Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме тсж

Оглавление:

Должен ли ЖСК проводить общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме и какие вопросы на нём решать?

Опубликовано пн, 06/19/2017 — 11:56 пользователем spravpotreb

Обязанность ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме определена Жилищным кодексом Российской Федерации (далее – ЖК РФ) для собственников помещений в многоквартирном доме (см. часть 1 статьи 45 ЖК РФ).

В соответствии с частью 4 статьи 45 ЖК РФ инициатором общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может быть собственник помещения в многоквартирном доме и иное лицо, указанное в данной статье, а именно — управляющая организация, осуществляющая управление данным многоквартирным домом по договору управления (см. часть 7 статьи 45 ЖК РФ[1]).

ЖК РФ определил обязанность органов местного самоуправления созвать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в отдельных случаях, указанных в ЖК РФ (см., например, часть 6 статьи 161, часть 2 статьи 161 1 , часть 1 1 статьи 165, часть 6 статьи 170 ЖК РФ).

Владелец специального счета, на котором формируется фонд капитального ремонта многоквартирного дома, обязан инициировать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в случае, указанном в части 9 статьи 173 ЖК РФ.

ЖК РФ не только не определил обязанность, но и не предоставил право ни товариществу собственников жилья (далее – ТСЖ), ни жилищному, жилищно-строительному кооперативу (далее – ЖСК), которые управляют многоквартирным домом, быть инициатором общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Управляющая организация, правление ТСЖ, ЖСК в соответствии с частью 6 статьи 45 ЖК РФ обязаны осуществить мероприятия, необходимые для проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в случае обращения в письменной форме в управляющую организацию или правление ТСЖ, ЖСК собственников помещений, обладающих не менее чем 10 процентами голосов от общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме, для организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, если ранее решением общего собрания был определен порядок финансирования расходов, связанных с созывом и организацией проведения общего собрания управляющей организацией, правлением товарищества собственников жилья, кооператива (см. пункт 3 5 части 2 статьи 44 ЖК РФ). При этом осуществление управляющей организацией, правлением ТСЖ, ЖСК мероприятий, необходимых для проведения общего собрания, не делает указанные лица инициаторами общего собрания, инициаторами общего собрания являются собственники помещений в многоквартирном доме, они формулируют вопросы, подлежащие внесению в повестку дня собрания (см. часть 6 статьи 45 ЖК РФ).

Таким образом, ТСЖ, ЖСК как юридические лица, управляющие многоквартирными домами, не только не обязано, но и не вправе созывать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Но указанные лица в соответствии с частью 1 1 статьи 46 ЖК РФ обязаны направить копии решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, представленные лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в орган государственного жилищного надзора, том числе с использованием Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). Таким образом, обязанность направить в орган государственного жилищного надзора и разместить в ГИС ЖКХ решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме наступает после того, как эти документы поступили в правление ТСЖ, ЖСК от инициатора общего собрания.

ЖК РФ не определил перечень вопросов, которые решаются на годовом общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, которое такие собственники обязаны ежегодно проводить (см. часть 1 статьи 45 ЖК РФ). В повестку годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, управляемом ТСЖ, ЖСК, могут быть включены любые вопросы, связанные с управлением и содержанием общего имущества в многоквартирном доме, в том числе и те, полномочия по принятию решений по которым предоставлены ЖК РФ общему собранию членов ТСЖ, ЖСК.

[1] Часть 7 статьи 45 ЖК РФ введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ и вступила в силу 30 июня 2015 года.

Каковы полномочия общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме?

Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (МКД) является органом управления МКД и проводится путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, не реже одного раза в год. Общее собрание правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники или их представители, обладающие более чем 50% общего числа голосов (ч. 1 ст. 44, ч. 1, 3 ст. 45 ЖК РФ).

Решения общего собрания по вопросам, поставленным на голосование, принимаются, как правило, большинством голосов от общего числа голосов собственников — участников собрания. Исключение составляют отдельные решения, которые принимаются более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников, и решения, которые принимаются большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).

Рассмотрим отдельные решения, которые принимаются общим собранием собственников помещений в МКД.

Решения общего собрания, принимаемые большинством голосов участников собрания

Решения общего собрания принимаются большинством голосов от общего числа голосов собственников — участников собрания по следующим вопросам (п. п. 3.2 — 3.5, 4, 4.1 ч. 2 ст. 44, ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 46, ч. 7, 9.2 ст. 156, ч. 3 ст. 161, ч. 1 ст. 161.1 ЖК РФ):

1) о сроках и порядке проведения годового общего собрания;

2) об использовании информационной системы ЖКХ или иных информационных систем при проведении общего собрания в форме заочного голосования;

3) об определении лица, уполномоченного на использование данных систем (администратора общего собрания), и о порядке приема им сообщений о проведении общих собраний, решений по вопросам, поставленным на голосование, а также о продолжительности голосования;

4) о порядке финансирования расходов, связанных с созывом и организацией проведения управляющей организацией, правлением ТСЖ, ЖК, ЖСК, иного специализированного потребительского кооператива общего собрания по требованию собственников помещений, обладающих не менее чем 10% общего количества голосов собственников помещений в МКД;

5) о выборе и изменении способа управления МКД;

6) об избрании и переизбрании совета МКД, если нет ТСЖ, жилищного или иного специализированного потребительского кооператива и при этом в доме больше четырех квартир;

7) о размере платы за содержание жилого помещения, в том числе в ряде случаев о размере расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества (если в МКД нет ТСЖ, жилищного или иного специализированного потребительского кооператива);

8) о текущем ремонте общего имущества в МКД.

Решения общего собрания, принимаемые большинством не менее 2/3 от общего числа голосов собственников

Решения общего собрания принимаются большинством не менее 2/3 от общего числа голосов собственников по следующим вопросам (п. п. 1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.2, 4.3 ч. 2 ст. 44, п. 1 ч. 2 ст. 136 ЖК РФ):

1) о реконструкции МКД (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества, использовании фонда капитального ремонта;

2) о размере взноса на капитальный ремонт и минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения их размера над установленными минимальными размерами, размещении временно свободных средств фонда капитального ремонта на специальном счете и депозите;

3) о получении кредита или займа на капитальный ремонт общего имущества в МКД;

4) о пределах использования земельного участка, на котором расположен МКД, в том числе о введении ограничений пользования;

5) о пользовании общим имуществом в МКД иными лицами, в том числе в целях размещения ими рекламы;

6) об определении лиц, которые от имени собственников уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества;

7) о наделении совета МКД (если имеется) полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества;

8) о наделении председателя совета МКД (если имеется) полномочиями на принятие ряда решений;

9) о создании ТСЖ собственниками помещений в нескольких МКД, если данные дома расположены на земельных участках, имеющих общую границу и в пределах которых находятся сети инженерно-технического обеспечения и другие элементы инфраструктуры, предназначенные для совместного использования.

Решения общего собрания, принимаемые более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников

Решения общего собрания принимаются более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников по следующим вопросам (п. 1.1 ч. 2 ст. 44, ч. 1 ст. 136 ЖК РФ):

1) о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на нем;

2) о создании ТСЖ в одном МКД.

Примечание. Собственник, не принимавший участия в голосовании или голосовавший против принятия решения, считающий, что этим решением нарушены его права и законные интересы, вправе обжаловать это решение в суд в течение шести месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нем ( ч. 6 ст. 46 ЖК РФ).

Как провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме? >>>

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме тсж

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статьи и комментарии ПЦ «Логос»
  • Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Порядок проведения и обжалования

Рекомендуем также более поздние и более актуальные материалы по теме: общее собрание собственников многоквартирного дома, порядок проведения, судебная практика; доверенность на участие в общем собрании собственников, судебная практика; голосование и подсчет голосов на общем собрании собственников МКД; образцы протоколов общего собрания собственников многоквартирного дома, а также образцы и примеры сообщений о проведении собрания, бюллетеней для голосования в рубрике ТСЖ, ЖСК, управляющие организации. Деятельность . Управление домом

Недовольство граждан, являющихся собственниками жилых помещений в доме деятельностью управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива явление не новое, а скорее обыденное для сегодняшней российской действительности. Зачастую граждане справедливо выражают негодование по вопросу качества оказываемых в сфере ЖКХ услуг, справедливо и недоумение граждан относительно вопросов открытости, и достоверности информации, предоставляемой ТСЖ, ЖСК, УК об их деятельности, учитывая то, что соответствующий способ управления домом самими же гражданами и выбирается, или по крайней мере должен выбираться.

Но нередко после выбора способа управления, например, создания ТСЖ, избранный председатель правления начинает вести какую-то свою, непонятную для граждан, «политику» — заключает невыгодные для ТСЖ договоры, распоряжается не в интересах ТСЖ общим имуществом, денежными средствами, и т.д., не реагирует на просьбы и требования собственников помещений, в том числе являющихся членами товарищества, становится в какой-то степени недоступным для собственников. Данные обстоятельства вынуждают собственников помещений обращаться в органы прокуратуры, в суды. Граждане обжалуют принятые правлением и общим собранием ТСЖ решения, ссылаясь на фальсификацию итогов голосования, просят привлечь виновных к ответственности. Настоящие баталии разворачиваются в случае принятия решения общим собранием членов ТСЖ о прекращении полномочий и переизбрании председателя и членов правления ТСЖ. Прежний председатель не желает передавать документацию о финансовой и хозяйственной деятельности ТСЖ председателю «новому», что ведет к новым судебным разбирательствам.

Аналогичная ситуация с управляющими организациями, осуществляющими обслуживание домов. Не желая расставаться с «кормушкой», управляющая компания с которой на основании решения общего собрания собственников прекращен договор об обслуживании, обращается в суд с требованиями о признании решений собраний недействительными, продолжает выставлять счета на оплату оказываемых услуг.

Приведенные примеры касаются только споров, которое условно можно обозначить как «споры о выборе или смене способа управления жилым домом, лиц, осуществляющих управление». Однако, на этой категории споры собственников с лицами, осуществляющими управление домом не заканчиваются. Граждан также не устраивают решения об утверждении сметы доходов и расходов, о порядке пользования и передаче во временное пользование (аренду) общего имущества собственников, решения общего собрания собственников о дополнительных взносах на определенные нужды, о штрафах за определенные действия (бездействия) собственников и т.д. и т.п.

Однако стоит также отметить, что часто собственники обращаются в суд с исками о признании решений собраний недействительными и при отсутствии какого-либо нарушенного права обжалуемым решением. Указывают на отсутствие извещения их о дате и месте собрания, на информирование о принятом собранием решении, на предполагаемое нарушение принятым решением их прав в будущем. Подобные требования судами, как правило, оставляются без удовлетворения, так как подобные нарушения признаются несущественными. Между тем, если суд установит, что о проводимом собрании не был извещен не только истец, собрание не имело кворума, неправильно подсчитаны голоса (количество голосов «за принятие решения» составило менее необходимого, установленного ЖК РФ процента), исковые требования судом будут удовлетворены.

Говоря о причинах и основаниях обращения граждан в суд с исками или с жалобами на действия и решения ТСЖ (и в частности, председателя правления), нельзя не упоминуть и об отдельных гражданах (группе граждан), которые готовы судиться как при наличии повода, так и без такового. Объясняется такое поведение, как правило, либо личной неприязнью к председателю правления ТСЖ, либо субъективным воприятием недостаточности внимания оказываемого к сутяжнику как к личности; недостаток этот восполняется, когда такой гражданин становится эдаким Зорро в многоквартирном доме — то тут, то там от него поступают жалобы в различные инстанции с просьбой «разобраться и принять меры в отношении председателя, который ворует. или иным образом нарушает права собственников». Такие граждане дискредитируют работу ТСЖ, отвлекают от действительно важных дел председателя, который вынужден являться в рассматривающий жалобу орган и давать объяснения по существу. По судебным искам, благодаря указанным лицам, председатель ТСЖ тратит не только личное время для посещения судебных заседаний, но и иные ресурсы, в частности денежные средства для оплаты услуг юриста.

Подытоживая вступление, отметим следующее. Основанием для признания решения общего собрания собственников (членов ТСЖ) является нарушение процедуры его принятия или несоответствие принятого решения императивным нормам закона.

Например, как указывается в » Справке о результатах обобщения практики рассмотрения судами Самарской области гражданских дел по спорам, связанным с деятельностью товариществ собственников жилья (ТСЖ)», дела об оспаривании решений общего собрания собственников помещений и членов товарищества собственников жилья можно выделить на две части:

1) иски о признании решений общего собрания недействительными по процедурным вопросам (отсутствие кворума, нарушение порядка уведомления и проведения собрания, порядка подсчета голосов, формы проведения собрания (собрание или заочное голосование) и т.д.);

2) иски о признании недействительными решений собрания членов ТСЖ в связи с несоответствием принятых решений требованиям закона.

Ко второй части исков относится, например, принятие решения общим собранием собственников об обязательном участии всех собственников помещений дома в субботнике и о наложении штрафа на лицо, которое отказалось от участия в субботнике. В данном случае даже при отсутствии нарушений процедуры проведения такого собрания, подобное решение является незаконным и подлежит признанию его судом недействительным (см. Кассационное определение Пермского краевого суда от 14 марта 2011 г. по делу N 33-2353).

Совершенно справедливо отмечено в » Обобщении практики рассмотрения дел, связанных с оспариванием решений ТСЖ , собственников помещений в многоквартирных домах и т.д., с учетом практики рассмотрения дел по взысканию коммунальных услуг, практики мировых судей» судьей Мотовилихинского районного суда г. Перми:

«следует отметить, что четкой, сложившейся практики как вышестоящих судов, так и краевого суда, по данной категории дел не наработано.

В связи с принятием районным судом и краевым судом противоположных решений и определений кассационной инстанции, остаются открытыми следующие вопросы:

— достаточно ли для проведения собраний собственников помещений вывешивание объявлений в обще доступных местах , либо в четком соответствии с нормами ЖК РФ каждому собственнику направляется почтовое извещение, либо он извещается под роспись,
— что считается убытками, причиненными собственнику принятым решением (предполагаемое участие в собрании, либо реально понесенные расходы, затраты),
— что считать нарушением законных прав и интересов собственника при принятии решения иными собственниками,
— право либо обязанность суда оставить в силе принятое собственниками решение, в случаях, когда один голос истца (истцов) не мог повлиять на принятое иными собственниками решение».

Из анализа судебных актов, приведенных в » Обзоре практики обжалования решений общего собрания собственников помещений в жилом доме, общего собрания членов ТСЖ» можно также сделать вывод об отсутствии единообразия в применении одних и тех же норм права разными судами. Очевидно, что по многочисленным вопросам обжалования решений общих собраний собственников помещений в доме и общих собраний членов ТСЖ необходимы разъяснения Верховного Суда РФ. Будем надеяться на появление соответствующего Постановления Пленума ВС.

Некоторые нормы Жилищного кодекса РФ, подлежащие применению при разрешении споров о признании решений общих собраний собственников недействительными

Компетенция общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме

Согласно пункту 1 статьи 44 ЖК РФ , общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.

Часть 2 указанной статьи относит к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме принятие решений по следующим вопросам:

1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме;
2) принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им;
3) принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме;
3.1) принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определенных решением общего собрания;
4) выбор способа управления многоквартирным домом;
4.1) принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме
5) другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

К другим вопросам, принятие решений по которым осуществляется общим собранием собственников помещений дома ЖК РФ относит следующие:

— принятие решений о преобразовании товарищества собственников жилья в жилищный или жилищно-строительный кооператив (п. 2 статьи 140 ЖК РФ );
— принятие решений о ликвидации товарищества собственников жилья в случае, если члены товарищества не обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (п. 2 статьи 141 ЖК РФ );
— принятие решений о размере платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив (п. 7 статьи 156 ЖК РФ );
— принятие решений об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома (принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта) (п. 2 статьи 158 ЖК РФ );
— принятие решения о выборе управляющей организации (п. 1 статьи 162 ЖК РФ );
— принятие решения об отказе от исполнения договора управления многоквартирным домом в одностороннем порядке если управляющая организация не выполняет условий такого договора (п. 8.2. статьи 162 ЖК РФ );
— принятие решений о наделении полномочиями действовать от имени собственников помещений в доме, осуществляющих непосредственное управление, в отношениях с третьими лицами одного из собственников помещений в таком доме (п. 3 статьи 164 ЖК РФ ).

Принимать решения по указанным выше вопросам вправе только общее собрание собственников помещений дома. Решения по указанным выше вопросам принятые председателем правления ТСЖ, ЖСК единолично, либо правлением являются незаконными и признаются судом недействительными. Однако, если решение по вопросу, относящемуся к компетенции общего собрания собственников, принято общим собранием членов ТСЖ, то законность его будет, как представляется, зависеть от числа голосов собственников, являющихся членами товарищества или кооператива, принявших учасие в голосовании. Так, например, если общим собранием членов ТСЖ большинством голосов принято решение о смене управляющей организации, то в случае, если голоса членов данного ТСЖ составляют большинство голосов и от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, то такое решение, на наш взгляд, не может быть признано судом недействительным. Ведь данное решение отражает волю именно большинства собственников помещений дома, форма его принятия и незначительные нарушения, такие как неизвещение лиц, голоса которых не могли повлиять на принятие решения, не могут являться достаточными основаниями для признания его недействительным.

Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме

1. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
2. Проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.
3. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
4. Собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
5. В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны:
1) сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание;
2) форма проведения данного собрания (собрание или заочное голосование);
3) дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения;
4) повестка дня данного собрания;
5) порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться.

Как следует из п. 2 статьи 45 ЖК РФ, внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого собственника помещения дома. Из указанной нормы следует, что лица, не являющиеся собственниками помещения в доме, не вправе инициировать проведение внеочередного общего собрания. В судебной практике встречаются прецеденты, когда суд одним из оснований недействительности принятого общим собранием решения указывает как раз созыв собрания лицами, не являющимися собственниками (см., например, определение судебной коллегии Московского городского суда от 12 ноября 2010 г. по делу N 33-35163). Нередко, такие лица являются представителями управляющих организаций, желающих обслуживать жилой дом или заменить собой другую УО, качеством услуг которой не довольны домовладельцы. Однако, как представляется, созыв собрания несобственником единственным и достаточным основанием для признания решения общего собрания собственников недействительным в практике судов являться не будет, потому как несмотря на нарушение закона, собственники выразили волю, а указанное нарушение суд, на основании п. 6 статьи 46 ЖК РФ, вправе признать несущественным.

В соответствии с пунктом 4 статьи 45 ЖК РФ, собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. Сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись. Это общее правило. Имеют место случаи, когда сообщение вывешивается на подъездную дверь, в холлах, лифтах, на информационные стенды, расположенные при входе в подъезд, и т.д. Однако по смыслу п. 4, статьи 45, разместить такое сообщение в доступных местах собственник — инициатор собрания вправе лишь в случае, если решением общего собрания собственников определено такое доступное для всех собственников помещение в доме, где подлежит размещению указанное сообщение. Если решение общего собрания по данному вопросу не принималось, то сообщение должно быть направлено каждому собственнику либо заказным письмом, либо вручено лично под роспись. Например, «суд удовлетворил иск, при этом не принял во внимание доводы ответчиков относительно развешивания уведомлений о собрании на подъездах , поскольку такой способ уведомления законодательством и Уставом ТСЖ также не предусмотрен. Судом установлено, что кворум для принятия решения общим собранием отсутствовал» (см. например, Мотовилихинский районный суд г. Перми — Обобщение практики рассмотрения дел, связанных с оспариванием решений ТСЖ , собственников помещений в многоквартирных домах и т.д. , с учетом практики рассмотрения дел по взысканию коммунальных услуг, практики мировых судей)

Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (статья 46 ЖК РФ):

1. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 — 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.
2. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня данного собрания.
3. Решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником, по инициативе которого было созвано такое собрание, путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений.
4. Протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме и решения таких собственников по вопросам, поставленным на голосование, хранятся в месте или по адресу, которые определены решением данного собрания.
5. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
6. Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.
7. В многоквартирном доме, все помещения в котором принадлежат одному собственнику, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принимаются этим собственником единолично и оформляются в письменной форме. При этом положения настоящей главы, определяющие порядок и сроки подготовки, созыва и проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Квалифицированным большинством, т.е. не менее 2/3 голосов всех собственников помещений в доме принимаются следующие решения:

— о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме;
— о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им;
— о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме;
— об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определенных решением общего собрания.

Как указано в п. 2 статьи 46 ЖК РФ , общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня данного собрания. Например, суд правомерно признал решение общего собрания о реконструкции дома, предоставлении земельного участка для проектирования и другим вопросам незаконным, поскольку присутствовавшие на собрании собственники обладали с учетом их долей 28,4 % голосов, то есть кворум на собрании отсутствовал, вопросы, по которым приняты решения на этом собрании, существенно отличаются от вопросов, включенных в повестку дня собрания. (См. » Справке о результатах обобщения практики рассмотрения судами Самарской области гражданских дел по спорам, связанным с деятельностью товариществ собственников жилья (ТСЖ)»).

Решения, принятые общим собранием собственников помещений, также как и сообщения о проведении общего собрания, в соответствии с п. 3 статьи 46 ЖК РФ, доводятся да сведения собственников в десятидневный срок с момента принятия путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников помещений

Судебные споры порождает непонимание многими собственниками п. 5 статьи 46 ЖК РФ. Как правило, ТСЖ обращается с иском в суд о взыскании с собственника задолженности, возникшей в связи с неуплатой последним обязательного платежа (целевого взноса) на содержание, охрану общего имущества собственником. Обращаются в суд и собственники с требованиями произвести перерасчет начисляемых ТСЖ к оплате сумм, исключении из обязательного платежа. Речь идет, как правило, о расходах на ограждание придомовой территории, охрану (обустройство охранной будки, оплата труда охранника), установку и обслуживание системы видеонаблюдения. Между тем, граждане не учитывают, что принятое общим собранием собственников решение обязательно для всех собственников, в том числе тех, кто не принимал участие в голосовании, либо голосовал против, но оказался в меньшинстве (см., например, кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 15 февраля 2011 г. N 33-2013). Пока не оспорено соответствующее решение общего собрания собственников (не признано судом недействительным) перспективы иска об обязании ТСЖ произвести перерасчет стремятся к нулю. Обжаловать же решение общего собрания о расходах на содержание, охрану общего имущества представляется возможным лишь если имели место существенные процедурные нарушения (отсутствие кворума, неправильный подсчет голосов). Если нарушения и имелись, однако признаны судом несущественными, у суда отсутствуют основания признать подобное решение общего собрания недействительным, т.к. оно соответствует закону, принято в рамках компетенции общего собрания большинством голосов.

Пункт 6 статьи 46 ЖК РФ содержит нормы права, на которые ссылаются суды, отказывая в удовлетворении требований истцов о признании общего собрания собственников недействительным.

Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме в случае, если в совокупности имеются следющие условия:

— решение принято с нарушением требований Жилищного кодекса;
— он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения;
— если таким решением нарушены его права и законные интересы.

Суд, установив, что при проведении общего собрания допущены нарушения процедуры его проведения, как правило, оставляет обжалуемое решение общего собрания в силе, если:

— голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования;
— допущенные нарушения не являются существенными;
— и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.

Так, суд отказал истцу в удовлетворении иска о признании решения общего собрания собственников недействительным, указав, что истец принимал участие в голосовании и голосовал за принятие обжалуемого решения (см. кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 22 марта 2011 г. N 33-3887).

По другому делу, суд отказал в удовлетворении требований, так как нарушение при проведении общего собрания собственников не является существенным, и на наличие кворума оно не влияет, голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, а истец не заявляет о причинении ему каких-либо убытков в связи с принятым решением ( кассационное определение Московского областного суда от 10 марта 2011 г. по делу N 33-4791)

Александр Отрохов, Правовой центр «Логос» (г. Омск), 02.08.2011г.

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме тсж

О том, как правильно провести общее собрание собственников помещений многоквартирного дома, рассказывает Юрий Нетреба из Московской коллегии адвокатов «Арбат». Если соблюсти не все формальности, решение собрания потом могут признать недействительным. Поэтому важно знать, как подготовить документацию, сообщить о проведении собрания, правильно его организовать, оформить и подсчитать результаты. Также юрист рассказал о порядке уведомления чиновников и хранении документов собрания.

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (как жилых, так и не жилых помещений, машино-мест, подземного гаража, т.е. собственников любых помещений) — это орган управления многоквартирным домом.

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме можно проводить неограниченное количество раз. Законодатель не запрещает проводить одновременно несколько собраний с разной повесткой дня. Также не установлена протяженность общего собрания, а значит, общее собрание может продолжаться месяц, два и так далее, но не реже раза в год, если не установлено иного порядка. В то же время, санкции за непроведение общего собрания нет.

Основные этапы организации и проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (далее — ОСС) таковы:

  1. Определение инициатора.
  2. Подготовка документации общего собрания.
  3. Сообщение о проведении общего собрания.
  4. Проведение общего собрания по выбранной форме (очная, заочная, очно-заочная).
  5. Оформление результатов голосования.
  6. Уведомление о результатах ОСС собственников и заинтересованных лиц.
  7. Направление документов в орган жилищного надзора (ГЖИ).
  8. Хранение документации.

Общее собрание инициирует активная группа или отдельные лица, внеочередное собрание – чаще всего собственники. Такое право есть и у юридических лиц, например, действующей управляющей компании (п.7 ст. 45 ЖК РФ).

Инициаторы могут действовать через представителя, для чего необходима доверенность, удостоверенная нотариусом, либо оформленная в соответствии с общими требованиями ст. 185.1 ГК.

Для подготовки к проведению общего собрания потребуются следующие документы:

  1. Реестр собственников помещений многоквартирного дома.
  2. Сообщение о проведении общего собрания собственников.
  3. Бланки решений собственников.
  4. Листы регистрации.

Где и как получить эти документы?

Реестр собственников помещений многоквартирного дома нужен для того, чтобы направить уведомления о проведении общего собрания и посчитать голоса по вопросам повестки дня. Он должен включать сведения о собственниках помещений конкретного многоквартирного дома, с указанием площади занимаемых ими помещений. Документ является неотъемлемой частью протокола общего собрания.

Его можно получить в управляющей организации конкретного дома. Если она отказывается, реестр можно составить своими силами. Для этого нужно попросить собственников помещений представить выданные до 15 июля 2016 г. свидетельства о регистрации или запросить сведения в Едином государственном реестре прав на недвижимость. После 15 июля 2016 года право подтверждает выписка из ЕГРП, а бумажные свидетельства отменили (письмо Минстроя от 17 ноября 2016 г. № 38396-ОД/04).

Сообщение (уведомление) о проведении общего собрания

Что должно содержать сообщение о проведении общего собрания собственников помещений многоквартирного дома?

В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений многоквартирного дома указываются:

  1. сведения о лице (лицах), по инициативе которого (которых) созывается собрание;
  2. форма проведения собрания (очное собрание или заочное голосование, собрание в очно-заочной форме);
  3. дата, время, место проведения собрания или в случае проведения данного собрания в форме очно-заочного голосования – время, дата начала и окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, место или адрес, куда должны передаваться такие решения;
  4. повестка дня собрания;
  5. порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, место или адрес, где с ними можно ознакомиться.

Оповестить каждого собственника помещения в многоквартирном доме о времени и месте ОСС следует не позднее чем за 10 дней до даты проведения общего собрания. В зависимости от того, какой способ информирования установило общее собрание, можно повесить объявление в подъезде или другом общедоступном месте, вручить уведомление под подпись каждому собственнику или направить заказным письмом (ч. 4 ст. 45 ЖК РФ).

Какие вопросы решаются на общем собрании собственников помещений?

  • Смена УК или способа управления домом.
  • Создание/ликвидация ТСЖ.
  • Утверждение порядка оформления и места хранения протокола общего собрания собственников.
  • Реконструкция дома и любые вопросы, связанные со складами и пристройками для хозяйственных нужд.
  • Демонтаж отдельных объектов, относящихся к зданию.
  • Использование придомовой территории.
  • Передача в аренду территории под магазины или иные цели.
  • Жильцы решают вопросы о постройке детской площадки, парковки, о запрете на использование земельного участка, принадлежащего дому.
  • Решение вопросов о направлении средств, собираемых на капитальный ремонт.

(Средства могут идти как на собственный счет ТСН, так и в общий государственный фонд. Принятие такого решения не требует отлагательств.)

Способы управления многоквартирным домом

Жилищное законодательство предусматривает три способа управления многоквартирным домом (ч. 2 ст. 161 ЖК РФ). Общее собрание собственников помещений выбирает наиболее удобный и подходящий способ управления и может изменить его в любое время на основании своего решения (ч. 3 ст. 161 ЖК РФ).

Способ 1. Непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме (ст. 164 ЖК РФ)

Непосредственное управление возможно в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более тридцати (ч. 2 ст. 161 ЖК РФ). От имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью (ч. 3 ст. 164 ЖК РФ).

Способ 2. Управление товариществом собственников жилья (ТСЖ) либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом

ТСЖ создается собственниками многоквартирного дома (решением более 50% собственников) или собственниками квартир нескольких домов, является видом товариществ собственников недвижимости, представляющим собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме, и регистрируется в качестве некоммерческой организации (п. 4 ч. 2 ст. 44, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ; пп. 4 п. 3 ст. 50, п. 2 ст. 291 ГК РФ).

Цель ТСЖ — управление общим имуществом дома и осуществление деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставление коммунальных услуг, осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества собственников (ч. 1 ст. 135 ЖК РФ).

ТСЖ имеет право оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. Если ТСЖ заключило договор с управляющей организацией, оно контролирует выполнение обязательств по такому договору.

Способ 3. Управление управляющей организацией

Управляющая организация — коммерческая организация, оказывающая услуги по управлению многоквартирным домом на основании лицензии (ч. 1.3 ст. 161 ЖК РФ).

Кроме способа управления общему собранию собственников помещений необходимо выбрать конкретную управляющую организацию, согласовать с ней условия договора и размер платы за содержание и ремонт.

При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений с каждым собственником заключается договор управления на условиях, указанных в решении общего собрания (ч. 1 ст. 162 ЖК РФ). По условиям договора управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).

Договор управления многоквартирным домом заключается на срок не менее чем один год и не более чем пять лет (ч. 5 ст. 162 ЖК РФ). При этом собственники помещений вправе расторгнуть договор управления по основаниям, предусмотренным ч. 8 ст. 162 ЖК РФ. За ненадлежащее оказание услуг управляющая организация несет ответственность перед собственниками. Они вправе на общем собрании отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления домом (ч. 8.2 ст. 162 ЖК РФ).

Проведение общего собрания

В день проведения собрания члены инициативной группы встречают в назначенном месте и в условленное время остальных собственников помещений. Голосовать на общем собрании собственник помещения может как лично или через представителя. Доверенность на голосование должна содержать сведения о представляемом собственнике помещения и его представителе (имя или наименование, место жительства или место нахождения, паспортные данные) и должна быть оформлена в соответствии с требованиями п. 4 и п. 5 ст. 185 ГК РФ или удостоверена нотариально. Сведения о лицах, участвующих в очной части голосования, вносятся в регистрационные листы. Вне зависимости от участия в очной части голосования все собственники голосуют письменно, заполняя бланк решения. Бланки решения надо направить или выдать заблаговременно, а также сообщить дату, время и место приема заполненных бланков.

Общее собрание не может принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня, а также изменять ее.

Порядок проведения подробно регламентируется Приказом Минстроя России от 31.07.2014 № 411/пр «Об утверждении примерных условий договора управления многоквартирным домом и методических рекомендаций по порядку организации и проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах»

Что должно содержать решение собственника помещения МКД?

В решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, донадо указать следующие сведения:

Сведения о собственнике:

  1. сведения о лице, участвующем в голосовании (Ф.И.О. голосующего собственника (представителя собственника), № помещения, его доля в праве собственности на помещение);
  2. сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме (номер бланка свидетельства либо регистрационный номер из выписки ЕГРН);
  3. решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками «за», «против» или «воздержался» (ч. 3 ст. 48 ЖК РФ).

Если голосование осуществляет представитель, он должен приложить доверенность. Законный представитель, проголосовавший за несовершеннолетнего собственника (родитель), обязательно прилагает копию свидетельства о рождении несовершеннолетнего.

Сведения о времени, дате и месте приема бланков решений, подпись собственника или его представителя. (Бланк решения без подписи считается недействительным и не принимается во внимание при подсчете голосов по результатам голосования).

Очень важно помнить, что общее собрание правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений или их представители, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов. Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании, пропорционально его доле в праве, а именно: 1 кв. м = 1 голос.

При разрешении вопроса о создании ТСН в бланке решения, а также в повестке дня должны стоять вопросы:

  1. О создании Товарищества собственников недвижимости.
  2. Об утверждении его названия;
  3. Об утверждении его устава;
  4. Об избрании его председателя;
  5. О выборе способа управления;
  6. О расторжении ранее заключенных договоров управления.

Для принятия решение о создании ТСН необходимо более 50% от общего числа голосов. Все собственники, проголосовавшие «ЗА» создание ТСН и утверждение устава, должны подписать протокол общего собрания.

Оформление результатов голосования

Счетная комиссия обрабатывает бюллетени и подсчитывает результаты голосования. Состав счетной комиссии определяют собственники на общем собрании.

Засчитываются только те голоса, по которым собственник выбрал в письменном решении лишь один вариант ответа. Иначе решения признаются недействительными. Если в повестке несколько вопросов – один некорректный ответ не делает недействительным все решение (ч. 6 ст. 48 ЖК РФ).

Окончательное решение общего собрания оформляют протоколом с приложением к нему всех бюллетеней для голосования. Требования к протоколу подробно регламентированы Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25 декабря 2015 года № 937/пр.

Обязательными реквизитами протокола являются:

  1. наименование документа;
  2. дата и регистрационный номер протокола общего собрания;
  3. дата и место проведения общего собрания;
  4. заголовок к содержательной части протокола общего собрания;
  5. содержательная часть протокола общего собрания;
  6. место (адрес) хранения протоколов общих собраний и решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование;
  7. приложения к протоколу общего собрания (в случае указания на них в содержательной части протокола общего собрания);
  8. подпись председателя и секретаря, членов счетной комиссии, или инициатора общего собрания собственников помещений, в случае, если председатель и секретарь не избирались.
  9. Подписи всех собственников, проголосовавших «ЗА» создание ТСН и утверждение устава Товарищества.

В тексте протокола различают две части: вводную и основную.

Вводная – зафиксированная статистика, факты.

Оформляя протокол, в этом разделе указываются данные: Инициатор собрания.

Для юридического лица согласно с регистрационными и учредительными документами прописывают наименование организации без сокращений, ОГРН. Для физического лица согласно с документом, удостоверяющим личность, указывается Ф. И. О. без сокращений, номер жилого помещения, собственником которого выступает физлицо, реквизиты документа на право собственности.

Указываются председатель, секретарь и состав счетной комиссии.

Список членов общего собрания. Суммарное количество голосов собственников МКД. Общая площадь многоквартирного дома. Повестка дня. Наличие/отсутствие кворума и правомочности собрания.

В основной части записаны непосредственно процессуальные моменты проведения очного этапа. Заочный этап не описывается.

Здесь прописывается повестка дня и отдельные разделы (их количество соответствует вопросам). Вопросы ставятся на рассмотрение собственниками соответственно уведомлению о проведении собрания. На повестке дня может стоять один или несколько вопросов. Вопросы пронумерованы.

Запрещено добавлять пункт «Разное», обсуждать в его рамках различные вопросы. Запрещено ставить на повестку вопросы, не попавшие в уведомление о собрании.

Нельзя соединять в единой формулировке вопросы с разным содержанием.

Когда на голосовании стоит документ, надо указать его полное наименование и реквизиты. Согласно правилам заполнения, речь в основной части протокола идет от 3 лица мн. числа.

Основная часть включает 3 раздела:

Часть 1. «Слушали» – здесь пишется Ф. И. О. выступающего участника собрания, порядковый номер, содержание вопроса соответственно повестке, сокращенное содержание выступления или указание на приложение с текстом выступления.

Часть 2. «Предложено» – однозначная и краткая суть предложения по вопросу, стоящему на голосовании.

Часть 3. «Решили» – решения относительно всех вопросов, стоящих на повестке дня: формулировка может быть «за», «против», «воздержался». Обязательно пишется номер и точная формулировка вопроса соответственно повестке, сумма голосов по разным пунктам.

В решении может быть несколько пронумерованных пунктов.

Сведения о присутствующих и приглашенных

Присутствующие на собрании – это физлица и юрлица, имеющие право голоса на собрании (за ними закреплено право собственности на помещения в МКД). Приглашенные на собрание – лица, находящиеся на собрании, но не имеющие право голоса. Чаще всего это юристы или другие эксперты.

После слова «Присутствующие» вносятся сведения обо всех лицах, присутствующих на общем собрании.

Они включают в себя:

Для физических лиц — Ф. И. О. (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме и (или) его представителя (в случае если он принимает участие в общем собрании).

Для юридических лиц – наименование, написанное без сокращений и ОГРН юр. лица соответственно регистрационным и учредительным документам, наименование и реквизиты документа, который подтверждает право собственности на помещение, суммарное количество голосов, которым владеет соответствующее лицо. Ф. И. О. (при наличии) представителя юридического лица (запись вносят в соответствии с документом, удостоверяющим личность), наименование и реквизиты документа, подтверждающего полномочия представителя юридического лица, подпись данного лица.

Они указываются соответственно документу, удостоверяющему личность гражданина. Пишется номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое лицо и реквизиты документа, подтверждающего право собственности на помещение. Указывается количество голосов соответствующего лица, наименование и реквизиты документа, подтверждающего полномочия представителя собственника помещения (при условии участия в общем собрании и голосовании), подписи всех указанных лиц.

Данные о лицах, присутствующих на собрании, можно оформить списком, если их число превышает 15 человек. В нем также протоколируют информацию о присутствующих согласно указанным выше требований п. 12 Приказа.

Список – это обязательное приложение к протоколу общего собрания. В самом протоколе ставится пометка «Список прилагается, приложение № ____» сразу после написания общего количества присутствующих.

Обязательным приложением к протоколу общего собрания является:

  1. реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения обо всех собственниках помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) собственников — физических лиц, полного наименования и ОГРН юридических лиц, номеров принадлежащих им помещений, и реквизитов документов, подтверждающих права собственности на помещения, количества голосов, которым владеет каждый собственник помещения в многоквартирном доме;
  2. сообщение о проведении общего собрания, оформленное в соответствии с п. 5 ст. 45, п. 4 ст. 47.1 ЖК РФ.
  3. реестр вручения собственникам помещений в многоквартирном доме сообщений о проведении общего собрания, содержащий сведения о собственниках помещений в многоквартирном доме (представителях собственников), которым направлены сообщения, и способе направления сообщений, дате их получения собственниками помещений в многоквартирном доме (представителями собственников), за исключением случая, при котором решением общего собрания предусмотрено, что сообщение о проведении общего собрания размещается в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме;
  4. список собственников помещений в многоквартирном доме, присутствовавших на общем собрании, содержащий сведения о собственниках помещений в многоквартирном доме (представителях собственников).
  5. доверенности (или их копии) или иные документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей собственников помещений в многоквартирном доме, присутствовавших на общем собрании. В случае если за несовершенного ребенка голосовал родитель, то необходимо приложить свидетельство о рождении ребенка;
  6. документы, по которым в ходе рассмотрения вопросов, включенных в повестку дня и поставленных на голосование, принимались решения на общем собрании;
  7. решения собственников помещений в многоквартирном доме в случае проведения общего собрания в форме очно-заочного или заочного голосования;
  8. иные документы или материалы, которые будут определены в качестве обязательного приложения к протоколу общего собрания решением на общем собрании, принятом в установленном порядке.

Протокол общего собрания изготавливается в сроки, установленные общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, но не позднее чем через 10 дней после проведения собрания.

Сообщение о результатах собрания

Окончательное решение общего собрания собственников оформляется в виде протокола с приложением к нему всех бюллетеней для голосования. Инициатор собрания должен обнародовать решения, принятые общим собранием, а также итоги голосования. Для этого нужно разместить сообщение в помещении данного дома, которое определено решением общего собрания и доступно для всех собственников.

Уведомить всех собственников необходимо не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений (ч.3 ст. 46 ЖК).

Направление протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома в надзорный орган

Порядок передачи копий протоколов общего собрания собственников помещений установлен Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года № 937/пр.

1. В связи с принятием Федерального закона №485-ФЗ от 31.12.2017, Управляющая организация, правление ТСЖ, ЖК, ЖСК после 11.01.2018г. обязаны направить не копии, а подлинники решений и протоколов общего собрания собственников помещений, представленных им в соответствии с ч. 1 ст. 46 ЖК РФ лицом, инициировавшим общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, в орган государственного жилищного надзора субъекта РФ, на территории которого находится многоквартирный дом, собственники помещений, в котором проводили общее собрание.

2. Подлинники решений, протокола нужно передать в течение пяти дней с тех пор, как их получили от инициатора управляющая организация, правление ТСЖ, ЖК или ЖСК. Вручение надо оформлять так, чтобы можно было подтвердить факт и дату получения документов органом государственного жилищного надзора. Кроме этого, сохраняется обязанность размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее — система) электронных образов решений, протокола в электронной форме.

3. Копии решений, протокола считаются переданными в случае, когда электронный образ решений, протокола находится в открытом доступе и доступен для обозрения в системе, а также при передаче решений, протокола иным способом, кроме размещения в системе, — в случае наличия у управляющей организации, правления товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива документа, подтверждающего факт и дату их передачи в орган государственного жилищного надзора.

Хранение материалов общего собрания собственников помещений многоквартирного дома

В связи с принятием поправок в ЖК РФ Федеральным законом №485-ФЗ от 31.12.2017, с 11.01.2018г. теперь допускается хранить только копии протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме и решений таких собственников по вопросам, поставленным на голосование, в месте или по адресу, которые определены решением данного собрания. (п. 4 ст. 46 Жилищного кодекса РФ).