Военная служба особый вид

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. Военная служба— особый вид федеральной государственной службы, исполняемый гражданами в Вооруженных Силах

Военная служба— особый вид федеральной государственной службы, исполняемый гражданами в Вооруженных Силах, на­правленный на защиту Отечества от агрессии.

Основу законодательной базы военной службы составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О стату­се военнослужащих», воинские уставы и другие законодательные акты Российской Федерации.

Закон— нормативный акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным во­леизъявлением населения (например, через референдум) в установленном Конституцией порядке, и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Правопорядок— одна из составных частей общественного по­рядка, складывающегося в результате осуществления различных видов социальных норм, регулирующих разнообразные сферы об­щественной жизни и различающихся между собой характером и несовпадающим способом воздействия на поведение людей (обычаи, нормы морали и др.).

В войнах и вооруженных конфликтах участвуют большие массы людей, которые должны быть управляемы, также применяется множество разнообразных материально-технических средств, ко­торые должны использоваться с максимальной эффективностью. Единственный способ объединения этих людей в соответствии с требованием вооруженной борьбы — это установление определенного порядка, правил их поведения.

Воинский правопорядокспособствует сплочению воинского коллектива, укреплению морально-психологического состояния личного состава. Каждый военнослужащий, занимаясь той или иной деятельностью, должен быть уверен в том, что его сослужив­цы, каждый на своем месте, действуют в строго определенном порядке вместе с ним. Пути и средства достижения твердого воин­ского правопорядка закреплены в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил.

Все военнослужащие независимо от воинского звания и дол­жности равны перед законом и несут ответственность, установ­ленную для граждан Российской Федерации, с учетом особенностей своего правового положения.

Правонарушение— в широком смысле слова антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и караемое по закону. К правонарушениям относятся преступления, проступки, дисциплинарные проступки. Дисциплинарную ответственность военнослужащие несут за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины, норм морали и воинской чести, на основании и в порядке, установленном Дисциплинарным уста­вом Вооруженных Сил Российской Федерации.

Проступок — обобщающий термин, обозначающий право­нарушение, влекущее по законодательству Российской Федерации дисциплинарную либо административную ответственность. Проступок считается социально вредным деянием.

Дисциплинарный проступок — это нарушение военнослужащим воинской дисциплины или общественного порядка, либо норм морали и воинской чести, за которое на основании и в порядке, установленном Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил, на него может быть наложено дисциплинарное взыскание или к нему применены нормы общественного воздействия.

К грубым дисциплинарным проступкам военнослужащих отно­сятся:

опоздание из отпуска, командировки и лечебного учреждения;

опоздание или самовольный уход со службы;

нарушение правил несения караульной (вахтенной), внутренней служб и боевого дежурства;

исполнение обязанностей по службе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

нарушение требований безопасности, приведшее к потере работоспособности;

нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;

промотание или утрата военного имущества;

проступки в общественных местах во внеслужебное время.

Воинская дисциплинаесть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).

Под строгим и точным соблюдением военнослужащими уста­новленных требований имеется в виду их надлежащее, качественное и своевременное исполнение.

Высокая воинская дисциплина достигается:

воспитанием у военнослужащих высоких морально-психоло­гических и боевых качеств и сознательного повиновения командирам (начальникам);

личной ответственностью каждого военнослужащего за выпол­нение своих обязанностей и требований воинских уставов;

поддержанием в воинской части (подразделении) внутреннего порядка, строгим соблюдением распорядка дня всеми военнослужащими;

четкой организацией боевой подготовки и полным охватом ею личного состава;

повседневной требовательностью командиров (начальников) к подчиненным и контролем за их исполнительностью, уважением личного достоинства военнослужащих и постоянной заботой о них, умелым сочетанием и правильным применением мер убеждения, принуждения и общественного воздействия коллектива;

созданием в воинской части (подразделении) необходимых материально-бытовых условий.

Административную ответственность военнослужащие несут на общих основаниях в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. При этом к ним не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, испра­вительных работ, административного ареста и другие административные взыскания, установленные законодательством Российской Федерации.

Гражданско-правовую ответственность военнослужащие несут за неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных гражданским законодательством обязательств, за ущерб, причиненный государству, юридическим лицам, гражданам, и в других случаях, предусмотренных законодательством.

Материальную ответственность военнослужащие несут за материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, в соответствии с Положением о материальной ответственности военнослужащих.

Уголовную ответственность военнослужащие несут за совершенные преступления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Преступление— это виновно совершенное общественно-опас­ное деяние, запрещенное Уголовным кодексом Российской Федерации под угрозой наказания.

Происшествие— это событие, повлекшее несчастный случай с гибелью или тяжелым увечьем людей, причинение существенного материального ущерба или другие тяжкие последствия при отсутствии состава преступления в действиях военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

В зависимости от характера и степени общественной опасно­сти преступления классифицируются на:

преступления небольшой тяжести — умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы;

преступления средней тяжести — умышленные и неосторож­ные деяния, за совершения которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы;

тяжкие преступления — умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лише­ния свободы;

особо тяжкие преступления — умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свобо­ды на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

За совершенные правонарушения военнослужащие привлека­ются, как правило, к одному виду ответственности. Военнослужа­щие, подвергнутые дисциплинарному взысканию в связи с совер­шением правонарушения, не освобождаются от уголовной ответственности за это правонарушение.

В случае совершения правонарушения, связанного с причинением материального ущерба, военнослужащие возмещают ущерб независимо от привлечения к другим видам ответственности или применения мер общественного воздействия.

Меры общественного воздействия могут быть применены к военнослужащим за проступки, связанные с нарушением ими воин­ской дисциплины и общественного порядка.

Преступлениями против военной службы признаются преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохож­дения ими военных сборов.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

Преступления против военной службы (воинские преступления) представляют исключительную опасность для общества.

К числу наиболее опасных преступлений относится неисполнение подчиненным приказа начальника.

Неисполнение подчиненным приказаначальника, отданного в установленном порядке, причинившее существенный вред интере­сам службы, наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.

То же деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно по­влекшее тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия, наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.

Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК РФ), введенный в действие с 1 января 1997 г., впервые определяет, что приказ начальника должен быть отдан в установленном порядке. Устав внутренней службы Вооруженных Сил предписывает нача­льнику при отдаче приказа (приказания) быть тактичным, выдер­жанным, не допускать унижения человеческого достоинства под­чиненного и нарушения правил воинской вежливости. Приказ должен соответствовать требованиям законов и воинских уставов, отдаваться в порядке и интересах службы.

«Командирам (начальникам) запрещаетсяотдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к испол­нению обязанностей военной службы или направленные на нарушения законодательства Российской Федерации» (Закон «О во­инской обязанности и военной службе»). За вред, причиненный личности, обществу или государству вследствие такого приказа (распоряжения), уголовную ответственность несет лицо, отдавшее этот приказ или распоряжение.

В УК РФ предусмотрена ответственность военнослужащих за сопротивление начальнику,а равно иному лицу, исполняющему возложенные на него обязанности военной службы, или принуждение его к нарушению этих обязанностей, сопряженных с насилием или с угрозой его применения.

Данные деяния наказываются ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной во­инской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) с применением оружия;

в) с причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, либо иных тяжких последствий, наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

Насильственные действия в отношении начальника,совершенные во время исполнения им обязанностей военной службы или в связи с исполнением этих обязанностей, наказываются ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) с применением оружия;

в) с причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, либо иных тяжких последствий, наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

Уставы Вооруженных Сил содержат четкие требования к взаимоотношениям военнослужащих.

Под нарушением уставных правил взаимоотношений понимаются различные виды насилия одних военнослужащих над други­ми, унижение их чести и достоинства, издевательства над ними, совершаемые в целях обеспечения себе облегченных условий службы, привилегированного положения в коллективе, подчинения своей воле сослуживцев, а равно из других, в том числе хулиганских, побуждений.

Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослу­жащими при отсутствии между ними отношений подчиненности,связанное с унижением чести и достоинства или издевательством над потерпевшим, либо сопряженное с насилием, наказывается содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет или лишением свободы на срок до трех лет. То же деяние, совершенное:

б) в отношении двух или более лиц;

в) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

г) с применением оружия;

д) спричинением средней тяжести вреда здоровью, наказыва­ется лишением свободы на срок до пяти лет.

Деяния, повлекшие тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.

Военнослужащие должны с достоинством нести высокое звание защитника Отечества, дорожить честью своего воинского зва­ния. Уважение личности, национального достоинства, забота о социальной и правовой защищенности военнослужащих составляют важнейшую обязанность командиров (начальников). За действия, унижающие человеческое достоинство подчиненного, они несут ответственность.

Оскорбление одним военнослужащим другого во время испол­нения или в связи с исполнением обязанностей военной службына­казывается ограничением по военной службе на срок до шести месяцев или содержанием в дисциплинарной воинской части на тот же срок.

Оскорбление подчиненным начальника, а равно начальником подчиненного во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы наказывается ограничением по во­енной службе на срок до одного года или содержанием в дисцип­линарной воинской части на тот же срок.

УК РФ предусматривает ответственность военнослужащих за самовольное оставление части или места службы. Самовольным считается оставление военнослужащим территории расположения воинской части или места службы без разрешения командира (начальника).

Территория воинской части — это место казарменного, лагерного или походного расположения воинской части.

Под местом службы, если оно не совпадает с территорией воинской части, понимается место фактического выполнения воен­нослужащим обязанностей военной службы.

Самовольное оставление воинской части или места службы,а равно неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из воинской части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, наказываются арестом на срок до шести месяцев или содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года.

Те же деяния, совершенные военнослужащим, отбывающим наказание в дисциплинарной воинской части, наказываются ли­шением свободы на срок до двух лет.

Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше десяти суток, но не более одного месяца, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту, наказываются ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Самовольное оставление части продолжительностью свыше одного месяца наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Конституция Российской Федерации устанавливает: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».

Дезертирство представляет собой одно из наиболее тяжких во­инских преступлений, уклонение от выполнения конституционной обязанности граждан.

Дезертирство,то есть самовольное оставление воинской части или места службы в целях уклонения от прохождения военной службы, а равно неявка в тех же целях на службу, наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

Дезертирство с оружием, вверенным по службе, а равно дезертирство, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

УК РФ предусматривает уголовную ответственность за уклонение от военной службы, совершенное путем причинения вреда своему здоровью (членовредительства), симуляции болезни, подлога документов или иного обмана.

Членовредительство — это преднамеренное повреждение различных органов или тканей тела.

Уклонение военнослужащего от исполнения обязанностей воен­ной службыпутем симуляции болезни, или причинения себе какого-либо повреждения (членовредительство), или подлога доку­ментов, или иного обмана наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года.

То же деяние, совершенное в целях полного освобождения от исполнения обязанностей военной службы, наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

В Вооруженных Силах в целях своевременного обнаружения и отражения внезапного нападения на Российскую Федерацию, обеспечения ее безопасности организуется боевое дежурство (боевая служба).

Караульная служба предназначена для надежной охраны и обороны боевых знамен, хранилищ с вооружением, военной тех­никой, другими материальными средствами и иных военных и государственных объектов, а также для охраны лиц, содержащихся на гауптвахте и в дисциплинарной воинской части.

Несение боевого дежурства и караульной службы является выполнением боевой задачи.

Нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы)по своевременному обнаружению и отражению внезапного напа­дения на Российскую Федерацию либо по обеспечению ее безопасности, если это деяние повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства, наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.

Нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) вследствие небрежного или недобросовестного к ним отно­шения, повлекшее тяжкие последствия, наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лише­нием свободы на срок до трех лет.

Нарушение уставных правил караульной (вахтенной) службылицом, входящим в состав караула (вахты), если это деяние повлек­ло причинение вреда охраняемым караулом (вахтой) объектам, наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до трех лет.

Нарушение уставных правил караульной (вахтенной) службы вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, повлекшее тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до одного года.

Нарушение уставных правил внутренней службылицом, входя­щим в суточный наряд части (кроме караула и вахты), а равно на­рушение уставных правил патрулирования в гарнизоне лицом, входящим в состав патрульного наряда, если эти деяния повлекли тяжкие последствия, наказываются ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.

Законодательством Российской Федерации предусматривается ответственность военнослужащих за повреждение, уничтожение, утрату военного имущества.

Повреждение означает приведение имущества в частич­ную непригодность его к использованию по предназначению, когда сохраняется возможность его восстановления без существенных затрат.

Под уничтожением понимается приведение военного имущества в полную негодность.

Умышленные уничтожение или повреждение оружия, боеприпасов или предметов военной техникинаказываются штрафом в раз­мере до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев, либо ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Те же деяния, повлекшие тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

Уничтожение или повреждение по неосторожностиоружия, боеприпасов или предметов военной техники, повлекшее тяжкие последствия, наказывается штрафом в размере до пятисот минима­льных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти месяцев, либо ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Нарушение правил сбережениявверенных для служебного пользования оружия, боеприпасов или предметов военной техники, если это повлекло их утрату, наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Уголовная ответственность предусмотрена за нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих.

Правила обращения с оружием — это совокупность приемов и последовательность действий с оружием, обеспечивающих безопасность окружающих в процессе пользования им.

Нарушение правил обращения с оружием, боеприпасами, радио­активными материалами, взрывчатыми или иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружа­ющих,если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, уничтожение во­енной техники либо иные тяжкие последствия, наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет или содер­жанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.

Нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины,повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью челове­ка, наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься опреде­ленной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет с ли­шением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, спе­циальной или транспортной машины, повлекшее по неосторож­ности смерть двух или более лиц, наказывается лишением свобо­ды на срок от четырех до десяти лет.

Дата добавления: 2014-11-13 ; просмотров: 9 ; Нарушение авторских прав

Военная служба — особый вид государственной службы

Правовой основой военной службы являются Конституция и Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», которые возла-

гают на граждан России обязанность в случае нападения на нее защищать свое Отечество.

Законодательство предусматривает ряд форм ее реализации, наиболее активной и основной из которых является служба в ВС РФ.
Основное предназначение Вооруженных сил Российской Федерации — отражать агрессию, направленную против Российской Федерации, защищать целостность и неприкосновенность территорий Российской Федерации, а также выполнять задачи в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Военная служба выражается в повседневном выполнении конкретных воинских обязанностей. Это и участие в боевых действиях, и повседневное исполнение должностных обязанностей, установленных в соответствии с воинскими уставами, а также несение боевого дежурства (боевой службы), участие в учениях и походах кораблей и т.д.
Военная служба, говорится в Законе РФ «О воинской обязанности и военной службе», — особый вид федеральной государственной службы. Она исполняется гражданами в Вооруженных силах Российской Федерации, а также:
S в пограничных войсках Федеральной пограничной службы;
S во внутренних войсках Министерства внутренних дел;
S в железнодорожных войсках;
S в войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации;
S в войсках гражданской обороны;
S в инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти;

У в службе внешней разведки;
¦/ в органах Федеральной службы безопасности;
S в органах Федеральной пограничной службы Российской Федерации;
S в федеральных органах правительственной связи и информации: федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти и создаваемых на военное время специальных формированиях.
Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Если несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию, а также в иных установленных Федеральным законом случаях военнообязанный гражданин имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Условия и порядок прохождения военной службы определяются Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными и правовыми актами Российской Федерации. Они устанавливаются в зависимости от того, зачислены ли граждане на военную службу по призыву или на основе добровольного поступления — по контракту.

Военная служба как особый вид государственной службы в Российской Федерации

политология

  • Тазиева Ксения Александровна , студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • ВОЕННАЯ СЛУЖБА
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
  • ГОСУДАРСТВО
  • РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН

Похожие материалы

Обеспечение защиты Российской Федерации является одним из важнейших направлений деятельности государства. На государстве, на протяжении всего исторического периода его существования, лежит обязанность осуществления одной из первостепенных задач – «защиты его целостности и независимости».

Защита Отечества является обязанностью и долгом граждан Российской Федерации. В целях обороны и безопасности государства в отдельных федеральных органах исполнительной власти предусматривается военная служба, и создаются специальные военные организации: Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования. Граждане, поступившие или призванные на военную службу, являются военнослужащими, и на них возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни [4].

Согласно Федеральному закону от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» военная служба представляет собой вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания [8-12].

Военная служба, являясь по своей природе и по определению особым видом государственной службы, имеет ряд специфических признаков, отличающих ее от гражданской и военизированной государственной службы. Несмотря на то, что Федеральный закон от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» «устранил» особенности военной службы, определив ее как вид государственной службы и тем самым, уравняв ее с другими видами, по своему сущностному содержанию военная служба имеет ярко выраженные особенности [1].

Военная служба, кроме отличий, имеет ряд особенностей, выделяющих ее в особый вид государственной службы. Эти особенности представляют собой установления, вытекающие из специфики военного дела, которые существенно влияют на характер служебных взаимоотношений в государственных организациях и органах, в которых граждане исполняют военную службу, порядок возникновения, развития и прекращения военно-служебных отношений [6].

Военная служба, как и государственная служба в целом, организуется и осуществляется с непременным учетом многообразия и специфики сфер государственной деятельности. Деятельность государственных служащих разных ведомств имеет свои особенности, так как они выполняют свойственные данной отрасли задачи, связанные с осуществлением различных функций государства или отдельных их сторон. Деятельность военнослужащих осуществляется в специальных, относительно самостоятельных государственных организациях и органах, ее содержание и организационно-правовые формы определяются государством, предназначением Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, функциями и задачами, возложенными на них [2], [7].

Основу системы обеспечения военной безопасности Российской Федерации составляют органы, силы и средства обеспечения военной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства от военных угроз [3].

Управленческий аспект характерен, в частности, и для государственных организаций и органов, в которых предусмотрена военная служба. Так, управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляют министр обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ, являющийся основным органом оперативного управления ими. Управление осуществляется как на федеральном уровне, через специально создаваемый федеральный орган исполнительной власти, так и в самой управляемой системе через специально создаваемые органы управления, которые в Вооруженных Силах РФ называются органами военного управления [13-15].

Таким образом, посредством военной службы не столько обеспечивается исполнение полномочий государственных органов, сколько фактически осуществляются эти полномочия, т.е. военно-служебная деятельность является практической деятельностью по исполнению обязанностей (службы) военнослужащими, проходящими в соответствии с законом военную службу на воинских должностях в государственных органах и организациях, на которые возложены задачи и функции в области обороны и военной безопасности [5]. Которые существенно влияют на характер служебных взаимоотношений в государственных организациях и органах, в которых граждане исполняют военную службу, порядок возникновения, развития и прекращения военно-служебных отношений.

Список литературы

  1. О системе государственной службы Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 27.05.2003 года № 58-ФЗ : принят Гос. Думой 7.07.2004 года : одобр. Советом Федерации 14.05.2002 года (ред. от 13.07.2015) // СПС «Консультант плюс».
  2. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления [Текст] : учебник / Г.В. Атаманчук. – М. : Омега-Л, 2009. – 364 с.
  3. Бахрах, Д.Н. Государственная служба России [Текст]: учебное пособие / Д.Н. Бахрах. – М.: Проспект, 2011. – 350 с.
  4. Макосейчук, И.Г. Государственная гражданская служба [Текст] / И.Г. Макосейчук // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия : Право. – 2010. – № 1. – 100 с.
  5. Стрекозов В. Г. Военное право [Текст] : учебник / В. Г. Стрекозов, А. В. Кудашкин и др. – М. : «За права военнослужащих», 2014. – 640 с.
  6. Цымбал, Е.А. Государственная гражданская служба в РФ как составная часть системы государственной службы [Текст] / Е.А. Цымбал // Юридические науки. – 2012. – № 2. – 56 с.
  7. Лобанов, В. В. Модернизация государственного управления: проблемы и решения [Текст] / В. В. Лобанов // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2010. – № 2. – С. 141-142.
  8. ПРИРОДА, ПРАВО, ЮРИДИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ Ханнанов Р.А. Уфа, 2009.
  9. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Гарипова А.Г., Шапошникова Р.Р. В сборнике: Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 17 частях. 2014. С. 37-38.
  10. РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ Ризванова Р.Р., Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Развитие информационных технологий и их значение для модернизации социально-экономической системы Материалы международной научно-практической конференции. 2011. С. 142-143.
  11. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ Гарифуллина Э.Ф., Ханнанова Т.Р. Право и политика. 2012. № 9. С. 1565-1571.
  12. РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Гарифуллина А.Ф., Хайдарова Л.Р. В сборнике: Развитие информационных технологий и их значение для модернизации социально-экономической системы Материалы международной научно-практической конференции. 2011. С. 39-42.
  13. Самойлов, В. Д. Государственное управление. Теория, механизмы, правовые основы [Текст] : учебник для вузов / В. Д. Самойлов. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 311 с.
  14. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ Ханнанов Р.А. Право и политика. 2010. № 7. С. 1234-1249.
  15. СПЕЦИФИКА КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ НА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ Уразбахтина Р.Р., Ханнанова Т.Р. Законность и правопорядок в современном обществе. 2013. № 15. С. 77-78.

Сетевое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Военная служба особый вид

2.2 Характерные черты военной службы / Государственная служба и ее виды (автор: Романов Д.И.)

Военная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войсках гражданской обороны (далее — другие войска), инженерно — технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее — воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органах Федеральной пограничной службы Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее — органы) и создаваемых на военное время специальных формированиях.

Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту).

Граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом.

Деятельность военнослужащих (военная служба) носит государственный характер. Поэтому военной службе присущи все основные признаки государственной службы: деятельность в составе государственных органов и организаций; военнослужащие, выполняя специфические задачи, в соответствии с законодательно закрепленными за государственными органами функциями, действуют от имени и в интересах государства; взаимоотношения военнослужащих строятся на основе характерных для государственной службы отношений власти и подчинения; правовое положение военнослужащих, порядок прохождения военной службы определяются государством; военнослужащие обеспечиваются соответствующими видами довольствия, представляющими собой форму вознаграждения за труд.

В рамках единого механизма государства военная и гражданская государственная служба имеют общие основы и принципы организации, функционирования и развития. Сущность и содержание как гражданской, так и военной службы обусловлены органическим единством государственного аппарата.

В военной службе можно обнаружить ряд аспектов, характерных для государственной службы.

Социологический аспект, т.е. военная служба как социальная категория — это осуществление по поручению государства общественно полезной деятельности военнослужащими, проходящими военную службу в государственных органах и организациях.

Под политическим аспектом следует понимать исполнение государственных поручений в интересах государства и от имени государства. Посредством прохождения военной службы через деятельность специально учрежденных военных органов реализуются функции отдельных государственных органов, возложенные на них государством в целях обороны и безопасности, т.е. военная служба исполняется в специфической сфере жизни общества — обороны и безопасности государства.

Для претворения в жизнь принимаемых федеральными органами государственной власти решений в тех или иных специфических сферах деятельности государства необходима постоянная организаторская работа. Эта деятельность, например, в области обороны государства, в соответствии с Федеральным законом «Об обороне»[ 1 ] ведется как всеми органами государственной власти на всех уровнях, так и специально для того учрежденными и создаваемыми государственными органами и организациями. Основу обороны Российской Федерации составляют Вооруженные Силы Российской Федерации — государственная военная организация, управляемая министром обороны через Министерство обороны Российской Федерации и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации.

Таким образом, главной целью военной службы является практическое осуществление функций и решение задач в сфере безопасности государства на основе принципов и положений, установленных в Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных и федеральных законах.

Юридический аспект при характеристике военной службы представляет собой юридическое установление военно-служебных отношений в сфере безопасности и обороны, при реализации которых и достигается практическое выполнение должностных обязанностей, полномочий военнослужащих и компетенции органов и организаций, в которых они проходят службу.

Таким образом, военная служба как особый вид государственной службы является деятельностью по исполнению обязанностей военнослужащими, наделенными Законом особым статусом, в целях обороны и безопасности, решения стоящих перед государством иных специфических задач.

Выделение понятия «иные специфические задачи» не говорит о том, что их выполнение не связано с безопасностью и обороной, а указывает на то, что деятельность отдельных органов, в которых законом предусмотрена военная служба, не связана непосредственно с осуществлением функций государства в области обороны и безопасности, но в то же время имеет к ней прямое отношение (например, деятельность военных судов и органов военной прокуратуры).

На военнослужащих помимо исполнения общих и должностных обязанностей могут быть в отдельных случаях возложены специальные обязанности.

Выполнение служебных функций в том или ином звене государственного аппарата имеет свои особенности, выражающиеся в содержании и конкретных организационно — правовых формах их осуществления. Такие особенности имеют место, как в организационной структуре самих органов, так и в деятельности служащих каждого ведомства (отрасли) по выполнению возложенных на них задач. Это обусловлено тем, что в отраслевой деятельности государственных органов отражается не целиком та или иная функция, а лишь некоторая часть, характеризующая отдельную ее сторону.

Таким образом, деятельность служащих разных ведомств имеет свою специфику, так как они выполняют свойственные данной отрасли задачи, связанные с осуществлением различных функций государства или отдельных их сторон. Деятельность военнослужащих осуществляется в специальных, относительно самостоятельных государственных органах и организациях, ее содержание и организационно — правовые формы определяются государством, предназначением Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, функциями и задачами, выполняемыми ими.

Военная служба имеет ряд особенностей или отличий, выделяющих ее в особый вид государственной службы.

В отличие от гражданской государственной службы граждане проходят военную службу не только в государственных органах, но и в государственных военных организациях (Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях). Такой признак государственной службы, как «профессиональная деятельность» не характерен для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Особенности военной службы представляют собой установления, вытекающие из специфики военного дела, которые существенно влияют на характер служебных взаимоотношений, порядок возникновения, развития и прекращения военно-служебных отношений. К ним относятся: принятие военнослужащими военной присяги, наличие у военнослужащих воинских званий, обязательный характер военной службы для отдельных категорий граждан, детальность правового регулирования военно-служебных отношений, беспрекословность воинского повиновения, особенности в защите прав участников военно-служебных отношений, право на хранение, ношение, применение и использование оружия, специфика ограничений военнослужащих в гражданских, личных, политических и социально — экономических правах.

В соответствии с Законом граждане, впервые поступившие на военную службу или не проходившие военной службы и впервые призванные на военные сборы, приводятся к Военной присяге на верность своему народу, своей Родине — Российской Федерации. Факт приведения к присяге имеет не только моральное, но и существенное правовое значение. Только с приведением к присяге, военнослужащий может быть назначен на должность и приобретает полный объем служебных прав, на него в полном объеме возлагаются служебные обязанности, в том числе он может быть привлечен к выполнению боевых задач (к участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой службы, караульной службы); строгое соблюдение требований Военной присяги считается нравственной и юридической обязанностью; нарушение присяги влечет за собой дисциплинарную или уголовную ответственность; отказ от приведения к Военной присяге не допускается, поскольку в силу ст. 59 Конституции РФ гражданин Российской Федерации при поступлении на военную службу в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Назначение воинских званий состоит в том, чтобы обеспечить ясность и стройность во взаимоотношениях между военнослужащими. Система воинских званий позволяет отчетливо выразить военную и специальную квалификацию, служебный стаж и заслуги, служебное положение и авторитет каждого военнослужащего.

Воинские звания оказывают существенное влияние также на условия и порядок прохождения службы соответствующими категориями военнослужащих, на объем их служебных и личных прав.

Обязательность военной службы для отдельных категорий граждан проявляется, прежде всего, в способе привлечения граждан на военную службу путем проведения призывов — очередных и по мобилизации. После привлечения на военную службу, в пределах установленных сроков, военнослужащий не вправе по собственному желанию менять место службы, занимаемую должность, прекращать выполнение служебных обязанностей, требовать изменения характера служебных обязанностей, условий их выполнения. За не должное выполнение или уклонение от выполнения воинских служебных обязанностей предусмотрены более строгие меры воздействия, чем за аналогичные нарушения обязанностей невоенной государственной службы.

Так, в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за несоблюдение обязанностей государственным служащим он может быть уволен по инициативе руководителя государственного органа. Аналогичные деяния, содержащие признаки состава воинских преступлений, в соответствии с УК РФ влекут уголовную ответственность военнослужащих.

Детальность правового регулирования военно-служебных отношений также является особенностью военной службы. Уклад жизни, быт и деятельность военнослужащих детально регламентированы общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ, другими нормативными правовыми актами. Это является объективной потребностью, обусловленной спецификой военной службы: защита Отечества, ценностей нашего общества, жизни и здоровья людей в условиях риска для жизни и здоровья, причем во многих случаях с оружием в руках.

Беспрекословность воинского повиновения всецело вытекает из характера военной организации и является непреложным принципом служебных взаимоотношений, стержнем воинской дисциплины.

Особенности в защите прав участников военно-служебных отношений заключаются, во-первых, в недопустимости обращения военнослужащего в суд по отдельным вопросам, вытекающим из отношений военной службы. В то же время действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих права и свободы военнослужащих, могут быть обжалованы, как в служебном порядке — властью соответствующего непосредственного или прямого начальника, так и путем обращения в военный суд (ст. 4 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»);[ 2] во-вторых, в установлении государством повышенной ответственности военнослужащих за совершение ряда преступлений и других правонарушений, в том числе за недобросовестное исполнение служебных обязанностей, а в ряде случаев и за нарушение общественного порядка.

Особым является статус военнослужащих, предусматривающий ряд ограничений основных прав и свобод, обусловленных спецификой военной службы и осуществленных в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе«.[ 3]

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона « О воинской обязанности и военной службе» военную службу граждане проходят в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и создаваемых на военное время специальных воинских формированиях, перечень которых является исчерпывающим.

Вооруженные Силы Российской Федерации — государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» к военнослужащим относятся:

офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;

офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации;

сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта.

Таким образом, исходя из оснований зачисления на военную службу, условий и порядка ее прохождения, военнослужащие объединены в две группы (категории): военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и военнослужащие, проходящие военную службу по призыву.

Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством.

Статус (правовое положение) военнослужащего определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ,[ 4] другими федеральными конституционными законами и федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, воинскими уставами, другими нормативными правовыми актами.

Граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.

31 мая 2003 г. вступил в силу Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации». В отличие от Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» новый Закон к государственной службе относит не только службу в государственных органах, являющихся частью государственного аппарата Российской Федерации, но также профессиональную деятельность в составе ряда государственных организаций, не входящих в государственный аппарат, но призванных обеспечивать и гарантировать реализацию целей и функций государства.

Из законодательного определения государственной службы можно выделить ее существенные признаки: во-первых, государственная служба призвана обеспечивать практическое осуществление задач и функций государства, и, во-вторых, она является профессиональной деятельностью, т.е. деятельностью, осуществляемой на основе специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретаемых в результате подготовки. Таким образом, с принятием нового Закона устранено противоречие, заключающееся в том, что нормативное определение государственной службы ограничивало ее применение рамками государственного аппарата, т.е. в понятие государственной службы не включалась деятельность в иных частях государственного механизма, например военная служба.

В то же время Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» определяет государственную службу как профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации. Указанный подход не позволяет определить специфику государственно-служебной деятельности по сравнению с другими видами служебной деятельности (например, священнослужителей и др.). По нашему мнению, методологически правильно будет определить государственную службу не через профессиональную деятельность, а через раскрытие ее сущностного содержания, поскольку даже беглый анализ состава войск и воинских формирований позволяет сделать вывод, что профессиональной военная служба является только для части их личного состава — военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (ранее признак профессионализма был также присущ кадровой военной службе, не ограниченной сроками военной службы, которую проходили военнослужащие офицерского состава), т.е. признак профессионализма для военной службы не является определяющим в ее содержании. Следовательно, необходимо установить иные критерии, по которым деятельность в составе тех или иных организаций и органов может быть отнесена к государственной службе, направленной на реализацию целей и функций государства.

По действующему законодательству Российской Федерации военная служба учреждена в органах и организациях, решающих задачи в области обороны и безопасности государства, и, следовательно, она является особым видом государственной службы (п. 1 ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). В то же время, являясь разновидностью государственной службы, военная служба имеет исключительно выраженную специфику, которая подчас исключает прямые параллели и аналогию с понятиями «государственная служба» и «государственный служащий», закрепленным в законе «О системе государственной службы Российской Федерации». Проблема заключается как в отсутствии научно обоснованной концепции системы государственной службы, учитывающей предназначение военной службы, так и в отсутствии научной определенности самого понятия военной службы.

Указанные обстоятельства привели к тому, что военная служба перестала пониматься как особый вид государственной службы, что отличия военной службы от других видов специальной государственной службы не столь существенны, и это позволяет объединить ее с другими видами государственной службы, как считает ряд ученых[ 5] , т.е. военная служба не носит особого характера.

С таким мнением вряд ли можно согласиться, хотя оно не лишено определенного смысла. Указанная позиция обусловлена особенностями современной структуры военной организации Российской Федерации, включающей, помимо организаций (Вооруженных Сил, пограничных и внутренних войск), предназначенных для решения задач обороны и военной безопасности с применением средств вооруженной борьбы (оружия и вооружения индивидуального и коллективного применения) военными методами в специфических формах (проведение операций, ведение боевых действий и др.), иные организации и органы, играющие при этом обеспечивающую роль, что соответственно не требует особой специфики их деятельности.

Таким образом, современное состояние военной организации Российской Федерации характеризуется тем, что, кроме организаций, решающих задачи в интересах обороны и безопасности военными методами и средствами вооруженной борьбы, в нее входят государственные организации и органы, решающие задачи обеспечения деятельности указанных организаций. Это свидетельствует о чрезмерном расширении рамок военной организации государства, что не является оправданным в мирное время. Такое состояние военной организации не было характерным до начала 90-х гг. прошлого столетия для нашего государства и не характерно для аналогичных организационных структур развитых государств.[ 6 ]

Указанная позиция нашла отражение в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации», по которому военная служба является одним из видов федеральной государственной службы, что не в полной мере отражает ее сущностное содержание, поскольку военная служба является особым видом федеральной государственной службы. Особенность отражает ее существенные отличия от всех других видов государственной службы, которыми являются:

1) ее предназначенность, т.е. возможность применения специальных (военных) методов для решения поставленных задач, использование для этого средств вооруженной борьбы (оружия и вооружения как индивидуального, так и коллективного применения). Такая возможность не предоставляется любым другим видам государственной службы;

2) исполнение военной службы не только в добровольном порядке, но и по призыву как форме воинской обязанности, являющейся юридической обязанностью части населения государства, что также не присуще другим видам государственной службы, и ряд других особенностей.

Содержащееся в Законе определение позволяет сделать вывод о том, что государственные организации и органы, в которых учреждается военная служба, осуществляют функции по обеспечению обороны и безопасности государства, что не в полной мере соответствует ее предназначению — непосредственное решение задач в области обороны и военной безопасности. С учетом изложенного понятие военной организации государства, содержащееся в Военной доктрине Российской Федерации, должно быть уточнено. Военная организация государства является частью государственного механизма, предназначенной для решения задач в области обороны и военной безопасности военными методами и средствами вооруженной борьбы.

Также нет единого мнения о месте военной службы в системе государственной службы Российской Федерации. Концептуальное значение имеет методологический подход, согласно которому государственная служба едина по своей правовой природе и различна по решаемым задачам. Из этого следует ее дифференциация по различным направлениям деятельности государства и соответственно дробление ее на виды. Под видом государственной службы понимается ее специализация по содержанию, которая, в свою очередь, обусловливается целями и функциями соответствующих государственных органов и производна от них. Ответ на вопрос о месте военной службы в системе государственной службы имеет важное теоретическое значение, поскольку позволяет сформулировать концептуальные положения о структуре института государственной службы, ее разновидностях и как следствие предложения по совершенствованию законодательства о государственной службе и ее видах. Ряд авторов относят военную службу к военизированной государственной службе. Кроме военной, к военизированной государственной службе они относят также службу безопасности, внутренних дел и пограничную.[ 7 ]

Недостатком указанной классификации является то обстоятельство, что в ней смешаны виды государственно-значимой деятельности (военная служба) с административными органами, в которых исполняется военная служба. Так, согласно ст. 16 Федерального закона «Об органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации» органы ФСБ России комплектуются военнослужащими и гражданским персоналом. Причем сотрудниками органов ФСБ являются военнослужащие, за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и лица из числа гражданского персонала, назначенные на должности военнослужащих. Следовательно, в органах ФСБ России предусмотрена как военная служба, так и иная государственная служба по решению задач в сфере национальной безопасности.

Д.Н. Бахрах называет военную службу разновидностью милитаризованной службы, которая, в свою очередь, является разновидностью федеральной государственной службы. К милитаризованной службе он также относит службы: милицейскую, таможенную, внутреннюю службу в системе МВД России, военизированную охрану МПС, горно-спасательную службу и др.[ 8 ]

С указанной классификацией вряд ли можно согласиться, поскольку термин «милитаризм» обычно применяется для характеристики военной мощи, наращивания вооружений и активизации военных приготовлений, не носящих оборонительного характера. К тому же предложенная классификация страдает таким недостатком, как смешение в одно системное явление разноуровневых понятий.

Так, по нашему мнению, к государственной относится служба, решающая государственно-значимые задачи: обороны, безопасности, защиты целостности, неприкосновенности и суверенитета страны, охраны общественного порядка и т.д., т.е. задачи, которые решаются в интересах всего государства и без решения которых его существование немыслимо.

Военная служба является видом федеральной государственной службы и характеризуется следующими признаками:

— она исполняется в целях сохранения государственного суверенитета и территориальной целостности, а также выполнения ряда иных функций, отнесенных Конституцией Российской Федерации к исключительному ведению Российской Федерации;

— финансирование государственных органов и организаций, в которых предусмотрена военная служба, происходит только из федерального бюджета;

— правовое регулирование военной службы осуществляется только федеральным законодательством, а также нормативными правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, статус военной службы определяется только федеральным законодательством и исключается возможность ее введения в государственных органах и организациях субъектов Российской Федерации.

Г.В. Атаманчук, считающий государственную службу целостным социально-правовым институтом, т.е. не суммой служб на различных уровнях и в различных подсистемах государственного аппарата, а единой государственной службой одному государству, ее создавшему, с соответствующим объемом и структурой, условно делит ее на гражданскую государственную службу (в органах представительной, исполнительной и судебной власти), военную государственную службу (в армии и приравненных к ней структурах) и специальную государственную службу (в административных органах).[ 9 ]

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» и Указ Президента Российской Федерации «О Федеральной программе «Реформирование службы Российской Федерации» (2003 — 2005 годы)» от 19 ноября 2002 г. N 1336 предлагают деление государственной службы на гражданскую, правоохранительную и военную. Недостатком предложенной классификации является то обстоятельство, что к правоохранительной государственной службе будет отнесена служба в организациях и органах, суть деятельности которых не состоит в осуществлении правоохранительных функций (например, дипломатическая, фельдъегерская, аварийно-спасательная, в противопожарных органах).

Военная реформа, в конечном счете, предполагает реформирование военной организации государства, в том числе выведение из военной организации государственных органов, обеспечивающих деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации: ФСБ России, СВР России, Федеральной службы охраны, ФАПСИ, Гостехкомиссии при Президенте Российской Федерации, Федеральной службы специального строительства, Главного управления спецпрограмм, ФПС России, т.е. предложенная в Законе классификация видов государственной службы в ближайшее время может «устареть», что потребует последующего изменения законодательства.

В основу классификации должен быть положен критерий, позволяющий сгруппировать наиболее близкие по характеру служебной деятельности виды государственной службы. По нашему мнению, методологически обоснованным для указанных целей является критерий использования тех или иных методов решения стоящих перед государственными организациями и органами, в которых исполняется государственная служба, задач. Методы решения задач государственными организациями и органами обусловливают особые организационные отношения между лицами, в них входящими. По указанному критерию государственная служба может быть разделена на следующие виды: гражданскую, специальную (военизированную) и военную.

Цели государства — это пути для удовлетворения его потребностей, которые достигаются решением определенных государственно-значимых задач. Военная служба обеспечивает независимость, государственный суверенитет и целостность государства специфическими военными методами.

Таким образом, военная служба — это особый вид установленной государством на основании федерального закона деятельности человека в специально создаваемых им государственных организациях (вооруженных силах, войсках, воинских формированиях) и государственных органах, решающих задачи по защите Отечества (обороне и военной безопасности) специфическими (военными) методами и средствами вооруженной борьбы, предполагающими использование оружия и вооружения индивидуального и коллективного применения. Решение задач по защите Отечества предполагает практическое и непосредственное осуществление закрепленных в Конституции Российской Федерации функций государства по обеспечению его независимости, суверенитета и целостности, удовлетворение публичного интереса в сфере военной безопасности на основе принципов и положений, установленных в Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных и федеральных законах.

Из теоретико-правового определения военной службы можно сформулировать определение военной службы для целей Закона, которое бы отражало его сущностное содержание: «Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, представляющий собой деятельность граждан, которым присваиваются воинские звания, на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, входящих в состав военной организации государства».

Посредством исполнения военной службы реализуются функции отдельных государственных органов и организаций. В то же время особенность военной службы заключается в том, что заранее определить алгоритм действий военнослужащих не всегда представляется возможным из-за специфики их деятельности, имеющей подчас исключительно динамичный характер, что особенно характерно при ведении боевых действий. Однако ведение боевых действий подчиняется определенным законам, выяснить которые и формализовать в виде боевых уставов и других актов военного управления является задачей не правовой науки, а военной науки. В то же время формализованные в виде актов военного управления, они приобретают свойство правового акта соответствующего органа военного управления, который имеет следующие характерные черты: подзаконность, правовой характер, авторитарность, императивность.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» определяет федерального государственного служащего как гражданина Российской Федерации, осуществляющего профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающего денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета (п. 1 ст. 10). Применительно к военнослужащим к федеральным государственным служащим предлагается относить только военнослужащих, поступающих на военную службу в добровольном порядке (по контракту), поскольку критерием отнесения является получение денежного содержания (вознаграждения, довольствия), что не является характерным признаком для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Таким образом, предлагается искусственное деление военнослужащих на государственных служащих (исполняющих военную службу в добровольном порядке) и просто военнослужащих (призываемых на военную службу), которые не будут являться государственными служащими, т.е., следуя предлагаемой логике, можно находиться на государственной службе и не являться государственным служащим, что имело место по действующему законодательству о государственной службе. Указанный подход не оправдан как с теоретической, так и с практической точки зрения. Военнослужащий, призванный на военную службу, должен являться временным федеральным государственным служащим.

По нашему мнению, федеральными государственными служащими должны являться граждане Российской Федерации, осуществляющие деятельность на должностях федеральной государственной службы и обеспечиваемые денежным и иным содержанием (вознаграждением, довольствием) за счет средств федерального бюджета, что позволит отнести к ним все категории военнослужащих.

1 Об обороне: ФЗ от 31 мая 96 // СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2750; 2000. № 1.ст. 6; 2003. № 27. Ст. 2700; 2004. № 27. Ст. 2711; РГ, 2004. 1 июля; 31 августа

2 Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан: Закон РФ от 27 апреля 1993 (в ред. ФЗ от 14 декабря 1995) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. № 19. Ст. 685; СЗ РФ. 1995. № 51. Ст.4970

3 О воинской обязанности и военной службе: ФЗ 28 марта 1998 г. с изм. и доп. от 22 февраля 2003 г.; 22 апреля 2004 г.; 29 июня 2004 г. // сноска СЗ РФ.1998. № 13. Ст. 1475; № 30. Ст. 3613; 2001. № 30.ст. 3061; 2002. № 26. Ст. 2521; № 30. Ст. 3030, 3033; 2003. № 1. Ст.1. № 27. Ст. 3146; 2004. № 18. Ст. 1687; РГ.2004. 31 августа.

4 О статусе военнослужащих: ФЗ от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ, // СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331; 2002. № 52. Ст. 5132; 2003. № 46.ст. 4437; 2004. № 18. Ст. 1687.

5 Ноздрачев А.Ф. Государственная служба. М., 1999. С. 53

6 Кудашкин А.В. К вопросу о сущности военной службы и ее месте в системе государственной службы // Право в Вооруженных Силах. 2003. № 8. С. 15

7 Государственная служба: теория и организация. Ростов-на-Дону, 1998. С. 186.

8 Бахрах Д.Н . Административное право: Учебник для вузов. М., 1996. С. 121.

9 Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. М., 2002. С. 122 — 125.