Система земельного права Его соотношение с другими отраслями права

Земельное Право

Земельное законодательство и земельное право — это не единственная отрасль российской правовой системы, которая регулирует земельные правоотношения. В иных отраслях российского законодательства также содержатся земельно-правовые нормы, регулирующие земельные правоотношения.

1. Конституционное и земельное право. Нормы конституционного права определяют основополагающие конституционные принципы всех отраслей правовой системы. Применительно к земельному праву такими принципами являются установление множественности форм земельной собственности, признание права частной собственности на землю, права на владение, пользование и свободное распоряжение землей, охрана права частной собственности законом и др.

Важное значение для земельного права имеют нормы Конституции РФ, которые устанавливают порядок и условия пользования землей в соответствии с федеральным законодательством; отнесение к совместному ведению РФ и субъектов РФ отрасли земельного законодательства.

2. Административное и земельное право. Связь земельного права с административным правом проявляется именно в сфере государственного управления земельным фондом, т. е. в области земельного контроля, привлечения к административной ответственности лиц, которые виновны в совершении административно-правовых нарушений земельного законодательства.

В качестве предмета административного права выступает правовая организация исполнительной и распорядительной деятельности органов государственной власти и управления. Эта деятельность имеет место и в области организации использования и охраны земель. В нормах же земельного права определяется содержательная сторона деятельности государственных органов управления, основные направления их деятельности по рациональному использованию и охране земель.

3. Гражданское и земельное право заключается в единстве социально-экономической природы земельно-правовых и гражданско-правовых отношений.

Земельно-правовые отношения основаны на праве земельной собственности и являются по своему характеру имущественными.

Связь гражданского права с земельным проявляется также в наличии института сервитута, т. е. права пользования чужим земельным участком, в судебной защите земельных и гражданских прав, в возмещении убытков, причиненных нарушением земельных прав, в порядке гражданского судопроизводства.

4. Водное, горное, лесное и земельное право. Наличие общности между землей, водами, лесами как природными объектами, их взаимосвязь и взаимодействие в процессе пользования и охраны предопределяют единство целей и методов их правового регулирования, сходство их принципов и правовых институтов. На базе водного, горного, лесного и земельного права сформировалась правовая отрасль — природно-ресурсовое право.

5. Экологическое и земельное право. Земельное право не является составной частью экологического права как совокупности норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Одновременно земельное право содержит правовые нормы, которые устанавливают правила экологической безопасности земель как части окружающей природной среды.

Также охранительные нормы земельного законодательства закрепляют требования по соблюдению нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в почве, экологические требования к размещению объектов, отрицательно влияющих на состояние земель.

Земельно-правовые нормы предусматривают экономическое стимулирование землепользователей в целях повышения их заинтересованности в защите земель от негативных последствий производственной деятельности и стихийных бедствий.

В том числе отношения по оплате за земельные участки регулируются налоговым правом.

uristinfo.net

Будучи составной частью национальной правовой системы России, земельное право находится в тесной взаимосвязи и взаи­модействии с другими отраслями российского права.

Самая тесная связь у земельного права с конституцион­ным правом России, нормы и положения которого определяют основополагающие конституционные принципы всех отрас­лей российского права, в том числе и земельного.

Применительно к земельному праву такими положе­ниями являются: установление многообразия форм земельной собственности (ст. 9), признание права частной собственности на землю граждан и их объединений (п. 1 ст. 36), право на вла­дение, пользование и свободное распоряжение землей (п. 2 ст. 36) и ряд других. Кроме того, важное значение для земель­ного права имеют нормы Конституции Российской Федера­ции, устанавливающие порядок и условия пользования зем­лей на основе федерального закона, а также отнесение к со­вместному ведению Российской Федерации и субъектов Рос­сийской Федерации таких вопросов, как владение, пользова­ние и распоряжение землей и другими природными ресурса­ми, разграничение государственной собственности и приня­тие земельного, водного, лесного законодательств и законода­тельства о недрах (ст. 72).

Земельное право тесно связано с административным пра­вом, и прежде всего в таких областях, как государственное управление земельными ресурсами и привлечение к админи­стративной ответственности лиц, виновных в нарушении зе­мельного законодательства. Административное право, имея своим предметом организацию исполнительной и распоряди­тельной деятельности органов государственной власти, в том числе и в области организации использования и охраны зе­мель, определяет систему этих органов, порядок и формы их деятельности. Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных орга­нов исполнительной власти», Указом Президента РФ от 20.05.2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» федеральными органами исполни­тельной власти, осуществляющими управленческие функции в области охраны и использования земель в пределах своей компетенции являются, например, Федеральное агентство ка­дастра объектов недвижимости, Федеральное агентство лесно­го хозяйства и ряд других органов.

Основополагающее значение для земельного права имеет его связь с такой фундаментальной отраслью системы российского права, как гражданское право. Связь земельного права с гражданским правом предопределяется общностью социально-экономической природы земельных и граждан­ских отношений.

Так, согласно ст. 130 Гражданского кодекса РФ, земель­ные участки, участки недр, обособление водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, размещение ко­торых без несоразмерного ущерба их назначению невозмож­но, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, соору­жения признаны недвижимым имуществом. Закрепление в законодательстве понятия «недвижимость», включение зе­мельных участков в перечень объектов гражданского оборота обусловили появление проблемы разграничения предметов правового регулирования земельного законодательства и гра­жданского законодательства.

Общую сферу правового регулирования земельного и гражданского законодательства составляют, в частности, во­просы права собственности и иных вещных прав на землю, оборотоспособности земельных участков, гражданско-правовой ответственности за нарушение земельного законо­дательства и ряд других. Например, регулируя отношения собственности на землю и определяя правомочия собственни­ков земельных участков и обладателей иных вещных прав на них, гражданское законодательство ссылается на земельное законодательство, которое должно регулировать соответст­вующий вопрос. В одних случаях приводится ссылка на закон, в котором должен быть урегулирован соответствующий во­прос, в других — указывается, что соответствующий вопрос должен быть урегулирован в земельном законодательстве.

Что касается гражданско-правовой ответственности за нарушение земельного законодательства, то, как отмечает О.И. Крассов 1 , эти вопросы регулируются прежде всего граж­данским правом, однако учитываются следующие обстоятель­ства. Во-первых, при определении размера ущерба в ряде случаев применяются специальные методики. Во-вторых, поря­док возмещения ущерба, причиненного правомерными дей­ствиями, например, при изъятии земельных участков для го­сударственных или муниципальных нужд, а также в некото­рых иных ситуациях регулируется не гражданским, а земель­ным законодательством.

Не случайно, что одним из принципов земельного зако­нодательства является вышеупомянутый принцип разграни­чения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отноше­ний по использованию земель, а также принцип государст­венного регулирования приватизации земли. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжений зе­мельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательст­вом, законодательством о недрах, об охране окружающей сре­ды, специальными федеральными законами (п. 3 ст. 3 Земель­ного кодекса РФ).

Тесная связь существует между земельным правом, с од­ной стороны, и другими природноресурсовыми отраслями права (водным, горным, лесным правом и т.д.) с другой стороны. Не­смотря на специфику земельных, водных, горных, лесных от­ношений, обусловленную особенностями их объектов, между этими отраслями права есть большое сходство. Поскольку и земля, и лес, и недра, и воды являются природными ресурсами, то это обусловило и единство целей и методов их правового ре­гулирования, сходство их принципов и правовых институтов.

Тесная связь земельного права с экологическим правом обусловлена положением земли как неотделимого элемента, компонента окружающей (природной) среды, функциони­рующей в составе естественных экосистем природы и нахо­дящейся в органической взаимосвязи и взаимодействии с дру­гими элементами природной среды и окружающей (природ­ной) средой в целом. Так, земельное право содержит нормы, устанавливающие правила экологической безопасности, обес­печивающие охрану земель как неотделимой части окру­жающей среды (требования по соблюдению нормативов пре­дельно допустимых концентраций вредных веществ в почве, экологические требования к размещению объектов, отрица­тельно влияющих на состояние земель и т.д.).

Контрольные вопросы

  1. Дайте правовое определение понятия «земельный участок».
  2. Что является предметом земельного права?
  3. Назовите особенности земли как объекта правоотношений.
  4. Дайте определение нормам земельного права.
  5. Как подразделяются принципы земельного права?

Система земельного права Его соотношение с другими отраслями права

§ 3. Соотношение земельного права с другими отраслями российского права

Вопрос о месте земельного права в системе российского национального права остается дискуссионным. В настоящее время сушествуют несколько точек зрения, по этому вопросу. Распространена позиция, в соответствии с которой земельное право признается самостоятельной отраслью, стоящей в одном ряду с гражданским, административным, государственным, трудовым, экологическим и другими отраслями . Согласно другой точке зрения, земельное право входит в систему экологического права . По мнению В.А. Дозорцева, земельное право как самостоятельная струк-турная единица не существует, а нормы, касающиеся земли, рас­пределены между гражданским, административным, конституци-онным, экологическим, уголовным и другими отраслями права .

Для того чтобы разобраться в достоинствах и недостатках каждой из перечисленных точек зрения и сделать свой выбор, следует обратиться к таким понятиям, как «отрасль права», «пред­мет права» и «система права».

Система российского национального права слагается из струк­турных элементов, включающих отрасли, институты и нормы права. Основным критерием, по которому принято выделять от­расль права, является наличие самостоятельного предмета право­вого регулирования, не совпадающего с предметом правового ре­гулирования других отраслей.

Предметом любой отрасли права выступает обособленная груп­па общественных волевых отношений, выделяемых в зависимости от наличия особого объекта общественных отношений либо по признаку) особого субъектного состава, либо определения особой сферы жизнедеятельности общества и др. Соответственно могут быть выделены гражданские, административные, трудовые отно­шения. В рамках этой схемы могут быть обособлены и земельные отношения, так как здесь имеется свой самостоятельный объект — земля.

Если остановиться на этом, то можно считать доказанным, что земельное право — независимая отрасль права, стоящая в одном ряду с другими отраслями права. Вместе с тем земля в правовом смысле категория не однородная. Она -— часть единой окружаю­щей природной среды, выступающей в единстве и взаимосвязи со всеми другими элементами природы, часть материальной среды, стоящей вне общества. Одновременно земля объявлена недвижи­мым имуществом наряду со зданиями и сооружениями, воздуш­ными и морскими судами, другими объектами материального мира, вошедшими в структуру общества. Такая неоднородность земли позволяет разделить земельные отношения, по крайней мере, на две части — экологические и гражданские. Отсюда есть основания утверждать, что земельных отношений как самостоятельной груп­пы отношений не существует, а все их многообразие можно поде­лить между экологическим и гражданским правом или же, еще олее детально, закрепить за административным правом исполни­тельно-распорядительную деятельность государственных органов

поводу земли, за финансовым правом — все денежные аспекты земельных отношений и т.д.

аконец, если более внимательно подойти к определению назначения и роли земли как объекта земельных отношений, ее новых и естественно-научных характеристик, то можно подвергнуть сомнению адекватность предыдущих позиций. Прежде всего. земля часть единого мира природы бъек-

По своей предметной характеристике земельное право тем самым может быть отграничено от конституционного, администра­тивного, гражданского, финансового и других отраслей права. Вместе с тем на этом вопрос о соотношении земельного права с другими отраслями права не исчерпан. В соответствии с общерас­пространенной теоретической точкой зрения границы между от­раслями права достаточно относительны и динамичны. Развитие | системы права характеризуется взаимодействием норм права одной отрасли с другими, в результате которого одни и те же нормы признаются элементами двух и более отраслей права. По такому пути формируются и развиваются комплексные отрасли права. Соответственно, признавая правовую многозначность зе­мель, целесообразность использования различных методов право­вого воздействия на субъектов земельных отношений, земельное право развивается как комплексная отрасль, включающая в свою систему наряду с нормами, обладающими собственной специфи­кой, также нормы основных отраслей права — конституционного, административного, гражданского и др. Таким образом, нормы конституционного права, устанавливающие виды собственности на землю, или гражданского права, регулирующие имущественные отношения по поводу земли вместе с нормами, определяющими правовой режим категорий земель в соответствии с теорией ком­плексных отраслей права, образуют в своем единстве и взаимо­действии систему земельного права, оставаясь одновременно в системе конституционного, гражданского и иных отраслей права.

Можно рассуждать и иным образом. Если исходить из понима­ния того, что основным критерием выделения отраслей права является наличие самостоятельного объекта общественных отно­шений, то все нормы права, регулирующие отношения по поводу земли, образуют отрасль только земельного права, и никакого иного, и поэтому имеют свои жесткие границы, не сливаясь с другими отраслями права. А само земельное право не является комплексной отраслью, а занимает независимое (в рамках эколо­гического права), только ей принадлежащее место в системе права. Соответственно нормы права, регулирующие отношения по приоб­ретению земельных участков и реализации прав собственности либо пользования, регистрации прав, равно как и отношения по охране земель, образуют систему земельного права. Эти нормы могут быть выражены консолидированно, в рамках, к «примеру, кодифицированных нормативных актов, таких, как Земельный кодекс РФ, либо могут быть рассредоточены по различным комплексным нормативным правовым актам — Гражданский кодекс , РФ, Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке > (залоге недвижимости)» , Закон РФ от 1 апреля 1993 г. «О Госу­дарственной границе Российской Федерации» и т.д. Нормы зе­мельного права, выраженные в таких комплексных нормативных ‘ актах, не входят в систему других отраслей права, так как одна и та же отрасль не может иметь одновременно несколько объектов регулируемых ею общественных отношений. Если же мы признаем это, то выделение любых отраслей права станет невозможным.

Исходя из изложенного, земельное право можно определить как подотрасль экологического права, представляющую собой со­вокупность установленных и санкционированных государством правовых норм, регулирующих земельные отношения. Земельное право развивается во взаимодействии с другими подотраслями экологического права — горным, лесным, водным, атмосферным, фаунистическим и флористическим, которые вместе образуют сис­тему экологического права.

4. Система земельного права.

Система ЗП — внутренняя структура отрасли, последовательность расположения правовых институтов — состоит из Общей части и Особенной части.

Общая часть ЗП включает правовые институты:

институт общих положений ЗП (нормы, определяющие принципы ЗП, земельные и имущественные отношения, их структуру, порядок регулирования, состав земель РФ, полномочия РФ, субъектов и органов местного самоуправления в области использования и охраны земель);

институт охраны земель (нормы, определяющие цели и содержание охраны земель, порядок ее осуществления);

институт собственности на землю (нормы регулируют отношения, связанные с государственной, муниципальной и частной собственностью на землю);

институт иных прав на землю (нормы устанавливают правовой режим права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды, сервитута, безвозмездного срочного пользования);

институт возникновения прав на землю (нормы определяют порядок и основания возникновения имущ. прав на землю);

институт прав и обязанностей собственников земельных участков и обладателей иных прав на земельные участки (нормы определяют права и обязанности);

институт прекращения прав на землю (нормы определяют порядок и основания прекращения имущ. прав на землю);

институт возмещения убытков и потерь с/х производства и л/х при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (нормы устанавливают основания и порядок возмещения убытков и потерь);

институт защиты прав на землю и рассмотрение земельных споров (нормы регулируют отношения, возникающие вследствие нарушения прав граждан на землю);

институты платы за землю, мониторинга земель, землеустройства, государственного земельного кадастра, контроля за соблюдением земельного законодательства (нормы регулируют отношения, возникающие при осуществлении соответствующих функций гос. управления);

институт ответственности за правонарушения в области использования и охраны земель (нормы определяют виды ответственности, к которым привлекаются виновные).

5. Соотношение земельного права с другими отраслями законодательства.

Так как объект ЗП (земля как природный ресурс и природный объект) представляет собой многогранный объект, обладающий множественностью различных свойств и в силу этого находящийся в сфере действия различных отраслей права (государственного, административного, гражданского, аграрного, трудового, предпринимательского, экологического и других), то, соответственно, и само ЗП также будет находиться в тесной взаимосвязи и взаимодействии со многими отраслями права — связано с тем, что ЗП — комплексная отрасль права!

Земельное законодательство и ЗП отнюдь не единственная отрасль, регулирующая земельные отношения. В иных отраслях законодательства — в гражданском, административном, водном, лесном, горном, экологическом — также содержатся правовые нормы, регулирующие земельные отношения.

Анализ гражданского и земельного законодательства свидетельствует о том, что сегодня значительная часть однородных земельных отношений регулируется нормами и той, и другой отрасли. Однако нормы ГК (21.10.1994) (Глава 17 «Право собственности и другие вещные права на землю» и другие главы ГК) и ЗК регулируют указанные отношения с разной степенью детализации в зависимости от видов земельных отношений. Так, отношения, связанные с использованием земли как недвижимого имущества, являющегося основой жизни и деятельности народов, с большей степенью детализации регулируются земельным законодательством. Гражданское законодательство устанавливает основания возникновения и прекращения права собственности, что с определенной корректировкой воспроизводится земельным законодательством. В ГК подробно урегулированы договорные отношения, применимые к договорам, предметом которых являются земельные участки.

Статья 3, п.3 ЗК РФ: отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством.

ГК РФ устанавливает приоритет гражданского законодательства в регулировании имущественных отношений, в том числе и тех, объектом которых является земля, а ЗК РФ — приоритет земельного законодательства при регулировании тех же самых отношений, что привело к прямому противоречию между нормами ЗК и ГК.

Нормы гражданского права применительно к регулированию земельных отношений носят общий характер, используются понятийный аппарат, основные принципы и нормы гражданского законодательства.

В земельном законодательствеспецифика правового регулирования земельных отношений (земля не только объект недвижимости, но и природный ресурс и средство производства).

ЗП находится в определенном соотношении с административным правом в части регулирования отношений, связанных с государственным управлением, использованием и охраной земель. Статья 74 ЗК РФ: возможность применения мер административной ответственности за земельные правонарушения, но конкретные составы земельных правонарушений содержатся в Кодексе РФ об административных правонарушениях (Глава 7 КАП РФ «Админ. правонарушения в области охраны собственности»).

Градостроительный Кодекс РФ (29.12.2004) регулирует в основном отношения, связанные с планированием и использованием земель в городах и иных поселениях.

ЗП (предмет — земля) тесно связанно с другими природными ресурсами — с другими отраслями права — Лесной кодекс, Водный кодекс, Закон РФ «О недрах», «Об охране окружающей среды», «О животном мире» и т.д.).

Соотношение ЗП с Конституционным Правом.

Статья 9 Конституции РФ:

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статья 35 Конституции РФ:

Право частной собственности охраняется законом.

Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Право наследования гарантируется.

Статья 36 Конституции РФ:

Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Статья 42 Конституции РФ:

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 72 Конституции РФ:

В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся:

режим пограничных зон;

вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

разграничение государственной собственности;

природопользование; охрана окр. среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ — ФЗ от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ.

Соотношение ЗП с АП. Часто административно-правовые акты служат основанием возникновения, изменения или прекращения земельных отношений. Связь ЗП с АП — применение одинаковых (императивных) методов регулирования; отличие — предметы правового регулирования (АП — организация системы деятельности исполнительных органов гос. власти, в том числе в сфере использования и охраны земель). ЗП закрепляет содержание деятельности исполнительных органов государственной власти по рациональному использованию и охране земель.

Соотношение ЗП с Гражданским Правом. Признание земли недвижимым имуществом и вовлечение ее в гражданский оборот привело к необходимости разграничения сфер применения ЗП и ГП. В основе ГП и ЗП различные принципы: ГП основано на обеспечении свободы имущественных прав субъектов, а ЗП — на обеспечении рационального использования и охраны земель как основы жизни и деятельности людей. Прерогатива ГП — регулирование принципиальных общих вопросов права собственности и иных прав на землю. В ЗП отражается специфика регулирования этих вопросов, обусловленная публичными, а не частными интересами.

Соотношение ЗП с Экологическим Правом. Взаимосвязь определяется единством природы, ролью и значением земли как одного из важнейших компонентов окружающей среды. В ЗП содержатся нормы, предусматривающие специальные требования, обеспечивающие сохранение окружающей среды.

Земельное право находится в тесной взаимосвязи и взаимодействии с другими отраслями права. Самая тесная связь — с конституционным правом, нормы которого определяют основополагающие конституционные принципы всех отраслей правовой системы.

Связь с административным правом — в сфере государственного управления земельным фондом, привлечения к административной ответственности лиц, виновных в совершении нарушений земельного законодательства. Связь с гражданским правом — в тесном переплетении земельных и имущественных отношений, обусловленном связью права на земельный участок с правом на посевы, строения, находящиеся на земельном участке; в возмещении убытков, причиненных нарушением земельных прав. Тесная связь существует между земельным правом, с одной стороны, водным, горным (недренным) и лесным правом, с другой стороны.

Соотношение земельного права со смежными отраслями

Земельное право является составной частью национальной правовой системы и находится в тесной взаимосвязи с другими отраслями права. Его место в системе права определяется ролью и значением правового регулирования земельных отношений, которые составляют предмет этой отрасли.

Земельное право тесно связано с конституционным правом, нормы которого имеют основополагающее значение, как для него, так и для всех отраслей правовой системы. При этом отличительной чертой земельного права является то, что предмет его регулирования составляют экономические отношения. Так, в нормах земельного права закреплено разделение земель на соответствующие категории, определено целевое назначение каждой из категорий с установлением соответствующего правового режима, зафиксировано положение, связанные с решением вопросов размещения производственных объектов и использования земель как основного средства производства в сельском и лесном хозяйстве и т.д.. А нормы конституционного права определяют государственное устройство нашего государства, его административно-территориальное деление, территорию и т.д. При регулировании земельным правом отношений по поводу земли как территории она рассматривается как территориальный базис размещения производительных сил. Нормы же конституционного права регулируют вопросы организации и определение границ территории как обязательного признака государства.

Земельное право имеет тесную связь с административным правом. Во многих случаях административно-правовые акты являются основанием возникновения, изменения или прекращения земельных отношений. Так, в административном порядке решаются вопросы отвода земельных участков, установление их границ, выдачи правоустанавливающих документов, осуществление контроля за соблюдением земельного законодательства, привлечение к административной ответственности лиц, виновных в его нарушении и т.п..

Кроме того, связь земельного и административного права получает выражение в применении императивных методов регулирования определенных общественных отношений. Однако предметы этих отраслей отражают принципиальные различия между ними. Так, предметом административного права является деятельность органов исполнительной власти, в том числе в сфере рационального использования и охраны земель. Административное право определяет характер деятельности этих органов, их компетенцию по осуществлению соответствующих управленческих функций. В земельном праве отдельные элементы административной подчиненности получают проявление при решении вопросов, связанных с порядком приобретения и прекращения права собственности на земельный участок и права пользования, с правами и обязанностями землевладельцев и землепользователей, с установлением правового режима различных категорий земель и т.п.. Однако при этом функции и компетенция органов государственной власти и местного самоуправления, которые осуществляют регулирование земельных отношений, ограничены нормами земельного законодательства. Кроме того, специфика земельных отношений порождает необходимость осуществления специфических функций управления, например, таких, как ведение государственного земельного кадастра, мониторинга земель, осуществление землеустройства и т.п..

Важное значение для земельного права имеет его связь с гражданским правом. Проявлением этой связи является тесное переплетение земельных и имущественных отношений, обусловленное связью права на земельный участок с правом на насаждения, здания, посевы, которые находятся на ней. Указанный связь получает проявление и при определении субъектов права собственности на землю, установлении земельного сервитута, при судебной защиты земельных прав граждан и юридических лиц, регулировании договорных отношений, связанных с земельными участками, возмещении убытков, причиненных нарушением земельного законодательства т.д..

Особенности земли как объекта правового регулирования обусловливают различия в методах и принципах между гражданским и земельным правом. Так, в гражданском праве доминирует принцип свободы волеизъявления субъектов регулируемых им отношений, то есть оно исходит из автономии воли этих субъектов, недопустимости вмешательства в частные дела и т.п.

В земельном праве превалируют элементы, присущие публично-правовому регулированию земельных отношений и установлению границы реализации права собственности на землю. Причем оно не только наделяет субъектов права земельной собственности правами, но и возлагает на них обязанность использовать землю по целевому назначению.

Особенности земли как природного ресурса обуславливают необходимость нормирования площадей земельных участков, а экологические и социальные интересы общества — необходимость государственного контроля за использованием и охраной земель, осуществлением соответствующих сделок, а также обязательной государственной регистрации прав на землю. Итак, гражданское право основывается на обеспечении имущественных прав субъектов, а земельное — на обеспечении использования и охраны земель как основы жизни и деятельности людей.

При этом следует отметить, что в научной литературе высказано мнение о возможности постепенного перехода земельного права в лоно гражданского условиях изменения государственной земельной политики.

Связь земельного права с природоресурсовым правом обусловлена тем, что использование природных ресурсов без использования такого пространственного базиса, как земля, невозможно. Свидетельством самостоятельности отдельных видов природноресурсового отношений (горных, водных, лесных и др.) являются разрешение кодификация соответствующего законодательства. Причем в законодательстве о природных ресурсах предусмотрены специальные нормы, которые учитывают их взаимосвязь и регулируют вопрос предотвращения неблагоприятных экологических последствий влияния использования одних природных ресурсов на другие.

Наличие связи между земельным и экологическим правом объясняется признанием земли объектом окружающей среды, который функционирует в составе экосистемы и находится в экологическом взаимосвязи и взаимодействия с этой средой. Регулируя преимущественно экономические земельные отношения, возникающие в связи с паданием и изъятием земель, а также соблюдением порядка их использования, земельное право одновременно содержит нормы, которые предусматривают специальные требования к обеспечению сохранности окружающей среды. А в экологическом законодательстве есть много норм общего и специального характера, направленных на обеспечение охраны земель от неблагоприятного антропогенного воздействия.