Административные полномочия сотрудников органов внутренних дел

Статья 12. Полномочия органов внутренних дел при осуществлении административного надзора

Статья 12. Полномочия органов внутренних дел при осуществлении административного надзора

См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона

1. При осуществлении административного надзора органы внутренних дел обязаны:

1) разъяснять поднадзорному лицу его права и обязанности, а также предупреждать об ответственности за нарушение установленных судом административных ограничений и за невыполнение предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей;

2) вести учет поднадзорных лиц в течение срока административного надзора;

3) систематически наблюдать за соблюдением поднадзорным лицом установленных судом административных ограничений и за выполнением предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей;

4) вести с поднадзорным лицом индивидуальную профилактическую работу, направленную на предупреждение совершения им преступлений и других правонарушений;

5) объявлять и осуществлять розыск поднадзорного лица, освобожденного из мест лишения свободы и не прибывшего без уважительных причин в определенный администрацией исправительного учреждения срок к избранному поднадзорным лицом месту жительства или пребывания, а также розыск поднадзорного лица, самовольно оставившего место жительства или пребывания либо выехавшего за установленные судом пределы территории, если судом ему было установлено такое административное ограничение;

6) подавать в суд заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, не позднее чем за один месяц до истечения срока отбывания осужденным ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 432-ФЗ часть 1 статьи 12 дополнена пунктом 7

7) в письменной форме уведомлять потерпевшего и (или) его представителя о прекращении административного надзора в день прекращения административного надзора.

2. При осуществлении административного надзора органы внутренних дел имеют право:

1) запрашивать у организаций по месту работы и (или) месту жительства или пребывания поднадзорного лица и получать от них сведения о его поведении;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ в пункт 2 части 2 статьи 12 внесены изменения

2) вызывать поднадзорное лицо в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для получения объяснений в устной и (или) письменной форме по вопросам соблюдения им установленных судом административных ограничений и выполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ в пункт 3 части 3 статьи 12 внесены изменения

3) проникать беспрепятственно в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения.

3. Орган внутренних дел дает разрешение поднадзорному лицу, в отношении которого установлены административные ограничения, предусмотренные пунктами 3, 4 и 5 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи со следующими исключительными личными обстоятельствами:

1) смерть или угрожающая жизни тяжелая болезнь близкого родственника;

2) необходимость получения поднадзорным лицом медицинской помощи, а также прохождения лечения в учреждениях органов здравоохранения, если эти помощь и лечение не могут быть получены по месту жительства или пребывания поднадзорного лица либо в установленных судом пределах территории;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ в пункт 3 части 3 статьи 12 внесены изменения

3) невозможность дальнейшего проживания поднадзорного лица по месту жительства, пребывания или фактического нахождения в связи со стихийным бедствием или иными чрезвычайными обстоятельствами;

4) прохождение поднадзорным лицом обучения за установленными судом пределами территории;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ пункт 5 части 3 статьи 12 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2013 г.

5) необходимость прохождения вступительных испытаний при приеме в образовательную организацию;

6) необходимость решения следующих вопросов при трудоустройстве:

а) явка в органы службы занятости населения для регистрации и дальнейшего взаимодействия с этими органами в целях поиска подходящей работы либо регистрации в качестве безработного, если в установленных судом пределах территории отсутствуют соответствующие органы службы занятости населения;

б) прохождение предварительного собеседования;

в) прохождение обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования), необходимого для заключения трудового договора, если этот осмотр (обследование) не может быть пройден в установленных судом пределах территории;

г) заключение трудового договора;

д) заключение договора гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг;

е) государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, получение лицензии на осуществление определенного вида деятельности.

МВД России изменило перечень своих сотрудников, которые вправе составлять протоколы об административных правонарушениях

С ноября действует новый Перечень должностных лиц системы МВД России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях; прежний Перечень более не применяется. Однако изучение нового Перечня не позволяет однозначно ответить на вопрос: изменилось ли, и каким образом, количество полицейских, которые вправе оформлять протоколы? (приказ МВД России от 30 августа 2017 г. № 685).

Дело в том, что структура нового Перечня кардинально отличается от структуры прежнего: раньше каждой должности или группе должностей МВД России соответствовал свой собственный «букет» из административных правонарушений, по которым они могли составлять протоколы. Например, инспектор по делам несовершеннолетних мог «запротоколировать» такие нарушения, как неисполнение родительских обязанностей, неуплату алиментов, продажу алкоголя ребенку, курение табака в неположенном месте. Но не вправе был составить протокол, например, по нарушениям при техосмотре автомобилей (хотя сама эта статья – «полицейская»). А полицейский, который охраняет общественный порядок во время массовых мероприятий, мог «оформить» создание помех голосующим избирателям, пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, вандализм в общественном транспорте или управление автомобилем без номеров. Но не смог бы «запечатлеть» в протоколе пьяное вождение, или, скажем незаконный оборот алкоголя.

Существовали, конечно, и «универсалы» – например, оперуполномоченные могли оформлять протоколы вообще по любым «полицейским» составам КоАП РФ.

Однако — во всяком случае – после изучения «корочек» любого сотрудника полиции с помощью прежнего Перечня можно было довольно быстро выяснить, каковы его полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях. А если таковой протокол был вдруг составлен с нарушением этих полномочий, то он терял свою доказательную силу и дело разваливалось (например, постановление ВС РФ от 7 июня 2017 г. № 11-АД17-31).

С новым же Перечнем выяснить объем полномочий конкретного сотрудника МВД России представляется довольно сложным. Дело в том, что для большинства полицейских новый Перечень априори предоставляет полный набор правонарушений, отнесенных КоАП РФ к полномочиям органов внутренних дел. Но – с одной важной оговоркой: сотрудники МВД России могут составлять протоколы «с учетом осуществляемых полномочий».

Вероятно, это значит, что все-таки инспектору по делам несовершеннолетних «не по чину» выписывать протокол за пьяное вождение. Хотя вдруг нетрезвый водитель везет в машине ребенка? А может ли инспектор по делам несовершеннолетних составить протокол за перевозку ребенка без автокресла? (прежний Перечень этого – абсолютно точно – не позволял). Наверное, однозначный ответ можно дать после досконального изучения должностной инструкции (регламента) конкретного инспектора, а может быть, – инструкции и служебного контракта, а может быть, – инструкции, контракта и еще каких-нибудь документов. Доступа к которым, конечно, ни у кого – в момент составления протокола – нет.

Очевидно, что если сами сотрудники полиции – есть надежда – способны досконально разобраться в собственных полномочиях, то это почти нереально для лиц, в отношении которых и будут составляться эти протоколы. Что – потенциально – обернется увеличением случаев судебного обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях.

Кроме того, новый Перечень вводит новую процессуальную фигуру на поле оформления протоколов: стажера полиции. С 31 октября эти лица, по мнению МВД России, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, посягающих на здоровье, санэпидемблагополучие и общественную нравственность, общественный порядок и общественную безопасность, порядок управления, а равно за нарушения режима пребывания иностранце на территории РФ.

Между тем, право составления протоколов принадлежит, согласно ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ, только должностным лицам: то есть осуществляющим функции представителя власти.

Но вот являются ли стажеры полиции должностными лицами? Напомним, что стажер – это лишь будущий сотрудник полиции, его назначают стажером по той должности, на которую он претендует, на период испытания, в целях проверки уровня подготовки. С ним заключается не контракт о прохождении службы в органах, а всего-навсего срочный трудовой договор с условием об испытательном сроке, и никакое специальное звание ему не присваивается. Правда, во время испытания стажер выполняет обязанности и пользуется правами в соответствии с замещаемой должностью. Но при этом не вправе носить оружие, участвовать в некоторых полицейских мероприятиях, особенно, когда его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав, свобод и законных интересов граждан. И вообще, не менее 37% своего рабочего времени стажер должен не работать, а учиться: изучать иные нормативные правовые акты, ходить на физкультуру, пробовать вести служебную документацию.

Так все-таки, является ли стажер полиции полноценным должностным лицом в том смысле, который придает ему КоАП РФ?

Кажется, что еще совсем недавно сама полиция склонялась к отрицательному ответу: действующий приказ МВД России от 15 августа 2011 г. № 942 «О порядке привлечения стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию» прямо запрещает поручать стажерам самостоятельное составление протоколов об административных правонарушениях. Очевидно, что с 31 октября данное правило более не действует: lex posterior derogat priori («последующий закон отменяет предыдущие»).

newinspire

Административные полномочия сотрудников полиции и военнослужащих внутренних войск

Административные полномочия сотрудников полиции и военнослужащих внутренних войск в процессе осуществления служебной деятельности регламентируются Федеральным законом «О полиции», Федеральным законом «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

На основе и в соответствии с этим и иным федеральным законодательством в целях выполнения своих задач и обязанностей, возложенных законом на полицию и внутренние войска, их сотрудники имеют право на применение необходимых административно-предупредительных и контрольно-предупредительных мер (проверка у граждан документов, удостоверяющих их личность, временное запрещение или ограничение движения транспорта и другие меры), участие в реализации административно-восстановительных мер (например, при сносе самовольно возведенных строений, при административном выселении лиц, самоуправно занявших жилые помещения), применение мер административного пресечения и обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, а также применение мер административных наказаний к лицам, виновным в совершении административных правонарушений.

Сотрудники полиции и военнослужащие внутренних войск имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на них обязанностей.

Применять имеющиеся на вооружении полиции и внутренних войск специальные средства (резиновые палки, слезоточивый газ, наручники и т.д.) они могут в следующих случаях:

— для отражения нападения на граждан и сотрудников органов внутренних дел, для пресечения оказываемого им сопротивления;

— для задержания лиц, в от ношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление;

— для доставления задерживаемых лиц в полицию, конвоирования и охраны задержанных, а также лиц, подвергнутых административному аресту и заключенных под стражу, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе или оказывают противодействие сотруднику полиции;

— для освобождения насильственно удерживаемых лиц;

— для предотвращения захвата зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

— для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи и организаций;

— для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции остановиться; для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления.

Перечень специальных средств, состоящих на вооружении полиции и внутренних войск, а также правила их применения устанавливаются Правительством РФ. Сотрудники органов внутренних дел имеют право применять табельное огнестрельное оружие лично или в составе подразделения в установленных законом случаях.

В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

В соответствии с ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ Министерство внутренних дел РФ установило Перечень должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих внутренних войск МВД России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях.

На основании протокола об административном правонарушении, составленного уполномоченным на то должностным лицом, виновные в их совершении лица привлекаются к административной ответственности.

В соответствии с ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов внутренних дел (полиции) вправе:

— начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений) полиции, их заместители;

— начальники линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, их заместители;

— начальники дежурных смен дежурных частей органов внутренних дел на транспорте;

— начальники государственной инспекции безопасности дорожного движения, их заместители, сотрудники государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющие специальные звания;

— государственные инспектора безопасности дорожного движения и государственные инспектора дорожного надзора;

— старшие участковые инспектора, участковые инспектора (всего перечислено девять пунктов различных категорий должностных лиц органов внутренних дел, которые вправе рассматривать дела об административных правонарушениях от имени этих органов).

Особенности службы в органах внутренних дел, административ­ные полномочия сотрудников милиции и военнослужащих внутренних войск российской федерации.

Служба в органах внутренних дел и в милиции — особый вид государственной службы. Можно выделить четыре основные характерные особенности этой разновидности государственной службы: особенности в поступлении на службу и увольнении со службы, особенности в прохождении службы, наличие социально-экономических и правовых льгот и гарантий, предоставление сотрудникам милиции и военнослужащим внутренних войск определенных административных полномочий в процессе осуществления их служебной деятельности.

Особенности в поступлении на службу и увольнении со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации проявляются прежде всего в условиях приема на службу в органы внутренних дел и предъявляемых при этом повышенных требованиях.

На службу в органы внутренних дел принимаются в добровольном порядке российские граждане не моложе 18 и не старше 40 лет, а на службу в милицию — не старше 35 лет. На должности рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел принимаются граждане, имеющие образование не ниже среднего, а на должности среднего и старшего начальствующего состава — имеющие соответствующее среднее специальное или высшее образование. При этом российский гражданин не может быть принят на службу в органы внутренних дел, если он имел или имеет судимость.

Особенности прохождения службы в органах внутренних дел заключаются в том, что их сотрудники принимают присягу, им присваиваются специальные звания по всем должностям рядового и начальствующего состава, а главная особенность — в повышенных требованиях к профессиональной подготовке и дисциплине всех сотрудников органов внутренних дел.

Административные полномочия сотрудников милиции и военнослужащих внутренних войск в процессе осуществления служебной деятельности регламентируются Законом РФ «О милиции» (ст. 11-16), Федеральным законом «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ст. 24-30) и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Сотрудники милиции и военнослужащие внутренних войск имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на них обязанностей.

Особенности службы в полиции и органах внутренних дел, административные полномочия сотрудников полиции и военнослужащих внутренних войск РФ

Служба в органах внутренних дел и в полиции – особый вид государственной службы, отличающийся рядом специфических особенностей, которые получили отражение и юридическое закрепление в Федеральном законе от 30 ноября 2011 г. № 342-ΦЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты», в котором определены: принципы службы в органах внутренних дел; должности, специальные звания; правовое положение (статус) сотрудника, его права и обязанности; ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой; порядок поступления на службу и заключения контракта о прохождении службы; меры служебной дисциплины; служебное время и время отдыха сотрудника, а также порядок прекращения службы в органах внутренних дел.

Можно выделить четыре основные характерные особенности этой разновидности государственной службы: особенности в поступлении на службу и увольнении со службы, особенности в прохождении службы, наличие социально- экономических и правовых льгот и гарантий, предоставление сотрудникам полиции и военнослужащим внутренних войск определенных административных полномочий в процессе осуществления их служебной деятельности.

Особенности в поступлении на службу и увольнении со службы сотрудников органов внутренних дел РФ проявляются прежде всего в условиях приема на службу в органы внутренних дел и предъявляемых при этом повышенных требованиях.

На службу в органы внутренних дел принимаются в добровольном порядке граждане Российской Федерации не моложе 18 и не старше 40 лет (на службу в полицию – не старше 35 лет) независимо от национальности, пола, социального происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, способные по своим деловым, личным и нравственным качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности. В учебные заведения МВД России могут приниматься лица, не достигшие 18 лет, имеющие среднее образование. При приеме граждан на службу в органы внутренних дел проводятся их психофизиологическое исследование, тестирование в отношении наличия алкогольной, наркотической и иной токсической зависимости, а также оформляется личное поручительство, которое состоит в письменном обязательстве сотрудника органов внутренних дел, имеющего стаж службы нс менее трех лет, о том, что он ручается за соблюдение указанным гражданином ограничений и запретов, установленных для сотрудников Федеральным законом РФ от 30 ноября 2011 г. № 342-ΦЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, а также согласно приказу МВД России от 18 мая 2012 г. № 522 «Об утверждении Порядка оформления личного поручительства при поступлении на службу в органы внутренних дел Российской Федерации и Категорий должностей, при назначении на которые оформляется личное поручительство».

При этом российский гражданин не может быть принят на службу в органы внутренних дел, если он имел или имеет судимость.

Согласно ст. 29 Федерального закона «О полиции» на сотрудников полиции возлагаются ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в полиции, а также ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ΦЗ «О противодействии коррупции» и ст. 17,18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником полиции оперативно-розыскной деятельности. Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники полиции, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Особенности прохождения службы в органах внутренних дел заключаются в том, что их сотрудники принимают присягу, им присваиваются специальные звания но всем должностям рядового и начальствующего состава, а главная особенность – в повышенных требованиях к профессиональной подготовке и дисциплине всех сотрудников органов внутренних дел. В необходимых случаях сотрудники органов внутренних дел могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленного времени, а также в ночное время, в выходные и праздничные дни.

В целях определения соответствия замещаемой должности в органах внутренних дел один раз в четыре года проводится аттестация сотрудника органов внутренних дел, а в случае назначения сотрудника на другую должность в органах внутренних дел его аттестация проводится не ранее чем через один год после назначения. Назначение внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел, претендующих на замещение должностей высшего начальствующего состава, проводится по решению Президента РФ.

Внеочередная аттестация сотрудника органов внутренних дел проводится:

– при решении вопроса о переводе сотрудника на вышестоящую или нижестоящую должность в органах внутренних дел;

– при решении вопроса о прекращении сотрудником службы в органах внутренних дел в связи с расторжением контракта;

– по предложению уполномоченного руководителя при рассмотрении вопросов: о переводе сотрудника на иную должность в органах внутренних дел; об увольнении сотрудника со службы в органах внутренних дел; в случае, если сотрудник не прошел проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

До вынесения решения о соответствии замещаемой должности в органах внутренних дел сотрудник отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Сотрудники органов внутренних дел женского пола, находившиеся в отпуске по беременности и родам, а также сотрудники, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проходят аттестацию не ранее чем через один год после выхода из отпуска.

Для проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя создается аттестационная комиссия, в состав которой в обязательном порядке включаются сотрудники кадрового и правового (юридического) подразделений федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения (Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ΦЗ).

Правовые и социально-экономические гарантии и льготы для сотрудников также являются особенностью службы в органах внутренних дел по сравнению с гражданскими государственными служащими. При исполнении служебных обязанностей сотрудник органов внутренних дел находится под защитой государства. Никто, кроме органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в его деятельность. Отмена или изменение решения, принятого сотрудником органов внутренних дел при осуществлении служебных обязанностей, сами по себе не влекут его ответственности, если они не явились результатом преднамеренного нарушения закона. За образцовое же исполнение обязанностей и достигнутые высокие результаты в службе для сотрудников органов внутренних дел предусматриваются различные виды поощрений.

За образцовое выполнение служебного долга сотрудники, прослужившие в органах внутренних дел не менее 10 лет, могут быть награждены почетным знаком «Заслуженный сотрудник МВД Российской Федерации».

За мужество и отвагу, проявленные при исполнении служебного долга, другие особые заслуги сотрудники органов внутренних дел могут быть представлены к награждению государственными наградами РФ, в том числе и такие специфические, как награждение нагрудным знаком, именным оружием, досрочное присвоение очередного специального звания, которые не применяются в системе государственной гражданской службы.

Для стимулирования добросовестного и активного отношения сотрудников органов внутренних дел к выполнению своих обязанностей в долгосрочном плане Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено применение различных мер: дополнительные отпуска, государственное личное и дополнительное социальное страхование, денежное довольствие (ежемесячные надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), за квалификационное звание; за особые условия службы; за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей; поощрительные выплаты за особые достижения в службе; надбавка к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время; коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки, предусмотренные законодательством РФ) и пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел РФ, обеспечение жилыми помещениями, медицинским обслуживание сотрудников (оплачивается стоимость проезда железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также к месту лечения либо медицинского освидетельствования и обратно или к месту долечивания (реабилитации) в санаторно-курортном учреждении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и обратно), граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также предоставление им иных социальных гарантий.

Вопросы служебной дисциплины отражены в Дисциплинарном уставе органов внутренних дел, утвержденном Указом Президента РФ от 14 октября 2012 г. № 1377. В нем прописаны обязанности сотрудников, обязанности и права руководителей по поддержанию служебной дисциплины, определен порядок применения мер поощрения, а также порядок наложения, исполнения дисциплинарных взысканий и обжалования их. На сотрудников могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: а) замечание; б) выговор; в) строгий выговор; г) предупреждение о неполном служебном соответствии; д) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел; е) увольнение со службы в органах внутренних дел (п. 33 Устава). На сотрудника, допустившего грубое нарушение служебной дисциплины, независимо от наличия или отсутствия у него дисциплинарных взысканий может быть наложено любое дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения со службы в органах внутренних дел (и. 50 Устава).

Административные полномочия сотрудников полиции и военнослужащих внутренних войск в процессе осуществления служебной деятельности регламентируются федеральными законами «О полиции» (ст. 14–21), «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ст. 24–30) и КоАП РФ (ст. 23.3). На основе и в соответствии с этим и иным федеральным законодательством в целях выполнения своих задач и обязанностей, возложенных законом на полицию и внутренние войска, их сотрудники имеют право на применение необходимых административно-предупредительных и контрольно-предупредительных мер (проверка у граждан документов, удостоверяющих их личность; временное запрещение или ограничение движения транспорта на определенных участках, использование транспортных средств организаций и граждан для проезда к месту чрезвычайных обстоятельств, различного рода осмотры, досмотры, блокирования и оцепление зданий, сооружений, отдельных участков местности и другие меры), участие в реализации административновосстановительных мер (например, при сносе самовольно возведенных строений, при административном выселении лиц, самоуправно занявших жилые помещения), применение мер административного пресечения и обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, а также применение мер административных наказаний к лицам, виновным в совершении административных правонарушений.

Сотрудники полиции и военнослужащие внутренних войск имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на них обязанностей.

Применять имеющиеся на вооружении полиции и внутренних войск специальные средства (резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, принудительной остановки транспорта, водометы и бронемашины, специальные окрашивающие средства, электрошоковые устройства) они могут в следующих случаях: для отражения нападения на граждан и сотрудников органов внутренних дел, для пресечения оказываемого им сопротивления; для задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление; для доставления задерживаемых лиц в полицию, конвоирования и охраны задержанных, а также лиц, подвергнутых административному аресту и заключенных под стражу, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе или оказывают противодействие сотруднику полиции; для освобождения насильственно удерживаемых лиц; захвата зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков; для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи и организаций; для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции остановиться; для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления. Перечень специальных средств, состоящих на вооружении полиции и внутренних войск, а также правила их применения устанавливаются Правительством РФ. Сотрудники органов внутренних дел имеют право применять табельное огнестрельное оружие лично или в составе подразделения в установленных законом случаях.

В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства но делу об административном правонарушении: 1) доставление; 2) административное задержание; 3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; 4) изъятие вещей и документов; 5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; 6) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; 7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; 8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей; 9) привод (см. гл. 27, ст. 27.1-27.15 КоАП РФ).

Согласно ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ МВД России установило Перечень должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденный приказом МВД России от 5 мая 2012 г. № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию». Эти лица имеют право осуществлять административное задержание в соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ.