Услуги населению ип

Оглавление:

Индивидуальный предприниматель работает по УСН (ставка 6%), оказывает населению юридические услуги (код ОКВЭД новый — 69.10, старый — 74.11). Работает один, в найме людей нет. Для расчетов с населением использует бланки строгой отчетности. С какого периода ему необходимо перейти на использование ККТ (кассы) — с 01.07.2018 либо с 01.07.2019? Какую кассу он может использовать, как оформить ИП ККТ?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Так как деятельность ИП связана с оказанием услуг непосредственно населению, то экономический субъект вправе до 01.07.2019 не применять ККТ при проведении расчетов за данные услуги, оформляя БСО.
Для выбора моделей ККТ целесообразно обратиться к соответствующим производителям.
Примерная последовательность действий при регистрации ККТ содержится ниже в ответе.

Обоснование вывода:
Применять контрольно-кассовую технику (далее — ККТ) на территории РФ обязаны все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее — Закон N 54-ФЗ), к которым не относится указанная в вопросе совокупность характеристик экономического субъекта (применение УСН в отношении оказываемых услуг).
К расчетам ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ отнесены прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.
1. С 15.07.2016 вступили в силу изменения, внесенные в Закон N 54-ФЗ Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ (далее — Закон N 290-ФЗ), которыми предусмотрен переход на применение ККТ, передающей информацию о расчетах через оператора фискальных данных (далее — ОФД) в адрес налоговых органов в электронном виде (далее — онлайн-касса). Также с 01.07.2017 новый порядок применения ККТ обязателен к применению для практически всех пользователей ККТ. При этом для некоторых лиц Законом N 290-ФЗ предусмотрена отсрочка перехода на онлайн-кассы.
С учетом указанных в вопросе особенностей осуществляемой деятельности и применяемого режима налогообложения при осуществлении расчетов могут не применять ККТ:
— до 1 июля 2018 года — организации или ИП, которые в соответствии с Законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ) вправе были не применять ККТ (часть 9 ст. 7 Закона N 290-ФЗ);
— до 1 июля 2019 года — организации и ИП, выполняющие работы, оказывающие услуги населению (за исключением организаций и ИП, имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, оказывающих услуги общественного питания). Данные лица (организации и ИП независимо от применяемой ими системы налогообложения) вправе не применять ККТ при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (далее — БСО) в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ) (часть 8 ст. 7 Закона N 290-ФЗ в редакции Федерального закона от 27.11.2017 N 337-ФЗ).
Следовательно, в рассматриваемой ситуации ИП, применяющий УСН, имеет право не применять ККТ до 01.07.2019 при соблюдении двух условий:
— выполняемые работы (услуги) оказываются населению;
— при расчете выдается соответствующий БСО в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ)*(1).
Аналогичная точка зрения озвучена в информации ФНС России от 28.11.2017 «Президент утвердил налоговый вычет за покупку онлайн-кассы и перенос сроков применения онлайн ККТ в сфере услуг на год» (смотрите также письмо УФНС России по Новгородской области от 05.12.2017 N 8-18/14688а).

К сведению:
До 01.01.2017 перечень работ и услуг населению определялся в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163. В связи с отменой ОКУН с 01.01.2017 перечень работ и услуг населению определяется в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденными приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (смотрите письмо Минфина России от 10.02.2017 N 03-01-15/7511).
В новых классификаторах ОКВЭД 2 и ОКПД 2 услуги населению отдельно не выделены.
Минэкономразвития России подготовило переходные ключи, определяющие соответствие одних общероссийских классификаторов другим (данные ключи размещены на сайте Минэкономразвития России http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/classificators/).
Кроме этого, можно воспользоваться приказом Росстата от 23.05.2016 N 244 «Об утверждении собирательных классификационных группировок «Платные услуги населению» на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и «Платные услуги населению» на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)». В указанном приказе в собирательную классификационную группировку «Платные услуги населению» включен указанный в вопросе код ОКВЭД 2 «69.10».
Таким образом, возможность использования рассматриваемой льготы, освобождающей от применения онлайн-касс, поставлена в зависимость от фактически осуществляемой деятельности. И если данная деятельность связана с оказанием услуг непосредственно населению, то экономический субъект вправе до 01.07.2019 не применять ККТ при проведении расчетов за данные услуги, оформляя БСО.

2. Для выбора моделей ККТ целесообразно обратиться к соответствующим производителям (письмо Минфина России от 25.01.2018 N 03-01-15/4037). Как сообщено в письме Минфина России от 18.08.2017 N 03-01-15/53081, на официальном сайте ФНС России в сети Интернет в разделе «Новый порядок применения контрольно-кассовой техники» размещена справочная информация о новом порядке применения ККТ, в частности, о моделях и экземплярах ККТ, соответствующей требованиям нового регулирования, сведения о выданных разрешениях на обработку фискальных данных, ответы на часто задаваемые вопросы и иные информационные материалы.
Также часть ответов на вопрос о принципах выбора ККТ можно получить, ознакомившись с Приложением N 5 к Инструкции для сотрудников налоговых органов по новому порядку применения контрольно-кассовой техники в целях обеспечения комфортных условий для перехода организаций и индивидуальных предпринимателей в рамках второго этапа реформы, направленной письмом ФНС России от 03.04.2018 N ММВ-20-20/[email protected]
3. В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона N 54-ФЗ организации и ИП, применяющие ККТ при осуществлении расчетов (пользователи), обязаны иметь договор с оператором фискальных данных на обработку фискальных данных. Поэтому прежде всего пользователю ККТ необходимо заключить с ОФД указанный договор (п. 1 ст. 4.6 Закона N 54-ФЗ).
Затем кассовый аппарат необходимо зарегистрировать в налоговом органе.
Порядок регистрации, перерегистрации и снятия с регистрационного учета ККТ с 15 июля 2016 года установлен в ст. 4.2 Закона N 54-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 4.2 Закона N 54-ФЗ заявление о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники (и (или) заявление о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета) подается на бумажном носителе в любой территориальный налоговый орган или через кабинет ККТ (смотрите также письмо Минфина России от 05.12.2017 N 03-01-15/80827).
На официальном сайте ФНС России в сети Интернет реализована возможность в режиме онлайн осуществить регистрационные действия (смотрите: https://kkt-online.nalog.ru/).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Учет онлайн-касс и услуг оператора фискальных данных при УСН;
— Энциклопедия решений. Учет получения наличной денежной выручки через ККТ;
— Энциклопедия решений. Учет приобретения и эксплуатации контрольно-кассовой техники;
— Энциклопедия решений. Документы, которые могут затребовать налоговые органы при проверке соблюдения требований к ККТ;
— Энциклопедия решений. Проверка выдачи кассовых чеков и БСО в рамках контроля за применением ККТ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Ответ прошел контроль качества

24 апреля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) То есть БСО, оформленные в соответствии с требованиями Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 (далее — Положение), до 01.07.2019 вправе выдать ИП, находящийся на УСН, оказывающий услуги населению. При этом услуги должны оказываться только населению — физическим лицам (смотрите информацию ФНС России от 28.11.2017). Напомним, согласно п. 4 Положения бланк документа (БСО «старого образца») изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем (в том числе на кассовой ленте, письма Минфина России от 05.05.2014 N 03-01-15/20962, от 10.12.2010 N 03-01-15/9-256). Обязательные реквизиты перечислены в п. 3 Положения (письмо Минфина России от 27.12.2016 N 03-01-15/78348).

Кто освобожден от применения ККТ?

Законодательство о применении ККТ содержит ряд исключений для некоторых юридических лиц и ИП, которые вправе не использовать ККТ при расчетах с клиентами. К примеру, на торговые предприятия и ИП, выбравшие специальные налоговые режимы, а также осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов, требования Закона № 54-ФЗ не распространяются. В то же время использование онлайн-касс для этих лиц станет обязательным с 1 июля 2018 года. Это же относится и к налогоплательщикам, выполняющим работы и оказывающие услуги населению (ч. 7-8, ч.11 ст. 7 Закона № 290-ФЗ, письмо ФНС России от 15 августа 2016 г. № ЕД-3-20/[email protected]).

Рассмотрим этот перечень более подробно.

Кредитные организации и платежные системы

Закон № 54-ФЗ освободил банки и иные кредитные организации от обязанности применять ККТ в банкоматах. ККТ также не применяется в устройствах, предназначенных для осуществления операций по передаче распоряжений о денежных переводах с использованием электронных средств платежа (п. 1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Организации и ИП в случае оказания ими услуг населению
(до 1 июля 2018 года)

До 1 июля 2018 года организации и ИП, выполняющие работы и оказывающие услуги населению, вправе не применять ККТ при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ в редакции, действовавшей до 15 июля 2016 года – дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ (далее – предыдущая редакция Закона № 54-ФЗ (ч. 1, ч. 8 ст. 7 Закона № 290-ФЗ).

Отметим, что письмом Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 20 сентября 2013 г. № 03-01-15/39118 были даны разъяснения о том, что организация и ИП, оказывающие услуги населению, не поименованные в классификаторах (при условии, что такие услуги могут быть отнесены к услугам, оказываемым населению), для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения КТТ вправе использовать самостоятельно разработанный документ, в котором должны содержаться реквизиты, предусмотренные п. 3 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. Утверждение формы такого документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти не требуется.

К обязательным реквизитам бланков строгой отчетности относятся:

  • наименование документа, шестизначный номер и серия;
  • наименование и организационно-правовая форма – для организации;
  • фамилия, имя, отчество – для индивидуального предпринимателя;
  • место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);
  • идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;
  • вид услуги;
  • стоимость услуги в денежном выражении;
  • размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;
  • дата осуществления расчета и составления документа;
  • должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);
  • иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).

Вы уже подключили онлайн-кассу в соответствии с 54-ФЗ?
Заключите договор на обработку фискальных данных с ОФД Электронный Экспресс в составе ИПО ГАРАНТ.

Также, следует учитывать, что бланк документа должен быть изготовлен типографским способом или формироваться с использованием автоматизированных систем.

Изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе бланка документа (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами об утверждении форм бланков таких документов.

При этом для одновременного заполнения бланка документа и выпуска документа с использованием автоматизированной системы должно обеспечиваться выполнение следующих требований:

  • автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее 5 лет;
  • при заполнении бланка документа и выпуске документа автоматизированной системой сохраняются уникальный номер и серия его бланка.

Организации и индивидуальные предприниматели по требованию налоговых органов обязаны представлять информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах. Таким образом, обычные персональные компьютеры не подходят для одновременного заполнения бланка документа и выпуска документа строгой отчетности.

По мнению Минфина РФ, выраженному в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 22 августа 2008 г. № 03-01-15/10-303, автоматизированные системы должны отвечать по своим параметрам функционирования требованиям, предъявляемым к контрольно-кассовой технике.

Таким образом, рекомендуется организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги населению, приобретать исключительно изготовленные типографским способом бланки строгой отчетности, имеющие все предусмотренные реквизиты.

Вторым абзацем п. 2 Постановления № 359 установлено, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2005 г. № 171 «Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» до вступления в силу настоящего постановления, применяются всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими населению услуги тех видов, в отношении которых эти формы бланков утверждены.

То есть, формы бланков строгой отчетности, утвержденные в период с 31 марта 2005 года по 6 мая 2008 года продолжают применяться и в настоящее время (если действие соответствующих нормативных актов не прекращено по иным основаниям).

К таким, продолжающим действовать, формам относятся:

квитанция на оплату ветеринарных услуг, утвержденная приказом Минфина России от 9 апреля 2008 г. № 39н «Об утверждении формы бланка строгой отчетности»;

залоговый билет и сохранная квитанция (применяемые в ломбардах), утвержденные приказом Минфина России от 14 января 2008 г. № 3н «Об утверждении форм бланков строгой отчетности»;

туристская путевка, утвержденная приказом Минфина России от 9 июля 2007 г. № 60н «Об утверждении формы бланка строгой отчетности»;

квитанция на оплату услуг газификации и газоснабжения, утвержденная приказом Минфина России от 9 февраля 2007 г. № 14н «Об утверждении формы бланка строгой отчетности»;

квитанция на получение страховой премии (взноса), утвержденная приказом Минфина России от 17 мая 2006 г. № 80н «Об утверждении формы бланка строгой отчетности «Квитанция на получение страховой премии (взноса)».

Третьим абзацем п. 2 Постановления № 359 установлено, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные до вступления в силу Постановления № 359 для услуг, в отношении которых установлен особый порядок утверждения форм бланков строгой отчетности, они могут применяться до их нового утверждения.

Под особым порядком понимается наделение федеральных органов исполнительной власти в соответствии с законодательством полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению.

К таким бланкам строгой отчетности относятся бланки, утвержденные Минкультуры России (билеты, абонементы, путевки) и Минтрансом России (перевозочные документы).

Учет бланков документов, изготовленных типографским способом, по их наименованиям, сериям и номерам ведется в книге учета бланков документов. Листы такой книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации (индивидуальным предпринимателем), а также скреплены печатью (штампом).

Применение ККТ при оказании юридических услуг

Письмом МНС РФ от 24 августа 2004 г. № 33-0-09/524 «О применении контрольно-кассовой техники и бланков строгой отчетности» было разъяснено, что для организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих платные юридические услуги, Минфином России не утверждались в качестве бланков строгой отчетности какие-либо квитанции по приему наличных денег от населения и, следовательно, денежные расчеты за эти услуги должны осуществляться с применением контрольно-кассовой техники либо через кредитные учреждения (посредством безналичных расчетов).

Тем не менее, полагаем, что оказанию юридических услуг населению подпадает под положения ч. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ в предыдущей редакции. Следовательно, организации или индивидуальные предприниматели, оказывающие такие услуги, имеют право самостоятельно разработать и применять бланки строгой отчетности до 1 июля 2018 года в порядке, установленном Постановлением № 359.

Однако, следует отметить, что при оказании услуг юридическим лицам, использование ККТ остается обязательным.

ИП, применяющие ПСН и плательщики ЕНВД
(до 1 июля 2018 года)

До 1 июля 2018 года, в соответствии с ч. 7 ст. 7 Закона № 290-ФЗ ИП, являющиеся налогоплательщиками, применяющими ПСН, а также организации и ИП, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, могут осуществлять наличные денежные расчеты и расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств) в порядке, установленном п. 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ в предыдущей редакции. Однако это исключение относится только к тем предпринимателям и организациям, которые осуществляют предпринимательскую деятельность определенных видов, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, к которым относятся:

  • оказание бытовых услуг;
  • оказание ветеринарных услуг;
  • оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств;
  • оказание услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автомототранспортных средств, а также по хранению автомототранспортных средств на платных стоянках;
  • оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;
  • розничная торговля, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли;
  • розничная торговля, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;
  • оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания;
  • оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;
  • распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций;
  • размещения рекламы с использованием внешних и внутренних поверхностей транспортных средств;
  • оказание услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 квадратных метров;
  • оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей;
  • оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания.

Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:

порядковый номер документа, дату его выдачи;

наименование для организации (фамилия, имя, отчество – для индивидуального предпринимателя);

идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;

наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;

должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись (п. 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ в предыдущей редакции).

Следует обратить внимание, что к плательщикам ЕНВД и предпринимателям на ПСН не применяются требования Постановления № 359, следовательно БСО могут изготавливаться ими любым удобным способом при условии включения в бланк предусмотренных реквизитов.

Кроме того, необходимо обратить внимание на исключения, не подпадающие под действие п. 2 и п. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ в предыдущей редакции. Пункт 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ был разобран нами выше. Напомним, что речь в нем идет об организациях и индивидуальных предпринимателях, оказывающих услуги населению. В п. 3 этой же статьи указан дополнительный перечень видов деятельности, при которых можно использовать бланки строгой отчетности. Дело в том, что эти пункты могут пересекаться. К примеру, оказание услуг населению по ремонту обуви одновременно является и «оказанием услуг», и подпадает под ЕНВД. Поэтому возникает вопрос: по какой норме закона выдавать бланк строгой отчетности. Налоговые органы склонны видеть в этом проблему и привлекают к ответственности в случае выдачи бланков строгой отчетности, не соответствующих Постановлению № 359, однако суды встают на сторону предпринимателей, отклоняя необоснованные требования налоговых органов.

Так, в соответствии с постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 августа 2013 г. № 11АП-12044/13 доводы административного органа о том, что предприниматели, оказывающие услуги, должны руководствоваться только п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ (в предыдущей редакции), а также о том, что п. 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ (в предыдущей редакции) на них при оказании услуг населению не распространяется, были отклонены, поскольку они противоречат совокупности правовых норм в их взаимосвязи.

При этом суд обратил внимание, что в самом п. 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ в предыдущей редакции (который устанавливает исключения для плательщиков единого налога на вмененный доход), буквально говорится не только о «покупателях», но и о «клиентах», а также о выдаче по их требованию документов, подтверждающих прием денежных средств, не только за соответствующий «товар», но и за «работу», «услугу».

Таким образом, плательщики ЕНВД и патентной системы налогообложения имеют право до 1 июля 2018 года на выдачу бланков строгой отчетности в упрощенном порядке, предусмотренном п. 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ в предыдущей редакции и не обязаны руководствоваться п. 2 этой же нормы.

Организации и ИП, занимающиеся определенными видами деятельности

В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, организации и ИП могут производить расчеты без применения ККТ при осуществлении следующих видов деятельности и при оказании следующих услуг:

  • продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50% и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта федерации. При этом учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
  • продажа ценных бумаг;
  • продажа водителем или кондуктором в салоне транспортного средства проездных документов и талонов для проезда в общественном транспорте;
  • обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;
  • торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для этих целей. Между тем ККТ должна применяться, если торговля в этих местах ведется в магазинах, павильонах, киосках, палатках, автолавках, автомагазинах, автофургонах, помещениях контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых местах, открытых прилавках внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне, утвержденном правительством. К ним, в частности, относятся: ковры и ковровые изделия, химические вещества и продукты, мебель и другие непродовольственные товары (Перечень непродовольственных товаров, при торговле которыми на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, организации и индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять расчеты с применением контрольно-кассовой техники).
  • разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) в пассажирских вагонах поездов, с ручных тележек, велосипедов, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полимерной пленкой, парусиной, брезентом);
  • торговля в киосках мороженым, безалкогольными напитками в розлив;
  • торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами;
  • прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • ремонт и окраска обуви;
  • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
  • присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
  • реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
  • вспашка огородов и распиловка дров;
  • услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
  • сдача индивидуальным предпринимателем в аренду жилых помещений, принадлежащих этому индивидуальному предпринимателю на праве собственности.

Отметим, что данное положение не распространяется на организации и ИП, которые используют для расчетов автоматические устройства, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами (п. 8 ст. 2 закона № 54-ФЗ).

ККТ не применяется при расчетах с использованием электронного средства платежа без его предъявления между организациями или предпринимателями (п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Добавим, что право организаций и ИП, осуществляющих определенную деятельность, не применять ККТ, действовавшее до вступления в силу новой редакции Закона № 54-ФЗ, продлится до 1 июля 2018 года. Это, к примеру, относится к таким видам деятельности, как продажа лотерейных билетов и почтовых марок (ч. 9 ст. 7 Закона № 290-ФЗ, абз. 4, 15 п. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ в предыдущей редакции). Также до 1 июля 2018 года от обязанности применять ККТ освобождены организации и ИП, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов (ч. 10 ст. 7 Закона № 290-ФЗ).

Организации и ИП, если они работают в отдаленных и труднодоступных местностях

Освобождены от применения ККТ также организации и ИП, работающие в отдаленных и труднодоступных местностях, перечень которых может быть определен нормативным актом субъекта федерации (п. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). К сожалению, перечень таких местностей в настоящее время утвержден не везде. Например, в Калининградской области он установлен постановлением администрации Калининградской области от 23 сентября 2004 года № 450 «О мерах по упорядочению применения контрольно-кассовой техники». Так, данным нормативным актом было обосновано постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 мая 2006 г. № А21-10416/2005, которым было отказано в удовлетворении требований налоговых органов о привлечении к административной ответственности учреждения за неприменение ККТ. При этом суд указал, что поскольку учреждение осуществляет свою деятельность в отдаленном районе, оно вправе осуществлять торговые операции или оказание услуг без применения контрольно-кассовой техники и без выдачи бланков строгой отчетности.

В этом случае, при расчетах с клиентами и по их требованию предприниматель должен выдавать документ, подтверждающий факт осуществления расчета. Причем для этих документов определены обязательные реквизиты, к которым относятся:

  • наименование и порядковый номер документа;
  • наименование организации или ФИО ИП, их ИНН;
  • дата, время и место (адрес) осуществления расчета;
  • применяемая при расчете система налогообложения;
  • подпись лица, выдавшего документ.

Данное положение также не распространяется на организации и ИП, которые используют для расчетов автоматические устройства, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами (п. 8 ст. 2 закона № 54-ФЗ).

Отметим, что порядок выдачи документов о расчетах и их учета уже определен (Правила выдачи и учета документов, подтверждающих факт осуществления расчетов в отдаленных или труднодоступных местностях между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом) без применения контрольно-кассовой техники). Такой документ выдается как при расчете наличными, так и с использованием электронного средства платежа. Документы о расчетах могут быть выполнены на бумажном носителе рукописным или иным способом (типографским, с использованием ПК и др).

Все выданные квитанции учитываются в журнале учета по их порядковому номеру и дате расчета. Листы журнала учета должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны предпринимателем, а также заверены печатью (при наличии). При этом, если осуществляет расчеты и хранит журнал работник, то предприниматель должен заключить с ним договор о полной материальной ответственности.

С каждого выданного документа о расчетах должна быть снята копия, которые необходимо сохранять не менее 5 лет копию. Причем копии документов или отрывные их части должны храниться в систематизированном виде в условиях, исключающих их порчу и хищение.

Заполняется квитанция разборчивым почерком на русском языке, при этом помарки, подчистки и исправления не допускаются. Испорченный или неправильно заполненный документ перечеркивается и прилагается к журналу учета за тот день, в котором он заполнялся. В журнале также делается отметка об этом напротив порядкового номера испорченного или неправильно заполненного документа. При этом сквозная нумерация выданных квитанций продолжается.

Отметим, что если расчеты ведутся в местностях, отдаленных от сетей связи, ККТ должна применяться, но в «автономном» режиме, то есть без обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме. Это означает, что в таких обстоятельствах договор с ОФД заключать не нужно, а клиенту предоставляется кассовый чек или БСО, напечатанный на бумажном носителе, и в электронной форме он не направляется (п. 1 ст. 4.6, п. 3 ст. 5, п. 7 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). Напомним, что критерием таких местностей является территория населенного пункта численностью до 10 тыс. человек (п. 1 приказа Минкомсвязи России от 5 декабря 2016 г. № 616 «Об утверждении критерия определения отдаленных от сетей связи местностей»).

Добавим, что это положение также не распространяется на организации и ИП, которые используют для расчетов автоматические устройства, или осуществляют торговлю подакцизными товарами (п. 8 ст. 2 закона № 54-ФЗ).

Сельские аптечные пункты

От применения ККТ освобождены аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах. Также не придется выдавать чеки и филиалам медицинских организаций, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность, расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптеки (п. 5 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). Никаких бланков строгой отчетности и документов об оплате выдавать в этих случаях не требуется.

Однако если указанные организации используют для расчетов автоматические устройства, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами, то они должны при расчетах с клиентами применять ККТ (п. 8 ст. 2 закона № 54-ФЗ).

Религиозные организации

При проведении религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы эти организации вправе не применять ККТ. Однако это касается только случаев, когда такие операции совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций (п. 6 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). В то же время эта льгота не действует в случае, если организация использует автоматическое устройство для расчетов, а также осуществляет торговлю подакцизными товарами.

Применение ККТ адвокатами и нотариусами

Письмом МНС России от 26 октября 2004 г. № 33-0-13/683 «О применении контрольно-кассовой техники» было разъяснено, что адвокатские образования (в том числе адвокатские кабинеты) при осуществлении адвокатской деятельности не попадают в сферу действия законодательства о применении ККТ и не должны использовать при осуществлении такой деятельности контрольно-кассовые машины. Аналогичная позиция в отношении адвокатов и нотариусов высказана в Письме МНС РФ от 28 мая 2004 г. № 33-0-11/[email protected] «О применении контрольно-кассовой техники адвокатами и нотариусами», а также в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 20 апреля 2007 г. № 03-01-15/4-116.

Получение наличных денежных средств в случаях, не связанных с продажей товаров (работ, услуг)

Как следует из п. 1 ст. 1.2, абз. 19 ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ, контрольно-кассовая техника в обязательном порядке применяется при осуществлении организациями и ИП приема или выплаты денежных средств с использованием как наличных, так и электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги. Кроме того, ККТ применяется при приеме ставок и выплате выигрыша при организации и проведении азартных игр, а также при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.

Таким образом, если прием наличных денежных средств не связан с операциями по реализации товаров, выполнению работ или оказанию услуг, у организаций или индивидуальных предпринимателей отсутствует обязанность применения контрольно-кассовой техники.

К таким случаям могут относиться прием пожертвований, прием вступительных и членских взносов в различные некоммерческие организации, оприходование наличных денежных средств, вносимых заемщиком в счет уплаты основного долга по договору займа, получение от заемщика наличных денежных средств в кассу организации при уплате неустойки (штрафа, пени), получение денег в порядке возмещения собственных затрат, прием взносов в ТСЖ для оплаты коммунальных услуг.

Данная правовая позиция нашла отражение и в судебной практике. Так в соответствии с постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 февраля 2007 г. № Ф08-277/07-122А установлено, что отсутствует необходимость применения контрольно-кассовой техники при внесении в кассу товарищества собственников жилья взносов от жильцов дома, которые аккумулируются у товарищества и переводятся на счета организаций коммунального хозяйства.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 марта 2007 г. № А56-44214/2006 установлено, что взимая плату со своего работника за выдаваемую ему трудовую книжку в сумме, соответствующей той, за которую трудовая книжка была приобретена, Общество фактически осуществляло возмещение затрат на ее приобретение, что не является реализацией товаров, которая должна сопровождаться применением ККТ.

Аналогичная позиция в отношении расчетов по займам высказана в письмах МНС России от 5 мая 2004 г. № 33-0-11/320 «О применении контрольно-кассовой техники» и Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 21 апреля 2017 г. № 03-01-15/24309 «Об особенностях применения контрольно-кассовой техники».

Услуги населению — бизнес

Собираемся оказывать услуги населению, консультирование и тестирование (запатентованный научный метод). Аренда в ТЦ очень высокая, поэтому решили купить микроавтобус и останавливаясь в местах скопления целевой аудитории предоставлять им наши услуги.

Вопрос: Какие разрешительные документы нужны для оказания услуг используя рабочее место — микроавтобус.

Уточнение клиента

ИП зарегистрировано, кассовый аппарат куплен.

16 Сентября 2013, 14:34

Ответы юристов (17)

Вы должны зарегистрировать ООО или приобрести статус ИП. Регистрация проходит в налоговом органе.

Налоговая Вам выдаст необходимые документы, необходимые для осуществления предпринимательской деятельности (свидетельство о гос. регистрации, свидетельство о постановке на учет в качестве налогоплательщика, выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП и др.). Этих документов хватит для оказания услуг по консультированию.

Есть вопрос к юристу?

В данном случае Вам больше подходит ИП:

Госпошлина – 800 рублей;
Печать – 300 рублей (максимум 500 рублей);
Открытие расчетного счета – от 1000 рублей;
Приобретение и регистрация кассового аппарата
(необязательно) – от 15 000 рублей.

ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» содержит перечень документов, необходимых, чтобы зарегистрировать ИП. К ним относятся:

Заявление по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти. Подпись гражданина на заявлении удостоверяется нотариально. Заявление должно содержать перечень основных видов деятельности ИП с указанием кодов по ОКВЭД. Паспорт гражданина РФ (оригинал и копия). Свидетельство ИНН (оригинал и копия).
Квитанция оплаты госпошлины за регистрацию.

В случае применения УСН (упрощенной системы налогообложения) одновременно с пакетом документов на регистрацию подается заявление о разрешении применения УСН.
Документы для регистрации можно выслать по почте ценным письмом с описью вложения либо представить непосредственно в налоговый орган. В первом случае посылаются нотариально удостоверенные копии паспорта и Свидетельства ИНН. При личном обращении подлинники паспорта и Свидетельства ИНН сличаются с копиями и выдаются сразу же на руки заявителю вместе с Распиской о получении документов.
Помимо регистрации в налоговой инспекции, индивидуальному предпринимателю необходимо зарегистрироваться и в других структурах. В Федеральной службе государственной статистики ИП выдается уведомление, в Пенсионном Фонде – уведомление и реквизиты для перечисления взносов, а в Фонде обязательного медицинского страхования — свидетельство о регистрации страхователя, после чего в страховой медицинской компании можно получить полис. Для осуществления наличных расчетов индивидуальному предпринимателю необходим кассовый аппарат и его регистрация в территориальном налоговом органе, в котором ИП поставлен на учет. По истечении срока от двух недель до месяца ИП получает свидетельство о регистрации ККМ в налоговой инспекции. Может также потребоваться открытие расчетного счета в банке и печать, хотя для ИП это не считается обязательным. При наличии печати потребуется получить свидетельство о ее регистрации в Реестре печатей.

Мобильный офис явление достаточно новое. Так или иначе в конструкцию транспортного средства придется вносить существенные изменения и согласовывать, в соответствии с правилами переоборудования транспортных средств: http://www.sofiabus.ru/service/ и произвести, согласовать изменения самостоятельно.

Как вариант можно обратиться в специализированную организацию, занимающуюся переоборудованием микроавтобусов под офис, например http://customsclub.ru/left_menu/pereoborudovanie_avtobusov/

Если Ваш микроавтобус переоборудован под офис и прошел согласование в ГИБДД, дополнительных разрешений, при оформлении в качестве ИП для консультаций не требуется.

Дополнение к ответу:
2)Лицензирование

Кроме того, нужно
определиться с видом деятельности — относится ли она к видам деятельности, которая требует лицензирования. Например по медицинской
деятельности, перечень определен в Постановление Правительства РФ от
16.04.2012 № 291.

3) Относительно того, требуется ли кассовый аппарат, необходимо проанализировать следующее:

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ
«О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных
денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»

контрольно-кассовая техника,
включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в
обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными
предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи
товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В то же время п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ предусматривает, что
организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком,
определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные
расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения
ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими
соответствующих бланков строгой отчетности (далее – БСО).

Порядок
утверждения форм БСО, приравненных к кассовым чекам, установлен
постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 «Об утверждении
Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с
использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой
техники».Принадлежность к услугам, предоставляемым населению организациями и
индивидуальными предпринимателями, определяет Общероссийский
классификатор услуг населению ОК 002-93 (далее – ОКУН), утвержденный
постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163. Таким образом,
если предпринимательская деятельность организации относится к услугам,
указанным в ОКУН, то она вправе использовать БСО при наличных денежных
расчетах с населением.

В связи с этим необходимо
определиться какого именно рода консультационные услуги Вы будете
оказывать, могут ли они попасть как под лицензирование, так и под
использование кассового аппарата.

Прошу Вас уточнить точное наименование услуги.

Уточнение клиента

Наша услуга — биометрическое тестирование по отпечаткам пальцев.

16 Сентября 2013, 14:45

Уважаемый Владислав, а какой код ОКВЭД Вы указывать собираетесь.

Тогда в данном случае, необходим определиться лишь с транспортным средством. Будете ли Вы его переоборудовать или нет. Если будете, то тогда необходимо согласовать это с ГИБДД.

1. Проходить ТО не нужно – проходим его после переоборудования.
2. После этого обращаемся в отдел по техническому надзору за внесением изменений в конструкцию транспортного средства (техотдел) по месту регистрации автомобиля.
Получаем у инспектора бланк заявления на внесение изменений в конструкцию транспортного средства либо скачиваем бланк с сайта и квитанции на оплату гос. пошлин. На обратной стороне заявления инспектор должен сделать отметку с подписью и печатью. В Москве требуется – инспектор сверяет VIN и смотрит, что микроавтобус еще не переоборудовали. Вы можете передать ваш автомобиль в работу сразу после постановки на учет или вместе с копией этого заявления.
3. Далее копию этого заявления (с отметкой инспектора) передаем в компанию, которая будет переоборудовать ваш микроавтобус. После чего она должна подготовить пакет документов: список изменений, планировка, копия заявления, копии сертификатов. Эти документы подаются в ЦБДДиТЭ (Центр Безопасности Дорожного Движения и Технической Экспертизы) для получения заключения. После получения заключения, компания готовит (услуга обычно платная) вам пакет документов для предоставления в ГИБДД:
Заключение из ЦБДДиТЭ или заключение из НАМИ
Заявление-декларация об объеме и качестве выполненных работ
Планировку салона (если заключение из НАМИ)
Копии сертификатов на работы (вместе с приложениями), на сиденья, на автостекла, на отопитель и тд.
Все копии должны быть заверенные синей печатью и подписью «Копия верна»
4. Получив эти документы, владелец прикладывает к ним оригинал заявления с отметкой из техотдела, а так же стандартный набор документов, для прохождения техосмотра: паспорт транспортного средства (ПТС), свидетельство о регистрации транспортного средства (СРТС), водительское удостоверение, паспорт РФ, оплаченные квитанции, полис ОСАГО, медицинскую справку. Далее со всеми этими документами владелец едет на прохождение инструментального осмотра на станции СГТО и получает карту инструментального осмотра. Адрес и время работы станции СГТО инспектор указывает на обратной стороне заявления из техотдела. Этот осмотр похож на прохождение ежегодного ТО, только вместо талона вы получаете карту инструментального осмотра.
5. Добавляем в наш пакет документов эту карту инструментального осмотра и идем обратно в техотдел, там где брали заявление и сдаем все эти документы, кроме медсправки. Дальнейшая процедура может отличаться в разных отделах – могут посмотреть автомобиль и проверить документы, или ограничатся только проверкой документов… Проверка микроавтобуса производится по объему работ, описанному в заключении. Например, если указана установка освещения салона, то инспектор проверяет его наличие и проверяет его работоспособность. Если все нормально, то инспектор забирает заявление на переоборудование, заявление-декларацию, планировку и копии сертификатов и выдает свидетельство о соответствии транспортного средства требованиям безопасности.
6. С этим свидетельством идем в РЭО (регистрационно-экзаменационный отдел) ГИБДД, где ставили автомобиль на учет. Берем там бланк заявления постановки на учет, заполняем все графы, как на постановку на учет, кроме одной, где писали «прошу поставить автомобиль на учет», пишем «прошу внести изменения в регистрационные документы в связи с переоборудованием автомобиля». Процедура схожа с постановкой на учет. Проходим осмотр микроавтобуса. Вносится изменения в ПТС о переоборудовании на основании свидетельства. ПТС и номера остаются прежние, а свидетельство (СРТС) выдают новое.

После внесения изменений в ПТС возвращаемся на СГТО, сдаем карту инструментального осмотра и получаем талон ТО. Проходить ТО и предоставлять микроавтобус не нужно, это уже сделано.

Как я понимаю это программа ЭВМ и она не выдает никаких медицинских показателей? Если да, то на нее должен быть Сертификат соответствия ГОСТ, Свидетельство о государственной регистрации ЭВМ. Лицензия не нужна, Вы ведь не самостоятельно будете выдавать результаты и их анализировать, а программа, верно?

Уточнение клиента

Да, это программа запатентована и на нее получен все необходимые разрешения мы только франшизу купили.