Как закреплять масляную пастель

Закрепление и хранение пастели. Что такое «окантованная пастель»

Фундаментальное отличие пастельной техники живописи от остальных (масляной живописи, темперы, акварели, графики) состоит в том, что для неё необходимы специальные условия хранения. А на практике это означает – оформление готовой работы таким особенным образом, чтобы обеспечить максимальную защиту картине от внешних воздействий.

Как сохранить пастельную живопись. Правильная окантовка и фиксация пастели.

И начать надо не с подбора красивой рамы или паспарту, а с фиксации пастели. Чтобы она не осыпалась под влиянием времени и сухости воздуха, или от удара и трения. Для этого используются специальные жидкие фиксативы. Они могут быть самодельные и фабричные, разных производителей, разного качества, и, соответственно, в разную цену. Могут быть и самодельные. Это дело вкуса и личного опыта. Я чаще всего использую закрепитель «Ferrario», он итальянский. Потому что совершенно не блестит, и вообще не виден на поверхности сухого пастельного слоя. И особенно люблю его за то, что он крайне мало воздействует на тон и цвет, не изменяя их. Часто можно услышать совет, использовать для закрепления пастели лак для волос. Очень доступный и бюджетный способ. Чаще всего, о фиксативе надо специально побеспокоиться, а лак просто есть под рукой (если в доме есть женщины, конечно). Но я считаю этот вариант совершенно неприемлемым. Всё-таки он для этого не предназначен, и не обладает нужными свойствами. Лаком для волос слишком велика вероятность загубить работу.

➡ Примечание: фиксатив наносится на законченную пастельную работу несколько раз очень тонкими равномерными слоями. Ни в коем случае нельзя допускать увлажнения бумаги, в противном случае она деформируется. Для самой пастели это тоже вредно.

Закрепление и хранение пастели. Что такое «окантованная пастель»

Однако многие художники, и классики, и современники, плохо относятся к фиксативам. Отстаивая точку зрения, что от соприкосновения с влагой, пусть даже с самым малым количеством, пастель безвозвратно утрачивает огромную часть своего очарования, они свои произведения не закрепляли. Безусловно, самая значимая вещь для сохранения пастели – стекло.

Совершенно недопустимо, чтобы стекло соприкасалось с рисунком на бумаге. Для этого при оформлении пастели под стекло нужно использовать паспарту – толстый лист бумаги или картона, с вырезанным «окно» по размеру картины. Оно кладётся поверх работы, и вместе с ней вставляется в рамку. Из-за чего между стеклом и картиной появляется зазор в 1-2 миллиметра. Именно в этом зазоре весь смысл, хотя паспарту при этом становится частью оформления работы. Поэтому подбирать его надо по дизайну с чувством, толком и расстановкой.

От того, какой тон, дизайн и цвет паспарту вы используете, зависит насколько теплее или холоднее, светлее или темнее, будет смотреться работа. К примеру, если паспарту будет по тому сливаться с фоном вашей картины, то она может, что называется, «потеряться», визуально она будет размазана по краям. Но и слишком контрастный цвет паспарту может сыграть злую шутку: картина будет выглядеть негармонично, или паспарту может даже затмить её собою. Если вам хочется визуально несколько осветлить всю композицию, то паспарту должно быть немного темнее общего тона работы.

Так же дело обстоит и с выбором цветовой гаммы паспарту. Совершенно не случайно чаще всего вы увидите паспарту в каких-то невнятных, грязноватых оттенках. Открытые, яркие цвета будут перетягивать внимание зрителя на себя, и отвлекать от самой работы. Вообще, можно обойтись и без паспарту, – есть способ (читайте ниже). Но когда в оформлении используется паспарту, создаётся ощущение глубины, цвета на картине фокусируются, создавая более цельное впечатление. (Впрочем, этот приём используется отнюдь не только для пастели).

С пастелью на грунтованном холсте, дело обстоит ещё тоньше.

Во-первых, обязательно нужно защитить грунт от вибрации и колебаний, которые могут привести к его растрескиванию и обсыпанию. Для этого ватой заполняют пространство с обратной стороны картины, между подрамником и холстом. А для того, чтобы пастель не касалась стекла, с внутренней стороны самой рамы незаметно прибивают тонкую рейку. Опытные художники часто ещё заклеивают с изнанки шов между задником и рамой в месте их соприкосновения. Это делается скотчем или чем-то подобным, и нужно для защиты от пыли.

И напоследок нужно обязательно сказать, что все эти процедуры называются «окантовкой пастели». Пастельная картина в рамке, соответственно, называется окантованной.

Можно ли хранить пастель в неокантованном виде?

Можно. Но при одном архиважном условии: она (ваша картина, нарисованная пастелью) должна находиться в плотно закрытой папке и строго в вертикальном положении. Пастель категорически нельзя складывать в стопки. Давление и прикосновения разрушительно воздействуют на хрупкий красочный слой.

Сначала нужно накрыть пастельную работу листом кальки. Чтобы он не спадал и не елозил по работе, его надо аккуратно прикрепить с одной стороны скрепками к краю листа. И только после этого защищённую пастель помещают в твёрдую папку, которая хранится вертикально. Вот таким образом надо обращаться с пастельными рисунками, и так они могут храниться годами и столетиями.

А теперь будет очень уместно развенчать миф о непрочности пастели.

Как будто бы вся статья убеждает нас в хрупкости и непрочности пастельной живописи. Однако опыт доказывает, что скепсис надо отставить в сторону. Достаточно только взглянуть на знаменитую пастель Лиотара «Шоколадница».

Свежесть её красок просто поражает! При том, что картины того же периода, написанные маслом, потрескались и сильно потемнели. И это при том, что она всегда весьма активно выставлялась. В наше время выставляется в Дрезденской галерее.

При качественной окантовке и соблюдении правил хранения, пастель никогда не потеряет ни толики своего очарования.

Форум сайта ArtNow.ru / Форум художников / работа масляной пастелью


Marina Grau

кто работал масляной пастелью, подскажите, как ее закреплять


НАТА НОВА(НН)

Самое главное- обязательно паспорту (минимум 3мм толщиной ) и обрамить под стекло.Тогда можно и не закреплять ничемю(главное стекло не должно касаться повезхности изображения..


НАТА НОВА(НН)

Ссылка хорошая. (спасибо). Родился совет: лучший вариант: льняной холст наклеенный желатином на картон (но подстекло и паспорту всё равно обязательно)

Изолятором рисунка от стекла служит паспорту. Обычно это декорированный картон с широким вырезом в месте изображения. Иногда на паспорту накладывают маску из декорированной бумаги или натягивают ткань. Чтобы защитить рисунок, с задней стороны закрывают оргалитом и герметизируют скотчем. Стекло обычно не герметизируется

Изолятором рисунка от стекла служит паспорту. Обычно это декорированный картон с широким вырезом в месте изображения. Иногда на паспорту накладывают маску из декорированной бумаги или натягивают ткань. Чтобы защитить рисунок, с задней стороны закрывают оргалитом и герметизируют скотчем. Стекло обычно не герметизируется

Обычно хорошо рисуется на левкасном грунте, на холсте. Но пастель должна быть мягкая. Тогда растушевку можно делать кисточками. Холст надо натягивать на шлицевой подрамник. Донатяжка производится клиньями.


Marina Grau

artoil-a! Спасибо за ссылку, Я пробую пастельными линиями по акрилу. Без закрепления от случайного прикосновения пастель растирается, получается размазанное пятно. На форуме ссылки есть для этого рекомендации.

Это хорошо, что мягкая. А вот акриловый грунт может оказаться скользким и твердым. Тогда прошкурте его бархатной шкуркой. Я обычно работал на оргалите, вышкуривая его до ощущения бархатистости. Работал кремниевой пастелью. Фиксировал первый слой кремниевым фиксативом, а затем второй слой не фиксировал. Втирал или растушевывал.


Marina Grau

А бархатная шкурка это что?

У меня не грунт акриловый, а живопись акрилом и по ней хочется там, сям рыхлой пастельной линией пройтись.

Нашла ссылку, где предлагают по пастели акрилом, а затем шкуркой или ножом. Кажется, Ольга Росси так делает.

Форум сайта ArtNow.ru / Форум художников / Масляная пастель. Можно ли покрыть лаком?


Nikolay Vasilyev

Каким лаком лучше покрыть масляную пастель?
Работы на холсте, акрил+темпера, а поверх масляная пастель. понятно что замысловато, но закрепить чем то же нужно))
акриловым, ретушным, дамарным .

Николай, я пастелью не работаю, но, тем не менее, вот: Sennelier fixative for oil pastels


Nikolay Vasilyev

Спасибо! Про фиксатив понятно!
У меня может обманчивое мнение, но кажется масляная пастель вообще не высыхает. где то читал что её можно растворять пиненом. Поэтому вопрос — Если покрыть дамарным лаком например, он ляжет? Впитается? Закрепит?
Хотелось бы получить надёжное покрытие))


Владимир Рогов

Может стоит аэрозольным лаком.
Пробуйте на маленьких выкрасках, может найдёте оптимальный способ, потом расскажете

Ну что, Николай, какие-нибудь результаты есть в платне покрытия пастели лаком? Или вы и не пытались?


Nikolay Vasilyev

в общем все покрыл, но думаю все таки слетит когда нибудь))) дамарным лаком аэрозолью — прилило, не потекло, держится пока. )))
сглупил чутка что прошелся масл.пастелью по акрилу. сцепление к нему — как по стеклу))
до этого дорабатывал пастелью темперу, там получше держится.

а если вообще про покрытие, то я уже давно использую для масляной пастели на картоне, покрытие акриловой грунтовкой из строй-магазина. ложится она лучше чем художественный акриловый лак, не свертывается . так что это рекомендую!))
можно ещё покрывать клеем ПВА, но он чуть белёсый, или худ.акриловый лак, но он хуже ложится и продолжает липнуть со временем.

Все про пастель, технику работы с ней и рисунки пастелью

artlab.club

Несколько способов рисовать масляной пастелью

  • Автор ★ Летта
  • 5 октября 2015, 14:55

Масляная пастель очень отличается от сухой. По сути это знакомые многим восковые мелки — связующим веществом для пигмента выступает льняное масло. Люди, не знающие про пастель вообще часто и приходят в магазин и покупают именно масляную пастель, из-за ее ярких цветов и красивых мелков.
Я сама купила себе коробку для экспериментов. Выяснилось что есть куча способов использовать эти красивые разноцветные мелки. У меня пастель Mungyo 36 цветов, отличные оттенки от кислотных до натуральных. Вот как выглядят. Для проб подходит хорошо, если хочется что-то еще получше, можно посмотреть Van Gogh и Sennelier.

Рисование на обычной пастельной бумаге

Лучше брать бумагу светлых тонов, потому что скорее всего она будет просвечивать через штрихи и придавать оттенок всему рисунку. Я взяла темно серый лист и пожалела, потому что темные оттенки теряются, да и светлых почти не видно. Масляную пастель сложно растереть пальцем, мелки смешиваются прямо на бумаге, давая плавный переход цвета. Кое-где можно процарапать острым отдельные штрихи. Если после рисования остаются катышки, я просто потом их аккуратно смахиваю.

Рисование на наждачной бумаге

Райский рай, потому что цвета становятся насыщенными и получается фейерверк оттенков. Шершавая основа хорошо держит пигмент и иногда получается даже светлыми мелками сделать акценты, хотя лучше соблюдать последовательность от светлого к темному. Предполагается что рисунок закрывает всю поверхность листа. При выборе наждачки (продается листами А4 в строительных магазинах) смотрите на номер. Чем он меньше, тем лучше. От 800 подходит лучше для сухой пастели, по ней удобнее растирать, не стирая пальцы. Я рисовала на 280 и мне понравилось, в принципе до 400 можно спокойно брать.

Рисование с растворителем

Некоторые превращают масляную пастель в живописный материал используя растворитель. В основном подходят терпентин, пинен и уайт спирит. По написанному проводят кистью с растворителем благодаря чему пастель становится жидкой похожей на краску. В итоге получаем своеобразный подмалёвок, похожий на тёмную живопись акварелью. В тенях стараемся, чтобы тон соответствовал конечному результату, а в светах и полутонах лучше, если подмалёвок будет чуть темнее. В дальнейшем подмалёвок в тенях останется, и тени получатся прозрачными. Размывать можно кистью, пальцем, обмотанным тряпочкой. Можно обмакивать сам мелок в растворитель и проводить им по бумаге. Еще в качестве основы можно использовать холст.
Сама я еще эту технику не попробовала, поэтому покажу пример из интернета, как может выглядеть размытая растворителем пастель.

Волшебная техника, похожая на гравюру. Сначала светлым тоном покрывается вся поверхность листа, потом заштриховывается черным мелком и потом острым инструментом процарапывается рисунок. На контрасте светлого и темного получается изображение. Мне нравится тем, что похожа на линогравюру и позволяет делать очень тонкие линии. Опять же показать свои работы не могу, потому что рисовала таким способом давно, еще в художке. Поэтому пример из интернета, что в итоге может получиться

Энкаустика

Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы. Возникла в Древней Греции.
Сегодня картины в технике энкаустике рисуют с помощью утюга. Вот видео, на котором понятен процесс работы. Таким способом можно рисовать даже высокодетализованные работы.

Напоследок несколько особенностей масляной пастели.
Со временем масло впитывается в основу и рисунок становится чуть темнее. Если в основе рисунка была белая бумага, на ней могут появиться желтоватые разводы от масла, поэтому лучше использовать цветную или покрывать всю поверхность рисунка. Еще бывают случаи, когда со временем масло выступает капельками по картинке, нужно просто аккуратно снять их растворителем.
Масляная пастель, в отличие от сухой, не требует закрепления. Иногда масляную пастель покрывают лаком, но я считаю это излишним. Хранить в папке пастель следует аккуратно, чтобы она ни к чему не прилипла. Лучше всего рисунок держать под стеклом. Стекло не должно касаться работы.

В целом же масляная пастель мне кажется очень ярким и живым материалом. Она подходит для «небрежных», обобщенных по стилю, живописных работ. Для тех, кто любит ковыряться с деталями и плавными полутонами скорее всего масляная пастель не подойдет.

Свойства масляной пастели

Сегодня масляная пастель изготавливается в виде палочек из пигментов, чистого синтетического связующего вещества и минерального воска. Пигменты измельчаются с инертным связывающим сиккативом, поэтому она не окисляется и не имеет никакого влияния на стабильность картины, рисунка, натюрморта или пейзажа.

Основа масляной пастели смешивается с воском — что обеспечивает уникальную маслянистость и пастообразную текстуру.

Виды карандашей

Есть три основных типа — сухая пастель, в которой применяется аравийская и трагакантовая камедь, водорастворимая и жирная и мягкая масляная. Сухая пастель включает;

Мягкие мелки – в палочках содержится высокая доля пигмента и немного связующего вещества, в результате чего они имеют более яркие цвета. При работе с пейзажем или натюрмортом происходит смешивание путем втирания в поверхность.

Твердые мелки имеют значительную часть вяжущего вещества и мало пигментов, поэтому используются для мелких деталей, эскизов в картине, рисунке.

Пастельные карандаши со свинцом полезны для начинающих в присоединении мелких деталей.
Водорастворимые пастели относятся к особой категории, похожи на мягкий подтип, но содержат водорастворимый компонент — гликоль. Это позволяет изменять цвет в натюрмортах, пейзажах с помощью воды.

Масляная пастель отличаются мягкой консистенцией, интенсивной маслянистой палитрой. Применяются в живописи и графике, где среда обладает характеристиками, аналогичными пастели:

В отличие от «мягких» или «японских» пастельных палочек, которые сделаны с метилцеллюлозой, масляные мелки состоят из пигмента, смешанного со связующим невысыхающим маслом и воском.

Картины и рисунки имеют менее мучнистую поверхность, но трудно защищаются фиксирующими средствами.

Масляная пастель обеспечивают более жесткую кромку, чем «мягкие» или «французские» мелки, трудно смешивается, но разбавляются растворителями и не требуют закрепителя.

Используют воск и инертные масла в качестве связующего вещества – в результате, картины и рисунки не желтеют и обладают отличным сцеплением с бумагой, картоном, фанерой и другими материалами.

Они полностью свободны от кислоты, никогда не затвердевают и не трескаются.

Масляные мелки применяются на любой бумаге, жесткой опоре (дереве, оргалите, металле, МДФ, стекле) или холщевой ткани — без технических ограничений, что обеспечивает художнику полную свободу выражения, сохраняя стабильность при хранении.

Как правильно рисовать

В живописи пастели на масле помогают создавать уникальный цвет в натюрмортах или пейзажах. Многие художники предпочитают использовать их вместе с другими красками. Масляные мелки похожи на традиционные сухие. Мазки могут быть многоуровневыми, наноситься поэтапно, как и при использовании мягких мелков, но только до определенной степени. Если слишком много материала наносят на картину или рисунок, цвета могут помутнеть.

Техника работы с масляными мелками похожа на цветные карандаши:

  • Создание подмалевок для начинающих помогает выделить свободную зону и зоны локальных цветов.
  • Многоуровневые слои для достижения глубины и оттенка.
  • Медленное поэтапное добавление мазков не испортит оттенок.
  • Очистка краев фона, чтобы определить края изображенного предмета, заднего плана.

Универсальные масляные пастели хорошо удерживаются на поверхности картины. Они реагируют на широкое разнообразие методов — от прямого рисунка к особым живописным техникам. Их втирают, используют на бесцветной основе, делают промывки скипидаром, соскабливают некоторые участки. Они имеют растительное, минеральное или синтетическое базовое масло, а не льняное, как в масляных красках, поэтому не требуют загрунтованной поверхности картин.

Комбинация с краской

Легко комбинировать масляные краски и масляные пастели в одной картине, натюрмортах, но краска должна идти первым слоем, Это объясняется тем, что масляная пастель действительно никогда не сохнет и всегда остается пастообразной, поэтому слой масляной краски поверх пастели будет нестабильными.

Исключение из правила «рисовать первым слоем краской», если пастелью делают эскиз. Цвета яркие или полупрозрачные, в зависимости от техники работы с ними.

Не высыхают путем окисления под воздействия воздуха. Вместо этого они затвердевают со временем. Тонкие мазки на рисунке быстро высыхают, но для более тяжелых наслоений процесс длится несколько месяцев.

Поверхности

Практически любая поверхность — холст, деревянные панели, листы металла, акварельной бумаги, шлифованные поверхности бумаги или любые другие, на которых можно поэтапно экспериментировать.

Закрепление работы

Предварительно сделанное основание из виниловой смолы и спирта создает полностью прозрачный закрепляющий слой и оставляет прозрачную пленку, чтобы защитить поверхность от пыли и смазывания. Несколько поэтапных слоев увеличивает блеск, но требуют достаточного времени сушки, чтобы избежать липкости. Протектор для начинающих из синтетической смолы подходит в качестве окончательного или рабочего закрепителя и имеет отличную адгезию к маслу. Многослойный протектор поддерживает атласную текстуру.

В живописи

Масляная пастель является относительно новой техникой в живописи:

  • Только в 1921 году ее разработал художник и теоретик Ямамото.
  • В 1947 году художники Анри Гетц и Пабло Пикассо предложили идею разработки профессиональной версии пастели на основе масла.
  • В 1949 году появились первые масляные профессиональные пастели с блестящей цветовой палитры.
  • Необычно широкий диапазон оттенков серого были специально выбраны Пикассо.

В дальнейшем ассортимент пополнялся радужными, флуоресцентными и металлическими оттенками. Новые движения и репрезентативное искусство в 21 веке приводит художников к применению масляной пастели или акрила для передачи в жанре реализма или импрессионизма цветов, пейзажей, натюрмортов.