Сравнительный анализ закона о полиции и милиции

Сравнительный анализ закона о полиции и милиции

1 марта 2011 года вступил в силу Федеральный Закон «О полиции». Данный Закон содержит 11 глав, в том числе две новые статьи, которые отсутствовали в законе «О милиции»: ст. 8 «Об открытости и публичности» и ст. 9 «Обеспечение общественного доверия и поддержки граждан».

Детальное сравнение положений статей 1 и 2 Закона о полиции с положениями аналогичного документа, регламентирующего работу милиции, показывает, что основной набор задач, стоящих перед милицией-полицией практически не изменился. Полиция, как и милиция, защищает жизнь и здоровье граждан, их основные права и свободы, а также собственность. Устранив неопределенность, существующую в законе о милиции, законодатель, добавил, что защите подлежат как россияне, так и иностранные граждане и лица без гражданства.

В Законе «О полиции» нашли свое отражение два существенно новых принципа: беспристрастность и использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.

Права полиции, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, перечислены в статье 13 Закона. По сравнению с аналогичной статьей закона о милиции в новом документе в основном появились незначительные изменения. Например, в перечень прав включено право проводить оперативно-розыскные мероприятия, которые в законе о милиции были отнесены к обязанностям.

Полиции предоставлено право патрулировать общественные места, выставлять при необходимости посты, контрольные и контрольно-пропускные пункты, заслоны, стационарные посты и использовать другие формы охраны общественного порядка.

Если Вы обратились к полицейскому, он обязан:

• назвать свои должность, звание, фамилию;

• внимательно выслушать обратившегося;

• принять соответствующие меры в пределах своих полномочий или разъяснить, в чью компетенцию входят решения поставленных вопросов.

Если полицейский обратился к Вам, он обязан:

• назвать свои должность, звание, фамилию;

• предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение;

• после чего сообщить причины и цель обращения.

Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан!

В новом законе детализирована процедура и порядок задержания. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

При задержании сотрудник полиции обязан разъяснить задержанному причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

Задержанное лицо имеет право пользоваться услугами адвоката и переводчика с момента задержания. Кроме того, введено право задержанного на один телефонный звонок. Срок предоставления такой возможности — три часа с момента задержания. Цель — уведомление близких о задержании и месте нахождения.

Также детально теперь прописаны полномочия полицейских при проникновении в жилище. Раньше о проникновении в дом, квартиру или на земельный участок против воли проживающих в течение суток уведомлялся только прокурор. Теперь к нему добавился собственник жилища и (или) проживающие там граждане. Основания вторжения в жилище не изменились: спасение жизни и имущества, задержание преступника, пресечение преступления, несчастный случай.

Применение физической силы, оружия и спецсредств в законе «О милиции» было наиболее детализированным полномочием, что и сохранилось в новом законе. Например, «не допускается нанесение человеку ударов специальной палкой по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца».

Также сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения силы, первую помощь и принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

Число применяемых спецсредств увеличилось с 10 до 14. Классические наручники раздвоились на «средства сковывания движения» и «средства ограничения подвижности». Служебные собаки поменялись на служебных животных (речь, например, о конных патрулях). Появились средства блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия. При этом специально оговорено, что незаконные, но ненасильственные акции не могут пресекаться с применением спецсредств.

Увеличился на один пункт перечень оснований для применения огнестрельного оружия против людей, а именно, для задержания лица, оказавшего вооруженное сопротивление или отказывающегося выполнить законное требование о сдаче оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывчатых устройств, ядовитых или радиоактивных веществ.

Сравнительный анализ закона о полиции и милиции

Действующая правоохранительная система России не справляется с поставленными перед ней целями и задачами и не отвечает современным требованиям. Это признается и обществом, и руководством страны, и привело к необходимости ее реформирования. Видимо из-за того, что наибольшей критике подвергается деятельность Министерства внутренних дел, сотрудники которого чаще других находятся в непосредственном взаимодействии с гражданами, Президентом РФ 24 декабря 2009 года был подписан Указ о совершенствовании деятельности Министерства внутренних дел. Составной частью совершенствования указанной системы является реформирование системы органов внутренних дел. В частности, в рамках реализации данного Указа, 7 августа 2010 года на публичное обсуждение был вынесен проект Федерального Закона «О полиции». Данный Закон, в том виде, в котором он принят, является, по сути, действующим Законом «О милиции» с некоторыми изменениями и дополнениями, основным из которых является переименование милиции в полицию. В пользу данного довода свидетельствует и то обстоятельства, что согласно ст.56 ч.2 Закона никаких кадровых изменений не предвидится. Приведенные выше обстоятельства послужили основанием для пред-ставленного в данной курсовой работе краткого сравнительного анализа Федерального закона «О полиции» и уже недействующего Федерального закона «О милиции». Несомненно, что данная тема актуальна, но вот разработанность её явно недостаточна, поскольку Закон «О полиции» принят совсем недавно. Целью курсовой работы является рассмотрение и сопоставление Федерального закона «О полиции» и Федерального закона «О милиции». Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи: — рассмотреть история принятия, цель принятия ФЗ «О полиции»; — проанализиолвать в сравнении двух законов: общие полодения, принципы, обязанности, права и т.д.; — проанализировать влияние ФЗ «О полиции» на общественность. При написании данной работы были использованы различные источники литературы, в том числе и нормативно-правовые акты.

Приведенный сравнительный анализ ФЗ «О милиции» с ФЗ «О поли-ции» приводит к выводу, что реформа как таковая не проводилась. Так как ФЗ «О полиции» просто немного видоизменен и те измнения, которые были проведены в той или иной мере учитывают предложенные общественностью изменения в деятельности системы МВД, но и они носят бессистемный характер. Какое-либо реформирование без изменения кадровой политики, без оптимизации и модернизации системы подготовки и профессионального обучения сотрудников представляется бессмысленным. Необходимо отметить, что имеется и официальное мнение по Закону «О полиции»: «Закон закрепляет и раскрывает новую, партнерскую, а не доминантную, модель взаимоотношений полиции и общества. Это позволит, по нашему мнению, каждому сотруднику при осуществлении своих обязанностей ощущать себя частью общества, а обществу, в свою очередь, лучше понимать, что оно делегировало полиции функции защиты себя от бесправья, включая не очень приятную и специфичную миссию принуждения во имя закона». Важно, что в новом нормативном акте регламентируется процедура проверки сотрудников полиции на профессиональную пригодность, порядок приема на службу в правоохранительные органы, включающий тестирование на токсические зависимости, психофизиологическое исследование и другие испытания, заявила председатель Координационного совета Президиума Генерального совета партии «Единая Россия» по вопросам инновационного развития медицинской и фармацевтической промышленности, заслуженный врач РФ Татьяна Яковлева: «Профессионализм наших органов правопорядка оставляет желать лучшего. В силу различных причин в последние годы снизилось качество подбора и обучения милицейских кадров, слабо передается опыт ветеранов органов внутренних дел, высок уровень коррупции среди со-трудников. Налицо все предпосылки для радикальных перемен. Поэтому Президент РФ решил провести модернизацию милиции, даже сменив название этого органа по охране общественного порядка на «полиция».

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосова-нием 12.12.1993 г.). (действующая редакция). // М. «Пресс». 2010. 2. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (действующая редакция) // М. «Закон» 2011. 3. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ. (действующая редакция) // М. «Закон» 2010. 4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от от 18.12.2001 N 174-ФЗ (действующая редакция) // М. «Закон» 2010. 5. Указ Президента РФ №1468 от 24 декабря 2009 года. «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» // М. «Консультант-Плюс». 2010. 6. Приказ МВД РФ от 14 июля 2004 г. N 440 «Об утверждении Инструк-ции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» // М. «Консультант-Плюс». 2010. 7. Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июля 2009 г. N 13-П «По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 29 Закона Российской Федерации «О милиции» и статьи 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросами Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода и Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода» // М. «Консультант-Плюс». 2010. 8. Аврутин Ю. А. Полиция и милиция в механизме обеспечения государ-ственной власти в России. — СПб. : Юридический центр Пресс , 2003. — 500 с. 9. Александров С. Г. Борьба с преступностью как принцип деятельности полиции // История государства и права. – 2004. — N 5. — С. 21-23. 10. Анисимов Л. Закон о полиции как безусловный фактор укрепления правопорядка // Кадровик. — 2011. — N 5. — С. 10-19. 11. Бельский К. С. Полицейское право : лекц. курс / К. С. Бельский. — М. : Дело и Сервис , 2004. — 815 с. 12. Булавин С. П. Правовой статус сотрудника полиции // Административное право и процесс. — 2011. — N 9. — С. 2-10. 13. Булавин С. П. Федеральный закон «О полиции» : предпосылки и концептуальные идеи // Административное право и процесс. — 2011. — N 4. — С. 3-9. 14. Быков А. В. Полицейская система современного демократического государства: монография. – М. : ЮНИТИ : Закон и право , 2010. — 303 с. 15. Вечернин Д. А. Административно-правовой статус федеральных органов налоговой полиции : автореф. дис. . канд. юрид. наук. — Екатеринбург : Б. и. , 1999. — 23 с. 16. Горшенева И. А. Полиция в механизме современного демократического государства : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция». — М. : Юнити : Закон и право , 2004. — 174 с. 17. Делягин М. Закон “О полиции”: как это будет?. Статья. // «Ведомо-сти» от 16.09.2010. №174. 18. Дербичева С. А. Проблемы позиционирования и восприятия полиции / милиции в современном обществе // Закон и право. – 2005. — N 3. — С. 38-40. 19. Дербичева С. А. Схемы и модели преобразования Российской милиции в свете закономерностей милицейского / полицейского позиционирования // Закон и право. – 2005. -N 10. — С. 71-76. 20. Керова А. Сравнительный анализ ФЗ N 1026-I от 18 апреля 1991 г. «О милиции» и проекта ФЗ «О полиции» // Городское управление. — 2010. — N 10. — С. 7-16. 21. Кодан С. В. Полицейское законодательство Российской империи : развитие, становление, систематизация : вторая половина XVII — первая треть XIX вв. : очерки / С. В. Кодан. — Екатеринбург : УрАГС; Зерцало-Урал , 2000. — 220 с. 22. Небратенко Г. Г. Возрождение российской полиции : история и современные перспективы // История государства и права. — 2011. — N 9. — С. 22-24. 23. Нургалиев Р. Г. Интервью с министром внутренних дел РФ Р. Г. Нургалиевым //Законодательство. — 2011. — N 4. — С. 5-10. 24. Пресс-конференция министра финансов РФ Александра Кудрина ИТАР-ТАСС от 24.01.2011 г. // «Комсомольская правда». 2011. №24. 25. Пресс-конференция начальника правового департамента МВД РФ генерал-лейтенантв милиции Валерия Черникова дал ИТАР-ТАСС от 16.01.2011 г. // «Комсомольская правда». 2011. №16. 26. Рюден Е. Ю. Правовая природа службы в полиции (милиции) в условиях административной модернизации государственной службы // Закон и право. — 2009. — N 3. — С. 31-34. 27. Седунов А. В. Российская полиция во второй половине ХIХ-начале ХХ в. : сфера компетенции, отношение к службе, реформирование // История государства и права. – 2005. — N 3. — С. 41-43.

Сравнительная таблица Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» и Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I «О милиции» (подготовлено экспертами компании «Гарант» по состоянию на декабрь 2011 г.)

Сравнительная таблица
Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I «О милиции» и
Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции»
(в редакции Федеральных законов от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ и 170-фз,
от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ,
от 30 ноября 2011 г. N 340-ФЗ и N 342-ФЗ, от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ, от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ)
(подготовлено экспертами компании «Гарант» по состоянию на декабрь 2011 г. )

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ

Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I

Глава 1, ст. 1. Назначение полиции.

— защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства;

— охрана общественного порядка, собственности;

— обеспечение общественной безопасности.

Не указывается условие защиты прав и свобод граждан — «от преступных и иных противоправных посягательств».

Раздел I, ст. 1. Милиция в Российской Федерации.

— защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств;

— право применения мер принуждения.

Основные направления деятельности, задачи

Глава 1, ст. 2. Основные направления деятельности полиции.

1. защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2. предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3. выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

5. производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6. обеспечение правопорядка в общественных местах;

7. обеспечение безопасности дорожного движения;

8. контроль за соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия;

9. контроль за соблюдением законодательства РФ в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

10. охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;

11. государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

12. осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

По решению Президента РФ сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Введено оказание помощи по защите должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов.

Закреплена функция поддержания международной безопасности

Раздел I, ст.2. Задачи милиции.

1. обеспечение безопасности личности;

2. предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3. выявление и раскрытие преступлений;

4. охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

5. защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

6. оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов.

Глава 1, ст. 4. Организация полиции.

Полиция — составная единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей.

Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и руководители подразделений полиции.

Институты криминальной милиции и милиции общественной безопасности не содержатся в Законе «О полиции».

Раздел II. Организация милиции в Российской Федерации.

Милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.

В своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел Российской Федерации, а милиция общественной безопасности — также соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Руководство милицией в субъектах Российской Федерации осуществляют министры внутренних дел, начальники управлений (главных управлений) внутренних дел по субъектам Российской Федерации, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

Руководство милицией в районах, городах и иных муниципальных образованиях, в том числе в нескольких муниципальных образованиях, осуществляют начальники отделов (управлений) внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям.

Сравнительный анализ закона о полиции и милиции

Указ о реформировании МВД, подписанный Дмитрием Медведевым в конце прошлого года, вызвал в обществе неоднозначную реакцию. Дискуссии по поводу реформы продолжались весь год, и законопроект «О полиции», вынесенный на публичное обсуждение месяц назад, спровоцировал новую волну споров. «Полит.ру» публикует сравнительный анализ закона «О милиции» и законопроекта «О полиции», подготовленный руководителем правового отдела Фонда «Общественный вердикт» Анной Керовой. В статье автор подробно анализирует каждую статью двух документов и размышляет о том, действительно ли законопроект изменит структуру правоохранительных органов, или речь идет лишь о формальных перестановках.

Действующая правоохранительная система России не справляется с поставленными перед ней целями и задачами и не отвечает современным требованиям. Это признается и обществом, и руководством страны, и привело к необходимости ее реформирования.

Видимо из-за того, что наибольшей критике подвергается деятельность Министерства внутренних дел, сотрудники которого чаще других находятся в непосредственном взаимодействии с гражданами, Президентом РФ 24 декабря 2009 года был подписан Указ о совершенствовании деятельности Министерства внутренних дел. Составной частью совершенствования указанной системы является реформирование системы органов внутренних дел (ОВД). При этом приоритетными направлениями реформы данным Указом названы организационные и кадровые преобразования, а также материальное обеспечение сотрудников.

В частности, в рамках реализации данного Указа, 7 августа 2010 года на публичное обсуждение был вынесен проект Федерального Закона «О полиции» (далее по тексту – Законопроект). При этом отдельно планируется издание Указа «О структуре полиции» и принятие Закона «О социальной защите», которые до настоящего времени не вынесены на обсуждение и содержание которых неизвестно. Учитывая, что в самом Законопроекте не дается четкого определения «полиции», «единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики в нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел» говорить об указанном документе как о новом нельзя. Данный Законопроект, в том виде, в котором он представлен на обсуждение, является, по сути, действующим законом «О милиции» с некоторыми изменениями и дополнениями, основным из которых является переименование милиции в полицию. В пользу данного довода свидетельствует и то обстоятельства, что согласно ст.56 ч.2 Законопроекта никаких кадровых изменений не предвидится. Сотрудники милиции с их письменного согласия остаются на службе в полиции на соответствующих должностях.

Приведенные выше обстоятельства послужили основанием для представленного в данном документе краткого сравнительного анализа Законопроекта и действующего закона «О милиции».

Прежде чем перейти к постатейному анализу хотелось бы отметить, что предложенный Законопроект содержит достаточно много оценочных формулировок таких как: «неуместно», «невозможно», «достаточные основания», «чрезвычайные обстоятельства» Указанные термины явно нуждаются в расшифровке и требуют определения. Например, Законопроект дает полиции право закрепленное в ст. 15 Законопроекта на беспрепятственное вхождение либо проникновение в любое время суток в жилые и иные помещения, при наличии достаточных оснований полагать, что там совершается преступление…. Поскольку законодатель не дает четкого определения таких оснований, каждый сотрудник полиции вправе самостоятельно определять их для себя.

Глава 1. Общие положения (ст.1-4 Законопроекта).

В Законопроекте не содержится конкретного наименования Федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее по тексту — ФОИВ в сфере ВД), составной частью которого является Полиция.

Основные направления деятельности остались практически без изменений. В частности, по-прежнему остается государственная защита судей, должностных лиц правоохранительных органов и контролирующих органов. Указанные лица являются представителями государственной власти, действуют в интересах и от имени государства. Соответственно и преступления в отношении них должны рассматриваться как угроза внутренней безопасности государства и, было бы целесообразно передать функции по государственной защите указанных лиц сотрудникам ФСБ.

Правовая основа деятельности Полиции осталась без изменений.

В организации деятельности полиции не указано:

  • какие структурные подразделения будут входить в состав полиции и, соответственно, не прописаны их основные задачи;
  • полное и сокращенное наименование ФОИВ в сфере ВД и территориального органа ФОИВ в сфере ВД;
  • кто назначает на должность и освобождает от занимаемой должности руководителя ФОИВ в сфере внутренних дел;
  • кто назначает на должность и освобождает от занимаемой должности руководителей территориальных органов ФОИВ в сфере ВД;

Содержится указание на документ, определяющий полномочия руководителя ФОИВ в сфере ВД, а также руководителей территориальных органов ФОИВ в сфере ВД текста которого нет в публичном пространстве.

Глава 2. Принципы деятельности полиции (ст. 5-11 Законопроекта)

Статья, посвящённая соблюдению прав и свобод граждан по содержанию аналогична ст. 5 Закона «О милиции», только в ней делается особый акцент на запрет применения пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения.

Статья, посвященная законности, содержит в себе формулировку, которая вызывает много вопросов и требует дополнительного комментария Законодателем «сотрудник полиции не может в оправдание незаконного действия или бездействия ссылаться на требования вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства и мотивы».

Введена новая статья, касающаяся беспристрастности деятельности сотрудников полиции. Не прописано и не понятно, каким образом сотрудник полиции может и должен способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.

Статья «Открытость и публичность деятельности полиции» является нововведением и законодательно закрепляет обязанность полиции регулярно доводить до сведения общественности отчеты о своей деятельности. Позитивным является и законодательное закрепление обязанности участкового уполномоченного отчитываться о своей работе перед гражданами, проживающими на закрепленном за ним участке.

Статья «Обеспечение общественного доверия и поддержки граждан». Невозможно обеспечить общественное доверие и поддержку, их можно только заслужить добросовестным исполнением своих обязанностей. В п.5 данной статьи не указано когда и каким образом извинения должны быть принесены. Думается, что извинения (если это происходит без привлечения судебных органов) должны быть принесены официально – в письменном виде за подписью лица, их приносящего.

В данной статье законодатель впервые указывает, что мнение граждан о деятельности полиции является одним из основных критериев и это нововведение можно только приветствовать.

Законодательно закрепляется создание общественных советов при ФОИВ в сфере ВД и территориальных органах ФОИВ в сфере ВД, но данное закрепление носит сугубо формальный характер, так как порядок их образования в Законопроекте не указан, присутствует лишь отсылочная норма. Думается, что этот порядок должен быть подробно прописан в указанном законе или дана ссылка на точное название нормативно-правового акта, содержащего этот порядок.

Статья, посвящённая взаимодействию и сотрудничеству полиции с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями и гражданами является нововведением, является очень общей и нуждается в доработке. В ней, например, отсутствует взаимодействие с Уполномоченным по правам человека.

Статья, посвящённая использованию достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем с одной стороны законодательно закрепляет уже сложившуюся практику их применения, а с другой стороны вводит обязанность государства по обеспечению полиции указанными современными средствами, и по обучению сотрудников работе с ними.

Глава 3 Обязанности и права полиции (ст. 12-13)

Обязанности полиции аналогичны обязанностям, содержащимся в ст. 10 Закона «О милиции».

Следует отметить, что ранее, в Законе «О милиции», в разделе «Обязанности милиции» на первое место выдвигалось предотвращение и пресечение преступлений и административных правонарушений.

О причинах целесообразности снятия с полиции обязанности по государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных органов и контролирующих органов уже говорилось в комментарии к Главе 1 Законопроекта.

В п.35 указанной статьи по прежнему на полицию возлагается обязанность по контролю за соблюдением гражданами и должностными лицами установленных правил регистрационного учета граждан РФ и т.д. Думается, что эта обязанность вполне могла бы быть возложена на ФМС, а сотрудники полиции ограничились бы оказанием содействия в этой работе сотрудникам ФМС.

Обязанность сотрудников полиции оказывать содействие органам здравоохранения в доставлении в психиатрические лечебные учреждения по решению суда лиц, уклоняющихся от явки по вызову в эти учреждения, страдающих психическими заболеваниями и представляющих непосредственную опасность для себя и окружающих, изложенная в п.38 данной статьи не является нововведением. Необходимо конкретизировать данное содействие, включив в Закон указание на то, что доставление указанных лиц проводится сотрудниками полиции только при участии медицинских работников. Это вызвано тем, что были случаи, когда действия милиционеров, не обладающих соответствующими навыками, приводили к причинению телесных повреждений милиционерам и гибели больного.

Права полиции расширены Законопроектом и часть из них выделена в отдельные статьи (задержание, вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки), которые по сути представляют собой выдержки из уголовно-процессуального кодекса РФ, кодекса об административных правонарушениях РФ, ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». П.5 ч.1 указанной статьи дает право сотрудникам полиции беспрепятственно знакомиться в организациях с необходимыми материалами, документами т.д. Вопрос: «Необходимыми для чего?». Если возбуждено уголовное дело или ведется дело об административном правонарушении, то подобное ознакомление будет регламентироваться уголовно-процессуальным кодексом и кодексом об административных правонарушениях соответственно. Если этих условий нет, то каковы случаи необходимости? Особо остро этот вопрос встает при условии, что Законодатель не прописывает состав полиции.

Некоторые положения п.7ч.1 настоящей статьи, наделяющий полицию правом обязать любое лицо покинуть определенное место или удалить его принудительно, если поведение указанного лица свидетельствует о том, что оно может причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб объектам собственности либо представляет реальную угрозу общественному порядку и безопасности граждан; обращаться к группам людей, находящимся в общественных местах, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление людей создает угрозу жизни и здоровью граждан, объектам собственности, нарушает нормальную работу организаций, порядок движения транспорта и пешеходов фактически противоречит ст. 31 Конституции РФ, а также ст. 14 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в которой содержится исчерпывающий перечень полномочий представителей органов внутренних дел.

П.14 ч.1 настоящей статьи содержит нововведение, в котором указано время, в течение которого допускается ограничение свободы передвижения гражданина на улице или другом общественном месте для проверки документов, удостоверяющих личность, получения объяснений на месте, решения вопроса о необходимости применения к нему меры принуждения. Очевидно, что в основном это касается административных правонарушений. Законодателем не указано, во-первых, будет ли это время включено в общее время задержания, допускаемое при задержании по подозрению в совершенном административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ, как оно будет фиксироваться и, во-вторых, несмотря на то, что законодательством не предусмотрена обязанность постоянно иметь при себе документы, удостоверяющие личность, указанный пункт Законопроекта фактически вводит эту обязанность.

Глава 4 Применение полицией отдельных мер государственного принуждения (ст. 14-17).

Задержание. Законодатель, наделяя полицию правом задерживать военнослужащих, граждан РФ, призванных на военные сборы (п.6 ч.1 данной статьи), не прописывает, с какого момента гражданин является военнослужащим и призванным на военные сборы.

Поскольку п.11 ч.1 указанной статьи закрепляет за полицией право на задержание лиц имеющих признаки выраженного психического расстройства, то необходимо в обязательном порядке проводить с ними соответствующие учебные занятия, чтобы избежать гибели как сотрудников полиции, так и задерживаемых граждан. Кроме того, необходимо рассмотреть вопрос об оборудовании служебного автотранспорта приспособлениями, позволяющими обеспечить безопасную перевозку граждан с указанными заболеваниями.

Вхождение (проникновение) в жилые помещения и иные помещения, на земельные участки и оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов. Указанные статьи являются фактически комментарием к правам полиции, закрепленным в п.34 и 35 статьи Права полиции.

Формирование и ведение банков данных о гражданах. В этой статье законодательно закреплены права полиции по сбору и обработке данных о гражданах, необходимых для выполнения полицией возложенных на нее обязанностей. Ранее указанные права прописывались в ведомственных нормативно-правовых актах.

Глава 5 Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (ст. 18-24)

Право применения физической силы, спец. средств и огнестрельного оружия. В законопроекте полиция наделяется правом применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в целях выполнения возложенных на нее обязанностей. При этом Законопроект обязывает сотрудника полиции проходить проверку на пригодность к действиям, в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия не реже одного раза в год. Ранее требования были более жесткими – проверку необходимо было проводить периодически. На практике это было в среднем раз в 2 месяца.

Порядок и условия применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. В п.5 и п.6 указанной статьи Законодатель вводит обязательное, в кратчайшее время уведомление полицией родственников или иных близких лиц гражданина, которому в результате применения физической силы, спец. средств или огнестрельного оружия причинены телесные повреждения и обязанность по сохранению без изменения места происшествия, если в результате применения физической силы, спец.средств и огнестрельного оружия гражданину причинены ранение либо смерть. Данные нововведения можно только приветствовать.

Применение физической силы. Указанная статья по содержанию аналогична статье 12 Закона «О милиции».

Применение специальных средств. Законодатель вводит новое специальное средство – сети и расширяет перечень случаев применения — во всех случаях задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться. Ранее было ограничение – преступления против жизни, здоровья или собственности.

Запрет применения специальных средств. В Законопроект внесен запрет на нанесение человеку ударов палкой резиновой по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца, а также многократное нанесение ударов в одно и то же место. Однако, было бы целесообразно ввести такой запрет не только относительно палки резиновой, но и других специальных средств, предметов, а также относительно применения физической силы. Ранее, часть подобных запретов также содержалась в ведомственных нормативно-правовых актах ДСП (для служебного пользования).

Указанный Законопроект отменил право сотруднику полиции в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия использовать любые подручные средства. Это является положительным моментом, потому что практика показывает, что применение подручных средств нередко приводило к гибели задерживаемого или к причинению увечья.

Применение огнестрельного оружия. В Законе «О милиции», в ст. 15 использовалось два понятия: применение и использование огнестрельного оружия. Фактически сохранив оба этих понятия, Законодатель заменил использование термином «применение огнестрельного оружия без производства выстрела на поражение человека». Законодатель расширяет права полиции по применению огнестрельного оружия:

Вводит п.5 ч.1, согласно которому, сотрудник полиции вправе использовать огнестрельное оружие для задержания лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящегося при нем огнестрельного оружия, взрывного устройства, взрывчатого или ядовитого вещества либо оказывающего вооруженное сопротивление;

В части 7 настоящей статьи закрепляет за сотрудником полиции право при отсутствии огнестрельного оружия, состоящего на вооружении полиции применять иное оружие, находящееся у него на законных основаниях, с учетом порядка, ограничений и запретов, установленных настоящим ФЗ. К чему приведет указанное нововведение покажет практика.

Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции.
Законодатель расширил право сотрудника полиции на производство выстрела на поражение нападающего на него лица, если лицо пытается достать что-нибудь из одежды без команды сотрудника полиции, либо совершить другие действия, которые могут быть расценены сотрудником полиции как угроза насилия или завладения его оружием. Очевидно, что введение этого права продиктовано участившимися случаями нападения на сотрудников милиции с целью завладения их табельным оружием или просто, с целью причинения вреда здоровью. В сложившейся ситуации это возможно и оправдано, но поскольку акцент делается на субъективное мнение сотрудника полиции, то может иметь весьма негативные последствия.

Глава 6 Правовое положение (статус) сотрудника полиции (ст. 25-35).

Сотрудник полиции. Законодатель вводит указание на то, что сотрудник полиции, находящийся за штатом, не считается проходящим службу, то есть его стаж прерывается. Это нововведение свидетельствует о том, что никаких глобальных изменений по сравнению с милицией Законодатель проводить не будет, то есть пересмотра кадрового состава как такового не планируется.

Законодатель не закрепляет в рассматриваемом проекте ФЗ за сотрудником полиции права на постоянное ношение и хранение табельного оружия, указывая, что порядок выдачи, хранения и ношения оружия и специальных средств будет определен ФОИВ в сфере ВД. Вопрос ношения и хранения оружия является достаточно важным, поэтому целесообразнее, конечно, прописать его в ФЗ, а не в подзаконном нормативно-правовом акте.

Специальные звания полиции. Законодатель дополняет перечень специальных званий высшего начальствующего состава званием генерал полиции, что свидетельствует о планируемом расширении командного состава.

Основные обязанности сотрудника полиции. Впервые они закрепляются в ФЗ. Ранее, большинство из них содержалось в ведомственных нормативных актах. Кроме того, законодательно закреплен ряд обязанностей, которые сотрудник полиции должен выполнять круглосуточно, независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток. Нововведением является законодательное закрепление обязанности сотрудника полиции о предоставлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера как своих, так и своих супруги (супруга).

Основные права сотрудника полиции. Законодатель указывает в первую очередь на право сотрудника полиции по обеспечению надлежащих организационно-технических условий необходимых для выполнения служебных обязанностей, а также право на различные социальные и трудовые гарантии. Это очень важно, так как прежде, чем что-то требовать от сотрудника, нужно создать для него необходимые условия, в том числе и для выполнения им своих служебных обязанностей.

Впервые прописано право работы сотрудника полиции на условиях совместительства в системе ФОИС в сфере ВД. Однако порядок такой работы не прописан, дается отсылка на порядок, определяемый Правительством РФ без указания названия нормативно-правового акта.

Ограничения, связанные со службой в полиции. Ранее в ФЗ эти особенности закреплены не были, но большинство из них закреплялось в ведомственных нормативно-правовых актах. В основном они связаны с ограничением при поступлении на службу.

Запреты, связанные со службой в полиции. П.11 ч.1 настоящей статьи фактически вводится запрет на высказывание какого-либо мнения относительно деятельности государственных органов и их руководителей, а также ФОИВ в сфере ВД, то есть «сор из избы не выносить». Видимо, введение этого запрета связано с недавними выступлениями сотрудников милиции, которые критиковали деятельность руководства. Указанное положение явно вызвало интерес, так как начальник правового департамента МВД РФ генерал-лейтенант милиции Валерий Черников дал разъяснения ИТАР-ТАСС «у полицейских останется возможность высказывать свои суждения и оценки, в том числе и критические «на совещаниях или обращаясь в инстанции к вышестоящим руководителям». «Дезорганизовывать государственные органы критикой в посторонних инстанциях не должно быть позволено никому».
http://www.gzt.ru/topnews/society/-predstavitelj-mvd-utochnil-detali-zapreta-na-/320034.html?from=copiedlink
Однако, данный запрет противоречит Конституции РФ (ст. 29) и постановлениям Европейского суда.

П.18 ч.1 настоящей статьи особо выделен запрет на занятия оплачиваемой деятельностью, финансируемой из иностранных источников, лицами без гражданства. Это возможно только с письменного разрешения руководителя ФОИВ в сфере ВД, если иное не предусмотрено международными договора РФ или законодательством РФ.

В ч.2,3 настоящей статьи особо прописывается порядок владения сотрудниками полиции подарками, полученными в связи с проведением протокольных мероприятий, служебных командировок и др. официальными мероприятиями. Очевидно, в основном это касается должностных лиц старшего и высшего начальствующего состава.

Ч.4 настоящей статьи ужесточает требования в отношении лиц, уволенных со службы в полиции, относительно разглашения или использования в интересах граждан и особо отмечено общественных объединений и организаций служебную информацию, ставшую ему известной в связи с выполнением служебных обязанностей.

Требования к служебному поведению сотрудника полиции. Указанные требования само собой разумеющиеся и тот факт, что законодатель вынужден включать их в ФЗ, свидетельствует о серьезных кадровых проблемах в системе нынешнего МВД.

Гарантии правовой защиты сотрудников полиции. В Законе «О милиции» этому был посвящен раздел У1. Сейчас законодатель, фактически не изменяя эти гарантии, разбил их на отдельные статьи и расписал более подробно.

Право сотрудников полиции на объединение в профессиональные союзы (ассоциации). Данная статья аналогична по содержанию статье 28 Закона «О милиции».

Привлечение других сотрудников органов внутренних дел к выполнению возложенных на полицию обязанностей. О каких именно лицах (их принадлежность к тому или иному структурному подразделению) идет речь не понятно, так как Законодатель не указывает какие именно структурные подразделения органов внутренних дел будут входить в состав полиции и ФОИВ в сфере ВД.

Ответственность сотрудника полиции. Данная статья содержит в себе п.5, который указывает, что на сотрудника полиции не распространяются отдельные обязанности, ограничения и запреты, предусмотренные статьями 27, 29 и 30 настоящего Федерального закона, когда такие обязанности, ограничения и запреты препятствуют выполнению сотрудником полиции обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Установление таких обязанностей, ограничений и запретов, а также определение сотрудников полиции, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае осуществляются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Данное положение очень расплывчато, нуждается в подробных комментариях и указании конкретного порядка установления.

Глава 7 Прохождение службы в полиции (ст. 36-43).

Служба в полиции. Содержит в себе общие положения, закрепляет за Президентом РФ назначение на должности высшего начальствующего состава полиции и освобождение от этих должностей. Никаких сведений о назначении на должность и освобождение от занимаемой должности старшего начальствующего состава статья не содержит. Включение этих сведений было бы логично.

Поступление на службу в полицию. В указанную статью включены положения, которые ранее регулировались нормативно-правовыми актами. В частности, Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД РФ от 14 июля 2004 г. N 440.

Ч.5 данной статьи является нововведением и регламентирует оформление на гражданина РФ, поступающего на службу в полицию личного поручительства. Порядок такого поручительства не прописан, дается ссылка на порядок, определяемый ФОИВ в сфере ВД. Данный пункт требует подробных разъяснений, так как с трудом укладывается в политику государства о борьбе с коррупцией. Трудно представить себе сотрудника полиции, который сможет поручиться за совершенно незнакомого ему человека. Очевидно, что поручиться можно либо за хорошо знакомого человека, с которым имеешь дружеские или хотя бы приятельские отношения или за человека, за которого может поручить кто-то из твоих коллег. Едва ли такой подход будет способствовать борьбе с коррупцией. Справедливости ради нужно отметить, что законодатель не указывает какова ответственность поручителя в случае, если человек, за которого он поручился не пройдет испытательный срок. Видимо, все это должно содержаться в пока еще не представленном публике порядке.

Испытание при поступлении на службу в полицию. Законодатель увеличивает срок испытания для граждан РФ, поступающих на службу в полицию. Ранее максимальный срок составлял 6 месяцев, теперь 1 год. Насколько это целесообразно – трудно сказать. Это покажет практика.

Служебная дисциплина в полиции. Содержит в себе общие положения со ссылкой на законодательство РФ.

Особенности режима служебного времени сотрудников полиции. Законодатель достаточно подробно расписывает условия, когда сотрудники полиции могут быть привлечены к сверхурочным работам и порядок оплаты этих работ, используя положения действующего трудового законодательства.

Исключение составляет лишь ч.5 настоящей статьи, в которой подробно описано в каких случаях сотрудник полиции может быть без его согласия переведен на изменение режима служебного времени, на него могут быть возложены дополнительные обязанности и временно переведен на работу в другую местность. Про условия оплаты ничего не сказано и не указано, каким нормативно-правовым актом это будет регулироваться.

Вместе с тем, законодатель в ч.6 настоящей статьи указывает, что отказ сотрудника полиции от выполнения служебных обязанностей, указанных в ч.5 настоящей статьи является основанием для увольнения его со службы в полиции. Это основание не содержится в ст. 42 «Увольнение со службы в полиции» проекта закона.

Какое отношение это имеет к особенностям режима служебного времени сотрудников полиции не понятно.

Профессиональная подготовка сотрудников полиции. Данная статья содержательно мало отличается от ст. 21 Закона «О милиции», за исключением ч.4, в которой Законодатель закрепляет участие курсантов, слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования в мероприятиях по охране общественного порядка и других возложенных на полицию обязанностей.

Увольнение со службы в полиции. Перечень оснований увольнения сотрудника полиции в проекте данного ФЗ значительно расширен и, отчасти, ужесточен по сравнению с основаниями, изложенными в ст. 19 Закона «О милиции». Кроме того, нет указания на то, что он является исчерпывающим. И это уже проиллюстрировано в комментариях к статье об особенностях режима служебного времени сотрудника полиции.

Обращают на себя внимание следующие нововведения:

  • п.6 ч.1 настоящей статьи, предусматривающей увольнение в связи с нарушением ФОИВ в сфере ВД либо территориальным органом, учреждением или иной организацией условий контракта о прохождении службы в полиции;
  • п.12,13ч.1 настоящей статьи ужесточает по сравнению с Законом «О милиции» основания для увольнения в связи с нарушением служебной дисциплины: ранее это было грубое или систематическое (то есть более двух раз) нарушение служебной дисциплины, теперь — либо грубое (однократное), либо неоднократное ( то есть два раза);
  • п.15 помимо вступившего в законную силу приговора суда добавлено прекращение уголовного преследования по не реабилитирующему основанию. Такими основаниями являются истечение срока давности привлечения к уголовной ответственности, примирение сторон, кроме дел частного обвинения, вследствие акта амнистии, деятельное раскаяние.

Гарантии сотруднику полиции, избранному в законодательный или исполнительный орган государственной власти либо в орган местного самоуправления. Аналогичная статья существовала в Законе «О милиции» ст. 28.2. В проекте Закона законодатель устанавливает срок, в течение которого после окончания исполнения полномочий, связанных с избранием в члены СФ ФС РФ, депутатом ГД ФС РФ и т.д., сотрудник полиции обязан уведомить ФОИВ в сфере внутренних дел о желании вернуться на службу, по истечении срока он подлежит увольнению в связи с прекращением оснований для приостановления службы в полиции (ст. 42 ч.1 п. 22) проекта ФЗ.

Почему должности, предусмотренные ч.1 ст. 43 проекта ФЗ могут быть приравнены к службе в полиции и являются основанием для зачисления в общий трудовой стаж и выслугу лет, а также дают право на присвоение очередного специального звания и соответствующие дополнительные льготы не понятно. Очевидно, что законодатель не собирается ничего менять в этой области и ему это кажется очевидным.

Глава 8 Социальная защита сотрудника полиции (ст. 44-48).

Оплата труда сотрудника полиции. Аналогичная статья содержалась в законе «О милиции» (ст. 22). Законодателем внесен ряд изменений.

  • нет четкого указания на орган, устанавливающий виды и размеры денежного довольствия сотрудников полиции. В Законе «О милиции» это было указано — Правительство РФ;
  • несколько изменена формулировка «оплата труда сотрудника полиции производится в виде денежного довольствия, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности». Ранее, в законе «О милиции» было указано: «виды и размеры денежного довольствия сотрудников милиции … должны обеспечивать достаточные материальные предпосылки для комплектования кадров милиции на конкурсной основе, учитывать характер и условия службы». Эти, казалось бы незначительные изменения не дают основания полагать, что законодатель старается обеспечить сотрудников полиции достаточными материальными средствами, то есть денежным довольствием, которое будет не только обеспечивать достойное существование, но и учитывать характер и условия службы. Предложенный законопроект говорит о денежном вознаграждении только как о материальном обеспечении и стимулировании профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности. Понятие стимулирования можно трактовать по- разному.

Страховые гарантии сотруднику полиции и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей. Указанная статья практически аналогична по содержанию ст. 29 Закона «О милиции». Однако, в ней не содержится указание на срок, в течение которого должны быть произведены выплаты единовременного пособия в случаях, предусмотренных в случае гибели сотрудника полиции при исполнении служебных обязанностей и смерти гражданина РФ в течение года после увольнения со службы в полиции вследствие увечья ….Это может повлечь за собой соответствующие нарушения по срокам выплат.

По-прежнему, при расчете единовременного пособия законодателем берется за основу размер оклада денежного содержания, который включает в себя только оклад по должности и оклад по званию. Вместе с тем, сотрудник полиции (милиции) проходя службу, получает ежемесячное денежное вознаграждение, которое помимо указанных окладов включает в себя различные надбавки, в том числе и за выслугу лет. Очевидно, что если бы сотрудник продолжал служить, то ежемесячно он получал бы денежное вознаграждение, включающее в себя указанные выше надбавки. Также очевидно, что и выслуга лет у него уже не уменьшилась бы. Надбавка за выслугу лет должна учитываться, так как это величина постоянная, которая едва ли при наступившем случае единовременной выплаты изменится.

Законодатель не учел в ч.6 настоящей статьи решения Конституционного Суда РФ, изложенного в постановлении от 15 июля 2009 года № 13-П, которое признало аналогичную статью Закона «О милиции» (ст. 19 ч.4) не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она во взаимосвязи со ст. 1084 ГК РФ позволяет правоприменительным органам отказывать в выплате ежемесячной денежной компенсации сотрудникам милиции в возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья в связи с осуществлением ими служебной деятельности, исключающим для них возможность дальнейшего прохождения службы, при отсутствии виновных противоправных действий органов внутренних дел, других государственных органов и должностных лиц.

Права сотрудника полиции на жилищное обеспечение. Указанная статья по содержанию практически аналогична ст. 30 Закона «О милиции», но содержит законодательное закрепление обязательного наличия у полиции специализированного жилищного фонда. Ранее, в Законе «О милиции» было указано, что милиции может иметь специализированный жилищный фонд, то есть это было не обязательное условие.

Ч. 3 настоящей статьи закрепляет право за сотрудником полиции, замещающим должность участкового уполномоченного, не имеющего жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, независимо от местности, в которой он проходит службу, на обеспечение его жилым помещением. Ранее, в законе «О милиции» этим правом наделялись только участковые уполномоченные, проходящие службу в сельской местности или поселках городского типа.

Проектом закона отменена первоочередность обеспечения жилой площадью сотрудников полиции на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, а также упразднено право на получение беспроцентных ссуд на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство.

Обобщая внесенные изменения можно говорить о сокращении прав сотрудника полиции на жилищное обеспечение.

Право сотрудника полиции и членов его семьи на медицинское обслуживание. Данная статья по содержанию аналогична ст. 28.1 Закона «О милиции».

Гарантии сотруднику полиции в связи с прохождением службы в полиции. Гарантии сотрудника полиции, закрепленные в данной статье, аналогичны гарантиям сотрудника милиции, которые были закреплены в ст. 31, 33 Закона «О милиции».

Глава 9 Финансовое и материально-техническое обеспечение полиции (ст. 49-50).

Финансовое обеспечение деятельности полиции. В проекте закона закреплено, что органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы на реализацию полномочий полиции по обеспечению законности, правопорядка и общественной безопасности из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, то есть предполагается возможность не только федерального финансирования, но и местного. Однако, по сравнению с аналогичной статьей Закона «О милиции», Законодатель не обязывает органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществлять расходы на реализацию указанных полномочий полиции, а наделяет их таким правом. При этом подробно не указано, какие именно статьи расходов могут финансироваться из местного бюджета и в каком объеме.

Существующая в настоящее время практика доплат, производимых из местных бюджетов участковым уполномоченным, то есть носящая личностный характер, хоть и в завуалированном виде, но является средством оказания давления на деятельность должностного лица. Другое дело, если из местного бюджета будут финансироваться расходы, связанные с материально-техническим обеспечением полиции, какие-то социальные выплаты и т.п., то есть расходы, не носящие личностный характер. В идеале – оплата сотрудника полиции должно производиться только за счет средств федерального бюджета, но это, по словам вице-премьера Алексея Кудрина, в настоящее время невозможно.

Законодательно впервые закреплено, что средства, получаемые полицией по договорам об охране имущества граждан и организаций, являются доходами федерального бюджета и после вычета убытков, связанных с кражей и обстоятельствами, предусмотренными условиями договора, зачисляются в федеральный бюджет в полном объеме. Ранее, Законом «О милиции» средства, получаемые от организации и граждан за оказанные им платные услуги, являлись особым способом целевого финансирования вневедомственной охраны.

Также в проекте закона прописан и порядок установления тарифов на оказание полицией услуг по охране имущества граждан и организаций.

Материально-техническое обеспечение деятельности полиции. Данная статья по содержанию аналогична ст. 36 закона «О милиции».

Глава 10. Контроль и надзор за деятельностью полиции

Государственный контроль деятельности полиции. Данная статья аналогична по содержанию ст. 37 Закона «О милиции», но, в отличие от нее, не содержит в себе запрет на вмешательство органов государственной власти в процессуальные действия, ОРД и производство по делам об административном правонарушении.

Общественный контроль деятельности полиции. Данная статья является нововведением и призвана делать работу полиции более открытой и доступной для широких масс общественности. Однако, она содержит в себе закрытый перечень видов общественного контроля, что препятствует развитию института общественного контроля.

Прокурорский надзор. Данная статья аналогична по содержанию ст. 38 Закона «О милиции».

Обжалование действий (бездействий) сотрудника полиции. Данная статья аналогична по содержанию ст. 39 Закона «О милиции», что не отвечает действительности. После начала работы Следственного комитета при прокуратуре РФ данная статья нуждается в изменениях. В нее должны быть включены основания для обращения в указанный следственный орган.

Приведенный выше краткий сравнительный анализ Законопроекта и закона «О милиции» показывает, что реформа как таковая не проводится. Имеет место лишь внесение поправок, которые в той или иной мере учитывают предложенные общественностью изменения в деятельности системы МВД, но и они носят бессистемный характер. Нет четкой Концепции реформирования МВД. Не понятно, что именно обсуждается: есть общая формулировка полиции, но нет ее структурной составляющей. Более того, нет не только структурной составляющей единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти, но и ее названия.

Остается открытым и вопрос кадровой политики. Предложенный Законопроект фактически никаких нововведений не содержит.

Законопроект также не содержит никаких новшеств, призванных повысить профессиональный уровень сотрудников полиции, оптимизировать процесс обучение, приведя его в соответствие с требованиями современных реалий.

Какое-либо реформирование без изменения кадровой политики, без оптимизации и модернизации системы подготовки и профессионального обучения сотрудников представляется бессмысленным.