Коап установление личности

Оглавление:

Установление личности гражданина Российской Федерации, совершившего правонарушение (Трусов А.И.)

Дата размещения статьи: 07.02.2017

Наиболее актуальным вопросом, вызывающим серьезные затруднения в практической деятельности сотрудников органов внутренних дел, является невозможность установления личности физического лица, являющегося гражданином Российской Федерации, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Следует отметить, что данный вопрос не получил должного внимания со стороны научного сообщества, что подчеркивает актуальность его рассмотрения.
Непосредственное отношение к установлению личности физического лица имеют современные возможности идентификации личности, которые по-разному используются всеми государствами. Идентификация личности необходима для установления тождества человека самому себе или его документам, с целью обеспечения его основными документами, удостоверяющими личность. Для установления тождества человека самому себе по идентификационным признакам или его документам в Российской Федерации действует паспортно-визовая система, предусматривающая процедуру оформления доказательств идентификации с обязательным соблюдением прав человека и сохранности его персональных данных.
В мире используются различные модели идентификации личности в различных сферах деятельности (банковской, охранной, безопасности), разработано множество идентификационных систем, основанных на биографических, биологических, функциональных, биометрических и других характеристиках человека. Например, используют методы антропоскопии — изучение следов человека, включая дактилоскопию (пальцы рук), эджескопию (края папиллярных линий), пальмоскопию (ладони), пороскопию (поры), дерматоглифику — стопы ног. Метод словесного портрета — описание внешности человека и его особенностей специальными стандартными терминами (габитоскопия). Используют остеометрию, гистологическое исследование, рентгенографию, определение физических свойств костной ткани, метод фотосовмещения прижизненной фотографии и фотографии черепа, реконструкцию лица по черепу с помощью метода Герасимова . Установление личности по признакам внешности, осуществляемое в процессе раскрытия и расследования преступлений, является результатом комплекса оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий, среди которых нередко решающее значение имеет назначение судебно-портретной экспертизы .
———————————
Музыченко П.Б. Актуальные проблемы теории и практики идентификации личности // Российская юстиция. 2014. N 9.
Зинин А.М. Проблемные вопросы экспертной портретной идентификации // Эксперт-криминалист. 2010. N 4.

Современные достижения научно-технического прогресса выводят на первое место идентификацию по внутренним признакам, что обусловлено получением более точных результатов идентификационных сопоставлений. В качестве примера можно привести криминалистическую идентификацию на основе достижений генотипоскопической идентификации . Биометрическая идентификация уже несколько лет применяется в Японии в качестве средства идентификации личности в банкоматах, устанавливаемых в банках (вместо ПИН-кода). Она идентифицирует человека по рисунку кровеносных сосудов кисти руки без непосредственного касания сканера (на небольшом расстоянии от его поверхности). Пластиковые карты не требуются .
———————————
Черненко М.Д. Теория и практика идентификации неопознанных трупов в западноевропейских государствах: Лекция. М.: ВНИИ МВД России, 2007. С. 6.
Деньги сквозь пальцы: на смену кошелькам приходят биометрические платежные терминалы // http://hitech.newsru.ru/article/29apr2013/paytouch (дата обращения 12.04.2016).

В этой связи особую актуальность приобретает необходимость решения вопроса об идентификации пользователей Интернета .
———————————
Касенова М.Б. Идентификация лиц в Интернете и киберпространство социальных сетей // Юрист. 2014. N 6.

Таким образом, государство использует разнообразные системы идентификации личности, с целью установления тождества человека по различным элементам, которые также определяются государством и носят обязательный характер в виде конкретных данных регистрируемых в определенных документах, удостоверяющих его личность.
Безусловно, особую актуальность рассматриваемая проблема представляет при установлении личности правонарушителя, не имеющего гражданства Российской Федерации. Но данный вопрос был изучен нами ранее и не будет затронут в настоящем исследовании.
Для того чтобы в отношении правонарушителя составить протокол об административном правонарушении либо протокол о применении меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, необходимо установить его личность по документам, предусмотренным на территории РФ.
Статус гражданина РФ в национальном законодательстве определяют много нормативно-правовых актов, основными среди которых являются Конституция РФ, Федеральный закон N 62-ФЗ и Указ Президента РФ N 1325 . Согласно Постановлению Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 утвержден порядок регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.
———————————
ФЗ РФ «О гражданстве Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
Указ Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 // СПС «КонсультантПлюс».

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ любое физическое лицо, в том числе гражданин РФ, совершившее на территории РФ административное правонарушение, подлежит административной ответственности на общих основаниях. Однако полная административная правосубъектность любого физического лица возможна только при наличии у него действительного удостоверения личности, выданного органом государства его гражданства, либо полученного от компетентного российского органа государственной власти.
Согласно Указу Президента РФ от 13.03.1997 N 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» введен в действие паспорт гражданина РФ, который должны иметь все граждане РФ 14-летнего возраста . Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» утвержден порядок его оформления .
———————————
Указ Президента РФ от 13.03.1997 N 232 // СПС «КонсультантПлюс».
Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 // СПС «КонсультантПлюс».

В Федеральном законе «О гражданстве РФ» сказано, что «виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом». К сожалению, полный перечень документов, которые удостоверяют личность гражданина РФ на территории РФ, помимо паспорта, до настоящего времени не определен ни в одном нормативно-правовом акте. При этом для осуществления конкретных правоотношений в ряде законов и нормативно-правовых актах приводятся различные перечни документов, удостоверяющих личность . Например, для выезда за границу гражданам выдаются заграничные паспорта, военнослужащим — удостоверения личности офицера и военные билеты .
———————————
Музыченко П.Б. Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации // Нотариус. 2013. N 8. С. 42 — 45.
Музыченко П.Б. Актуальные проблемы теории и практики идентификации личности // Российская юстиция. 2014. N 9.

Только начиная с 2005 г. и только в заграничном паспорте граждан РФ биометрические персональные данные владельца документа в виде цветного цифрового фотографического изображения лица стали вносится в электронный носитель информации . А с 2015 года в заграничные паспорта вносятся и отпечатки пальцев рук владельца паспорта . Указанные нововведения, безусловно, улучшат защищенность паспорта и повысят уровень идентификации личности, лиц получивших заграничные паспорта. Вопросы идентификации личности в других удостоверениях личности, в том числе и в паспорте граждан РФ, разрешаются методом сверки фотографий и биографических данных. Сложившаяся ситуация не отвечает современным требованиям. С моей точки зрения, необходимо пользоваться научными достижениями и внедрять в практику дополнительные системы идентификации личности не только применительно к гражданам России, но и к иностранным гражданам и лицам без гражданства.
———————————
Постановление Правительства РФ от 18.11.2005 N 687 // СПС «КонсультантПлюс».
Постановление Правительства РФ от 04.03.2010 N 125 // СПС «КонсультантПлюс».

Процедуры установления личности имеются по ряду отдельных правоотношений и регламентированы нормативно-правовыми документами. Так, Постановление Правительства РФ от 20.12.2012 N 1352 утверждает порядок установления личности и проверки подлинности подписи застрахованного лица при подаче им заявлений по вопросам, связанным с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, в форме электронных документов . Постановление Правительства РФ от 06.04.2011 N 243 утверждает перечень документов, удостоверяющих личность и позволяющих установить возраст покупателя алкогольной продукции, которые продавец вправе потребовать в случае возникновения у него сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия .
———————————
Постановление Правительства РФ от 20.12.2012 N 1352 // СПС «КонсультантПлюс».
Постановление Правительства РФ от 06.04.2011 N 243 // СПС «КонсультантПлюс».

Кроме того, Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, определено : в случаях, когда меры по установлению личности не дали положительных результатов (не сохранилась картотека с заявлениями о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П, отсутствует информация по адресно-справочным учетам и др.), гражданином дополнительно представляются имеющиеся у него документы (свидетельство о рождении, профсоюзный, охотничий билеты, справка об освобождении из мест лишения свободы, заграничный паспорт, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, водительское удостоверение и иные документы). Также в исключительных случаях при невозможности получения необходимых документов личность гражданина может быть подтверждена надлежаще оформленными свидетельскими показаниями, а также путем проведения в установленном порядке криминалистических и других идентификационных исследований. Указанная процедура может проводиться как по инициативе лица, желающего подтвердить факт своего гражданства, так и по инициативе полномочного органа власти, с возможностью направления запросов в различные органы исполнительной власти. По результатам такой проверки, полномочным органом власти составляется мотивированное заключение, с указанием обстоятельств, свидетельствующих о наличии, либо отсутствии у лица гражданства РФ. Данные обстоятельства подчеркивают возможность принудительного установления личности гражданина РФ, процедура которой сильно отличается от процедуры принудительного установления личности иностранного гражданина и лица без гражданства, предусмотренной ст. 10.1 N 115-ФЗ, где сотрудникам ФМС предоставлены более широкие полномочия, достаточные для установления личности правонарушителей, при реализации которых установленные лица подлежат фотографированию и дактилоскопируются в рамках реализации требований, определенных п. «ж» ст. 9 Федерального закона от 25.07.1998 N 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» . Аналогичная процедура должна быть предусмотрена и для установления личности гражданина РФ, совершившего правонарушение, а круг лиц, подлежащих дактилоскопической регистрации в РФ, необходимо расширить, включив в него граждан РФ, достигших возраста 14 лет, и осуществлять ее при получении ими паспорта. Таким образом, за ближайшие 20 — 30 лет будет сформирована база данных с дактилоскопической информацией обо всех лицах, проживающих на территории нашей страны, которая, несомненно, окажет положительное влияние на раскрываемость как по административным, так и по уголовным делам.
———————————
Приказ ФМС России от 30.11.2012 N 391 // СПС «КонсультантПлюс».
ФЗ РФ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

Несмотря на принятые законодателем нормы, регламентирующие процедуру установления личности гражданина РФ, в отдельных случаях признать их достаточными не представляется возможным по ряду причин.
Из всех имеющихся научных мировых разработок и достижений в области идентификации личности российским законодателем в отношении граждан РФ избран только метод, основанный на биографических и биометрических характеристиках человека, а для отдельных категорий лиц — метод антропоскопии, заключающийся в изучении пальцев рук человека. Сложившаяся ситуация не отвечает современным требованиям. С моей точки зрения необходимо пользоваться научными достижениями и внедрять в практику дополнительные системы идентификации личности. Следует положительно отнестись к усилиям законодателя, направленным на обязательную государственную геномную регистрацию отдельной категории лиц, к которым не относятся законопослушные граждане РФ . Однако круг лиц, подлежащих такой регистрации, следует расширять, предусмотрев ее для всех лиц, находящихся на территории нашей страны, путем внедрения соответствующих процедур.
———————————
ФЗ РФ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

В настоящее время граждане РФ, совершившие правонарушение, в случае отсутствия документа, удостоверяющего личность, с целью дальнейшего производства по делам об административных правонарушениях фотографируются, дактилоскопируются и проверяются сотрудниками ОВД по имеющимся информационным базам данных («Папилон МДС — 40»), после чего информация вносится в ИС «Легенда» подразделений оперативно-разыскной информации территориальных отделов МВД России на районном (городском) уровне (ЦОРИ).
Итак, подводя итог вышесказанному, следует сформулировать ряд предложений, способствующих усовершенствованию процедуры идентификации личности граждан РФ, совершивших правонарушение, и улучшению правоприменительной практики производства по делам об административных правонарушениях в отношении данных лиц:
1. Целесообразно применять в отношении лиц, отказывающихся назвать свои установочные данные, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и виды административного наказания, используя при этом условные обозначения физического лица, закрепленные в соответствующей форме.
2. Законодательно регламентировать возможность применения отдельных норм административного законодательства в отношении правонарушителей, личность которых не установлена с соблюдением сроков составления протокола об административном правонарушении.
3. Следует расширить список применяемых методов идентификации личности на территории нашей страны, добавив в него обязательную дактилоскопическую, генотипоскопическую и биометрическую идентификацию, по отношению ко всем гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, путем внесения изменений в соответствующие законодательные акты.

Список использованной литературы

1. Музыченко П.Б. Актуальные проблемы теории и практики идентификации личности // Российская юстиция. 2014. N 9.
2. Зинин А.М. Проблемные вопросы экспертной портретной идентификации // Эксперт-криминалист. 2010. N 4.
3. Черненко М.Д. Теория и практика идентификации неопознанных трупов в западноевропейских государствах: Лекция. М.: ВНИИ МВД России, 2007. С. 6.
4. Касенова М.Б. Идентификация лиц в Интернете и киберпространство социальных сетей // Юрист. 2014. N 6.

Статья 27.5. Сроки административного задержания

СТ 27.5 КоАП РФ
1. Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

3. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

4. Срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса. Срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется с момента его вытрезвления. При этом общий срок времени вытрезвления лица, находящегося в состоянии опьянения, с момента его доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса и административного задержания такого лица на основании части 2 или 3 настоящей статьи не может превышать 48 часов.

Комментарий к Ст. 27.5 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Согласно общему правилу, установленному в ч. 1 комментируемой статьи, срок административного задержания не должен превышать три часа. Это означает, что он может составлять и меньшее время, но не большее.

2. Вместе с тем в ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи законодатель установил исключительные случаи, когда срок административного задержания может составлять не более 48 часов, что исходит из положений ч. 2 ст. 22 Конституции РФ. Так, на срок не более 48 часов может быть задержано лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении:

1) посягающем на установленный режим Государственной границы РФ и порядок пребывания на территории Российской Федерации;

2) совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ;

3) связанное с нарушением таможенных правил;

4) влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест.

Следует отметить, что в указанных выше п. п. 1 — 3 административное задержание применяется в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения, т.е. с мерой наказания (санкцией) не соотносится в отличие от обстоятельства, указанного в п. 4.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ административное задержание на срок не более 48 часов может применяться лишь в случае, если имеются достаточные основания считать его необходимым и соразмерным для обеспечения производства по конкретному делу об административном правонарушении (см. Постановление от 16.09.2009 N 9-П).

В условиях некоторых административно-правовых режимов, например чрезвычайное положение, военное положение, срок административного задержания может составлять не более 10 и не более 30 суток соответственно, что определено в Федеральных конституционных законах от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и от 30.01.2002 N 1-ФКЗ «О военном положении». Вместе с тем задержание на срок до 10 или 30 суток может быть произведено только по решению суда (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.03.2002 N 6-П «По делу о проверке конституционности статей 90, 96, 122 и 216 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан С.С. Маленкина, Р.Н. Мартынова и С.В. Пустовалова»). В данном случае размер обеспечительной меры не является большим, чем размер административной ответственности (административного наказания), поскольку ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ устанавливает срок административного ареста за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо организацию повлекшего нарушение общественного порядка массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции либо за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах до 30 суток.

3. В ч. 4 комментируемой статьи определено, что срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления в соответствии со ст. 27.2 КоАП РФ, а лица, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления. При всем том закон не определяет, кто и каким образом устанавливает момент вытрезвления в данном случае.

Также в комментируемой статье не определено, возможно ли административное задержание лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, если к этому лицу в силу положений ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ не может быть назначен административный арест.

Установление личности

Установление личности гражданина РФ – одна из стандартных мер, применяемых в процессе обеспечения делопроизводства по административному правонарушению, например. Идентификация личности может понадобиться и в ряде других случаев, значительную часть из которых регулирует КоАП РФ.

Порядок установления личности предусматривает алгоритм работы с человеком – для начала он должен предъявить паспорт, как базовый документ, подтверждающий не только идентичность личности, но и ее гражданство. Ели паспорта не имеется, подойдет любой другой документ – свидетельство о рождении, водительские права, свидетельство о браке. В исключительных случаях, когда никаких документальных свидетельств не имеется в наличии, а сроки требуют оперативности, подойдут письменные свидетельства граждан, надлежащим образом заверенные.

Юристы нашего портала помогут справиться с трудностями, связанными с процедурой установления личности, предоставят необходимую консультацию и окажут профессиональное сопровождение.

Консультации юристов по законодательству России

Выбор категории

Получение гражданства РФ

Здравствуйте! Ситуация такая: мой молодой человек не имеет никаких документов. С рождения его мать оставила его отцу, но отец так и не оформил никаких документов. Нет свидетельства о рождении, соответсвенно всех остальных документов тоже нет. . Показать полностью

Потеря документов гражданкой Кыргызстана с ребенком на территории РФ

Здравствуйте! Я гражданка Кыргызстана 27 сентября прилитела из Оша в москву и там все документи потеряла я с ребенкам. Там были много документи свидетельство ребенка мои паспорта куча документов. Что мне делать у меня ребенок родилься в Москве.

Есть вопрос к юристу?

Ребенок получил гражданство с родителем, ФМС не дает ему паспорт

Добрый день! Я — бывший гражданин Украины, получил гражданство РФ как носитель русского языка. Вместе со мною в заявление вписаны двое моих детей в возрасте 17 лет. Присягу я принес, поэтому, согласно закону уже являюсь гражданином. Во вторник подал . Показать полностью

Какие ОРМ следует провести для обнаружения и установления личности неизвестного?

При несении суточного дежурства в здании ж/д вокзала к оперуполномоченному обратился гражданин Смирнов, который сообщил, что может опознать неизвестного мужчину, у которого 10 минут назад видел пистолет за поясом. Какие оперативно-розыскные . Показать полностью

Можно ли без паспорта заверить доверенность у нотариуса?

Как заверить нотариальную доверенность без паспорта, хотя ст.42 Основ законодательства о нотариате гласит что что установление личности производится по паспорту или иному документу, достоверно удостоверяющего личность доверителя, нотариусы Москвы не . Показать полностью

Как проверить запись подачи документов на гражданство?

Добрый день! Я сделал доверенность на своего юриста с правом подписи в заявлениях на подачу на гражданство РФ. Все документы из консульства и т.д. были собраны и сданы документы на гражданство через человека в управлении, во избежании очередей. . Показать полностью

Срок рассмотрения заявления на гражданство по гос программе

Подскажите по законодательству, срок рассмотрения гражданства по программе переселения соотечественников, сколько дней составляет? Спасибо за ответ.

Опасно ли давать незнакомому человеку свой адрес проживания?

Если незнакомый человек предлагает отдать вам вещи , и хочет их переслать из другого города, опасно ли давать ему свой адрес проживания ?

Можно ли через суд получить гражданство РФ если мой отец является гражданином РФ

Здравствуйте! Меня зовут Анна ,подскажите пожалуйста, у меня нет паспорта и не было , родилась я в Грузии в 1993г. но живу всю жизнь здесь. Из имеющихся документов есть свидетельство о рождении на грузинском языке, нотариально заверенный перевод . Показать полностью

Являются ли водительские права удостоверением личности?

Здравствуйте, хотел бы задать такой вопрос, можно ли сейчас приобрести алкогольную продукцию в розничных магазинах при предъявлении водительского удостоверения? Заранее, спасибо

Установление личности лица без гражданства

Здравствуйте, моё имя Николай в 13 лет меня Мать вывезла из Республики Казахстан в Республику Белорусь и с момента проживания на территории Белорусь я всё время проживал по виду на жительство гражданство не принимал так как не собирался там . Показать полностью

Безопасно ли предоставление паспортных данных в интернете?

Можно ли давать серию и номер паспорта в интернете?При поступлении в компанию по заработку в интернете?

Составить заявление о признание личности человека, если в завещании указана не правильно дата рождения?

Здравствуйте. В завещании у мужа неправильно была указана дата моего рождения. сказали нужно подать в суд о признании личности. можете дать образец искового заявления?

Имели ли сотрудники полиции просить предъявить паспорт для проверки документов?

Здравствуйте. Недавно сотрудники полиции на территории ж\д вокзала остановили меня и вежливо попросили предъявить паспорт для удостоверения моей личности. Проверили, извинились, ушли. Вопросы в следующем: 1. На мой вопрос: «Основание?». Ответили: . Показать полностью

Как подать заявление в ФМС на установление личности, через интернет?

Как подать заявление на установление личности, чтобы получить статус лица без гражданства? На данный момент я являюсь лицом без гражданства, т.к. не получила паспорт гражданина Украины и не могу получить паспорт гражданина РФ. Хочу официально подать . Показать полностью

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее,
чем искать решение!

Статья 27.1 КоАП РФ. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

Новая редакция Ст. 27.1 КоАП РФ

1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

7) задержание транспортного средства;

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

10) временный запрет деятельности;

11) залог за арестованное судно;

12) помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

2. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Комментарий к Статье 27.1 КоАП РФ

1. Комментируемая статья закрепляет общий перечень мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Цели, основания и процедура применения каждой из них конкретизируются в отдельных статьях главы 27 КоАП. В целом целями применения указанных мер являются: 1) пресечение административного правонарушения; 2) установление личности нарушителя; 3) составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения; 4) обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении; 5) исполнение принятого по делу постановления.

Важно отметить, что меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются только в связи с административным правонарушением и только специально уполномоченными на это лицами. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении являются разновидностью мер административного принуждения. Поэтому при их применении следует помнить, что в соответствии с ч. 3 ст. 1.6 КоАП при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

Отметим, что с 1 июля 2008 г. часть 1 статьи 27.1 будет дополнена пунктом 5.1, согласно которому к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении будет добавлено освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.

2. В соответствии с п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (с изменениями от 25 мая 2006 г.) требования о возмещении материального и морального вреда, причиненного незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (часть 2 статьи 27.1 КоАП) и незаконным привлечением к административной ответственности, подлежат рассмотрению в соответствии с гражданским законодательством в порядке гражданского судопроизводства. В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Другой комментарий к Ст. 27.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Данная статья посвящена мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Эти меры представляют собой принудительное воздействие с целью пресечения правонарушения и обеспечения условий для своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановления о назначении административного наказания. Основанием применения таких мер является совершение административного правонарушения, а сами меры носят административно-процессуальный характер.

2. Статья закрепляет цели применения указанных мер: а) пресечение правонарушения; б) установление личности правонарушителя; в) составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения; г) обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении; д) обеспечение своевременного и правильного исполнения принятого по делу постановления.

3. Меры обеспечения производства применяются только в связи с административным правонарушением, по отношению к лицу, подозреваемому в совершении данного правонарушения, и предшествуют последующим процессуальным действиям — возбуждению производства по делу, рассмотрению дела, вынесению постановления по делу и исполнению постановления.

4. КоАП РФ предусматривает гарантии законности при применении рассматриваемых мер. Гарантии выражаются в том, что применяться могут только меры, предусмотренные КоАП РФ; право принимать решение о применении мер обеспечения производства в пределах установленной компетенции предоставлено уполномоченным лицам. О применении мер пресечения обязательным является составление протокола.

5. Рассматриваемая статья закрепляет следующие меры:

доставление; административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод.

Из приведенного перечня видно, что одни меры применяются к физическим лицам, например, административное задержание, личный досмотр, другие, такие как осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, — к юридическим лицам. Кроме того, следует отметить, что ряд мер носит личный характер: доставление, административное задержание, привод, другие — имущественный: досмотр вещей, досмотр транспортного средства, изъятие вещей и документов и т.д. Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях связано с ограничением прав личности, и КоАП РФ достаточно подробно регламентирует порядок их применения.

Статья 27.3. Административное задержание

1. Анализ правил ч. 1 и 2 ст. 27.3 позволяет сделать ряд выводов:

1) в них дается легальное (но только для целей КоАП) определение административного задержания — самостоятельного вида мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

2) административное задержание представляет собой кратковременное (по общему правилу не более 3 часов, см. об этом коммент. к ст. 27.5) ограничение свободы физического лица (т.е. оно применяется против воли задержанного), достигшего возраста, с которого наступает административная ответственность (см. коммент. к ст. 2.3);

3) цели административного задержания — обеспечить:

правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении (см. об этом коммент. к ст. 29.1-29.11);

исполнение постановления об административном правонарушении (см. об этом коммент. к ст. 31.1-32.1).

В иных целях (например, в профилактических) применять административное задержание недопустимо. В практике возникает вопрос: не противоречат ли правила ч. 1 ст. 27.3 (о целях административного задержания) правилам ч. 1 ст. 27.1 (о том, что целями мер по обеспечению производства по делу об административном правонарушении являются также пресечение административного правонарушения, установление личности нарушителя)? Безусловно, противоречие налицо. Конечно, в ходе административного задержания прежде всего устанавливается личность правонарушителя (см. также коммент. к ст. 27.5);

4) административное задержание — исключительная мера обеспечения производства по делу. Оно может быть применено лишь в случаях, прямо указанных в ч. 2 ст. 27.3. Лицо, допустившее незаконное задержание, должно быть привлечено к ответственности (вплоть до уголовной — по ст. 301 УК, см. об этом в книге: Гуев А.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (для предпринимателей). Изд. 5-е. М.: Изд-во «Экзамен», 2006);

5) административное задержание вправе осуществить лишь должностное лицо (а в ряде случаев и иные уполномоченные лица, например, рядовые сотрудники, служащие) органов, прямо указанных в п. 1-10 ч. 1 ст. 27.3 (см. об их отличиях от должностных лиц коммент. к ст. 2.4, 2.5). Примером таких уполномоченных лиц могут служить военнослужащие (в т.ч. рядовые) пограничных органов, а также (с 01.07.2003) должностные лица органов Федеральной службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Нужно учитывать, что п. 9 введен в ч. 1 ст. 27.3 Законом N 57 от 29.04.06 и вступил в силу с 15.05.06; п. 10 введен в ч. 1 ст. 27.3 Законом N 78 от 03.06.07 (в ред. от 02.10.07) и вступил в силу с 19.06.06 (с 06.10.07 — в отношении задержания судебными приставами лиц, совершивших АП, предусмотренные в ст. 17.9, 17.14, 17.15);

6) перечень лиц, которые вправе осуществлять административное задержание (из числа являющихся сотрудниками органов, упомянутых в п. 1-10 ч. 1 ст. 27.3), устанавливается только федеральными законами (например, Законом о милиции, Законом об ОРД, Законом о границе, Законом о ФСБ) и изданными в соответствии с ними правовыми актами ФОИВ. См. например, о перечнях таких лиц: приказ МВД от 02.06.05 N 444 (в ред. от 16.06.08); приказ ФСБ от 06.09.07 N 453; приказ ФТС от 15.03.05 N 198 (в ред. 23.04.07), приказ ФСКН от 07.02.06 N 44; о том, что ч. 1 ст. 27.3 не противоречит Конституции РФ см. постановление КС от 16.06.09 N 9-П.

2. Применяя правила ч. 3-5 ст. 27.3, нужно обратить внимание на ряд важных обстоятельств:

1) по просьбе задержанного (в т.ч. и по устной) о его задержании необходимо уведомить (по телефону, через посыльного, повесткой, телеграммой и т.п.) одного из родственников (круг их указан в Примечании к ст. 25.6), администрацию (либо иного работодателя, например, индивидуального предпринимателя) по месту его работы либо учебы, а также защитника (см. о том, кто может быть защитником для целей КоАП, коммент. к ст. 25.5);

2) об административном задержании несовершеннолетнего (т.е. лица, не достигшего 18 лет, ст. 21 ГК) в обязательном порядке (даже если задержанный об этом не просит) уведомляются родители, иные законные представители (опекун, попечитель и т.п.);

3) должностное (иное уполномоченное) лицо обязано разъяснить задержанному его права и обязанности, предусмотренные в КоАП, о чем делается запись в протоколе об административном задержании (см. коммент. к ст. 27.4);

4) часть 4.1 введена в ст. 27.3 Законом N 203 от 04.12.06 и вступила в силу с 01.01.07.

О задержании транспортного средства см. коммент. к ст. 27.13. Как отмечалось выше различные федеральные органы исполнительной власти издали нормативные правовые акты в целях правильного применения ст. 27.3 (см. например, приказы МВД от 02.06.05 N 444 «О полномочиях должностных лиц МВД РФ и ФМС РФ по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию»; ФТС от 15.03.05 N 198 «О должностных лицах таможенных органов РФ уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание»; Росатома от 13.04.06 N 168 «О реализации отдельных положений КоАП» и др.). Эти акты подлежат применению поскольку не противоречат нормам КоАП.