Социальные экономические и культурные права российских граждан урок

Оглавление:

Социальные экономические и культурные права российских граждан урок

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Правовая энциклопедия ›
  • Основные права гражданина Россиийской Федерации ›
  • Социальные, экономические и культурные права и свободы

Социальные, экономические и культурные права и свободы

Социально-экономические права и свободы являеются правами человека второго поколения. Экономический блок этих прав фактически является развитием естественных, личных прав человека – дает своеобразную удочку тому, кто уже обладает статусом свободного человека, без экономических и социальных прав личные права человека, включая ключевое – право на человеческое достоинство – лишаются механизмов реализации и поддержания человека. Социально-эккономические права в совокупности определяют условия жизни человека, использование им своих способностей, автономность человека и экономические связи людей в обществе, а также степень его социальной защищенности. Следует сказать, что социальная часть прав человека варьируется, но не может быть меньше минимума, закрепленного в международном праве.

Социально-экономические права подчиняются тем же принципам, что и все права человека:

равенства всех и каждого,

недопущение дискриминации по какому-либо признаку,

полнота обладания правами свободами человека.

К социально-экономическим правам относят:

 право частной собственности и право, т.е. владения, распоряжения и пользования своим имуществом (ст. 35, 36 Конституции РФ),

 право наследования (ст. 35 Конституции РФ),

 свобода предпринимательской деятельности – т.е. разрешенной законной деятельности, сопряженной с риском направленной на извлечение прибыли (ст. 34 Конституции РФ),

 свобода промысленности и торговли – отсуствие внетрунних барьеров для обмена товаров и движения денежных средств (ст. Конституции РФ)

 право на труд – т.е. право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности, профессию (ст. 37 Конституции РФ),

 право на равное вознаграждения за равный труд,

 право на забастовки,

 право на безопасные условия труда (ст. 37 Конституции РФ),

 право на отдых (ст. 37 Конституции РФ),

 право на достаточный жизненный уровень, включая питание, жилищные условия, одежду, право на непрерывное улучшение условий жизни,

 право на жилище, на его предоставления отдельным категориям граждан (ст. 40 Конституции РФ),

 на наивысший достижимый уровень здоровья, его здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ),

 право на охрану и поддержку семьи, материнства, детства (ст. 38 Конституции РФ),

 право на получение социального обеспечения по старости, ивалидности, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и т.д. (ст. 39 Конституции РФ).

Культурные права представляются собой реализацию права человека на развитие, не толкьо физическое, но и духовное, интеллектуальное, социальное. К ним относят:

 право на образование (ст. 43 Конституции РФ),

 свобода творчества (ст. 44 Конституции РФ),

 право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44 Конституции РФ),

 право на пользование национальным языком, на выбор языка воспитания, общения, творчества (ст. 26 Конституции),

 право пользования результатами научного прогресса,

 на защиту авторских прав (ст. 44 Конституции РФ).

Конспект урока по обществознанию в 9-м классе по теме «Основные права человека и гражданина, зафиксированные в Конституции РФ»

1. Образовательные:

  • изучить основные права гражданина России;
  • внедрение использования проектной технологии в изучении предмета «Обществознание»;
  • 2. Развивающие:

  • развитие самостоятельности учащихся при добыче знаний по теме урока;
  • развитие умения составления краткосрочных проектов;
  • развитие навыков работы с законодательными актами , нормативными документами;
  • умение доказательно излагать мысли.
  • 3. Воспитательные:

  • продолжать формировать основы правовой культуры;
  • продолжать содействовать воспитанию уважения к закону, патриотизма, гражданской позиции, уважение к правовым и социальным нормам.
  • Основные понятия и термины:

    — Конституция, — политическое право, правовой статус человека, — социальное право, проект, — культурное право, гражданское право, экономическое право.

    Изучение новой темы с составлением проектной работы.

    Эпиграф к уроку (написан на классной доске):

    «Право существует для пользы человечества.» (латинское изречение)

    Оформление классной доски:

    А. Повторить с учащимися этапы проведения проектной работы.

    Б. Повторить виды прав: гражданские, экономические, культурные, социальные, политические.

    II. Изучение нового материала.

    1 этап: подготовительный

    Учитель делит учащихся класса на пять групп.

    Учитель объясняет проблему урока:

    Изучить главу 2 Конституции РФ — составить и защитить проектную работу по теме : «Мои права».

    Учитель мотивирует деятельность учащихся:

    Знание прав человека — это необходимость реальной жизни каждого человека. Знание прав необходимо важно для каждого человека, чтобы уметь правильно адаптироваться и жить в современном обществе.

    Каждая группа получает задание: изучение Конституции РФ, главы 2 «Права и свободы человека и гражданина».

    1 группа: получает задание изучить политические права человека.

    2 группа: получает задание изучить экономические права человека.

    3 группа: получает задание изучить гражданские права человека.

    4 группа: получает задание изучить социальные права человека.

    5 группа: получает задание изучить культурные права человека.

    Учащиеся должны изучить статьи главы 2 Конституции РФ и заполнить таблицу. Далее учащиеся должны презентовать свою группу прав.

    III этап: исследование.

    Учащимися происходит изучение и отбор необходимой информации.

    При изучении статей Конституции каждая группа заполняет свой раздел в следующей таблице:

    Учащиеся работают в своих группах: читают, обсуждают, дискутируют, спорят и вносят записи в таблицу по своему направлению изучения проблемы. Учащиеся готовятся к выступлению для защиты своей группы прав, им необходимо сделать свои выводы.

    На данном этапе учитель наблюдает степень самостоятельности учащихся и оказывает лишь необходимую помощь (консультацию) учащихся.

    IV этап: представление результатов исследования, отчет.

    Этот этап необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, для демонстрации результатов.

    Формы представления результатов могут быть разными.

    На данном уроке учащимся представляется оформить и защитить проектную работу.

    При демонстрации проектной работы (оформленная таблица, содержащая права человека) учащимся необходимо перечислить права и доказать, что данное право из данной группы прав.

    Здесь от учащихся требуется кратко изложить свои мысли, логически выстроить сообщение, изготовить наглядность, выработать стройную манеру изложения сообщения.

    В ходе выступления каждой группы возможны комментарии, исправления и доказательства предоставленной информации учащимися.

    На данном этапе роль учителя заключается в обобщении результатов. Учитель резюмирует, дает оценку деятельности каждой группы учащихся, а затем работы группы в целом.

    Этот этап требует от учителя особого внимания, так как здесь важным является научить учащихся преподнести добытые знания: рассказать, доказать, подвести итоги.

    В ходе защиты проектной работы учащимися организуется временная творческая группа учащихся, которые оформляют итоговый проект всего класса.

    Проект является кратковременным, исполненным в ходе одного урока, в рамках изучения одной темы.

    PS. В ходе урока ведутся съемки. На следующий урок материал урока будет просмотрен поэтапно, для коррекции дальнейшей работы учащихся, для исправления ошибок в IV этапе выполнения проектной работы.

    Домашнее задание:

    • пр.11, стр.90-96.
    • изучить Конституцию (главу II — обязанности человека)

    Методическая разработка по праву (8 класс) по теме:
    Методическая разработка урока «Права человека и гражданина»

    Методическая разработка получила диплом III степени региогального этапа Всероссийского конкурса школьных проектов, посвященного 20-летию принятия Конститукции Российской Федерации в номинации «Конкурс методических разработок по изучению Конституции России»

    Предварительный просмотр:

    Тема: Права человека и гражданина

    План-конспект урока по учебнику

    «Основы правовых знаний. 8-9 класс»

    Автор: С.И. Володина

    Тема: «Права человека и гражданина»

    Чарнецкий Сергей Николаевич

    учитель высшей категории

    ГБОУ СОШ с углубленным изучением

    английского языка №1234

    Тип урока: Урок введения нового знания

    повышение правовой грамотности несовершеннолетних

    • познакомить учащихся с понятием «права человека»;
    • классифицировать права человека на: личные, политические, социальные,
    • развитие самостоятельности учащихся при добыче знаний по теме урока;
    • продолжить формирование умения работать с текстом закона (Конституции РФ);
    • продолжить формирование умения аргументировано доказывать свою точку зрения;
    • продолжить формирование навыка работы в группе;
    • продолжать содействовать воспитанию уважения к закону, уважение к правовым и социальным нормам.
    • закрепление знаний о правах и обязанностях человека и гражданина;
    • закрепить знания об основных группах прав человека;
    • понимание того, что недостаточно только владеть юридической информацией, важно уметь грамотно ею пользоваться;
    • сформировать у учащихся уверенность, что права и свободы, гарантированных Конституцией РФ и законом “О статусе военнослужащих” никто ни вправе отменить или ограничить
    1. Общеучебные:
    • адекватно понимать информацию устного сообщения,
    • правильно и осознанно излагать полученную информацию,
    • высказывать свою точку зрения.
    1. Предметные:
    • извлекать информацию из правовых источников,
    • сравнивать правовые нормы, изложенные в международных документах с российским законодательством,
    • провести классификацию правовых норм из гл. 2 Конституции РФ,
    • объяснять принципы правового статуса личности,
    • приводить примеры прав и свобод человека и гражданина,
    • правильно и осознанно излагать полученную информацию и использовать ключевые понятия темы.
    1. Метапредметные:
    • устанавливать причинно-следственные связи,
    • делать выводы,
    • выполнять определенную роль в группе,
    • оценивать свой результат и работу группы.

    Аннотация: Данный урок является первым в разделе «Право и человек» УМК С.И. Володиной «Основы правовых знаний», 8-9класс. На уроке формируются представления о правах человека и гражданина (личных, политических, социальных, экономических, культурных). На уроке учащиеся должны усвоить значение конституции, ее роль в определении правового статуса гражданина РФ Обучающиеся учатся работать в группах с текстом закона, возможно проведение урока с использованием мультимедийного оборудования (использование презентации к уроку или электронного учебника «Основы правовых знаний»), если оно имеется, так и без него.

    Наиболее подходящим нам видится использование интерактивных методов для реализации целей урока.

    Оборудование: Учебник, текст Конституции РФ, рабочая тетрадь для записей, мультимедийное оборудование, презентация.

    — Правовой статус личности

    — Принципы прав человека

    Формулировка темы урока и постановка проблем:

    • Что такое права человека?
    • Где и как закреплены права человека?
    • Какие права есть у человека?
    • Какие обязанности есть у человека?
    • Можно ли ограничивать права человека?
    1. Актуализация знаний
    1. Что такое права человека?
    • права человека касаются только взаимоотношений человека и власти;
    • центральное понятие прав человека — человеческое достоинство;
    • права человека защищают не любые потребности человека, а те из них, которые связаны с поддержанием человеческого достоинства.
    1. Принципы прав человека :
    • универсальны — принадлежат всем людям во всех ситуациях;
    • естественны — принадлежат людям от рождения;
    • неотчуждаемы — нельзя произвольно лишить этих прав (ст.17)
    1. Международные документы по правам человека:
    • Всеобщая декларация прав человека (ООН, 10.12.1948г.)
    • Международный Пакт об экономических, социальных и культурных и культурных правах (ООН, 1996 г.)
    • Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных видов обращения и наказания (ООН, 1984)
    • Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950, ратифицирована Россией 5 мая 1998 г.)
    • Конвенция о предупреждении геноцида и наказании за него (1948г.)
    • Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.)
    • Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975)
    1. Национальные документы:
    • Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г.)
    • Конституционные законы Российской Федерации
    • Законы Российской Федерации (Гражданский Кодекс РФ, Трудовой Кодекс РФ, Закон «Об образовании». )
    • Законы субъектов Российской Федерации (Закон г. Москвы «Об образовании»…)

    1. Правовой статус человека и гражданина

    1. Повторение виды прав : гражданские, экономические, культурные, социальные, политические:

    — Гражданские (личные) права — связаны с личностью правообладателя. Реализуется свобода человека принимать решения независимо от государства.

    — Политические права — возможность участия личности в политической жизни общества, в формировании и осуществлении государственной власти и местного самоуправления.

    — Социальные права — притязания на достойный уровень жизни и благосостояние.

    — Экономические права — возможность свободного распоряжения имущественными благами и ведения хозяйственной деятельности. Связаны с правом собственности.

    — Культурные права — обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности. Свобода доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим обществом.

    III. Изучение нового материала.

    1 этап: подготовительный

    Учитель делит учащихся класса на пять групп.

    Учитель объясняет проблему урока :

    «Мозговой штурм»: найти во 2-ой главе Конституции РФ те права и свободы, которые написаны в заданиях (в заданиях выделены виды прав: личные (гражданские), экономические, социальные, политические, духовные).

    Учитель мотивирует деятельность учащихся:

    • Знание прав человека — это необходимость реальной жизни каждого человека.
    • Знание прав необходимо важно для каждого человека, чтобы уметь правильно адаптироваться и жить в современном обществе.

    Каждая группа получает задание: изучение Конституции РФ, главы 2 «Права и свободы человека и гражданина».

    1 группа: группа: получает задание изучить гражданские права человека..

    2 группа: получает задание изучить политические права человека

    3 получает задание изучить экономические права человека.

    4 группа: получает задание изучить социальные права человека.

    5 группа: получает задание изучить культурные права человека.

    Учащиеся должны изучить статьи главы 2 Конституции РФ и заполнить таблицу. Далее учащиеся должны презентовать свою группу прав.

    Работа с текстом Конституции РФ.

    Учащимися изучают и отбирают необходимую информацию.

    При изучении статей Конституции каждая группа заполняет свой раздел в следующей таблице:

    Разработка урока по обществознанию на тему «Права и свободы человека и гражданина» (9 класс, параграф 13)

    9 класс, параграф 13

    Права и свободы человека и гражданина. Международные документы о правах человека

    1. Рассмотреть с учащимися основные права и свободы человека и гражданина.

    2. Познакомить с основными международными документами по правам человека

    3.Формирование основ правовой и политической культуры.

    2. «Мозговой штурм» (краткий опрос).

    3. Знакомство с международными документами о правах человека.

    4. Знакомство с Конституцией РФ, гл. 2.

    5. Обязанности граждан по Конституции РФ.

    6. Обобщение материала. Домашнее задание.

    Тип урока: комбинированный, урок с использованием ИКТ.

    Учебник «Обществознание». 9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2012.

    Международные документы о правах человека (ООН). «Всеобщая Декларация прав человека».

    Конституция РФ (1993 г.).

    Обязанности граждан по Конституции РФ.

    1. Организационный момент.

    Мотивация: у вас есть паспорт РФ, вы все являетесь гражданами Российской Федерации, вы обязаны знать свои права и свободы, так как несете ответственность за свои поступки.

    Учитель знакомит учащихся с темой урока: «Посмотрите на тему урока «Права и свободы человека и гражданина в России». Какие задачи мы должны решить сегодня на уроке?» Учащиеся участвуют в определении задач урока.

    2. «Мозговой штурм».

    1. Как вы считаете, что такое права человека? Что такое свобода человека?

    2. Подумайте и вспомните историю, обладали ли люди древнего мира, средних веков и нового времени правами и свободами?

    3. Как вы думаете, когда мир впервые заговорил о торжестве прав и свобод во всем мире? И что для этого было сделано, создано?

    Обычно юристы, говоря о праве, понимают под ним систему установленных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается гос. механизмом. И это есть объективное, позитивистское право.

    Но люди чаще понимают под правом совокупность их собственных прав и свобод, принадлежащих им с рождения независимо от возраста, пола, веры, расы, национальности или других признаков. И здесь речь идет уже о субъективном понятии права , когда право есть охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность, что-то делать, осуществлять, иметь достойные условия жизни. Субъективное право — это мера дозволенного поведения. Но любой индивид наделён определённой степенью свободы, он должен учитывать интересы других. В этом заключается ограничение свободы индивида правом до определенной степени.

    Может ли быть свобода абсолютной? (Выслушиваются мнения учащихся). Свобода – это способность и возможность делать собственный выбор индивидом своего поведения. Она предполагает опред. независимость человека от государства, иных соц. субъектов, внешних условий и обстоятельств.

    3. Международные документы о правах человека.

    Впервые понятие «права человека» встречается во французской « Декларации прав человека и гражданина », принятой в 1789г. , хотя до этого были и английская Великая хартия вольностей ( 1215 ), и английский Билль о правах ( 1689 ), и американский Билль о правах ( 1791 ). Вторая мировая война и трагический опыт тоталитарных режимов дали толчок к развитию института прав человека и гражданина. 10 декабря 1948г. была принята и провозглашена « Всеобщая декларация прав человека ». Также в 1950 году в Европе была подписана Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод , ее главное отличие – это создание реально действующего механизма защиты декларируемых прав – Европейского суда по правам человека .

    Каждому гражданину необходимо знать о наиболее важных документах, о правах человека.

    Международные документы (материалы на доске).

    1. 1948 – «Всеобщая декларация прав человека». Генеральная Ассамблея ООН приняла основные стандарты прав и свобод и человека. Они были разосланы в разные страны мира для того, чтобы зафиксировать в своих Конституциях. Декларация – это международный документ рекомендательного характера.

    2. 1955 – Европейская конвенция прав и свобод человека. Конвенция-это международный документ обязательного характера.

    3.1966 – «Международные пакты об экономических, социальных, культурных, политических и гражданских прав человека».

    4. 1989 – Конвенция о правах ребенка.

    У человека должно быть множество прав и свобод, так как без них невозможно физическое и моральное существование человека, поэтому среди них нельзя выделить главные и второстепенные.

    Всю совокупность норм, о которых идёт речь, принято называть каталогом прав человека. Он закреплён в указанных выше международно-правовых документов и конституциях правовых государств. Главным в этом каталоге является право человека на жизнь и на всё то, что служит её сохранению и развитию – право на личную неприкосновенность, свободный выбор способов своей жизнедеятельности, свободу мысли, совести и религии, убеждений и др.

    Права человека принадлежат ему от рождения, их так и называют: естественные, неотъемлемые, неотчуждаемые. Никто не может посягать на права человека – ни государство, ни общество, ни отдельные люди.

    4. Знакомство с Конституцией РФ. 1993 г. (2глава)

    Работа с демонстрационным плакатом.

    В России права и свободы зафиксированы в гл. 2 Конституции РФ 1993 года. Эта глава соответствует всем нормативно-правовым актам, принятым ООН, и является наиболее полной. Конституция РФ высоко подняла статус человека: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2). И в связи с этим закрепила обязанность государства – признавать, соблюдать и защищать его права и свободы (ст. 2).

    Среди высших ценностей человеческой цивилизации права человека занимают центральное место, потому что позволяют применить «человеческое измерение» ко всем сторонам нашей жизни, общественного и индивидуального бытия – к государству, к экономической, социальной, политической, правовой и культурной сферам.

    В Конституции РФ нашли отражение общие принципы прав человека и гражданина :

    признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения;

    осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц — равенство всех перед судом и законом;

    равенство мужчины и женщины;

    приоритет общепризнанных международных норм перед законами России;

    строго определенные условия, допускающие ограничение нрав законом;

    запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны.

    В Конституции зафиксированы гражданские, политические, экономические, социальные, культурные права граждан РФ.

    Работа с документом (Конституция РФ).

    Каждая группа получает задание: изучение Конституции РФ, главы 2 «Права и свободы человека и гражданина». 1 группа: получает задание изучить политические права человека. 2 группа: изучить экономические права человека. 3 группа: гражданские права. 4 группа: социальные права. 5 группа: культурные права человека.

    Учащиеся должны изучить статьи главы 2 Конституции РФ и заполнить таблицу.

    Гражданские (личные) права – связаны с личностью правообладателя. Реализуется свобода человека принимать решения независимо от государства.

    Экономические права – это возможность свободного распоряжения имущественными благами и ведения хозяйственной деятельности. Связаны с правом собственности.

    Культурные права – обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности. Свобода доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим обществом.

    Социальные права – это притязания на достойный уровень жизни и благосостояние.

    Политические права – это возможность участия личности в политической жизни общества, в формировании и осуществлении государственной власти и местного самоуправления.

    Учащиеся представляют отчет.

    5. Обязанности граждан по Конституции РФ.

    Наряду с правами Конституция России устанавливает некоторые важные обязанности граждан, в частности обязанность уплаты налогов и обязанность защиты Отечества.

    Необходимым условием реализации прав и свобод человека является исполнение им юридических обязанностей. В конституционном праве под юридической (конституционной) обязанностью понимается социально возможная необходимость определенного поведения личности, установленная государством.

    Конституция устанавливает следующие основные обязанности:

    соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15);

    платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);

    сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);

    защищать Отечество, в том числе нести военную службу (ст. 59);

    заботиться о детях (ст. 38);

    заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38);

    получить основное общее образование (ст. 43);

    заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44).

    Статья 60 Конституции устанавливает, что гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

    Государство гарантирует судебную защиту прав и свобод. Как известно, судебный способ защиты считается наиболее демократическим. Предусматривается право на получение квалифицированной юридической помощи. Установлена презумпция невиновности в совершении уголовных преступлений: обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана.

    Итог. Учащиеся делают вывод о многообразии, фундаментальности и неизменности прав человека.

    6. Обобщение материала. Домашнее задание.

    Итак, ребята, мы с вами живем в счастливое время, когда гражданин нашего государства обладает всеми правами и свободами, необходимыми человеку для существования. Наша задача – сберечь то, что было достигнуто нашими предками.

    Домашнее задание. К следующему уроку учащимся рекомендуется повторить права и свободы человека («Всеобщая Декларация прав человека») и принести Конституцию РФ.

    Экономические и социальные права и свободы в рф культурные права граждан

    Социально-экономические и культурные права и свободы по конституции РФ

    Система социально-экономических прав и свобод личности в РФ включает в себя: 1) право собственности и его гарантии; 2) социальное обеспечение; 3) гарантии в сфере труда.

    Право частной собственности устанавливается конституцией РФ и включает в себя право владения, пользования и распоряжения имуществом.

    Частная собственность может быть: 1) единоличной; 2) общей (совместной, долевой).

    Гарантии частной собственности устанавливаются Конституцией РФ. В соответствии с ними собственность охраняется государством независимо от ее формы (государственная или частная) и никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда. Допускается принудительное отчуждение собственности у граждан только в общественных и государственных целях и только при условии предварительного и равноценного возмещения.

    Близким к праву собственности является право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Государство гарантирует это право при условии соблюдения антимонопольного законодательства.

    Социальное обеспечение в РФ – специальные, установленные законодательством РФ и субъектов РФ (в этом случае финансирование социального обеспечения осуществляется из средств бюджета субъекта РФ) государственные пособия, пенсии и иные выплаты, предоставляемые нуждающимся слоям населения.

    Право на социальное обеспечение принадлежит каждому лицу, законно находящемуся на территории РФ: 1) по достижении им определенного возраста;

    2) в случае болезни, инвалидности; 3) потери кормильца; 4) воспитания детей; 5) в иных случаях.

    Право на труд также можно отнести к социально-экономическим правам граждан в РФ. Каждый гражданин вправе свободно распоряжается своими трудовыми способностями, выбирать род занятий, деятельности и профессию. Работодатели обязаны обеспечить условия труда, соответствующие требованиям безопасности и гигиены. Труд граждан рФ должен оплачиваться в размере и форме, установленных трудовым договором, но не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

    Не допускаются: 1) принуждение к труду; 2) дискриминация в сфере труда по признакам расы, пола, национальности и др.

    Конституционные гарантии в сфере труда: 1) разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров разрешенными федеральными законами способами; 2) право на забастовку; 3) право на отдых; 4) восьмичасовой рабочий день; 5) выходные дни; 6) ежегодный оплачиваемый отпуск и др.

    Конституционные культурные права включают в себя право на: 1) образование, его общедоступность и бесплатность независимо от уровня; 2) свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и преподавания;

    3) доступ к культурным ценностям и участие в культурной жизни страны; 4) охрану интеллектуальной собственности.

    Особенности социально-экономических и культурных прав: 1) они одновременно являются и правами, и гарантиями; 2) конкретизируются в специальном законодательстве; 3) преследуют общесоциальные цели.

    § 9. Экономические; социальные и культурные права и свободы граждан РФ

    Экономические права и свободы связаны с правом собственности, предпринимательской деятельностью, правом частной собственности.

    Право на предпринимательскую деятельность предусмотрено статьей 34 Конституции. Человек свободен в использовании своих способностей и своего имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

    В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса РФ под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Граждане могут заниматься предпринимательской деятельностью в различных формах: 1)

    путем создания юридического лица (хозяйственного товарищества, хозяйственного общества, производственного кооператива); 2)

    путем государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.

    Предприниматель может свободно заключать договоры с другими предпринимателями, приобретать имущество в собственность и распоряжаться своей собственностью, на-

    нимать и увольнять работников, самостоятельно распоряжаться своей прибылью, заниматься внешнеэкономической деятельностью, открывать счета в банках.

    Право частной собственности закреплено в статье 35 Конституции. Это право закреплено в Конституции впервые. Ранее за гражданином признавалось право личной собственности. Право частной собственности лежит в основе предпринимательской деятельности. Каждый может иметь на праве частной собственности любое имущество. Собственник имущества обладает совокупностью трех правомочий в отношении своего имущества. Он может владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом.

    Владение — это фактическое обладание принадлежащей собственнику вещью.

    Пользование — это возможность извлечения из принадлежащего собственнику имущества его полезных свойств.

    Распоряжение — это возможность собственника определять судьбу имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения этого имущества.

    Никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Принудительное отчуждение может иметь место только по решению суда (конфискация, реквизиция).

    В Конституции определена возможность наследования имущества — по закону или по завещанию.

    Статья 36 Конституции посвящена праву частной собственности на землю. Граждане могут владеть, пользоваться и распоряжаться землей, находящейся в их частной соб-

    ственности. В то же время Конституцией установлены ограничения этого права, выражающиеся в том, что граждане не должны наносить ущерб окружающей среде и законным интересам других лиц.

    Среди социальных прав и свобод важное место занимает право на труд. Это право состоит из нескольких элементов, из целой группы прав и свобод:

    Право на отдых имеет каждый человек. Действующим трудовым законодательством установлена максимальная продолжительность рабочего времени — 40 часов в неделю.

    Право на материнство и детство. Статья 38 Конституции устанавливает, что материнство и детство находятся под защитой государства.

    Право на социальное обеспечениэ возникает в случае достижения определенного возраста, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и пособия гарантируются законом, поощряются добровольное создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

    Право на жилище. Право на жилище предоставляет гражданину пользоваться имеющимся у него на законном основании жилищем. Государство в настоящее время не обеспечивает всех нуждающихся жилищем (за исключением малоимущих), а поощряет жилищное строительство,

    Право на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплено в статье 41 Конституции РФ. Охрана

    112 Конституционные ПРАВД, СВОБОДЫ И обязанности ЧІЛОВІКА И ГРАЖДАНИНА

    здоровья включает в себя целый комплекс мер политического, экономического, правового, социального, культурного, медицинского и т.п. характера, направленных на сохранение здоровья граждан. Право на медицинскую помощь включает в себя лечение в медицинских учреждениях. Медицинская помощь в государственных и муниципальных лечебных учреждениях оказывается гражданам бесплатно.

    Конституция Российской Федерации предоставляет каждому человеку право на образование. Право на образование закреплено во Всеобщей декларации прав человека 1948 года. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней. Содержание права па образование, согласно статье 43 Конституции, включает в себя: 1)

    право на дошкольное образование; 2)

    право на основное общее образование; 3)

    право на среднее профессиональное образование; 4)

    право на высшее образование.

    Конституция гарантирует гражданам РФ общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Граждане РФ имеют также право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования.

    Схематично социальные права граждан РФ можно представить следующим образом:

    Культурные права и свободы предоставляют гражданам свободный доступ к духовным и материальным ценностям.

    Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Государство не вмешивается в творческую деятельность граждан, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия, жестокости и т.д.

    Право на участие в культурной жизни закреплено в статье 44 Конституции РФ. Государство обязано обеспечивать доступность театров, художественных выставок, музеев для всех граждан.

    Право на участие в культурной жизни, на пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям

    КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

    Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

    Смотреть что такое «КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА» в других словарях:

    КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА — особый комплекс прав и свобод человека, представляющих собой гарантированные конституцией или законом возможности самореализации человека в сфере культурной и научной жизни. В международном праве закреплены во Всеобщей декларации прав человека… … Юридическая энциклопедия

    культурные права человека — особый комплекс прав и свобод, представляющих собой гарантированные конституцией или законом возможности человека в сфере культурной и научной жизни. К К.п.ч. относятся право на образование, свобода преподавания (академическая свобода), свобода… … Большой юридический словарь

    КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА — особый комплекс прав и свобод человека, представляющих собой гарантированные конституцией или законом возможности самореализации человека в сфере культурной и научной жизни. В международном праве закреплены во Всеобщей декларации прав человека… … Энциклопедический словарь экономики и права

    ПРАВА ЧЕЛОВЕКА КУЛЬТУРНЫЕ — КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА … Юридическая энциклопедия

    ПРАВА ЧЕЛОВЕКА КУЛЬТУРНЫЕ — (см. КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА) … Энциклопедический словарь экономики и права

    Права человека — Права Теория Естественные и законные права Права требования и права свободы Отрицательные и положительные права Индивидуальные и групповые п … Википедия

    Права человека и гражданина — Права Теория Естественные и законные права Права требования и права свободы Отрицательные и положительные права Индивидуальные и групповые права … Википедия

    Права человека в Венесуэле — впервые упоминались с приходом демократии в 1958 году (краткий 3 летний период демократизации, 1945 8). Некоторые правозащитные организации, критикуют правительство Венесуэлы по вопросам соблюдения прав человека, включая ситуацию со свободой… … Википедия

    ПРАВА ЧЕЛОВЕКА — возможности, правомочия, потенции действий человека в определенной, указанной в законе сфере. Формула «Люди рождаются свободными и равными» подразумевает, что человеку принадлежат от рождения определенные права, что он не обязан ими никакой… … Философская энциклопедия

    ПРАВА ЧЕЛОВЕКА — ПРАВА ЧЕЛОВЕКА, равные возможности людей удовлетворять свои основные потребности. Согласно национальным и международным правовым нормам права человека даны всем людям, они обеспечивают развитие личности и ее полноценное участие в жизни общества,… … Энциклопедический словарь

    Социальные, экономические и культурные права российских граждан

    Урок 10. Обществознание 7 класс

    Конспект урока «Социальные, экономические и культурные права российских граждан»

    Сегодня мы познакомимся с правами, которые защищают ваши экономические, социальные и культурные интересы.

    Экономические, социальные и культурные права занимают важное место в современной структуре прав человека. Им уделяется большое внимание в деятельности Организации объединённых наций и иных международных организаций, таких как Международная организация труда, Всемирная организация здравоохранения, Юнеско и многих других.

    Полный перечень данных прав закреплён во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте об экономических социальных и культурных правах и иных международных документах. На национальном уровне данные права, так же как личные (гражданские) и политические права, закреплены в Конституции Российской Федерации.

    Появление и закрепление экономических, социальных и культурных прав произошло под влиянием борьбы людей за улучшение своего социально-экономического положения. Это стремление было вызвано глубоким экономическим и культурным упадком, которые переживали страны мира после Первой мировой войны.

    Гиперинфляция в Германии в 1919–1923 гг.

    Во многих странах экономика была разрушена, свирепствовала инфляция, а о том, что большинство населения планеты Земля оставалось безграмотным или не могло позволить себе поход в театр или музей – так не хватало денег на самое необходимое – говорить не приходилось.

    Так что же это за права?

    Экономические права определяют статус человека как участника предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности. Например, они дают каждому человеку возможность позаботится о своём материальном благополучии и благополучии своей семьи, а также удовлетворить свои жизненные потребности.

    К экономическим правам и свободам принято относить:

    · право частной собственности;

    · право на труд и достойное вознаграждение за него;

    · право на выбор профессии;

    Одним из главных экономических прав является право на частную собственность. Конституция Российской Федерации, гарантирует каждому человеку право собственности, в том числе и на землю.

    Это значит, что не только государство, но и ни один государственный чиновник не может запретить человеку иметь в собственности, например фабрику или дачный участок. И только по решению суда собственник может быть лишён своего имущества.

    Можно говорить и о том, что лишь при реализации права на частную собственность возможна реализация права на свободное занятие предпринимательской деятельностью.

    Рокотов Ф. С. Портрет Екатерины II

    Ещё в 1775 году в специальном указе императрицы Екатерины II было провозглашено: «Всем и каждому дозволяется заводить всякого рода станы и рукоделия производить, не требуя уже иного дозволения от высшего места».

    Это означало, что с этого момента человеку не нужно было спрашивать разрешения у государства в том случае если он захочет заняться каким-нибудь своим делом. Так в России постепенно возникла свобода предпринимательской деятельности.

    Сегодня в России зарегистрировано около четырёх миллионов предпринимателей, то есть на 1000 россиян приходится примерно 37 предпринимателей и это число постепенно возрастает. Ведь заниматься предпринимательской деятельностью может каждый.

    Ещё одним немаловажным экономическим правом, которое гарантирует нам государство, является право на труд.

    Труд – это использование человеческого времени, энергии и способностей для производства и распределения товаров и услуг.

    Сам труд – умственный, творческий или физический – должен быть свободным, то есть человек должен сам принимать решение о том, работать ему или нет. А государство как основной работодатель не в праве заставлять вас трудиться, если вы этого не хотите.

    Например, в сказке о приключениях Буратино магистр кукольных дел Карабас-Барабас заставлял работать кукол в своём театре, хотя им это и не нравилось, а в сказке про репку все трудились добровольно ради достижения общей цели.

    Право на свободный труд было закреплено не сразу, например, в законодательстве Советского Союза труд являлся не правом, а обязанностью граждан, а людей, которые не хотели по каким-либо причинам работать, называли тунеядцами.

    Данный закон был принят в 1961 году, и уже к 1964 году к ответственности за тунеядство было привлечено тридцать семь тысяч человек. При этом тунеядцами были объявлены все граждане, которые не работали на государство. Иногда дело доходило до абсурда: так, тунеядцами могли быть признаны люди, которые трудились на своём земельном участке и жили за счёт продажи на рынке овощей и фруктов.

    От этого закона пострадал и знаменитый русский поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе Иосиф Александрович Бродский. Кампания борьбы с тунеядцами особого результата не дала, хотя уголовная статья просуществовала сорок лет до отмены этого закона 1991 году.

    Но это уже история, а сегодня право на свободный труд подтверждено в Конституции Российской Федерации. Кроме этого вы можете свободно выбирать место работы и профессию.

    С экономическими правами неотрывно связаны и социальные права человека.

    Социальные права – это права человека, которые позволяют ему претендовать на получение от государства определённых материальных благ.

    Данные права обеспечивают достойные человека уровень жизни и социальную защищённость.

    К социальным правам принято относить:

    · право на жилище;

    · право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

    · право на благоприятную окружающую среду;

    · право на социальное обеспечение;

    · право на защиту от безработицы и другие права.

    Одним из главных социальных прав является право на жилище или на ваше право на собственный дом. Вспомните сказку «Три поросёнка».

    Главные герои свободно смогли реализовать своё право на собственное жильё, и только волк, грубо нарушая законодательство, лишил поросят законной жилплощади. Конечно, такое может случиться не только в сказке, поэтому государство и выступает гарантом этого права.

    Немаловажным является гарантия государством права на охрану здоровья и медицинскую помощь. Законодательство Российской Федерации предусматривает следующие элементы данного права, так гражданам гарантируются бесплатная медицинская помощь в пределах медицинского страхования и свобода выбора лечащего врача. Также граждане вправе требовать возмещение вреда своему здоровью, если он был нанесён по чьей-либо вине.

    Кроме этого, государство, заботясь о здоровье граждан, поощряет массовое занятие спортом и ведение здорового образа жизни.

    С правом на охрану здоровья тесно связано право на благоприятную окружающую среду. Гарантия данного права в современном мире и в нашей стране очень важна.

    В современной России большое количество различных экологических проблем. Многие из них достались в наследство от Советского Союза, где хозяйствование зачастую приводило к загрязнению окружающей среды, особенно в тяжёлой промышленности и добыче полезных ископаемых. А пренебрежительное отношение человека к своим обязанностям зачастую приводило к экологическим катастрофам.

    Фотография, сделанная в первые дни ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

    Мемориал погибшим в результате Чернобыльской катастрофы на Митинском кладбище Москвы.

    Например, в 1986 году в результате аварии на Чернобыльской атомной электростанции радиационному загрязнению подверглось пять миллионов гектаров земель вокруг станции и было эвакуировано более двухсот тысяч человек.

    Последствия аварии не устранены до сих пор.

    Своё внимание государство должно уделять и должной социальной защите своих граждан, а именно: гарантировать им право на социальное обеспечение, в том числе и финансовую помощь.

    Право на специальное обеспечение включает в себя:

    · право на пенсию;

    · право на пособие по временной нетрудоспособности;

    · право на пособие по безработице;

    · право на пособие на детей;

    · право на пособие по беременности.

    Как правило, все работоспособные граждане нашей страны, уплачивая налоги, делают специальные отчисления на социальные нужды государства. Таким образом, например в случае их выхода на пенсию они вправе требовать от государства оказания им социальной поддержки.

    Наверно, самым любимым социальным правом граждан Российской Федерации является право на отдых. Данное право включает в себя не только оплачиваемый ежегодный отпуск или ваши каникулы, но и ограничение продолжительности рабочего времени. Так, согласно российскому законодательству, эта продолжительность не должна превышать сорок часов в неделю. Кроме этого государство гарантирует каждому отдых в выходные и праздничные дни.

    Немаловажную роль в системе прав человека играют культурные права.

    Культурные права – это права и свободы человека, представляющие собой гарантированные законом возможности человека в сфере культурной и научной жизни.

    К культурным правам относят:

    · право на участие в культурной жизни;

    · право на получение образования;

    · свободу доступа к достижениям науки и культуры;

    · свободу творчества и свободу преподавания.

    Без полной реализации этих прав человек не может развиваться как полноценная и всесторонне развитая личность.

    В числе основных культурных прав и свобод Конституция гарантирует свободу творчества во всех сферах деятельности человека:

    · технической и иных.

    Свобода творчества – это свобода, которая гарантируется каждому, кто занимается творческим трудом.

    Это означает, что государство не имеет права вмешиваться в творческую деятельность граждан, диктовать им, что и как надо делать, когда они занимаются творчеством. К сожалению, история знает немало фактов, когда государство диктовала свою волю творческим людям.

    Например, в Германии в тридцатых годах массово уничтожались книги и другие предметы искусства, которые, по мнению государства, только вредили человеку, хотя это было и не так.

    .

    А в 1974 году в Советском Союзе выставку художников, творчество которых не понравилось местным чиновникам, просто раскатали бульдозерами. Она так и вошла в историю как «Бульдозерная выставка».

    Немаловажным является право на участие в культурной жизни и на доступ к культурным ценностям. Реализация данного права заключается в том, что государство, например, обязано обеспечивать доступность художественных выставок или музеев для всех граждан и разрешить им свободный доступ к культурным ценностям, которые в них хранятся, без какого-либо исключения.

    Сегодня в Российской Федерации насчитывается две тысячи двадцать семь музеев, в которых хранится около шестидесяти миллионов произведений культуры, ежегодно их посещают около семидесяти миллионов человек.

    Немаловажное место в системе культурных прав занимает и право на образование.

    Сегодня право на образование гарантируется общедоступностью и бесплатностью дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования.

    По результатам Всероссийской переписи населения семьсот двенадцать тысяч четыреста двадцать восемь граждан нашей страны не имели никакого образования, из них триста семьдесят одна тысяча четыреста двадцать семь были полностью безграмотными. То есть на каждую тысячу жителей приходится примерено шесть человек без образования.

    Если сравнивать со странами мира, то в Российской Федерации 96 % граждан считаются образованными.

    Но как мы с вами видим на карте даже в 21 веке право на образование, остаётся нереализованным, для многих граждан особенно в странах Азии, Африки и Латинской Америки.

    В заключении стоит отметить, что изученную нами группу прав не нужно рассматривать отдельно от личных (гражданских) и политических прав, так как укрепление защиты экономических, социальных и культурных прав является неотъемлемой частью укрепления защиты всех прав человека.

    В конце нашего урока давайте попробуем ответить на некоторые вопросы.

    1. Что такое экономические права?

    2. Что такое социальные права?

    3. Что такое культурные права?

    4. В каких документах закреплены экономические, социальные и культурные права?

    Экономические и социальные права и свободы в рф культурные права граждан

    Права и свободы человека — развивающееся явление [1] .

    Исследователи различают несколько поколений прав и свобод человека.

    Права и свободы первого поколения — это право частной собственности, право неприкосновенности личности, свободы совести, политические права — избирать и быть избранным в представительные (законодательные) органы государственной власти, в органы местного самоуправления и др. Указанные права и свободы человека нашли закрепление в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. во Франции, в Конституции США и др.

    Права и свободы второго поколения возникли после второй мировой войны в условиях подъема демократии, когда с расширением личных и политических прав формулируются и находят признание в мировой практике социально-экономические и культурные права: право на труд и отдых, право социального обеспечения, право на образование, право на пользование достижениями культуры и др. Указанные права закрепляются, например, в конституциях Франции, Италии и других стран.

    В последние десятилетия все большее признание находят права и свободы третьего поколения, обусловленные достижениями и одновременно неблагоприятными последствиями научно-технического прогресса: право на здоровую окружающую среду, право на объективную информацию, право на безопасность в различных сферах и др.

    В юридической литературе конституционные права и свободы граждан делят на три основные группы:

    — личные права и свободы граждан;

    — социальные, экономические и культурные права и свободы;

    — политические права и свободы гражданина.

    Рассмотрим каждую из групп подробнее:

    Личные права и свободы граждан

    Характерной особенностью этой группы прав и свобод является принадлежность их на равном основании всем физическим лицам, находящимся на территории России, независимо от того является ли то или иное лицо гражданином, иностранцем или лицом без гражданства.

    В эту группу входят:

    · право на жизнь (ст. 21);

    · право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);

    · право на неприкосновенность личной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени (ст.23 п. 1);

    · право на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений (ст.23 п. 2);

    · право на неприкосновенность жилища (ст. 25);

    · право определять и указывать свою национальность (ст. 26 п. 1);

    · право на пользование родным языком (ст. 26 п. 2);

    · свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст. 27 п. 1); (эта свобода, естественно, имеет ограничения для неграждан России);

    · свобода совести (ст. 28);

    · свобода мысли (ст. 29 п. 1);

    · право на охрану семьи, материнства и детства (ст. 38).

    · право на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено (ст. 47 п. 1);

    · право на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей (ст.47 п.2);

    · право на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48 п. 1);

    · право пользоваться помощью адвоката с момента задержания, заключения под стражу (ст. 48, п. 2);

    · презумпция невиновности (ст. 49 п. 1);

    · право на пересмотр приговора вышестоящим судом, право просить о помиловании или смягчении наказании (ст. 50 п. 3);

    · право отказаться от свидетельствования против себя самого, своего супруга или близких родственников (ст. 51 п. 1);

    · право потерпевших на доступ к правосудию и компенсации ущерба (ст.52);

    · право на возмещение государством вреда, причиненного органами государственной власти или их должностными лицами (ст. 53).

    Политические права и свободы гражданина

    Содержанием этих прав является политическая активность, общественная деятельность человека. Поэтому подавляющее число прав и свобод принадлежит только гражданам Российской Федерации. Реализуя их, граждане участвуют в общественно-политической жизни, в управлении государством. Сюда относятся:

    · свобода слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию законными способами (ст. 29); цензура запрещается;

    · право на объединение в общественные организации, свобода деятельности которых гарантируется при соблюдении требований ст. 13 Конституции РФ;

    · право на собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование (ст. 31);

    · право участвовать в управлении делами государства непосредственно или через представителей (ст. 32 п. 1);

    · право избирать и быть избранным (ст. 32 п. 2);

    · равный доступ к государственной службе (ст. 32 п. 4);

    · право участвовать в отправлении правосудия (ст. 32 п. 5);

    · право на обращения (индивидуальные и коллективные) в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33).

    Социальные, экономические и культурные права и свободы

    Содержанием этой группы прав и свобод, которые принадлежат как гражданам, так и другим лицам, являются материальные и культурные средства, обеспечивающие жизнь и деятельность человека на надлежащем уровне.

    К этой группе относятся:

    · право на предпринимательскую деятельность (ст. 34);

    · право на частную собственность (ст. 35);

    · право на свободный труд (ст. 37 п. 1-3);

    · право на забастовку, как способ решения трудовых споров (ст. 37 п. 4);

    · право на отдых (ст. 37 п. 5);

    · право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, пособия на детей и т.д. (ст. 39 п.1);

    · право на пособие по безработице (ст. 37 п. 3);

    · право на жилище (ст. 40);

    · право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41);

    · право на благоприятную окружающую среду (ст. 42);

    · право на образование (ст. 43);

    · свобода творчества (ст. 44);

    · право на охрану интеллектуальной собственности (ст. 44);

    · право на участие в культурной жизни, доступ к культурным ценностям (ст. 44 п.2);

    · право на возмещение материального вреда, причиненными незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти и должностными лицами (ст. 53), а также возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или его имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

    Таким образом, еще раз подчеркнем, что конституционные права и свободы — есть представленная Конституцией возможность поведения человека и соответствующая ему обязанность государства, физических и юридических лиц не нарушать, не препятствовать реализации этих прав и свобод.

    Важно акцентировать внимание на том, что личные, экономические, политические, социальные, культурные права равноценны, в единой системе этих прав нет иерархии.

    [1] Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под отв. ред. В.В.Лазарев. — СПС «Гарант». — 2003 г.