Правовая и социальная защита медицинских и фармацевтических работников

Социальная и правовая защита медицинских и фармацевтических работников

Социальная и правовая защита медицинских и фармацевтических работников предусмотрена ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, которая умещается на одной странице.

В этой статье указано, что медицинские и фармацевтические работники имеют право:

— на обеспечение условий их деятельности в соответствии с требованиями охраны труда, о чем подробно записано в Трудовом кодексе РФ и в других нормативных документах;

— работу по трудовому договору, в том числе и за рубежом;

— защиту своей профессиональной чести и достоинства, в том числе в судебном порядке;

— получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки (порядок аттестации врачей определен приказом Минздрава России от 28.02.96 № 71 «О внесении дополнений в Положение об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения Российской Федерации» и изложен нами отдельно);

— совершенствование профессиональных знаний с учетом особенностей медицинской специализации постоянно, по крайней мере каждые 5 лет, пополнять свои знания и умения. Порядок переподготовки и совершенствования профессиональных знаний определяется в соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан органом управления здравоохранением совместно с профессиональными медицинскими ассоциациями;

— переподготовку за счет средств бюджетов всех уровней при невозможности выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья, а также в случаях высвобождения работников в связи с сокращением численности или штата, ликвидации предприятий, учреждений и организаций;

— страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью граждан, не связанные с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей. Это важное право медработника остается незамеченным и не реализуется. Между тем 55% врачей США работают по контракту со страховыми обществами. Кстати, от этого страдают и пациенты, иски которых, в случае решения суда не в состоянии на свою зарплату оплатить медики. Поэтому они снижаются до реальной оплаты суммы, возмещающей причиненный вред здоровью или моральный вред.

В связи с все более усиливающейся и участившейся гражданской и уголовной ответственностью медицинского работника за причинение вреда здоровью гражданина, его обязанностью в случае законных оснований возместить потерпевшему ущерб особенно актуально и справедливо принять специальный закон о статусе врача, который включал бы также его права и гарантию социальной защиты. Как правило, ни сам медработник, ни лечебное учреждение не в состоянии возместить в полном объеме требуемый ущерб, а страхование медицинской ошибки позволит подключить к этим расходам страховой фонд.

Следует, однако, отметить, что в отличие от других стран с многолетней рыночной экономикой в РФ эта форма страхования не внедрена в практику;

— беспрепятственное и бесплатное использование средств связи, принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам, а также любого имеющегося вида транспорта для перевозки гражданина в ближайшее ЛПУ в случаях, угрожающих жизни. Если исключить чрезвычайные обстоятельства, когда подключается соответствующая служба, это право медика не реализуется, и его власти недостаточно для использования транспорта и связи даже при необходимости оказания неотложной помощи;

— первоначальное получение жилых помещений, установку телефона, первоочередное предоставление их детям мест в детских дошкольных и санитарно- курортных учреждениях, приобретение на льготных условиях автотранспорта, используемого для выполнения профессиональных обязанностей при разъездном характере работы, и иные льготы, предусмотренные законодательством РФ, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Комментируя перечисленные права, нужно отметить, что они во многом декларированы и исполняются только при наличии возможности, а главное, желания администрации. При всем этом медицинский работник должен знать, что предоставление льгот не одолжение руководящих органов, а их обязанность по закону.

Права, как и обязанности, врача, кроме того, изложены также в положениях о враче общей практики, семейном и лечащем враче, а также в нормативных документах, отражающих права врача при осуществлении профессиональных и должностных функций.

Правовыми актами определяются права граждан в области здравоохранения и обязанности работников медицинских учреждений, а также права и социальная защита медицинских и фармацевтических работников.

. содержится раздел о правах граждан и отдельных групп населения в области охраны здоровья и медико-социальной помощи, медицинской экспертизы; выделены разделы о правовой и социальной защите медицинских и фармацевтических работников.

Статья 63. Социальная поддержка и правовая защита медицинских и фармацевтических работников

Статья 63. Социальная поддержка и правовая защита медицинских и фармацевтических работников

Медицинские и фармацевтические работники имеют право на:

1) обеспечение условий их деятельности в соответствии с требованиями охраны труда;

2) работу по трудовому договору (контракту), в том числе за рубежом;

3) защиту своей профессиональной чести и достоинства;

4) получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки;

5) совершенствование профессиональных знаний;

6) переподготовку при невозможности выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья, а также в случаях высвобождения работников в связи с сокращением численности или штата, ликвидации предприятий, учреждений и организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей;

8) беспрепятственное и бесплатное использование средств связи, принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам, а также любого имеющегося вида транспорта для перевозки гражданина в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих его жизни;

9) утратил силу с 1 января 2005 г.

Информация об изменениях:

Часть вторая утратила силу с 1 января 2005 г.

Информация об изменениях:

Согласно Определениям Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2007 г. N 947-О-П, от 1 апреля 2008 г. N 268-О-П, от 7 февраля 2008 г. N 383-О-П, от 5 февраля 2009 г. N 149-О-П установленное пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников военных госпиталей Министерства обороны РФ, работающих и проживающих в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 г. на основании части второй статьи 63 настоящих Основ

Порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, получения ими квалификационных категорий определяется в соответствии с настоящими Основами федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения Российской Федерации совместно с профессиональными медицинскими и фармацевтическими ассоциациями.

См. Инструкцию о порядке осуществления дополнительных выплат за квалификационную категорию военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях специалистов медицинской службы внутренних войск МВД России, утвержденную приказом МВД РФ от 24 марта 2005 г. N 206

О создании аттестационной комиссии по присвоению квалификационных категорий медицинским работникам гражданской авиации см. приказ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 30 августа 2004 г. N НА-146фс

О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием см. приказ Минздрава РФ от 5 июня 1998 г. N 186

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

Статья 60. Социальная и правовая защита медицинских и фармацевтических работников

Статья 60. Социальная поддержка и правовая защита медицинских и фармацевтических работников

Медицинские и фармацевтические работники имеют право на:

1) обеспечение условий их деятельности в соответствии с требованиями охраны труда;

2) работу по трудовому договору (контракту), в том числе за рубежом;

3) защиту своей профессиональной чести и достоинства;

4) получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки;

5) совершенствование профессиональных знаний;

6) переподготовку при невозможности выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья, а также в случаях высвобождения работников в связи с сокращением численности или штата, ликвидации организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей;

8) беспрепятственное и бесплатное использование средств связи, принадлежащих организациям или гражданам, а также любого имеющегося вида транспорта для перевозки гражданина в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни.

Порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, получения ими квалификационных категорий определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, специально уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан в области охраны здоровья граждан совместно с профессиональными медицинскими и фармацевтическими ассоциациями.

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций государственной системы здравоохранения, находящихся в ведении Республики Татарстан, устанавливаются Кабинетом Министров Республики Татарстан.

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций муниципальной системы здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

Социальная и правовая защита медицинских работников

предусмотрена ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, которая умещается на одной странице. В этой статье указано, что медицинские и фармацевтические работники имеют право: —

на обеспечение условий их деятельности в соответствии с требованиями охраны труда, о чем подробно записано в Трудовом кодексе РФ и в других нормативных документах; —

работу по трудовому договору, в том числе и за рубежом; —

защиту своей профессиональной чести и достоинства, в том числе в судебном порядке; —

получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки (порядок аттестации врачей определен приказом Минздрава России от 28.02.96 № 71 «О внесении дополнений в Положение об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения Российской Федерации» и изложен нами отдельно); —

совершенствование профессиональных знаний с учетом особенностей медицинской специализации постоянно, по крайней мере каждые 5 лет, пополнять свои знания и умения. Порядок переподготовки и совершенствования профессиональных знаний определяется в соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан органом управления здравоохранением совместно с профессиональными медицинскими ассоциациями; —

переподготовку за счет средств бюджетов всех уровней при невозможности выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья, а также в случаях высвобождения работников в связи с сокращением численности или штата, ликвидации предприятий, учреждений и организаций; —

страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью граждан, не связанные с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей. Это важное право медработника остается незамеченным и не реализуется. Между тем 55% врачей США работают по контракту со страховыми обществами. Кстати, от этого страдают и пациенты, иски которых, в случае решения суда не в состоянии на свою зарплату оплатить медики. Поэтому они снижаются до реальной оплаты суммы, возмещающей причиненный вред здоровью или моральный вред.

В связи с все более усиливающейся и участившейся гражданской и уголовной ответственностью медицинского работника за причинение вреда здоровью гражданина, его обязанностью в случае законных оснований возместить потерпевшему ущерб особенно актуально и справедливо принять специальный закон о статусе врача, который включал бы также его права и гарантию социальной защиты. Как правило, ни сам медработник, ни лечебное учреждение не в состоянии возместить в полном объеме требуемый ущерб, а страхование медицинской ошибки позволит подключить к этим расходам страховой фонд. Следует, однако, отметить, что в отличие от других стран с многолетней рыночной экономикой в РФ эта форма страхования не внедрена в практику; —

беспрепятственное и бесплатное использование средств связи, принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам, а также любого имеющегося вида транспорта для перевозки гражданина в ближайшее ЛПУ в случаях, угрожающих жизни. Если исключить чрезвычайные обстоятельства, когда подключается соответствующая служба, это право медика не реализуется, и его власти недостаточно для использования транспорта и связи даже при необходимости оказания неотложной помощи; —

первоначальное получение жилых помещений, установку телефона, первоочередное предоставление их детям мест в детских дошкольных и санитарно- курортных учреждениях, приобретение на льготных условиях автотранспорта, используемого для выполнения профессиональных обязанностей при разъездном характере работы, и иные льготы, предусмотренные законодательством РФ, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Комментируя перечисленные права, нужно отметить, что они во многом декларированы и исполняются только при наличии возможности, а главное, желания администрации. При всем этом медицинский работник должен знать, что предоставление льгот не одолжение руководящих органов, а их обязанность по закону.

Права, как и обязанности, врача, кроме того, изложены также в положениях о враче общей практики, семейном и лечащем враче, а также в нормативных документах, отражающих права врача при осуществлении профессиональных и должностных функций.

Порядок применения новых методов и лекарств

Медицина — постоянно развивающаяся отрасль, которая не может быть результативной без внедрения новых методов диагностики, лечения, биомедицинских исследований, разрешенных к применению лекарственных, иммунобиологических и дезинфекционных препаратов, ибо постоянно происходят изменения структуры возбудителей болезни, влияние внешних экологических, аллергологиче- ских и других факторов.

Прежде всего, неразрешенные методы и средства могут быть применены только в интересах больного и не могут быть оправданы высокими научными целями, рассчитанными на благополучие будущих поколений. Другим условием является добровольное информированное согласие пациента на проведение первой операции или применение наразрешенного лекарства, выраженное в письменной форме. Эта статья основана на конституционном положении, что «никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам» (Конституция РФ, ст. 21, ч. 2). Причем впервые законодательно принципиально новым в отношениях врача и больного является запрет на недобровольное экспериментирование на людях. В ст. 43 отмечается: «Любое биомедицинское исследование с привлечением человека в качестве объекта может проводиться только после получения письменного согласия гражданина. Гражданин не может быть принужден к участию в биомедицинском исследовании». При получении согласия ему должна быть предоставлена полная информация о целях, методах, побочных эффектах, возможном риске, продолжительности и ожидаемых результатах. Гражданин имеет право отказаться от участия в исследовании на любой стадии. Если пациент не достиг 15 лет, новый метод или препарат могут применяться только при очевидной непосредственной угрозе его жизни и с письменного согласия его законного представителя. Еще одно условие — это применение всего нового, в том числе уже используемого за рубежом, только с соблюдением порядка, установленного Минздравом России или другими уполномоченными органами.

Применение биомедицинского метода должно основываться на предварительно проведенном лабораторном эксперименте. Если же с этой целью привлекается человек, то он должен быть предварительно информирован в доступной форме о целях, методах, побочных эффектах, возможном риске, продолжительности получения результатов. Все это заносится в расписку, которую при согласии подписывает пациент. Пропаганда и реклама не разрешенных к применению методов и лекарственных средств запрещена.

Лекарственное обеспечение населения, а также снабжение биомедицинскими препаратами и изделиями медицинского назначения согласно ст. 44 Основ законо- дательства РФ об охране здоровья граждан регламентируются Правительством РФ в соответствии с потребностями.

Контроль за их качеством возложен на Минздрав России, которое на основании Федеральных законов от 22.06.98 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (в ред. от 02.01.00) и от 08.01.98 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» издает подзаконные акты. Некоторые категории граждан обеспечиваются лекарствами, медицинскими препаратами и изделиями на льготных условиях, устанавливаемых Правительством РФ. Перечень этих категорий граждан приводится в Федеральных законах № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. от 02.01.00, с изм. от 30.12.01) и от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. от 29.12.01), в Постановлении Правительства РФ от 30.07.94 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения, учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (с изм. от 14.02.02). Однако список лекарственных средств и изделий подвергается коррекция органами управления субъектов Федерации в зависимости от реальных экономических возможностей региона. Право на выписку рецептов на льготное приобретение лекарств имеют врачи государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

Во второй части Налогового кодекса, принятого Государственной Думой в 2001 г.22, в ст. 219, устанавливаются вычеты по налогу на доходы физических лиц. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.03.01 № 201 «Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета» появилась возможность гражданам получать налоговые льготы от приобретения 400 названий различных лекарств отечественного и зарубежного производства, дорогостоящего лечения и медицинских услуг. Специально для налоговых служб разработан перечень 3500 медицинских услуг по 5 разделам: 1) профилактика, 2) диагностика, 3) лечение и реабилитация при оказании поликлинической, стационарной и скорой медицинской помощи, 4) сани- тарно-курортное лечение, 5) услуги по санитарному просвещению.

ОЗыЗы / По вопросам / 37 Социальная поддержка и правовая защита медицинских и фармацевтических работников

Социальная поддержка и правовая защита медицинских и фармацевтических работников

Медицинские и фармацевтические работники имеют право:

на обеспечение условий их деятельности в соответст­вии с требованиями охраны труда;

на работу по трудовому договору (контракту), в том числе за рубежом;

Р на защиту своей профессиональной чести и достоинства;

У на получение квалификационных категорий в соответ­ствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки;

> на совершенствование профессиональных знаний;

У на переподготовку при невозможности выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья, а также в случаях высвобождения работников в связи с сокращением чис­ленности или штата, ликвидации предприятий, учреждений и ор­ганизаций;

> на страхование профессиональной ошибки, в результа­те которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими про­фессиональных обязанностей; *

> на беспрепятственное и бесплатное использование средств связи, принадлежащих предприятиям, учреждениям, орга-низациям или гражданам, а также любого имеющегося вида транс­порта для перевозки гражданина в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих его жизни

Порядок переподготовки, совершенствования профессио­нальных знаний медицинских и фармацевтических работников, получения ими квалификационных категорий определяется феде­ральным органом исполнительной власти и органами исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации в области здра­воохранения совместно с профессиональными медицинскими и фармацевтическими ассоциациями.

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевти­ческих работников федеральных специализированных организа­ций здравоохранения устанавливаются Правительством Россий­ской Федерации.

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтиче­ских работников организаций здравоохранения, находящихся в ве­дении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевти­ческих работников муниципальных организаций здравоохране­ния устанавливаются органами местного самоуправления.

9.10. Обязательное страхование медицинских, фарма­цевтических и иных работников государственной и муници­пальной систем здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью

Для медицинских, фармацевтических и иных работников госу­дарственной и муниципальной систем здравоохранения, работа ко­торых связана с угрозой их жизни и здоровью, устанавливается обя­зательное страхование в соответствии с перечнем должностей, заня­тие которых связано с угрозой жизни и здоровью работников, ут­верждаемым Правительством Российской Федерации.

Размер и порядок обязательного страхования для медицин­ских, фармацевтических и иных работников федеральных спе­циализированных организаций здравоохранения устанавливают­ся Правительством Российской Федерации.

Размер и порядок обязательного страхования для медицин­ских, фармацевтических и иных работников организаций здраво­охранения, находящихся в ведении субъектов Российской Феде­рации устанавливаются органами государственной власти субъ­ектов Российской Федерации.