1 предмет и метод конституционного права как отрасли права

Конституционное право как отрасль российского права. Предмет и метод конституционного права

Главная > Доклад >Государство и право

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ, ПРАВА

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

по учебной дисциплине

«Конституционное право Российской Федерации»

на тему: «Конституционное право как отрасль российского права. Предмет и метод конституционного права»

Студент ΙΙ курса

Калугин Анатолий Павлович

(дата, подпись) Старший преподаватель

Принял:_________2010 г. Гладких Николай Михайлович

ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА…. 4 § 1.1 Предмет Конституционного права….……………………………………..4

§ 1.2 Метод конституционного права….………………………………………. 5

§ 1.3 Конституционно-правовые отношения….………………………………. 7

§ 1.4 Виды Конституционно-правовых отношений…….……………………. 7

§ 1.5 Источники Конституционного права….…………………………………..8

Список использованных источников….…………………………………….10

Конституционное право является составной частью российской системы права. Как любая отрасль права, конституционное право представляет совокупность общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством. В общей системе права каждая отрасль отличается от других предметом и методом правового регулирования. Наиболее важным критерием разграничения является предмет правового регулирования.

Конституционное право имеет свой предмет правового регулирования. В центре отношений, на которые воздействуют нормы конституционного права, всегда стоят отношения, связанные с политической, государственной властью, свободой человека в обществе и государстве. Поэтому эти отношения являются наиболее значимыми и для общества, и для государства, и для конкретного человека. В зависимости от уровня развития общества и существующих политико-правовых ценностей содержание предмета конституционного регулирования постоянно уточняется.

Конституция Российской Федерации (России) учредила новую модель государства и общества, основанную на современных принципах демократического государства, гражданского общества, свободы личности и рыночной экономики.

Отношения, касающиеся предмета конституционного права, постоянно находятся в динамике. Все больший объем экономических и социальных отношений требуют конституционно-правового регулирования. В частности государство не может оставаться нейтральным при решении задач своего сохранения своего экономического суверенитета, воздействия на рыночную экономику с целью обеспечения достойного уровня жизни своих граждан.

ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИОННОЕ ПАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА

Предмет Конституционного права

Конституционное право — одна из отраслей системы права РФ, представляет собой совокупность правовых норм регулирующих качественно однородные общественные отношения.

Предметом Конституционного права РФ является совокупность общественных отношений регулируемых нормами Конституционного права.

По сравнению с другими отраслями российского права эти отношения занимают особое место в обществе российского государства.

Особенности общественных отношений регулируемых Конституционным правом:

Они складываются во всех сферах жизни общества (политической, экономической, социальной и духовной);

Они наиболее значимы и носят фундаментальный характер;

Они выступают системообразующими обеспечивающими единство и целостность общества;

С учётом перечисленных особенностей Конституционное право приобретает ведущий характер в системе права;

Предмет Конституционного права охватывает следующие основные общественные отношения:

Составляет основу конституционного строя;

Образующие основы правового положения человека и гражданина;

Вытекающего из федерального устройства;

Связанное с организацией и осуществлением государственной власти;

Возникающие в ходе осуществления судебной власти;

Составляет основу местного самоуправления;

Для уяснения понятия Конституционного права необходимо определить юридический режим отрасли, которой включает в себя:

3)Характер главного источника;

Метод конституционного права

Метод Конституционного права это совокупность приемов, средств, форм правового воздействия на регулирование Конституционным правом общественного отношения и их участников.

Методы Конституционно — правового регулирования в зависимости от характера правового содержания подразделяется:

В общей теории под нормой права понимается исходящее от государства и охраняемое им общественное формально определенное правило поведения, предоставляющее участникам отношений юридические права и возлагающие на них обязанности.

Конституционно — правовые нормы имеют специальную структуру. Классическая структура правовой нормы состоит из гипотезы, диспозиции, санкции. Нередко Конституционно правовые нормы имеют только диспозицию, иногда гипотезу и диспозицию, очень редко санкцию. Таким образом, Конституционное право это установленное государством общеобязательное правило поведения, закрепляемое в конституции и принятых не ее основе законодательных актов и регулирующие наиболее важные общественные отношения. Конституционно — правовые нормы имеют следующую классификацию:

1) По объекту правового регулирования или содержанию:

а) закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя;

б) закрепляющие статус человека и гражданина;

в) федеративное устройство;

г) закрепляющие систему и организацию деятельности органов государственной власти;

2) По юридической силе:

а) нормы, содержащиеся в конституции которые обладают высшей юридической силой;

1) Конституция РФ;

4) указ президента;

5) постановление правительства;

6) постановление министерства;

7) законодательные акты представителей субъектов;

8) решение органа местного самоуправления;

3) по характеру содержания правовых предписаний:

4) по территории действия:

а) федеральные конституционно-правовые нормы;

б) правовые нормы субъектов РФ;

5) По степени правовой определенности содержащихся в правовых предписаниях:

а) императивные — не допускают свободное действие субъектов в применении установленных данными нормами поведения;

б) диспозитивная — предусматривает выбор субъектом варианта своих действий в зависимости от указанных в норме условий;

6) По назначению в механизме конституционно-правового регулирования:

7) По кругу, лиц которому, адресовано правовое предписание:

а) общие — неопределенный круг лиц;

б) специальные — определенный круг лиц;

Конституционно — правовые отношения это такие отношения, которые возникают на основе норм права общественные отношения, в котором стороны связаны между собой конкретными правами и обязательно гарантированы государством. Строение Конституционно-правовых отношений:

содержание (права и обязанности);

Виды Конституционно-правовых отношений

Конституционно — правовые отношения классифицируются

по различным видам:

1) по целевому назначению подразделяются на правоподразделительные и правоохранительные;

2) по степени конкретной степени соответствия;

3) по характеру обязательств на активные и пассивные;

4) по времени действия на срочные и бессрочные;

Источники Конституционного права

Источниками Конституционного права являются:

Конституция РФ, конституции республик, уставы;

постановление государственной думы и совета федерации;

договоры и соглашения;

регламенты палат федерального собрания РФ;

указы и распоряжения президента РФ;

постановление правительства РФ;

правовые акты Федеральных министерств и ведомств;

10) судебное решение (постановление конституционного суда);

11) правовые акты СССР и РСФСР;

12) законы субъектов, постановление и распоряжение президента и глав субъектов;

13) акты органов местного самоуправления;.

На сегодняшний день конституционное право является устойчивым наименованием. Спорность оценки наименования данной отрасли следует отнести к научным поискам уточнения содержания предмета конституционного права. Конституционное законодательство отражает более узкую категорию-совокупность только законодательных актов Российской Федерации и субъектов Федерации, регулирующих конституционно-правовые отношения. Такое выделение необходимо для того, чтобы лучше оценить, представить для толкования и применения сложную двухуровневую систему конституционного законодательства. Эта система составляет основу всей отрасли конституционного права, но при этом она имеет свою логику и характерные черты развития.

Конституция России обладает высшей юридической силой. Федеральные законы не должны противоречить Конституции России, федеральным конституционным законам.

Список использованных источников

Законы и иные нормативные акты

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (ред. от 03.12.2003) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 13. Ст. 12131

Конституционное право России: учебник / С.В. Васильева, В.А. Виноградов, В.Д. Мазаев. – М.: Эксмо, 2010. – 560 с.

Конституционное право России: учебник / М.В. Баглай. 4-е изд.,М., 2004,с. 365.

1 предмет и метод конституционного права как отрасли права

1. Предмет и методы конституционного права зарубежных стран

Конституционное право — категория многоплановая. В науке конституционного права она рассматривается в трех аспектах:

как отрасль права;

как учебная дисциплина.

Конституционное право как отрасль права в любом государстве — составная часть его национальной правовой системы. Эта отрасль права, как и другие, является совокупностью правовых норм, установленных и охраняемых государством.

Основными критериями для уяснения сущности отрасли конституционного права являются предмет и методы правового регулирования.

Сфера отношений, регулируемых нормами конституционного права, — предмет этой отрасли права. Предметом конституционного права является особый срез общественных отношений, возникающих во всех сферах развития общества: политической, экономической, социальной и духовной. Это фактические отношения по поводу:

а) устройства государства и организации государственной власти (властеотношения):

форма государственного устройства;

субъекты государственной власти;

способы реализации государственной власти;

Избирательное право и избирательная система.

б) гражданской свободы (отношения между человеком и государством):

принципы правового статуса личности;

основные права, свободы и обязанности;

гарантии прав и свобод;

Конституционное право свободных стран не регулирует отношений человека и общества, общества и государства.

Методы конституционного права совокупность приемов, средств, способов правового воздействия на общественные отношения.

управомочивающий (закрепляет компетенцию государственных органов, права автономий, субъектов федерации и т.д.);

обязывания (закрепляет обязанность субъектов осуществлять свои действия в соответствии с предписанием);

дозволения (разрешает субъекту действовать по своему усмотрению);

запрещения (запрещает субъектам осуществлять названные действия).

Таким образом, зная предмет и метод конституционно-правового регулирования можно дать определение конституционного права.

Конституционное право — есть основная отрасль права страны, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих экономическую основу общества, форму правления и форму государственного устройства, определяющих организацию, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и управления, права, свободы и обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательную систему.

2. Конституционно-правовые нормы и институты

Многие нормы конституционного права содержатся не только в конституциях, но и в национальном законодательстве, и в других актах.

Конституционно-правовые нормы — установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения и составляющие однородную группу.

регулируют особую сферу общественных отношений;

носят общерегулятивный характер (нормы-принципы, нормы-декларации, нормы-определения, нормы-цели, нормы-программы и др.);

специфические источники, их содержащие (конституции и др.);

учредительный характер предписаний;

регулируют поведение широкого круга субъектов;

своеобразие их вида;

особенности их структуры.

1. по степени определенности предписаний :

диспозитивные (возможность выбора поведения субъекта);

императивные (строго определенное поведение субъекта).

2. по назначению в механизме правового регулирования :

материальные (предусматривают содержание действия);

процессуальные (определяют формы реализации действия).

3. по юридической силе :

4. по территориальным пределам :

действующие на всей территории страны

действующие на территории отдельных регионов;

действующие на территории муниципальных образований.

5. по времени действия :

постоянные (не имеют определенного срока действия);

временные (выражены в актах временного действия, в переходных положениях конституции и т.д.).

Конституционно-правовые институты — совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений (институт главы государства, местного самоуправления и т.д.).

Институты могут различаться по объему регулируемых отношений, по числу норм и их юридической силе.

Выделяют комплексные (генеральные) институты, которые включают подинституты. Например:

народное представительство (на общегосударственном уровне ( парламент ), на уровне субъекта федерации (легислатура), на уровне муниципального образования (законодательное собрание);

права и свободы человека и гражданина (институты гражданских, политических, социально-экономических прав).

В разных странах близкие по содержанию институты могут иметь существенное различие. Кроме того, институты имеющиеся в одних странах могут отсутствовать в других (омбудсмен).

Подразделение конституционного права на отдельные институты определяет систему курса конституционного права зарубежных стран.

Система учебного курса конституционного права зарубежных стран строится в соответствии с системой основных государственно-правовых институтов, которые рассматриваются в плане сравнительного государствоведения.

В курсе не изучаются все институты национального государственного права, а устанавливаются лишь общие черты и свойства различных государственно-правовых систем, что избавляет от необходимости повторения и расширяет возможности для анализа характерных, специфических особенностей.

3. Конституционно-правовые отношения и их субъекты

Конституционно-правовые отношения — это отношения, урегулированные нормами конституционного права.

Следует иметь в виду, что государственная власть осуществляется в самых различных формах и с помощью различных политических, правовых и иных учреждений. И правоотношения, возникающие при этом, не всегда являются конституционно-правовыми (правосудие, уголовно- и гражданско-правовые отношения, налоговая и финансовая деятельность, управление вооруженными силами, полицией, разведкой, жандармерией и т.д.).

Наряду с этим можно выделить такие формы осуществления государственной власти, в ходе применения которых возникают именно государственно-правовые отношения. К ним относятся:

нормоустанавливающая деятельность правительства;

порядок осуществления прав и свобод;

надзор и контроль за местными органами управления и т.д.

Конституционно-правовые отношения представляют собой такую группу общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, которые регулируются нормами конституционного права.

В зависимости от характера норм конституционного права формы конституционно-правовых отношений носят общий или конкретный характер.

Нормы-принципы, нормы-декларации порождают правоотношения общего характера (не определены субъекты отношений, их конкретные права и обязанности):

не отчуждаемость прав и т.д.

Для возникновения конкретных правоотношений помимо урегулированности конституционно-правовой нормой, необходим определенный юридический факт (событие или действие, влекущее возникновение, изменение или прекращение правоотношения), приводящий норму в действие.

Например, правоотношению по реализации права избирать предшествуют юридические факты:

достижение определенного возраста (18 лет);

назначение дня выборов;

образование избирательных комиссий, округов, участков;

составление списков избирателей и т.д.

Кроме юридических фактов необходимы еще и субъекты , которые наделяются определенными правами и обязанностями. Между ними и возникают правоотношения.

Классификация субъектов конституционно-правовых отношений:

физические лица: граждане, иностранцы, лица без гражданства;

общности людей: народ данной страны, народы регионов, население административно-территориальных единиц, муниципальных объединений;

государственно-территориальные образования (республики, штаты, земли, автономии);

органы государственной власти: центральные (парламент, глава государства, правительство, суды), региональные (представительный орган, региональная администрация), государственные органы местного управления;

органы конституционного надзора;

органы местного самоуправления;

депутаты центральных и местных представительных учреждений;

ассоциации граждан: политические партии, массовые общественные организации, профсоюзы, религиозные объединения и др.

4. Источники конституционного права зарубежных стран

Источники конституционного права — различные формы выражения конституционно-правовых норм.

Система источников каждой страны имеет свои особенности, которые определяются национальными традициями, формой правления, формой национально-государственного устройства, иными факторами. Однако источники конституционного права имеют и общие черты, позволяющие их классифицировать.

Прежде всего, источники конституционного права разделяют на две большие сферы:

1. Естественное право — общечеловеческие представления о свободе, справедливости, неотъемлемости прав человека. В XX в. они нашли отражение в международных декларациях, конвенциях, пактах о правах человека, обрели правовое обеспечение нормативно-правовых актах многих стран мира.

Это важнейшая гарантия демократических ценностей и институтов, вне зависимости от смены политических сил. Однако во многих странах естественное право не рассматривается как источник конституционного права.

2. Позитивное право — писаное право, закрепленное в соответствующих формах.

1. Конституции (основной источник);

2. Конституционные законы (регулируют важнейшие государственно-правовые вопросы — законы об избирательном праве, избирательной системе, о полномочиях правительств и парламентов, о правовом положении личности, о порядке введения чрезвычайного положения и т.д.);

3. Органические законы (принимаются на основе бланкетных норм, содержащихся в Конституциях);

4. Парламентские законы (иногда вступают в противоречие с конституцией);

5. Нормативные акты правительств и глав государств (зачастую, коренным образом изменяют порядок применения конституции, что является одним из проявлений отступления от принципа верховенства закона);

6. Решения органов местного самоуправления;

7. Судебные прецеденты (ранее вынесенные решения судов, принимаемые за обязательный образец при решении аналогичных вопросов в дальнейшем);

8.Акты, издаваемые в порядке толкования конституционных норм и законов (осуществляется либо главой государства, либо судами);

9. Конституционные обычаи (их называют конституционными соглашениями или конвенционными нормами. Они не закреплены в нормативных актах и не обеспечены судебной защитой, но тем не менее регулируют правовое положение многих государственных органов и фактически определяют их роль и значение в механизме государства);

10. Нормы международного права, международные и внутригосударственные договоры.

Источником конституционного права в отдельных мусульманских странах является шариат — свод норм мусульманского права.

1 предмет и метод конституционного права как отрасли права

Предмет любой отрасли права определяется качествами общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли права. Для конституционного права Украины также присуще особое круг общественных отношений, щ являющихся предметом конституционно-правового регулированияя.

В отечественной конституционно-правовой науке проблема предмета соответствующей отрасли права долгое время оставалась малоисследованной. В. Ф. Мелащенко одним из первых в независимой Украине исследовал вопрос предметом ета конституционного права и предложил понимать под этой категорией»общественные отношения, которые возникают и действуют в процессе осуществления основ полновластия народа Украины»3. Эти отношения. В. Ф. Мелащенко под иляв на четыре группы (блоки) (блоки):

1. Отношения, которые составляют основополагающие принципы народовластия, народный суверенитет

2. Отношения, которые раскрывают построение, устройство государства как организации власти народа и для народа

3. Отношения, которые определяют основополагающие принципы функционирования государства (деятельный,»рабочий»аспект государства)

4. Отношения, определяющие характер связей между государством и конкретным лицом

По мнению. Ю. М. Тодика, предметом конституционного права Украины является, прежде всего, общественные отношения: установление, передачи, реализации государственной власти, ее разделения и распределения между органами власти и дру ими политическими структурами, установление границ государственной власти, гарантии прав и свобод граждан. При этом, по мнению. Ю. М. Тодика, специфика предмета конституционного права состоит в том, что его нормы ре гламентують общественные отношения, которые складываются во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной. Похожие мнения относительно сущности и содержания предмета конституционного ого права высказывают и другие отечественные ученые-конституционалисталісти.

Обобщая взгляды ученых-конституционалистов относительно предмета конституционного права, можно утверждать, что предметом конституционного права Украины являются политические и другие важнейшие общественные отношения и в Украине. В первую очередь, это-общественные отношения, связанные с основами конституционного строя Украины; конституционно-правовым статусом человека и гражданина; формами непосредственной демократии; организац ией и деятельностью органов законодательной, исполнительной и судебной власти и. Президента Украины, контрольно-надзорных и других органов государственной власти; административно-территориальным устройством Украины; местность м самоуправлением; правовой защитой Украине; национальной безопасности и обороны Украиныи.

Подавляющее большинство общественных отношений, являющихся предметом конституционного права, имеют политический характер. Но не все общественные отношения, имеющие политический характер, подлежат конституционно-правовой м регулированию частности, не могут быть отнесены к предмету конституционного права общественные отношения, связанные с внутрипартийной деятельностью, внутриорганизационные вопросами деятельности ор ганов государственной власти и органов местного самоуправленияня.

Предметом конституционного права Украины являются только те общественные отношения политического характера, связанные с осуществлением политического власти основными субъектами владычества — народом Украины, государство й, субъектами местного самоуправления. Конституционные процессуальные отношения, не связанные непосредственно с осуществлением власти в обществе и государств и не определены положениями действующей. Конституции Украине, не могут быть отнесены к предмету национального конституционного права.

время конституционное право Украины регулирует значительный круг общественных отношений неполитического характера. Это важнейшие общественные отношения экономического, общественного, культурного (духовного, идеологичног го), экологического характера. Предметом конституционного права, в частности, выступают общественные отношения, связанные с экономическими, социальными, культурными и экологическими правами и свободами человека и гр омадянина, формами собственности, национальными отношениями, отношениями в области образования, науки и культуры, экологическими отношениями тощщо.

Общественные отношения, является предметом конституционного права, можно выделить из среды других общественных отношений по определенным признакам (критериям). Они характеризуются наличием горизонтальных или вертикаль них отношений между субъектами конституционного права; характерным кругом субъектов общественных отношений, что позволяет идентифицировать такие отношения как конституционно-правовые, а объектами отношений, является констит уцийнимы ценностями (благами) способами и средствами осуществления этих отношений и, самое главное, важности этих отношений для общества и государстваи.

Важность общественных отношений, следует отнести к предмету конституционного права, определяется не временем и местом их возникновения, существования и прекращения, а прежде признанием тех или иных явлений пол политически, экономического, социального, культурного (духовного, идеологического) и другого характера национальными ценностями, приоритетами, проблемами, угрозами в сфере народного и государственного суверенит ету, языка, земли и других природных ресурсов, национальных общностей, форм непосредственной демократии, прав и свобод человека и гражданина, основных принципов и порядка организации и деятельности органов ей государственной власти, основ местного самоуправления и т.п.. Впрочем, как уже отмечалось ранее, многие важные общественных отношений по тем или иным причинам остались вне предмета конституционного права Украини.

Итак, предмет конституционного права — это сложное правовое явление, представленное системой политических, экономических, социальных, культурных (духовных), экологических и других, тесно связанных с ними важнейшей ших общественных относи.

Конституционное право Украины, наряду с предметом, имеет свой метод правового регулирования. Метод конституционного права в значительной степени предопределяется предметом конституционно-правовых отношений, в основе которых ле ежат властные общественные отношения политического характера. Собственно, говоря о категории»метод конституционного права», следует принять во внимание, что речь идет не об одном методе, а о системе методов конституции йно-правовому регулированиюня.

Термин»метод конституционного права»является условным, поскольку он: 1) опосредует систему методов нормативно-правового регулирования общественных отношений нормами конституционного права, т.е. под этим термином ом следует понимать совокупность методов конституционного права: 2) касается правового регулирования общественных отношений и не существует отвлеченно от этих отношений, то есть речь идет о методе конституционно-прав ового регулированию.

Итак, метод конституционного права, или метод конституционно-правового регулирования — это система способов, приемов целенаправленного юридического воздействия норм конституционного права на общественные отношения, щ являющихся предметом конституционно-правового регулирования.

Метод конституционно-правового регулирования является производным от метода правового регулирования как способа воздействия юридических норм на общественные отношения. Ему свойственны те же общие признаки (квалификации), что и и метода правового регулирования в целом. Он касается только юридических норм, обеспечивает единство правового регулирования; гарантируется в необходимых случаях средствами государственного принуждения; является одним из основных х критериев деления норм права на отраслизі.

время метода конституционного права присущи и специальные признаки, позволяющие разграничивать эту отрасль национального права с другими, выявляют ее особенности, специфические качества, а именно: регулирует наиболее йважливиши политические, экономические, социальные, культурные (духовные) и другие, тесно связанные с ними общественные отношения; обусловлен функциями конституционного права, имеет в основном императивный (катег оричний) характер, способствует реализации интегративной функции конституционного права относительно других отраслей национального права; представлен совокупностью различных способов (методов) специального воз ву конституционно-правовые отношения тощ.

Для конституционного права традиционно характерным методом правового регулирования является метод субординации или императивный метод, предусматривающий регулирование общественных отношений сверху вниз на собственно-империй ативних началах частности, императивный м ^ тод применяется в конституционном праве при определении основных принципов организации и деятельности органов исполнительной властейи.

Впрочем императивный метод или метод субординации в современном конституционном праве теряет свои исключительные позиции. Это сказалось на том, что многие субъекты конституционного права не находятся между соб боя в императивно-субординационных связям. Так, согласно. Конституции Украины, местное самоуправление на сегодня отделено от государства, а органы и должностные лица местного самоуправления не пере бывают между собой в прямых субординационных связям. Зато, характерным признаком современного конституционного права стала юридическое равенство многих субъектов конституционного права, в частности народа Украины ны и национальных меньшинств и других социальных сообществ; государственной власти и местного самоуправления; высших органов государственной власти между собой. Даже отношения между лицом и государством на сегодня потеряли и императивный характер. Эти тенденции развития современного конституционного права способствовали активному практикования диспозитивного метода правовых отношений, являющихся предметом конституционного правправа.

Впрочем методы конституционного права продолжают сохранять императивный характер, что объясняется признанием доминирования в конституционно-правовых отношениях двух основных субъектов, наделенных абсолютным суверенитетом — народа Украины и украинского государства. Все другие субъекты конституционного права прямо или косвенно находятся в состоянии субординации с этими субъектами и зависят от народного сувере нитету и государственного суверенитета. Поэтому для современного конституционного права свойственно органическое сочетание двух основных методов правового регулирования — субординационного и координационного, с доминированием императивного методду.

Общими методами осуществления юридического воздействия права на общественные отношения, активно применяются и в конституционном праве, является метод положительного обязательства, метод разрешения и метод запрета

Метод конституционного обязательства оказывается в побудительном отношении субъектов конституционного права характере конституционных предписаний. Например, в 66. Конституции Украины определяет:»Каждый обязан и не причинять вред природе, культурному наследию, возмещать причиненные им убыткии».

Метод конституционного разрешения находит свое нормативное выражение в положениях действующего конституционного законодательства Украины о мере возможного правового поведения субъектов конституционного права. Так, ч ч 1 ст 41. Конституции Украины закрепляет:»Каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, результатами своей интеллектуальной, творческой деятельноститі».

Значительно реже в конституционном праве применяется метод запрета. Как правило, этот метод предусматривает юридическое ограничение правосубъектности участников конституционно-правовых отношений, имеет целью упорное едження конституционного деликта. Например, в 74. Конституции Украины запрещает проведение всеукраинского референдума по вопросам налогов, бюджета и амнистиитії.

Кроме общих методов правового регулирования в конституционном праве применяются специальные методы конституционно-правового регулирования, присущие исключительно или преимущественно именно этой отрасли национальной ьного права. К таким методам конституционного права можно отнести, прежде всего, метод конституционного установления, смысл которого заключается в нормативном установлении, определении основ общественной и держа вного строя, непосредственной демократии, правового статуса человека, организации и функционирования органов государственной власти, общих принципов местного самоуправления и т.п.. Этот метод, в частности, обьективизуеть ся в конституционных нормах-принципах и нормах-дифенициях. Примером применения в Украине устанавливая метода является в 1. Конституции Украины:»Украина есть суверенное и независимое, демократическое, социальное, п равова государствоава».

Метод конституционного нормирования, по мнению. О. Ф. Фрицький, характерно для закрепления правового статуса лица (за исключением политических прав) в пределах и объеме конституционного закрепления без конкреты изации этого. Института. Не исключается возможность обнаружения и других методов конституционно-правового регулированияння.

Общие и специальные методы регулирования важнейших общественных отношений, являющихся предметом конституционного права, находятся в устойчивых структурно-функциональных связях и образуют систему методов конституционно-правового регулирования, более известную в юридической науке как категория»метод конституционного права.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Понятие, предмет и метод конституционного права

Конституционное право — категория многоплановая. В правоведении она рассматривается в трёх аспектах[1]:

· как отрасль права т.е. упорядоченная совокупность правовых норм, регулирующих группу однородных общественных отношений, охраняющих права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти;

· как наука, — это совокупность различных теорий, взглядов, идей по вопросам государственно-правового характера, связанных с предметом данной отрасли права; изучающая конституционно-правовые нормы и формирующиеся на их основе правоотношения и институты;

· как учебная дисциплина, — это предмет преподавания, курс, основанный на достижениях данной науки.

Конституционное право как одна из основных теоретико-правовых дисциплин изучается сейчас во всех юридических вузах. Изучение курса конституционного права призвано способствовать глубокому уяснению студентами:

‑ содержания, места и роли этой важнейшей отрасли права в правовой системе современного Российского государства;

‑ сущности и основных этапов развития Конституции России, ее юридических свойств;

‑ понятия и содержания основ конституционного строя РФ;

‑ правового положения человека и гражданина в нашем государстве;

‑ системы органов государственной власти в России, их структуры и организации деятельности;

‑ конституционных основ местного самоуправления.

Конституционное право как отрасль права — составная часть общей правовой системы России. Эта отрасль права, как и другие (административное, гражданское, уголовное и т.д.) является совокупностью правовых норм, правил поведения, установленных и охраняемых государством.

Конституционное право — это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти[2].

Главной задачей конституционного права является нахождение баланса между властью, необходимой для организации общества и свободой[3].

Для юридического анализа и правовой оценки той или иной ситуации необходимо, прежде всего, уяснение вопроса о том, нормами какой отрасли права регулируются данные общественные отношения. Деление права на отрасли помогает изучению права, совершенствованию правовых норм.

В юридической науке основными критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования. Следовательно, для уяснения понятия конституционного права необходимо определить его предмет и метод.

Предмет правового регулирования составляют качественно однородные общественные отношения, на которые направлено воздействие группы норм той или иной отрасли права.

Предмет конституционного права охватывает две основные сферы общественных отношений:

а) отношения по поводу устройства государства и организации государственной власти;

б) отношения между человеком и государством.

Регулирование устройства государства и организации государственной власти осуществляется путём установления основополагающих положений, принципов, определяющих качественную характеристику государства. Это – народовластие, государственный суверенитет, разделение властей, форма правления, форма государственно-территориального устройства. Это также ‑ определение субъектов государственной власти и способов её реализации.

Конституционно-правовые нормы устанавливают систему и виды органов государственной власти и местного самоуправления, правовой статус органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, полномочия, формы деятельности; регламентируют отношения между ними.

Установленные конституционно-правовыми нормами основы взаимоотношений между органами законодательной и исполнительной власти определяют форму правления страны, а между центральными и региональными органами государственной власти ‑ форму государственно-территориального устройства.

Отношения между человеком и государством регулируются многими отраслями права: трудовым, гражданским, административным и др. Конституционное право устанавливает в этой сфере взаимоотношений лишь основополагающие принципы правового статуса личности, основные права, свободы и обязанности.

Права и свободы принадлежат человеку от рождения, они не могут быть ограничены ни государством, ни его основным законом. Нормы конституционного права России закрепляют неотъемлемость прав и свобод, провозглашают их высшей ценностью и устанавливают обязанности государства по их охране и защите.

Следует отметить, что конституционное право обычно не регулирует отношений человека и общества, не устанавливает основ общественного строя и гражданского общества. В принципе в конституционном праве (есть, конечно, исключения) ни в какой форме не закрепляется руководство государства обществом. Общество независимо от государства стоит над ним. Взаимоотношения между обществом и государством должны строится на признании свободы человека и институтов гражданского общества.

Под методом правового регулирования понимается совокупность приёмов, способов, форм правового воздействия на общественные отношения и их участников. Как и любая отрасль права, конституционное право присущими ему правовыми методами воздействует на общественные отношения.

Методы регулирующего воздействия конституционного права на общественные отношения разнообразны и зависят от характера содержащегося предписания. Конституционное право применяет следующие правовые методы воздействия на общественные отношения:

‑ возложение обязанностей и ответственности;

Управомочивающие нормы конституционного права закрепляют компетенцию государственных органов, права субъектов федерации и т.п. Так, например, ст. 73 Конституции РФ устанавливает, что “вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерацией и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти”. Эти нормы содержат установления, закрепляющие правомочия соответствующих субъектов правоотношений.

В конституционно-правовом регулировании общественных отношений встречается метод обязывания. Например, в соответствии со ст. 108 Конституции РФ принятый федеральный конституционный закон в течении четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Эти нормы закрепляют обязанность субъектов осуществлять свои действия в соответствии с предписанием.

Конституционному праву присущ и метод дозволения. Например: “Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации” (ч. 2 ст.117 Конституции РФ); “По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе” (ч. 3 ст.66 Конституции РФ). Предписания, содержащиеся в этих нормах, не управомочивают, не обязывают, но разрешают субъекту конституционного права действовать по своему усмотрению.

В конституционном праве нередко применяется и метод запрещения. Например: “Никто не может присваивать власть в Российской Федерации” (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ); “Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому обращению или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию” (ч. 2 ст. 21 Конституции РФ); “Создание чрезвычайных судов не допускается” (ч. 3 ст. 118 Конституции РФ). Предписания в данном случае запрещают субъектам конституционного права осуществлять названные действия.

Конституционное право, применяя названные методы регулирования, обеспечивает нормальное функционирование институтов государственной власти, гарантирует народовластие. Посредством различных методов регулирования гарантируются и основные права и свободы человека и гражданина.

Зная предмет и методы конституционно-правового регулирования, можно сформулировать наиболее полное определение конституционного права. Это ведущая отрасль российского права, представляющая систему правовых норм, регулирующих устройство государства, организацию государственной власти и местного самоуправления, отношения между человеком и государством. В этом определении указаны наиболее существенные отношения, регулируемые нормами конституционного права. Конституционное право отдельных стран может иметь своим предметом и более широкий круг отношений.

Дата добавления: 2014-12-06 ; просмотров: 1419 . Нарушение авторских прав