Система права складывается из отраслей права правовых институтов

СИСТЕМА ПРАВА

Система права – это представленная в совокупной связи отраслей права общеобязательная воля господствующего класса или всего общества. В юридической литературе система права определяется как его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности действующих в стране правовых норм. С таким определением согласиться нельзя в силу его логической противоречивости. Систему права нельзя отождествлять с его внутренним строением, ибо внутреннее строение – это способ взаимосвязи компонентов явления, а не просто их совокупная связь. Иначе говоря, система только фиксирует совокупную связь компонентов явления, а внутреннее строение указывает как они связаны между собой. Система права складывается из отраслей права.

Отрасль права – это представленная в определенной системе юридических норм, обусловленная специфической формой общественных отношений государственная воля господствующего класса или всего общества.

Отрасль права состоит из определенной группы юридических норм. Эта группа обязана своим возникновением и существованием определенной форме общественных отношений. Так, например, гражданское право охватывает собой юридические нормы, которые связаны с имущественными отношениями.

Отрасль права представляет собой сложное нормативное образование.

Во-первых, это волевое образование, которое выражает собой определенную форму общественных отношений и существует в виде обособленной группы юридических норм, связанных между собой.

Во-вторых, основанием выделения этой группы юридических норм в соответствующую отрасль права являются не только общественные отношения определенного типа, но и метод, или способ их функционирования. Иначе говоря, речь идет о предмете и методе правового регулирования.

Все отрасли права по своему характеру могут быть классифицированы на две разновидности:

1. Отрасли материального права (административное, трудовое, гражданское, экологическое и т. п.).

2. Отрасли процессуального права. К ним относятся те, которые содержат правила применения государственными органами, должностными лицами норм материального права. Это, в частности, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, административно-процессуальное право и др.

Отрасль права состоит из институтов права.

Институт права это представленная в специфической группе юридических норм, входящих в соответствующую отрасль права, общеобязательная воля определенного класса или всего общества.

Однако в некоторых случаях одни и те же общественные отношения регулируются нормами различных отраслей права. Тогда институт права не входит только в одну отрасль права, а принадлежит как бы к двум его отраслям. Так, отношения поставки продукции регулируются нормами гражданского и административного права.

Институты права можно классифицировать по характеру предписаний, содержащихся в них, на следующие виды:

Правоохранительные институты состоят из юридических норм, направленных на обеспечение законности, правопорядка, прав и свобод граждан. Примером может служить институт материальной ответственности в трудовом праве.

Функциональные институты охватывают нормы права, регулирующие процедуры, порядок решения вопросов, имеющих правовой характер. Таким, например, является институт искового производства в Гражданско-процессуальном кодексе РФ.

Общие институты права содержат нормы права, закрепляющие принципы, общие положения. Примером такого института является раздел I Гражданского кодекса РФ «Общие положения».

Страницы истории

Тема 2. Система права: основные отрасли, институты, отношения

Система права – это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременно в дифференциации на отрасли и институты.

Поскольку содержанием права являются его нормы, то, следовательно, и систему права представляют определенным образом взаимосвязанные друг с другом нормы права. Нормы, объединяясь, образуют институты права , которые, в свою очередь, составляют подотрасли и отрасли права ; их единство и есть система права.

Система права

Институт права – совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо конкретный вид однородных общественных отношений, например, в трудовом праве – институт охраны труда; в конституционном – институт гражданства; в гражданском – институт купли-продажи и т. д.

Подотрасль права – совокупность родственных институтов какой-либо отрасли права, например, в гражданском праве подотрасль «обязательственное право» объединяет ряд правовых институтов – таких как институт поставки, мены, подряда и др.

Отрасль права – совокупность правовых норм и правовых институтов, регулирующих однородную сферу общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, например, конституционное право; уголовное право; финансовое право и др.

Система права – сложное иерархичное образование, характеризующееся внутренними процессами, в нем протекающими. Она показывает не только то, из чего состоит право, но и связь и зависимость компонентов права друг от друга.

По охвату правового регулирования институт права занимает промежуточное положение между правовой нормой и отраслью права. Отрасль права включает в себя разнообразные правовые институты.

Правовые институты могут быть классифицированы по различным основаниям.

Отрасль права характеризуется предметом правового регулирования – общественными отношениями, образующими в силу их специфики особые системы связи между юридическими нормами, и методом правового регулирования – различными способами правового воздействия государства на общественные отношения. Особой отраслью является международное право , которое не входит в систему права ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами. Оно занимает особое место во всей системе права – это своего рода наднациональная отрасль права.

Основные отрасли системы российского права

Конституционное (государственное) право закрепляет форму правления, государственно-территориального устройства, права и обязанности граждан, избирательное право и избирательную систему, порядок формирования, функции и взаимоотношения высших органов государственной власти.

Гражданское право – отрасль права, регулирующая имущественные отношения в обществе, а также связанные с ними личные неимущественные отношения. К гражданскому праву относятся право собственности, обязательственные отношения, возникающие из договоров, и наследственное право.

Административное право регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организационной и исполнительно-распорядительной деятельности должностных лиц и органов государственного управления (соблюдение правил дорожного движения, противопожарных и санитарных правил и т. д.).

Семейное право регулирует брачно-семейные отношения: условия и порядок вступления в брак, прекращения брака, права и обязанности супругов, родителей и детей и т. д.

Трудовое право – отрасль права, которая регулирует трудовые отношения: заключение, изменение и расторжение трудовых договоров, рабочее время и время для отдыха.

– Уголовное право – отрасль права, состоящая из юридических норм, определяющих, какие общественно опасные деяния считаются преступными и какие наказания могут за них назначаться.

Уголовно-процессуальное право – отрасль права, включающая юридические нормы, которые регулируют основания и порядок производства по уголовным делам.

Гражданское процессуальное право – отрасль права, состоящая из норм, которые регулируют порядок судопроизводства по гражданским делам.

Финансовое право – совокупность юридических норм, регулирующих отношения, которые складываются в процессе финансовой деятельности государства, т. е. формирование и исполнение государственного и местного бюджетов.

Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. Отрасль права, регулирующая управленческие правоотношения

§6. Система права.

Система права — это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.

Структурные элементы системы права — это норма права, отрасль права, подотрасль права, институт права, субинститут.

Норма права — первичный элемент системы права. Правовые нормы регулируют не все общественные отношения, а те из них, которые государство, общество рассматривают как наиболее значимые, важные. отрасли права), регулирующие гораздо больший объем общественных отношений.

Правовой институт — совокупность норм, регулирующих определенный участок (сторону) однородных общественных отношений. Примеры: институт Президента РФ в конституционном праве, институт смягчающих и отягчающих обстоятельств в уголовном праве, институт собственности в гражданском праве, институт опеки в семейном праве и др. Правовые институты обособляются, как правило, в рамках одной отрасли права (как в случае с вышеприведенными примерами). В некоторых случаях правовой институт выделяется из нескольких отраслей права. Например, институт прав человека составляют нормы конституционного, гражданского, уголовного и других отраслей права.

Отрасль права — совокупность норм, регулирующих однородные

общественные отношения присущим ей методом правового регулирования. Отрасль права представляет собой основной компонент системы права. Разделение права па отрасли есть объективное явление, поскольку отражает объективно существующие сферы общественных отношений.

Подотрасль — совокупность норм, регулирующих несколько сторон (участков) однородных общественных отношений (например, в гражданском праве можно выделить как подотрасль предпринимательское право).

Субинститут права — какая-то часть норм правового института (например, в институте необходимой обороны уголовного права можно выделить субинститут средств необходимой обороны).

8.1. Понятие системы права. Отрасль права, правовой институт

Система права — это внутреннее строение действующего в государстве права, отражающее единство составляющих его норм и их разграничение на отрасли, институты и подотрасли права.

Система права носит объективный характер, обусловленный реально существующей системой общественных отношений.

Система права характеризуется единством и взаимосвязанностью входящих в нее норм, обусловленными единством целей и задач правового регулирования, едиными принципами, определяющими сущность права. Регулирующая сила правовых норм невозможна без их взаимосогласованности и общей целенаправленности. Право, разделяясь на определенные элементы: нормы, институты, отрасли, оказывает регулирующее воздействие на общественные отношения всеми юридическими средствами в совокупности. Чем согласованнее между собой элементы системы права, тем эффективнее социальная роль права.

Научно обоснованная и правильно сформированная система права оказывает прямое и непосредственное влияние на все сферы юридической деятельности. Принимая новый нормативный, акт правотворческий орган обязан «вписать» его в общую систему права; стараться не нарушать ее целостность и внутреннюю согласованность. Внутреннее деление права на части дает законодателю информацию о пробелах в законодательстве, противоречиях и несогласованностях между нормами и другими компонентами права. Системное построение права позволяет полно и всесторонне истолковывать и правильно применять нормы права, эффективно осуществлять работы по систематизации законодательства, по приведению его в упорядоченную и согласованную систему, создавать автоматизированные системы правовой информации с использованием компьютерной технологии. Четко разработанная система права имеет большое значение для научного познания права, преподавания юридических дисциплин, повышения юридической культуры и действенности правового воспитания.

Система правовых наук и соответственно система преподавания этих наук (юридических дисциплин) складывается на основе системы права. Есть наука государственного, гражданского, уголовного права и другие отраслевые науки.

Понятие система права следует отличать от понятия «правовая система», которое значительно шире по объему и включает в себя как законодательство, представляющее собой определенную органическую систему, так и иные явления юридической действительности: правовую практику и общественное правосознание, т.е. практически весь спектр существующих в обществе юридических явлений.

Отрасль права – это объективно обособившаяся внутри системы права совокупность взаимосвязанных между собой норм, объединенных общностью предмета и метода правового регулирования. Например, нормы, которые регулируют трудовые отношения и определяют права и обязанности работников и работодателей, составляют трудовое право, а нормы, регулирующие порядок сбора и распределения денежных средств — финансовое право.

Каждая отрасль воплощает специфический режим правового регулирования, характеризуемый особыми приемами регулятивного воздействия: свой порядок возникновения прав и обязанностей субъектов права, их обеспечения и охраны, специфика мер государственного принуждения при нарушении норм соответствующей отрасли, особые принципы, общие положения, пронизывающие содержание ее норм.

Отрасль права обычно имеет многоуровневую структуру. В большинстве отраслей выделяются общая и особенная часть. В общей части формулируются нормативные предписания, являющиеся основополагающими для конкретных норм отрасли, как бы «обслуживающими» их и распространяющие свое действие, как правило, на весь круг отношений, регулируемых отраслью. Общая часть включает в себя также общеотраслевые принципы права, определяет предмет и задачи отрасли, ее объем. Она как бы объединяет, цементирует содержание отрасли. Нормы общей части развиваются и конкретизируются в институтах и отдельных положениях особенной части. Такая структура позволяет компактно изложить нормативный материал, исключить повторения, облегчить толкование и применение норм отрасли.

Ученые-правоведы М.И. Байтин и Д.Е. Петров выделяют три блока признаков, раскрывающих наиболее существенные черты или признаки отрасли права384:

1. Общие системные признаки — функциональность и субстанциональность в их сочетании — характеризуют отрасль права как самостоятельный элемент системы. Эти признаки свойственны не только отрасли права, но и всякому элементу системы, каждый из которых представляет собой подсистему нижестоящего уровня (порядка). Применительно к отрасли права функциональными качествами (присущими ей как элементу именно системы права) следует считать государственно-волевой характер, нормативность и свойство официально-властного регулятора общественных отношений; общеправовые принципы и функции. Эти качества она приобретает, будучи взаимосвязана с другими однопорядковыми элементами (отраслями) системы права. В то же время, являясь самостоятельными элементами, отрасли права обладают рядом субстанциональных свойств, присущих им независимо от взаимных связей, в которых они находятся.

Правовые нормы и институты, образующие отрасль права, также функционально связаны и обладают общими свойствами элементов данной отрасли. Эти общие свойства (качества) являются для них специфическими по отношению к элементам другой отрасли права. Аналогично общие черты всех отраслей права (всей системы права) составляют специфические особенности, признаки, отличающие право от других элементов правовой системы и иных социальных явлений. Общие специфические свойства норм и институтов отрасли права, выражая ее субстанциональность как самостоятельного элемента системы, неразрывно связаны функциональными качествами, присущими ей вследствие взаимной связи с другими отраслями права.

Прямое отношение к выявлению указанных свойств имеет деление правовых норм на общие и специальные. Такое разграничение отражает тот факт, что и те, и другие, будучи предписаниями общего характера, различаются между собой по степени общности и объему действия. Причем в данном случае особенно привлекают к себе внимание общие нормы, присущие общей части той или иной отрасли права, которые, в отличие от специальных, распространяются на все институты соответствующей отрасли или большую их часть и через них опосредованно участвуют в правовом регулировании.

2. Материальные признаки характеризуют предмет регулирования отрасли права, который связан с предметами регулирования различных отраслей, но не совпадает с ними. Это следствие общих системных свойств отрасли права. Предмет регулирования присущ и праву в целом, и отрасли права, и правовому институту, и отдельной юридической норме, что иногда вызывает противоречия в позициях различных авторов. Однако, известную определенность в решение данного вопроса вносит подход, при котором указанные предметы правового регулирования должны рассматриваться в их соотношении, соответственно как общий, родовой, видовой и непосредственный (конкретно-единичный)385.

Предмет правового регулирования это качественно однородный вид общественных отношений, которые регулируются соответствующей отраслью права, их своеобразие. Так, предметом регулирования трудового права являются трудовые отношения работающих, семейного права — брачно-семейные отношения и т.д. Предмет правового регулирования является объективным фактором, лежащим вне сферы права.

3. Юридические признаки раскрывают специфику, принципы и функции нормативно-регулятивного воздействия отрасли права на ее предмет, характеризуя тем самым метод правового регулирования.

Метод правового регулирования — это совокупность приемов и способов регламентирования общественных отношений, воздействия на человеческое поведение. Если предмет отвечает на вопрос, какие отношения регулирует право, то метод — на вопрос, как осуществляется это регулирование. Метод правового регулирования определяется, во-первых, способом создания прав и обязанностей участников урегулированных правом общественных отношений, характером взаимоотношений субъектов права. Так, административно-правовой (императивный) метод характеризуется созданием правоотношений, когда его участники находятся в отношениях власти и подчинения. Он характерен, например, для административного, уголовно-исполнительного права. Нормы этих отраслей воздействуют на общественную жизнь путем установления властных предписаний, предъявляемых к участникам отношений категорических требований следовать определенным вариантам поведения.

В гражданском праве стороны правоотношения выступают как равноправные субъекты, а само правоотношение возникает путем выражения их свободной воли (диспозитивный метод). Основным способом регулирующего воздействия уголовного права является запрет совершать определенные деяния (действие или бездействие), опасные для общества, государства, отдельной личности. Кроме того, в правовом регулировании используются и другие методы: поощрительный, рекомендательный, метод гарантий и др.

Во-вторых, метод определяется тем, на базе каких юридически значимых фактов возникают правоотношения. В административном, например, праве такие правоотношения возникают на основе актов применения права, то есть принимаемых полномочными органами властных актов индивидуального значения, в гражданском праве — на основе договора, заключаемого между равноправными контрагентами, в гражданском процессуальном праве — по заявлению (иску) лица или иного субъекта права, которым причинен моральный или материальный ущерб.

Наконец, для метода правового регулирования характерны различные по содержанию и порядку назначения меры государственного воздействия, применяемые к нарушителям правовых установлений (уголовные, административные, дисциплинарные, гражданско-правовые и иные санкции).

Метод правового регулирования конкретной отрасли права складывается из указанных компонентов. Различное сочетание таких компонентов создает отраслевой метод, определяет его специфику, которая отражается на всех институтах и нормах соответствующей отрасли.

Каждая отрасль имеет свой специфический метод правового регулирования. Так, методом конституционного права является учредительно-закрепительный, финансового — контрольно-ревизионный, трудового — договорно-поощрительный и т.д.

В процессе исследования системы права представляется желательным, во избежание противоречий и односторонности, учитывать все три рассмотренные выше группы признаков отрасли права.

Правовой институт — это группа, комплекс взаимосвязанных юридических норм, регулирующих определенный вид схожих, близких по содержанию, родственных общественных отношений386.

Правовой институт включает в себя регулятивные нормы права (правила поведения) и отправные нормы, которые через него могут быть совместно задействованы в процессе правового регулирования Объективной материальной предпосылкой интеграции правовых норм в институты является наличие соответствующей разновидности общественных отношений.

В зависимости от элементного состава в системе права можно выделить простые и сложные правовые институты. Простой правовой институт напрямую объединяет схожие, близкие нормы права внутри какой-то одной, определенной отрасли права. Сложный правовой институт также складывается из схожих, близких норм права, которые он объединяет через посредство входящих в него нескольких простых институтов, более конкретных и меньших по объему, но имеющих и самостоятельное значение.

В зависимости от отраслевой принадлежности норм, образующих правовой институт, различаются отраслевые и комплексные (межотраслевые) правовые институты. Отраслевой правовой институт состоит из норм одной отрасли права, и бывает, как отмечалось выше, простым или сложным, когда объединяет несколько простых правовых институтов. Во втором случае в пределах одной отрасли права появляется сложное правовое образование.

Наиболее значительные по объему и содержанию, так называемые укрупненные многосложные отраслевые правовые институты принято рассматривать как подотрасли права. Это цельные по составу и предмету регулирования образования, которые регламентируют особую сферу отношений в пределах более широкого комплекса отношений, урегулированных той же или иной отраслью права (например, жилищное, наследственное, авторское право в отрасли гражданского права; право социального обеспечения в отрасли трудового права; избирательное право, парламентское права в отрасли конституционного права).

Комплексный (межотраслевой) правовой институт объединяет схожие, близкие нормы, относящиеся к различным отраслям права. Сложная взаимосвязь общественных отношений объективно обусловливает наличие в системе права подобных нормативных образований. Наиболее крупные межотраслевые (комплексные) правовые институты находят свое выражение, как правило, в соответствующей комплексной отрасли законодательства. Так, институт права собственности складывается из норм конституционного, гражданского, семейного, административного и некоторых других отраслей права. Точно также так называемое морское право представляет собой комплексный институт, включающий в себя нормы гражданского, административного, междунаролного и ряда иных отраслей права. Существование комплексных отраслей связано с тем, что регулируемые правом общественные отношения можно классифицировать по разным основаниям, в том числе по отраслям государственной деятельности (здравоохранение, народное образование, транспорт, оборона страны и т.д.).

За последние годы возрастает значение в общей системе права ряда межотраслевых институтов, в первую очередь тех, которые регулируют хозяйственные отношения. Это обусловливает возможность их перерастания в будущем в самостоятельные отрасли права (например, морское, транспортное и др.).

Система права складывается из отраслей права правовых институтов

Глава 15. Система права

§15.1. Понятие и структура системы права
§15.2. Соотношение системы права и системы законодательства
§15.3. Основания деления права на отрасли и институты
§15.4. Частное и публичное право

§15.1. Понятие и структура системы права

Категорию “система права” не следует отождествлять с понятием “правовая система”. Последняя дефиниция шире по объему и включает в себя, помимо системы права, юридическую практику и господствующую правовую идеологию.
Таким образом, “правовая система” и “система права” соотносятся как целое и часть.
По мнению А.В. Малько, система права характеризуется тем, что:
1) она обусловлена социально-экономическими, политическими, национальными, религиозными, культурными и историческими факторами;
2) имеет объективный характер, ибо зависит от объективно существующих общественных отношений и не может создаваться по чисто субъективному усмотрению людей;
3) ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, взаимоувязаны, что придает ей целостность и единство.
Следовательно, говоря словами С.А. Комарова, система права — это “исторически сложившаяся, объективно существующая внутренняя структура права, определяемая характером регулируемых общественных отношений”.
Кроме того, под системой права понимают также объективно обусловленную характером общественных отношений внутреннюю организацию (структуру) права, которая выражается в единстве и согласованности взаимосвязанных юридических норм, их делении на отрасли (подотрасли) и институты.
Для И.А. Иванникова, “система права — это подразделение совокупности правовых норм на отрасли права и институты права в зависимости от предмета и метода регулирования общественных отношений”.
Систему права определяют также как совокупную волю господствующего класса (нации, расы и т.д.) или всего народа, выраженную в отрасли права. Система права показывает порядок объединения и дифференциации юридических норм.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что система права представляет собой логически взаимосвязанную внутреннюю структуру права, определяемую предметом и методом правового регулирования общественных отношений.
В системе современного российского права происходят сложные и противоречивые процессы, связанные с изменениями в политической, экономической и духовной жизни общества.
В российском праве выделяют четыре основных уровня:
— структуру юридической нормы;
— структуру правового института (она складывается из группы связанных между собой норм);
— структуру отрасли права (она состоит из комплекса однородных и вместе с тем разнообразных по предмету, функциям институтов, их объединений, подотраслей, образующих особый режим регулирования);
— право в целом (его структура складывается из всей совокупности отраслей права, образующих единый нормативный механизм правового регулирования).
Исходя из этого, в праве выделяют макроструктуру (она относится к главным его подразделениям — праву в целом и отраслям права) и микроструктуру (она относится к первичным частицам права и состоит из норм и их элементов).
Правовая норма — это первичный элемент системы права, общеобязательное правило поведения властного характера, установленное либо санкционированное государством. Отдельная норма права самостоятельно регулирует определенную частицу общественных отношений.
Институт права — это небольшая, устойчивая, обособленная группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность или сторону общественных отношений с помощью специфических приемов и способов. Институт права — это часть отрасли права.
Юридические нормы образуют отрасль права не непосредственно, а через институты права. По сравнению с отраслями, правовые институты менее автономны. Сосредоточенные на регулировании определенного участка общественных отношений, определенного вида или рода, правовые институты лишь в сочетании, во взаимодействии обеспечивают отраслевое регулирование.
Главная функция правового института состоит в том, чтобы в пределах своей части общественных отношений определенного вида обеспечить цельное, относительно законченное регулирование. Большинство правовых институтов закрепляется в виде самостоятельных структурных подразделений кодификационного нормативного акта — главы или раздела, но полного тождества между институтом и главой (разделом) нормативного акта нет.
Объективными предпосылками формирования правовых институтов являются реально складывающиеся общественные отношения, которые нуждаются в правовом регулировании, а субъективными факторами — осмысление необходимости регулирования общественных отношений, выбор метода правового регулирования общественных отношений, анализ практики применения правовых норм, которая приводит к объединению правовых норм, институтов и разрастанию их в подотрасли и отрасли права.
Материальной предпосылкой для формирования правового института является наличие такой разновидности общественных отношений или такого ряда разновидностей, которые бы объективно требовали обоснованного регулирования комплексом нормативных предписаний.
Решающая активная роль в формировании институтов права принадлежит компетентным органам государства, которые в результате правотворческой (кодификационной) работы на основании имеющегося нормативного материала, а также данных практики и рекомендаций юридической науки формируют нормативные предписания с таким расчетом, чтобы они образовали стойкую общность — правовой институт.
В уголовном праве, например, существуют правовые институты: необходимой обороны, крайней необходимости, невменяемости; в гражданском праве — институт исковой давности, институт дарения и т.д.; в государственном (конституционном) праве — институт главы государства, гражданства и т.д.; в административном праве — институт должностного лица; в семейном — институт брака и т.д.
Обычно институты права состоят из нормативных предписаний одной определенной отрасли — государственного права, гражданского права, трудового права и т.д.
Кроме отраслевых, существуют и межотраслевые институты, которые состоят из норм двух и более отраслей права. Например, институт государственной собственности, институт опеки и попечительства. На стыке гражданского и семейного права сформирован институт раздела имущества между супругами при признании брака недействительным.
Выделяют простые и сложные институты. Простой институт не содержит в себе никаких других подразделений, является небольшим. Сложный (или комплексный) институт в своем составе имеет более мелкие самостоятельные образования, называемые “субинститутами”. Например, институт поставки в гражданском праве включает в себя институт штрафа, неустойки, имущественной ответственности. Институт договорных обязательств включает субинституты — обязательства по реализации имущества, предоставлению имущества в пользование, выполнению работ, оказанию услуг, по перевозкам, расчетам и кредитованию, по страхованию.
Институты также классифицируют на регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные). Регулятивные направлены на регулирование определенных общественных отношений; охранительные — на их охрану, защиту (характерны для уголовного права); учредительные — закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц и граждан. Они характерны для государственного и административного права.
Подотрасли права — это совокупность институтов права, для которых характерна высокая степень специализации в рамках отдельных крупных отраслей права. Они регулируют отношения с определенной родовой обособленностью (близкие общественные отношения определенного вида).
Так, в гражданском праве выделяют 5 подотраслей права:
1) право собственности и других вещных прав;
2) обязательственное право (где есть общая часть и два института: договорных и внедоговорных обязательств);
3) личных, неимущественных прав;
4) право на результаты творческой деятельности;
5) наследственное право.
Отрасль права — это обособившаяся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, институтов, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. Отрасль права можно определить и как самостоятельную часть системы права, совокупность правовых норм, регламентирующих специфическим методом качественно однородные общественные отношения. Отрасль права представляет более высокий уровень системообразующих связей, а также определенную условность, автономность.
В российской системе права выделяют следующие отрасли права:
— конституционное (государственное);
— административное;
— финансовое;
— земельное;
— трудовое;
— гражданское;
— семейное;
— уголовное;
— исправительно-трудовое;
— уголовно-процессуальное;
— гражданско-процессуальное;
— уголовно-исполнительное;
— социального обеспечения;
— таможенное.
Центральное место в системе права занимает конституционное (государственное) право — ведущая отрасль права, объединяющая правовые нормы, закрепляющие основы конституционного строя, принципы организации, цели, задачи и функции государства, основные направления его политики, принципы взаимодействия личности и государства, механизм осуществления государственной власти.
Некоторые авторы выделяют также комплексные отрасли права: предпринимательское, экологическое, военное, торговое, прокурорско-надзорное и др., которые соединяют в себе разнородные нормы и институты.
В настоящее время с развитием рыночных отношений формируются новейшие правовые отрасли (коммерческое, договорное), а также отрасли, вызванные развитием научно-технического прогресса: космическое право, атомное, информационное и др.
Международное право не входит ни в одну национальную систему права, поэтому ни одно государство мира не может считать его своим. Оно занимает особое место, поскольку регулирует не внутригосударственные, а межгосударственные отношения. В нем выражается коллективная воля народов, выступающих субъектами данного права. Его нормы и институты закрепляются в различных международных обычаях, договорах, соглашениях, уставах, конвенциях и документах ООН. Эти источники представляют взаимные права и обязанности государств — участников мирового сообщества, принципы их взаимоотношений, поведении на международной арене.
Конституция РФ 1993 г. впервые в истории российского государства, в ст. 15, установила, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором России установлены другие правила, нежели предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Но это конституционное условие является инструментом, ограничивающим суверенитет российского государства. Поэтому его следует отменить, закрепив приоритет национального права над международными нормами.
В целом, необходимость отраслевой дифференциации правовой системы обусловлена широтой и многообразием общественных отношений, регулируемых правовыми нормами, а также практикой правоприменительной деятельности.
Таким образом, деление права на отрасли помогает не только изучению правовой материи, но и совершенствованию нормативно-правовых актов.