Система международного экологического права

Принципы международного экологического права

Принципы международного экологического права — это основополагающие нормы и концепции, отражающих общую позицию субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов, касающихся экологии, природопользования и охраны окружающей среды. Принципы олицетворяют итоги предшествующей эволюции международного экологического права и оказывают знаковое влияние на его последующее развитие.

Принципы играют важную роль в международном экологическом праве, которое само по себе является одной из наиболее быстро развивающихся отраслей международного публичного права. Они определяют основные стандарты международного экологического права и его институтов, служат руководством по интерпретации и критерием законности соответствующих правовых норм, заполняют пробелы позитивного права.

Отличительной чертой нынешнего состояния международного экологического права является широкое использование необязывающих международных соглашений. Соглашения подобного рода упрощают ведение переговоров и внесение в тексты договоров поправок, требующихся в свете новых проблем, где научные знания и общественное мнение является основными факторами, стимулирующими принятие неотложных мер. Принципы необязательного характера способствуют росту международного сотрудничества в сфере экологического права и прямо или косвенно указывают новые направления для развития международного публичного права.

Принципы международного экологического права находят свое воплощение в национальных конституциях и законодательных актах государств, применяются и подкрепляются в международной и национальной судебной практике.

В настоящее время практически все основные международные природоохранные инструменты, обязательного и рекомендательного характера, разрабатываются и принимаются с учетом на данных принципов.

Формирование экологического права в ходе последних десятилетий вело к появлению все возрастающего числа концепций, принципов и международно-правовых норм, касающихся различных вопросов охраны окружающей среды. Основная причина, почему принципы стали играть столь заметную роль, связана с причинами возникновением и процессом развития международного экологического права. Экологическое право развивалось в основном разрозненно, без систематического подхода, в качестве отдельных мер реагирования на конкретные экологические вызовы и угрозы.

В самом деле, в случае ЮНЕП потребовалось десять лет прежде чем 1982 года удалось договориться о принятии первой программы по окружающей среде, часто называемой Программа Монтевидео I. После этого Советом управляющих подготавливались и принимались подобные программы на каждые последующие десять лет: Программа Монтевидео II в 1993 году, Программа Монтевидео III в 2001 году, Программа Монтевидео IV в 2009 году.

Существует множество международных площадок и разных международно-правовых инструментов, касающихся определенных экологических проблем. В связи с чем не стоит удивляться, почему принципы и концепции приводятся и повторяются в столь большом количестве обязательных и необязательных международных соглашений.

Особое значение имеют принципы, утвержденные на двух конференциях ООН: Конференции по проблемам окружающей человека среды в 1972 г. и Рио-де-Жанейрская конференция по окружающей среде и развитию в 1992 г. Результатом работы этих конференция явилось принятие деклараций («Стокгольмской декларации 1972» и «Декларации Рио 1992», соответственно), представляющих собой свод принципов.

Стокгольмская декларация содержит двадцать шесть, а Декларация Рио двадцать семь принципов международного экологического права, которыми должно руководствоваться международное сообщество в своем стремлении встать на путь устойчивого развития.

Среди важнейших принципов международного экологического права можно выделить следующие:

  • Забота о людях.
  • Неотъемлемый суверенитет государств над своими природными ресурсами и ответственность за причинение вреда окружающей среде других государств и международных территорий.
  • Сохранение, защита и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли.
  • Сокращение нерациональных моделей производств и потребления и поощрение демографической политики.
  • Планирование, контроль и управление в отношения использования ресурсов окружающей среды.
  • Меры по охране окружающей среды не должны представлять собой средства дискриминации и ограничения международной торговли.
  • Предотвращение переноса экологически вредных производств в другие страны.
  • Предосторожность.
  • Загрязнитель должен покрывать издержки от загрязнения.
  • Обмен информацией о стихийных бедствиях или других чрезвычайных ситуациях, имеющих негативные трансграничные последствия для окружающей среды, и оказание помощи пострадавшим государствам.
  • Решение экологических споров только мирным путем.
  • Распространение среди населения знаний, касающихся необходимости охраны и улучшения окружающей среды.
  • Поддержка на национальном и международном уровне научно-исследовательских работ, связанных с проблемами окружающей среды.

Правовой статус принципов международного экологического права весьма разнообразный и является спорным вопросом между государствами. Некоторые принципы прочно утвердилось в международном праве, в то время как другие только начали получать всеобщее признание. Некоторые принципы представляют собой скорее политические заявления, рекомендательного или декларативного характера, которые не порождают никаких юридических прав и обязанностей.

Во многих случаях трудно установить точные критерии или правовой статус конкретного принципа. Порядок, в котором должен применятся каждый принцип к определенному виду деятельности или инциденту, как правило, приходится рассматривать применительно к фактам и особенностям данного дела, принимая во внимание все сопутствующие специфические обстоятельства. Юридические последствия действия норм и принципов международного экологического права могут существенным образом варьироваться в зависимости от той или иной правовой системы.

Роль международного экологического права в регулировании международной экологической политики

The international environmental law is the body of principles and norms of the international law regulating relations of its subjects in the area of environmental protection and rational use of its resources. The term ‘international law of the environment’ is more spread in scientific literature. The term ‘environmental law’ seems more preferable only due to its international use.

Международное экологическое право – совокупность принципов и норм международного права, регулирующих отношения его субъектов в области охраны окружающей среды и рационального использования ее ресурсов. В научной литературе более распространено название «международное право окружающей среды». Термин «экологическое право» представляется предпочтительным лишь в силу его интернационального употребления.

В наше время международная защита окружающей среды выдвигается на пер­вый план. Последствия недостаточного внимания к проблеме мо­гут быть катастрофическими. Речь идет не только о благополучии человечества, но и о его выживании. Особенно тревожно то, что деградация природной среды может оказаться необратимой. Загрязнение вод Мирового океана наносит ущерб здоровью человека и рыбным запасам. Межрегиональные проекты по строительству дамб, плотин, каналов, осушение болот приводят к деградации мировых сельхозугодий, засухе и эрозии почв во многих странах мира. Отсюда недоедание, голод, болезни. Загрязнение воздуха наносит все более ощутимый ущерб здоровью людей на планете. Массовое уничтожение лесов отрицательно сказывается на климате планеты и сокращает биоразнообразие, генофонд. Серьезной угрозой здоровью является истощение озонового слоя, защищающего от вредных излучений Солнца. К катастрофическим изме­нениям в климате Земли ведет «парниковый эффект», то есть глобальное потепление в результате растущих выбросов углекислого газа в атмосферу. Нерациональное использование минеральных и живых ресурсов ведет к их истощению, что опять-таки ставит проблему выживания человечества. Наконец, аварии на предприятиях, связанные с выбросами радиоактивных и ядовитых веществ в атмосферу, не говоря уже об испытаниях ядерного оружия, причиняют огромный ущерб здоровью людей и природе. Достаточно вспомнить об аварии на Чернобыльской АЭС. Большой ущерб окружающей среде приносят вооруженные конфликты, о чем свидетельствует опыт войн во Вьетнаме, в Кампучии, Югославии, Персидском заливе, в частности война в Ираке.

Положение государств в отношении международной защиты окружающей сре­ды различно. В развивающихся странах проблемы экологии могут поставить под вопрос успех процесса развития, а средства на изменение ситуации отсутствуют. В наиболее развитых странах существующая система потребления ведет к такому истощению ресурсов не только своих, но и других стран, которое создает угрозу будущему развитию во всем мире. Это свидетельствует о том, что международная защита окружающей среды касается всех аспектов развития общества и является жизненно важной для всех стран независимо от уровня их развития. Поэтому такая защита должна стать элементом международной политики любого государства. Поскольку национальные части окружающей среды образуют единую глобальную систему, постольку защита ее должна стать одной из главных целей международного сотрудничества и составным элементом концепции международной безопасности. В резолюции 1991 г. Генеральная Ассамблея ООН указала значение мира для охраны природы и отметила обратную зависимость: сохранение природы вносит вклад в упрочение мира, обеспечивая правильное использование природных ресурсов.

Все вышесказанное стимулирует динамичное развитие международного экологического права. Заслуживает внимания особенность этого развития, состоящая в большой роли общественности и средств массовой информации. Многие международные акты в сфере международной защиты окружающей среды принимаются правительствами. Массовые движения в защиту природы, различные партии «зеленых» становятся все более влиятельными во многих странах мира, особенно Западной Европы.

Позиция правительств объясняется различиями в интересах. Международная защита окружающей среды весьма дорогостояща, она отрицательно сказывается на конкурентоспособности товаров. Меро­приятия на своей территории не препятствуют трансграничному загрязнению. Например, российские заводы на Кольском полуострове наносят ущерб окружающей среде Норвегии. В 1996 г. Россия заключила соглашение о финансировании Норвегией установления фильтров на металлургическом комбинате на Кольском полуострове. Таким образом, международная проблема решаема лишь в глобальном масштабе, а это требует колоссальных средств.

Международное экологическое право начало складываться как обычное право, прежде всего это касается его норм и принципов. Именно так утвердился основной принцип международного экологи­ческого права – принцип ненанесения вреда природе другого государства действиями, совершаемыми на собственной терри­тории. Сложился наиболее общий принцип – принцип защиты окружающей среды. Идет становление принципа ответственности за нанесение вреда природе другого государства. Особо отме­чу кардинальный принцип, который был сформулирован в Декларации Конференции ООН по окружающей человека среде 1972 г. следующим образом: «Человек обладает основным правом на свободу, равенство и должные условия жизни, на окружающую среду такого качества, которое дает возможность жить достойно и благополучно».

Международное экологическое право тесно связано не только с правами человека, но и с другими отраслями международного права. Следует подчеркнуть, что защита окружающей среды является прин­ципом также морского и космического права. Значительное вни­мание защите рабочих от загрязненной среды уделяет Международная организация труда; например, в 1977 г. ею принята Конвенция о защите рабочих от производственных опасностей, связанных с загрязнением воздуха, шумом и вибрацией.

В общем процессе формирования обычных норм международного экологического права важная роль принадлежит резолюциям международных организаций и конференций, которые прокладывают путь позитивному праву. В качестве примера укажу на такие акты Генеральной Ассамблеи ООН, как резолюция 1980 г. «Об исторической ответственности государств за сохране­ние природы Земли для настоящего и будущих поколений» и Всемирная хартия природы 1982 г.

Важным источником международного экологического права являются договоры. За последние несколько десятилетий принят целый комплекс универсальных конвенций в этой области, которые дают пред­ставление и о предмете данной отрасли международного права. Прежде всего это Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду 1977 г., а также Конвенция о защите озонового слоя 1985 г., Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г., Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находя­щимися под угрозой исчезновения, 1973 г., Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г.

Ведущая роль в развитии международного экологического права принадлежит международным организациям. Особое место зани­мает ООН. Постоянно занимается вопросами эко­логии Экономический и Социальный Совет, важная роль принад­лежит другим организациям системы ООН, а также ее регио­нальным комиссиям. В своей области занимаются разработкой норм и принципов защиты окружающей среды Организация ООН по про­мышленному развитию (ЮНИДО), ЮНЕСКО, Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Всемирная организа­ция здравоохранения (ВОЗ), Продовольственная и сельскохозяй­ственная организация (ФАО). Существует специальная Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), которая практически пред­ставляет собой международную организацию, хотя юридически это вспомогательный орган, созданный резолюцией Генеральной Ассамблеи. ЮНЕП принадлежит первостепенная роль в содейст­вии развитию международного экологического права. В ее рам­ках разрабатываются основы этого права, инициируется подго­товка конвенций.

Немалую роль играют региональные организации. Защита ок­ружающей среды – одна из главных задач ОБСЕ. В ее рамках принят ряд конвенционных актов и целый ряд решений в этой области.

Существенную роль в защите окружающей среды призвано сыграть сотрудничество в рамках СНГ. Эта задача поставлена Уставом СНГ и подтверждена многими другими актами. Договор между Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Россией 1996 г. обязывает наращивать «сотрудничество в области охраны окру­жающей среды, включая разработку и принятие единых стан­дартов экологической безопасности». Стороны «предпринимают совместные меры по предотвращению и ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, ядерных и экологических катаст­роф» (ст. 9). Приведенные положения дают представление о том, как понимается принцип охраны окружающей среды во взаимо­отношениях стран СНГ.

В осуществление принципа в 1992 г. странами СНГ заключено Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны ок­ружающей природной среды. На основании Соглашения учреж­дены Межгосударственный экологический совет, а при нем Межгосударственный экологический фонд. Задача Совета – коорди­нировать сотрудничество государств в области охраны природы, готовить соответствующие нормативные акты. Фонд призван финансировать межгосударственные программы, помощь в ликвидации чрезвычайных экологических ситуаций, а также проект­ную и исследовательскую работу в области охраны окружающей среды.

Международное экологическое право

Международное экологическое право создало условия для рационального использования ресурсов и сохранения природных источников путем объединения возможностей и сил ряда стран. Какие нормативные источники создают базу для регулирования межгосударственных связей в этой области и какие принципы заложены мировым сообществом в целях создания мер для поддержания благоприятного экологического состояния земли, рассказано в этой статье.

Понятие и предмет международного экологического права

Международное экологическое право – это совокупность норм в области регулирования отношений по охране окружающей среды, сохранению и рациональному использованию природных ресурсов. Активное развитие международного экологического права отмечается с XIX века в связи с резким ухудшением состояния природы на Земле.

Объект отрасли составляет комплекс мер по поддержанию достойного уровня экологической безопасности на земле для сохранения здоровья каждого человека и населения в целом. На международном уровне подлежит контролю состояние Мирового океана, атмосферы, природных заповедников, парков и других комплексов, представителей растительной флоры и фауны, животного мира.

Принципы международного экологического права

Международная деятельность в области охране окружающей среды основана на следующих принципах:

  • Природа является достоянием и объектом защиты для всего человечества. Данное положение реализуется в том, что нормы международного права должны исполняться на всех уровнях, как интернациональном, так и в отдельном государствах.
  • Гарантия суверенитета страны по использованию ресурсов, находящихся на их территории. Каждое правительство вправе устанавливать собственный режим добычи, разработки месторождений, а также применение конкретных мер по защите окружающей среды.
  • Объекты окружающей среды, находящиеся в совместном пользовании, на которую не распространяется власть определенного государства и они находятся за пределами государственных границ, находится в распоряжении всего человечества. Это положение закреплено в ряде международных документов, например, Договоре о космосе (1967 г.) и Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.).
  • Свобода на научные исследования. Принцип подразумевает, что дискриминация по проведению научной деятельности в мирных целях запрещена.
  • Рациональное использование природных ресурсов. Этот принцип закрепляет необходимость рационального управления природными источниками с учетом сохранения безопасной экологической обстановки.
  • Предотвращение причинения вреда окружающей среде.
  • Запрет на применение любыми государствами оружия, способного причинить существенный вред природе и здоровью людей.
  • Принцип ответственности за нанесение вреда окружающей среде на международном уровне путем привлечения к компенсации материального ущерба и восстановлению состояния экологии. Ответственность предусмотрена за нерациональное использование природных ресурсов, к примеру, в Конвенции о гражданской ответственности за ущерб, нанесенный окружающей среде опасными веществами (1993 г.).

Источники международного экологического права

Документальную основу международного регулирования в сфере охраны окружающей среды составляют: обычаи, сложившиеся на международном уровне, и договоры между несколькими странами. Также, существуют в мировой практике обычные нормы, возникшие в связи с применением решений международными трибуналами по делам о возмещении экологического ущерба.

Международные соглашения бывают следующих видов:

  • универсальные – в них принимает участие большинство стран мира или значительная их часть;
  • двух- и трехсторонние – регламентируют вопросы, затрагивающие интересы двух или трех стран;
  • региональные – характерны для определенных территорий, объединений или союзов, к примеру, стран ЕС.

Наибольшую значимость в международном экологическом праве приобрели:

  • Венская конвенции об охране озонового слоя (1985 г.);
  • Конвенция о биологическом разнообразии (1992 г.);
  • Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.).

Законотворчество ряда государств, ограниченного международными соглашениями, определяется организациями на мировом уровне. На конференциях, в которых участвуют большинство стран, принимаются решения по использованию объектов окружающей среды с целью недопущения негативного воздействия человечества на окружающую среду.

Результатом созыва подобных совещаний и конференций становится принятие деклараций. Важное значение для сохранения мировых природных источников имеют:

  • Декларация Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды (1972 г.)
  • Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию (1992 г.)
  • Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию (2002 г.).

В общей системе норм международного экологического права важное место занимают резолюции международных организаций и конференций, которые прокладывают путь позитивному праву. В качестве примера: резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1980 г. «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для настоящего и будущих поколений» и Всемирная хартия природы 1982 г.

На региональном уровне действуют:

  • Конвенция о защите Черного моря от загрязнений (1992 г.);
  • Конвенция о защите реки Рейн от загрязнения химическими веществами (1976 г.).

Двухсторонние акты обычно регламентируют порядок пользования и осуществления мониторинга состояния природных ресурсов, находящихся в совместном владении. К примеру, это могут быть бассейны пресноводной воды, морские акватории и др. К ним относятся:

  • Соглашение о пограничных реках между Финляндией и Швецией 1971 г. и др.);
  • Соглашение между правительством России и правительством Канады о сотрудничестве в Арктике и на Севере (1992 г.).

С целью единообразного применения норм международного экологического права во всем мире предлагается упорядочить законодательство в этой сфере. Подобные предложения неоднократно поступали в рамках выполнения Программы ООН по окружающей среде. Объединенный документ позволил бы систематизировать действующие акты, регулирующие отношения государств, создать базу для принятия решений на национальном уровне, закрепить принципы защиты природы от пагубного воздействия человека, использующего ресурсы для удовлетворения жизненных потребностей.

Соотношение международного экологического права и национального права России

Согласно Конституции РФ международные нормы имеют приоритетное значение при реализации законных решений на территории России. Это положение реализуется следующим образом:

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ содержит норму об осуществлении международного сотрудничества в регулируемой области.

Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ «О животном мире» включает ссылки на международные источники. В законе установлен приоритет сохранения среды обитания для популяций и особое внимание уделяется охране указанных мест на территориях свободной экономической зоны.

Решения, принятые представителями мирового сообщества, реализуются на местном уровне. В частности, принимаются федеральные законы о введении в действие и применении норм международного права. В постановлениях Правительства РФ прописываются условия использования природных ресурсов, находящихся под международной защитой, порядок выдачи разрешении на их использование, перевозку, хранение, продажу и др. К примеру, в целях исполнения Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике установлены требования по ограничению порядка ведения деятельности гражданами и коммерческими организациями в районе распространения действия международного соглашения.

Система международного экологического права;

Международное экологическое право

Международно-правовое регулирование охраны атмосферного воздуха

1. система международного экологического права

3. международные экологические организации

4. международные экологические конференции

Ч. 4 ст. 15 Конституции — общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Все международные акты могут быть источниками, если они ратифицированы РФ.

Постановление Пленума ВС РФ от 10.10.2003 №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». В их число Пленум включил только императивные нормы, закрепленные в обязательных международных документах. Исключены принципы, имеющие рекомендательную юр силу.

Причины формирования и развития международного экологического права:

1. глобальные экологические проблемы

· глобальное потепление климата

· разрушение озонового слоя

· проблема сохранения биологического разнообразия

· урбанизация, рост народонаселения

2. наличие отдельных природных ресурсов вне пределов национальной юрисдикции – природные ресурсы мирового океана, Антарктики

3. проблема трансграничного загрязнения

Для повышения эффективности природоохранной деятельности на национальном уровне необходимо принятие согласованных мер на международном уровне.

Международное право окружающей среды – совокупность международных правовых норм, регулирующих отношения между его субъектами по обеспечению рационального использования природных ресурсов Земли и охране окружающей среды от вредных воздействий в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Предмет – международные экологические отношения.

2. межправительственные организации

плюс физ лица и неправительственные организации – новая спорная позиция. Они могут участвовать в отношениях, только если акт ратифицирован. Но постепенно становятся субъектом (право на экологическую информацию, ОВОС)

Объект – окружающая среда. Нет единого понятия окр среды. В каждом международном нормативном акте дается отдельно, исходя из целей правового регулирования.

Подходы к определению:

1. узкий. Окружающая среда рассматривается как природный мир всей планеты, ее отдельные экосистемы, природные объекты. Стокгольмская декларация 1972 года

2. широкий. Все материальное окружение человека. Не только природа, но и искусственно созданные объекты. Конвенция ЮНЕСКО о природном и культурном наследии

1. Первые отдельные нормативные акты по охране отдельных природных объектов – 19 век. Конвенция о рыболовстве. Акты по охране объектов животного мира и по охране рек и морей. Конвенция о судоходстве на Рейне, 1968 год. Проводятся первые форумы. 1909 – международный Конгресс по охране природы в Париже.

2. середина 20 века. Становление международного экологического права. Связано с созданием ООН в 1945 году. Международные конференции. Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде – 1972 год. Конференция ООН по окружающей среде и развитию 1992 года в Рио-де-Жанейро. Принята Концепция устойчивого развития

3. современный этап. Международное ЭП – динамично развивающаяся отрасль права. Активно принимаются акты. Новыми институтами становятся охрана космоса, проблема радиоактивного загрязнения и обеспечение радиационной безопасности. Предпринимаются попытки кодификации. По-прежнему присутствует несистемный пообъектный подход. Активно проявляется тенденция трансформации международного ЭП в право устойчивого развития.

Система международного ЭП:

1. источники твердого (обязательного) права – обязательны для исполнения и соблюдения. Закрепляются в двусторонних и многосторонних международных соглашениях.

2. нормы мягкого (рекомендательного) права – содержатся в резолюциях конференций, декларациях, совместных заявлениях глав государств и в нератифицированных договорах.

Принципы международного ЭП:

· принцип суверенного равенства всех государств

· уважение гос суверенитета

· добросовестное выполнение международных обязательств

· право каждого на здоровую жизнь и гармонию с природой

· неотъемлемый суверенитет государства над собственными природными ресурсами

· экологически обоснованно социально-экономическое развитие

· предотвращение трансграничного ущерба окружающей среде

· сотрудничество в чрезвычайных экологических ситуациях

Глобальные экологические проблемы, влияние которых на развитие земной цивилизации в целом и каждого государства в отдельности постепенно осознано подавляющим большинством населения планеты, обусловливают необходимость укрепления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. В этих условиях происходит формирование международного экологического права как одного из инструментов решения таких проблем и формы реализации международного сотрудничества.

Международное экологическое право возникло во второй половине XX столетия как закономерная реакция международного сообщества на глобальные экологические проблемы — загрязнение атмосферного воздуха, вызывающее трансграничные последствия, опасные изменения климата, связанные с выбросами парниковых газов и сокращением лесов, особенно тропических, разрушение озонового слоя, загрязнение морей и континентальных трансграничных вод, деградация животного и растительного мира, сокращение биологического разнообразия на Земле и др.

Понятие и система международного экологического права

В современном виде международное экологическое право — это исторически молодое, интенсивно развивающееся направление правового регулирования в системе международного публичного права, которое, по мнению специалистов, уже образует в этой системе самостоятельную отрасль. Такой вывод позволяет сделать, прежде всего, наличие самостоятельного предмета правового регулирования — международных экологических отношений как отношений между государствами, часто с участием международных организаций по поводу совместных усилий в решении общих задач охраны окружающей среды и обеспечения рационального использования природных ресурсов. Отношения, урегулированные нормами международного экологического права, именуются международными экологическими правоотношениями. Они включают такие отношения, которые складываются между субъектами международного экологического права по поводу совместных усилий в решении задач охраны окружающей среды и обеспечения рационального использования природных ресурсов. Они строятся на основе современных знаний о взаимодействии человека с окружающей природной средой и ориентированы на поддержание благоприятных природных условий на Земле, необходимых для жизнедеятельности и развития общества.

Субъектами международных экологических правоотношений выступают преимущественно государства, нередко с участием межгосударственных организаций, а также в ограниченном объеме физические лица и неправительственные (общественные) организации.

В международном экологическом праве нет единого, общего для всех, регулируемого международными договорами определения объекта международных экологических отношений. Такое положение можно объяснить отсутствием основополагающего кодифицированного акта в данной области, а также состоянием динамичного развития отрасли, еще не достигшей необходимого уровня развития. В системе международного экологического права применяется метод, когда понятие «окружающая среда» определяется специально в отдельных соглашениях или иных документах исходя из установленных в каждом конкретном случае целей правового регулирования. Сравнение имеющихся определений позволяет говорить о двух подходах.

С одной стороны, окружающая среда рассматривается как природный мир всей планеты и ее отдельные экосистемы, природные объекты — атмосферный воздух, водные объекты, включая Мировой океан, растительный и животный мир, почвы, природные явления (например, стихийные бедствия). Такое понимание выражено в Принципе 2 Стокгольмской декларации 1972 г., которая перечисляет в качестве компонентов окружающей среды воздух, воду, землю, флору, фауну и природные экосистемы. Этот подход совпадает с концепцией российского экологического права.

С другой стороны, окружающая среда выступает как все материальное окружение человека, своего рода среда обитания, включающая, помимо природы, также искусственно созданные объекты, хотя их число в конкретных случаях ограничивается. Например, Конвенция ЮНЕСКО о природном и культурном наследии регулирует отношения по поводу охраны не только ценных природных объектов и экосистем, но и памятников истории и культуры. Имущество, составляющее культурное наследие, также признается частью окружающей среды Конвенцией Совета Европы о гражданской ответственности за ущерб, причиненный деятельностью, опасной для окружающей среды.

В понятие «объект животного и растительного мира» Конвенция 1973 г. о международной торговле исчезающими видами фауны и флоры (СИТЕС) включила не только виды, обитающие в условиях дикой природы, но и уже добытых или изъятых из природы животных и растений, а также их части и продукцию из них — медикаменты, одежду и другие потребительские товары. Существование такого подхода оправдано, поскольку международное экологическое право — это достаточно новое явление, его система и структура находятся в стадии формирования, и понятия комплексных актов, т.е. актов, регулирующих в одном документе различные группы отношений, не существует. Признание той или иной конвенции источником отрасли международного экологического права происходит, скорее, исходя из поставленной цели — охраны природы и отдельных природных объектов, для достижения которой в сферу правового регулирования попадают собственно и неэкологические отношения. Расширение понятия объекта регулируемых международным экологическим правом отношений даже полезно, так как помогает подчинить экологическим принципам и целям другие межгосударственные отношения — торговые, социальные, экономические — и тем самым приблизиться к созданию модели устойчивого развития.

Систему международного экологического права образуют правовые нормы — определения, принципы, предписания, запреты, процедуры, условия, подлежащие обязательному соблюдению при осуществлении тех или иных видов деятельности и содержащиеся в двусторонних и многосторонних международных соглашениях, полностью или частично регулирующих межгосударственные и иные международные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования.

Помимо обязательных для соблюдения и исполнения правил поведения или норм твердого права, международное экологическое право, по мнению специалистов, нельзя рассматривать без учета огромного числа рекомендательных норм, которые хотя и не являются правом в собственном смысле, но оказывают довольно сильное регулирующее воздействие на поведение государств.

Нормы, которые в отличие от строго обязательных правовых норм именуются мягким правом, содержатся в резолюциях конференций, декларациях и совместных заявлениях глав государств, решениях органов международных организаций. Разновидностью таких норм являются нормы, содержащиеся в ожидающих вступления в силу договорах. Последние, хотя и не ратифицируются, направляют развитие политики и законодательства государств, обеспечивают предварительное, до-правовое регулирование международных отношений.

Совокупность экологических международно-правовых норм обладает внутренней организацией и структурной упорядоченностью. Помимо распределения норм по юридической силе (твердое и мягкое право), в структуре международного экологического права нормы объединяются в относительно самостоятельные группы по своей предметной характеристике. Все нормы международного экологического права и содержащие их соглашения делятся на две группы по предмету правового регулирования.

В первую группу входят нормы, направленные на охрану отдельных природных сред или природных объектов — атмосферного воздуха, трансграничных вод, животного мира, объектов природного наследия. А во вторую — нормы, нацеленные на регулирование экологически вредной деятельности, например на установление требований по перемещению опасных отходов, оценке воздействия на окружающую среду, взаимных обязанностей государств по предупреждению аварий, определение ответственности государств за ущерб.

Будучи самостоятельной отраслью, международное экологическое право стоит близко к таким отраслям международного публичного права, как морское, водное, космическое, международная система норм по здравоохранению, природному и культурному наследию. Вместе с тем такое место международного экологического права можно считать достаточно условным и даже временным. Уже сегодня чувствуется внутренне присущая международному экологическому праву тенденция к консолидации, обусловленная растущим пониманием единства природы Земли и единства человечества. Сама взаимообусловленность и взаимосвязь элементов природы диктует необходимость правового регулирования действий государств, правительств, народов по отношению к природной среде в целом на основе общей приоритетной задачи — поддержания благоприятных природных условий на планете в целях обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития. По сути, международное водное право, особенно после принятия в 1992 г. Конвенции о трансграничных водотоках и международных озерах, развивается как составная часть экологического, опираясь на общие эколого-правовые принципы и задачи. В определенном будущем можно ожидать, что в систему международного экологического права вольются и другие отрасли — атомное и космическое право, стоящие пока относительно изолированно.