Внесение изменений в генеральный план застройки

Внесение изменений в генеральный план застройки

5 ноября 2014 г. в г. Мегион и 6 ноября 2014 г. в п. Высокий состоятся публичные слушания по внесению изменений в генеральный план городского округа город Мегион.

Что такое Генеральный план, и зачем он нужен?

Генеральный план города – это в первую очередь несколько специальных карт. Отличаются от обычных карт тем, что на них изображено не то, что уже существует, а то, что должно быть на территории через 15-25 лет. В нашем случае, к 2035 году.

В сущности, это и есть план – научно обоснованный перспективный план развития городского округа, оформленный в виде карт и схем. Любой генеральный план содержит аналитический блок и блок проектного предложения. Каждый из них, в свою очередь, включает в себя графические материалы и текстовую часть, которая является пояснением к картам.

Подобно тому, как в повседневной жизни, например, когда мы хотим улучшить интерьер своей квартиры, архитектор/дизайнер сначала продумывает функциональную организацию квартиры – где отдыхать, где оборудовать рабочее или учебное место, где принимать гостей, а где будет приватная зона. Если необходимо и возможно, меняет конфигурацию стен и подбирает соответственно мебель. Хороший архитектор решает эти задачи взаимоувязано, продумывает и сравнивает различные сценарии-варианты.

Только в случае с генеральным планом речь идет о территории целого города, и поэтому на плане отображаются не конкретные здания, а так называемые «функциональные зоны».

Функциональная зона – это часть территории, для которой генеральным планом определены границы и функциональное назначение. Например, может быть зона жилой застройки, промышленная зона, зона отдыха и т.д. Деление города на функциональные зоны и есть основной способ планирования генерального плана. При этом текстовая часть обосновывает, что будет происходить с той или иной зоной, что в ней размещено.

Функциональное зонирование позволяет наглядно представить будущее развитие города – что, в каких местах и в каком объеме будет строиться, что сохранится, а что предполагается изменить.

Градостроительный кодекс РФ, кроме функционального зонирования, закрепляет за генеральным планом утверждение границ населенных пунктов и размещение объектов местного значения.

После утверждения генерального плана все решения о том, где размещать дома, детские сады, промышленные предприятия и спортивные школы, строить мосты и разбивать парки, должны приниматься только в соответствии с генеральным планом.

Нужно четко понимать, что если берег озера, где сегодня растет лес, и где любят гулять жители, на генплане обозначен как территория застройки, значит, его обязательно застроят. Если в генеральном плане не отведено место для строительства новых дорог, то они не будут построены. Если строительство нового жилья не увязано с развитием коммунальной инфраструктуры, то всех ждут проблемы с теплом, электроэнергией, водоснабжением.

После утверждения генеральный план является главным градостроительным документом, на основе которого составляются все конкретные проекты планировки и застройки города. Он должен быть нацелен на то, чтобы сделать жизнь людей лучше. Будет ли он таким для каждого жителя, зависит в первую очередь от внимательного отношения к предлагаемым проектировщиками картам и текстам.

И хотя в былые времена, главным образом в годы советской власти, вся информация, тесно связанная с генеральными планами городов, считалась секретной, сегодня каждый имеет право во время обсуждения проекта генплана вносить в него свои предложения.

Ретроспектива / О генеральных планах Мегиона и Высокого

1930-е: Хантыйский поселок.

1960-е: Геологи были не только первооткрывателями месторождений, но и первыми застройщиками поселка. Он строился на высоком берегу протоки Мега на участке от берега р. Мега до реки Сайма. Первой проектной организацией был институт «Гипротюменьгеология».

1970-е: Начало организации нефтедобывающей отрасли. Нефтяники застраивали город от р. Сайма и вглубь материка. В период освоения региона главной задачей была добыча нефти любой ценой, поэтому в первую очередь обустраивали месторождения, строились промбазы, транспортные нефтепроводы. Строительство жилья и соцкультбыта осуществлялось по остаточному принципу. В поселке появилось несколько заказчиков-застройщиков: геологи, нефтяники, строители, трубопроводчики. Градостроительную документацию каждый заказчик разрабатывал в своем отраслевом институте, единый генеральный план отсутствовал.

1980-е: Город окружного значения, в состав которого вошёл п. Высокий. Образован отдел архитектуры, основной задачей которого был контроль застройки города и п. Высокий в соответствии с генеральным планом. Разработчик генерального плана города — институт «Тюменьгражданпроект». В 1982 году Генеральный план г. Мегион был утвержден решением Тюменского областного исполнительного комитета № 89 от 30.03.82 г.

1990-2000-е: Город рассчитывался на население численностью 45 тыс. человек. Жилые территории г. Мегиона проектировались, сохраняя структуру старого поселения, кварталы и сетка улиц — без резерва свободных от сноса территорий для застройки жилья. Тактика — прежде чем построить жилой дом, необходимо произвести снос старых домов, в начале 90-х годов зашла в тупик в связи с тем, что построенное жилье на 90 % отдавалось на следующий снос, а очереди на получение жилья не уменьшались и, как результат, жители стали самовольно вселяться в построенные жилые дома, не принятые государственной комиссией. Городу были необходимы новые свободные территории, на которых можно строить без сноса и предоставлять квартиры очередникам. 1992-1999 ОАО «ГРАДЪ» разработаны ТЭО развития г. Мегиона и генеральный план, который был утверждён решением Думы города Мегиона №40 от 27.07.2005 г.

Поселок Высокий строился стихийно, без генерального плана застройки территории. Планировочный документ выполнен в 2001 году творческим коллективом ООО ТЦП «Интерград» г. Москва.

Настоящее время: Действующий генеральный план городского округа выполнен Институтом Территориального Планирования «Град» и утвержден решением Думы №209 от 23.12.2011 г. Современный генеральный план – это градостроительная документация нового поколения, использующая ГИС-технологии. Это не просто карта, это высокотехнологичный «слоёный пирог» из различных данных в едином координатном пространстве. В том числе и результаты высокоточной космической и аэрофотосъёмки. Это уже не чертежи большого формата, сделанные в единственном экземпляре, которые зачастую было сложно воспринимать из-за перенасыщенности графических изображений условными обозначениями. Осталась в прошлом и практическая невозможность оперативной корректуры проектных предложений, необходимых из-за меняющихся ситуаций.

Зачем нужны изменения в действующий генеральный план?

Мы не можем точно предположить будущее надолго вперед, оно вариативно. В обществе, экономике происходят изменения. А генеральный план – это один из серьезных инструментов конструирования будущего, своего рода «дорожная карта», результат анализа вероятных долгосрочных перспектив и способ повышения вероятности именно желаемого будущего. Это некий набор ограничений (зонирование территорий), которые допускают гибкость, но ориентироваться документ должен на стратегию развития города. То есть, генеральный план – это пространственное отображение стратегии города.

Идеология комплексного проектирования, которой придерживается наш Институт, предполагает одновременную и взаимоувязанную подготовку документов стратегии города и генерального плана. Стратегия выбирает сценарий развития города, задаёт прогноз демографических и социально-экономических изменений, на основе чего генеральный план решает задачи пространственного размещения нужных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, расположения жилых, общественно-деловых, рекреационных и производственных зон. Оба этих документа задают ориентиры качества жизни населения. Публичные слушания по Стратегии социально-экономического развития городского округа, выполненной ИТП «Град», назначены на 23.10.2014 г.

Изменения в действующий генеральный план имеют цель гармонизации различных документов и актуализации проектных решений. С момента утверждения действующего генерального плана изменились требования градостроительного законодательства, которым необходимо соответствовать. В новый генеральный план вошла новая смысловая единица – инвестплощадка как объект местного значения. Кроме того, добавился новый аналитический блок, который оперирует понятием градостроительной ценности территории. Измеритель этой ценности – рыночная стоимость (цена) объекта недвижимости. И сопоставление рыночной цены объекта недвижимости и затрат на его строительство даёт представление, насколько прибыльным данный инвестиционный проект может быть для инвестора – бизнеса, муниципалитета, государства, гражданина.

Общее состояние и качество городской среды является одним из существенных факторов в конкурентной борьбе городов за размещение инвестиций.
В процессе подготовки предложений по внесению изменений в генеральный план городского округа были учтены актуальные данные государственного кадастра недвижимости о зарегистрированных правах на земельные участки, высокоточные материалы дистанционного зондирования, учтены результаты социологических опросов и общественных обсуждений.

Публичные слушания по проекту внесения изменений в генеральный план состоятся:

В городе Мегионе 05 ноября 2014 в 17:00 по адресу: зал заседаний администрации города, улица Нефтяников, дом 8.
В посёлке городского типа Высокий 06 ноября 2014 в 18:00 по адресу: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6», улица Нефтяников, дом 6.

Генеральный план города, правила землепользования и застройки

Генеральный план

Решение Междуреченского городского Совета народных депутатов от 01.10.07. №377
«Об утверждении проекта «Корректировка генерального плана города Междуреченска»
в составе муниципального образования «Междуреченский городской округ». Протоколы публичных слушаний, заключение о результатах публичных слушаний.

Пояснительную записку и графические приложения смотреть по странице ниже.

Решение Междуреченского городского Совета народных депутатов от25.11.2014 № 105 «О внесении изменений в проект «Корректировка генерального плана города Междуреченска в составе муниципального образования «Междуреченский городской округ». Протокол публичных слушаний, заключение о результатах публичных слушаний.

Решение Совета народных депутатов Междуреченского городского округа от 30.12.2015 №184 «О внесении изменений в проект «Корректировка генерального плана г.Междуреченска в составе МО МГО». Протокол публичных слушаний, заключение о результатах публичных слушаний.

Правила землепользования и застройки

Решение Междуреченского городского Совета народных депутатов от 17.07.08.№458″ Об утверждении правил землепользования и застройки МО «Междуреченский городской округ». Протоколы и заключение о результатах публичных слушаний.

Решение Междуреченского городского Совета народных депутатов от 05.10.10. №176 «О внесении изменений в правила землепользования и застройки». Протокол и заключение о результатах публичных слушаний. (утратило силу — решение от31.01.2017 №272)

Решение Междуреченского городского Совета народных депутатов от 16.09.2011 №273 «О внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования «Междуреченский городской округ». Протокол и заключение о результатах публичных слушаний.

(утратило силу — решение от31.01.2017 №272)

Решение Совета народных депутатов Междуреченского городского округа от 25.11.2014 №104 «О внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования «Междуреченский городской округ». Протокол публичных слушаний, заключение о результатах публичных слушаний.

(утратило силу — решение от31.01.2017 №272)

Решение Совета народных депутатов Междуреченского городского округа от 30.12.2015 №185 «О внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования «Междуреченский городской округ». Протокол публичных слушаний, заключение о результатах публичных слушаний.

(утратило силу — решение от31.01.2017 №272)

Решение Совета народных депутатов Междуреченского городского округа от 28.04.2016 №214 «О внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования «Междуреченский городской округ». Протокол публичных слушаний, заключение о результатах публичных слушаний.

Решение Совета народных депутатов Междуреченского городского округа от 31.01.2017 №272 «О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Междуреченский городской округ». Протокол публичных слушаний, заключение о результатах публичных слушаний.

Решение Совета народных депутатов Междуреченского городского округа от 30.10.2017 №311 «О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Междуреченский городской округ». Протокол и заключение о результатах публичных слушаний.

Пояснительную записку и графические приложения смотреть по странице ниже.

Внесение изменений в правила землепользования и застройки

Комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки утверждена постановлением главы города Междуреченска от 18.07.2007 №1122-п в редакции постановления АМГО от 06.06.2017 №1340-п

Положение о комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки.

Примерная форма заявления о внесении изменений в правила землепользования и застройки.

Постановлением АМГО от 24.05.2017 №1225-п принято решение о внесении изменений в правила землепользования и застройки МО МГО

Постановлением АМГО от 08.06.2017 № 1374-п назначены публичные слушания. информация о публичных слушаниях размещена в соответствующем разделе.

Постановлением АМГО от 07.09.2017 №2170-п принято решение о внесении изменений в правила землепользования застройки МО МГО. Дополнения к постановлению.

Постановление об отклонении предложений о внесении изменений в правила землепользования и застройки.

Постановление об отклонении предложений о внесении изменений в правила землепользования и застройки.

Постановление № 2034-п от 20.08.2018 об отклонении предложений о внесении изменений в правила землепользования и застройки.

Генеральный план населенного пункта

Статья 17. Генеральный план населенного пункта

1. Генеральный план населенного пункта является основным видом градостроительной документации на местном уровне, предназначенной для обоснование долгосрочной стратегии планирования и застройки территории населенного пункта.

На основании утвержденного генерального плана населенного пункта разрабатывается план земельно-хозяйственного устройства, который после его утверждения становится неотъемлемой частью генерального плана.

Последовательность выполнения работ по разработке генерального плана населенного пункта и документации по землеустройству определяется строительными нормами, государственными стандартами и правилами и задачам на разработку (внесение изменений, обновление) градостроительной документации, которое составляется и утверждается ее заказчиком по согласованию с разработчиком.

В составе генерального плана населенного пункта может разрабатываться план зонирования территории этого населенного пункта. План зонирования территории может разрабатываться и как отдельная градостроительная документация после утверждения генерального плана.

2. Генеральный план населенного пункта разрабатывается и утверждается в интересах территориальной громады, обладающими учетом государственных, общественных и частных интересов.

Для населенных пунктов с численностью населения до 50 тысяч лиц генеральные планы могут сочетаться с подробными планами всей территории таких населенных пунктов.

3. Для населенных пунктов, занесенных в Список исторических населенных мест Украины, в пределах определенных исторических ареалов в составе генерального плана населенного пункта определяются режимы регулирования застройки и разрабатывается историко-архитектурный опорный план, в котором указывается информация об объектах культурного наследия.

4. Состав, содержание и порядок разработки историко-архитектурного опорного плана населенного пункта определяются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование госполитики в сфере градостроительства.

5. Исполнительные органы сельских, поселковых и городских советов, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации являются заказчиками, организуют разработку, внесение изменений и представления генерального плана населенного пункта на рассмотрение соответствующей сельского, поселкового, городского совета.

6. Решение о разработке генерального плана принимает соответствующий сельский, поселковый, городской совет.

7. Исполнительные органы сельских, поселковых и городских советов, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации в установленный срок:

  1. подают предложения к проекту соответствующего местного бюджета на следующий год или о внесении изменений в бюджет на текущий год относительно потребности в разработке градостроительной документации;
  2. определяют в установленном законодательством порядке разработку генерального плана населенного пункта, устанавливают сроки разработки и источники его финансирования;
  3. обращаются к областной государственной администрации, Совета министров Автономной Республики Крым (для городов областного и республиканского Автономной Республики Крым значения), центрального органа исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере градостроительства (для городов Киева и Севастополя) по определению государственных интересов для их учета при разработке генерального плана населенного пункта;
  4. сообщают через местные средства массовой информации о начало разработки генерального плана населенного пункта и определяют порядок и срок внесения предложений к нему физическими и юридическими лицами;
  5. обеспечивают предварительное рассмотрение материалов по разработке генерального плана населенного пункта архитектурно-градостроительными советами соответствующего уровня;
  6. согласовывают проект генерального плана населенного пункта с органами местного самоуправления, представляющих интересы смежных территориальных общин, с целью урегулирования вопросов планирование территорий в пригородных зонах.
  7. обеспечивают осуществление стратегической экологической оценки.

8. Срок действия генерального плана населенного пункта не ограничивается.

9. Изменения в генеральный план населенного пункта могут вноситься не чаще одного раза в пять лет.

Такие изменения вносятся органом местного самоуправления, который утвердил генеральный план населенного пункта. Вопрос о досрочное внесение изменений в генеральный план населенного пункта может нарушаться по результатам градостроительного мониторинга перед соответствующим сельским, поселковым, городским советом соответствующей местной государственной администрацией.

В случае возникновения государственной необходимости решение о целесообразности внесения изменений в генеральный план населенного пункта принимается Кабинетом Министров Украины.

10. Генеральные планы населенных пунктов и изменения к ним рассматриваются и утверждаются соответствующими сельскими, поселковыми, городскими советами на очередных сессиях в течение трех месяцев со дня их представления.

11. Материалы генерального плана населенного пункта не могут содержать информацию с ограниченным доступом и быть ограниченными в доступе. Общая доступность материалов генерального плана населенного пункта обеспечивается в соответствии с требованиями Закона Украины «О доступе к публичной информации» путем предоставления их по запросу на информацию, публикации на веб-сайте органа местного самоуправления, в том числе в форме открытых данных, на едином государственном веб портале открытых данных, в местных периодических печатных средствах массовой информации, в общедоступном месте в помещении органа местного самоуправления.

12. Экспертизе градостроительной документации на местном уровне подлежат исключительно генеральные планы городов.

Порядок проведения экспертизы определяется Кабинетом Министров Украины.

Внесение изменений в Генеральный план Перми

Реестр замечаний и предложений к проекту изменений в Генеральный план города Перми по результатам публичных слушаний (территория, ограниченная ул.Борцов Революции, р.Камой в Ленинском и Мотовилихинском районах г.Перми) (дата размещение 30.11.2016)«О внесении изменений в решение Пермской городской Думы от 17.12.2010
№ 205 «Об утверждении Генерального плана города Перми»,

Заключение о результатах публичных слушаний по проекту изменения генерального плана города Перми от 29.11.2016 (дата размещения 30.11.2016)

Реестр замечаний и предложений к проекту изменений в Генеральный план города Перми по результатам публичных слушаний по обсуждению проектов решений Пермской городской Думы
«О внесении изменений в решение Пермской городской Думы от 17.12.2010 № 205 «Об утверждении Генерального плана города Перми» (дата размещения 30.11.2016)

Заключение о результатах публичных слушаний по проекту изменения генерального плана города Перми от 17.11.2016

Протоколы по результатам проведения публичных слушаний по проекту решения Пермской городской Думы «О внесении изменений в решение Пермской городской Думы от 17.12.2010 № 205 «Об утверждении Генерального плана города Перми», назначенных постановлением Главы города Перми-председателя Пермской городской Думы от 13.09.2016 № 256. (дата размещения — 15.11.2016):

Как эффективно изменять города и села: Украинские генпланы и их бессилие

Что такое генеральный план населенного пункта? Как часто его можно и нужно корректировать для обеспечения развития общества? Мы не часто задаем себе такие вопросы. Между тем, все это меняет нашу жизнь каждый день. Вот мы идем на работу. Приветливая девушка из киоска-кафе наливает нам кофе. Стоп, еще вчера его здесь не было! А вот рядом с офисом в заброшенном сквере уже «растет» жилье.

Появление таких объектов – результат пространственного планирования. Когда же на старом месте строится что-то качественно новое, когда меняется функция территории, чаще всего речь идет о корректировке главного градостроительного документа, генерального плана.

Казалось бы, привлечение финансирования для масштабного строительства, его реализация и поиск будущих жителей многоэтажек должны быть процессами, сложными из-за бумажной работы. Но процедура внесения изменений в генеральный план населенного пункта связана с классической болезнью украинского законодательства – мораторием.

Изменить нельзя запретить

Часть девятая статьи 17 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» предусматривает, что изменения в генеральный план населенного пункта могут вноситься не чаще, чем один раз в пять лет. Это как бы и не так страшно, впрочем, если документ «свежий», или если изменения вносились два-три года назад, то, скорее всего, инвестор не захочет ждать, не согласится на альтернативные пути сомнительной законности и повернет свой взгляд на другой населенный пункт, имеющий градостроительную документацию, отражающую его инвестиционные интересы.

Генеральный план города Сумы был утвержден в 2012 году и предусматривал сравнительно небольшую по площади зону для размещения индивидуальной жилой застройки. После начала АТО возник очень большой спрос на выделение земельных участков для индивидуального строительства участникам АТО, но генеральный план (который был утвержден недавно) не прогнозировал такого спроса. Всех желающих обеспечить земельными участками было невозможно,
– рассказал главный архитектор Сумской области Олег Кривцов.

Вносить изменения в генплан один раз в пять лет – это мало или много, полезно для города или вредно? Как бы повлияло на жизнь общин отмена такого ограничения? И почему именно пять лет, а не три или семь?

Когда генеральный план — не генеральный

Обычно такие запреты вводятся для того, чтобы определенное время сохранять статус-кво, воздержаться от поступков чиновников, которые разрушат утвержденный план действий. Но, к сожалению, в данном случае на практике статья 17 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» не достигает своей цели.

Генеральный план – это документ, в который заложена стратегия развития населенного пункта на будущее. В идеале он должен разрабатываться группой экспертов разного направления, с учетом демографической ситуации и перспективных потребностей общества. Конечно, никто не знает потребностей общества лучше его самого, поэтому проект генплана проходит общественные слушания с участием бизнеса и общественных организаций.

Именно на этом этапе появляются первые и главные проблемы документа. Здесь дело даже не в сомнениях в профессионализме разработчика генерального плана. Если задаться вопросом, сколько генпланов разрабатывается, исходя из реальных потребностей общества и перспектив развития населенных пунктов, а не отдельных бизнес-интересов, сколько главных архитекторов городов, сел и поселков в первую очередь являются специалистами, а уже потом – политиками, когда общественные слушания проводятся реально, а когда «для галочки», и знают ли жители особенности градостроительных процессов, то придется констатировать, что качество генеральных планов населенных пунктов далека от ожиданий законодателя. Вопрос заключается еще и в том, как провести эффективный общественный диалог. Поэтому, естественно, часто возникает потребность корректировать генплан раньше, чем через пять лет после его утверждения.

Сюда же надо добавить тот факт, что городские власти не всегда могут рассчитывать на интерес инвестора в застройке отдельных территорий или предусмотреть тенденции развития промышленности и технологий. Так, по данным Министерства экономического развития и торговли, в течение последних четырех лет в Украине появился 31 индустриальный (промышленный) парк, а с 2011 года началось интенсивное развитие альтернативной энергетики – бум создания солнечных электростанций. Могли ли это знать разработчики генеральных планов в начале десятилетия? Вместе с тем, именно такие предприятия становятся градообразующими и приносят большую пользу обществу.

Как руководители города инвесторов отбирают

Итак, что происходит на практике, если инвестиционное предложение попадает на стол руководителей.

Вариант первый – ничего. Если функциональное назначение выбранной инвестором территории надо менять, а пятилетний срок для корректировки генплана еще не прошел, такой инвестор вероятно получит отказ со ссылкой на абзац первый части девятой статьи 17 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности».

Вариант второй – «идите по кабинетам». Если местные чиновники дочитали до конца часть девятой статьи 17 указанного закона, то они подскажут инвестору, что вопрос о досрочном внесении изменений в генеральный план населенного пункта может нарушаться по результатам градостроительного мониторинга перед соответствующим сельским, поселковым, городским советом соответствующей местной государственной администрацией. На самом деле таким механизмом пользуются в Украине довольно часто, но все же следует признать, что это не панацея. Для инвестора это означает, что, во-первых, процедура обновления генерального плана продлится на несколько дополнительных месяцев, а, во-вторых, что надо договариваться о строительстве еще как минимум в одном кабинете.

Вариант третий: «Закон? Нет, не слышали». Земельная реформа, которая продолжается в нашем государстве уже более 20 лет, научила украинцев, что надо делать с мораториями, если они мешают намерениям. Нужно найти способ обходить мораторий. Для ограничения на внесение изменений в генеральный план не чаще, чем раз в пять лет, таким обходом является разработка детального плана территории.

Детальный план спешит на помощь

Разработка детального плана территории (ДПТ) – вполне нормальный процесс, этот документ должен уточнять положения генерального плана населенного пункта и определяет развитие определенной части территории. Но с другой стороны, ДПТ ниже по иерархии градостроительных документов, он должен соответствовать генеральному плану. Когда же по генплану определенная территория относится к землям промышленности или рекреации, а мы детальным планом «уточняем», что отныне это будут земли многоквартирной жилой застройки, то в таком случае ДПТ будет противоречить положениям генерального плана и требованиям законодательства. Следовательно, инвестор не может быть уверен, что такой ДПТ не отменят в судебном порядке, а запланированное им строительство будет сомнительным для потенциальных покупателей и арендаторов.

Похожим путем пришлось пойти и сумской власти после появления большого количества участников АТО, которые претендовали на получение земельных участков под усадебную застройку в Сумах. По словам Олега Кривцова, в городе возникла социальная напряженность. Для того, чтобы ее снять, городские власти заказали разработку детального плана территории под размещение индивидуальной жилой застройки на территории, которая согласно генеральному плану была предусмотрена для многоквартирной жилой застройки.

Плохое регулирование

О негативных последствиях действующей редакции статьи 17 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» говорят и эксперты.

Текущие правила тормозят развитие городов. Жизнь динамична, поэтому потребность в обновлении генпланов возникает, но из-за ограничений в пять лет все изменения идут через ДПТ в ручном, непрофессиональном, имитационном режиме. При таких условиях на уровне генплана нет объективного учета изменений рыночных условий города,
– убежден главный инженер Украинского зонального научно-исследовательского и проектного института по гражданскому строительству Владимир Брунько.

Поэтому на практике ограничение на обновление генеральных планов не выполняет свою функцию.

Заинтересованные лица или отказываются от своих намерений, или выбирают альтернативный, мягко говоря, не очень законный путь воплощения инвестиционных проектов. Это подтверждает, что ограничения, наоборот, в чем-то вредят, обесценивая роль градостроительных документов и нарушение требований закона.

Справедливо будет отметить, что описанный апокалиптический сценарий присущ, конечно, не всем населенным пунктам. Эксперты BRDO в рамках проекта «Открытое пространственное планирование» на портале PMAP собирают генеральные планы украинских городов, сел и поселков и анализируют информацию об их актуальности. Так, по данным PMAP, только 3% сел разработали новые генпланы за последние 5 лет. Большинство небольших населенных пунктов пользуются документацией, которая разработана в 70-80 годах, периодически ее актуализируя. Это связано и с отсутствием большого спроса на новые градостроительные документы, и с их стоимостью.

В то же время, эта статистика подтверждает и то, что отмена ограничения на обновление генпланов не приведет к массовой вседозволенности местных властей, поскольку спрос на их корректировки в большинстве населенных пунктов возникает далеко не каждый день.

Специалисты подчеркивают еще одну проблему – чрезмерную детализацию положений генеральных планов.

Проблема не в пяти годах. У нас принято разрабатывать генеральные планы настолько подробно, что они практически не отличаются от ДПТ. Именно поэтому все только и думают о том, как обойти положения генерального плана, вместо того, чтобы думать о том, как усовершенствовать ДПТ. Генеральный план всего лишь должен задавать предельную численность населения, линии регулирования застройки, улиц и дорог,
– рассказал CEO компании Inger-Grad, основатель Школы профессионального девелопмента UrbanLand Игорь Райков.

Там, где есть режимные объекты – стоит устанавливать жесткую функцию квартала, там где нет – гибкую, на выбор, под нужды бизнеса и общества. Вся остальная (масштабная) работа должна проводиться по подробному плану. А у нас сейчас ДПТ – это всего лишь «увязка» какого-то одного конкретного или нескольких объектов в существующий генплан, только с целью поскорее получить градостроительные условия и ограничения и декларацию на начало выполнения строительных работ, отметил Райков.

Как решать вопрос

Эксперты BRDO готовы инициировать внесение изменений в Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» на уровне парламента и приобщиться к этому процессу, отметила руководитель сектора «Строительство» Офиса эффективного регулирования BRDO Елена Шуляк.

Мы готовы начать широкий диалог с профессиональной общественностью, выслушать все «за» и «против» снятия ограничений для органов местного самоуправления. Общаясь с местными архитекторами и специалистами по пространственному планированию, я нередко слышу сетования на статью 17 Закона. Сейчас, когда постепенно начинает обновляться градостроительное и земельное законодательство, вопрос частоты корректировки генеральных планов являются очень своевременным. Но генплан является ключевым документом города, поэтому важно найти баланс между тотальной зарегулированностью и абсолютной свободой чиновников,
– пояснила эксперт.

В последние годы все чаще возникает потребность вносить изменения в планировочную документацию населенных пунктов: у граждан растет спрос на приватизацию земельных участков, бизнес заинтересован в новом строительстве, у молодежи появляется интерес к появлению новых общественных пространств. Немалую задачу перед архитекторами ставит и реформирование ключевых сфер общественной жизни.

Медицинская реформа является одной из основных, которая предусматривает создание обновленной сети медицинских учреждений путем строительства новых амбулаторий, которые должны располагаться в определенных населенных пунктах. Но реализация этой реформы тормозится из-за того, что в существующих генеральных планах этих населенных пунктов не всегда предусмотрено размещение соответствующих медицинских учреждений, ведь разработаны они были еще до проведения реформы,
– добавил Олег Кривцов.

Поэтому сегодня лучше задуматься над возможностью создания гибких и динамичных генеральных планов, которые были бы рамочными градостроительными документами, и декоммунизацией «пятилетки», потому что завтра торможение развития небольших городов, сел и поселков может поставить под сомнение реализацию провозглашенных реформ, да и целесообразность существования самых сел и поселков.

Автор: Алиса Войтенко, эксперт проекта Pmap Офиса эффективного регулирования