Государство право личность соотношение

Право и личность

1. Понятие личности

2. Классификация прав личности

3. Гарантии прав и свобод личности

Основные понятия и определения:

Личность, человек, гражданин, правовой статус личности, права личности, классификация прав личности, личные (гражданские) права и свободы, политические, экономические, социальные права, гарантии прав и свобод личности.

1. Общество состоит из конкретных людей, которые находятся в системе многообразных природных и социальных связей – отношений, в которые они вступают. В зависимости от характера таких отношений человеческий индивид выступает в различных ипостасях – либо как живое существо, отличающееся от других живых существ своими природными признаками (человек), либо как субъект, обогатившийся социальными качествами и способный отличать себя от других людей, выделять себя из коллектива (личность).

Личность – это человек, обладающий совокупностью определенных социально-значимых свойств, проявляющихся в его отношениях с другими людьми.

Таким образом, понятия «человек» и «личность» представляют собой разные аспекты единого явления – человеческого индивида, входящего в определенную систему общественных отношений. Необходимо различать понятия «человек» и «личность». Человеком рождаются, а личностью становятся.

Исходя из этого можно сделать вывод, что личность, с точки зрения ее индивидуальных, субъективных особенностей, обусловленных ее природными и социальными истоками, — это индивид, сознательно определяющий свое деятельное отношение к окружающему его миру.

Каждый человеческий индивид в современном мире характеризуется не только с точки зрения его природных черт и приобретенных социальных качеств, но и как гражданин, т.е. лицо, отличающееся своей правовой принадлежностью к тому или иному государству.

Приобретение человеком качеств гражданина становится важным юридическим условием, характеризующим его положение в обществе.

2. Существует множество теорий и взглядов, касающихся природы прав человека и их юридического выражения, которые значительно различаются между собой. Некоторые авторы предлагают свести их обилие к двум основным подходам. Один из них состоит в том, что права человека принадлежат ему от рождения (определены природой или Богом) и неотъемлемы от него. Задача же государства состоит в том, чтобы закреплять эти права юридически. Другой подход состоит в том, что права человека носят октроированный характер: человек получает их от государства, и их содержание устанавливается определенными властными органами. Такой подход характерен для недемократических обществ.

Но нельзя забывать и еще об одном подходе к проблеме прав человека, который рассматривает права человека в социальном смысле. Здесь права не являются продуктом природы или божественным даром, не дарованы государством, а формируются в результате и по мере общественного развития.

Впервые законодательное выражение представления о естественных правах человека получили в Конституции американского штата Вирджиния (Вирджинская декларация 1776 г.), в Декларации независимости Соединенных Штатов Америки (1776)), а затем в Билле о правах 1791 г., представлявшего собой десять поправок к Конституции США 1787 г. В 1789 г. была принята французская Декларация прав человека и гражданина, которая оказала огромное влияние на развитие многих стран.

Принципиальной особенностью названных документов явилось разграничение закрепленных в них прав на две категории – права человека, присущие ему от рождения и рассматриваемые как естественные, неотчуждаемые и не зависящие от государства, и права гражданина, которые устанавливаются государственной властью, т.е.

Начиная с ХVIII в. как права человека, так и права гражданина получают юридическое выражение в конституционном законодательстве, т.е. в позитивном праве. Иными словами, можно сколько угодно говорить о неотъемлемости естественных прав человека, о их приритете над правами гражданина и даже государства, но их реальная обеспеченность и защищенность возможны только в случае должного правового оформления.

В современном обществе высшей формой юридического выражения прав человека является их закрепление в международно-правовых актах. 10 декабря 1948 г. Генеральная ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой эти права изложены в наиболее обобщенном виде. Важную роль играют также Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и политических правах (1966 г.).

Важным условием осознания смысла, содержания и социального назначения прав человека и гражданина является их классификация. Главным общепринятым критерием такой классификации выступают основные сферы человеческих отношений, в которых права и свободы чеовека реализуются. По этому основанию принято выделять четыре группы прав и свобод: личные (гражданские), политические, социально-экономические и социально-культурные.

Личные права и свободы – это возможности индивида, позволяющие ему оградиться от нежелательного и незаконного вмешательства кого бы то ни было в его личную жизнь и способные обеспечить свободное существование личности.

Политические права и свободы – это возможности человека в общественно-политической жизни, обеспечивающие его политическое самоопределение, свободное участие в управлении государством и обществом.

Социально-экономические права – это возможности человека в сфере производства и распределения материальных благ, направленные на обеспечение хозяйственной самостоятельности, достойного уровня жизни и социальной защищенности индивида.

Социально-культурные права и свободы – это возможности человека пользоваться духовными благами и культурными достижениями, а также участвовать в их создании в соответствии со своими способностями и склонностями.

3. Обязанности государства, возникающие в связи с предоставлением прав и свобод своим гражданам, находят свое выражение в совокупности зафиксированных в законе гарантий, т.е. тех условий и возможностей, которые государство обязуется создать и предоставить гражданам для практического осуществления ими своих прав и свобод.

Таким образом, гарантии – это объективные и субъективные условия, а также организационные и иные средства, с помощью которых обеспечиваются охрана и защита.

Контрольные вопросы к теме 20

1. Дайте определение личности.

2. Существует ли различие между понятиями «человек» и «личность» ?

3. Перечислите основные международные документы, в которых зафиксированы права человека.

4. Какие группы прав и свобод человека принято выделять?

5. Что понимается под гарантиями прав и свобод человека?

Государство и право

Соотношение государства и права

В современной литературе указываются три модели (подхода) взаимоотношений государства и права:

  • тоталитарная (государство выше права и им не связано);
  • либеральная (право выше государства);
  • прагматическая (государство поддерживает и усиливает мощь права, но связано им).

Тоталитарный подход

Тоталитарная модель предполагает, что право — продукт государственной деятельности, следствие государства. В отечественной юридической литературе еще недавно считалось, что право находится в подчиненном отношении к государству. Фактическим условием для данного этатистского подхода служила наша политическая практика видеть в праве некий придаток государства. Теоретической предпосылкой этому являлось формально-догматическое отношение к понятию права как совокупности норм, издаваемых государством. Однако для современной России данный подход уже не подходит.

Либеральный подход

Либеральный подход к соотношению государства и права утвердился в русле представлений, выводивших понятие государства из общественного договора, ограничения государства правом, что, как считалось, вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиций данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Такой либеральный подход имеет определенные преимущества. Он является философской платформой для утверждения в политической практике идеи господства права. Но данная идея выражает скорее желаемое, чем действительное.

Прагматический подход

Прагматический подход к рассматриваемой проблеме позволяет в определенной мере интегрировать этатистские и либеральные взгляды и в то же время избежать крайностей в оценке связи права и государства. Согласно этому подходу связь между правом и государством не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (государство порождает право, или наоборот). Связь видится более сложной, имеющей характер двусторонней зависимости: право и государство друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.

Рассматриваемый подход позволяет выявить глубинные связи между нравом и государством, избежать односторонности, понять, ч то дает право государству, выяснить истинную роль государства в обеспечении права. Он в настоящее время преобладает в нашей юридической науке. Кроме того, анализ такого рода зависимостей имеет принципиально важное значение для всей российской общественной практики.

Модели соотношения государства и права

Исходя из прагматической (третьей) модели соотношения государства и права можно остановиться на следующих трех ее главных аспектах:

Единство выражается в их одновременном происхождении в силу одних и тех же причин; сходной типологии; одинаковой в определенной степени обусловленности экономическими, культурными и иными условиями; общей исторической судьбе; наконец, в том, что они выступают средством социальной регуляции и упорядочения, аккумулируют и балансируют общие и индивидуальные интересы, гарантируют права личности и т. д. Сказанное не означает, что все свойственное государству свойственно и праву, и наоборот. Они остаются достаточно автономными и самобытными образованиями. По образному выражению одного автора, государство и право ни на минуту не остаются наедине, с глазу на глаз. У каждого из них своя жизнь, свои цели, задачи, методы.

Взаимодействие

Различия вытекают уже из определений этих понятий. Государство есть особая политико-территориальная организация публичной власти, которая является формой существования общества. Право может быть охарактеризовано как совокупность правил поведения, определяющих границы свободы и равенства людей в осуществлении и защите их интересов, которые закреплены государством в официальных источниках и исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

Государство осуществляет силу, а право — волю. Они не совпадают по форме, структуре, элементному составу, содержанию; они относятся к разным сферам общественной жизни. Они (каждое по-своему) отражают реальность, назревшие потребности, по-раз- ному воспринимаются и оцениваются общественным сознанием. При известных обстоятельствах государство и право могут действовать в противоположных направлениях.

Взаимодействие государства и права выражается в их многообразном влиянии друг на друга.

Воздействие государства на право

Воздействие государства на право состоит прежде всего в том, что первое создает второе, изменяет его, совершенствует, охраняет от нарушителей, претворяет в жизнь. Поэтому можно сказать, что воздействие государства на право осуществляется непрерывно — от создания права до его реализации в общественных отношениях. Государство, следовательно, способствует распространению права в социальном пространстве, обязывает участников общественных отношений действовать в соответствии с правом, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов.

Существуют объективные пределы воздействия государства на право. Они обусловлены регулятивным потенциалом самого права, возможностями государства обеспечивать действие права в данных общественных условиях. Возможности государства не следует переоценивать, так как это всегда ведет к идеализации правовых средств, а в конечном счете снижает социальную ценность права. Государство не может использовать право в противоречии с его истинным назначением. Нужна научно обоснованная, эффективная юридическая политика государства, позволяющая наиболее рационально и в интересах общества применять правовой инструментарий.

Влияние права на государство

Не менее существенно многообразное обратное влияние права на государство. Исторический опыт показывает, что для своего существования государство как организация нуждается в праве не меньше, чем право в государстве. Зависимость государства от права проявляется:

  • во внутренней организации государства;
  • в его деятельности.

С помощью права закрепляются внутренняя организация государства, его форма, структура, аппарат (механизм) управления, статусы и компетенция различных органов и должностных лиц, принцип разделения властей.

Принципиально важное значение права во внутренней организации государства проявляется в том, что право создаст юридические гарантии против возможностей узурпации всей власти одной из ее ветвей. Тем самым ставится на правовую основу внутреннее функционирование государства, создаются юридические предпосылки для эффективной работы всех звеньев государственной машины.

В деятельностном плане посредством права осуществляются цели, задачи и функции государства, проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно определяются и закрепляются конституционный строй и положение личности в обществе. Без права воля государства не может стать общеобязательной. Образно говоря, основным языком, на кагором государство разговаривает со своими гражданами и поддерживает отношения с правовыми субъектами, является язык права. Следовательно, демократическое современное государство не может действовать вне и помимо права. Право «навязывается» государству в силу необходимости, поэтому оно в принципе не может пренебрегать правовой формой. Государство без ущерба для общества не может манипулировать правом или освободиться от него. Можно сказать, что право облагораживает государственность, делает ее зрелой и полноценной.

В современных условиях связующая роль права в отношении государства усиливается. При этом наблюдается следующая закономерность: чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большей мерс оно связывает государство. Активность государства в этом случае не подавляется, напротив, она расходуется результативно и исключительно в интересах общества и отдельной личности. Только будучи связанным правом, государство может действовать свободно, а значит, соответствует историческому предназначению.

Непреходящим общим началом любого правового государства является ею связанность правом. В своих началах, нормах и предписаниях право выражает взаимодействие в системе «индивид — общество — государство». Взаимная уравновешенность названных элементов есть необходимое равновесие свободы, условие обеспечения правовой справедливости, при котором возможно право, — государственное устройство, отвечающее своему назначению. Еще И. Кант обосновал идею о правовом государстве как о такой государственной власти, целью которой является право. С позиций современного анализа это означает, что, только будучи связанным правом, государство может действовать свободно.

Исходя из этой позиции, некоторые отечественные правоведы приходят к выводу, что правовой государственности вообще присущ особый характер взаимосвязи государства и права, так как главное в правовом государстве — это признание верховенства права над государством, безусловное подчинение всех его органов закону. Действительно, в правовом государстве государственные органы и должностные лица связаны нравом. Но нельзя забывать, что отношение «государство — право» есть отношение людей. И в правовом государстве в центре этой связи находится человек в его социальном аспекте. Отсутствие права в отношениях государства и личности оборачивается против самой личности, в конечном счете затрагивает человека и его свободу. Главное в право-государственном устройстве не господство права само по себе, а то, насколько взаимосвязь государства и права обеспечивает гармоничное и прогрессивное развитие личности, расширение ее свободы. Если ценность права и обусловлена связью с государством, то это имеет место лишь в той мере, в какой само государство поставлено на службу человеку.

5.1. Человек, личность, гражданин: соотношение понятий

«Человек», «личность», «гражданин» — понятия не тождественные, хотя и тесно связанные друг другом.

Понятие «человек» характеризует его как индивид биологического вида, говоря о человеке, мы подразумеваем его физиологические свойства, в этом смысле он является просто представителем живого мира.

«Личность» — понятие социальное, оно предполагает, что человек, обладающий личностными качествами, осознает себя, свое место в обществе и ответственность перед ним. Возможны случаи, когда человек в силу различных объективных и субъективных причин не обладает качествами личности, например, признан судом недееспособным вследствие психического заболевания.

«Гражданин» — понятие юридическое, оно предполагает, что у конкретного человека существует правовая связь с конкретным государством. Эта связь показывает, что государство за гражданином закрепляет максимальный объем прав и свобод, а граждане, в свою очередь, несут обязанности, например, уплачивать законно установленные налоги и сборы. Помимо граждан, на территории государства могут находиться и иностранные граждане, и лица без

гражданства (апатриды). Их объем прав и обязанностей всегда меньше, чем у граждан. Они лишены, например ряда политических и социально-экономических прав, таких как, право избирать и быть избранным, право на труд, на социальное обеспечение и т.п. Общее правило в отношении прав и свобод иностранных граждан сформулировано в части (ч.) 3 ст. 62 Конституции РФ: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ».

Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на достойное сосуществование, достаточно лишь факта рождения человека и совсем не обязательно, чтобы он обладал качествами личности и гражданина, а для реализации остальных прав требуется, чтобы человек был личностью, гражданином.

Государство право личность соотношение

Положение личности в государстве — как теоретическая проблема

Различные научные теории по разному определяют положение личности в государстве. К числу теорий, рассматривающих данный вопрос, относятся либерализм, анархизм, солидаризм, этатизм, демократизм.
Либерализм означает свободный и характеризуется следующими чертами взаимоотношения личности с государством:

— постулируется абсолютная ценность человеческой жизни и изначальное равенство людей. Государство должно стоять на страже этих постулатов;
— признается автономия индивидуальной воли. Это означает, что в условиях государства человек должен быть свободным. Он должен иметь возможность заниматься любой полезной деятельностью;
— предполагается рациональность и добродетельность человека. Данное положение накладывает на людей обязанность вести себя по отношению к государству и друг к другу разумно и доброжелательно;
— государство как социальная организация может быть создана только на основе консенсуса личностей и с целью сохранить и защитить права человека. Это означает, что государство есть результат согласия людей о его создании с целью обеспечить свою безопасность;
— признается существование неотчуждаемых прав человека, таких как право на жизнь, свободу, собственность.

Государство никогда ни при каких условиях не может быть использовано для ограничения или лишения человека этих прав;
— утверждается договорный характер отношений между государством и личностью, то есть государство и личность ставятся в равное положение сторон договора, имеющих взаимные права и обязанности;
— провозглашается верховенство закона и свобода человека в рамках закона. Это значит, что человек должен жить и действовать только в соответствии с законом и не зависеть от произвола государственных чиновников;
— объем прав государства и сферы его деятельности должны быть ограничены только необходимыми для общества и человека функциями;
— частная жизнь людей должна быть защищена законом от вмешательства государства и обеспечена ее тайна;
— в идеологии общества должны быть сформулированы и существовать высшие истины о добре и зле, о достоинствах и пороках, о порядочности, чести и бесчестии, о честности и лжи, обмане, о верности и предательстве, о порядке и анархии, которые должны быть доступны пониманию индивида и играть роль ориентиров в жизни и деятельности человека.

Анархизм, как теория также рассматривающая отношения человека и государства, утверждает, что необходимо безгосударственное устройство общества. Цель анархизма, как учения, — уничтожение государства и замена всех форм принудительной государственной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан.
В анархизме существуют различные течения, но их главная общая черта заключается в том, что должна существовать полная свобода поведения человека и отсутствие какого-либо государственного принуждения.
Солидаризм, как теоретическая концепция, признает необходимость согласованной деятельности граждан и государства, взаимосвязь их интересов и целей. Государство является органом граждан и его назначение выражать и защищать их интересы и цели, решать задачи, стоящие перед гражданами, которые сами граждане решить не могут.
Этатизм признает необходимость непосредственного властного участия государства, соответствующих его органов в экономической, социальной, культурной жизни общества, в научной, творческой и иной деятельности. При этатизме политика государственной деятельности переходит границы рационального взаимодействия с экономикой и другими сферами общественной жизни — правовой, научной, культурной, хотя авторами этой концепции признается, что такое засилье государства вполне допустимо и полезно для общества и граждан.
Положение личности в современном демократическом государстве характеризуется взаимными правами и обязанностями государства и личности, широкими правами и свободами граждан, возможностью защищать их в независимом суде от неправомерных действий любых государственных органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан, а также путем самозащиты, и обязанностью правоохранительных органов обеспечивать законность и правопорядок в обществе.

Правовой статус личности

Термин личность характеризует человека не столько как физическое существо, сколько как социальное. К основным чертам, характеризующим человека как личность, могут быть отнесены: а) социальные связи и отношения данного человека в обществе — экономические, политические, национальные, классовые, моральные и другие; б) уровень его образования, знаний, практического жизненного опыта; в) семейное, материальное положение, род занятий и т.д.
Комплекс перечисленных и других характеристик дает основание судить о человеке, как о личности, и говорить, состоялась или не состоялась личность данного человека.
Особенности характера личности в определенной степени могут оказать влияние и на правовое положение, правовой статус человека. Безусловно, существуют практические юридические различия между, допустим, собственником крупной фирмы/его управляющим и рабочим этой фирмы, между губернатором субъекта федерации в федеративном государстве, служащим его аппарата управления и рядовым гражданином.
Каждая историческая общественно-экономическая формация, форма государственного устройства и государственного правления, политический режим формируют свой тип личности, со своими специфическими характеристиками, особенностями положительных и отрицательных черт.
Названные и другие обстоятельства оказывают влияние на положение личности в обществе, на ее взаимоотношения с государством и на правовой статус, закрепленный в законодательстве данной страны.
Если сделать небольшой исторический экскурс то можно наглядно увидеть как изменялись характеристики личности и ее правовое положение. Например, личность раба, являвшегося человеком, практически не признавалась. Раб рассматривался как говорящее орудие. Он не обладал каким-либо позитивным социальным статусом, свойственным свободному человеку и тем более рабовладельцу. Его социальная связь ограничивалась степенью зависимости от рабовладельца.
Аналогичной или очень близкой по социальному статусу было положение крепостного крестьянина в условиях феодального государства, когда он находился в полной экономической и личностной зависимости от помещика. В то же время свободные крестьяне, ремесленники, помещики, служители церкви, обладали достаточными экономическими, политическими, моральными, религиозными основами для проявления себя как личности. И в этом отношении они имели возможность развивать себя как личность в социальном отношении. Наибольшими возможностями в этом плане обладали наиболее крупные феодалы, главы церкви, крупные чиновники государства. Одновременно являясь подданными короля они были зависимыми от него и их социальные особенности личности во многом определялись монархом.
В последующем, после победы буржуазных революций, разделения властей, провозглашения и юридического закрепления равенства всех граждан, появление самого института гражданства, статус личности приобрел свое подлинное значение. Каждый гражданин получил возможность формировать свою личность самостоятельно и на равных основаниях с другими людьми. И хотя равенство этих оснований было во многом формальным, развитие новой буржуазной общественно-экономической формации, разделение властей, конституционное закрепление равенства всех граждан позволило в теоретическом плане анализировать личность как социально-правовое явление. Такая личность может и должна соотноситься с государством в их взаимных правах и обязанностях. И когда говорят о правах и свободе человека и гражданина имеют в виду права и свободы личности в ее социально-правовом значении.
Наиболее полно права и свободы человека сформулированы во Всеобщей декларации веправ человека и принятой 10 декабря 1948 г. Этот документ является основой для определения прав и свобод граждан современных демократических государств, закрепляемых в Конституциях этих стран. Наличие у граждан реальных прав для проявления себя как личности во всех сферах социальной жизни — экономической, политической, культурной, научной, семейной, творческой, спортивной и т.д. обусловливает возможность стать и полноценным субъектом социально-правовых отношений в обществе и государстве.
Права и свободы граждан в соответствии с названной декларацией должны предоставляться в различных сферах общественной жизни: политической, экономической и личной. Но прежде чем рассматривать характер этих прав и свобод целесообразно определить, что понимается под словами «свобода» и «право». Данные понятия идентичны или между ними есть разница?
Гоббс определял свободу как отсутствие внешних препятствий, которые могут лишить человека возможности делать то, что он хотел бы. Однако следует иметь в виду, что у человека, живущего в обществе нет и не может быть абсолютной свободы, поскольку свобода одного ограничена аналогичной свободой другого. Это означает, что свобода может быть только ограниченной свободой и это ограничение должно быть четко определено правом. Поэтому свобода человека, живущего в обществе, есть свобода его действий в рамках права, в пределах того, что не запрещено правом.
В этом смысле право человека неотделимо от его свободы, которую можно определить как предоставленную законом возможность действовать по своему усмотрению, то есть свободно. В условиях государственно — организованного общества свобода и права человека можно сказать, совпадает. Так, например, свобода слова, есть право выражать свое мнение, каким бы оно ни было, за исключением запрещенного законом. Так, например, нельзя призывать к межнациональной, межрелигиозной вражде и свержению насильственным путем законной власти.
В тоталитарных, автократических и других недемократических режимах права и свободы граждан значительно ограничены либо они вовсе отсутствуют. Здесь наиболее наглядно видна тесная связь свободы и права, поскольку тоталитарное «право» может лишить человека свободы.
При рассмотрении вопроса о правовом статусе личности необходимо отличать права и свободы гражданина и человека. Дело в том, что права и свободы гражданина связаны с определенным государством, гражданином которого он является. А права и свободы человека относятся к лицам без гражданства, иностранцам, беженцам, переселенцам, то есть лицам, не являющимся гражданами государства, на территории которого они проживают.
Гражданин обладает большим количеством прав и свобод. Неграждане, как правило, не могут участвовать в голосовании при формировании государственных органов, быть избранными в органы государства, служить в армии, министерстве внутренних дел, работать в других правоохранительных органах. На неграждан в меньшей степени распространяются различные социальные права и блага, предусмотренные для граждан и т.д.
В соответствии с решениями судебных органов граждане, совершившие правонарушения, могут быть лишены некоторых прав. Например, права свободы, участия в выборах и т.д.
Правовой и фактический статус личности. Права, свободы, обязанности, то есть правовой статус личности, делятся на личные, политические, экономические или социальные.
К личным правам и свободам относятся право на жизнь, личное достоинство, на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, судебную и иную защиту своей чести и доброго имени, на тайну переписки, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных отправлений. Ограничение этих прав допускается только на основании судебного решения, принятого независимым судом в соответствии с законом.
Законом запрещены сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия.
Неприкосновенным является жилище гражданина. Никто не вправе поникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, кроме случаев установленных законом или на основании решения суда. К таким случаям относятся, например, производство обыска по возбужденному уголовному делу.
Каждый гражданин вправе определять и указывать свою национальность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальности.
К политическим правам гражданина относится: право избирать и быть избранным в органы государственной власти, свобода совести, вероисповедания, свобода мысли, слова, печати, свобода получения информации, право пребывания на государственной должности, право создания политических организаций (партий, движений), право на проведение демонстраций, митингов, пикетов и другие.
Политические свободы предполагают также политическую активность граждан, оказывающую влияние на деятельность государственных органов, на общественные события.
Экономические свободы включают в себя право частной собственности, то есть право владеть, пользоваться и распоряжаться любым имуществом, кроме запрещенного законом. При этом собственник вправе распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами.
Никто не может быть лишен имущества, кроме как по решению суда.
Граждане имеют право заниматься предпринимательской деятельностью, свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Граждане также имеют право на социальное обеспечение в старости, получение образования, медицинское обслуживание и другие.
Однако, несмотря на закрепление прав и свобод граждан в Конституции, другом законодательстве, на практике нередки случаи, когда эти права и свободы нарушаются государственными органами, должностными лицами, общественными и иными организациями, отдельными гражданами.
Поэтому законодательно, как правило, в Конституции закреплены гарантии обеспечения названных выше прав и свобод. Основной гарантией реализации предоставленных прав и свобод является защита в независимом суде, в том числе и в Конституционном суде. Решения и действия органов государства, общественных и иных организаций, граждан, нарушающие права и свободы лица, могут быть обжалованы в суд, который обязан рассмотреть жалобу и решить дело в соответствии с законом.
Важное значение в защите прав и свобод граждан имеет не только декларативная независимость суда, но и его реальная самостоятельность в решении вопросов. Наибольшей независимостью суды пользуются при разделении властей, когда суды представляют собой самостоятельную судебную власть.

Государство и защита прав личности

Защита прав личности обусловлена наличием определенных социальных и юридических факторов, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его важнейших личных, политических и экономических прав и свобод. К их числу могут быть отнесены следующие:
— провозглашение и конституционное или иное законодательное закрепление широких демократических прав и свобод личности;
— конституционное или иное законодательное запрещение органам государства, должностным лицам, другим субъектам права нарушать права и свободы личности, установление ответственности за нарушения указанных в законодательстве прав и свобод;
— законодательством должны быть предусмотрены основания, условия и порядок ограничения тех или иных прав и свобод граждан и применения к ним определенных мер государственного принуждения. Например, в случае совершения гражданином преступления, к нему могут быть применены меры принуждения и ограничения его прав и свобод, предусмотренные уголовным и уголовно-процессуальным законодательством. Возможно также ограничение прав и свобод граждан в случае военного или чрезвычайного положения;
-существование государственно-правового механизма защиты и восстановления нарушенных прав и свобод государственными органами, организациями, должностными лицами, гражданами, правом человека выбирать наиболее эффективные формы защиты своих нарушенных прав. Определение законом порядка привлечения органов и лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан, а именно: судебная защита, правозащитная и правоохранительная деятельность различных органов, иные способы;
— предоставление гражданам права на самозащиту от нарушителей их прав и свобод путем законодательного урегулирования порядка и условий самозащиты. Например, ст. 37 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность необходимой обороны от преступных посягательств на жизнь, права гражданина и устанавливает условия ее осуществления.
Помимо внутригосударственных форм защиты прав и свобод граждан существуют и специальные международные органы по правам человека. К ним относятся: Европейский суд по правам человека при Совете Европы, Комиссия по правам человека при ООН, которые рассматривают заявления и жалобы граждан стран, входящих в эти организации в случае, если права и свободы не были защищены внутри страны.

Государство право личность соотношение

1. Понятие и классификация прав человека и гражданина

Прежде чем рассматривать права человека и гражданина, важно соотнести между собой категории «человек», «личность», «гражданин».

Понятие «человек» характеризует его с биологической сто­роны, как представителя живого мира, обладающего опреде­ленными физиологическими свойствами.

Понятие «личность» характеризует человека с социальной стороны, как осознающего себя, свое место и роль в обществе, ответственность перед ним (возможны случаи, когда человек в силу различных объективных и субъективных причин не обла­дает качествами личности, например, признан судом недееспо­собным вследствие психического заболевания).

Понятие «гражданин» характеризует человека с юридиче­ской стороны, как находящегося в устойчивой правовой связи с конкретным государством.

Права человека — это охраняемая законом мера возмож­ного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека. Это универсальная категория, которая представляет собой вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами в условиях безопасного, свободного существования личности в обществе. В современный период права человека понимаются как общесоциальное понятие, отражающее наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности.

Правам человека присущи следующие признаки;

1) они возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека с учетом постоянно изменяю­щихся условий жизни общества;

2) складываются объективно и не зависят от государствен­ного признания;

3) принадлежат индивиду от рождения;

4) имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, при­знаются как естественные (как воздух, земля, вода и т. п.);

5) являются непосредственно действующими;

6) признаются высшей социальной ценностью;

7) выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его существа;

8) представляют собой принципы и нормы взаимоотноше­ний между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага;

9) их признание, соблюдение и защита — обязанность го­сударства.

Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на достойное существование достаточно лишь факта его рож­дения, а для реализации остальных прав требуется, чтобы че­ловек обладал качествами гражданина, личности.

Права гражданина — это охраняемая законом мера юри­дически возможного поведения, направленная на удовлетворе­ние интересов не всякого человека, а лишь того, который нахо­дится в устойчивой правовой связи с конкретным государством. В отличие от прав человека права гражданина всегда выступа­ют как юридические категории (а не только как моральные или социальные). Они не могут существовать независимо от их го­сударственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной.

Свобода личности — право гражданина, которое выра­жает лишь отсутствие каких-либо препятствий, стеснений в чем-то.

Права человека и гражданина — весьма сложные и много­образные явления, которые могут классифицироваться в зави­симости от следующих критериев:

1) в зависимости от содержания — на:

гражданские или личные (право на жизнь, на охрану дос­тоинства, тайна переписки, телефонных переговоров и др.);

политические (право избирать и быть избранным во власт­ные структуры, на равный доступ к государственной службе, на объединение, мирные собрания, митинги, демонстрации и др.);

экономические (право частной собственности, на предпри­нимательскую деятельность, труд, отдых и др.);

социальные (право на охрану семьи, охрану материнства и детства, охрану здоровья, на социальное обеспечение, благо­приятную окружающую среду и др.);

культурные (право на образование, участие в культурной жизни, пользование результатами научного и культурного прогресса; свобода литературного, художественного, научного, тех­нического и других видов творчества и др.).

2) в зависимости от соподчиненности — на: основные (уча­ствовать в управлении обществом и государством) и дополни­тельные (избирательное право);

3) в зависимости от принадлежности лица к конкретному государству — на: права российских граждан, иностранных гра­ждан, лиц с двойным гражданством и лиц без гражданства;

4) в зависимости от степени распространения — на: общие (присущие всем гражданам) и специальные (зависящие от со­циального, служебного положения, пола, возраста лица, а так­
же других факторов, например, права потребителей, служа­щих, несовершеннолетних, женщин, пенсионеров, ветеранов, беженцев и пр.);

5) в зависимости от характера субъектов — на: индивиду­альные (право на жизнь, труд и т. п.) и коллективные (право на забастовку, митинги и пр.);

6) в зависимости от роли государства в их осуществле­нии — на: негативные (государство должно воздерживаться от конкретных действий по отношению к индивиду) и позитивные (государство должно предоставить лицу определенные блага, содействовать в реализации им своих прав);

7) в зависимости от особенностей личности, проявляющих­ся в различных сферах и отдельных ситуациях ее жизнедея­тельности, — на:

права в сфере личной безопасности и частной жизни;

права в области государственной и общественно-политиче­ской жизни;

права в области экономической, социальной и культурной деятельности.

Исходя из этапов провозглашения основных прав и свобод граждан их обычно подразделяют на три поколения.

Первое включает в себя провозглашенные буржуазными революциями (XVII—XVIII вв.) гражданские и политические права, которые получили название «негативных», т. е. выра­жающих независимость личности от власти государства, обо­значающих пределы его невмешательства в область свободы и самовыражения индивида (к ним, например, относятся право на жизнь, свободу и безопасность личности, неприкосновенность жилища, право на равенство перед законом, избирательное пра­во, право на свободу мысли и совести, свободу слова и печати и т. д.);

Второе поколение связано с социальными, экономически­ми и культурными правами, которые как таковые утвердились к середине XX столетия под влиянием борьбы народов за улуч­шение своего социально-экономического, культурного статуса, под воздействием социалистических идей и стран. Данные пра­ва иногда называют «позитивными», ибо их реализация, в отли­чие от реализации прав первого поколения, требует известных целенаправленных действий со стороны государства, т. с. его «позитивного вмешательства» в их осуществление, создание не­обходимых обеспечивающих мер (к ним, например, относятся право на труд и свободный выбор работы, на отдых и досуг, защиту материнства и детства, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, участие в культурной жизни общест­ва и т. п.);

Третье поколение — права коллективные или солидарные, вызванные глобальными проблемами человечества и принадле­жащие не столько каждому индивиду, сколько целым нациям, народам (к ним, например, относятся права на мир, благопри­ятную окружающую среду, самоопределение, информацию, социальное и экономическое развитие и пр.). Данные права ста­ли возникать после Второй мировой войны на фоне освобожде­ния многих стран от колониальной зависимости, углубления эко­логических и гуманитарных проблем и находятся во многом еще на стадии становления в качестве юридически обязатель­ных норм.

2. Правовой статус личности

Правовой статус — это юридически закрепленное положе­ние субъекта в обществе. Он фиксирует фактический (социаль­ный) статус лица, его реальное положение в обществе. Право­вой статус есть признанная Конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномо­чий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные функции. Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса. В структуре последнего выделяют такие элементы, как:

1) права и обязанности;

2) законные интересы;

5) юридическая ответственность;

6) правовые принципы и т. п.

Правовой статус бывает общим, специальным и индивиду­альным. Эти виды отражают соотношение таких философских категорий, как «общее», «особенное» и «отдельное».

Общий — это статус лица как гражданина государства, за­крепленный в Конституции. Он является одинаковым для всех граждан РФ.

Специальный статус фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участников вой­ны, бизнесменов, адвокатов и т. д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.

Индивидуальный статус выражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, стаж и т. п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.

3. Соотношение и взаимосвязь государства и права

Единство между данными явлениями состоит в том, что государство и право:

1) возникают и развиваются совместно;

2) имеют одинаковые подходы к сущности и типологии;

3) выступают средствами управления, инструментами власти;

4) призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы;

5) основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими и духовными факторами и т. п.

Различия между государством и правом:

1) если государство есть особая организация политической власти, то право — социальный регулятор;

2) если государство выражает силу, то право — волю;

3) если первичным элементом государства является госу­дарственный орган, то первичным элементом права — норма;

4) они также не совпадают по формам, функциям и т. д.
Взаимодействие государства и права:

— с одной стороны, воздействие государства на право со­стоит в том, что первое формирует, изменяет, отменяет второе (правотворчество), а также реализует и охраняет его (право­применение);

— с другой стороны, право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппарата, уста­навливая компетенцию его органов.

Выделяют два основных типа взаимоотношения между го­сударством и правом:

1> когда государство стоит над правом, выступая опреде­ляющим фактором (характерно для антидемократических го­сударств);

2) когда право стоит над государством, выступая его огра­ничителем (характерно для правовых государств).