Образовательные учреждения некоммерческие организации

Образовательные учреждения некоммерческие организации

Целью написания данной работы является изучение некоммерческих организаций в системе образования. В процессе достижения поставленной цели в ходе исследования темы необходимо выполнить следующие задачи: — проанализировать понятие некоммерческих организаций, — изучить некоммерческие организации, осуществляющие образовательную деятельность, — проанализировать изменения федерального законодательства в сфере регулирования организации образовательной деятельности. В данной работе проводится комплексный анализ нормативно-правовых актов, в том числе, Федерального закона «О некоммерческих организациях»1 Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справ. правовая система. – Версия Проф. – Электрон. дан. – М., 2015. , а также Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».2 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справ. правовая система. – Версия Проф. – Электрон. дан. – М., 2015. Также проводится комплексный анализ работ ученых в области образовательного права, в результате чего складывается представление о некоммерческих организациях в системе образования по законодательству Российской Федерации (далее – РФ). В настоящей работе используются методы анализа, системный метод изучения, сравнительно-правовой метод, а также метод синтеза. Под анализом предполагается условное разделение единого правового явления, состоящего из элементов на отдельные части и изучение таких частей по-отдельности, то есть рассмотрение некоммерческих организаций с выделением отдельных их частей, то есть форм образования некоммерческих организаций. Системный метод изучения предполагает на раскрытие единства анализируемого объекта, а также рассмотрение многообразия типов связей в указанном объекте. В данном случае некоммерческие образовательные организации рассматриваются как единая система, включающая в себя отдельные элементы. Сравнительно-правовой метод предполагает сопоставление и соотнесение различных правовых явлений. Так, данный метод по большей части используется при сопоставлении нормативного правового регулирования образовательных отношений по новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» и ранее действовавшему Закону РФ «Об образовании» 3 Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справ. правовая система. – Версия Проф. – Электрон. дан. – М., 2015. . Метод материалистической диалектики предполагает рассмотрение исследуемого явления в процессе развития, а также в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с иными явлениям. Так, данный метод используется при рассмотрении исследуемого явления в контексте современной правовой ситуации и современного правового регулирования. Необходимо отметить, что вопросы регулирования некоммерческих организаций в сфере образования являются актуальными в силу объективных причин. Прежде всего, необходимо отметить, что регулирование некоммерческих организаций в сфере образования получает широкое применение во многих случаях осуществления образовательной деятельности. Кроме того, необходимо отметить, что в настоящее время законодательство, регулирующее образовательные отношения, в значительной мере претерпело изменения, что связано с принятием нового Федерального закона «Об образовании в российской Федерации». В связи с указанными фактами необходимо тщательное и доскональное изучение данного вопроса, а также рассмотрение данных вопросов с точки зрения теории образовательного права. Также необходимо отметить, что для составления собственной точки зрения по анализируемому вопросу, необходимо изучить точки зрения относительно анализируемого вопроса, которые были высказаны учеными после изменения Федерального законодательства в части регулирования образовательных отношений. Понятие некоммерческих организаций В соответствии со ст.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»4 Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справ. правовая система. – Версия Проф. – Электрон. дан. – М., 2015. некоммерческая организация — это организация, которая не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности данное конкретной организации, которая не распределяет полученную прибыль между своими участниками. Некоммерческие организации могут создаваться с целью достижения следующих целей: социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, управленческих, для охраны здоровья граждан, для развития физической культуры и спорта, для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, для защиты прав, законных интересов граждан и организаций, для разрешения споров и конфликтов, для оказания юридической помощи, в иных целях, направленных на достижение общественных благ. В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» выделяются следующие формы некоммерческих организаций: общественные и религиозные организации (объединения) (статья 6 Закона); общины коренных малочисленных народов Российской Федерации (статья 6.1); казачьи общества (статья 6.2); фонды (статья 7); государственная корпорация (статья 7.1); государственная компания (статья 7.2); некоммерческие партнерства (статья 8); частные учреждения (статья 9); государственные, муниципальные учреждения (статья 9.1); бюджетное учреждение(статья 9.2), автономная некоммерческая организация (статья 10); ассоциации (союзы) (статья 11).

В данной работе проанализировано понятие некоммерческих организаций, изучены некоммерческие организации, осуществляющие образовательную деятельность, проанализированы изменения федерального законодательства в сфере регулирования организации образовательной деятельности. В настоящей работе использованы методы анализа, системный метод изучения, а также сравнительно-правовой метод. Под анализом предполагается рассмотрение некоммерческих организаций с выделением отдельных их частей, то есть форм образования некоммерческих организаций. Системный метод изучения предполагает рассмотрение некоммерческих образовательных организаций как единой системы, включающей в себя отдельные элементы. Сравнительно-правовой метод предполагает сопоставление нормативного правового регулирования образовательных отношений по новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» и ранее действовавшему Закону РФ «Об образовании». Метод материалистической диалектики используется при рассмотрении исследуемого явления в контексте современной правовой ситуации и современного правового регулирования. Нормативное правовое регулирование данного правового института и существующие работы в области образовательного права дают возможность всесторонне рассмотреть это правовое явление. Необходимо отметить, что такой вопрос, как правовое регулирование некоммерческих организаций в сфере образования получает широкое применение во многих случаях осуществления образовательной деятельности. Кроме того, данные вопрос необходимо рассматривать с точки зрения последних изменений федерального законодательства. Таким образом, в связи с указанным фактом необходимо эффективное и систематическое исследование правового регулирования некоммерческих образовательных организаций в сфере образования. Кроме того, необходим систематический анализ и разработка доктринальных положений, направленных на разъяснение и толкование норм, регулирующих указанную правовую категорию.

Особенности государственной регистрации негосударственных образовательных учреждений

Кузовкина И. Ю.,
главный специалист-эксперт
отдела по делам некоммерческих организаций
Главного управления Министерства юстиции
Российской Федерации по Свердловской области

Сегодня поднимаются вопросы, связанные с коренными преобразованиями в экономике и политике, формированием принципиально новых взаимоотношений между государством и обществом, и решать их предстоит совместными усилиями, учитывая интересы сторон. В обществе возникают новые потребности: возможность вариативности образования, возможность соответствовать уровню международного стандарта, в связи с чем увеличивается количество создаваемых образовательных учреждений с различными профилями обучения.

Действующее законодательство Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

В соответствии со ст. 11.1 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон «Об образовании») государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций. Статьей 12 Закона «Об образовании» установлено, что образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Исходя из анализа норм Закона «Об образовании» понятие «образовательное учреждение» не следует рассматривать как организационно-правовую форму юридических лиц.

Следовательно, образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций, одной из которых являются негосударственные образовательные учреждения (частные учреждения) (далее – НОУ).

Порядок создания и деятельности таких учреждений определяется Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – ФЗ «О некоммерческих организациях»).

С учетом норм ст. 9 ФЗ «О некоммерческих организациях» частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Такое учреждение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленных ФЗ «О некоммерческих организациях» особенностей, затрагивающих порядок государственной регистрации некоммерческих организаций.

Решение о государственной регистрации НОУ принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций – Минюстом России, его территориальными органами (далее – уполномоченный орган).

На основании принимаемого уполномоченным органом решения о государственной регистрации регистрирующий орган (ФНС России, ее территориальные органы) в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» осуществляет внесение в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующих сведений.

Можно выделить специфические признаки НОУ:
1) цель деятельности – удовлетворение образовательных потребностей граждан;
2) не основано на членстве;
3) не обладает правом собственности на переданное учредителем имущество;
4) полностью или частично финансируется собственником их имущества;
5) при недостаточности денежных средств учреждения субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник его имущества;
6) управление учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями), как правило, это единоличный исполнительный орган.

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.

Обязательным учредительным документом НОУ является устав, утвержденный учредителями.

Устав НОУ, наряду со ст. 14 ФЗ «О некоммерческих организациях», содержащей общие требования к учредительным документам для некоммерческой организации, должен включать положения, предусмотренные ст. 13 Закона «Об образовании», поскольку данный вид учреждения осуществляет образовательную деятельность и регулируется специальным законом.

В ст. 13 Закона «Об образовании» определяются обязательные условия к уставу образовательного учреждения.

Остановимся на некоторых из них.

Учредитель
Учредителем НОУ могут выступать юридические и (или) физические лица. Учредителями – физическими лицами могут являться как российские, так и иностранные граждане.

Законом «Об образовании» допускается и совместное создание образовательных учреждений. Если образовательное учреждение создается организацией или гражданином (субъектами частной собственности), то это будет частное образовательное учреждение. Статья 15 ФЗ «О некоммерческих организациях» предусматривает категории российских граждан и организаций, а также и иностранных, которые не могут выступать учредителями (участниками) некоммерческих организаций, в т. ч. образовательных учреждений.

Наименование
Согласно п. 1 ст. 4 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.

Как было указано ранее, НОУ создаются в целях удовлетворения образовательных потребностей общества, т. е. основным видом их деятельности является образовательная деятельность, что должно быть отражено в наименовании НОУ.

Что касается организационно-правовой формы, то п. 3 ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях» предусматривает создание некоммерческих организаций в форме частных учреждений.

В соответствии с п. 3 ст. 12 Закона «Об образовании» образовательные учреждения могут быть негосударственными (частными). С учетом вышеизложенного, в наименованиях образовательных учреждений допускается использование как слова «частное», так и слова «негосударственное» учреждение.

Место нахождения
В соответствии со ст. 13 Закона «Об образовании» в уставе НОУ обязательно должно указываться место нахождения (юридический и фактический адрес) образовательного учреждения. Поскольку юридический и фактический адреса не всегда совпадают, в уставе указываются оба адреса.

Порядок управления образовательным учреждением
В соответствии со статьей 36 Закона «Об образовании» руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет непосредственно его учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый учредителем.

Правомочия попечительского совета и система внутреннего управления негосударственным образовательным учреждением, а также процедура назначения или выборов руководителя указанного образовательного учреждения и правомочия данного руководителя определяются учредителем (попечительским советом) этого образовательного учреждения по согласованию с педагогическим коллективом и фиксируются в уставе негосударственного образовательного учреждения. При этом должны соблюдаться положения, закрепленные в гл. 5 «Управление некоммерческой организацией» ФЗ «О некоммерческих организациях».

Структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения В соответствии со ст. 39 Закона «Об образовании» имущество принадлежит образовательной организации на праве оперативного управления.

Следует отметить, что устав образовательного учреждения в обязательном порядке должен содержать запрет на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения, за исключением случаев, если совершение таких сделок допускается федеральными законами.

НОУ может быть собственником имущества в соответствии с законодательством России. Статья 47 Закона «Об образовании» устанавливает право на осуществление приносящей доход деятельности образовательного учреждения, а также правила реализации этого права.

Ранее в указанной статье говорилось о предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Однако внесенные в 2010 г. изменения, вступившие в силу 1 января 2011 г., не выделяют предпринимательскую деятельность, а говорят в целом о деятельности, приносящей доход.

Между тем предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли (ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее – ГК РФ). Такая деятельность является одним из видов деятельности, приносящей доход, поэтому изменения в статье нельзя толковать как запрещение образовательным учреждениям заниматься предпринимательской деятельностью.

Вместе с тем в соответствии со ст. 50 ГК РФ, ст. 24 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь в том случае, если она служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в учредительных документах некоммерческих организаций.

Согласно п. 1 ст. 47 Закона «Об образовании» образовательное учреждение вправе вести приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом, постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует указанным целям.

Таким образом, некоммерческие организации, в частности НОУ, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь при соблюдении вышеуказанных условий.

Согласно ст. 298 ГК РФ, если в соответствии с учредительными документами частного учреждения ему предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Следует отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 46 Закона «Об образовании» платная образовательная деятельность НОУ не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.

Кроме вышерассмотренных положений устав НОУ в обязательном порядке должен содержать и иные положения, предусмотренные ст. 13 Закона «Об образовании». При отсутствии таковых уполномоченным органом будет принято решение об отказе в государственной регистрации НОУ.

В заключение хотелось бы отметить, что НОУ играют немалую роль в сохранении высокой ориентированности россиян на получение образования, о чем свидетельствует статистика.

В 2011 г. Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области были приняты решения о государственной регистрации при создании 50 НОУ, что составило 13,4% общего числа зарегистрированных некоммерческих организаций, в 1-м полугодии 2012 г. было зарегистрировано 27 НОУ – 12,6% общего числа зарегистрированных некоммерческих организаций.

По состоянию на 01.07.2012 в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций Свердловской области содержатся сведения в отношении 529 НОУ (всего некоммерческих организаций – 7264).

Некоммерческие образовательные организации. Порядок создания, деятельности и ликвидации

Образовательная организация (учреждение)– это некоммерческая организация, созданная с целью осуществления образовательного процесса, направленного на воспитание и обучение граждан посредством реализации установленных образовательных программ.

В статье 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закрепляются общие вопросы создания, реорганизации и ликвидации образовательных организаций. Следует отметить, что до принятия вышеуказанного закона законодатель использовал общее понятие «образовательное учреждение», распространяя его для целей образовательного законодательства на всех юридических лиц образовательной сферы. Такое семантическое тождество, учитывая постоянные нестыковки в нормах образовательных законов и иных нормативных актов, приводит к трудностям в правоприменении. В связи с этим законодатель предпочел отойти от традиционного для образовательного законодательства понятия «образовательное учреждение» или «учреждение образования» к понятию «образовательная организация» как к более общей форме обозначения таких юридических лиц, к тому же наглядно отражающей стремление законодателя к унификации юридических терминов.

Вид той или иной образовательной организации (учреждения) определяется в зависимости от того, кто является его учредителем. Учредителями образовательных учреждений могут быть:

• органы государственной власти Российской Федерации (субъектов РФ), органы местного самоуправления;

• отечественные и иностранные организации любой формы собственности, их объединения (ассоциации и союзы);

• отечественные и иностранные общественные и частные фонды;

• общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации;

• граждане Российской Федерации и иностранные граждане.

В настоящее время существует три основных вида образовательных организаций (учреждений):

• государственные (федеральные или находящиеся в ведении субъекта РФ);

• негосударственные (частные; учреждения общественных и религиозных организаций (объединений)).

В качестве учредителей государственных и муниципальных образовательных организаций (учреждений) могут выступать органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, либо органы местного самоуправления.

В качестве учредителей некоммерческих образовательных организаций (учреждений) могут выступать граждане Российской Федерации.

Негосударственные образовательные организации (учреждения) создаются в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них гражданским законодательством РФ. В большинстве случаев негосударственные образовательные организации создаются в форме частных учреждений (НОУ), однако в последние годы распространение получила и такая организационная форма как автономная некоммерческая организация (АНО). Обучение в НОУ и АНО, как правило, осуществляется на платной основе. Платная образовательная деятельность НОУ не считается предпринимательской, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.

Как и бюджетные образовательные организации (учреждения), НОУ и АНО осуществляют свою деятельность на основании уставов. Типовые положения, являющиеся для ГОУ и МОУ обязательными, для негосударственных образовательных учреждений выполняют функции примерных. В отличие от бюджетных учреждений негосударственные образовательные организации могут быть собственниками имущества в соответствии с законодательством. Имущество, переданное АНО ее учредителями (учредителем), в отличие от учреждения, является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, которое они передают в собственность (п. 1 ст. 10 Федерального Закона «О некоммерческих организациях»).

Образовательные организации (учреждения), являясь некоммерческим организациями, вправе осуществлять предпринимательскую и иную, приносящую доходы, деятельность, но исключительно в случаях, предусмотренных действующим законодательством. При этом все виды осуществляемой образовательными организациями) учреждениями деятельности обязательно должны быть отражены в их уставах.

Образовательные организации (учреждения) вправе открывать филиалы (отделения или иные структурные подразделения), которые могут осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, т.е. также вести образовательный процесс. Филиалы выступают от имени создавшего их учреждения (так как не являются юридическими лицами), действуют на основании устава образовательного учреждения и положения о филиале, а их руководители – на основании доверенности, выдаваемой головным образовательным учреждением. Конкретный перечень филиалов, отделений, иных структурных подразделений в обязательном порядке должен быть указан в уставе образовательного учреждения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации образовательные организации (учреждения), могут быть ликвидированы:

по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В связи с вступлением в силу 01.09.2014 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» автономная некоммерческая организация и частное учреждение будут признаваться унитарными юридическими лицами.

Образовательные учреждения некоммерческие организации

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ — ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

В соответствии с законодательством Российской Федерации физические и юридические лица могут создавать некоммерческие организации с целью оказания услуг, в том числе в сфере образования.
В связи с этим, в статье рассмотрим правовое положение, порядок создания, и другие правовые моменты, касающиеся некоммерческих организаций — частных образовательных учреждений, а также учет доходов и расходов, возникающих в ходе осуществления образовательной деятельности указанными организациями.

Прежде всего, напомним, что образовательная организация может быть создана только в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций, на это указывает пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон N 273-ФЗ). Одной из форм некоммерческих организаций на основании пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) является учреждение.
Согласно пункту 4 статьи 22 Закона N 273-ФЗ в зависимости от того, кем создана образовательная организация, она может быть государственной, муниципальной или частной.
При этом частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций (пункт 7 статьи 22 Закона N 273-ФЗ).
Таким образом, физические и юридические лица вправе создавать некоммерческие организации в форме частных образовательных учреждений. При этом для создания указанных организаций им необходимо руководствоваться, в том числе Федеральным законом от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ).

Рассмотрим особенности правового регулирования некоммерческих организаций.
Итак, Закон N 7-ФЗ определяет особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 7-ФЗ некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Учреждение

Учреждение – это вид некоммерческой организации, которая создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Оно может быть создано любым собственником – государством, муниципальным образованием, хозяйственным товариществом или обществом и т.п.

Порядок создания и дальнейшей деятельности учреждения регулируется Гражданским кодексом РФ, Законом «О некоммерческих организациях», а также Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Многообразие существующих учреждений не поддается описанию. Учреждениями являются органы государственного и муниципального управления, организации культуры и образования, здравоохранения и спорта, органы социальной защиты, правоохранительные органы и многие другие (например, школы, больницы, библиотеки) и др.

В зависимости от собственника выделяют:
Государственные учреждения — учредителями выступают различные государственные органы.
Муниципальные учреждения — учредителями выступают различные муниципальные образования.
Частные учреждения — учредителями выступают физические или юридические лица.

Государственное или муниципальное учреждение бывают бюджетными, автономными, казёнными.

Так как круг учреждений достаточно широк, то их правовой статус определяется многими законами и иными правовыми актами. Не устанавливает законодательство и единых требований к учредительным документам учреждений. Некоторые учреждения действуют на основании устава, другие — на основании типового положения о данном виде организаций, а некоторые — в соответствии с положениями, утвержденными собственником (учредителем). В учредительных документах закрепляется организационная структура учреждения, фиксируются права и обязанности руководителей и прочего персонала учреждения и др.

Управление учреждением осуществляет его собственник, формирующий в порядке, предусмотренном Уставом учреждения, постоянно действующий единоличный и (или) коллегиальный исполнительный орган учреждения.

Следует особо отметить, что учреждение – единственный вид некоммерческой организации, который не являющейся собственником своего имущества. Собственник передает имущество учреждению лишь в оперативное управление. При этом собственник ограничен в возможностях распоряжаться имуществом учреждения. Он вправе лишь изъять лишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Других оснований для изъятия имущества собственником закон не предусматривает. Кроме того, собственник имеет право контролировать использование переданного имущества, поскольку предоставляет его для определенных целей.

Учреждения, имеющие имущество на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются им, во-первых, в пределах, установленных законом, во-вторых, в соответствии с целями своей деятельности, в-третьих, в соответствии с заданиями собственника, в-четвертых, в соответствии с назначением имущества.

Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.

Доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное учреждением по договору или иным основаниям, не являются собственностью учреждения, а поступают только в оперативное управление учреждения.

Основным источником имущества учреждения являются средства, полученные им от собственника по смете. Смета и характеризует их имущественную обособленность. Собственник может финансировать свое учреждение и частично, предоставив ему возможность получать дополнительные доходы от предпринимательства.

Учреждение вправе осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Если учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять деятельность, приносящую доход, то доходы, полученные от этой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере с разрешения собственника.

Учреждение несет ограниченную имущественную ответственность: оно отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности собственник соответствующего имущества несет субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам учреждения.

Законодательство не предусматривает случаев принудительной ликвидации учреждений по требованию его кредиторов, в том числе путем банкротства. При недостаточности денежных средств учреждения его кредиторы предъявляют соответствующие требования к его собственнику, который полностью и всем своим имуществом отвечает по долгам созданного им учреждения.

Регистрация учреждения.

Регистрацию учреждений осуществляет Управление Министерства юстиции РФ.

Для регистрации Учреждения необходимы следующие документы и сведения:

  • Наименование Учреждения, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.
  • Номер налоговой инспекции, в которой необходимо зарегистрировать Учреждение
  • Документы подтверждающие место нахождения Учреждения (юридический адрес)
    в случае предоставления адреса заказчиком:
    Нотариально заверенная копия свидетельства на право собственности арендодателя
    Договор (нотариальная копия либо оригинал)
    Гарантийное письмо (Оригинал гарантийного письма Собственника помещения, о согласии предоставить нежилое помещение в пользование после регистрации организации, с точным указанием адреса, сторон по договору аренды, площади и срока, на которые предоставляется помещение).
    Либо: В случае регистрации Учреждения на домашний адрес одного из учредителей, вместо вышеперечисленных документов предоставляется выписка из домовой книги и финансового лицевого счета.
  • Наименование банка (с указанием местонахождения филиала или контактного телефона банка), в котором необходимо открыть расчетный счет.
  • Сведения о Руководстве Учреждения: Должность руководящего органа (Президент, ген. директор, директор и т.д.) и копия его паспорта.
  • Основные цели и виды деятельности учреждения.
  • Контактный телефон Учреждения.
  • Для учредителей граждан РФ:
    Копии паспортов учредителей.
  • Для учредителей Учреждения — иностранных граждан:
    Переведенный (и заверенный российским нотариусом) паспорт.
  • Для учредителей Учреждения — российских юридических лиц:
    нотариальные копии или копии с оригиналами для сверки:
    Свидетельство о государственной регистрации.
    Свидетельство о внесении в единый государственный реестр юридических лиц для предприятий, зарегистрированных до 01.07.02 года.
    Устав.
    Учредительный договор.
    Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
    Реквизиты организации.
    ФИО руководителя (представителя) организации, должность.
  • Для учредителей учреждения — иностранных юридических лиц
    представляются апостилированные документы, заверенные нотариально с переводом на русский язык (Иностранные документы принимаются только с подлинными отметками о консульской легализации, либо заверенные апостилем, если освобождение от этих процедур не предусмотрено международными соглашениями Российской Федерации, вместе с заверенным нотариально переводом на русский язык):
    Выписка из реестра юридических лиц.
    Справка из налогового органа о наличии номера налогоплательщика.
    Справка из банка о наличии счета.
    Устав.
    Доверенность на представителя юридического лица.

В нашей компании Вы можете заказать услуги по регистрации учреждения.