административной единицы и полностью поступают в местный бюджет. Каждому уровню самоуправления может быть присвоен отдельный вид налога (ФРГ, Италия, Испания муниципалитеты обладают исключительными правами на сбор поземельного налога и налога на недвижимость). В чистом виде такая система встречается редко. Могут существовать местные налоги, поступающие в бюджеты всех органов самоуправления (Франция до недавнего времени к местным налогам относились поземельный, жилищный и налог на недвижимость).

2. Общие налоги перераспределяются через центральный бюджет в пользу местных органов, либо иным способом делятся между бюджетами разных уровней. Органы самоуправления могут, например, начислять определенный процент к ставке государственных налогов (страны Северной Европы).

Также местные налоги подразделяются на прямые (подоходный, поземельный и др.), косвенные, прочие (сборы на зрелища, на владельцев собак, на автотранспорт и др.).

Доходы от налогов являются одним из наиболее важных, хотя и не всегда основных источников доходов местных бюджетов.

Государственные дотации и субсидии выполняют прежде всего задачу перераспределения средств и регулирования деятельности органов самоуправления. Размеры общих дотаций зависят в большинстве случаев от фискального потенциала, численности населения и отношения данных к средним по стране величинам. В среднем государственные субсидии местным бюджетам составляют от10 до 50% их доходов(в ряде случаев до 80%). Государственные трансферты в пользу ОМС осуществляются в виде:

Перераспределения налоговых поступлений (система налогового выравнивания в ФРГ);

Субсидий дотаций общего назначения;

Специальных, целевых субсидий (субвенций).

Доля специализированных субсидий почти везде составляет от 10 до 50%, хотя наблюдается тенденция к их снижению. Дотации призваны покрыть возникающий бюджетный дефицит, кроме того субсидии сохраняют свое значение во всем, что касается финансирования делегированных органам самоуправления полномочий.

Экономическая деятельность органов самоуправления достаточно разнообразна, но всегда очень строго регламентирована, особенно в Европе. Это связано как с общей теоретической посылкой экономическая деятельность не является основной задачей органов самоуправления, — так и с тем, что в этой сфере совершается достаточно большое число правонарушений. Последнее вызвано коррупцией и злоупотреблениями, но очень часто и простой некомпетентностью. Тем не менее, органы самоуправления имеют право прибегать к займам (под строгим контролем), а созданные ими предприятия и ссуживать деньги. Местные власти получают доход от эксплуатации их собственности, могут участвовать в создании предприятий коммерческого характера. Наконец, в рамках своих компетенций органы самоуправления оказывают платные услуги, особенно в сфере транспорта и коммунального хозяйства.

Расходная часть местных бюджетов по целевому назначению подразделяется на капитальные, предназначенные на капитальные вложения, и текущие (на покрытие текущих расходов), а также на расходы по погашению долговых обязательств. Величина расходов местных бюджетов свидетельствует о роли местных органов власти в экономической и социальной жизни страны.

Расходы в основном идут на культуру, образование, социальное обеспечение, медицинское обслуживание, коммунальные и другие службы, дороги, экологию, административные расходы.

2. Общие принципы организации местных финансов государств– участников Содружества Независимых Государств

Рассмотрим формирование и исполнение местных бюджетов.

Формирование и исполнение местного бюджета осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с нормативными актами органов местного самоуправления. Вмешательство в процесс составления проектов местных бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов не допускается.

Представительные органы местного самоуправления:

самостоятельно разрабатывают положение о бюджетном процессе в данном муниципальном образовании в соответствии с общими принципами бюджетного процесса, установленными законодательством;

определяют направления использования средств местных бюджетов;

самостоятельно распоряжаются свободными остатками средств местных бюджетов, образовавшимися на конец финансового года в результате увеличения поступления доходов или уменьшения расходов;

осуществляют внутренний контроль за исполнением местных бюджетов и вправе привлекать для этих целей независимых аудиторов.

Составление проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов осуществляются в соответствии с единой бюджетной классификацией.

Формирование местного бюджета осуществляется путем применения единой методологии и бюджетной классификации, государственных минимальных социальных стандартов, социальных норм, устанавливаемых органами государственной власти, нормативами минимальной бюджетной обеспеченности.

Решение о целях, формах и суммах долгосрочных (на срок свыше одного года) заимствований принимает представительный орган местного самоуправления в порядке, установленном законодательством и нормативными актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления публикуют сведения об исполнении местного бюджета за истекший финансовый год.

При утверждении местного бюджета в случае намечающегося бюджетного дефицита представительными органами местного самоуправления принимается решение о его предельной величине (в абсолютной величине или в процентах к объему расходов бюджета) и об источниках покрытия, включая предельные суммы заимствований, осуществляемых органами местного самоуправления.

В случае, если местный бюджет не утвержден до 1 января планируемого финансового года, расходование финансовых средств муниципального образования до утверждения местного бюджета производится по соответствующим статьям местного бюджета истекшего финансового года ежемесячно в размере одной двенадцатой суммы фактически произведенных расходов с учетом индекса потребительских цен.

Муниципальные образования представляют в установленном порядке сведения об исполнении местных бюджетов в государственные органы статистики.

Остановимся на местных бюджетах.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение средств из бюджетов вышестоящих уровней в процессе осуществления бюджетного регулирования.

Глава муниципального образования, иные должностные лица местного самоуправления несут ответственность за исполнение местных бюджетов в соответствии с законами, нормативными актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления представляют отчетность об исполнении местных бюджетов в установленном порядке.

Доходная часть местных бюджетов состоит из:

финансовой помощи в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований),

К собственным доходам местных бюджетов относятся налоговые и неналоговые доходы, устанавливаемые законодательством государства–участника СНГ.

Представительные органы местного самоуправления вправе:

устанавливать местные налоги и сборы и предоставлять льготы по их уплате в соответствии с законодательством государства–участника СНГ;

Местные бюджеты: понятие и структура

Главная > Реферат >Финансовые науки

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Факультет юриспруденции и политологии

по дисциплине: муниципальное право

«Местные бюджеты: понятия и структура»

1. Понятия местного бюджета

1.1 Подготовка и утверждение проекта местного бюджета

1.2 Исполнение местного бюджета

1.3 Контроль за исполнением местного бюджета. Отчет об его исполнении

2. Структура местных бюджетов

2.1 Расходы местных бюджетов

2.2 Доходы местных бюджетов

2.3 Доходы от местных налогов и сборов

2.4 Доходы от региональных налогов и сборов

2.5 Доходы от федеральных налогов и сборов

3. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований

Заключение

Список использованной литературы

Местный бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Каждое муниципальное образование имеет собственный местный бюджет. Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района — свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. В качестве составной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями. Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно.

Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов, соблюдение установленных требований к регулированию бюджетных отношений, размерам дефицита местных бюджетов, уровню, составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением законодательных требований. Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, представляют в федеральные органы государственной власти и (или) органы государственной власти субъектов РФ отчеты об исполнении местных бюджетов.

Понятия местного бюджета

В части 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Поэтому каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). При этом бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями. Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно.

Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Федерации.

Полномочия местной администрации поселения по формированию, исполнению и (или) контролю за исполнением бюджета поселения могут полностью или частично осуществляться на договорной основе местной администрацией муниципального района.

Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, представляют в федеральные и (или) региональные органы государственной власти отчеты об исполнении местных бюджетов.

В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными и региональными законами, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.

Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.

Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования. Это может осуществляться, например, путем вывешивания данных документов на информационных стендах и т.п.

Деятельность органов местного самоуправления муниципального образования и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проекта местного бюджета, утверждению и исполнению бюджета, а также по контролю за его исполнением, как правило, регулируется положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе муниципального образования, принимаемым решением представительного органа в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Федерации.

В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями по разработке, рассмотрению, утверждению и исполнению местного бюджета, осуществлению контроля за его исполнением, утверждению отчета об исполнении бюджета, входят представительный орган, глава муниципального образования, администрация муниципального образования, контрольный орган и иные органы, должностные лица, на которые федеральным и региональными законодательствами, муниципальными правовыми актами возложены бюджетные полномочия. 1

1.1 Подготовка и утверждение проекта местного бюджета

Решение о подготовке проекта местного бюджета муниципального образования, как правило, принимает его глава. Подготовку проекта местного бюджета осуществляет администрация муниципального образования.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации составлению проекта местного бюджета муниципального образования предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития муниципального образования и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых администрация муниципального образования осуществляет подготовку проекта местного бюджета.

Порядок и сроки подготовки проекта местного бюджета муниципального образования, перечень документов и материалов, обязательных для представления с проектом бюджета, определяются положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе. Проект местного бюджета составляется в соответствии с требованиями бюджетной классификации, установленными федеральными и региональными законами, решениями представительного органа муниципального образования.

Бюджет муниципального образования рассматривается и утверждается представительным органом по представлению главы муниципального образования. Проект местного бюджета муниципального образования предварительно рассматривается комиссией (комитетом) представительного органа муниципального образования, ведающей вопросами бюджета.

1.2 Исполнение местного бюджета

Исполнение местного бюджета производится в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Исполнение местного бюджета муниципального образования обеспечивается его администрацией. Организация исполнения местного бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган администрации муниципального образования.

Бюджет муниципального образования исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Кассовое обслуживание исполнения бюджета муниципального образования осуществляется в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Руководитель финансового органа местной администрации назначается на должность из числа лиц, отвечающих квалификационным требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Территориальные органы федерального органа исполнительной власти по налогам и сборам ведут учет налогоплательщиков по каждому муниципальному образованию и предоставляют финансовому органу местной администрации информацию о начислении и об уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет муниципального образования, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

1.3 Контроль за исполнением местного бюджета. Отчет об его исполнении

Глава муниципального образования обязан периодически направлять в представительный орган информацию о ходе исполнения местного бюджета муниципального образования.

Годовой отчет об исполнении местного бюджета представляется в представительный орган муниципального образования в порядке и сроки, установленные положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в форме проекта решения вместе с документами и материалами, предусмотренными Бюджетным кодексом Российской Федерации.

До начала рассмотрения годового отчета об исполнении бюджета в представительном органе муниципального образования контрольным органом муниципального образования проводится внешняя проверка отчета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Объем, порядок, форма и способ указанной проверки, как правило, определяются положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе и положением о контрольном органе муниципального образования.

Годовой отчет об исполнении местного бюджета подлежит утверждению представительным органом муниципального образования. Этот орган принимает решение по отчету об исполнении местного бюджета после получения результатов проверки указанного отчета, проведенной контрольным органом муниципального образования.

Если в ходе проверки местного бюджета выявлено несоответствие исполнения бюджета принятому решению о бюджете (в случае, если не вводился режим сокращения и блокировки расходов), представительный орган муниципального образования имеет право принять решение об отклонении отчета об исполнении местного бюджета. 2

Местный бюджет

Местный бюджет – это система приобретения и расходования денежных средств в территориальной единице Республики Беларусь.

Бюджетная структура Республики имеет четыре степени иерархии:

  • Республиканский бюджет;
  • Областные бюджеты;
  • Бюджеты базового уровня;
  • Бюджеты первичного уровня.

Под местными бюджетами принято понимать две последних позиции из приведенного списка. У бюджетов первичного и базового уровня много общих моментов в организации и практике исполнения, потому законодательство Республики часто применяет к этим типам бюджетов общие правила и требования.

Относительно положения и структуры местных бюджетов можно сделать три общих замечания:

  • Местные бюджеты не могут полностью обеспечивать всех потребителей бюджетных средств на своей территории;
  • Местные бюджеты находятся в постоянной взаимосвязи с бюджетами более высокого уровня;
  • Местные бюджеты по структуре и принципам работы аналогичны областным и республиканскому бюджету.

Все функции местных бюджетов можно упрощенно представить в виде такой схемы входа-выхода:

  • Сбор средств в бюджет за счет налоговых и неналоговых источников;
  • Распределение средств и финансирование расходов на деятельность государственных институтов, социальную сферу, поддержку некоторых программ в промышленности и сельском хозяйстве.

Бюджет любого масштаба представляет собой равновесную систему, доходная и расходная части предполагаются теоретически равными друг другу. Но у бюджетов уровнем ниже республиканского есть возможность исправлять дисбаланс доходов и расходов за счет вышестоящего бюджета. Базовые и первичные бюджеты активно пользуются такой возможностью для компенсации дефицита – превышения расходов над доходами.

Так выглядит общая информация о местных бюджетах в Республике Беларусь и многих других государствах. На состояние конкретных бюджетов территориальных единиц и населенных пунктов в любой стране влияет действующее законодательство в этой сфере и экономическое состояние региона.

Правила организации и работы местных бюджетов в Республике Беларусь

В Беларуси существование и функционирование бюджетов первичного и базового уровня регулируется законодательством. Главный документ в этой области – Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Решения по формированию конкретных бюджетов принимают уполномоченные для этого органы власти. Обычно такие решения действуют один год, до исполнения бюджетов.

Предваряет принятие местного бюджета составление и утверждение проекта. Составление такого проекта работа весьма объемная, требующая сбора информации по всем направлениям бюджетного финансирования и пополнения бюджета, с указанием конкретных объектов, сумм и сроков. Формированию годного к исполнению бюджета более всего способствует то обстоятельство, что их проекты составляются ежегодно и корректируются по результатам прошедших периодов.

Правила формирования бюджетных проектов описаны в Главе 17 Особенной части Бюджетного кодекса. В этом же разделе размешены требования к процедуре утверждения бюджета.

Исполнение местных бюджетов поручается соответствующим исполнительным и распорядительным органам, проще говоря – исполкомам (городским, районным, сельским и поселковым), налоговым органам и казначейству. Реализация конкретных задач распределяется между подчиненными им службам и подразделениям. Подробнее об этом можно прочесть в Главе 14 Бюджетного кодекса.

Еще одна обязательная категория участников бюджетного процесса – бюджетные организации. Это получатели денежных средств для своей деятельности из бюджетов разного уровня. Работа бюджетных организаций в некоторых отношениях протекает по тем же законам, что и у всех прочих. Одновременно использование бюджетных средств накладывает особые обязательства, условия, способы контроля. Бюджетным организациям посвящена статья 79 Главы 13 Кодекса.

Сам процесс исполнения бюджета весьма сложен, состоит из множества операций, этапов и механизмов. Но большую часть этих операций можно разделить по направлениям: доходы бюджета и расходы бюджета.

Доходная часть местных бюджетов

Исполнение бюджета по доходам это:

  • Сбор и аккумулирование доходов на счет казначейства;
  • Распределение собранных средств между местным бюджетом и бюджетами более высокого порядка;
  • Урегулирование обязательств и поступлений в случаях: если одно и то же лицо является и плательщиком и получателем бюджетных ассигнований, при необходимости возврата излишне перечисленных средств.

Доходы бюджета могут различаться по источникам, в первую очередь это:

  • Налоговые платежи полностью или частично зачисляемые в местный бюджет;
  • Доходы от использования и продажи собственности;
  • Проценты от размещения бюджетных денежных средств в банках;
  • Штрафы и подобные платежи;
  • Межбюджетные трансферты – это дотации из других бюджетов, чаще всего вышестоящих;
  • Прочие поступления.

Подробнее о законодательных нормативах в отношении доходной части местных бюджетов можно узнать в 34 и 35 статьях Главы 6 Бюджетного кодекса.

Основная часть большинства местных бюджетов формируется из налоговых поступлений плательщиков этой территориальной единицы.

Расходная часть местных бюджетов

С точки зрения финансовых потоков первичной представляется доходная часть бюджета, т.к. именно с нее начинается цепочка бюджетного финансирования, но если задуматься о смысле, назначении бюджета, то станет ясно, что формируется он именно для финансирования расходов. Главной целью организации и наполнения бюджета любого уровня всегда остается сбор средств для оплаты расходных статей.

Величина бюджетов первичного и базового уровня зависит от обеспечения бюджетными средствами одного жителя территориальной единицы. Размер такого обеспечения диктуют общереспубликанские нормативы.

Из этого следует, что размер районного бюджета зависит не от наличия или отсутствия на его территории крупного налогоплательщика, вроде химического комбината, а от числа получателей бюджетных средств. Сюда войдут и расходы на содержание военкоматов, и помощь многодетным семьям, и поддержка сельского хозяйства.

Из такого условия следует, что разные территориальные единицы имеют разную степень покрытия расходов из собственных средств.

Все перечисленное выше не может служить достаточным описанием бюджетных процессов первичного и базового уровня. Эти процессы сложны, разнообразны и могут быть предметом гораздо более обширного исследования. Так происходит потому, что бюджетным финансированием, в той или иной степени, пользуется большинство жителей Беларуси и значительная часть предприятий. Именно сокращение бюджетного финансирования часто называют одним из обязательных условий реформирования и построения в Беларуси рыночной экономики.