Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих ссср

Система пенсионного обеспечения военнослужащих в СССР

До Великой Октябрьской социалистической революции в царской России не было, по существу, единой системы пенсионного обеспечения. После свершения революции 14 ноября 1917 года было опубликовано Правительством сообщение о социальном страховании. В соответствии с этим 21 ноября 1917 года СНК РСФСР был принят Декрет об увеличении пенсий, согласно которому всем пенсионерам, ставшими инвалидами вследствие несчастных случаев, в том числе и бывшим военнослужащим, выплачиваемые пенсии увеличивались вдвое. При этом повышение пенсий производилось с 1 января 1917 г. Положением о социальном обеспечении инвалидов – красноармейцев и их семей от 28 апреля 1919 г. устанавливалось пенсионное обеспечение военнослужащих армии и флота, а также членов семей погибших военнослужащих [16, с.44]. В последующие годы с ростом экономических возможностей страны система государственного социального обеспечения военнослужащих неуклонно совершенствовалась. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 19 марта 1926 г. государственное обеспечение начальствующего (т.е. офицерского) состава впервые было выделено из общей системы социального обеспечения военнослужащим и передано военному ведомству. Этим же постановлением было введено в действие социальное положение, в котором предусматривалось назначение лицам начальствующего состава пенсий за выслугу лет и по инвалидности, выходного пособия и пособия по безработице, а их семья – пенсий по случаю потери кормильца, оказание бесплатной медицинской помощи, выдача единовременных пособий по случаю потери кормильца, выдача единовременных пособий по случаю рождения ребенка и на погребение умерших членов семьи.

Указом Верхнего Совета СССР от 6 марта 1965 г. № 140 для инвалидов войн 3 группы из числа военнослужащих срочной службы был установлен льготный порядок выплат пенсий с учетом заработка, согласно которому выплачиваемая им пенсия с 1 мая 1965 г. при любом заработке не может быть ниже минимального размера пенсии. Для лиц, офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверх срочной службы устанавливались следующие минимальные размеры пенсий, ниже которых пенсии не могли назначаться:

— за выслугу лет – 45 рублей в месяц, а для лиц постоянно проживших в сельских местностях и связанных с сельским хозяйством, — 38 руб. 25 копеек в месяц (85 % от 45 руб.)

— за выслугу лет 25 лет и более – для лиц офицерского состава, пенсия которым исчислялась без учета окладов по воинским званию, — 70 руб. в месяц; в связи с тем, что офицерам, являющимся участниками Великой Отечественной войны, пенсии за выслугу лет 25 и более, исчисленные без учета окладов по воинским званиям, были повышены на 15 руб., минимальный размер пенсии для них практически составлял 85 рублей в месяц (70+15);

— по инвалидности 3 группы, наступившей вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте: для офицеров – 45 руб., для прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы – 40 руб. в месяц;

— по инвалидности 3 группы, наступившей вследствие заболевания, не связанного с пребыванием на фронте, или несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы, — 30 руб. в месяц.

Наряду с этим постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1965 г. инвалидам войны и семьям погибших военнослужащих существенно расширены льготы и преимущества в области трудоустройства, медицинского обслуживания, в обеспечении жилой площадью и т.д. Постановлением Совета Министров СССР от 26 сентября 1967 г. «О мероприятиях по дальнейшему повышению благосостоянию советского народа» предусмотрено, в частности, значительное повышение пенсий инвалидам войны. Так, пенсии по инвалидности 1и 2 групп с 1 января 1986 г. были повышены: инвалидам войны из числа лиц офицерского состава, пенсии которым исчислены только из должностных окладов (без учета окладов по воинским званиям), — 25 руб. в месяц; инвалидам войны из числа военнослужащих рядового, сержантского состава срочной и сверхсрочной службы – на 15 руб. в месяц. С 1 мая 1968 г. были повышены минимальные размеры пенсии по инвалидности 3 группы: инвалидам войны из числа лиц офицерского состава – 40 руб. в месяц, инвалидам войны из числа военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава срочной и сверх срочной службы – до 30 руб. в месяц.

Кроме того, указанным постановлением инвалидам войны предоставлена существенная льгота при переходе на пенсию по старости. Право на эту пенсию они приобретают в возрасте: мужчины – 55 лет (вместо 60лет), женщины – 50 лет (вместо 55 лет).

Если раньше основной размер пенсий по случаю потери кормильца семья военнослужащих и пенсий по инвалидности военнослужащим срочной службы исчислялся лишь из небольшой части заработка (денежного содержания), то теперь, как правило, эти пенсии исчисляются пропорционально всей сумме заработка, что приводит к увеличению размеров пенсий.

Существенно повышены минимальные размеры пенсий. Так, для инвалидов войны из числа военнослужащих срочной службы новый наименьший размер пенсии составлял: для инвалидов 3 группы – 33 руб. в месяц [11 п.15]. Для инвалидов из числа офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы минимальный размер пенсий несколько выше указанных. Новые минимальные размеры пенсий семья военнослужащих срочной службы, погибших на фронте или при исполнении иных обязанностей военной службы, были установлены: на одного нетрудоспособного члена семьи – 27 руб., на двух нетрудоспособных членов семьи – 45 руб., на трех и более нетрудоспособных членов семьи – 70 руб. в месяц. Увеличены минимальные размеры пенсий и семьям погибших офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы.

Максимальные размеры пенсий повышены инвалидам войны II групп из числа военнослужащих срочной службы с 90 до 120 руб., другим инвалидам I и II групп из числа этих военнослужащих и семьям умерших военнослужащих срочной службы с двумя и более членами семьи – 60 – 90 до 120 руб. в месяц. Для инвалидов войны пенсия по старости с 15 декабря 1974г. увеличена на 15 руб. в месяц (в пределах существующего максимального размера) [11 п. 16]. Кроме того, установлено, что пенсии по инвалидности, назначаемые офицерам, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверх срочной службы, и пенсии их семьям по случаю потери кормильца не могут быть ниже пенсий военнослужащих сержантского срочной службы и членов их семей, назначаемых при равных условиях по Закону о государственных пенсиях, с повышением на 10%. Предусмотрен льготный порядок выплаты пенсий работающим инвалидам войны 3 группы; предоставлено право на пенсию родителям, дети которых погибли на фронте, независимо от того, состояли ли родители на иждивении погибшего военнослужащего; вновь повышен минимальный размер пенсий семья погибших военнослужащих с одним нетрудоспособным членом семьи с 27 до 33 руб. в месяц (у семей офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверх срочной службы минимальный размер пенсий несколько выше). Кроме того, установлено, что членам семей инвалидов войны I группы время их фактического ухода за инвалидом засчитывается в общий трудовой стаж для назначения пенсий.

Инвалидам войны I и II групп, приживающих в домах, не имеющих центрального отопления, предоставлена скидка в размере 50% со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Таким образом, на основании вышеизложенного материала, можно сказать, что система пенсионного и социального обеспечения военнослужащих в годы СССР не стояла на месте, а постоянно развивалась и совершенствовалась. Вышло несколько постановлений Совета Министров СССР и указания Центрального финансового управления, которые и определили порядок обеспечения военных пенсионеров и их семей необходимым и, на мой взгляд, достойным денежным содержанием, учитывая цены того времени.

Учитывая и особенности прохождения военной службы, вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих регламентируются отдельными Законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Социальное обеспечение уволенных офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверх срочной службы, женщин, проходивших по состоянию на 4 августа 1976 г. и позднее военную службу в добровольном порядке на должностях солдат, матросов, сержантов, старшин и курсантов военно-учебных заведений, проходивших военную службу по контракту, лиц, занимавших в период Великой Отечественной войны и советских партизанских отрядах и соединениях командные должности, соответствующие должностям, замещаемым офицерами, и членов их семей организуются в Министерстве Обороны Российской Федерации на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно – исполнительной системы, и их семей», других законодательных актов и решений Правительства Российской Федерации по этим вопросам, соответствующих приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, указаний и разъяснений Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации.

Настоящий Закон обобщил накопленный в СССР и других странах опыт разработки законодательства о пенсиях и явился очередным шагом на пути совершенствования в течение десятилетий системы пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей. Работа по социальному обеспечению военнослужащих и членов их семей организуется и осуществляется в целях своевременного и полного удовлетворения военнослужащих, уволенных с военной службы, и членов их семей, умерших, погибших или пропавших без вести военнослужащих и пенсионеров из числа военнослужащих положенными по закону пенсиями, пособиями и компенсациями, а также оказание указанным лицам всемерного содействия в предоставлении установленных для них льгот в удовлетворение неотложных нужд, обеспечения надлежащего уровня их социальной защищенности. В соответствии с Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента РФ от 1% октября 1999 г. № 1372, военный комиссар района отвечает за организацию работы по пенсионному обеспечению и социальному обслуживанию лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, назначение указанным лицам предусмотренных для них законодательством РФ пенсий, пособий и компенсаций и осуществление контроля за правильностью и своевременностью их выплаты. Работа по социальному обеспечению уволенных с военной службы военнослужащих и членов их семей в Министерстве Обороны РФ осуществлялось:

· военными комиссариатами районов и городов;

· военными комиссариатами республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт – Петербурга, автономной области, автономных округов, в составе которых имеются отделы социального и финансового обеспечения;

· финансово – экономическими управлениями военных округов.

Общее руководство работой по пенсионному обеспечению и социальному обслуживанию военнослужащих и членов их семей ранее осуществляло Главное финансово – экономическое управление МО РФ, на современном этапе данную функцию выполняет Департамент социальных гарантий.

На военные комиссариаты возлагается:

а) прием и оформление документов для назначения пенсий, пособий и компенсаций уволенным со службы военнослужащим и семьям умерших военнослужащих;

б) оказание содействия уволенным с военной службы военнослужащим и членам семей умерших военнослужащих в своевременном освидетельствовании учреждениях медика – социальной экспертизы, если их право на пенсию или пособие зависит от определения им группы и причины инвалидности;

в) ведение персонального учета пенсионеров МО РФ, проживающих на территории, обслуживаемой данным органом;

г) поддержание постоянной связи с состоящими на учете в военном комиссариате пенсионерами МО РФ, организация посещения их на дому, в первую очередь инвалидов, одиноких больных и престарелых пенсионеров, многодетных семей для ознакомления с условиями их жизни и быта;

д) разъяснение законодательства по вопросам пенсионного обеспечения и льгот, предоставляемых пенсионерами из числа военнослужащих и членов их семей;

е) осуществление совместного с учреждениями Сберегательного банка РФ, местными финансовыми органами и при участии актива пенсионеров контроля за правильностью получения пенсионерами пенсий, выплачиваемых с учетом условий, влияющих на размер пенсии или определяющих право на дальнейшее ее получение, в порядке, определяемом территориальным финансовым органом субъекта РФ. Проведение совместной с местными органами социальной защиты населения мероприятий по предотвращению одновременного получения пенсий от двух органов лицами, не имеющими на это права;

ж) осуществление контроля за правильностью выплаты в установленных случаях пенсионерам, имеющим в пользовании легковые автомобили, денежной компенсации на эксплуатационные расходы в порядке, определяемом соответствующим органом, а также денежной компенсации расходов на транспортное обслуживание;

з) оказание содействия уволенным с военной службы военнослужащим, утратившим трудоспособность, и семьям военнослужащих, умерших после увольнения с военной службы, в оформлении документов, необходимых для получения единовременных пособий и страховых сумм по обязательному государственному страхованию военнослужащих, а так же для постановки на учет в органы службы занятости населения.

Таким образом, можно сделать вывод, что работа органов по социальному обеспечению лиц, уволенных с военной службы и членов их семей достаточно серьезна, многообразна и очень ответственна. Несмотря на большой объем работы и выполняемым функциям, возникающих порой трудностей с финансированием, Аппарат пенсионного обеспечения военнослужащих, уволенных с военной службы и членов их семей, достойно выполняет свои обязанности.

Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих ссср

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Создание органов социального обеспечения советского периода началось буквально в первые дни после Октябрьской революции. Так, уже 29 октября (по новому стилю 11 ноября) 1917 года, глава нового правительства Владимир Ленин подписал постановление о создании Народного комиссариата государственного призрения.

Уже 30 октября (12 ноября) состоялась беседа Ленина с Александрой Коллонтай, которая после большого опыта партийной работы в начале 20 века была приглашена на пост первого министра в Советском правительстве. Выбор кандидатуры на пост наркома призрения был не случайным.

Уже 30 октября (12 ноября) состоялась беседа Ленина с Александрой Коллонтай, которая после большого опыта партийной работы в начале 20 века была приглашена на пост первого министра в Советском правительстве. Выбор кандидатуры на пост наркома призрения был не случайным.

Александра Коллонтай возглавляла Наркомат государственного призрения лишь несколько месяцев: с 30 октября 1917 года по 19 марта 1918 года. Но даже за такой короткий срок деятельность первого наркома призрения сыграла важнейшую роль в становлении органов попечительства в Советской республике — в чрезвычайных условиях ведения двух войн (мировой и гражданской), с огромным потоком раненых солдат и людей, оставшихся без средств к существованию.

В августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923 году — для партийных активистов («старых большевиков»). В 1928 году — для работников горнорудной и текстильной промышленности. Всеобщие пенсии для городских рабочих и служащих будут введены только в 1937 году.

Пенсионное обеспечение военнослужащих в первые годы Советской власти регулировалось постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 года «Об утверждении Кодекса законов о льготах и преимуществах для военнослужащих Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного Флота Союза ССР и членов их семей».

Буквально накануне Великой Отечественной войны, 5 июня 1941 года, было принято постановление СНК СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих и членов их семей», которое определяло размер пенсии в зависимости от заработной платы и причин нетрудоспособности военнослужащих.

С завершением периода НЭПа и началом коллективизации в 1929 году уровень жизни работающего населения быстро падал.

В довоенный период (до начала Великой отечественной войны) минимальный уровень жизни рабочих — по соотношению зарплат и стоимости потребительской корзины — был зафиксирован в 1940 году. Он в два раза был ниже уровня жизни российского рабочего в 1913 году.

В довоенный период (до начала Великой отечественной войны) минимальный уровень жизни рабочих — по соотношению зарплат и стоимости потребительской корзины — был зафиксирован в 1940 году. Он в два раза был ниже уровня жизни российского рабочего в 1913 году.

Что касается крестьян, то их положение в стране долгое время не менялось, начиная с периода крепостничества. Крестьяне не получали пенсий в доревлюционной России. При Советской власти сельские труженики по-прежнему оставались фактически бесправными. Вплоть до 60-х годов, когда в период хрущевской «оттепели» произошли существенные перемены в социальной сфере. Тогда же в основном завершилось формирование советской пенсионной системы, которая впервые стала всеобщей.

В 1956 году в СССР был принят Закон «О государственных пенсиях».

В 1964 году, с принятием Закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов», пенсионные права в Советском Союзе впервые получили колхозники.

Начиная с 1960-х годов пенсионная система СССР включала две базовые компоненты: пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий и пенсионное обеспечение колхозников. Впервые законодательно было оформлено всеобщее право на получение пенсии по старости.

В период 1973-1974 годов было введено пенсионное обеспечение по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Некоторые категории трудящихся наделялись правом на получение пенсии за выслугу лет, но эти нормы, как и многие другие исключения из общего правила назначения пенсий в Советском Союзе регулировались отдельными законами.

Пенсионное обеспечение в СССР было фактически бесплатным для работников. В отсутствие страховых отчислений из дохода граждан, пенсии финансировались из общественных фондов потребления.

Источники пенсионных выплат формировались за счет средств государственного бюджета и отчислений из фонда заработной платы предприятий (ставка отчислений составляла от 4% до 12%, в зависимости от сферы деятельности).

Еще одна отличительная особенность советской пенсионной системы — низкий возраст выхода на пенсию: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Эта планка оставалась неизменной с начала 1930-х годов, когда она была установлена по результатам комиссионного обследования рабочих и работниц, выходивших на пенсию по инвалидности. Выводы комиссий сводились к заключению: «К 55 годам большая часть женщин и к 60 годам — большая часть мужчин теряют возможность продолжать работать».

С одной стороны, ранний пенсионный возраст рассматривался в числе особых привилегий трудящихся при социализме. С другой стороны, увеличивать возрастную планку было невыгодно государству: ранний выход на пенсию был своего рода компенсацией невысокого размера пенсионных выплат.

Кроме того, уровень пенсионной выслуги государство использовало в качестве эффективного инструмента регулирования занятости: льготный пенсионный возраст — когда на пенсию можно было выходить значительно раньше 60-ти и 55-ти лет — устанавливался при опасных условиях труда, а также для работающих в экстремальных климатических условиях, например, на Крайнем Севере и на Дальнем Востоке. Причем все региональные и отраслевые льготы обеспечивались исключительно за счет государственного финансирования. Как и многие другие пенсионные привилегии, которых за всю советскую историю сложилось немало.

Система пенсионных привилегий в СССР начала формироваться уже в первые годы советской власти.

Первый Декрет Совета народных комиссаров « О персональных пенсиях лицам, имеющим исключительные заслуги перед республикой » вышел 16 февраля 1923 года, с поправками и дополнениями в Декрете от 24 апреля того же года.

Независимо от конкретных заслуг перед государством, на всем протяжении советского периода пенсий существовали три категории пенсионных привилегий: пенсионеры союзного, республиканского и местного значения.

Традиционно правом на получение персональной пенсии наделялись выдающиеся ученые, заслуженные партийные работники, а также носители почетных званий и наград: Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы (трех степеней).

Размер пенсии союзного значения составлял 250 рублей в месяц. Республиканского и местного значения — соответственно, 160 и 140 рублей в месяц. Наряду с регулярной денежной выплатой персональные пенсионеры получали ежегодную доплату на оздоровление — в размере одной или двух месячных пенсий.

Ставки персональных пенсий были относительно невысокими по сравнению в ведомственными надбавками.

Так, например, действительные члены Академии наук СССР получали надбавку за академическое звание в размере 500 рублей в месяц. Члены-корреспонденты – 400 рублей. Доплата за звание выплачивалась пожизненно: сначала в виде надбавки к зарплате, затем — к пенсии.

На особом положении в СССР были также военные пенсионеры. Уровень пенсии отставных офицеров в среднем в два раза превышал уровень пенсий гражданских лиц. Например, отставные офицеры армии и органов безопасности получали пенсионное жалование в 250 рублей в месяц, служащие МВД — 220 рублей. Уровень пенсий высшего командного состава начинался от 300 рублей в месяц.

При этом офицеры на высших должностях были одной из немногих в Советском Союзе категорий пенсионеров, которые имели привилегию продолжать пребывание на службе без ограничений по возрасту. Что само по себе было существенной прибавкой к пенсионному доходу.

Несмотря на многообразие пенсионных привилегий, в том числе компенсации за особые условия труда — средний уровень пенсионного обеспечения в СССР все же оставался довольно низким относительно пенсионных доходов в европейских странах, в том числе уступая европейским странам так называемого «соцлагеря».

Одной из причин такого положения было несовершенное пенсионное законодательство. В Советском Союзе не была законодательно предусмотрена возможность индексации пенсионных выплат в связи с изменениями внешней и внутренней экономической ситуации. Они менялись гораздо чаще, чем происходило реальное повышение пенсий в стране. Также не был прописан регламент изменения ставок минимальной и максимальной пенсий в зависимости от роста зарплат.

Проблемы пенсионного обеспечения в стране резко обострились в конце 80-х годов. На тот момент сложился целый комплекс причин, почему это происходило.

Финансовое состояние пенсионной системы СССР полностью зависело от динамики наполнения госбюджета. В свою очередь, бюджет страны практически полностью зависел от динамики мировых цен на нефть.

В середине 1980-х годов падение цен на энергоносители привело советскую экономику в состояние коллапса: отток валютной выручки резко снизил общий уровень национальных доходов, затем последовало лавинообразное падение объемов производства.

Уже в конце 80-х годов уровень дефицита госбюджета вырос до 10% ВВП. Социальные программы, включая пенсионное обеспечение, сворачивались по всем направлениям.

Но нефтяной кризис 80-х годов лишь обнажил проблемы советского уклада пенсионной системы, а вовсе не стал их причиной.

Численность пенсионеров в СССР значительно увеличилась за последние 30 лет: примерно с 14 миллионов до 34 миллионов с 1961 по 990 годы. В то же время ставки социальных отчислений для предприятий оставались практически неизменными. Доля государственного финансирования пенсий неуклонно возрастала. К 1980 году доля дотаций из союзного бюджета в фонде государственного социального страхования достигала 60%.

Во исполнение закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» было принято постановление Совета Министров СССР от 30 декабря 1989 года «О тарифах взносов на государственное социальное страхование по профессиональным союзам».

Принятые изменения по регулированию пенсионных накоплений в СССР в новых экономических условиях действовало, однако, очень недолго: с 1 января 1990 года до 1 января 1991 года.

Что касается общих изъянов распределительной пенсионной системы, сложившейся в Советском Союзе, то важнейшие из них заключались в следующем.

Во-первых, отсутствие единообразной пенсионной стратегии с унифицированными правилами назначения пенсий. Множественность вариантов пенсионных схем наряду с дополнительными социальными льготами и привилегиями (региональными, отраслевыми, статусными и прочими) порождали непрозрачную и крайне громоздкую систему расчета индивидуальных пенсий.

Во-вторых, избирательность действия пенсионного права, которая стала особенно ощутимой с принятием в СССР закона о предпринимательской деятельности. Массовое появление частных предприятий и развитие форм независимой занятости фактически лишили права на пенсии наиболее активные группы населения.

В-третьих, относительно ранний возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) в условиях общего «старения» населения повышал нагрузку на пенсионную систему, и прежде всего на госбюджет. Критическая зависимость пенсионной системы СССР от бюджетного наполнения обусловила критически низкий запас прочности социальной системы страны в целом.

При том, что конституция страны декларировала всеобщие социальные гарантии, общий уровень жизни в последние годы существования СССР резко понизился, в том числе из-за увеличения доли населения пенсионного возраста. По данным исследований уровня жизни, проведенных в 1980-е годы, до 80% бедных в Советском Союзе были пенсионеры, преимущественно старшего и преклонного возрастов.

ЗАКОН СССР от 28.04.1990 «О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»

28 апреля 1990 года

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией СССР и Законом СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» определяет условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семей.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Виды пенсионного обеспечения

Лица офицерского состава, прапорщики, мичманы и военнослужащие сверхсрочной службы, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел при наличии установленной настоящим Законом выслуги на военной службе в органах внутренних дел имеют право на пожизненную пенсию за выслугу лет.
Военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, ставшие инвалидами при условиях, предусмотренных настоящим Законом, приобретают право на пенсию по инвалидности.
В случае гибели или смерти военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел их семьи имеют право на пенсию по случаю потери кормильца.

Статья 2. Условия пенсионного обеспечения

Военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, имеющих право на пенсионное обеспечение, пенсии в соответствии с настоящим Законом назначаются и выплачиваются после увольнения со службы.
Военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел пенсии по инвалидности, а их семьям пенсии по случаю потери кормильца назначаются независимо от продолжительности службы.

Статья 3. Лица, имеющие право на пенсии наравне с военнослужащими срочной службы и их семьями

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, установленные настоящим Законом для военнослужащих срочной службы и их семей, соответственно относятся также (если не оговорено иное):
а) к партизанам и их семьям (кроме указанных в статье 4 настоящего Закона);
б) к рабочим и служащим соответствующих категорий, определяемых Советом Министров СССР, работавшим в период Великой Отечественной войны в районах военных действий (на прифронтовых участках железных дорог, на сооружении оборонительных рубежей, военно-морских баз, аэродромов и др.), и их семьям ;
———————————
См. Постановление Совмина СССР от 24.09.1990 N 847.

в) к гражданам, находившимся в составе истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, и их семьям;
г) к военнообязанным, призванным на учебные, специальные или поверочные сборы, и их семьям;
д) к работникам военизированной охраны, не подлежащим государственному социальному страхованию, лицам младшего начальствующего и рядового состава службы специальной связи Министерства связи СССР и их семьям.

Статья 4. Лица, имеющие право на пенсии наравне с офицерским составом, военнослужащими сверхсрочной службы и их семьями

На основаниях, установленных настоящим Законом для лиц офицерского состава и их семей, осуществляется также пенсионное обеспечение лиц, занимавших командные должности, соответствующие должностям офицерского состава, в партизанских отрядах и соединениях, и их семей.
На основаниях, установленных настоящим Законом для военнослужащих сверхсрочной службы и их семей, осуществляется также пенсионное обеспечение женщин, принятых в добровольном порядке на действительную военную службу на должности солдат, матросов, сержантов и старшин, и их семей.

Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих ссср

от 28 апреля 1990 года

О ПОРЯДКЕ ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА СССР

«О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»

Верховный Совет СССР постановляет:

1. Ввести в действие Закон СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих» (в дальнейшем — Закон) с 1 января 1991 года, а в части пенсий для инвалидов войны, других участников войны и семей погибших военнослужащих — с 1 октября 1990 года.

2. Пенсии, назначенные военнослужащим срочной службы и их семьям до введения в действие Закона, в том числе минимальные, при перерасчете повышаются до размеров, установленных Законом, с начислением соответствующих надбавок, но не менее чем на 5 рублей в месяц в случаях пребывания на пенсии до 5 лет включительно, на 10 рублей — от 5 до 10 лет, на 15 рублей — от 10 до 15 лет, на 20 рублей — от 15 до 20 лет, на 30 рублей — от 20 до 25 лет, на 40 рублей — 25 и более лет (без учета повышения, предусмотренного статьей 28 Закона).

При последующем увеличении минимального размера пенсий в связи с ростом минимальной заработной платы перерасчет пенсий производится без учета указанного повышения пенсий на 5 — 40 рублей.

3. Перерасчет пенсий, назначенных лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семьям до введения в действие Закона, производится в следующем порядке:

а) пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, в том числе минимальные, пересчитываются по нормам, установленным Законом, исходя из установленных на день введения в действие этого Закона норм и видов денежного довольствия, учитываемых при исчислении пенсий, для соответствующих категорий военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, состоящих на службе. При этом пенсии повышаются не менее чем на 5 — 40 рублей в зависимости от продолжительности пребывания на пенсии, предусмотренного пунктом 2 настоящего Постановления (без учета повышения, предусмотренного частью второй статьи 17 и статьей 28);

б) пенсии по старости, назначенные лицам офицерского состава в соответствии с ранее действовавшим законодательством, повышаются на 40 рублей в месяц. По желанию этих пенсионеров им могут быть назначены пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности по нормам, установленным Законом СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих», либо пенсии по возрасту в соответствии с Законом СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР».

4. Сверх повышений, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящего Постановления, пенсии по случаю потери кормильца за погибших военнослужащих, выплачиваемые родителям и женам (не вступившим в новый брак), а также пенсии по случаю потери кормильца инвалидам с детства вследствие ранений, контузий и увечий, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо их последствиями, повышаются на 15 процентов минимального размера пенсии по возрасту.

5. Сохранить действовавший до введения в действие Закона порядок:

назначения и выплаты пенсий космонавтам из числа военнослужащих и их семьям;

выплаты пенсий пенсионерам из числа военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и членов их семей, выехавшим ранее за границу, если этот порядок предусматривает более льготные условия, чем это установлено Законом.

6. Совету Министров СССР:

принять в двухмесячный срок необходимые нормативные акты по применению Закона СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих» по вопросам, отнесенным Законом к компетенции Совета Министров СССР. При этом в соответствии со статьей 46 Закона обеспечить при исчислении пенсий единство в определении денежного довольствия различных категорий военнослужащих Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел;

осуществить меры, обеспечивающие своевременное выполнение работы по перерасчету, назначению и выплате пенсий в соответствии с Законом;

представить в Верховный Совет СССР предложения о порядке и сроках повышения пенсий в связи с изменением индекса стоимости жизни и ростом заработной платы (статья 66 Закона) одновременно с проектом Закона об индексации доходов населения.

7. Предоставить Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам в период перерасчета пенсий в соответствии с Законом право принимать совместно с Министерством обороны СССР, Министерством внутренних дел СССР и Комитетом государственной безопасности СССР решения о порядке его применения, в том числе касающиеся отдельных категорий военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, обязательные для министерств и ведомств СССР и союзных республик.

8. Рекомендовать Верховным Советам союзных и автономных республик, местным Советам народных депутатов осуществить в соответствии с Законом необходимые меры по обеспечению дополнительных гарантий социальной защищенности и улучшению условий жизни пенсионеров из числа военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и членов их семей.

История пенсий в России и СССР

Слово «пенсия» – одно из самых популярных в современном мире. Практически во всех странах каждый человек может рассчитывать на поддержку государства на склоне лет. Однако так было не всегда. О возникновении и эволюции пенсионной системы в России рассказал ресурс с примечательным ником – mne50plus.ru

Пенсии в Российской империи. Без возрастного ценза

По данным Пенсионного фонда Российской Федерации пенсии в России стали вводиться постепенно еще в XVII веке Петром I, а детально проработанное пенсионное законодательство было принято при Николае I. Первыми государственным обеспечением стали пользоваться военнослужащие и их вдовы, а также чиновники с рангом.

Впоследствии пенсионная система в России неуклонно расширялась, включив в себя обширные категории людей, которых сегодня называют «бюджетниками». Право на пенсии получили низшие служащие, не имевшие чинов, преподаватели государственных учебных заведений, медперсонал казенных больниц, инженеры и мастера, а с 1913 года и рабочие государственных предприятий и железных дорог. Правда, селяне могли рассчитывать только на свои сбережения и помощь родных.

К 1914 г. право на пенсию по выслуге лет имели чиновники всех классов, канцеляристы, офицеры, таможня, жандармы, учителя школ, преподаватели вузов, ученые и инженеры всех казенных заводов, врачи, медперсонал всех казенных больниц, рабочие казенных заводов и железной дороги.

Пенсия в размере полного оклада полагалась тем, кто проработал на одном месте 35 лет. Пенсию в 50% от своего оклада получали проработавшие на одном месте не менее 25 лет.

При этом возрастного ценза, когда человек мог отправиться на пенсию, в Российской империи не было.

Люди знали, что отработав от 20 до 30 лет, можно рассчитывать на пенсию до 2/3 оклада, а со стажем 10-20 — до 1/3 оклада.

Размер пенсии обжалованию не подлежал. Если пенсионер умирал, то его семья (вдова, несовершеннолетние дети) продолжали получать пенсию.

Исключение составляли только те случаи, когда мужчина погибал на дуэли — в этом случае вдова лишалась материальной поддержки.

Также пенсии выплачивались только тем, кто ни в чем плохом замечен не был, то есть не привлекался, не был уволен по статье. Оступившиеся лишались пенсии и могли подать прошение государю либо попытаться заново заработать беспорочной службой пенсионный стаж в другом месте. Также пенсии лишали тех, кто принимал монашеский постриг или уезжал из России навсегда.

Пенсий после революции 1917 года практически не было

После образования СССР все царские пенсии упразднили одним махом. Большинство советских трудящихся длительное время не получали пенсий по старости – они были положены лишь для небольшой части населения.

Так, в августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923-м — для старых большевиков, в 1928 году — для работников горнорудной и текстильной промышленности.

Только в 1930 году в Советской России было принято «Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию», и с 1937 года пенсии стали выплачивать всем городским рабочим и служащим.

1937-й: стипендия больше пенсии

До 1956 г. размер пенсий в СССР был мизерным: участникам Гражданской войны, бойцам Красной армии, ставших инвалидами, полагалось 25 руб. — 45 руб. (вторая группа инвалидности) и 65 руб. (первая группа).

Также пенсии выплачивались нетрудоспособным членам семьей таких инвалидов (от 15 до 45 руб.). Если учесть, что в 1937 г. студенческая стипендия была 130 руб., то воевавшим людям, получившим инвалидность, выплачивали сущие крохи.

В 1926-1927 годах средняя продолжительность жизни мужчин в СССР была 40,23 года, женщин – 45,61 год.

А в 1932 году был законодательно установлен возраст выхода на пенсию по старости: 55 лет для женщин и 60 — для мужчин.

Этот закон используется и сегодня, почти через 85 лет, правда сейчас (данные 2017 года) продолжительность жизни в России у мужчин 67,5 лет, у женщин — 77,4 года.

Максимальная пенсия в 300 руб. в начале 50-х годов 20 века составляла не более 25% от средней зарплаты (1200 руб.). Несмотря на рост цен и зарплат в стране, этот максимум оставался неизменным. Учитывая, что большинство пенсионеров получали 40-60 рублей, прожить на такие деньги без поддержки родных было абсолютно невозможно.

1956-й: закон о государственных пенсиях

Окончательно система пенсионного обеспечения в СССР была установлена только в 1956 году, совместно с принятием закона «О государственных пенсиях», т.е. под руководством Никиты Хрущева была проведена пенсионная реформа, и средний размер пенсий по возрасту был увеличен более чем в два раза, по инвалидности — в полтора раза.

Никите Хрущеву обычно ставят в заслугу то, что он «дал пенсии колхозникам». На самом деле, всем колхозникам была установлена одинаковая пенсия по 12 рублей в месяц, что примерно равнялось стоимости четырех килограммов докторской колбасы.

В 1973 году выплаты по пенсиям повысили до 20 рублей, а в 1987 году до 50 рублей. Колхозам разрешалось выплачивать своим пенсионерам надбавки к пенсии, т.е. колхозников обязали создавать фонды, которые ежемесячно должны были помогать пенсионерам — деньгами, продуктами или трудоднями. Пенсионный возраст и трудовой стаж, необходимый для получения пенсии, устанавливали сами члены сельхозартели.

На этом фоне пенсионная система царской России выглядит просто роскошной.

Внуки помнят

И в конце моего рассказа хочу предложить вам воспоминания о жизни пенсионеров СССР.

Татьяна Рубанова:

— Ближе к концу 60-х мне было 4-5 лет, запомнила из разговора взрослых. Моя бабушка, которая всю жизнь проработала в колхозе, пережила войну, оккупацию (Курская дуга как раз проходило через их село), начала получать пенсию в размере 12 руб. И жили, в основном, тем, что выращивали на своем огороде.

Галина Врублевская:

— Вопрос пенсий обсуждался в нашей семье, когда ее назначили моей бабушке в 1957 году. Ей в то время было 59 лет, и она не получала до того никакой пенсии, потому что, как я поняла, у нее был большой перерыв без работы. Она прекратила работать в 1942, когда была эвакуирована из Ленинграда вместе с мужем (моим дедом), с его заводом.

Однако общий трудовой стаж у нее был большой, потому что она работала «в ученичестве» у хозяина в скорняжной мастерской с 10 лет, и позже, в советское время, на меховой фабрике. Ее пенсия составляла около 30 рублей (это уже в ценах 1961 года).

Сергей Александрович:

— Бабушка работала очень мало, но жила в городе. У нее было четверо детей. Она получала, кажется, рублей 25 — в начале 1960-х. Бабушка покупала «с пенсии» 150 г докторской колбаски, просила ее нарезать, и мы с ней (мне было лет 7) съедали колбаску прямо возле магазина. Это было так вкусно, что лучше и не придумаешь.

А сегодня только нам с вами решать: ждать от государства нежной заботы о нас или самим решать, как жить.

Обзор подготовила Марина Вяземская / «Новый пенсионер».