Объясните понятия человек личность гражданин

Объясните понятия человек личность гражданин

Слово «личность» в английском языке происходит от слова «персона». Первоначально оно обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний поверхностный социальный образ, который принимает человек, когда играет определенные жизненные роли, — некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Отсюда следует, что понятие «личность», в первую очередь, связано с социальной сущностью человека.

Слово «личность» широко используется в повседневном общении наряду с понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность», которые, однако, не являются тождественными. Необходимо провести разграничение между ними, чтобы определить понятие «личность».

Определение. Человекэто социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.

Понятие «человек» используется как предельно общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.

Используя это понятие, психологи подчеркивают, что человек является биологическим и социальным существом одновременно, которое своей жизнедеятельностью оказывает влияние на окружающую среду.

Основные характеристики человека:

особое строение организма;

способность к трудовой деятельности;

Человек как отдельный представитель человечества определяется понятием «индивид».

Определение. Индивид — единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества.

Общие характеристики индивида:

целостность психофизической организации организма;

устойчивость по отношению к окружающей действительности;

Иначе, можно сказать, что индивид — это «конкретный человек» от рождения до смерти. Индивид — исходное состояние человека в филогенетическом и онтогенетическом развитии.

Личность же рассматривается как результат развития индивида, воплощение собственно человеческих качеств. Личность — это социальная сущность человека.

Определение. Личностьэто конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.

Личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами. Личностью не рождаются, личностью становятся.

Сложнее определить понятие «индивидуальность», потому что, помимо личностных особенностей, которые выступают основными составляющими индивидуальности, в неё входят биологические, физиологические и другие особенности человека. Можно дать следующее определение индивидуальности.

Определение. Индивидуальностьэто конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.

С помощью понятия «индивидуальность» чаще всего подчеркивается неповторимость и уникальность каждого человека. С другой стороны, в индивидуальности мы встречает те качества личности и индивидные свойства, которые есть у всех, но имеют разную степень выраженности и образуют сочетания. Все индивидуальные качества проявляются в различных способах поведения, деятельности, общения.

Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение

Наряду с понятием «личность» употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти понятия переплетены между собой.

Человек (с маленькой буквы) — это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы — к человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

При этом, когда говорят о человеке, иногда говорят о Человеке с большой буквы, и это — про другое. «Когда ты станешь Человеком?» — это вопрос «Когда ты станешь разумным и порядочным?»

Индивид — это единичный представитель вида «homo sapiens» . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация — это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность — это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляются такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.

«Когда ты станешь личностью?» — это вопрос про внутреннюю свободу: «Когда ты начнешь жить своей головой, принимать свои решения?» Может быть яркая, свободная, сильная личность и в малой степени Человек — например, бандит. Может быть разумный и порядочный человек, и при этом в малой степени личность — например, хороший человек обыватель, живующий просто как Организм.

§ 1. Человек. Личность. Гражданин

Наиболее широким в триаде «человек — личность — гражданин» является понятие «человек», по определению Владимира Даля — «ка­ждый из людей». Это понятие выражает биологическую сущность че­ловеческого рода, его способность действовать осознанно и волимо.

Человек — это индивид, взятый вне социальных связей, то есть живое существо, представитель человеческого рода. Понятие «личность» выражает социальную сущность человека, его способ­ность вступать в многочисленные социально-полезные связи с другими людьми. Гражданин — это человек, взятый в его отноше­ниях с государством, то есть личность, обладающая определен­ным правовым статусом.

По своему происхождению человек — создание природы, лич­ность — порождение общества, гражданин — продукт государства на известной ступени его развития. Понятия «человек», «личность», 116

«гражданин» отражают разные стороны индивида: первое — матери­альный (биологический) субстрат, второе — социальные качества, третье — статус личности в государственно-организованном обществе.

Взаимосвязь биологических, социально-правовых качеств ин­дивида очевидна: биологическое выступает материальной осно­вой личности, социальное преобразуется в правовой статус лич­ности. Между человеческим, социальным и правовым существует прямая и обратная связь.

С одной стороны, биологическое в человеке предопределяет воз­можности личности и ее правовой статус. Младенец, психически больной человек, слабоумный не являются полноценными лично­стями. Право закрепляет личностные особенности граждан в кате­гориях дееспособности: полной; неполной, частичной, ограничен­ной, нулевой, а также в категориях вменяемости и невменяемости.

С другой стороны, права и свободы граждан, закрепленные с учетом особенностей личности, определяют степень ее свободы и возможность самореализации и тем самим обеспечивают человеку определенный жизненный стандарт.

Следует отметить, что государство не может искусственно за­вышать или занижать объем прав и свобод: завышение делает пра­ва фикцией, а искусственное ограничение ведет к дисфункции со­циальной системы.

Деление индивида на человека и гражданина отразили законо­дательные акты демократических государств, в том числе Декла­рация прав человека и гражданина 1789 г. (Франция), Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г. (Россия) и Консти­туция Российской Федерации 1993 г.

Советские авторы усматривали в таком делении буржуазную фальшь, утверждая, что в буржуазном обществе гражданами и людьми считаются только богатые. В действительности деление всеобщих прав на права человека и гражданина вытекает из раз­личения гражданского общества и государства, то есть из несво- димости человека к его отношениям с государством.

По своей сущности права личности различны: одни являются врожденными — право на жизнь, свободу, безопасность; другие зависят от усмотрения государства, так как получают признание благодаря правотворческой деятельности, как например, право быть гражданином, а не подданным.

Крайних взглядов на права человека придерживаются предста­вители юридического позитивизма и сторонники естественной доктрины права. Позитивисты считают, что права личности пол­ностью зависят от государства. Сторонники теории естественного права, напротив, считают, что врожденные права не зависят от ус­мотрения государства.

Разумный компромисс между этими точками зрения достига­ется благодаря делению всеобщих прав на права человека и права гражданина. Государства, признающие такое деление, исходят из того, что врожденные и неотъемлемые права человека на жизнь, свободу и неприкосновенность должны быть признаны и закреп­лены в законодательном порядке, ибо позитивное право — единст­венно возможная форма выражения и защиты естественных прав.

Задача государства состоит в ограждении естественных прав человека от любых посягательств, в том числе со стороны пред­ставителей государственных органов и должностных лиц.

Права гражданина охватывают другую сферу: отношения лич­ности и государства. Эти права нуждаются не только в ограждении от нарушения, но и в содействии со стороны государства и соз­дании государственных гарантий по их реализации.

Классный час «Человек, личность, гражданин»

Выбранный для просмотра документ Человек.Гражданин.Личность..doc

Тема классного часа: ЧЕЛОВЕК. ЛИЧНОСТЬ. ГРАЖДАНИН.

Цели: воспитывать уважение к себе, к другим людям, фор­ мировать гражданскую позицию.

Оборудование: магнитофон, выска­ зывания о человеке, ватманы для работы групп (3 шт.),

лото (3шт.), клей, листы «социальные роли человека», ручки, анкеты, подарки.

Ход классного часа

Организационный момент. Классный руководитель представляет присутствующих. Все ученики рассаживаются группами. Руководители групп на­ значены заранее. На экране проектора – тема классного часа (СЛАЙД 1).

Классный руководитель: Когда появился человек, он был награждён разумом, способностью к мастерству и искусству. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жи­ лища и т. д., и сегодня наша задача разобраться в том, кто же такой человек, какова его миссия на планете Земля. Известно: сколько людей, столько и мнений. Хочется выяснить вашу позицию в этом вопросе.

Живя в двадцатом веке

В отечестве своём,

Хочу о человеке

Раскрыв листы газеты,

Откуда к нам пришло?

Ведущий: Человек на свет уже рождается человеком! Ба нальная истина?!

Классный руководитель: Так что же такое человек? Какие понятия включает в себя это слово? (пока­зывает схему — СЛАЙД 2).

Человек

индивид организм индивидуальность личность гражданин

Все эти понятия относятся к каждому человеку. Попробуем ра­зобраться сначала с понятиями «индивид», «организм», «индивидуальность».

На столе у каждой группы находятся ватман с одним из этих понятий и в конверте карточки лото

( Homo sapiens , система пищеварения, голова, рост, вес, руки, единичное, походка, внешность, природное существо, принадлеж­ность к роду человеческому, ноги, голос, почерк, сердце, система кровообращения).

За 5 минут ка­ждой группе необходимо выбрать и приклеить на ватман карточ­ки, которые подходят к данному понятию, раскрывают его суть. После окончания работы каждой группе необходимо объяснить, почему взя­ты именно эти карточки.

1 -я г р у п п а. Человек-индивид.

Homo sapiens , единичное, природное существо, принадлеж­ность к роду человеческому.

2-я группа. Человек-организм.

Голова, руки, ноги, сердце, система кровообращения, система пищеварения.

3-я группа. Человек-индивидуальность.

Рост, вес, голос, почерк, походка, внешность.

(Командиры групп объясняют, почему они выбрали именно эти понятия.)

Классный руководитель: Спасибо всем группам.

Ведущий: Во всём мне хочется дойти

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До основанья, до корней,

Всё время схватывая нить

Жить, думать, чувствовать, любить,

Классный руководитель: Продолжим работу по углуб­ лению и расширению наших представлений о человеке. Каждый родившийся человек естественно включается в жизнь общества. Общество — это все человечество в его истории и перспективе. В обществе между людьми складываются отношения. В разных жиз­ ненных ситуациях один и тот же человек играет в обществе разные социальные роли.

Перед вами лежат листы бумаги, сейчас мы предпримем «Моз­говой штурм». Предлагаю вам в течение одной минуты, не совеща­ясь, написать: в какой социальной роли вы выступаете в разных жизненных обстоятельствах. Выразите своё социальное «я».

«Мозговой штурм» (1 мин). Сын, дочь, ученик, покупатель, пешеход и т.д. Обсуждение ответов.

Классный руководитель. Мы назвали далеко не все со­циальные роли. Большинство из нас выступают в одинаковых со­циальных ролях. Но каждый выделяется из группы людей своей неповторимостью, своими особенными качествами, каждый из нас личность.

И сказать тут вправе я:

Радость — в складчину,

Горе — в складчину,

Чтоб не съело душу тщеславие,

Как съедает железо ржавчина.

Чтоб не вымерли твои помыслы,

Будто лужа при первом заморозке,

Так с нивой цвесть колосу.

Так с волнами волне плыть взаплески.

Никого бедой не испытывай.

Рядом с горем не празднуй оргии,

На чужой урожай не рассчитывай.

Сам паши, сам и сей,

Сорняки сам выдёргивай.

И ни облачка опасения.

И любая напасть развеется,

Как листва на ветру осенняя.

Классный руководитель: Что же такое личность? (СЛАЙД 3)

Обобщение ответов: «Личность» — очень многозначное слово. В этом понятии выража­ется самое главное, что присуще данному человеку, — совокупность его внутренних свойств как существа общественного, таких, как черты разума, души, поведения, что любит, ценит, как относится к другим, умеет ли твёрдо держать своё слово, самостоятелен он или податлив чужой воле. Человек и личность — это не синонимы. Че­ловек ещё не может быть личностью (например, новорождённый), но личность — это всегда человек, и личностью не может быть ни­кто, кроме человека. Личность неповторима, как и человек. Лич­ность — это человек как носитель сознания. Личностью не рожда­ются, а становятся в определённых общественных условиях. В за­висимости от многих жизненных обстоятельств человек может стать цельной, уважаемой в обществе личностью, а может ею и не стать. Какими же качествами должен обладать человек, которого можно назвать цельной, гармоничной личностью? На этот вопрос вам поможет ответить литературный кроссворд.

Кроссворд (СЛАЙД 5)

Вопросы к кроссворду:

1. Ум легкомыслен и упорен.

В суждениях скор и слишком смел.

Нет, человек не так-то бел,

Да и, опять, не так-то чёрен.

2. Если люди тебя уважают,
Часто просят дать им совет,

И тебя очень многие знают,

Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.

Владеет собой среди толпы смятенной,
Ответственность несёт всегда за тех,
Кто верит вновь, наперекор Вселенной,
В тебя и в твой в делах успех.

Сравнима любовь твоя
С чем в настоящем?
Сравнима с огнём она,
Вечно горящим.

Можно жить безмятежно, условясь
Зло считать для удобства добром.
Но что делать тому, чья совесть
Всё нежданно поставит ребром?

Оттенков множество для глаз:
Нет в людях краски безусловной,
Добра не чужд иной виновный,
И праведник грешит сто раз.

Всегда бывает счастлив тот человек.
Кто цель благородную в жизни поставит.
Кто живёт для людей свой недолгий век,
Тот след глубокий на земле оставит.

Ответы: 1. смелость; 2. авторитет; 3. творчество; А. ответст­венность; 5. любовь; 6. совесть; 7. доброта; 8. цель.

Классный руководитель (после заполнения кроссворда): Согласны ли вы, что именно эти черты присущи цельной, гармо­ ничной личности? Особым авторитетом пользуются люди, которые отказываются от своих интересов ради общества, других людей, проявляют целеустремлённость и силу духа. Таких людей называ­ ют сильными людьми, сильными личностями. Именно благодаря им происходит развитие общества. И не всегда сильные личности являются людьми известными. Например, в сталинские времена были личности, которых не сломили тюрьмы и лагеря, которые вы­ держали все испытания, не предали своих товарищей, оставались верными своим идеалам, ценностям, принципам, не открещивались от своих поступков, не изменили себе.

Каждый из нас личность, каждому присущи свои положитель­ные качества, и если бы каждый смог применить их в полной мере, то наше общество усовершенствовалось бы в нравственном отно­шении.

Молодость! Возьми с собой в дорогу

Самую заветную мечту;

За людей душевную тревогу,

Сердца жар и мыслей красоту,

Стойкость в бурях жизни,

Мужество во всём и до конца,

Имя гражданина и борца.

Классный руководитель: Гражданин — это человек, владеющий правами. Слово «гражданин» употребляется в различ­ ных смыслах: во-первых, это жители какой-то страны, имеющие право гражданства. Во-вторых, начиная с античных времён и до наших дней, оно имеет и более глубокий смысл, связанный с пра­ вами человека, его свободой и ответственностью. В Древней Гре­ ции быть гражданином могли не многие, это было почётно. Граж­ данином называли не всякого свободного человека, не говоря уже о рабах. Гражданин обладал важными правами как в личной, так и в политической жизни. Но у него были и серьёзные обязанности: прежде всего, соблюдать законы и защищать отечество.

Кто же такой гражданин сегодня в нашей стране?

Это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий за­кон и отвечающий за свои поступки. Каждый человек общества должен иметь свою гражданскую позицию. А гражданская позиция невозможна без политической, нравственной и правовой культуры. Я хочу предложить вам несколько ситуаций, которые нужно обсу­дить с точки зрения гражданской позиции всех действующих лиц и вас.

Ситуация 1. Учитель обсуждает с учеником вопрос о его ку­ рении за пределами школы.

Личное ли это дело каждого? Почему?

Имеет ли право курить в общественном месте? Почему?

Наносит ли вред окружающим и себе? Каким образом?

Какую гражданскую позицию он занимает? Какие законы,
права нарушает?

Какой вред он наносит государству?

Какой должна быть гражданская позиция в этом вопросе?

Ситуация 2. Два ученика во время перемены о чём-то бесе­ дуют. Один раскачивается на учительском стуле и ломает его. Дру­зья договариваются никому об этом не говорить. Учитель замечает, что стул сломан, начинает расспрашивать о случившемся. Не до­бившись ответа от класса, собирает деньги на новый стул.

Имел ли ученик право брать стул учителя? Почему?

Какое право здесь нарушено?

Должен ли человек, если он добропорядочный гражданин, сознаться в содеянном? Если должен, то как и с какими последст­виями?

Как мы видим на этом простом примере, наказывается не один человек, а целый класс. Получается наказание невиновных, способно ли оно пробудить совесть?

Какое отношение будет к этому человеку в классе, если од­ноклассники потом всё-таки узнают, кто истинный виновник?

6. Что должен сделать данный школьник, чтобы исправить сложившееся положение?

Классный руководитель. Я надеюсь, что наш разговор о гражданской позиции каждого школьника не закончен, и вы ещё раз задумаетесь над этим, оказавшись в других, скорее всего, более сложных жизненных ситуациях. И пусть каждый из вас выберет своё правильное решение. И пусть каждый чаще задаёт себе такие вопросы:

Объясните значения следующих понятий : Гражданин,Гражданство,Права человека,Паспорт

Хочешь пользоваться сайтом без рекламы?
Подключи Знания Плюс, чтобы не смотреть ролики

Больше никакой рекламы

Хочешь пользоваться сайтом без рекламы?
Подключи Знания Плюс, чтобы не смотреть ролики

Больше никакой рекламы

Ответы и объяснения

Ответы и объяснения

  • missyulia22
  • новичок

Гражданин — индивид, на политико-правовой основе связанный с определенным государством , что позволяет правоспособному гражданину, по отношению к другим гражданам и обществу (государству), иметь взаимные права,обязанности и, в их рамках, свободы . По своему правовому положению граждане конкретного государства отличаются от иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории этого государства.
Гражда́нство — устойчивая правовая связь человека и государства выражающаяся в наличии взаимных прав, обязанностей и
ответственности.
Права́ челове́ка — права , образующие основу правового статуса личности
Паспорт — документ, удостоверяющий личность человека.