До какого возраста можно получить водительские права в украине

До какого возраста можно получать водительское удостоверение

Для получения автоудостоверения, позволяющего его владельцу управлять ТС (здесь и далее – транспортным средством), важным является возрастной ценз. Даже очень молодые люди просто мечтают научиться водить автомобиль и поскорее получить ВУ (здесь и далее – водительское удостоверение). Однако, не все из них знают, с какого именно возраста можно делать это в официальном порядке. Бывает и обратная ситуация, когда довольно взрослый человек хочет научиться управлять авто, но и понятия не имеет до какого возраста можно получать водительские права. Об этом моменте мы подробно и расскажем ниже.

Специальные исследования, которые были проведены AZT (Центром технологий Allianz) в тесном сотрудничестве с европейским организационным Советом в сфере безопасных дорог, наглядно продемонстрировали, что наиболее высокая вероятность создания аварийных ситуаций и попадания в ДТП появляется у тех водителей, возраст которых превышает 75-летний рубеж. Объясняется это тем, что пожилые люди гораздо медленнее ориентируются на местности, имеют трудности с концентрацией внимания, а также ощущают определенную мышечную слабость в стрессовых ситуациях. Эти и некоторые другие моменты являются причиной затруднений, которые возникают у пожилых автоводителей за рулем.

Однако, обновленная информация страховщиков РФ, анализируя данные автовладельцев, приобретающих полис КАСКО, предоставила другую информацию. По их сведениям лишь 4% лиц пожилого возраста попадают в ДТП, а этот показатель вдвое меньший, чем аналогичный у автоводителей среднего возраста и молодежи.

Следует отметить, что никакие приказы Минздрава не содержат ограничений пожилым людям для приобретения водительского удостоверения. Некоторых представителей этой возрастной категории медики приравнивают к людям с физическими ограничениями. В подобной ситуации их приравнивают к гражданам, имеющим некоторые физические ограничения, и в индивидуальном порядке могут обязать проходить медосмотр чаще, чем людей более молодого возраста (к примеру, 1 раз в год).

По мнению экспертов основным среди критериев, влияющих на окончательное решение по выдаче прав, является именно врачебная оценка состояния здоровья автоводителя. Ведь в ходе проведения медосмотра специалисты не просто оценивают состояние здоровья, но и делают определенный прогноз на будущее.

С этим мнением тяжело спорить, ведь один человек может быть в 60 лет спортивным, внимательным и собранным, а другой – в 40-летнем возрасте иметь плохое зрение, рассеянное внимание и плохую физическую форму.

Вот и выходит, что ограничения в получении водительских прав должны опираться именно на состояние здоровья автоводителя, а также его поведенческих реакций.

Следует заблаговременно изучать правила выдачи водительского удостоверения для представителей разных возрастных категорий и руководствоваться именно подобной информацией!

Позвоните по номеру +7 (499) 455-12-39 (МСК и МО), +7 (812) 426-14-93 (СПб и ЛО) и 8 (800) 500-27-29 доб.181 (общий) и наш автоюрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы.

Опасный возраст: лишать прав пенсионеров?

В Челябинске 72-летняя бабушка на Hyundai Solaris поворачивала налево и устроила аварию с двумя автомобилями – ВАЗ и Datsun. Это уже не первое ДТП в нашем городе, где главными героями становились люди пожилого возраста. Нужно ли вводить ограничения в вождении для пенсионеров?

В России водительские права получают с 18 лет, а вот до какого возраста можно управлять автомобилем, законодатели до сих пор не определились. Было несколько попыток ввести подобные ограничения. Депутаты предлагали людям старше 65 лет выдавать удостоверения на более ограниченный срок. Эти меры способствовали тому, чтобы проходить более частые медицинские обследования, которые давали представление о текущем состоянии здоровья водителя. Вот только каждая подобная инициатива разбивается о 19 статью Конституции РФ. Она гласит, что каждый равен перед законом независимо от социального достатка, пола, возраста и прочего. Нельзя ущемлять в правах пожилых людей, соответственно, получить водительское удостоверение можно хоть в 102 года. С подобной точкой зрения согласны и в Госавтоинспекции.

«В России раз в десять лет водители проходят медицинское обследование, – рассказали нам в ведомстве. – По его результатам выноситься заключение, может человек быть допущен к управлению транспортным средством или нет. Верхней возрастной планки нет. Пожилые люди более аккуратные водители, но никто не дает гарантий, что на следующий день после получения медицинской справки с ними ничего не случится. Кроме того, у психологов и наркологов есть списки людей, которые состоят у них на учете. Если врач обнаружит, что человека необходимо ограничить в правах, то это делается через суд».

Ограничение на управление автомобилем по возрасту действует во многих странах мира. В Великобритании по достижении 75 лет водители не только получают медицинскую справку, но и проходят тест на знание правил дорожного движения. В случае успеха пенсионер получает права на пять лет. В некоторых штатах США для автомобилистов старше 80 лет введен обязательный тест на зрение. Исследования ученых в этом вопросе расходятся в результатах. До сентября 2016 года британские специалисты считали, что после 65 лет риск попасть в ДТП резко увеличивается. А по достижении 75 лет у человека меньше шансов выжить в аварии. Несколько дней назад ученые университета Суонси доказали, что пенсионеры намного аккуратнее молодых водителей. Они проверили протоколы полиции, в которых виновниками ДТП являлись люди до 21 года и старше 70 лет. Молодежь опередила стариков в четыре раза.

«Пожилой человек более аккуратен и заботится о безопасности, но не нужно забывать о большом количестве хронических заболеваний, которыми часто страдают россияне, – говорит врач-терапевт Ольга Гаврилова. – У нас множество людей с гипертонической болезнью. Даст ли медицинская справка гарантию здоровья на десять лет? Естественно, нет. Ежегодно необходимо проходить осмотр у врача. Тем более когда вы достигли возраста 55 лет. Подобное делают немногие. Пройдет пожилой человек осмотр у окулиста, кто знает, что будет с его зрением через год? Он может ослепнуть, но будет иметь право управлять автомобилем».

В большинстве своем автомобилисты соглашаются, что для пожилых людей необходимо вводить некоторые ограничения.

«Понятно, что взять и лишить прав тех, кто достиг пенсионного возраста, будет неправильно, – считает водитель Алексей Важенин. – Можно ввести менее продолжительный срок действия удостоверения. Если для всех он составляет десять лет, то для пенсионеров сделать пять, а по достижении преклонного возраста сократить до трех. Я особых проблем с пожилыми водителями не испытываю. Они ездят более спокойно. Но все мы понимаем, что реакция у таких людей уже не та, что у более молодых. Да и болезней много. Случится инфаркт, и что хорошего ждет остальных участников движения? А зрение упадет, и вряд ли человек пойдет честно проходить новый медицинский осмотр».

Единого мнения в вопросе с пенсионерами не найти. Одни будут утверждать, что молодой водитель более опасен на дороге, вторые скажут, что пожилые люди – словно бомба с замедленным действием. Понятно, что ограничений у нас и так достаточно. Куда важнее осуществлять налаживание продуктивной совместной работы всем, кто отвечает за выдачу водительских прав. Не должно быть так, что человек попал в ДТП, а при разборе появилась информация о его болезни или зависимости, с которыми нельзя садиться за руль автомобиля.

Необходимо ли ограничить пожилых людей в управлении автомобилями?

С какого возраста можно получить права в автошколе?

С какого возраста можно получать права на мопед, мотоцикл, автомобиль и другие виды транспорта?

Правила дорожного движения Украины предусматривают различные возрастные ограничения, привязанные к конкретным водительским категориям. Если отталкиваться от текста ПДД редакции 2017 года, в параграфе 2.13 выделены 10 основных категорий транспорта и здесь же указан возрастной порог, начиная с которого разрешается обучение управлению разными видами транспорта:

мопеды, мотороллеры и другие двухколесные транспортные средства, имеющие двигатель с рабочим объемом до 50 куб. см или электродвигатель мощностью до 4 кВт

Право на управление может быть предоставлено с 16 лет

мотоциклы и другие двухколесные транспортные средства, имеющие двигатель с рабочим объемом 50 куб. см и больше или электродвигатель мощностью 4 кВт и более

Право на управление может быть предоставлено с 16 лет

квадро-и трициклы, мотоциклы с боковым прицепом, мотоколяски и другие трехколесные (четырехколесные) мототранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых не превышает 400 килограммов

Право на управление может быть предоставлено с 18 лет

автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов (7700 фунтов), а количество сидячих мест, помимо сиденья водителя, — восьми, состав транспортных средств с тягачом категории В и прицепом, полная масса которого не превышает 750 килограммов

Право на управление может быть предоставлено с 18 лет

предназначенные для перевозки грузов автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет от 3500 до 7500 килограммов (от 7700 до 16500 фунтов), состав транспортных средств с тягачом категории С1 и прицепом, полная масса которого не превышает 750 килограммов

Право на управление может быть предоставлено с 18 лет

предназначенные для перевозки грузов автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 7500 килограммов (16500 фунтов), состав транспортных средств с тягачом категории С и прицепом, полная масса которого не превышает 750 килограммов

Право на управление может быть предоставлено с 18 лет

предназначенные для перевозки пассажиров автобусы, в которых количество мест для сидения, кроме сидения водителя, не превышает 16, состав транспортных средств с тягачом категории D1 и прицепом, полная масса которого не превышает 750 килограммов

Право на управление может быть предоставлено с 21 года

предназначенные для перевозки пассажиров автобусы, в которых количество мест для сидения, кроме сидения водителя, более 16, состав транспортных средств с тягачом категории D и прицепом, полная масса которого не превышает 750 килограммов

Право на управление может быть предоставлено с 21 года

автомобили соответствующего веса с прицепами и полуприцепами, а также теми, что предназначены для перевозки, тяжеловесных и опасных грузов

Право на управление может быть предоставлено с 19 лет

Составы транспортных средств c тягачом категории D или D1 и прицепом, полная масса которого превышает 750 кг

Право на управление может быть предоставлено с 21 года

трамваи и троллейбусы

Право на управление может быть предоставлено с 21 года

Важный момент – начать обучение по одной из категорий можно до наступления указанного возраста. Важно, чтобы на момент сдачи экзаменов в сервисном центре курсант достиг нужного возраста – 16, 18, 19 или 21 года.

С какого возраста можно получить водительское удостоверение

Согласно ч. 2 ст. 15 Закона Украины «О дорожном движении» право на управление транспортными средствами соответствующей категории может быть предоставлено:

мототранспортными средствами и мотоколясками (A1, A), — лицам, достигшим 16-летнего возраста;

автомобилями, колесными тракторами, самоходными машинами, сельскохозяйственной техникой, другими механизмами, эксплуатируемыми на улично-дорожной сети, всех типов (B1, B, C1, C), — лицам, достигшим 18-летнего возраста;

автомобилями с прицепами или полуприцепами (BE, C1E, CE), а также предназначенными для перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов, — лицам, достигшим 19-летнего возраста;

автобусами, трамваями и троллейбусами (D1, D, D1E, DE, T) — лицам, достигшим 21-летнего возраста.

Детальную информацию по данному и сопутствующим вопросам можно найти в алгоритме действий: Порядок получения водительского удостоверения

Пожилых водителей хотят ограничить в правах

Ольга Барыкова, Анна Курская, РИА Новости.

Комитет Госдумы по транспорту предложил ввести ограничения на выдачу водительских удостоверений пожилым людям. Сегодня права всем выдаются на десять лет, однако у людей старше 65-ти лет здоровье ухудшается быстрее, чем у молодых, поэтому им права стоит выдавать только на пять лет, считает глава комитета Сергей Шишкарев.

Одни эксперты инициативу приветствуют, другие критикуют, отмечая, что число аварий с участием пожилых людей крайне низкое. Однако все сходятся во мнении, что ограничивать нужно не срок действия удостоверения, а срок действия медицинской справки. Причем каждый случай нужно рассматривать индивидуально.

«Когда мы выдаем водителю, условно говоря, в 65 или в 70 лет водительское удостоверение, которое действует еще десять лет, это предполагает, что физическое состояние водителя через определенный промежуток времени, наверное, может не соответствовать тем физическим кондициям, которые обеспечивают нормальное вождение», – заявил Шишкарев, добавив, что значительное число ДТП происходит с участием водителей пожилого возраста.

Предложение выдавать пожилым людям права на короткий срок содержится в законопроекте о новых категориях транспортных средств, который Госдума рассмотрела в среду в первом чтении.

Оценивать не возраст, а здоровье

Подобная инициатива является вопиющим нарушением конституционных прав граждан, считает лидер Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский. «Конституционный суд нам постоянно говорил, что при анализе любых документов мы должны руководствоваться пониманием целого ряда статей Конституции РФ, – отметил он в беседе с РИА Новости. – Статья 19 гласит, что все граждане равны перед законом независимо от социального и материального положения, пола, возраста, национальности и так далее. Здесь получается дискриминация по возрасту».

По его мнению, основным критерием при принятии решения о выдаче водительского удостоверения должна быть оценка врача. «Сами врачи могут дать справку о состоянии здоровья не то что на 5 лет, а на год при определенных заболеваниях. Стало быть, ты и права не получишь», – пояснил он.

Такую точку зрения разделяют большинство экспертов. Все зависит от состояния здоровья конкретного человека, «можно и в 40 лет иметь огромный живот, плохое зрение, быть рассеянным, и можно в 60 [лет] быть подтянутым, спортивным, внимательным и аккуратным», – говорит лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.

«В каждой возрастной группе есть свои группы риска. И 19-летние болваны есть и 80-летние абсолютно здравые люди», – соглашается президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. По его мнению, ограничения в получении водительских прав нужно вводить исходя не из возраста, а из состояния здоровья и поведенческих реакций.

«Когда водители проходят медицинскую комиссию, видимо, там надо ограничивать, если есть для этого какие-то основания. Например, выдавать медсправку не на 3 года, а на год, и подходить индивидуально к каждому человеку, находящемуся в группе риска», – пояснил он РИА Новости. Кроме того, можно ввести дополнительное медицинское тестирование для пожилых водителей. «Может быть, это должны быть тесты на поведенческие реакции, на адекватность», – предполагает Травин.

Об эффективности медкомиссий

В 2010 году Минздравсоцразвития утвердило новую форму медицинской справки для водителей и новый порядок прохождения медкомиссии. Теперь, чтобы получить эту справку, человеку нужно обойти порядка восьми врачей. Кроме того, на каждый бланк нанесена голограмма, и все справки заносятся в государственный реестр, что практически исключает возможность подделки документа. Виктор Травин уверен, что с введением новой формы справки ситуация с незаконным получением документа значительно улучшилась.

Медицинские комиссии все равно работают неэффективно, не соглашается Вячеслав Лысаков. Ни для кого не секрет, что права сегодня нередко получают и эпилептики, и наркоманы, и люди, страдающие различными психическими расстройствами. Виной тому – отсутствие системы диспансеризации, считает Лысаков.

«Если раньше человек брал справку из наркологического и психоневрологического диспансера о том, что он не состоит сейчас на учете, то сейчас это не работает. Сейчас выдают справку за 20 минут, не поднимая историю болезни, просто проверяют твое состояние. А наркоман, например, может внешне выглядеть вполне нормально», – говорит Лысаков.

Еще одна проблема, по мнению эксперта, заключается в том, что при выдаче медицинской справки врачи ориентируются исключительно на то состояние, в котором человек находится в данный момент, поскольку либо не имеют возможности поднять всю историю болезни, либо просто не считают нужным это делать. Лысаков считает, что необходимо вернуться к системе диспансеризации, «когда поднимается вся история болезни». Также, по его мнению, необходимо ввести тотальную проверку на наличие наркотической зависимости у тех, кто получает медицинскую справку. «Так мы хотя бы от наркоманов [на дорогах] избавимся», – резюмировал он.

В группе риска – молодежь

Глава московского отделения Федерации автомобилистов России (ФАР) Сергей Канаев предложение Шишкарева поддерживает. «Если мы говорим о том, что люди старше 65 лет обладают уже не тем здоровьем, я могу это подтвердить по своему отцу. Он ездит аккуратно, но действительно, ему надо периодически проверять здоровье, – сказал он в беседе с РИА Новости. – Многие люди уже слабо видят, у них ухудшается реакция. Выдавать права на 5 лет – вполне разумная инициатива, в этом нет какого-либо ущемления прав пенсионеров, я не вижу ничего страшного».

По его мнению, большинство людей пожилого возраста обладают худшей реакцией, чем молодые люди. «Не всегда они являются виновными в ДТП, но количество ДТП с их участием гораздо выше, чем, допустим, ДТП с молодыми водителями», – говорит эксперт.

Аварийные ситуации на дорогах чаще создают молодые водители, не соглашается Леонид Ольшанский. «Я знаю, что пенсионеры ездят очень медленно, аккуратно, не развивают скорость, не подрезают. Пожилые люди более аккуратны в силу возраста, чем молодежь», – отмечает он.
К такому же выводу пришли и эксперты Совместного центра транспортных исследований Организации европейского сотрудничества и развития (ОЭСР), на протяжении 16 лет (с1990 по 2006 годы) изучавшие связь между возрастом водителей и количеством аварий. Согласно данным исследования Совместного центра транспортных исследований при Европейской конференции министров транспорта, опубликованным в 2006 году, на молодых водителей приходится около 27% аварий со смертельным исходом по странам ОЭСР. Эксперты пришли к выводу, что смертность водителей в возрасте от 18 до 24 лет вдвое превышает этот показатель для водителей старшего возраста.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции