Когда выплачивается материальная помощь госслужащим

Оглавление:

Материальная помощь госслужащим — особенности выплаты, расчет, налоги

Материальная помощь госслужащим — опция, на которую вправе рассчитывать каждый сотрудник организации. При этом работодатели не остаются в стороне от проблем работников и часто идут на финансовую поддержку. По законодательству такая выплата представляет собой дополнительные средства для нуждающегося работника в вещественном или денежном выражении, а также отдельный вид прибыли сотрудника, который в ряде случаев подлежит налогообложению.

Материальная помощь госслужащим к отпуску

В Трудовом Кодексе РФ (статья 136) оговаривается перечень обязательных выплат, которые положены работнику учреждения, что касается материальной помощи госслужащим к отпуску, она здесь не упоминается. Зато дополнительную информацию легко найти в других статьях — 135 и 144. Что касается условий, размера и правил начисления, они рассмотрены в местных актах.

Здесь стоит учесть ряд нюансов:

  • Если платеж имеет поощрительный характер, источник начислений — фонд оплаты труда. Размер выплаты в этом случае составляет от 50 до 200 процентов оклада.
  • Социальные платежи подлежат налогообложению (если они выплачиваются в пределах трудовых взаимоотношений).
  • Остальные соцвыплаты, которые осуществляются на базе заявления работника. Размер материальной помощи госслужащим в этой ситуации определяется индивидуально. Причиной, как правило, является смерть близкого родственника, увольнение, стихийное бедствие и так далее.

Некоторым работникам средства не положены, и именно при отправлении в отпуск без возврата на работу (то есть человек сразу увольняется), стаж до полугода или сотрудник уходит в отпуск по родам (беременности).

Принято считать, что для получения выплаты требуется документальное оформление. Это не совсем так. Выплата материальной помощи госслужащему к отпуску, как правило, упоминается в заявлении на очередной отпуск и отдельной бумагой оформляется редко. Главное — внимательно подойти к указанию периода отдыха.

Если причиной обращения стали временные финансовые трудности, связанные с форс-мажорными обстоятельствами, написание заявления на имя руководителя обязательно. При этом сотрудник прикладывают бумаги, подтверждающие потребность в деньгах. При этом работник вправе указать требуемую сумму, но этот нюанс стоит оговорить самостоятельно.

Оформление

Процесс выдачи материальной помощи госслужащим при рождении ребенка, смерти родственника или в других обстоятельствах проходит следующим образом:

  • Руководитель собирает комиссию (как правило, в нее входит три человека).
  • Готовится приказ, где указывается размер выплат и дата, получатель средств, основание, а также источник финансирования (профсоюз, доход компании, бюджетные деньги и так далее).

  • Сотруднику начисляется материальная помощь.

По НК РФ (статья 217) налогообложению не подлежат:

  • Платежи по уходу за чадом.
  • Одноразовая выплата беременным женщинам, которые только стали на учет.
  • Размер выплаты до 4000 р. в год. Если платеж больше, он облагается 13-процентным налогом.

Кроме того, с денег, которые идут для оплаты работы людей, стягиваются социальные выплаты. Если в приказе руководителя отсутствует термин материальная или финансовая помощь, плата не взимается. В остальных случаях берется 22%.

Расчет материальной помощи госслужащим

Финансовая поддержка со стороны предприятия в случае форс-мажорных ситуаций определяется индивидуально и зависит от многих факторов. Что касается отпуска, расчет материальной помощи осуществляется с учетом сведений и коллективного договора или других актов предприятия. К примеру, если прибавка к отпуску составляет 50%, расчет выполняется так (при зарплате 50 000 рублей):

  • Величина выплаты — 50 000*0,5 = 25 000 р.
  • База для выплаты налога — 25 000-4000 = 21 000 р.
  • Налогообложение — 21 000*0,13+21 000*0,22 = 7350 р.

В итоге сотрудник получает отпускные с учетом материальной помощи в размере 50 000 + (25 000-7350) = 67650 р.

Выплата материальной помощи в условиях действия нового закона о госслужбе

14.11.2016 36354 5 1

Из этой статьи вы узнаете: об особенностях выплаты материальной помощи (на оздоровление и для решения социальных вопросов) государственным служащим в условиях действия Закона № 889.

Ситуация 1
Материальная помощь на оздоровление
Госслужащему, принятому на службу согласно действующему на то время штатному расписанию, в апреле текущего года начислена материальная помощь при предоставлении ему ежегодного отпуска (с 03.05.16 г.) в размере его должностного оклада. Фактически он ее получил в мае текущего года. Подлежит ли корректировке эта выплата в условиях действия нового законодательства?

Обычно в случае введения новых норм законодательства вопросы оплаты труда работников не остаются в стороне. Так происходит и в настоящий момент, когда вступил в силу Закон от 10.12.15 г. № 889-VІІІ «О государственной службе» (далее – Закон № 889).

В приведенной ситуации, действительно, заработную плату и материальную помощь госслужащим следовало начислять по нормам законодательства, действовавшего по состоянию на апрель 2016 года.

Так, зарплата этим должностным лицам рассчитывалась в соответствии с постановлением КМУ от 09.03.06 г. № 268 «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» (далее – Постановление № 268).

Право на выплату в пределах утвержденных объемов фонда оплаты труда помощи на оздоровление во время предоставления ежегодного отпуска согласно пп. 3 п. 2 Постановления № 268 предоставлено руководителю госоргана. Определено, что максимальный размер такой помощи, как и материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов – среднемесячный заработок работника.

Поэтому если в приведенной ситуации согласно положению об оплате труда госслужащих соответствующего госоргана предусматривалось выплачивать помощь к отпуску в размере должностного оклада работника, то так и следовало действовать до 01.05.16 г., пока не вступил в силу Закон № 889.

Однако Законом № 889 существенно изменены условия оплаты труда госслужащих по сравнению с предусмотренными Законом от 16.12.93 г. № 3723-ХІІ «О государственной службе»: с 01.05.16 г. оплата труда госслужащих должна регулироваться нормами ст. 50, 51, 52 Закона № 889 и соответствующих решений Кабмина.

С 01.05.16 г., согласно ст. 57 Закона № 889, в случае оформления ежегодного основного отпуска госслужащим (продолжительность которого, как и раньше, составляет 30 календарных дней) выплачивается денежная помощь в размере среднемесячной заработной платы.

Таким образом, согласно действующему на сегодня законодательству право на выплату денежной помощи на оздоровление в размере среднемесячной заработной платы имеют государственные служащие, которым ежегодные отпуска предоставляются после 01.05.16 г.

При расчете среднего заработка тем госслужащим, которым ежегодный отпуск предоставляется после 01.05.16 г., как и раньше, применяются нормы Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100 (далее – Порядок № 100). В приведенной ситуации необходимо руководствоваться п. 2 разд. ІІ Порядка № 100, где предусмотрена особенность определения периода, за который исчисляется средняя зарплата для работников органов государственной власти.

Так, в случае изменения структуры заработной платы с одновременным повышением должностных окладов работников этих органов в соответствии с актами законодательства (что и произошло в нашей ситуации с госслужащими) период до изменения структуры зарплаты изымается из расчетного периода. То есть в расчет среднего заработка не включаются выплаты, осуществленные госслужащему в соответствии с условиями оплаты труда, введенными ранее, до вступления в силу новых условий оплаты труда для госслужащих согласно Закону № 889.

В расчет среднего заработка для оплаты дней основного ежегодного отпуска госслужащего, который предоставлялся ему в мае 2016 года, следовало включать те выплаты, которые ему причитаются по новым условиям оплаты труда. В частности, следует применять условия оплаты труда, предусмотренные постановлением КМУ от 06.04.16 г. № 292 «Некоторые вопросы оплаты труда государственных служащих в 2016 году» (далее – Постановление № 292).

Расчет заработка, который состоит из должностного оклада, надбавок за ранг и за выслугу лет, осуществляется исходя из выплат за май текущего года как за полный месяц. Поскольку в соответствии с Положением о применении стимулирующих выплат государственным служащим, утвержденным постановлением КМУ от 06.04.16 г. № 289, которое применяется с 01.05.16 г., госслужащему могла быть установлена надбавка за интенсивность труда или надбавка за выполнение особо важной работы (или же сразу обе надбавки), то и они будут включаться в такой расчет. Так нужно действовать, даже если приказ руководителя госоргана об установлении госслужащему этих надбавок начиная с этой даты издан недавно – в сентябре текущего года.

То есть указываем: если госслужащему материальную помощь к его ежегодному основному отпуску, предоставленному с 03.05.16 г., начислили по нормам ранее действующих нормативно-правовых актов по оплате труда, то сумма такой выплаты однозначно подлежит перерасчету. Обращаем внимание: составляющие заработка госслужащего учитываются в тех размерах, которые были установлены ему и выплачены именно за май 2016 года.

Конкретизируем это на примере.

Пример
Руководителю отдела в составе департамента райгосадминистрации согласно Постановлению № 292 установлен должностной оклад в размере 3 101 грн. и надбавка за ранг – 400 грн. Надбавка за выслугу лет составляет 20 % должностного оклада (т. е. 620,20 грн.) (стаж госслужбы – 13 лет). Приказом руководителя аппарата райгосадминистрации от 19.09.16 г. работнику установлена надбавка за интенсивность труда в размере 25 % должностного оклада (т. е. 775,25 грн.). Предусмотрено, что эта надбавка должна выплачиваться начиная с 01.05.16 г.

В соответствии с п. 2 Порядка № 100 исчисление средней заработной платы для оплаты 30 дней дни ежегодного отпуска должно осуществляться исходя из выплат, предусмотренных по должности работника согласно новым условиям оплаты труда в мае текущего года.

Расчетная зарплата работника составляет 4 896,45 грн. (3 101,00 грн. + 400,00 грн. + 620,20 грн. + 775,25 грн.).

Далее согласно п. 7 Порядка № 100 определяется средняя зарплата, исходя из которой начисляется оплата за дни ежегодного отпуска:

4 896,45 грн. : 28 к. д. (31 к. д. – 3 празд. д.) =
= 174,87 грн.

Это будет среднедневной заработной платой.

Сумма заработка за 30 дней основного ежегодного отпуска составляет:

174,87 грн. х 30 к. д. = 5 246,10 грн.

Денежная помощь в размере среднемесячного заработка, который предоставляется госслужащему при предоставлении упомянутого отпуска, рассчитывается следующим образом:

  • определяется среднедневная заработная плата:

4 896,45 грн. : 19 р. д. (май) = 257,71 грн.;

  • размер денежной помощи, которая подлежит выплате:

257,71 грн. х 19 р. д. = 4 896,49 грн.

Поэтому если начисленная и выплаченная по старым нормам помощь к отпуску, которая предоставляется госслужащему в мае 2016 года, меньше этой суммы, разницу необходимо доплатить.

Ситуация 2
Материальная помощь для решения социальных вопросов
Выплата социально-бытовой помощи госслужащему, в том числе для приобретения оздоровительной путевки своему ребенку, предусмотрена положением об оплате труда госоргана. Как следует действовать, если работник обратился с заявлением о предоставлении ему помощи именно для приобретения путевки своему ребенку в оздоровительный лагерь, а из-за недостаточности средств для ее выплаты решение принято только в ноябре текущего года?

Обратим внимание на особенности предоставления материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов. Согласно ст. 54 Закона № 889 порядок ее предоставления и размеры определяются Кабмином. Порядок предоставления государственным служащим материальной помощи для решения социальных вопросов утвержден постановлением КМУ от 08.08.16 г. № 500. В нем предусмотрено, что госслужащий должен в письменном виде обратиться с личным заявлением, и тогда помощь может быть выплачена в размере среднемесячной зарплаты, причем раз в год. Решение о выплате помощи принимается руководителем госслужбы в соответствующем госоргане и непосредственно зависит от наличия в смете средств фонда оплаты труда именно на эту цель.

Например, если госслужащий обратился с заявлением о выплате этой помощи в августе текущего года, а источник выплаты появился только в ноябре, то и приказ руководителя госслужбы издается не ранее ноября текущего года. В таком случае расчет среднемесячного заработка для выплаты помощи осуществляется исходя из выплат за 2 месяца, предшествующих событию (в нашей ситуации – исходя из выплат за сентябрь – октябрь текущего года), а не из расчета за июнь – июль текущего года.

Поскольку упомянутая выплата не относится к таким, которые являются обязательными для выплаты, и непосредственно зависит от имеющихся бюджетных средств, то она может вообще не выплачиваться.

Согласовано со
Светланой Коновал,
главным специалистом отдела
государственного регулирования
заработной платы в бюджетной сфере
Министерства социальной политики Украины

Выплата материальной помощи и единовременного пособия

как правильно выплатить материальную помощь и единовременное пособие муниципальному служащему при сокращении?

Ответы юристов (1)

Президентским Указом от 31.12.2010 г. № 1657 «Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов» предопределено сокращение предельной численности госслужащих и работников тех органов, деятельностью которых руководит российское Правительство, а также федеральных агентств и служб, подведомственных таким министерствам.

В 2011- 2013 г.г. запланировано сокращение должностей в государственных учреждениях приблизительно на 20%, поэтапно на протяжении этих трех лет. В 2011 и 2012 годах уже сокращено по 5% сотрудников, а в наступившем 2013 году госслужащих ожидает самое крупное сокращение — 10%.

По задумке Правительства, 50% бюджетных ассигнований, высвободившихся в результате оптимизации численности госслужащих, будут направляться для материального стимулирования работников, оставшихся на службе.

Сокращение должностей может осуществляться как через уменьшение количества должностей, так и путём мероприятий по реорганизации госоргана либо изменения его структуры (пересмотр штатного расписания или штата, уставных документов и т.п.).

Служащие, уволенные по причине сокращения должностей государственной службы, пользуются всеми предусмотренными действующим законодательством гарантиями, льготами и компенсациями. Давайте подробнее рассмотрим, какими именно.

Предупреждение об увольнении госслужащих

Наниматель обязан в письменной форме предупреждать работников об увольнении по причине сокращения не позднее, чем за 2 месяца. На это указывает часть четвертая ст.31 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон № 79-ФЗ).

Увольнение государственного служащего может быть осуществлено без двухмесячного срока предупреждения лишь с письменного согласия работника.

Также работодателю за 2 месяца до предстоящего увольнения необходимо уведомить об этом событии выборный профсоюзный орган госоргана, а не только самих служащих. Такое требование содержит ст.38 Закона №79-ФЗ.

Действия представителя нанимателя при сокращении госслужащих

Приняв решение о сокращении должностей государственной гражданской службы, соответствующие органы власти и представители нанимателей должны учесть и соблюсти отдельные положения нормативных правовых актов.

Работодателю необходимо в течение 2-х месяцев с момента письменного предупреждения о сокращении госслужащих решить следующие вопросы:

    Оценить возможность преимущественного права работников, попавших под сокращение, на замещение свободных должностей гражданской службы.Предусмотреть возможность продолжения дальнейших отношений с данной категорией государственных гражданских служащих.

Оба данных вопроса могут решаться в рамках внеочередной аттестации государственных служащих. Законом №79-ФЗ (ч. 7 ст.31) преимущественное право на замещение должности предоставляется служащим, имеющим более высокую квалификацию, более длительный стаж работы (службы) по специальности или гражданской службы, соответствующий уровень профессионального образования и более высокие показатели результата профессиональной служебной деятельности.

Варианты продолжения трудовых отношений

Законом №79-ФЗ (ч. 1 ст.31) предусматривается, что в случае сокращения должностей гражданской службы трудовые отношения с занимающими их служащими могут быть продолжены:

  • если госслужащему предоставят возможность замещения иной должности гражданской службы в этой же государственной организации, либо в другом госоргане с учетом стажа его работы (службы) по специальности или стажа гражданской службы, профессионального образования госслужащего и уровня его квалификации;
  • при направлении гражданского служащего на повышение квалификации либо профессиональную переподготовку.

Также существует возможность замещения гражданскими служащими должностей временно отсутствующих гражданских служащих (ч. 3 ст. 30 Закона №79-ФЗ). В этом случае с госслужащим, попавшим под сокращение, заключается срочный служебный контракт (см. также письмо Минздравсоцразвития РФ №2956-17 от 01.10.2008).

Такого рода вариант возможен в случае наличия у работодателя должностей, по которым некоторые гражданские служащие находятся в отпусках по уходу за ребенком, длительно болеют, находятся в длительных отпусках без сохранения денежного содержания и т.д.

Следует учесть, что одновременно с выходом на работу «основного» служащего расторгается служебный контракт, заключенный с временным работником.

В органах власти зачастую заняты не только госслужащие, но и иные категории работников, трудовая деятельность которых не регламентируется Законом № 79-ФЗ. К ним относятся так называемые «технические исполнители», обслуживающий персонал и т.п.

Если государственного служащего переводят на такие должности, не предусмотренные Реестром должностей государственной гражданской службы РФ, речь необходимо вести не о переводе (переходе), а об увольнении работника с гражданской службы и о приеме того же сотрудника на новую должность.

В случае, если госслужащий отказывается от направления на переподготовку, либо его не устраивает альтернативная предложенная должность, он увольняется с гражданской службы по причине сокращения: пункт 6 части 1 ст.33 Закона №79-ФЗ будет являться основанием для увольнения.

Компенсация при увольнении по сокращению

Госслужащему должна выплачиваться компенсация, равная четырехмесячному денежному содержанию, если он увольняется в связи с сокращением (ч. 9 ст.31 Закона № 79-ФЗ). Выходное пособие, которое предусматривает Трудовой кодекс РФ (далее — ТК РФ), в данном случае не выплачивается.

Денежное содержание сохраняется также в течение пятого и шестого месяцев при увольнении по сокращению госслужащих, проходящих гражданскую службу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к таковым.

Президиум Верховного Суда РФ подтвердил правомерность осуществления государственным служащим данной выплаты, предусмотренной частью второй ст.318 ТК РФ. В этом случае речь также ведется о выплате компенсации в размере денежного содержания за 5-й и 6-й месяцы со дня увольнения, а не о выходном пособии.

Порядок расчета компенсации оговаривается в соответствующих локальных нормативных актах. Применительно к федеральным государственным гражданским служащим исчисление выплаты производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562. Этим документом утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее – Правила).

Расчет месячного денежного содержания государственных служащих согласно п.8 Правил состоит:

  • из установленных на дату расторжения служебного контракта оклада денежного содержания (оклад за классный чин и должностной оклад), ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, ежемесячной надбавки за выслугу лет, надбавки за работу с составляющими государственную тайну сведениями, а также из ежемесячного денежного поощрения;
  • из одной двенадцатой части размера премий за выполнение особо важных и сложных заданий, матпомощи и единовременной выплаты к отпуску, начисленных по факту в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

Пример расчета компенсации при сокращении госслужащего

Предположим, что государственный служащий, являющийся советником государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса, увольняется 01 марта 2013 года в связи с сокращением должности федеральной государственной гражданской службы.

Допустим, что его месячное содержание складывается из следующих выплат:

  • должностной оклад – 5 419 рублей;
  • оклад за классный чин – 1 515 рублей;
  • надбавка за выслугу лет (10%) – 542 рубля;
  • надбавка за особые условия гражданской службы (120%) – 6 503 рубля;
  • ежемесячное денежное поощрение (1 оклад) – 5419 рублей.

Кроме того, в течение 12 месяцев перед увольнением (с марта 2012 по февраль 2013 г) государственному служащему начислялись премии за выполнение особо сложных и важных заданий на общую сумму 189 300 рублей. Также госслужащий получил за 12 месяцев, предшествующих сокращению, материальную помощь и единовременную выплату к отпуску на общую сумму 20 802 рубля.

Итак, кроме оклада денежного содержания, госслужащему за 12 месяцев было выплачено 210 102 рубля (189 300 рублей + 20 802 рубля).

Для расчета компенсации при увольнении ежемесячное денежное содержание гражданского служащего составит 36 906,5 руб. (5 419 + 1 515 + 542 + 6 503 + 5 419 + (210 102: 12 мес.)).

Сумма компенсации при увольнении составит 147 626 руб. (36 906,5 руб. * 4 мес.).

В отношении государственных служащих субъектов РФ соответствующими законами или иными нормативными правовыми актами могут предусматриваться несколько иные правила расчета компенсации.

Рассматриваемая выплата относится к компенсационным выплатам, связанным с увольнением, а потому в полной мере не включается в базу для начисления страховых взносов и не облагается налогом на доходы физических лиц.

Иные выплаты при увольнении

При увольнении по сокращению гражданским служащим наряду со специальной компенсацией производятся другие установленные выплаты, включая:

  • Денежное содержание за отработанное служебное время в окончательный расчет;
  • Компенсацию за неиспользованные на дату увольнения отпуска (при этом выплата производится за все неиспользованные дни отпуска без каких-либо ограничений);
  • Материальную помощь;
  • Единовременную выплату к отпуску.

Матпомощь и единовременная выплата к отпуску производятся в порядке, предусмотренном соответствующими ведомственными нормативными актами. В отдельных случаях данные единовременные выплаты к отпуску производятся пропорционально количеству календарных дней отработанных в году увольнения и т.д.

В окончательный расчет приведенные выплаты производятся при увольнении служащего с государственной гражданской службы. Если же госслужащего переводят на иную должность гражданской службы, указанные выплаты производятся в общем порядке. В частности, выплата госслужащему материальной помощи и единовременной выплаты к отпуску производятся на основании его письменного заявления, а компенсация за неиспользованный отпуск – в случае дальнейшего увольнения и т.п.

Как отмечалось ранее, с письменного согласия госслужащего представитель нанимателя вправе расторгнуть с данным сотрудником служебный контракт без предупреждения об освобождении от замещаемой должности за два месяца. Однако Закон № 79-ФЗ, в отличие от ТК РФ, не предусматривает в данном случае возможность выплаты предусмотренной ст.180 ТК РФ дополнительной компенсации, равной размеру денежного содержания, исчисленной пропорционально оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении времени. Следовательно, данная выплата государственным служащим не производится.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Профи Винс —

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 19.01.2015 г. N 39/13/84-15

Относительно предоставления материальной помощи госслужащим

Департамент заработной платы и условий труда Министерства социальной политики рассмотрел письмо относительно выплаты государственному служащему двух и более пособий для решения социально-бытовых вопросов и помощи на оздоровление в течение одного календарного года, как таковых, что не были использованы вместе с ежегодными основными отпусками за предыдущие годы, и сообщает.

Органы государственной власти финансируются за счет бюджетных средств в пределах, определенных Бюджетным кодексом Украины и Законом Украины «О Государственном бюджете Украины» на соответствующий год. В связи с этим условия оплаты труда и предоставления помощи государственным служащим регулируются нормами Закона Украины «О государственной службе» и постановлением Кабинета Министров Украины от 09.03.2006 г. N 268 «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов».

В соответствии со ст. 35 Закона Украины «О государственной службе» государственным служащим предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью 30 календарных дней, если законодательством не предусмотрен более продолжительный отпуск, с выплатой помощи на оздоровление.

Согласно подпункту 3 пункта 2 постановления Кабинета Министров Украины от 09.03.2006 г. N 268 «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» (далее — постановление) руководителям органов исполнительной власти предоставлено право в пределах установленного фонда оплаты труда предоставлять работникам помощь на оздоровление при предоставлении ежегодного отпуска, не превышающей среднемесячной заработной платы работника.

Следовательно, эта помощь предоставляется только в случае предоставления ежегодного отпуска.

Также в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 вышеупомянутого постановления право предоставлять работникам материальную помощь для решения социально-бытовых вопросов в размере, не превышающем среднемесячной заработной платы работника, предоставлено руководителям органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов в пределах установленного фонда оплаты труда.

Условия выплаты материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов, обстоятельства, при которых она выплачивается, а также кому именно она может быть выплачена в первую очередь, рекомендуется определять в соответствующем Положении, утвержденном в данном органе.

Указанная материальная помощь выплачивается по заявлению работника, например, в случае тяжелого материального положения, в связи с продолжительной болезнью и тому подобное. Решение о предоставлении такой материальной помощи принимается руководителем соответствующего органа, исходя из обстоятельств, изложенных в заявлении работника, при наличии средств на эти цели.

Материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов не является обязательной выплатой и если средств на ее выплату недостаточно, выплачивать ее нет возможности.

Относительно индексации денежных доходов, то сообщаем следующее.

В соответствии с пунктом 2 Порядка проведения индексации денежных доходов населения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 17.07.2003 г. N 1078 (с изменениями) (далее — Порядок), определены объекты индексации — это денежные доходы граждан, полученные в гривнях на территории Украины, не имеющие разового характера, в частности оплата труда, которая включает оплату труда за выполненную работу согласно тарифным ставкам (окладам) и сдельным расценкам, доплаты, надбавки, премии, гарантийные и компенсационные выплаты, предусмотренные законодательством, а также другие компенсационные выплаты, имеющие постоянный характер.

Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что к объектам индексации не относятся, в частности, выплаты, исчисляемые из средней заработной платы, и целевая разовая материальная помощь.

Учитывая указанное и приведенные в письме данные, такие выплаты, как денежная компенсация за неиспользованный отпуск, материальная помощь на оздоровление и материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов, имеющие разовый характер и по указанному Порядку индексации не подлежат.

Материальная помощь работникам бюджетных учереждений: от теории к практике

Статті за темою

Начисление материальной помощи работникам дело не новое, но требующее пристального внимания бухгалтеров. Бюджетная сфера диктует свои правила, поэтому всегда возникает много вопросов: какая материальная помощь предусмотрена, кому положена, что является основанием для ее начисления, какими налогами облагается? Попробуем разобраться с правилами ее предоставления.

Содержание статьи:

Материальная помощь – это регулируемая законами социальная выплата денежных средств сотрудникам в связи с определенными обстоятельствами. И в зависимости от этих обстоятельств она бывает нескольких видов.

Виды материальной помощи

Материальная помощь может быть как систематической выплатой, так и разовой. Так устанавливает Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Госкомстата Украины от 13.01.2004 г. № 5 (далее – Инструкция № 5).

Систематическая материальная помощь (п. 2.3.3 Инструкции № 5) положена всем сотрудникам определенных категорий на:

  • оздоровление;
  • в связи с экологической обстановкой региона.

Она относится к поощрительным и компенсационным выплатам, причисленным к Фонду оплаты труда (ФОТ).

Также читайте:

Разовая материальная помощь (п. 3.31 Инструкции № 5) выдается по просьбе некоторых сотрудников исходя из их семейных обстоятельств, необходимости в лечении, на оздоровление ребенка, похороны родственника. Она не является выплатой, составляющей ФОТ.

Рассмотрим порядок выплаты матпомощи отдельно по каждому виду.

Посадова інструкція бухгалтера: зразок

Материальная помощь систематического характера

Регулируется в учреждении коллективным договором, предусматривающим возможность и условия такой помощи. Выплачивается в границах установленного ФОТ, а средства на ее финансирование должны быть запланированы и обязательно заложены в смете.

Наиболее распространенный вид систематической помощи – на оздоровление. Она является обязательной, положена сотруднику один раз в год к ежегодному отпуску. Поэтому в заявлении на отпуск он указывает просьбу о выплате матпомощи на оздоровление. На основании заявления руководитель учреждения издается приказ о начислении материальной помощи, который содержит нормы коллективного договора, подтверждающие ее привязку к отпуску.

Статья к теме:

При оформлении части отпуска материальная помощь на оздоровление положена один раз к любой части отпуска по усмотрению работника и выплачивается полностью. Помните, что одна непрерывная часть отпуска может быть не менее 14 дней (ст. 12 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.1996 № 504/96-ВР).

Кому выплачивается материальная помощь

Существует законодательно установленная категория работников, которые могут рассчитывать на обязательную выплату оздоровительной помощи. К ним относят:

  • госслужащих,
  • педагогов и научно-педагогических сотрудников,
  • библиотекарей,
  • медработников и т. п.

Порядок предоставления и определение ее размера для этих категорий предусматривают соответствующие нормативно-правовые акты:

Категория работников

Нормативно-правовые акты

Размер материальной помощи

в размере среднемесячной зарплаты

Педагогические и научно-педагогические работники (перечень должностей утвержден Постановлением КМУ от 14.06.2000 № 963 (далее – Постановление № 963))

не более одного должностного оклада

Работники бюджетных учебных учреждений и учреждений образования, не причисленные к педагогическим и научно-педагогическим, но указанные в перечне Постановления № 963

не более одного должностного оклада

Медицинские и фармацевтические работники, согласно Справочнику квалификационных характеристик профессий работников охраны здоровья от 29.03.2002 № 117

в размере одного должностного оклада

Внимание! Может выплачиваться при работе в условиях неполного рабочего времени пропорционально отработанному времени (письмо МОЗ от 02.03.2017 № 10.1-13/Д-1/697-17/6006)

Работники культуры, в т. ч. домов культуры, работники музеев, библиотек

п. 4 Постановления КМУ от 22.01.2005 № 82,

не более одного должностного оклада

Расчет материальной помощи на оздоровление

Расчитываем материальную помощь на оздоровление исходя из должностного оклада и среднемесячной заработной платы конкретной категории работников.

Когда сотрудник относится к категории госслужащих, при расчете оздоровительных используется среднемесячная зарплата. Расчет проводим исходя из начислений за последние два месяца перед основным отпуском, с которым связана оздоровительная матпомощь (абз. 3 п. 2 Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.1995 № 100; далее – Порядок № 100).

Стоит посмотреть:

Но есть случаи, когда сотрудник не работал последние два месяца и не имел заработка, тогда расчет ведут на основе начислений за предыдущие два месяца (абз. 4 п. 2 Порядка № 100). Если они тоже не отработаны, то материалка рассчитывается из размера оклада по должности (п. 4 Порядка № 100).

Когда работник принят недавно и расчетный период менее двух месяцев, то средний заработок исчисляется из фактически начисленных выплат (абз.3 п. 2 Порядка № 100).

Выплаты, которые будут включаться в расчет среднего заработка для начисления оздоровительных, содержит пункт 3 Порядка № 100. Кроме основной зарплаты, надбавок и доплат, сюда входит и совмещение должностей, доплата до минимальной зарплаты, ежемесячные премии – в месяце их начисления, премии за квартал и более – включаются пропорционально отработанному времени. Их берем для расчета в полном размере без вычета налогов.

Не включаем в расчет выплаты разового характера и начисленные из средней зарплаты (п. 4 Порядка № 100).

Если сотрудник не использовал отпуск в прошлом году и не получил оздоровительные, то их можно выплатить в текущем году, исходя из экономии ФОТ, но не ущемляя других сотрудников этого года. Учтите, что есть случаи, когда начисление материальной помощи за прошлый год незаконно .

Пример рассчета матпомощи исходя из должносного оклада

Работница 9 тарифного разряда взяла ежегодный отпуск с 12 апреля на 14 календарных дней. На дату начала отпуска ее должностной оклад составляет 3048 грн, надбавка 10% — 304, 80 грн, премия — 609,60 грн.

Нужно рассчитать размер материальной помощи на оздоровление.

Поскольку материальная помощь на оздоровление работникам бюджетных учреждений выплачивается в размере должностного оклада, то на время отпуска она составит 3048 грн.

Следовательно, заработная плата работницы за апрель составит:

3048 грн + 304,80 грн + 609,60 грн + 3048 грн = 7010,40 грн

Пример рассчета матпомощи исходя из среднемесячной зарплаты

Госслужащий с окладом 3350 грн берет основной отпуск с 16 октября, к которому положена матпомощь на оздоровление в размере среднемесячного заработка. Ему начислены:

  • в сентябре – больничные – 3890;
  • августе – оклад – 2800, больничные – 1230, надбавка – 760;
  • июле – оклад – 3350, надбавка – 1175.

Сентябрь он болел и не отработал ни одного дня, в августе – 6 дней болел с 26.08 по 31.08, июль отработал полностью. Количество рабочих дней августа – 22 дня, отработано 18 дней, июля – 21 рабочий день, отработано тоже 21.

Расчетный период будет август – июль, поскольку весь сентябрь работник болел. Рассчитаем сумму оздоровительных:

1) найдем среднедневную зарплату:

(2800 + 760 + 3350 + 1175) / (18 + 21) = 207,31 грн

2) определим среднемесячное число рабочих дней:

3) посчитаем оздоровительные:

207,31 × 21,5 = 4457,17 грн

Налогообложение материальной помощи на оздоровление

Систематическая материальная помощь, к которой причислены оздоровительные, относится к ФОТ. Это дает нам право приравнять ее к зарплате и облагать зарплатными налогами.

НДФЛ и военный сбор рассмотрим вместе, поскольку они имеют одну и ту же базу налогообложения. Вспомним п. 164.2 Налогового кодекса Украины (НК) он обязывает нас относить к налогооблагаемой базе весь доход в виде заработной платы, к которым причислены и оздоровительные.

НДФЛ материальная помощь облагается по ставке 18%, военный сбор – 1,5%(п. 167.1 и п. 16 разд. XX НК). Предварительно определяется база налогообложения – начисленная зарплата, уменьшенная на НСЛ и ЕСВ.

А теперь про отчет 1 ДФ – матпомощь включается в общий доход работника и по НДФЛ указывается в разделе 1 с признаком дохода «101» отдельно по каждому сотруднику. Военный сбор отмечается в том же отчете, только в разделе 2 с указанием общей суммы дохода и удержанного налога по всем сотрудникам вместе.

Зарплатные начисления и причисленные к ним выплаты, в том числе и матпомощь на оздоровление, будут обязательно базой для начисления ЕСВ по ставке 22% (ст. 7 и 8 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 № 2464-VI; далее – Закон № 2464).

Отчет ЕСВ содержит общую сумму зарплаты всех сотрудников по видам выплат, включающим материалку. Ее указивают одной строкой в таблице 1. Отдельно по каждому сотруднику тоже вписывают общую сумму заработка в месяце его начисления в таблице 6.

Материальная помощь разового характера

Разовая матпомощь выплачивается только тем сотрудникам, у кого возникают определенные семейные обстоятельства. Для ее выплаты от работающего требуется заявление о начислении материальной помощи, к которому при необходимости прикладываются подтверждающие документы. Если руководитель решает оплатить, то издает приказ по учреждению о ее предоставлении.

Расчет разовой матпомощи

Размер этой материалки не имеет строгой привязки к должностному окладу или среднемесячной зарплате. Его определяет сам руководитель, опираясь на пределы экономии бюджетных средств, поскольку эта матпомощь не принадлежит к ФОТ, не есть составляющей заработной платы, не требует сравнения с минималкой (письмо Минсоцполитики от 14.02.2017 № 344/0/101-17/281).

Стоит почитать:

Налогообложение материальной помощи разового характера

Материальная помощь разового характера облагается подоходными налогами только в части, не превышающей предельную сумму дохода для применения налоговой соцльготы (пп. 169.4.1 НК). Он устанавливается каждый год один раз на 1 января. При случае превышения такого предела разовая матпомощь будет подлежать налогообложению в полном объеме (пп. 164.2.20 НК) по стандартным ставкам НДФЛ и военного сбора – 18% и 1,5% соответственно.

Отметим, что форма 1ДФ заполняется по-разному в зависимости от размера матпомощи – превысит ли она допустимый предел или нет. При сумме матвыплаты ниже допустимой границы проставляем ее в отчете с признаком дохода «169», а при ее превышении – с признаком дохода «126». Данные по военному сбору вносим, как обычно, в разделе 2 общей суммой по учреждению, только при случае превышения допустимого предела размера материалки.