Континентальная система права курсовая

Романо-германская правовая семья, её характеристика

Главная > Реферат >Государство и право

Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам

и товарным знакам

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

Кафедра «Теории государства и права»

по дисциплине: «Теория государства и права»

«Романо-германская правовая семья»

студент группы ЮР-812Б

Пономаренко В. Е.

Оглавление

1. Понятие правовой семьи 5

2. Характеристика источников права континентальной семьи 10

3. Нормативный акт как основной источник права: понятие, виды 13

4. Характеристика юридических учреждений европейских стран 16

5. Перспективы развития континентальной правовой семьи 18

Список литературы 21

В современном мире усиливаются интеграционные процессы во многих сферах государственной и общественной жизни. Это относится и к правовой сфере. Это обусловливает необходимость обобщения и дальнейшего развития знаний о сравнительном правоведении. Одной из наиболее важных и устойчивых разновидностей правовых образований являются правовые «семьи». Давно вошедшее в оборот данное понятие отражает своеобразие правопонимания разных народов и наций, источников их правовых систем. Его содержание и виды правовых семей, обстоятельно раскрыты в трудах компаративистов. Во второй половине XX в. отчетливо проявляется тенденция сближения и даже «переплетения» отдельных ячеек этих семей, при общем сохранении и даже некотором усилении специфики. На рубеже XXI в. ощутимо их мощное влияние на геополитическую картину мира.

Определить место российской правовой системы в этой сложнейшей динамичной системе достаточно трудно. Российское право при этом чаще всего рассматривается как система, имеющая весьма широкий спектр общих черт и признаков с другими правовыми семьями и системами, но все в большей мере тяготеющая к континентальной правовой семье. Россия всегда «входила в романо-германскую правовую семью», – заявляет Р. Давид и К. Жоффре-Спинози. «Русская юридическая наука, – подчеркивают авторы, – многое заимствовала из византийского права, то есть из римского права, и из стран континентальной Европы, придерживающихся романской системы». Правда, оговариваются исследователи, «существовали оригинальные русские обычаи и акты», как существовали в XVIII в. оригинальные французские и немецкие обычаи и ордонансы, но так же, как во Франции и в Германии в XVIII веке, «в России не было другой правовой науки, кроме романской. Категории русского права – это категории романской системы». Концепцией права, принятой в российских университетах и в юридической практике, была романская концепция 1 . Подобного же взгляда на характер отношений российского и континентального права придерживались и придерживаются и другие зарубежные и отечественные авторы.

Не вдаваясь в подробности рассмотрения различных точек зрения и вариантов ответа на вопрос о характере отношений российского права с романо-германским, о принадлежности или, наоборот, о непринадлежности первого ко второму, отметим лишь, что у каждого подхода есть свои особые аргументы.

В свете изложенного выше, цель данной работы можно определить как установление наиболее существенных отличительных черт континентальной правовой семьи, выделение различных подходов к ее изучению, определение перспектив развития системы в целом и Российской правовой системы как ее части.

1. Понятие правовой семьи

Понятие правовой семьи является одним из центральных понятий сравнительного правоведения. Термин «правовая семья» используется наряду с термином «правовая система», имеющим двоякий смысл. В узком смысле под правовой системой принято понимать совокупность источников права и юрисдикционных органов конкретного государства (а иногда и его обособленной части). В более широком смысле это понятие включает также ряд других компонентов — правовую культуру, правовую идеологию, правовую науку, иные, в том числе негосударственные правовые институты (адвокатура, юридические фирмы, профессиональные сообщества юристов). Если правовая система функционирует в масштабах страны, говорят о «национальной (федеральной) правовой системе», если в пределах частей страны — о «региональной правовой системе» (например, в США наряду с федеральной существуют правовая система штатов). Следует различать понятия «правовая семья» и «правовая система». В данной работе я буду придерживаться наиболее распространенного понимания правовой семьи, согласно которому она представляет собой совокупность национальных правовых систем, которые объединяют общность форм права, источников права, основных понятий, структуры права и исторического пути его формирования. Классификация правовых семей является предметом длительных споров между учеными-компаративистами. Одной из основных в современном сравнительном правоведении можно назвать классификацию западногерманского компаративиста К. Цвайгерта. Он выдвигает в качестве критерия классификации понятие «правовой стиль». «Стиль права» складывается, по мнению К. Цвайгерта, из пяти групп факторов: 1) происхождение и эволюция правовой системы; 2) своеобразие юридического мышления: 3) специфические правовые институты; 4) природа источников права и способы их толкования; 5) идеологические факторы. На этой основе К. Цвайгерт различает восемь «правовых кругов»:

Наряду с приведенной классификацией существуют множество других, среди которых наиболее авторитетной является приведенная в работе известного французского специалиста в области сравнительного правоведения Рене Давида «Основные правовые системы современности» (1964 г.). Классификация, данная им в этой монографии, остается одной из основных в правоведении до настоящего времени.

На основе комбинации юридико-технических и идеологических критериев Давид выделил следующие три основные «семьи права»:

англо-американскую (систему общего права);

Наряду с этим, по Р. Давиду, существуют следующие самостоятельные типы религиозного и традиционного права:

Выделять социалистическое право было принято до начала 1990-х гг., однако после падения коммунистических режимов в большинстве таких стран и проведения радикальных рыночных реформ в ряде оставшихся (КНР, Вьетнам), существование этой системы оказалось под вопросом.

Обе приведенные классификации имеют долю условности, так как некоторые страны или районы в силу особенностей исторического развития не могут быть отнесены ни к одной правовой семье (так, право Шотландии представляет собой своеобразную смесь общего и романо-германского права). Однако ценность понятия правовой семьи заключается в том, что оно дает дополнительные аналитические возможности для комплексного анализа правовой сферы различных стран.

Так, романо-германская правовая семья является наиболее древней и широко распространившейся в мире. Она включает различные страны, в которых юридическая наука сложилась на основе римского права. В настоящее время романо-германская правовая семья рассеяна по всему свету. Она вышла далеко за пределы бывшей Римской империи и распространилась на всю Латинскую Америку, значительную часть Африки, страны Ближнего Востока, Японию, Индонезию.

Рассмотрим историю возникновения романо-германской семьи подробнее.

Датой, когда с научной точки зрения появилась система романо-германского права, считается XIII век. До этого времени, вне всякого сомнения, существовали элементы, с помощью которых она в дальнейшем создавалась, но тогда было еще рано говорить о системе и, может быть, даже о праве в современном его понимании. Поэтому первым периодом можно считать период, предшествующий XIII веку, когда собирались материалы, но еще отсутствовали попытки синтезировать их и когда не было даже какой-либо системы. Второй период начался с возрождения изучения римского права в университетах. В течение пяти веков в системе господствовала доктрина, под определяющим влиянием которой эволюционировала и правовая практика в различных государствах. Доктрина подготовила вместе со школой естественного права наступление следующего периода, в котором мы находимся и в настоящее время — периода, где преобладает законодательство.

Создание романо-германской правовой семьи связано с возрождением, которое произошло в XII и XIII веках на западе Европы. Это возрождение проявилось во всех планах; одним из его важных аспектов был аспект юридический. Новое общество вновь осознало необходимость права; оно начало понимать, что только право может обеспечить порядок и безопасность, которых требует божественный замысел и которые необходимы для прогресса. Идеал христианского общества, основанного на милосердии, был отброшен, равно как и идея создания на Земле града божьего. В XIII веке уже перестали смешивать религию и мораль с гражданским порядком и правом. За правом вновь была признана его собственная роль и автономия, которые стали характерными для западных образа мысли и цивилизации.

Идея, что общество должно управляться правом и подчиняться нормам разума, не была совершенно новой. В отношениях между частными лицами она допускалась римлянами. Но возврат к этой идее в XII веке — революционный шаг. Философы и юристы требовали, чтобы общественные отношения были основаны на праве и чтобы был положен конец режиму анархии и произвола, царившему в течение веков. Они хотели нового права, основанного на справедливости, постигнуть которую позволяет разум; они одновременно осуждали произвол и отвергали обращение в гражданских отношениях к сверхъестественному. Это движение в XII и XIII веках столь же революционно, как в XVIII веке движение за замену личной власти демократией или движение XX века, которое стремилось заменить анархию капиталистического строя марксистской общественной организацией. Гражданское общество должно основываться на праве: право должно обеспечить в гражданском обществе порядок и прогресс. Эти идеи становятся господствующими в Западной Европе в XII и XIII веках и будут там безраздельно царить вплоть до наших дней.

Зарождение романо-германской правовой системы в XII и ХIII веках никоим образом не является результатом утверждения политической власти или централизации, осуществленной королевской властью. Этим романо-германская правовая система отличается от английского права, где развитие общего права было связано с усилением королевской власти и с существованием сильно централизованных королевских судов. На Европейском континенте ничего подобного не наблюдалось. Система романо-германского права, напротив, утверждается в эпоху, когда Европа не только не составляет единого целого, но сама идея такого рода кажется несбыточной. В эту эпоху становится очевидным, что усилия папства или империи не приведут к восстановлению в политическом плане единства Римской империи. Система романо-германского права никогда не основывалась ни на чем ином, кроме общности культуры. Она возникла и продолжала существовать независимо от каких-либо политических целей; это важно подчеркнуть. 2

Дальнейшее развитие романо-германской правовой системы будет рассмотрено в ходе изучения законов, норм и обычаев.

Континентальная система права (2)

Главная > Реферат >Государство и право

КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРАВА.

2.Понятие правовой системы.

3.Романо-германская правовая система.

4.Англо-саксонская правовая система.

5.Мусульманская правовая система.

6.Социалистическая правовая система.

7.Русская правовая система.

В современном мире каждое имеет свое право. Свое право имеют также и негосударственные общности: каноническое право, индусское право, и т.д. Существует также и международное право, призванное регулировать во глобальном либо региональном масштабе межгосударственные и снаружи торговые дела.

Право различных государств сформулировано на различных языках, употребляет различную технику и сотворено для обществ с Очень разными структурами, правилами, верованиями.

В современном мире существует множество правовых систем.
Правовая система-понятие наиболее обширное и объемное, чем просто понятие “право”.

ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ.

Правовая система. — это совокупа взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых сретств, регулирующих Публичные дела, также частей, характеризующих,уровень правового развития той либо другой страны.
Правовая система-это вся “правовая действительность” данного Страны. В этом широком понятии выделяются активные элементы, тесновато связанные меж собой. Это:

-собственно право как система обязательных норм, выраженных в законе, других, признаваемых государством источниках

-правовая идеология-активная сторона правосознания

Понятие “правовая система” имеет существенное значение для Свойства права той либо другой конкретной страны. Традиционно в этом случае говорится о “национальной правовой системе”, к примеру, Англии, Германии, и т.д.

Различия меж правом различных государств существенно уменьшаются, ежели исходить не из содержания конкретных норм, а из их наиболее Неизменных частей, использованных для сотворения, толкования, оценки норм. Сами нормы могут быть нескончаемо разнообразны, но Методы их выработки, систематизации, толкования демонстрируют наличие неких типов, которых не так много. Потому Появилась группировка правовых систем в”семьи”.

Категория “правовая семья” служит для обозначения группы правовых систем,имеющих сходные юридические признаки, дозволяющие говорить об относительном единстве этих систем. Это сходство является результатом их конкретно-исторического и логического развития.

Заслуживает подход западных компративистов, отрицающих типологию правовых систем единственно по признаку их классовой сущности. При классификации они употребляют разные причины, начиная с этических, рассовых, географических, религиозных и заканчивая юридической техникой и стилем права.Отсюда множество классификаций.

Одна из самых фаворитных — классификация правовых семей, данная Рене Давидом. Она базирована на сочетании 2-ух критериев: идеологии, включающую религию, философию, экономические и социальные структуры, и юридической техники, вклющающие в качестве основной составляющей источники права.

Р.Давид выдвинул идею трихотомии — выделения 3-х главных семей: романо-германской, англо-саксонской, и социалистической. К ним примыкает остальной юридический мир, который получил Заглавие “религиозные и традиционные системы”.

Иная классификация была предложена К.Цвайгертом и
Г.Котцем в книжке “Введение в правовые сопоставления в личном праве”, вышедшей в 1971 году. В базу данной классификации положен аспект “правового стиля”.

“Стиль права” по мнению создателей, складывается из 5 Причин: происхождение и эволюция правовых систем, своеобразие юридического мышления, специальные правовые университеты, природа источников права и методы их толкования, идеологические Причины.

На базе этого различаются последующие “правовые круги”: романский, германский, скандинавский, англо — американский, социалистический, право ислама, индуистское право. По существу, получен этот же итог, что и у Р.Давида.

При всем этом, во всех вариантах, не учитывается марксистско — ленинская типология права, в базе которой лежит аспект общественно-экономической формации (рабовладельческое право, феодальное право, буржуазное право, социалистическое право).
А.Х.Саидов полает, что лишь единство глобальной марксистско — ленинской типологии и внутритиповой классификации правовых систем, дает возможность составить целостное представление о правовой карте мира. Он выделяет снутри буржуазного типа права восемь правовых семей: романо — германскую, скандинавскую, латино-американскую, правовую семью “общего права”, и дальневосточную правовую семью. Они рассматриваются наряду с семьей социалистического права. В пределах социалистической правовой семьи, сейчас уже в историческом нюансе, существовали относительно самостоятельные группы: русская правовая система, правовые системы соцстран Европы, правовые системы соцстран
Азии, и правовая система республики Куба.

Таким образом, существует несколько точек на классификацию правовых систем реального и недалекого прошедшего.

Сейчас рассмотрим наиболее тщательно главные правовые семьи.

РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ.

Романо-германская правовая семья либо система континентального права (Франция, Германия, Италия, Испания и т.д.) имеет длинноватую юридическую историю. Она сложилась в Европе в итоге усилий ученых европейских институтов, которые выработали и развили, начиная с 12 века на базе кодефикации Правителя Юстиниана общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира.

Р.Давид подчеркивает, что романо-германская правовая семья в собственном историческом развитии не была продуктом деятельности феодальной гос власти (в этом её отличие от формирования британского “общего права”), а была только продуктом культуры, независящим от политики. Это в которой мере Правильно по отношению к первой, доктринальной стадии рецепции. О Последующей стадии, когда римское право (а поточнее право, основанное на римском). воспринималось законодателем, этого сказать нельзя. Формирование романо-германской правовой семьи было подчинено общим, закономерным связям права с экономикой и политикой, и не быть может понято вне учета сложного процесса развития капиталистических отношений в недрах феодального общества, прежде всего отношений принадлежности, обмена, перехода от внеэкономического к экономическому принуждению. Тут на 1-ый план выдвинуты нормы и принципы права, которые рассматриваются как правила поведения, отвечающие требованиям морали и прежде всего справедливости. Юридическая наука видит свою основную задачку в том, чтоб найти, какими должны быть эти нормы.

Рецепция римского права привела к тому, что еще в период феодализма правовые системы европейских стран-их правовая доктрина,юридическая техника заполучили определенное сходство.

Начиная с 19 века главным источником (формой) права, где господствует эта семья является закон0. Буржуазные революции коренным образом изменили классовую природу права, отменили феодальные правовые университеты, превратили закон в основной источник права.

“Закон образует как бы скелет правопорядка, обхватывает все его нюансы, а жизнь этому скелету, в значимой степени придают другие причины. Закон не рассматривается узко и текстуально, а часто зависит от расширительных способов его толкования, в каких проявляется творческая роль доктрины и судебной практики. Юристы и сам закон теоретически признают, что законодательный порядок может иметь пробелы, но пробелы эти Фактически не значительны.”

Во всех странах романо-германской семьи есть писаные конституции, за нормами которых признается высшая юридическая сила. Она выражается как в согласовании конституции законов и подзаконных актов, так и в установлении большинством стран судебного контроля за конституционностью обыденных законов.
Конституции разграничивают компетенцию разных государственных органов в сфере правотворчества и в согласовании с данной компетенцией проводят дифференциацию разных источников права.

В романо-германской юридической доктрине и, основным образом, в законодательной практике различают три разновидности обыденного закона: кодексы, особые законы (текущее законодательство) и сводные тексты норм.В большинстве континентальных государств приняты и действуют: гражданские (или гражданские и торговые), уголовные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и некие остальные кодексы.

Система текущего законодательства также очень разнообразна. Законы регулируют отдельные сферы публичных отношений, к примеру, акционерные законы. Число их в каждой стране велико.
Особенное место занимают сводные тексты налогового закодательства.

Посреди источников романо-германского права велика (и все Наиболее растет) роль подзаконных актов: регламентов, административных циркуляров, декретов министров и остальных.

В романо-германской семье довольно обширно употребляются Некие общие принципы, которые юристы могут отыскать в самом законе, а в случае необходимости и в не закона. Эти принципы демонстрируют подчинение права велению справедливости в том виде, как крайнее понимается в определенную эру и в определенный момент.
Сам законодатель своим авторитетом закрепляет некие новейшие формулы
(К примеру, ст.2 швейцарского гражданского кодекса устонавлевает,что воплощение какого-то права запрещается,ежели оно очевидно Превосходит пределы,установленные хорошей совестью, либо Хорошими правами, либо социальной и экономической целью права)

В наши дни, как и в прошедшем, в романо-германской правовой семье доктрина составляет очень жизненный источник права. Она влияет как на законодателя, так и на правоприменителя(к примеру, употребляется в Истолковании законов).

Своеобразно положение обычая в системе источников романо- германского права. Он может действовать не только в “дополнение к закону” но и “кроме закона”. Возможны ситуации, когда обычай занимает положение “против закона” (к примеру в Италии, в навигационном праве, где морской обычай превалирует над нормой гражданского кодекса). В целом, но, сейчас за редким исключением обычай растерял характер самостоятельного источника права.

По вопросу о судебной практике, как источника романо-германского права позиция доктрины очень противоречива.
Невзирая на это можно сделать вывод о способности отнесения судебной практики к числу вспомогательных источников. В первую очередь это касается “кассационного прецедента”. Кассационный Трибунал — это высшая инстанция. Потому, в сущности и “простое” судебное решение,основанное, к примеру, на аналогии либо на общих принципах, благополучно пройдя “кассационный этап”, может восприниматься иными судами при решении схожих дел, как фактический прецедент. Тут можно говорить о судебном прецеденте как о неком исключении, не затрагивающем исходного принципа господства закона. Является принципиально Принципиальным, что суды не преобразуются в законодателя.

Мы разглядели общие признаки правовых систем государств, принадлежащих к романо-германской правовой семье. Но наряду с общими признаками, эти системы имеют и свои значительные отличия. Рассмотрим в сопостовительном плане системы 2-ух государств, принадлежащих к данной семье: Франции и ФРГ (Германии).

Французская правовая система с одной стороны и немецкая с Иной послужили той моделью, на основании которой снутри романо-германской правовой семьи выделяют две правовые группы: романскую, куда входят Франция, Бельгия, Люксенбург, Голландия,
Италия, Португалия, Испания; и германскую, включающую кроме
Германии Австрию, Швейцарию и некие остальные страны. Снутри романо-германского права группа “римского” (романского) права, которая более сильно отражена во французском праве,различается от группы германского права, на которое оказала существенное влияние немецкая правовая наука.

Франция. имеет длительную правовую историю и в базе её современной системы источников права до сих пор лежат кодексы наполеоновской эры. Общепризнанно, что невзирая на Бессчетные поправки, кодексы эти устарели, а в современный Шаг собственного правового развития страна вступила с большой массой правовых актов, лежащих за пределами традиционной кодефикации.
Главным направлением упорядочинения данной массы актов стала разработка кодексов по типу отраслевых сборников, включающих как законодательные так и подзаконные акты. Начиная с 50-х годов принято несколько 10-ов таковых кодексов, которые по собственной правовой природе являются актами систематизации, консолидации Работающего права. Французкие юристы отмечают два момента, отличающие эти кодексы от наполеоновских кодефикаций.
Во-1-х,они затрагивают очень узенькие области(кодекс сберкасс,лесной кодекс и т.д.). Во-2-х, эти кодексы не преследуют цель “переосмыслить” совокупа норм той либо другой отрасли права, а ориентированы на логическую перегруппировку уже принятых законодательных актов и регламентов.

Эта новая кодефикация ослабила принцип верховенства законов-кодексов в его традиционном понимании. 2-ой удар по престижу закона нанесла Конституция 1958 года ,перевернувшая
“классическое” распределение компетенции меж законодательной и исполнительной властями. Конституция перечислила круг вопросов, входящих в компетенцию парламента и тем самым ограничила сферу его законодательной деятельности. И, напротив, компетенция исполнительной власти значительно расширилась, и соответственно возросли удельный вес и значение её актов в системе источников права.

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

электронное учебное пособие

Краткий конспект лекций по курсу

Тема 24. Основные тенденции развития государственно-правовых систем

1. Англосаксонская правовая семья.

1. Англосаксонской правовой семьей принято считать совокупность правовых систем Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и других стран. Отличительной чертой данной семьи считается то, что главным источником права выступает судебный прецедент, а основными творцами права являются судьи.

2. В своем становлении англосаксонская правовая семья прошла 4 основных этапа:

до 1066 г. (нормандского завоевания Англии) — отсутствие общего для всех права; основным источником права являлись местные обычаи, различные для каждой местности;

1066 — 1485 г.т. (от нормандского завоевания Англии до установления власти династии Тюдоров) — централизация страны, создание (в противовес местным обычаям) общего права для всей страны, которое отправляли королевские суды;

1485 — 1832 гг. — период расцвета общего права и его упадка: нормы общего права стали отставать от реальной действительности: во-первых, общее право было слишком формальным и громоздким, что снижало его эффективность; во-вторых, дела, которые было сложно либо невозможно решать, опираясь на общее право, стали разрешаться при помощи возникшего «права справедливости», которое самостоятельно творил английский лорд-канцлер (представитель короля), исходя из принципов справедливости;

1832 г. — наши дни — судебная реформа 1832 г. в Англии, в результате которой судьи получили возможность по своему усмотрению решать юридические дела, опираясь как на общее право, так и на собственное понимание справедливости (то есть при рассмотрении дел судьями принимаются во внимание как образцы решения подобных дел в прошлом (судебный прецедент), так и мнение судей, основанное на их собственном понимании справедливости, — «судьи творят право, право есть то, что говорят о нем судьи»); распространение данной системы на английские колонии, где они прижились с учетом местной специфики.

3. Помимо исключительно широких прав судей в создании права и роли судебного прецедента особенностями англосаксонской правовой семьи являются:

индивидуальный (казуистический) характер юридических прецедентов;

приоритет прав человека (защищаемых судом);

главенствующая роль процессуального (доказательственного) права, оказывающего влияние на право материальное;

отсутствие четкого разделения права на частное и публичное;

отсутствие отраслевых кодексов.

2. Романо-германская (континентальная) правовая семья.

1. Романо германская правовая семья — совокупность правовых систем континентальной Европы; Северной Африки; Южной Америки; Японии; России (чья правовая система близка к романо-германской правовой семье); некоторых других государств, отличительная особенность которых в том, что основным источником права в данной правовой семье является нормативно-правовой акт, которые составляют единую иерархическую систему нормативных актов.

2. Основой возникновения романо-германской правовой семьи послужило римское право.

В своем становлении романо-германская правовая семья прошла три основных этапа:

эпоха Римской империи — XII в. н. э. — зарождение римского права и его упадок в связи с гибелью Римской империи (476 г. н. э.), господство в Европе архаических способов решения споров — поединки, ордалии (испытания), колдовство и т. д., то есть фактическое отсутствие права;

ХШ- XVII вв. — возрождение (ренессанс) римского права, распространение его в Европе и приспособление к новым условиям, достижение независимости права от королевской власти; XVIII в. — наши дни — кодификация права, появление конституций (основных законов) — первые — США (1787), Польша (1791), Франция (1791) и отраслевых кодексов — первые — Гражданский кодекс Франции 1804 г. (кодекс Наполеона), Гражданское уложение Германии — 1896 г., создание национальных правовых систем.

3. Романо- германскаяправовая система отличается следующими особенностями:

нормативно-правовой акт является основам источником права;

нормативно-правовые акты составляют иерархическую систему; «во главе» данной иерархической системы нормативных актов стоит конституция (основной закон) — документ высшей юридической силы, принимаемый обычно парламентом или народом на референдуме (либо издаваемый монархом);

система права делится на две большие части — публичное право (регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением власти, и т. д.) и частное право (регулирует вопросы частной жизни граждан);

публичное и частное права делятся на специализированные отрасли права (например, гражданское, семейное, уголовное, конституционное и др.);

«во главе» отрасли, как правило, находится комплексный стабильный акт, содержащий основные положения данной отрасли права и применяемый непосредственно, — кодекс;

главными творцами права являются законодатели, а не судьи;

большое значение имеют подзаконные акты (указы, положения, инструкции и т. д.), а также доктрина (теория) права, вырабатываемая в университетах и научных учреждениях;

судьи являются не создателями права, а его применителями.

3. Семья мусульманского (религиозного) права.

1. Семья мусульманского права — совокупность правовых систем стран, где сильное влияние имеет исламская религия,- Ирана, Саудовской Аравии, Ирака, Пакистана, некоторых других государств.

Отличительными чертами мусульманской правовой семьи является то, что:

одним из главных источников права являются религиозно-правовые принципы, содержащиеся в священных книгах мусульман, — Коране, Сунне, Иджме;

в ряде мусульманских стран имеет место дуализм правовой системы: сосуществование кодифицированного права и исламских религиозно-нравственных принципов.

2. Помимо вышеуказанных признаков особенностями правовой системы стран мусульманской правовой семьи являются:

признание Божественного происхождения права, а следовательно, его обязательности и нерушимости;

переплетение юридических норм с религиозными, философскими, нравственными корнями, а также обычаями;

вторичное значение нормативно-правовых актов;

незначительная роль судебной практики;

большой авторитет доктрин (произведений ученых-юристов и мусульманских деятелей);

непосредственность применения права, небольшое значение процесса и слабый формализм;

приоритет не прав и свобод человека, а обязанностей и соблюдения запретов.

Сходные особенности имеют правовые системы стран религиозного немусульманского права (например: индуистского — Бангладеш, Непал, Гайана), однако мусульманское право является самым распространенным видом религиозного права.

4. Семья традиционного (обычного) права.

1. Семья традиционного права — наиболее архаичная из существующих правовых систем. Главная особенность данной семьи в том, что основным источником права является обычай (традиция). Подобные правовые системы сохранились в ряде государств Африки; на территории проживания находящихся в догосударственном состоянии племен Южной Америки; Индонезии и Папуа-Новой Гвинеи; на островах Океании.

2. Также к особенностям данной правовой семьи можно отнести следующее:

неписаный (некодифицированный) характер права;

основу обычаев составляют моральные, философские, юридические нормы, а также мифология;

сосуществование отдельно друг от друга «цивилизованной» правовой системы и традиционной (Индонезия, Бразилия), признание государством за племенами, не интегрированными в государственную жизнь, права творить правосудие, опираясь на свои обычаи;

регулирование обычаями, как правило, поведение коллектива, а не отдельного индивидуума;

коллективная ответственность группы (племени, семьи) за правонарушение, совершенное ее членом;

осуществление правосудия непосредственно потерпевшим либо мудрецами, жрецами, вождями;

архаичность многих обычаев;

уклон в сторону примирения, а не наказания при незначительных правонарушениях;

месть — при тяжком преступлении («око за око, зуб за зуб, кровь за кровь»).

Литература

  1. Базедов Юрген. Возрождение процесса унификации права: европейское договорное право и его элементы// Гос-во и право. — 2000. — &#8470 2.
  2. Берман Г. Дж. Западная эпоха формирования. — М., 1994.
  3. Бринчук М.М. А. Жалинский, А. Рёрихт. Введение в немецкое право// Гос-во и право. — 2002. — &#8470 8.
  4. Введение в шведское право/ Под ред. Б.С.Крылова. — М., 1986.
  5. Волосов М.Е. Е.Г. Моисеев. Десятилетие Содружества: международно-правовые аспект деятельности СНГ// Гос-во и право. — 2002. — &#8470 5.
  6. Грубарг М.Д. Основные элементы учения иудаизма о государстве и праве// Гос-во и право. — 2002. — &#8470 5.
  7. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. — М., 1996.
  8. Давид Рене, Жоффре-Спиноза, Камилла. Основные правовые системы современности/ Пер. с фр. В.А. Туманова. — М.: Международные отношения, 1990. — 399 с.
  9. Давид Р. Основные правовые системы современности. — М.: Прогресс, 1988.
  10. Каламкарян Р.А. Ю.Н. Жданов, Е.С. Лаговская. Европейское уголовное право. Перспективы развития// Гос-во и право. — 2002. — &#8470 6.
  11. Киримов А.Д. О своеобразии государственной системы современной Франции// Гос-во и право. — 2001. — &#8470 .1.
  12. Крашенникова Н.А. Индусское право: история и современность. — М., 1982.
  13. Ледях И.А. Хартия основных прав Европейского союза// Гос-во и право. — 2002. — &#8470 1.
  14. Мусульманское право (структура и основные институты). М., 1984.
  15. Осакве Кр. Типология современного российского права на фоне правовой карты мира// Гос-во и право. — 2001. — &#8470 4.
  16. Основы права Европейского Союза/ Под ред. С.Ю. Кашкина. — М., 1997.
  17. Саидов А.Х. Введение в основные системы прав современности. — Ташкент, 1988.
  18. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. — М., 1986.
  19. Фридман Л. Введение в американское право. — М., 1993.
  20. Хартли Т.К. Основы права Европейского Сообщества. — М., 1998.
  21. Цуэо Инако. Современное право Японии. — М., 1981.
  22. Юридическая жизнь в Китае. — М., 1990.

Континентальная система права курсовая

Теория государства и права включает в себя такую обширную категорию, как правовая система. Для данного раздела этой дисциплины характерно сочетание исторических, правовых и социальных явлений, образующих его. Интерес изучения темы представляет анализ составов, форм и закономерностей взаимодействия отдельных правообразующих элементов, исторических предпосылок их образования, а также социальных факторов. Любая система, содержащая совокупность правовых аспектов жизни общества, базируется на исторических предпосылках, а поэтому рассмотрение данной темы включает в себя два больших раздела: правовой и историко-социальный. К романо-германской правовой системе, относятся страны континентальной Европы, а также некоторые из стран Латинской Америки, (что, безусловно, связано с бывшей колониальной политикой европейских государств). Элементы этой гражданско-правовой системы присутствуют также в праве канадской провинции Квебек, американском штате Луизиана, где действуют гражданские кодексы, построенные по французской модели. Определенной мере элементы континентального гражданского права распространились в отдельных странах Африки, где границы их применения определяются традиционным правом. Континентальное гражданское право существенно повлияло на развитие права Японии, преимущественно развивалось изолированно от европейской правовой культуры, поэтому имеет свои особенности. Формирование романо-германской гражданско-правовой системы исторически (начиная с XIX в.) Осуществлялось, главным образом, через восприятие норм римского права и в результате его творческой обработки и развития. Хотя сам процесс рецепции римского частного права происходил по-разному в разных странах и даже регионах одной страны. Наиболее поздней считается рецепция римского права в Германии, где достаточно долго сохранялась раздробленность страны. Особую роль в создании романо-германского гражданского права сыграло и право каноническое. Значительное место в процессе его формирования занимает доктрина: ученые (преподаватели права) университетов, действовавших в Европе уже начиная с XII в., На основе римского права возводили раздробленные обычаи к логической системы, приемлемой для новых социальных реалий. Такая переработка прошла стадии школ глоссаторов, постглоссаторов и привела к созданию школы естественного права. На сегодня в системе прослеживается четкое распределение права на публичное (Касается интересов всего общества и государства в целом) и личное (Касается только интересов частных, юридически равных лиц). Частное право делится на гражданское (регулирует отношения между гражданами) и торговое (регулирует отношения между предпринимателями), т.е. существует дуализм частного права, который постепенно теряет былое значение. Целью работы является изучение особенностей романо-германской правовой системы, закономерности ее становления и развития. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: дать характеристику правовой системы и правовой семьи; изучить обзор классификации правовых семей; рассмотреть историю формирования романо-германского типа правовой семьи; раскрыть понятие романо-германского типа правовой семьи. Объект исследования – система отношений в романо-германской правовой системы. Предметом исследования являются особенности романо-германской правовой семьи. Теоретико-методологическую и информационную основу исследования составили работы таких ученых как А.Д. Шминке, Г.П. Курдюк, Д.М. Азми, Н.Н. Вопленко, А. Н. Головистикова, К.А. Салохина, Л.П. Рассказов, В.И. Кузьменко, С.Х. Мухаметгалиева, В. Д. Перевалов. Автор использовал такие научные методы как анализ, синтез, обобщение. Структурно работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Правовая система общества является конкретно-исторической категорией и определена устойчивой единой совокупностью правовых институтов, формирующих своеобразный вектор социальной, экономической, политической и духовной жизни того или иного общества, основанный на историческом генезисе. Систему права также справедливо называть «правовой действительностью», так как, по сути, первоочередное содержание первой — фундаментальные правовые основы. Любая национальная правовая система, структура которой формирует комплекс норм и правил поведения, действующих в этом обществе, является одним из наиболее значимых критериев, определяющих его развитие. Романо–германская правовая система характеризуется рядом признаков, которые относятся ко всем принадлежащим ей государствам. Данные особенности, разумеется, не могут существовать в каждой стране в одинаковой мере. Это объясняется историческими и культурными особенностями каждого государства: рецепция римских установлений осуществлялась индивидуально каждым суверенным образованием. В частности, утверждение, согласно которому романо-германская правовая система имеет место в Российской Федерации, является спорным. Причиной тому советское прошлое – период, когда отечественное законодательство претерпело ряд существенных преобразований. Значимость правовых реформ того времени позволяет отнести Россию к совершенно специфическому типу — социалистическим правовым системам. Однако данное утверждение подвергается серьёзной критике, для понимания сути и справедливости которой необходимо рассмотреть структуру континентальной ветви. Романо–германская правовая система характеризуется разделением права на частное и публичное. Логика этой классификации в том, что отношения между государственными органами и гражданами отличается от взаимодействия частных лиц. Романо–германская правовая система установлена в государствах, в которых термин «норма права» понимается одинаково. Он трактуется как правило поведения, обладающее следующими признаками: — Общеобязательность. Данная характеристика не должна пониматься буквально. Общеобязательность имеет естественные ограничения. Так, например, акты региональных властей действуют только в пределах субъекта, а права, предоставляемые федеральной нормой для должностного лица, не могут быть использованы абсолютно всеми гражданами страны. — Постоянство во времени. Романо-германская система права отличается, например, от англо- саксонской семьи тем, что конкретная норма значима и применима не только в конкретном деле. — Основа для кодификации. Нормы континентальной системы не являются разрозненными, они объединяются и систематизируются в соответствующих актах. Одной из целей создания так называемых кодексов является упрощения поиска и понимания правил поведения обычными гражданами. — Результат инициативы законотворческих органов. В континентальной системе нормы создаются в определённом порядке уполномоченными на то должностными лицами. В англосаксонской семье имеет место прецедентное право (вынесенное по делу решение может быть использовано в качестве образца для судей того же уровня или низших инстанций в аналогичных ситуациях). Кроме того, выделяют такую объединяющую черту континентальной системы, как постулирование вторичности нормы по отношению к принципам. Все перечисленные признаки характерны для России, несмотря на то, что советское прошлое наложило на институты этого государства определённую специфику. Правовые системы и правовые семьи имеют схожие черты в различных странах, но повторяющиеся фундаментальные юридические феномены помогают обнаружить единство и произвести классификацию.