Трудовой кодекс ст350

Оглавление:

Вопрос: В Трудовой кодекс ст. 350 внесены изменения, устанавливающие право медицинских работников на дежурство на дому. Просим дать разъяснения по общей продолжительности рабочего времени медицинского работника медицинского учреждения, с учетом дежурств на дому. Каким должен быть режим рабочего времени и его учет? На конкретном примере: В районной больнице рентгенолаборантам установлена 30 часовая рабочая неделя с двумя выходными, 6-часовой рабочий день. Месячная норма продолжительности рабочего времени в мае месяце 2014 года 113 часов. В штате утверждено 4,75 ед. рентгенолаборантов, из них занято 3 единицы (физические лица) по основной. (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.)

В Трудовой кодекс ст. 350 внесены изменения, устанавливающие право медицинских работников на дежурство на дому. Просим дать разъяснения по общей продолжительности рабочего времени медицинского работника медицинского учреждения, с учетом дежурств на дому. Каким должен быть режим рабочего времени и его учет? На конкретном примере: В районной больнице рентгенолаборантам установлена 30 часовая рабочая неделя с двумя выходными, 6-часовой рабочий день. Месячная норма продолжительности рабочего времени в мае месяце 2014 года 113 часов. В штате утверждено 4,75 ед. рентгенолаборантов, из них занято 3 единицы (физические лица) по основной должности и 1,75 единиц выделено для оказания экстренной неотложной медицинской помощи. Фактический режим работы сотрудников следующий: 1-е физическое лицо с 8 ч 30 мин. до 14 ч 30 мин.; 2-е физическое лицо с 14 ч 30 мин. до 20 ч 30 мин. (в рентген-кабинете); 3-е физическое лицо с 8 ч 30 мин. до 14 ч 30 мин. (в флюрокабинете).

Общая продолжительность рабочего времени медицинского работника медицинской организации с учетом времени дежурства на дому не должна превышать норму рабочего времени медицинского работника медицинской организации за соответствующий период. В рассматриваемом случае продолжительность рабочего времени рентгенолаборанта (1 ед.) в мае 2014 года не должна превышать 113 часов. При этом время дежурства на дому учитывается в размере одной второй часа рабочего времени за каждый час дежурства на дому.

Согласно ч. 5, 6 ст. 350 ТК РФ при учете времени, фактически отработанного медицинским работником медицинской организации, время дежурства на дому учитывается в размере одной второй часа рабочего времени за каждый час дежурства на дому. Общая продолжительность рабочего времени медицинского работника медицинской организации с учетом времени дежурства на дому не должна превышать норму рабочего времени медицинского работника медицинской организации за соответствующий период.

Особенности режима рабочего времени и учета рабочего времени при осуществлении медицинскими работниками медицинских организаций дежурств на дому устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Текст материала опубликован на информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ» и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.

Статья 350 ТК РФ. Некоторые особенности регулирования труда медицинских работников

Текущая редакция ст. 350 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации.
Медицинским работникам организаций здравоохранения, проживающим и работающим в сельской местности и в поселках городского типа, продолжительность работы по совместительству может увеличиваться по решению Правительства Российской Федерации, принятому с учетом мнения соответствующего общероссийского профессионального союза и общероссийского объединения работодателей .
Отдельным категориям медицинских работников может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Продолжительность дополнительного отпуска устанавливается Правительством Российской Федерации .

В целях реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в экстренной или неотложной форме медицинским работникам медицинских организаций с их согласия может устанавливаться дежурство на дому.

Дежурство на дому — пребывание медицинского работника медицинской организации дома в ожидании вызова на работу (для оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме).

При учете времени, фактически отработанного медицинским работником медицинской организации, время дежурства на дому учитывается в размере одной второй часа рабочего времени за каждый час дежурства на дому. Общая продолжительность рабочего времени медицинского работника медицинской организации с учетом времени дежурства на дому не должна превышать норму рабочего времени медицинского работника медицинской организации за соответствующий период.

Особенности режима рабочего времени и учета рабочего времени при осуществлении медицинскими работниками медицинских организаций дежурств на дому устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Комментарий к статье 350 ТК РФ

1. Медицинские работники призваны обеспечивать своевременное оказание необходимой медицинской помощи в целях сохранения жизни и здоровья человека. В связи с этим указанная категория работников не может подпадать под действие общих норм, в частности, для большинства таких работников установлен ненормированный рабочий день, они могут привлекаться и к сверхурочным работам, работе в праздничные и выходные дни и т.п. Принципиальное значение в данном случае имеет определение особенностей трудовой деятельности медицинских работников, а также логически вытекающих из них гарантий данным лицам.

Часть 1 комментируемой статьи представляет особый интерес при исследовании особенностей трудовой деятельности медицинских работников, поскольку, с одной стороны, она устанавливает общую продолжительность рабочего времени работников, с другой, — относит решение данного вопроса к компетенции Правительства РФ. В связи с этим принципиальное значение имеет факт применения в отношении данной категории работников сокращенной продолжительности рабочего времени, т.е. сокращение общей установленной нормы при условии сохранения общего уровня заработных плат.

Применение сокращенного рабочего времени обусловлено спецификой и интенсивностью трудовой деятельности медицинских работников. Максимальная продолжительность рабочего времени в неделю для данной категории работников не может превышать 39 часов.

Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2003 года N 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности» детализирует общее ограничений применительно к отдельным должностям и специальностям. В частности, продолжительность рабочего времени может варьироваться от 24 до 36 часов в неделю в зависимости от указанных выше критериев. Минимальная продолжительность рабочего времени — 24 часа в неделю — устанавливается для медицинских работников, непосредственно осуществляющих гамма-терапию и экспериментальное гамма-облучение гамма-препаратами в радиоманипуляционных кабинетах и лабораториях. Максимальная продолжительность — 36 часов — устанавливается для медицинского персонала инфекционных больниц, лепрозориев и т.п.

Анализ указанного постановления Правительства РФ свидетельствует о том, что в качестве основного критерия определения продолжительности рабочего времени учитывается не только специальность, но и уровень потенциального вредного воздействия на организм работника. Должность работника имеет меньшее значение в определении продолжительности рабочего времени, но и она учитывается при решении данного вопроса.

2. Действующее законодательство не запрещает работнику осуществлять трудовую деятельность по совместительству в свободное от основной работы время. Однако, допуская такую возможность, ТК РФ четко регламентирует продолжительность работы по совместительству — не более 4 часов в день и не более установленной месячной нормы труда для данного работника.

Положения ч.2 комментируемой статьи прямо указывают на возможность изменения общих положений в отношении особой категории работников — медицинских работников, которые работают и проживают в сельской местности. Причем закон в данном случае не указывает, каким образом может быть изменена общая продолжительность работы по совместительству: в сторону ее увеличения или уменьшения. Формируя отсылочную правовую норму, закон относит к компетенции Правительства РФ не только установление такой нормы, но и регламентацию порядка ее определения.

Особо следует обратить внимание, что принятие решения в данном случае требует учета мнения общероссийского профессионального союза и общероссийского объединения работодателей, т.е. представителей обеих сторон трудовых отношений с целью выработки наиболее оптимальной продолжительности, которая позволит работодателям достичь целей привлечения совместителя к работе, а работникам — осуществлять дополнительную работу без значительного ущерба здоровью при разумном сочетании времени труда и отдыха.

Продолжительность рабочего времени по совместительству для медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, установлена постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2002 года N 813 «О продолжительности работы по совместительству в организациях здравоохранения медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности и в поселках городского типа». В отношении данной категории работников продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не может превышать общих норм трудовой деятельности по основному месту работы, т.е. не более 8 часов в день и 39 часов в неделю. Таким образом, высший федеральный орган исполнительной власти фактически разрешил сельским медицинским работникам осуществлять трудовую деятельность не более чем на две ставки. Такое решение может быть обусловлено, в частности, отсутствием в некоторых сельских населенных пунктах собственного медицинского учреждения, а также широкой квалификацией таких медицинских работников, которые в силу отсутствия иных специалистов оказывают не только первую медицинскую помощь, но и иные виды помощи в экстренных ситуациях.

В то же время следует заметить, что спасение жизни человека и сохранение его здоровья не может рассматриваться в качестве основания нарушения аналогичных прав самого медицинского работника. В связи с этим уполномоченные органы государственной власти призваны лишь установить допустимые пределы, а непосредственный объем работы определяет для себя каждый медицинский работник самостоятельно.

3. В качестве дополнительной гарантии медицинским работникам может быть предоставлен дополнительный отпуск. Однако факт реализации данного положения закон связывает с отнесением работника к той или иной категории лиц, для которых такая возможность установлена нормативно, причем продолжительность такого отпуска определяется Правительством РФ.

В первую очередь, следует акцентировать внимание на том факте, что еще с советских времен сохранило свое действие традиционное право на дополнительный отпуск медицинских работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Перечень таких работ и условий определен постановлением Правительства РФ от 6 июня 2013 года N 482 «О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников».

В соответствии с данным постановлением правом на дополнительный отпуск обладают медицинские работники, участвующие в оказании психиатрической помощи, непосредственно участвующие в оказании противотуберкулезной помощи, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лица, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека. Продолжительность дополнительного отпуска для них устанавливается в пределах от 14 до 35 дней.

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1998 года N 1588 «Об установлении врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) ежегодного дополнительного оплачиваемого 3-дневного отпуска за непрерывную работу в этих должностях» право на дополнительный оплачиваемый отпуск медицинским работникам в значительной степени расширено за счет предоставления такого права иным категориям работников, в частности, врачам общей практики и медицинским сестрам таких врачей. Врачам общей практики и работающим с ними медицинским сестрам устанавливается ежегодный дополнительный оплачиваемый трехдневный отпуск за непрерывную работу в этих должностях свыше 3 лет.

Дополнительный отпуск может быть предоставлен в соответствии со специальными нормативными предписаниями и иным медицинским работникам с учетом особенностей их трудовой деятельности.

4. В соответствии с Федеральным законом от 7 июня 2013 года N 125-ФЗ «О внесении изменений в статью 350 Трудового кодекса Российской Федерации» комментируемая статья была дополнена положениями, регулирующими особенности дежурства на дому.

Согласно ч.5 комментируемой статьи дежурство на дому представляет собой пребывание медицинского работника медицинской организации дома в ожидании вызова на работу (для оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме).

Дежурство на дому может устанавливаться исключительно с согласия медицинских работников.

Приказом Минздрава России от 2 апреля 2014 года N 148н утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и учета рабочего времени при осуществлении медицинскими работниками медицинских организаций дежурств на дому. В частности, данное Положение предусматривает, что в случае дежурства на дому устанавливается суммированный учет рабочего времени. Время начала и окончания дежурства на дому определяется графиком работы, утверждаемым работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

На работодателя при этом возлагается обязанность по ведению учета:
— времени пребывания работника дома в режиме ожидания вызова на работу;
— времени, затраченного на оказание медицинской помощи;
— времени следования медицинского работника от дома до места работы (места оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной форме) и обратно в случае вызова его на работу во время дежурства на дому.

Консультации и комментарии юристов по ст 350 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 350 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

ст 350 ТК РФ. Некоторые особенности регулирования труда медицинских работников

07.07.2017 — Галина Сорокина

23.02.2016 — Богдан Шарохин

02.02.2016 — Лидия Виноградова

28.10.2015 — Андрей Лакшин

17.04.2015 — Ксения Соловаьева

31.03.2015 — Екатерина Лебедева

22.03.2015 — Виктория Белова

22.03.2015 — Станислав Карась

ТК РФ обновлен и выложен на сайте

Трудовой Кодекс РФ в последней редакции уже выложен на сайте

Трудовой Кодекс РФ обновился

Обновилась и доступна для скачивания в формате DOC новая редакция Трудового Кодекса

Как рассчитать отпускные
Сотрудник, проработавший определенный период времени на предприятии и решившийся уволиться, по законодательству имеет право на получение компенсации за неиспользованные отпуска.

Материальная ответственность работника
В трудовой сфере между работником и работодателем нередко возникают конфликтные ситуации. При этом не всегда дело доводится до рассмотрения их в суде.

Как рассчитать отпускные при увольнении?
При расчете отпускных при увольнении берется за основу весь расчетный период и средний заработок работника.

Как рассчитать отпускные в 2012 году?
Чтобы рассчитать отпускные необходимо взять за основу весь расчетный период, а также определить средний заработок сотрудника.

Как правильно уволиться с работы

Больше половины работающих граждан в тот или иной момент задаются вопросом: как наиболее безболезненно и быстро уволиться с работы, выплаты при увольнении, сроки увольнения, и т.д.

Статья 350. Некоторые особенности регулирования труда медицинских работников

Для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации.

Медицинским работникам организаций здравоохранения, проживающим и работающим в сельской местности и в поселках городского типа, продолжительность работы по совместительству может увеличиваться по решению Правительства Российской Федерации, принятому с учетом мнения соответствующего общероссийского профессионального союза и общероссийского объединения работодателей.

Отдельным категориям медицинских работников может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Продолжительность дополнительного отпуска устанавливается Правительством Российской Федерации.

В целях реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в экстренной или неотложной форме медицинским работникам медицинских организаций с их согласия может устанавливаться дежурство на дому.

Дежурство на дому — пребывание медицинского работника медицинской организации дома в ожидании вызова на работу (для оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме).

При учете времени, фактически отработанного медицинским работником медицинской организации, время дежурства на дому учитывается в размере одной второй часа рабочего времени за каждый час дежурства на дому. Общая продолжительность рабочего времени медицинского работника медицинской организации с учетом времени дежурства на дому не должна превышать норму рабочего времени медицинского работника медицинской организации за соответствующий период.

Особенности режима рабочего времени и учета рабочего времени при осуществлении медицинскими работниками медицинских организаций дежурств на дому устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Должности руководителей, заместителей руководителей медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления, руководителей филиалов медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от срока действия трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста шестидесяти пяти лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.

Учредитель имеет право продлить срок пребывания в должности работника, занимающего должность руководителя медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, до достижения им возраста семидесяти лет по представлению общего собрания (конференции) работников указанной медицинской организации.

Руководитель медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, имеет право продлить срок пребывания в должности работника, занимающего должность заместителя руководителя указанной медицинской организации или должность руководителя филиала медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, до достижения им возраста семидесяти лет в порядке, установленном уставом медицинской организации.

Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, основанием прекращения трудового договора с руководителем, заместителем руководителя медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, руководителем филиала медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, является достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности в соответствии с настоящей статьей.

Комментарий к Ст. 350 ТК РФ

1. Конкретная продолжительность рабочего времени некоторых категорий медицинских работников, имеющих право на сокращенную 39-часовую рабочую неделю, устанавливается Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. N 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности» (СЗ РФ. 2003. N 8. Ст. 757).

2. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2002 г. N 813 «О продолжительности работы по совместительству в организациях здравоохранения медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности и в поселках городского типа» (СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4595) продолжительность работы по совместительству указанных работников составляет не более 8 часов в день и 39 часов в неделю.

Об особенностях работы по совместительству медицинских работников см. также комментарий к ст. ст. 282, 284, 285 ТК РФ.

4. Врачи общей практики (семейные врачи) и медицинские сестры таких врачей ежегодно имеют право на дополнительный трехдневный оплачиваемый отпуск (см. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 1998 г. N 1588 «Об установлении врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) ежегодного дополнительного оплачиваемого 3-дневного отпуска за непрерывную работу в этих должностях» (СЗ РФ. 1999. N 2. Ст. 300)).

5. Профессиональные квалификационные группы должностей медицинских и фармацевтических работников утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 6 августа 2007 г. N 526 (БНА РФ. 2007. N 42).

Профессиональные квалификационные группы должностей работников, занятых в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2008 г. N 149н (РГ. 2008. 16 апреля).

Второй комментарий к Статье 350 Трудового кодекса

1. В ч. 2 ст. 350 уточнено наименование объединения работодателей. Для участия в решении вопроса, указанного в этой части, объединению работодателей необходимо быть общероссийским с целью паритетности с общероссийским профсоюзом, который также участвует в решении этого вопроса.

2. Статья 350 устанавливает лишь некоторые особенности регулирования труда медицинских работников:

1) сокращенную продолжительность рабочего времени;

2) порядок определения продолжительности работ по совместительству медицинских работников организаций здравоохранения, проживающих и работающих в сельской местности и в поселках городского типа.

Эта статья дополнена частью третьей, предусматривающей возможность предоставления дополнительных ежегодных оплачиваемых отпусков отдельным категориям медицинских работников.

3. Правам и социальной защите медицинских и фармацевтических работников посвящен раздел X Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, с последующими изменениями (Ведомости РФ. 1993. N 33. Ст. 1318).

Основами регламентируются условия, при соблюдении которых работник имеет право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в РФ. Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в РФ, имеющие диплом и специальное звание, а на занятие определенными видами деятельности, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, — также сертификат специалиста и лицензию (см. ч. 1 ст. 54 Основ).

Лица, не имеющие законченного высшего специального образования, могут быть допущены к занятию медицинской или фармацевтической деятельностью в должностях работников со средним медицинским образованием в порядке, устанавливаемом тем же федеральным органом (ч. 4 ст. 54 Основ).

Врачи или провизоры, не работавшие по своей специальности более 5 лет, могут быть допущены к практической или фармацевтической деятельности после прохождения переподготовки в соответствующих учебных заведениях или на основании проверочного испытания, проводимого комиссией профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций (ч. 5 ст. 54 Основ).

Лица, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, допускаются к медицинской или фармацевтической деятельности после экзаменов в соответствующих учебных заведениях РФ, как правило, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (см. ч. 7 ст. 54 Основ). Положение о порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, утверждено Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 1995 г. N 119, с изменениями (СЗ РФ. 1995. N 7. Ст. 548; 2005. N 7. Ст. 560).

4. В обязанность медицинских работников входит сохранение врачебной тайны.

Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей (ч. 2 ст. 61 Основ). Исключение составляют случаи, установленные ч. 3 и 4 этой же статьи.

5. Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан предусмотрена социальная и правовая защита медицинских и фармацевтических работников (см. ст. 63 ТК РФ).

Медицинские и фармацевтические работники имеют право на:

1) обеспечение условий их деятельности в соответствии с условиями охраны труда;

2) работу по трудовому договору, в том числе за рубежом;

3) защиту своей профессиональной чести и достоинства;

4) получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки;

5) совершенствование профессиональных знаний;

6) переподготовку за счет средств бюджетов всех уровней при невозможности выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья, а также в случае высвобождения работника в связи с сокращением численности или штата, ликвидации предприятия, учреждения и организации;

7) страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей;

8) беспрепятственное и бесплатное использование средств связи, принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам, а также любого имеющегося вида транспорта для перевозки гражданина в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих его жизни.

В ст. 64 Основ предусмотрены и другие гарантии для медицинских и фармацевтических работников.

6. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан решают вопросы оплаты труда и компенсаций медицинским и фармацевтическим работникам (см. ст. 64 ТК РФ). В частности, устанавливается, что оплата труда этих работников производится в соответствии с их квалификацией, стажем и выполняемыми ими обязанностями. Соответствующие условия предусматриваются трудовым договором (естественно, на основе законодательства, соглашений и коллективного договора).

Медицинские и фармацевтические работники имеют право на выплату, компенсирующую тяжелую работу и работу во вредных условиях, предусмотренную трудовым законодательством.

Перечень категорий работников, имеющих право на повышение заработной платы, надбавки и доплаты к заработной плате, а также на другие виды компенсационных выплат, устанавливается Правительством РФ по согласованию с профсоюзами.

7. Положение об оплате труда работников здравоохранения утверждено Приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 г. N 377, с последующими изменениями от 17 ноября 2000 г. N 401, 24 апреля 2003 г. N 160, 5 августа 2003 г. N 329, 8 сентября 2005 г. N 553 (Бюллетень нормативных актов. 2005. N 49). О надбавках за продолжительность непрерывной работы медицинским работникам, занимающим по совместительству штатные должности в организациях здравоохранения и социальной защиты населения, см. Постановление Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. N 213 (СЗ РФ. 1996. N 10. Ст. 953).

О надбавках за продолжительный непрерывный стаж работы врачам, провизорам и другим работникам учреждений здравоохранения и социальной защиты населения см. Постановление Минтруда РФ от 8 октября 1992 г. N 18, с изменениями от 25 октября 2002 г. N 74 (Бюллетень Минтруда РФ. 1992. N 11, 12; 2002. N 11. С. 8).

8. О надбавках работникам здравоохранения, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, за работу в опасных для здоровья условиях труда см. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. N 391, с изменениями (СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1629). Эта надбавка установлена в размере 20% оклада (тарифной ставки), определенной на основании Единого тарифного справочника по оплате труда работников бюджетной сферы (для органов бюджетной сферы).

9. О совершенствовании системы профессиональной подготовки медицинских и фармацевтических кадров см. Постановление Правительства РФ от 29 июля 1995 г. N 770 (СЗ РФ. 1995. N 32. Ст. 3311). Оно частично утратило силу — см. Постановление Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. N 374 (СЗ РФ. 1999. N 15. Ст. 1824).

Положение о клинической ординатуре утверждено Приказом Минздрава РФ от 17 февраля 1993 г. N 23 (Бюллетень нормативных актов. 1993. N 6. С. 50).

10. Продолжительность рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности определена Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. N 101, с изменениями (СЗ РФ. 2003. N 8. Ст. 757; 2005. N 7. Ст. 560).

Отдельные профессии медицинских работников и виды выполняемых ими работ указаны в Списке производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденном Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22, с последующими изменениями и дополнениями (М.: Экономика, 1977).

Дополнительный отпуск за работу с вредными условиями труда продолжительностью 30 рабочих дней установлен психологам и физиологам, непосредственно и полный рабочий день работающим с психически больными, врачам — руководителям (с ненормированным рабочим днем) психиатрических (психоневрологических), нейрохирургических, наркологических лечебно-профилактических учреждений, отделений, палат и кабинетов, домов инвалидов (отделений) для психических больных и их заместителям, а также главным психиатрам органов здравоохранения, непосредственно участвующим в оказании психиатрической помощи (см. Постановление Минтруда РФ от 8 июля 1993 г. // Бюллетень Минтруда РФ. 1993. N 6).

О сокращенной продолжительности рабочего времени и увеличении продолжительности отпусков работникам организаций здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, и работникам организаций, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, см. Постановление Минтруда РФ от 8 августа 1996 г. N 50 (Бюллетень нормативных актов. 1996. N 6). Для них предусмотрена 36-часовая рабочая неделя и ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 36 рабочих дней (с учетом ежегодного дополнительного отпуска за работу в опасных для здоровья условиях труда).

Вопросы работы медиков, связанной с вирусом иммунодефицита человека, решаются и другими нормативными правовыми актами: см. Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», с последующими изменениями (СЗ РФ. 1995. N 14. Ст. 1212; 2000. N 33. Ст. 3348; 2004. N 35. Ст. 3607); Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 877 «Об утверждении Перечня работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров» (СЗ РФ. 1995. N 37. Ст. 3624); Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. N 391 «О порядке предоставления льгот работникам, подвергающимся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей» (СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1629).

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ, в редакции от 22 августа 2004 г.:

1. Работники предприятий, учреждений и организаций государственной системы здравоохранения, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лица, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, дополнительный отпуск за работу в особо опасных для здоровья и тяжелых условиях труда в соответствии с законодательством РФ.

Порядок предоставления указанных гарантий и установления размера надбавок к должностным окладам за работу в особо опасных для здоровья и тяжелых условиях труда работникам учреждений здравоохранения субъектов РФ определяется органами исполнительной сласти субъектов РФ.

2. Работники предприятий, учреждений и организаций государственной системы здравоохранения, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лица, работа которых связана в материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, подлежат:

обязательному страхованию на случай причинения вреда их здоровью или смерти при исполнении служебных обязанностей в порядке, установленном законодательством РФ;

обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке, установленном законодательством РФ (СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607).

11. Вопросы, связанные с совместительством медицинских работников, решаются на основе трудового законодательства с учетом особенностей, предусмотренных для этих работников. Так, Кодекс разрешает внутреннее и внешнее совместительство (см. ст. 98, 282 ТК РФ).

Для медицинских работников выполнение различных видов работ в пределах одного учреждения здравоохранения не считается совместительством (см. Постановление Совета Министров РСФСР от 17 января 1991 г. N 27/СП РСФСР. 1991. N 10. Ст. 131). При этом оплата труда производится за фактически выполненную работу.

Особенности работы по совместительству медицинских работников предусмотрены Постановлением Минтруда РФ от 30 июня 2003 г. N 41 (Бюллетень Минтруда РФ. 2003. N 8. С. 48).

Продолжительность работы по совместительству в органах здравоохранения медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа, определена Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2002 г. N 813 (СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4595). Она может составлять не более 8 ч в день и 39 ч в неделю.

12. Врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) установлен ежегодный дополнительный оплачиваемый 3-дневный отпуск за непрерывную работу в этих должностях свыше 3 лет (см. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 1998 г. N 1588 // СЗ РФ. 1999. N 2. Ст. 300).

При определении продолжительности непрерывной работы с этой целью засчитывается время непосредственно предшествующей непрерывной работы в должностях участковых врачей-терапевтов и участковых врачей-педиатров территориальных участков, медицинских сестер терапевтов и педиатров территориальных участков (см. там же).

13. Перечень подлежащих обязательному страхованию должностей медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью этих лиц, утвержден Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2006 г. N 191 (СЗ РФ. 2006. N 15. Ст. 1621).

Статья 350 ТК РФ. Некоторые особенности регулирования труда медицинских работников

Новая редакция Ст. 350 ТК РФ

Для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации.

Медицинским работникам организаций здравоохранения, проживающим и работающим в сельской местности и в поселках городского типа, продолжительность работы по совместительству может увеличиваться по решению Правительства Российской Федерации, принятому с учетом мнения соответствующего общероссийского профессионального союза и общероссийского объединения работодателей.

Отдельным категориям медицинских работников может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Продолжительность дополнительного отпуска устанавливается Правительством Российской Федерации.

В целях реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в экстренной или неотложной форме медицинским работникам медицинских организаций с их согласия может устанавливаться дежурство на дому.

Дежурство на дому — пребывание медицинского работника медицинской организации дома в ожидании вызова на работу (для оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме).

При учете времени, фактически отработанного медицинским работником медицинской организации, время дежурства на дому учитывается в размере одной второй часа рабочего времени за каждый час дежурства на дому. Общая продолжительность рабочего времени медицинского работника медицинской организации с учетом времени дежурства на дому не должна превышать норму рабочего времени медицинского работника медицинской организации за соответствующий период.

Особенности режима рабочего времени и учета рабочего времени при осуществлении медицинскими работниками медицинских организаций дежурств на дому устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Должности руководителей, заместителей руководителей медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления, руководителей филиалов медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от срока действия трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста шестидесяти пяти лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.

Учредитель имеет право продлить срок пребывания в должности работника, занимающего должность руководителя медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, до достижения им возраста семидесяти лет по представлению общего собрания (конференции) работников указанной медицинской организации.

Руководитель медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, имеет право продлить срок пребывания в должности работника, занимающего должность заместителя руководителя указанной медицинской организации или должность руководителя филиала медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, до достижения им возраста семидесяти лет в порядке, установленном уставом медицинской организации.

Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, основанием прекращения трудового договора с руководителем, заместителем руководителя медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, руководителем филиала медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, является достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности в соответствии с настоящей статьей.

Комментарий к Статье 350 ТК РФ

В настоящее время продолжительность рабочего времени медицинских работников установлена Постановлением Правительства РФ от 14.02.2003 N 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности».

В соответствии с данным Постановлением медицинским работникам установлена сокращенная продолжительность рабочего времени в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности:

— 36-часовая рабочая неделя установлена для врачей среднего (кроме медицинского регистратора архива, медицинского статистика) и младшего медицинского персонала медицинских организаций и учреждений (отделений, больниц, центров, палат, кабинетов), работа в которых по условиям труда дает право на сокращенную 36-часовую рабочую неделю. Сюда же включаются врачи — руководители структурных подразделений (кроме врача-статистика) и некоторые иные категории медицинских работников организаций и учреждений здравоохранения.

По условиям работы к медицинским учреждениям, в которых установлена 36-часовая рабочая неделя, относятся: инфекционные больницы, кожно-венерологические диспансеры, лепрозории, лечебно-профилактические учреждения по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями, психиатрические (психоневрологические), нейрохирургические, наркологические медицинские организации и учреждения (в том числе детские), осуществляющие работу по оказанию медицинской помощи и обслуживанию больных.

— 33-часовая рабочая предусмотрена:

для врачей лечебно-профилактических организаций, учреждений (поликлиник, амбулаторий, диспансеров, медицинских пунктов, станций, отделений, кабинетов), проводящих исключительно амбулаторный прием больных;

для врачей и среднего медицинского персонала, физиотерапевтических лечебно-профилактических организаций, учреждений (отделений, кабинетов), работающих полный рабочий день на медицинских генераторах ультракоротковолновой частоты (УКВЧ) мощностью свыше 200 Вт, а также врачей-стоматологов, врачей-стоматологов-ортопедов, врачей-стоматологов-ортодонтов, врачей-стоматологов детских, врачей-стоматологов-терапевтов, зубных врачей, зубных техников (кроме врача-стоматолога-хирурга, врача — челюстно-лицевого хирурга), стоматологических лечебно-профилактических организаций, учреждений (отделений, кабинетов).

— 30-часовая рабочая неделя установлена врачам, в том числе врачам — руководителям учреждения (отделения, кабинета, лаборатории), среднему и младшему медицинскому персоналу туберкулезных (противотуберкулезных) организаций здравоохранения и их структурных подразделений.

Помимо этого, 30-часовая рабочая неделя предусмотрена:

— для врачей, в том числе врачей — руководителей отделения, лаборатории, для среднего и младшего медицинского персонала патологоанатомических отделений, лабораторий, прозекторских, моргов, осуществляющих работу, непосредственно связанную с трупами и трупным материалом;

— для врачей и среднего медицинского персонала, работа которых непосредственно связана с рентгенодиагностикой, флюорографией, для санитарок рентгеновских, флюорографических кабинетов и установок, выполняющих не менее половины рабочего дня работу, непосредственно связанную с оказанием помощи врачу при осуществлении им работ по рентгенодиагностике, флюорографии, на рентгенотерапевтической установке с визуальным контролем, и для некоторых иных категорий медицинских работников, определенных в указанном Постановлении организаций и учреждений здравоохранения;

— для врачей, среднего и младшего медицинского персонала учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы (главное бюро медико-социальной экспертизы, бюро медико-социальной экспертизы), осуществляющих освидетельствование граждан, больных туберкулезом;

— для врачей — судебно-медицинских экспертов бюро судебно-медицинской экспертизы, в том числе врачей — руководителей отдела, отделения, среднего и младшего медицинского персонала, работа которых непосредственно связана с трупами и трупным материалом.

— 24-часовая рабочая неделя установлена для врачей, среднего и младшего персонала, работа которых непосредственно связана с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений, осуществляющих гамма-терапию и экспериментальное гамма-облучение гамма-препаратами в радиоманипуляционных кабинетах и лабораториях.

Итак, различия в продолжительности рабочего времени медицинских работников обусловлены той категорией работников, к которой они относятся.

Оплата труда работников здравоохранения также имеет свои особенности. В частности, им выплачиваются оклады в соответствии с занимаемой должностью и разрядом, установленным по ЕТС, с учетом наличия квалификационной категории, ученой степени и почетного звания. Порядок получения квалификационных категорий специалистами с высшим и средним специальным образованием установлен Приказом Минздрава России от 09.08.2001 N 314 «О порядке получения квалификационных категорий». Квалификационные категории присваиваются аттестационной комиссией, создаваемой в установленном порядке и действительны в течение 5 лет со дня издания приказа об их присвоении.

Разряды оплаты труда и тарифных коэффициентов медицинских работников при определении ставок (окладов) на основе ЕТС определяются по категориям работников:

— младший обслуживающий персонал (от 2-го до 4-го разряда);

— средний медицинский персонал (от 4-го до 12-го разряда);

— врачебный персонал (от 9-го до 16-го разряда).

Руководителям учреждений здравоохранения устанавливаются разряды от 7-го до 18-го с учетом показателей отнесения учреждений здравоохранения к группам по оплате их труда, изложенных в приложении к Приказу Минздрава России от 15.10.1999 N 377.

Отдельным категориям медицинских работников может предоставляться ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством РФ.

Ряд медицинских работников пользуются правом на дополнительные отпуска. Это связано с работой с вредными условиями труда. В частности, Постановлением Правительства РФ от 03.04.1996 N 391 «О порядке предоставления льгот работникам, подвергающимся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей» работникам учреждений здравоохранения, выполняющим работу, связанную с соответствующим риском, установлена продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска 36 рабочих дней с учетом ежегодного дополнительного отпуска за работу в опасных для здоровья условиях труда. Эти отпуска предоставляются работникам организаций здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, работникам организаций, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Минтруда России от 08.08.1996 N 50.

Порядок работы медицинских работников по совместительству установлен Постановлением Минтруда России от 30.06.2003 N 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры». В соответствии с ним, медицинские работники вправе осуществлять работу по совместительству, то есть выполнять другую регулярную оплачиваемую работу на условиях трудового договора в свободное от основной работы время по месту их основной работы или в других организациях, в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии, и в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (за исключением работ, в отношении которых нормативными правовыми актами РФ установлены санитарно-гигиенические ограничения).

Продолжительность работы по совместительству медицинских и фармацевтических работников в течение месяца не может превышать половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели, и устанавливается по соглашению между работником и работодателем по каждому трудовому договору.

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2002 N 813 «О продолжительности работы по совместительству в организациях здравоохранения медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности и в поселках городского типа» установлена продолжительность работы по совместительству в организациях здравоохранения медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности и в поселках городского типа, — не более 8 часов в день и 39 часов в неделю.

Другой комментарий к Ст. 350 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Данная статья предоставляет возможность конкретизации ряда особенностей регулирования труда и отдыха медицинских работников Правительству РФ.

Такими особенностями являются:

1) сокращенная продолжительность рабочего времени, определяемая Правительством РФ (не более 39 часов в неделю), которая должна зависеть от должности и (или) специальности;

2) увеличенная норма продолжительности работы по совместительству, введение которой возможно по решению Правительства РФ, принятому с учетом мнения соответствующего общероссийского профессионального союза и общероссийского объединения работодателей, для медицинских работников, которые проживают и работают в сельской местности и в поселках городского типа;

3) предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска отдельным категориям медицинских работников с продолжительностью, устанавливаемой Правительством РФ.

Наряду со ст. 350 ТК РФ особенности труда и отдыха медицинских работников предусматриваются ч. 3 ст. 92 ТК РФ (в части установления сокращенной продолжительности рабочего времени), ч. 2 ст. 142 ТК РФ (применительно к запрету приостановления работы на станциях скорой и неотложной помощи), ч. 6 ст. 282 ТК РФ (относительно порядка установления особенностей регулирования работы по совместительству), подп. «б» ч. 1 ст. 413 ТК РФ (в части запрета и объявления незаконными забастовок на станциях скорой и неотложной помощи).

2. Особый характер и условия труда данных работников обусловлены самой природой медицинской деятельности, осуществляемой работодателем (физическим лицом или юридическим лицом (организацией), вступившим в трудовые отношения с работником, либо иным субъектом, наделенным в случаях, предусмотренных федеральными законами, правом заключать трудовые договоры).

Ввиду рискового и творческого характера медицинской деятельности труду медицинских работников присуща значительная самостоятельность. Именно это обстоятельство является причиной того, что во многих случаях, связанных с исполнением этими работниками своих обязанностей перед пациентом, значение властных указаний его работодателя не является определяющим. Медицинский работник самостоятельно в соответствии со стандартами медицинской помощи оказывает такую помощь пациенту.

Это правило не закреплено в ТК РФ. Однако оно непосредственно вытекает из природы медицинской деятельности.

Определенным отражением этой самостоятельности являются следующие правила, закрепленные в ст. 58 Закона Российской Федерации от 22 июля 1993 г. N 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (Российская газета. 1993. 18 авг. N 158; далее — Основы об охране здоровья):

1) лечащим врачом не может быть врач, обучающийся в высшем медицинском учебном заведении или образовательном учреждении послевузовского профессионального образования;

2) рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением экстренных случаев, угрожающих жизни больного.

Именно бремя ответственности, вытекающей из самостоятельности в принятии жизненно важных для пациента решений, является причиной для установления сокращенной продолжительности рабочего времени и предоставления в определенных случаях ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.

Другим обстоятельством, влияющим на регулирование труда медицинских работников, является публичная (конституционная) значимость их труда, проявляющаяся в том, что с их помощью обеспечивается реализация конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 1 ст. 41 Конституции РФ).

Этим обстоятельством, а также нехваткой медицинских работников в организациях, оказывающих медицинскую помощь в сельской местности и в поселках городского типа, обусловлена возможность увеличения продолжительности работы по совместительству.

3. Комментируемая статья не устанавливает условий отнесения лиц к категории «медицинский работник». Между тем эти условия можно найти в ст. 54 специального закона — Основ об охране здоровья.

По общему правилу, для признания медицинским работником необходимо, чтобы соответствующее лицо имело специальное высшее образование и обладало специальными документами (дипломом и (или) званиями, а также сертификатом специалиста и лицензией на осуществление медицинской деятельности). Вместе с тем для лица, работающего в медицинской организации, такой лицензии не требуется, поскольку ею должна обладать организация как его работодатель.

Данные условия распространяются не только на то лицо, которое работает по трудовому договору в медицинской организации. Им должен соответствовать и индивидуальный предприниматель, который самостоятельно осуществляет медицинскую деятельность (т.е. самостоятельно обеспечивает себя работой и является работником только в широком смысле). Объединение под одним наименованием «медицинский работник» широкого круга лиц с принципиально различными правовыми статусами представляется не слишком удачным, поскольку требует специального толкования при применении соответствующей нормы Основ об охране здоровья.

Что касается сертификата специалиста, то единственным предусмотренным законодательством органом, имеющим полномочие по выдаче сертификата, является профессиональная медицинская ассоциация субъекта РФ (ст. 62 Основ об охране здоровья). Однако конкретная нормативно-правовая регламентация порядка и условий выдачи данного сертификата специалиста пока отсутствует. Ввиду этого на практике предъявления данного сертификата для допуска работника к исполнению обязанностей по медицинской профессии сейчас не требуют.

Номенклатура должностей медицинских работников, работающих в бюджетной сфере, установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» и утвержденным им приложением (СЗ РФ. 1995. N 10).

Эта номенклатура, а также Номенклатура специальностей медицинских работников конкретизированы Положением об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 377 (БНА. 1999. N 46), Приказом Министерства здравоохранения РФ от 19 августа 1997 г. N 249 «О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала» с утвержденными им приложениями (Здравоохранение. 1997. N 11) и Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 27 августа 1997 г. N 43 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации» (БМТ РФ. 1997. N 9).

4. В соответствии со ст. 54 Основ об охране здоровья в исключительных случаях к занятию медицинской или фармацевтической деятельностью в должностях работников со средним медицинским образованием могут быть допущены лица, не имеющие законченного высшего медицинского или фармацевтического образования. Порядок такого допуска должен быть установлен федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения (в настоящее время такой порядок отсутствует).

Врачи, не работавшие по своей специальности более 5 лет, могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после прохождения переподготовки в соответствующих учебных заведениях или на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских ассоциаций. Работники со средним медицинским образованием, не работавшие по своей специальности более 5 лет, могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения либо на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских ассоциаций. Соответствие специальностей среднего медицинского персонала должностям специалистов устанавливается на основании Перечня соответствия специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала должностям специалистов, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 января 1999 г. N 18 (Здравоохранение. 1999. N 4).

5. Особый порядок допуска к медицинской деятельности предусмотрен для лиц, получивших медицинскую подготовку в иностранных государствах. Они допускаются к медицинской деятельности в Российской Федерации только после сдачи экзамена в соответствующих учебных заведениях РФ в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, а также после получения лицензии на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Упомянутый порядок установлен Положением о порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 1995 г. N 119 (СЗ РФ. 1995. N 7). Данные требования не распространяется на лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в бывшем СССР.

6. Несмотря на широту легального определения понятия «медицинский работник», закрепленного в ст. 54 Основ об охране здоровья, под это определение формально не подпадают те работники здравоохранения, которые участвуют в осуществлении медицинской деятельности в составе единого коллектива с лицами, обладающими средним или высшим профессиональным медицинским образованием и без которых в ряде случаев невозможно надлежащим образом оказать медицинскую помощь. К таким работникам, в частности, относятся представители младшего медицинского персонала (сестры-хозяйки, санитарки), медицинские психологи, водители санитарного автотранспорта, высококвалифицированные рабочие, занятые на важных и ответственных работах (например, осуществляющие обслуживание такой медицинской техники, как искусственные сердце и легкие), и пр.

Тесная взаимосвязь их труда с трудом работников, непосредственно оказывающих медицинскую помощь, наделяет во многих случаях этот труд такими же фактическими особенностями, которые характерны для труда последних. Отсюда следует, что в силу конституционного принципа равенства, гарантируемого государством независимо в том числе от должностного положения и иных обстоятельств (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ), регулирование трудовых отношений с участием работников, обеспечивающих оказание медицинской помощи, должно обладать теми же особенностями, характерными для регулирования труда работников, непосредственно оказывающих медицинскую помощь.

Следствием данного обстоятельства является регулирование одним и тем же нормативным правовым актом отношений, связанных с особенностями труда обеих категорий работников здравоохранения, и использование в данных актах термина «медицинский работник», подразумевающего обе категории указанных лиц (Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 1992 г. N 508 «О дополнительных мерах по стимулированию труда работников здравоохранения» (ВВС РФ. 1992. N 20. Ст. 1133)).

7. В зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности медицинские работники подразделяются на четыре категории с продолжительностью рабочего времени 36, 33, 30 и 24 часа в неделю (Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2003 г. N 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности» (СЗ РФ. 2003. N 8)). Отношения, связанные с установлением сокращенной продолжительности рабочего времени для медицинских работников, регулируются, кроме того, Постановлением Совета Народных комиссаров СССР от 11 декабря 1940 N 2499 «О продолжительности рабочего дня медицинских работников» (Собрание постановлений и распоряжений правительства СССР. 1940. N 32. Ст. 806).

Для стимулирования труда медицинских работников были установлены специальные размеры надбавок и доплат уже упоминавшимся ранее Указом Президента РФ от 13 мая 1992 г. N 508 «О дополнительных мерах по стимулированию труда работников здравоохранения», который был конкретизирован Постановлением Министерства труда и занятости населения РФ от 8 июня 1992 г. N 17 «О размерах надбавок и доплат работников здравоохранения и социальной защиты населения» (БМТ РФ. 1992. N 7 — 8). В этих актах понятие «медицинский работник» фактически отождествляется с понятием «работник здравоохранения», в качестве которого рассматривается не только средний, но и младший медицинский персонал, а также работники скорой и неотложной медицинской помощи, в том числе водители санитарного автотранспорта.

Особо следует отметить, что продолжительность работы по совместительству в организациях здравоохранения, расположенных в сельской местности и в поселках городского типа, может составлять не более 8 часов в день и 39 часов в неделю (Постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2002 г. N 813 «О продолжительности работы по совместительству в организациях здравоохранения медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности и в поселках городского типа» (СЗ РФ. 2002. N 46)).

Врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) установлен ежегодный дополнительный оплачиваемый 3-дневный отпуск за непрерывную работу в этих должностях свыше 3 лет (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1998 г. N 1588 «Об установлении врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) ежегодного дополнительного оплачиваемого 3-дневного отпуска за непрерывную работу в этих должностях» (СЗ РФ. 1999. N 2)).

В систематизированной форме многие правила, конкретизирующие особенности труда медицинских работников, предусмотренные нормативными правовыми актами более высокого уровня, содержатся в уже упоминавшемся ранее Положении об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденном Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 377.