Закон о курении в общественных местах с 1 июня 2014 статья

Перечень мест, где запрещено курение, могут расширить

С такой законодательной инициативой 1 выступил член Совета Федерации от Томской области Игорь Чернышев. Сенатор полагает, что стоит установить запрет на курение на расстоянии не менее чем 15 метров от входа в объекты социального назначения. Имеются в виду образовательные организации, учреждения культуры, учреждения органов по делам молодежи, спортивно-физкультурные центры, а также медицинские и санаторно-курортные учреждения. Напомним, курить непосредственно на территории и в помещениях этих объектов нельзя уже сегодня (п. 1-2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»; далее – «антитабачный» закон).

Если предлагаемые поправки будут одобрены, то употреблять табак будет запрещено и на таком же расстоянии от детских площадок и пляжей, а не только на них самих, как установлено в настоящее время (п. 11 ч. 1 ст. 12 «антитабачного» закона).

Сенатор поясняет, что в указанные места общего пользования не ограничен доступ детей. Следовательно, дети подвергаются негативному воздействию окружающего табачного дыма, что особенно вредно для ребенка. Кроме того, учитывая гибкую незрелую психику несовершеннолетних, легко поддающуюся внешнему влиянию, у детей создается привлекательный имидж курения, что, по сути, является скрытой пропагандой курения, даже если такая цель напрямую не ставится.

«Антитабачный» закон, который запретил курение на транспорте и во многих общественных местах, начал действовать с 1 июня 2013 года. Многие эксперты давали осторожную оценку его эффективности, однако по итогам первого года действия новых правил было зафиксировано уменьшение числа курящих среди взрослого населения с 33,7% до 28,3%.

Документы по теме:

Читайте также:

Требования к павильонам, реализующим табачную продукцию, могут уточнить
В частности, предлагается скорректировать само понятие «павильон» и обязать размещать в павильонах социальную рекламу о вреде потребления табака.

Размер акциза на табачную продукцию может возрасти
Кроме того, парламентарии обсуждают возможность введения единого формата упаковки для всей табачной продукции и разработки специального штрихкода, наносимого на упаковку сигарет на производстве.

Количество сигарет в одной пачке может стать фиксированным – 20 штук
В настоящее время на прилавках магазинов можно встретить упаковки, содержащие 25-30 сигарет.

Определены требования к местам на открытом воздухе и изолированным помещениям для курения табака
Общими требованиями является оснащение этих мест и помещений знаком «Место для курения», пепельницами и искусственным освещением.

Где нельзя курить в России? Новые ограничения «антитабачного» закона с 1 июня 2014 года
ТС 1 июня 2014 года в России введены дополнительные ограничения розничной продажи и использования табачных изделий. В частности, запрещено выкладывать пачки сигарет на витринах и в прикассовой зоне магазинов. Запрещено курение в поездах дальнего следования и круизных теплоходах, на перронах электричек пригородного сообщения, помещениях кафе и ресторанов. По мнению законодателя, эти меры снизит число курильщиков табака. Какие еще введены ограничения по продаже и потреблению табачных изделий и какое наказание предусмотрено за их нарушение, узнайте из нашей инфографики.

Антитабачный закон: спустя два года

Минздрав доволен — количество курильщиков сократилось на 17%. Полиция выявляет и штрафует нарушителей. Курящие граждане не прекращают курить. А споры о том, нужен ли был такой жесткий закон против курения — продолжаются.

1 июня 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» или, как его окрестила общественность — «антитабачный» закон. Документ был принят Государственной Думой РФ и подписан президентом России Владимиром Путиным еще в начале 2013 года, но вводить его в действие решили поэтапно: вначале граждане должны были привыкнуть к его положениям. Первая очередь новых правил курения начинала действовать 1 июня 2013 года, а вторая — 1 июня 2014 года.

Шок — это по-нашему

Надо отметить, что перед принятием закона споры вокруг него не прекращались ни на минуту. Ведь он вводил поистине беспрецедентные ограничения для курильщиков — с момента окончательного вступления в силу всех норм «антитабачного» закона единственным безопасным местом для курения можно считать только собственную квартиру. Потому что курить, по сути, запретили везде — в подъездах, парках, на остановках общественного транспорта, возле административных зданий и торговых центров, возле станций метро, вокзалов, в аэропортах и даже в кафе и ресторанах.

Первым делом были введены частичные запреты и предупреждения за нарушения. Однако уже с 1 июня 2014 года «антитабачный» закон заработал в полную силу, и курить в общественных местах стало нельзя совсем. В том числе в гостиницах и торговых центрах, барах и ночных клубах, ресторанах и кафе, поездах дальнего следования и пассажирских судах.

Кроме того, за курение в неположенных местах предусмотрены внушительные административные штрафы — от 1,5 тысяч рублей. А если курильщик окажется на территории детской площадки, парка или детского учреждения, он заплатит 3,5 тысячи. Более того, за курение в заведениях общественного питания ответственность несут их владельцы. Так, один курильщик обойдется хозяину заведения минимум в 90 тысяч рублей.

Правда, чтобы наказать курильщика, его вначале нужно поймать за нарушением. Конечно, сделать это на улице, возле метро или вокзала достаточно несложно. Полиция патрулирует улицы и общественные места, и может случайно увидеть жаждущего никотина нарушителя. Гораздо сложнее наказывать нарушителей, например, в транспорте. По сути ответственность за соблюдение закона там возложена на проводников или стюартов. Но некоторые из них просто сделали из запрета новый источник дохода. Многие пассажиры-курильщики знают, что в поездах проводники фактически продают индульгенции на право покурить в тамбуре.

Зачастую в роли такой индульгенции выступает лотерейный билет РЖД. «Голубые воришки»-проводники нашли способ обезопасить себя, сделав своих работодателей из РЖД соучастниками преступления. Купив всего за 100 рублей лотерейный билет, пассажир может спокойно курить в поезде, а проводник выполнять план по реализации этих самых лотерейных билетов. И всем хорошо.

Мнения законодателей, экспертов, производителей сигарет и россиян

Депутаты Государственной Думы РФ считают, что инициатива удалась на славу. Закон признан состоявшимся, работающим и приносящим доход. Об этом 28 мая 2015 года на пресс-конференции «Итоги работы антитабачного закона: Каких результатов удалось достичь?», приуроченной ко всемирному дню борьбы с курением, рассказал первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по охране здоровья Николай Герасименко.

Кроме того, депутат отметил, что увеличения контрабанды сигарет, которой пугали противники «антитабачного» закона, не произошло. Ведь в России, как это не парадоксально, одни из самых дешевых в мире сигарет, даже после увеличения акциза на табачные изделия на 43% после введения закона. Эти средства, по мнению депутата, являются резервом для профилактики и лечения самих же курильщиков. И необходимо еще повышать акцизы. Ведь в настоящий момент это всего 25 рублей за одну пачку сигарет, тогда как в странах Восточной Европы это 1,8 евро. В соотношении к цене сигарет в России акциз составляет всего 30%, тогда как общемировая практика предусматривает 60-70%.

  • акциза — 40 %;
  • НДС — 18 %;
  • цены производителя — 42 %.
  • Член общественного совета Министерства здравоохранения РФ Дмитрий Янин тоже считает очевидным успех «антитабачного» закона. Если в 2010 году в России насчитывалось примерно 40 млн курящих граждан, то только за 2014 год около 6,4 млн курильщиков отказались от пагубной привычки. Также, по мнению эксперта, россиянам есть куда стремиться, ведь необходимо выйти на уровень потребления сигарет не выше того, который существует в развитых странах. Возмущение эксперта вызывают попытки некоторых компаний вернуть места для курения в аэропорты и на вокзалы.

    Петербургский правовой портал узнал мнение директора по коммуникациям аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России Ирины Жуковой. Она согласилась ответить на несколько вопросов о том, как вообще отразилось действие «антитабачного» закона на деятельности компании ФМИ в России и о том, какие меры по изменению маркетинговой политики, дистрибуции и других бизнес-процессов предпринимала компания, чтобы не допустить падения спроса на свою продукцию.

    Ирина Жукова отметила, что на сегодняшний день российское законодательство в отношении контроля за табаком является одним из самых жестких в мире. Несмотря на это и усложнившуюся экономическую ситуацию в целом, доля рынка марок сигарет «Филип Моррис Интернэшнл» по итогам 2014 года выросла по сравнению с 2013 годом и достигла рекордного показателя в 27,1%. Такие данные приводит независимое агентство AC Nielsen.

    Тогда как общий легальный рынок сигарет в России, по экспертным оценкам, снизился на 9,2% и составил в 2014 году около 310,6 млрд штук. Эксперт из ФМИ считает, что это, главным образом, объясняется негативным эффектом от роста цен на сигареты из-за повышения акцизного сбора и экономической ситуацией в стране. Эксперты ожидают, что в 2015 году общий объем российского рынка сигарет может сократиться еще на 8-10%. Однако, по мнению Ирины Жуковой, такие цифры могут иллюстрировать не уменьшение количества курильщиков, а просто сокращение потребляемых ими сигарет. Кроме того, часть легального рынка сигарет из-за роста акцизных сборов перешла в нелегальный.

    Что касается маркетинга и продаж, то компания «Филип Моррис Интернэшнл», будучи международной корпорацией работающей в 180 странах мира, не в первый раз сталкивается с таким законодательным ужесточением. Для продаж сигарет, по мнению эксперта из ФМИ, большую роль играет даже не запрет на курение в общественных местах, а ограничения в рекламе и стимулировании спроса на табачные изделия.

    Больше всего в компании опасаются повторения ситуации, которая в данный момент сложилась в Австралии. В 2012 году там была введена унифицированная упаковка для сигарет. Это значит, что правообладатели товарных знаков потеряли возможность использовать принадлежащие им средства индивидуализации, в частности, товарные знаки. А ведь именно они позволяют потребителю отличить товары одних производителей от аналогичных товаров других производителей. То есть, по сути дела, производитель лишился права на использование своей интеллектуальной собственности, что противоречит как международным конвенциям, так и национальному законодательству. В настоящий момент в Австралии идет судебный процесс, инициированный представителями компании «Филип Моррис Интернэшнл».

    Несмотря на это, некоторые российские общественные организации активно лоббируют введение так называемой унифицированной упаковки для сигарет в России. Хотя до сих пор не существует научно обоснованных доказательств того, что данная норма эффективно помогает снизить потребление сигарет. Таким образом, законопослушные производители сигарет могут оказаться в еще более жестких рамках, чем сейчас. Даже с учетом всех существующих ограничений, предусмотренных, в том числе, Федеральным законом «О рекламе».

    Простые россияне, тем временем, положительно оценивают такие жесткие меры в отношении курильщиков. И таких граждан около 80%. По данным всероссийского опроса, 84% россиян поддерживают идею направлять часть средств от акцизов на социальные нужды, включая лечение курильщиков. А около 70% граждан считают, что табачные акцизы и цену на сигареты следует довести до уровня, недоступного для несовершеннолетних детей. Именно такие цифры, по данным ВЦИОМ, привел заместитель министра здравоохранения Дмитрий Костенников во время своего общения с журналистами.

    Кроме того, замминистра отметил, что, согласно данным ВЦИОМ, сейчас курит 34% россиян, тогда как в 2009 году курильщиков было 41% от всего взрослого населения России.

    Также чиновник анонсировал мобильное приложение «Здесь не курят. Сообщите о нарушениях антитабачного закона», разработанное Минздравом. Это приложение позволит гражданам оперативно сообщать о курении в неположенных местах и, таким образом, способствовать реализации «антитабачного» закона. Запуск приложения в работу запланирован на лето 2015 года.

    А что же на практике?

    Единственное к чему по-настоящему привыкли все курильщики — это закрытые табачные витрины в магазинах. Что касается запрета на курение на вокзалах и остановках общественного транспорта, то кажется запреты гражданам нипочем. Картина остается неизменной — курят много и штрафы, как видно, не сильно пугают. К тому же, полицейские просто не успевают отлавливать всех нарушителей. К примеру, на Ленинградском вокзале в Москве за день составляют всего до десяти протоколов о правонарушении. И хотя неуплата штрафа может привести в тюрьму, жаждущих покурить это не останавливает.

    Однако активность проявляют волонтеры. Борцы с курением изобретают разные способы заставить курильщиков встать на истинный путь — в Санкт-Петербурге добровольцы с бутылками и пульверизаторами с водой просто тушат сигареты в руках. Такие рейды происходят раз в неделю в разных районах города. Кроме радикальных мер в ход идут уговоры. Как говорит местная статистика, только за час работы дружинникам удается заставить отказаться от сигареты до 30 человек. Московские волонтеры меняют сигареты на яблоки, а челябинские предлагают курильщикам конфеты. Однако желающих расстаться с целой пачкой сигарет, даже в обмен на вкусности, находится не так уж много.

    Если говорить о курении в заведениях общественного питания и увеселительных заведениях, то там, похоже, вообще не собираются мириться с запретами. Огромные штрафы и даже закрытие пугают далеко не всех. К примеру, в ресторанах в центре Москвы курят совершенно не стесняясь. Там, где чашка кофе стоит 300 рублей, а средний счет на человека составляет около 2,5 тысяч рублей, видимо, такие мелочи как штраф никого не пугают.

    Но в кафе и барах средней руки курение сигарет все же сейчас является скорее исключением, чем правилом. В таких заведениях процветает курение кальянов. Владельцы баров и ресторанов придумали, как обойти закон. Они предлагают посетителям не табак или смеси, а различные курительные желе и камни. Логика такая — раз нет табака, то и «антитабачный» закон в их отношении не действует. Как рассказывают работники столичных ресторанов, в большинстве заведений, по сути, сохранились кальянные монополии. Заменив название на «паровые коктейли», в кальянах по-прежнему предлагают табак. А доля настоящих паровых коктейлей составляет всего 30%. Что и доказывают регулярные громкие задержания владельцев кафе полицейскими. Как, к примеру, недавно в Кемерово.

    Казнить нельзя помиловать

    В Государственной Думе, между тем, держат устойчивую оборону против внесения поправок в «антитабачный» закон. Примечательно, что депутаты отклоняют их еще на стадии Комитета по охране здоровья Государственной думы РФ. Это в равной степени касается как послаблений, так и ужесточений закона.

    Материалы по теме

    Табак запретят не только курить, но и сосать

    У всех на слуху была инициатива депутатов от фракции «Справедливая Россия». Они предложили разрешить курение «на расположенных на открытом воздухе террасах, прилегающих к помещениям, предназначенным для предоставления услуг общественного питания», и законодательно обязать собственников оборудовать доступные курилки для людей с ограниченными возможностями. Но Комитет по охране здоровья ГД РФ не поддержал идею, и теперь законопроект имеет довольно низкие шансы на итоговое одобрение депутатов. Хотя его рассмотрение в пленарном заседании запланировано уже в июне 2015 года.

    Правда другой законопроект, направленный на некоторые послабления «антитабачного» закона, имеет все же более высокие шансы быть принятым депутатами Госдумы РФ. Его авторами является группа депутатов от фракции «Единая Россия» и один, примкнувший к ним парламентарий от ЛДПР Сергеей Иванов. Законопроект направлен на послабление ограничений для курильщиков на вокзалах и в аэропортах. Депутаты предлагают «предоставить собственникам железнодорожных вокзалов и аэропортов или иным уполномоченным на то лицам право организации специально выделенных помещений, оборудованных системами вентиляции, и мест на открытом воздухе для курения табака». Кроме того, депутат от ЛДПР Сергей Иванов внес отдельный аналогичный законопроект, в котором предлагает организовать помещения для курения также в морских и речных портах. Председатель комитета по охране здоровья Государственной думы РФ Сергей Калашников положительно отзывался об этих инициативах.

    Закон о запрете курения

    “Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака”

    Принят Государственной Думой 12 февраля 2013 года

    Одобрен Советом Федерации 20 февраля 2013 года

    Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

    Настоящий Федеральный закон в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

    С 1 июня 2013 года запрещено курить в школах, вузах, больницах, поликлиниках, санаториях, зданиях органов государственной власти, муниципалитетах, помещениях социальных служб, лифтах и подъездах, самолетах, городском и пригородном транспорте, внутри и ближе 15 метров от входов на вокзалы и аэропорты, станции метро, на спортивных и культурных объектах, рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях, на детских площадках и пляжах (ч. 1 ст. 12 Закона).

    С 1 июня 2014 года запрет на курение распространится на поезда дальнего следования, суда дальнего плавания, гостиницы, кафе и рестораны, рынки и другие торговые объекты, платформы пригородных электричек (п. 3, 5, 6, 12 ч. 1 ст. 12 Закона).

    Какие последствия ожидают курильщиков в случае нарушения закона?

    Очевидно, что запрет является действенным только тогда, когда подкреплен соответствующими нормами об ответственности за его несоблюдение. В принятом «антитабачном» законе закреплена дисциплинарная, гражданско-правовая и административная ответственность (ст. 23 Закона).

    14 мая 2013 года Госдума приняла в первом чтении законопроект о штрафах за нарушение «антитабачного» закона (полное название — проект Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О рекламе» в связи с принятием Федерального закона «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», № 222563-6, далее — Законопроект)

    В законопроекте предусмотрены следующие административные штрафы (таблица):

    Таблица. Административная ответственность за нарушение установленных запретов (ст. 1 Законопроекта)

    Курение табака на запрещенных федеральным законом отдельных территориях, в помещениях и объектах

    Штраф: 1000 – 1500 руб.

    Продажа несовершеннолетнему табачной продукции

    — Штраф: 80 000 – 90 000 руб.;

    — конфискация табачной продукции

    — Штраф: 8000 – 10 000 руб.;

    — конфискация табачной продукции

    — Штраф: 80 000 – 150 000 руб.;

    — либо приостановление деятельности до 90 суток

    Штраф: 5000 – 7000 руб.

    Нарушение запретов и ограничений на демонстрацию табачных изделий и процесса потребления табака

    Штраф: 2000 – 5000 руб.

    Штраф: 80 000 – 100 000 руб.

    Штраф: 8000 – 10 000 руб.

    Нарушение запретов и ограничений на демонстрацию табачных изделий и процесса потребления табака в информационной продукции, предназначенной для несовершеннолетних

    Штраф: 3000 – 5000 руб.

    Штраф: 80 000 – 100 000 руб.

    Штраф: 10 000 – 15 000 руб.

    Реклама табака, стимулирование продажи табачной продукции (табачных изделий) или потребления табака

    Штраф: 100 000 – 500 000 руб.;

    -конфискация рекламной продукции либо приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией рекламной продукции

    — Штраф: 5000 – 20 000 руб.;

    — конфискация рекламной продукции

    Где можно будет курить без последствий?

    Принцип правового государства гласит: гражданину разрешено все, кроме того, что прямо запрещено законом. Следовательно курить можно там, где это не запрещено Законом. Так, курить можно только в специально отведенных для этого местах, в собственной квартире или доме и в своем автомобиле.

    Чтобы избежать административной ответственности за курение в запрещенных местах, предлагаем несколько рекомендаций:

    1. Необходимо знать точный перечень мест, где курить запрещено, и максимально придерживаться его.

    2. Если вас уличили за курением в запрещенном месте, то помните, что на территории Российской Федерации действует презумпция невиновности (ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ), следовательно бремя доказывания лежит на стороне обвинения. Бесспорным доказательством, подтверждающим нарушение, будет являться только то обстоятельство, если вас поймают за руку. Помимо этого, привлечь к административной ответственности может только орган исполнительной власти, сотрудник полиции или участковый. Одних свидетельских показаний мало, а видеокамеры пока еще установлены не на всех детских площадках и лестничных клетках.

    3. В случае несогласия с протоколом об административном правонарушении действующим законодательством предусмотрена возможность оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считаете, что ваши права нарушены (ч. 1 ст. 254 ГПК РФ).

    4. Получение и воспроизведение аудио- и видеозаписей может быть сопряжено с нарушением неприкосновенности частной жизни граждан (ст. 23 Конституции РФ). Согласно ч. 2 ст. 55 ГПК РФ доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

    Куда обращаться, если курильщик намеренно продолжает нарушать Закон?

    Для тех, кто, напротив, мучается от пагубной привычки соседей по лестничной площадке, существует несколько правовых способов воздействия на них.

    1. Первое, что можно сделать, это предупредить курильщика о том, что по новому закону курить в данном месте запрещено. Можно даже показать выдержку из самого текста Закона.

    2. Разместить объявление о запрете курения с указанием нормы Закона, запрещающего курить на лестничной площадке.

    3. Если это не помогло, то смело вызывайте участкового или полицию, затем напишите соответствующее заявление сотруднику полиции. В случае отказа сотрудника полиции принять меры должного реагирования вы можете обратиться с жалобой в органы прокуратуры.

    О вступивших в силу с 1 июня 2014 года отдельных положениях антитабачного законодательства

    Перечень запрещенных для курения территорий закреплен в ст. 12 Федерального закона № 15-ФЗ. Так, помимо территорий и помещений образовательных, спортивных, медицинских учреждений и организаций, помещений социальных служб и занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления; рабочих мест и рабочих зон; лифтов и помещений общего пользования многоквартирных домов; детских площадок, общественного транспорта и др. курение с 01.06.2014 запрещено на следующих территориях :

    — в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

    — в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;

    — в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;

    — на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении.

    Употребление табачной продукции на вышеперечисленных территориях влечет наложение на гражданина административного штрафа в размере от 500 руб. до 1,5 тыс. руб в соответствии со ст. 6.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Исключение составляет курение на детских площадках – в таком случае предусмотрен штраф в размере от 2 тыс. до 3 тыс. рублей.

    Еще одним значимым изменением в «антитабачном» законодательстве является обязанность вещателя или организатора демонстрации при демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации такого произведения или программы.

    Кроме того, в действие вступили положения, касающиеся ограничения торговли табачной продукцией и табачными изделиями. Розничная торговля табачной продукцией осуществляется только в магазинах и павильонах. Запрещается розничная торговля табачной продукцией в торговых объектах, не относящихся к магазинам и павильонам, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами. Исключением является отсутствие в населенном пункте магазинов и павильонов – в таком случае допускается торговля табачной продукцией в других торговых объектах или развозная торговля табачной продукцией.

    Вместе с тем расширен перечень территорий, на которых запрещается розничная торговля табачной продукцией. С 01.06.2014 торговля запрещается также на территориях и в помещениях (за исключением магазинов беспошлинной торговли) железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, портов, на станциях метрополитенов, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, бытовых услуг.

    Важным нововведением является запрет на торговлю табачной продукцией с выкладкой и демонстрацией табачной продукции в торговом объекте. Информация о табачной продукции доводится продавцом до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции, с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков.

    Демонстрация табачной продукции покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой продукции с учетом запрета продажи табачной продукции несовершеннолетним, установленного ст. 20 Федерального закона № 15-ФЗ.

    За нарушение перечисленных ограничений и запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями предусмотрена ответственность. Так, за демонстрацию табачной продукции в торговом зале владельцы магазинов и павильонов могут быть привлечены к административной ответственности в виде административного штрафа в размере от 30 до 50 тыс. руб. За продажу табачных изделий дистанционным способом (например, через сеть Интернет) гражданин должен будет заплатить штраф в размере от 2 до 3 тыс. руб. Указанные размеры штрафов предусмотрены ст. 14.53 КоАП РФ.

    К вопросу о роли органов внутренних дел в борьбе с нарушениями Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

    За нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая (в части возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью), административная ответственность.

    Различные составы правонарушений «антитабачного» законодательства и ответственность за их нарушение предусмотрены КоАП РФ. Правом рассматривать дела об административных правонарушениях, связанные с потреблением табачной продукции и правилами ее продажи, наделены различные органы власти в пределах компетенции соответствующего органа.

    В соответствии со ст. 23.3, ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ сотрудники органов внутренних дел (полиции) уполномочены составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.24 КоАП РФ (нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах), в части административных правонарушений, совершенных в общественных местах.

    Кроме того, органы внутренних дел правомочны рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 14.3.1 КоАП РФ (спонсорство табака либо стимулирование продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака), в части привлечения к административной ответственности за распространение табачной продукции или табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков.

    Не смотря на то, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.23 КоАП РФ (вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака) рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, согласно п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ органы внутренних дел наделены правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей КоАП РФ.

    Согласно приказу МВД России от 05.05.2012 № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» протоколы по вышеуказанным составам административных правонарушений вправе составлять следующие категории должностных лиц: начальники территориальных органов МВД России; заместители начальников территориальных органов МВД России – начальники полиции; заместители начальника полиции; оперуполномоченные всех наименований; начальник подразделения по организации деятельности участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних и его заместитель; старший участковый уполномоченный полиции, участковый уполномоченный полиции; должностные лица подразделений по организации применения административного законодательства; начальник дежурной части; заместитель начальника дежурной части; начальник дежурной смены; старший оперативный дежурный; оперативный дежурный; должностные лица подразделений организации дознания.

    С сообщениями о совершенных правонарушениях граждане могут обратиться в дежурную часть любого территориального органа внутренних дел.

    Таким образом, вступившие в силу изменения значительно расширили сферу действия Федерального закона № 15-ФЗ и установили дополнительные запреты и ограничения в целях охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табачной продукции. Органами внутренних дел в пределах своей компетенции принимаются все возможные меры по выявлению и реагированию на сообщения о совершенных административных правонарушениях в установленном законом порядке.

    Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

    Изменения и поправки

    Комментарии Российской Газеты

    Принят Государственной Думой 12 февраля 2013 года

    Одобрен Советом Федерации 20 февраля 2013 года

    Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

    Настоящий Федеральный закон в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

    Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

    1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

    1) курение табака — использование табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего от их тления;

    2) окружающий табачный дым — табачный дым, содержащийся в атмосферном воздухе места, в котором осуществляется или осуществлялось ранее курение табака, в том числе табачный дым, выдыхаемый лицом, осуществляющим курение табака;

    3) последствия потребления табака — причинение вреда жизни или здоровью человека, вреда среде его обитания вследствие потребления табака и воздействия окружающего табачного дыма, а также связанные с этим медицинские, демографические, социально-экономические последствия;

    4) потребление табака — курение табака, сосание, жевание, нюханье табачных изделий;

    5) спонсорство табака — любой вид вклада в любые событие, мероприятие или отдельное лицо, целью, результатом или вероятным результатом которого является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака прямо или косвенно;

    6) табачные организации — юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие производство, перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции, либо организации, признаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации аффилированными лицами этих юридических лиц, дочерние и зависимые организации, объединения таких лиц, а также организации, созданные такими лицами. В целях настоящего Федерального закона к табачным организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции.

    2. Иные понятия используются в настоящем Федеральном законе в значениях, определенных Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию», Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

    Статья 3. Законодательство в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

    1. Законодательство в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

    2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те правила, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

    Статья 4. Основные принципы охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

    Основными принципами охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака являются:

    1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

    2) предупреждение заболеваемости, инвалидности, преждевременной смертности населения, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака;

    3) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

    4) системный подход при реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, непрерывность и последовательность их реализации;

    5) приоритет охраны здоровья граждан перед интересами табачных организаций;

    6) обеспечение международного сотрудничества Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

    7) взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, не связанных с табачными организациями;

    8) открытость и независимость оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

    9) информирование населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма;

    10) возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, имуществу гражданина, в том числе имуществу индивидуального предпринимателя, или юридического лица вследствие нарушения законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

    Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

    К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака относятся:

    1) проведение единой государственной политики в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

    2) защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

    3) обеспечение организации оказания гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, в федеральных медицинских организациях в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья;

    4) разработка и реализация мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, включение указанных мероприятий в установленном порядке в федеральные целевые программы в сфере охраны и укрепления здоровья граждан, в государственную программу развития здравоохранения;

    5) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

    6) организация и осуществление государственного контроля в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

    7) международное сотрудничество Российской Федерации, включая заключение международных договоров Российской Федерации, в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

    8) мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, а также информирование на основе полученных данных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о масштабах потребления табака на территории Российской Федерации, о реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению его потребления.

    Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

    К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака относятся:

    1) защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях субъектов Российской Федерации;

    2) разработка и реализация мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях субъектов Российской Федерации;

    3) координация деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, субъектов государственной системы здравоохранения, муниципальной системы здравоохранения и частной системы здравоохранения на территориях субъектов Российской Федерации по оказанию гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака;

    4) участие в осуществлении мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, на территориях субъектов Российской Федерации, а также информирование органов местного самоуправления и населения о масштабах потребления табака на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, о реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению потребления табака;

    5) обеспечение организации оказания гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, в медицинских организациях субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья;

    6) принятие дополнительных мер, направленных на охрану здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

    Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

    К полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака относятся:

    1) участие в реализации мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях муниципальных образований;

    2) обеспечение организации оказания гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной’ зависимости и последствий потребления табака, в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения в случае передачи соответствующих полномочий в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья;

    3) информирование населения о масштабах потребления табака на территории соответствующего муниципального образования, о реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению его потребления, в том числе на основании мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака.

    Статья 8. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с табачными организациями

    1. При взаимодействии с индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить подотчетность и прозрачность такого взаимодействия.

    2. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с табачными организациями по вопросам, являющимся предметом регулирования настоящего Федерального закона, должно осуществляться публично, и обращения табачных организаций, направляемые в письменной форме или в форме электронных документов, и ответы на эти обращения подлежат размещению на официальных сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

    Статья 9. Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

    1. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака граждане имеют право на:

    1) благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

    2) медицинскую помощь, направленную на прекращение потребления табака и лечение табачной зависимости;

    3) получение в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, у индивидуальных предпринимателей, юридических лиц информации о мероприятиях, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

    4) осуществление общественного контроля за реализацией мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

    5) внесение в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложений об обеспечении охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

    6) возмещение вреда, причиненного их жизни или здоровью, имуществу вследствие нарушения другими гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и (или) юридическими лицами законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

    2. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака граждане обязаны:

    1) соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

    2) заботиться о формировании у детей отрицательного отношения к потреблению табака, а также о недопустимости их вовлечения в процесс потребления табака;

    3) не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

    Статья 10. Права и обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

    1. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право:

    1) получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, уполномоченных осуществлять государственный контроль в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, информацию о мероприятиях, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

    2) принимать участие в разработке и реализации мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

    3) устанавливать запрет курения табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а также с соблюдением трудового законодательства применять меры стимулирующего характера, направленные на прекращение потребления табака работниками.

    2. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны:

    1) соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

    2) осуществлять контроль за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности;

    3) обеспечивать права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

    4) предоставлять гражданам информацию о мероприятиях, реализуемых указанными индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака.

    Статья 11. Организация осуществления мер, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака

    В целях предупреждения возникновения заболеваний, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака, сокращения потребления табака осуществляются следующие меры:

    1) установление запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах;

    2) ценовые и налоговые меры, направленные на сокращение спроса на табачные изделия;

    3) регулирование состава табачных изделий и регулирование раскрытия состава табачных изделий, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий;

    4) просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма;

    5) установление запрета рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака;

    6) оказание гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака;

    7) предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями;

    8) ограничение торговли табачной продукцией и табачными изделиями;

    9) установление запрета продажи табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, запрета потребления табака несовершеннолетними, запрета вовлечения детей в процесс потребления табака.

    Статья 12. Запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах

    1. Для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака (за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи):

    1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

    2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;

    3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

    4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

    5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;

    6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;

    7) в помещениях социальных служб;

    8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

    9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;

    10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

    11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;

    12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;

    13) на автозаправочных станциях.

    2. На основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака:

    1) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

    2) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.

    3. Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и должны обеспечивать соблюдение установленных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий.

    4. Для лиц, находящихся в следственных изоляторах, иных местах принудительного содержания или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обеспечивается защита от воздействия окружающего табачного дыма в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

    5. Для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, соответственно размещается знак о запрете курения, требования к которому и к порядку размещения которого устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения курения табака в отдельных общественных местах и в помещениях.

    Статья 13. Ценовые и налоговые меры, направленные на сокращение спроса на табачные изделия

    1. В целях сокращения спроса на табачные изделия осуществляются меры по увеличению акцизов на табачную продукцию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также могут осуществляться иные меры государственного воздействия на уровень цен указанной продукции.

    2. Меры государственного воздействия на уровень цен табачной продукции осуществляются посредством установления минимальных розничных цен такой продукции. Минимальная розничная цена табачной продукции представляет собой цену, ниже которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями.

    3. Минимальные розничные цены устанавливаются на уровне семидесяти пяти процентов от максимальных розничных цен, определяемых в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

    4. Порядок опубликования минимальных розничных цен табачной продукции устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой деятельности.

    5. Реализация табачной продукции по цене, которая ниже минимальных розничных цен и выше максимальных розничных цен, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, запрещена.

    Статья 14. Регулирование состава табачных изделий и регулирование раскрытия состава табачных изделий, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий

    Регулирование состава табачных изделий и регулирование раскрытия состава табачных изделий, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

    Статья 15. Просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма

    1. В целях сокращения спроса на табак и табачные изделия, профилактики заболеваний, связанных с потреблением табака, формирования ответственного отношения к здоровью и отрицательного отношения к потреблению табака осуществляются просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма, которые включают в себя предоставление информации:

    1) о преимуществах прекращения потребления табака;

    2) об отрицательных медицинских, демографических и социально-экономических последствиях потребления табака;

    3) о табачной промышленности.

    2. Просвещение населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма осуществляется в семье, в процессе воспитания и обучения в образовательных организациях, в медицинских организациях, а также работодателями на рабочих местах.

    3. Основные направления и цели просвещения населения определяются в рамках информационно-коммуникационной стратегии по борьбе с потреблением табака, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

    4. Просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма осуществляются, в частности, посредством использования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также «горячих линий», способствующих прекращению потребления табака и лечению табачной зависимости, созданных и функционирующих в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

    5. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может предусматриваться создание «горячих линий» или использование информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц по вопросам нарушения законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

    6. Информирование населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления, в том числе посредством проведения информационных кампаний в средствах массовой информации.

    7. Материалы, подготовленные органами государственной власти субъектов Российской Федерации для информирования населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, в установленном им порядке.

    Статья 16. Запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака

    1. В целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются:

    1) реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака, в том числе:

    а) распространение табака, табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков;

    б) применение скидок с цены табачных изделий любыми способами, в том числе посредством издания купонов и талонов;

    в) использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при производстве таких товаров, а также оптовая и розничная торговля товарами, которые не являются табачными изделиями, но на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий;

    г) использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами;

    д) демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака;

    е) организация и проведение мероприятий (в том числе лотерей, конкурсов, игр), условием участия в которых является приобретение табачных изделий;

    ж) организация и проведение культурных, физкультурных, спортивных и других массовых мероприятий, целью, результатом или вероятным результатом которых является прямое или косвенное побуждение к приобретению табачных изделий и (или) потреблению табака (в том числе организация и проведение массовых мероприятий, в которых табачные изделия установлены в качестве призов);

    з) использование фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, а также коммерческих обозначений, принадлежащих табачным организациям, при организации и осуществлении благотворительной деятельности;

    2) спонсорство табака.

    2. Не допускается демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, за исключением случаев, если такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла.

    3. При демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, вещатель или организатор демонстрации должен обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации такого произведения, такой программы.

    4. Допускается демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака при информировании населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма в средствах массовой информации при проведении информационных кампаний.

    5. Запрет рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

    Статья 17. Оказание гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака

    1. Лицам, потребляющим табак и обратившимся в медицинские организации, оказывается медицинская помощь, направленная на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака.

    2. Оказание гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, включая профилактику, диагностику и лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, медицинскими организациями государственной системы здравоохранения, муниципальной системы здравоохранения и частной системы здравоохранения осуществляется в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

    3. Медицинская помощь, направленная на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, оказывается на основе стандартов медицинской помощи и в соответствии с порядком оказания медицинской помощи.

    4. Лечащий врач обязан дать пациенту, обратившемуся за оказанием медицинской помощи в медицинскую организацию независимо от причины обращения, рекомендации о прекращении потребления табака и предоставить необходимую информацию о медицинской помощи, которая может быть оказана.

    Статья 18. Предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями

    1. Предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями включает в себя:

    1) обеспечение учета производства табачных изделий, перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции и табачных изделий, осуществления оптовой и розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями;

    2) отслеживание оборота производственного оборудования, движения и распределения табачной продукции и табачных изделий;

    3) пресечение случаев незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями и привлечение к ответственности, в том числе конфискацию контрафактных, незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции и табачных изделий, оборудования, на котором были произведены контрафактные табачные изделия, их уничтожение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    2. Учет производства табачных изделий, перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции и табачных изделий, осуществления оптовой и розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями, отслеживание оборота производственного оборудования, движения и распределения табачной продукции и табачных изделий осуществляются на основании данных таможенного и налогового учета, систем маркировки табачных изделий специальными и (или) акцизными марками и собственных систем учета производителей. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий анализ информации, указанной в настоящей статье, и порядок обмена информацией между контролирующими органами определяются Правительством Российской Федерации.

    3. В целях предупреждения незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями каждая пачка и каждая упаковка табачных изделий подлежат в обязательном порядке маркировке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

    Статья 19. Ограничения торговли табачной продукцией и табачными изделиями

    1. Розничная торговля табачной продукцией осуществляется в магазинах и павильонах. В целях настоящей статьи под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест.

    2. В случае отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов допускается торговля табачной продукцией в других торговых объектах или развозная торговля табачной продукцией.

    3. Запрещается розничная торговля табачной продукцией в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи.

    4. Запрещается розничная торговля табачной продукцией с выкладкой и демонстрацией табачной продукции в торговом объекте, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи.

    5. Информация о табачной продукции, предлагаемой для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции с учетом требований статьи 20 настоящего Федерального закона.

    6. Не допускаются розничная торговля сигаретами, содержащимися в количестве менее чем двадцать штук в единице потребительской упаковки (пачке), розничная торговля сигаретами и папиросами поштучно, табачными изделиями без потребительской тары, табачными изделиями, упакованными в одну потребительскую тару с товарами, не являющимися табачными изделиями.

    7. Запрещается розничная торговля табачной продукцией в следующих местах:

    1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

    2) на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг;

    3) на территориях и в помещениях (за исключением магазинов беспошлинной торговли) железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, на станциях метрополитенов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, бытовых услуг.

    8. Запрещается оптовая и розничная торговля насваем.

    Статья 20. Запрет продажи табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, потребления табака несовершеннолетними, а также вовлечения детей в процесс потребления табака

    1. Запрещаются продажа табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, вовлечение детей в процесс потребления табака путем покупки для них либо передачи им табачных изделий или табачной продукции, предложения, требования употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом.

    2. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск табачной продукции (продавца), сомнения в достижении лицом, приобретающим табачную продукцию (покупателем), совершеннолетия продавец обязан потребовать у покупателя документ, удостоверяющий его личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст покупателя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    3. Продавец обязан отказать покупателю в продаже табачной продукции, если в отношении покупателя имеются сомнения в достижении им совершеннолетия, а документ, удостоверяющий личность покупателя и позволяющий установить его возраст, не представлен.

    4. Не допускается потребление табака несовершеннолетними.

    Статья 21. Государственный контроль в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

    Государственный контроль в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, контролю и надзору в сфере здравоохранения, специальные функции по борьбе с контрабандой, контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе.

    Статья 22. Мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака

    1. Мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, включают в себя:

    1) проведение научных исследований, направленных на изучение причин и последствий потребления табака, действий по стимулированию продажи и потребления табака;

    2) проведение санитарно-эпидемиологических исследований масштабов потребления табака;

    3) установление показателей здоровья граждан и динамики сокращения потребления табака для разработки и реализации мероприятий по противодействию потреблению табака.

    2. Мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, проводятся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    3. Субъекты Российской Федерации участвуют в проведении мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и на основании соглашений о мониторинге и об оценке эффективности реализации указанных мероприятий с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

    4. На основании результатов мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, осуществляются:

    1) разработка мероприятий по противодействию потреблению табака, подлежащих включению в федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья граждан и в государственную программу развития здравоохранения;

    2) информирование органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о масштабах потребления табака на территории Российской Федерации и реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению его потребления;

    3) подготовка и представление доклада о выполнении Российской Федерацией Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака.

    Статья 23. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

    За нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Статья 24. Признание утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации

    Признать утратившими силу:

    1) Федеральный закон от 10 июля 2001 года N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 29, ст. 2942);

    2) Федеральный закон от 31 декабря 2002 года N 189-ФЗ «О внесении дополнения в статью 10 Федерального закона «Об ограничении курения табака» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 1, ст. 4);

    3) статью 50 Федерального закона от 10 января 2003 года N 15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 167);

    4) Федеральный закон от 1 декабря 2004 года N 148-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3 и 6 Федерального закона «Об ограничении курения табака» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 49, ст. 4847);

    5) статью 2 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 134-ФЗ «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N31, ст. 3433).

    Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона

    1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2013 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

    2. Статья 13 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2014 года.

    3. Пункты 3, 5, 6 и 12 части 1 статьи 12, часть 3 статьи 16, части 1-5, пункт 3 части 7 статьи 19 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июня 2014 года.

    4. Пункты 1 и 2 части 1 и часть 2 статьи 18 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2017 года.