Как правильно управлять автомобилем зимой

Как управлять автомобилем зимой?

Некоторые даже довольно опытные автомобилисты предпочитают в это время лишний раз не выгонять из гаража или стоянки своё авто. Это неудивительно, потому что езда по зимней дороге сопряжена с риском и имеет свои особенности.

Тем не менее, потребность в передвижении на колёсах в эти месяцы никуда не исчезает. Чтобы обезопасить себя и других участников дорожного движения, зимой необходимо соблюдать определённые правила, которые помогут избежать неприятностей.

7 советов автомобилистам

Правило №6. Особую внимательность следует проявить перед светофорами и переходами. Тормозить медленно и приостанавливаться, даже если пешеход успевает перейти дорогу, нужно из-за возможности падения людей на скользких участках или возникновения других непредсказуемых ситуаций.

Правило№7. Обслуживанию автомобиля в зимнее время надо уделить больше сил и времени, чем летом. Стеклоподъёмники и дворники в холода использовать нужно с большой осторожностью, так как из-за разницы температур они способны примёрзнуть к стеклу или повредить его ледяной крошкой.

С наступлением морозов не забывайте заливать в бак незамерзающую жидкость. На то, чтобы разморозить машину потребуется время. Следить за надлежащим техническим состоянием автомобиля крайне актуально именно во время понижения температуры.

Особенности управления автомобилем зимой

Основными и неотъемлемыми элементами зимней эксплуатации автомобиля являются зимние шины, незамерзающая жидкость для омывателя стекла и исправная светотехника.

Что касается шин, то ставить шипованные или нет – должен решить водитель, в зависимости от того? В каких условиях будет эксплуатироваться автомобиль, главное не ездить зимой на летней резине. Летняя резина при низких температурах становится «дубовой» и не может обеспечить безопасной езды.

Теперь перейдем к особенностям управления автомобилем зимой. Основное правило, которое нужно запомнить – управлять автомобилем на льду и заснеженной дороге нужно плавно. Это относится и к обращению с педалями и к вращению руля, и к работе с коробкой передач. Не газуйте, старайтесь держать газ на минимуме. На скользкой дороге запас тяги вам не понадобится, при резком добавлении оборотов колеса только напрасно будут шлифовать скользкое покрытие, к тому же автомобиль станет хуже слушаться руля. Трогаться с места лучше на второй передаче, кстати, поэтому же принципу работает большинство автоматических коробок передач при включении зимнего режима. Для облегчения троганья с места на скользком покрытии можно использовать способ, часто применяемый спортсменами – раллистами, а именно трогаться с затянутым стояночным тормозом, постепенно его отпуская, и одновременно добавляя газ, так, как при троганьи на уклоне.

Теперь о таком важном элементе, как торможение. По возможности применяйте торможение двигателем. Используя тормоз, помните, что замедляться машина будет значительно хуже, чем летом. Выехав из гаража, попробуйте несколько раз затормозить, чтобы понять поведение автомобиля на данной дороге и приспособиться к нему. Если автомобиль не оборудован АБС, то научитесь ее имитировать, применяя прерывистое торможение, попеременно нажимая и отпуская педаль тормоза, не допуская блокировки колес.

При прохождении поворотов старайтесь заранее снизить скорость, перейти на пониженную передачу, чтобы двигаясь по дуге, не приходилось нажимать тормоз, ведь это может вызвать занос. К заносу все равно нужно быть готовым, и если он произойдет уметь с ним справиться. Изучите правила возждения авто в гололед.

Если возник занос, то нужно сразу же, и, причем резко повернуть руль в сторону возникшего заноса, после чего, не дожидаясь реакции машины повернуть руль в обратную сторону, выравнивая колеса. К сожалению, теоретических знаний тут будет мало, и без тренировок на каком нибудь безопасном участке дороги навык вывода автомобиля из заноса не усвоить. Если машину закрутило на дороге, то опытные автогонщики рекомендуют сразу же не раздумывая нажимать «в пол» сцепление и тормоз. Это поможет остановить вращение и не заглушить двигатель, что в свою очередь позволит вам быстро съехать со встречной полосы движения, если вас на нее вынесет.

Не забывайте, что с педалью газа тоже нужно обращаться осторожно. Если резко убрать газ даже на ровном участке дороги, то это может вызвать вращение автомобиля.

Очень важно научиться прогнозировать развитие событий на дороге, и «играть на опережение». Нужно просчитывать ситуацию на несколько ходов вперед, и постоянно знать какое на данный момент сцепление у колес с дорогой.

10 непреложных правил зимнего вождения

Зимой машина требует особого ухода и регулярного осмотра

Полезные советы, которые помогут вашему автомобилю не встать на скользкий путь.

1. Резина

Помните, что «переобувать» автомобиль нужно заблаговременно, не откладывая это мероприятие до образования снежных заносов на дорогах и бесконечных очередей на автосервисах. Если средняя суточная температура опускается до +5, можно смело менять колеса. Зимняя резина имеет срок годности около трех лет. Поэтому никогда не покупайте подержанные шины: так вы избежите дорогостоящего ремонта после аварии, а возможно, и сохраните себе жизнь. Некоторые специалисты рекомендуют ставить шипованные шины, если за зиму вам хотя бы раз предстоит управлять машиной на снегу. Но на голом асфальте, который к тому же поливают реагентами, лучше ездить на качественной резине без шипов. Почему? Потому что на асфальте тормозной путь автомобиля на шипованных шинах увеличивается на 10%, а кроме того, шипы затупляются о дорогу и вылетают из покрышки.

2. Учиться никогда не поздно

После выпадения снега или образования гололедицы первые несколько дней постарайтесь не выводить машину со стоянки. Дайте другим водителям приспособиться к новым дорожным условиям, набить себе шишки (в прямом и переносном смысле) и приучиться к осторожности. Только после этого начинайте учиться сами. Перед тем как выезжать в город, покатайтесь по заснеженной площадке – почувствуйте, как ведет себя автомобиль при экстренном торможении, разгоне, резких поворотах. Убедитесь, что вы умеете пользоваться антиблокировочной системой. Если вы неопытный водитель и постигали азы управления автомобилем в теплое время года, возьмите несколько уроков у своего инструктора – пусть он научит вас ездить по зимней дороге.

3. Техническое состояние

Зимой машина требует особого ухода и регулярного осмотра. Все технические жидкости в вашем авто должны быть с соответствующим индексом вязкости и температуры. Следите за тем, чтобы не замерзала жидкость стеклоомывателя. Чаще проверяйте давление в шинах. Как следует прогревайте двигатель перед началом движения.

4. Комфорт, безопасность, предусмотрительность

Создайте себе комфортные и безопасные условия вождения. Уберите из салона весь лишний хлам, который путается под ногами и отвлекает внимание. Незакрепленные предметы могут нанести вам или пассажирам серьезную травму в случае ДТП. Замените в машине коврики на специальные зимние: на них ноги не будут скользить при попадании влаги. В багажнике всегда возите щетку, лопатку для снега, перчатки, буксировочный трос. Для всяких непредвиденных ситуаций хорошо иметь при себе теплый плед, зимнюю одежду, обувь. Помните, что верхняя одежда сковывает движения, поэтому прежде чем сесть за руль и пристегнуться ремнем безопасности, снимите ее, даже если салон еще не успел прогреться.

5. Внимание и аккуратность

Избавьтесь от «летнего» стиля вождения – чем скорее, тем лучше. Строго соблюдайте дистанцию до впереди идущего автомобиля, однако не переусердствуйте, чтобы не спровоцировать других водителей на обгон и создание аварийной ситуации. Не превышайте скорость ни при каких обстоятельствах! От скоростного режима, который бы вы выбрали в той же ситуации, но летом, смело отнимайте 10 км/ч. Предельно внимательно следите за дорожной обстановкой и будьте готовы ко всяким неожиданностям.

6. Берегитесь пешеходов!

Зимой темнеет рано, а люди часто одеваются в одежду темных цветов, на которой, естественно, нет светоотражающих элементов. Поэтому не заметить пешехода на переходе или обочине – проще простого. Люди, передвигающиеся на своих двоих (особенно те из них, кто никогда не сидел за рулем автомобиля), не считают нужным соблюдать меры предосторожности при переходе дороги и поэтому выскакивают на «зебру» прямо перед автомобилем. На скользкой дороге тормозить куда сложнее – со всеми вытекающими обстоятельствами. Поэтому при приближении к переходу на всякий случай сбросьте скорость, даже если вы едете очень медленно.

7. Коварная поверхность

С особенным вниманием стоит следить за поверхностью дороги. Даже если в воздухе стоит плюсовая температура и светит солнце, это еще не значит, что в тени на асфальте не осталось участков с тонкой ледяной коркой. Поэтому не теряйте бдительность даже в оттепель. Пожалуй, самым неприятным видом покрытия в зимнее время является снежная каша с примесью грязи и реагентов. Тормозной путь на ней в 1,5 раза длиннее, чем на льду! Соблюдайте повышенную осторожность, управляя автомобилем на такой дороге.

8. Правильное торможение

Если ваш автомобиль не снабжен АБС, профессионалы советуют применять так называемое импульсное торможение – несколько коротких нажатий на педаль тормоза. Такой способ особенно эффективен на дорогах, где чередуются участки сухого асфальта и льда. На машинах с антиблокировочной системой можно тормозить так, как подсказывают инстинкты, но в общем на зимней дороге строго рекомендуется нажимать на тормоза плавно. При запасе дистанции также нужно применять торможение двигателем – снизить передачу перед приведением в действие рабочей тормозной системы. Перед тем как вдавить в пол педаль тормоза, посмотрите в зеркало заднего вида: вдруг ваш преследователь не настолько хорошо знаком с принципами зимнего вождения и подобрался к вам слишком близко.

9. Заносы

Занос при входе в поворот провоцируется сбросом газа, поэтому лучше планировать прохождение кривой траектории с постоянной скоростью, не злоупотребляя педалью акселератора. Кроме того, работать сцеплением и коробкой передач непосредственно в повороте также опасно. При попадании в занос на скользкой дороге действуют два железных правила (справедливых главным образом для переднеприводных автомобилей): ни в коем случае не бросать педаль газа – часто это происходит инстинктивно – и поворачивать руль только в сторону заноса. В случае очень глубокого заноса для стабилизации переднеприводных и полноприводных автомобилей может потребоваться усиленное нажатие на газ. На заднеприводном газ, напротив, следует убавить.

10. Дар предугадания

Будьте на шаг впереди, старайтесь предугадать развитие событий на дороге, ведь даже если вы вовремя среагируете на внезапно появившееся препятствие, неумолимые законы физики не позволят вам выполнить маневр так, как вам хочется. Заранее выстраивайте свой маршрут, отводите себе время на поездку с запасом, чтобы не приходилось торопиться на скользкой дороге. В пути загодя просчитывайте свои будущие перестроения. Помните, что изменения траектории движения должны быть плавными и постепенными.

Вождение автомобиля зимой. Физика движения автомобиля

Зимняя езда требует особых навыков от водителей и серьезного поведения на дороге, хотя на первый взгляд ничего особенного в искусстве зимнего вождения нет. А все по тому, что автомобиль ведет себя одинаково как на сухой дороге летом, так и на скользкой дороге зимой. Разница лишь в том, что на скользком покрытии колеса автомобиля теряют сцепление с дорогой при гораздо меньшей скорости, чем на сухой дороге. Где-то водитель резко повернул руль, где-то резко добавил «газу», где-то рывком перешел на другую передачу. Такая манера езды зимой считается ошибочной. И зимняя дорога подобных ошибок не прощает.

Неаккуратное вождение и неправильные действия водителя за рулем очень часто становятся причиной дтп, сносов и заносов, внезапных выкрутасов автомобиля на зимней дороге, которые в большинстве случаев приводят к невеселым последствиям.

Для того чтобы разобраться, как такое происходит, к чему обычно приводит неаккуратное вождение и как этого можно избежать, следует понять физику движения автомобиля, и в чем различия в управлении автомобиля с передним и задним приводом.

  • Термин «снос» применим к передней оси автомобиля. Это когда скользят передние колеса. Определяется как «недостаточная поворачиваемость» автомобиля.
  • «Занос» — это стремление задней оси автомобиля к развороту. Другое определение – «избыточная поворачиваемость» автомобиля.

Физика движения автомобиля

О механизме загрузки-разгрузки автомобиля по осям во время трогания с места можно прочесть в статье Осторожно, скользкая дорога. Здесь мы рассмотрим силы, действующие на автомобиль в движении.

Любое тело, в нашем случае это автомобиль, имеет массу. Кузов автомобиля расположен на пружинах, которые сжимаются и разжимаются во время движения. Можно сказать, что масса автомобиля, когда он стоит на месте, покоится на этих пружинах. Во время движения центр массы смещается, происходит так называемое динамическое перемещение веса. Все, наверное, замечали, что в повороте у автомобиля появляется крен — это и есть обыкновенное смещение кузова относительно колес автомобиля. Нужно понять, какие последствия вызывает это смещение веса.

В повороте вес автомобиля перемещается в сторону внешних по отношению к дуге поворота колес. А это значит, что на внешние колеса давит сила большая, чем на внутренние колеса. Следовательно, у внешних колес сцепление с дорогой сильнее, чем у внутренних, которые в этот момент могут даже «оторваться» от дороги.

При обычном трогании с места, а особенно при резком старте, из салона можно увидеть, что капот автомобиля поднимается. Фактически, поднимается вся передняя часть машины, передние пружины разгружаются, и вес автомобиля перемещается назад. Задние пружины в этот момент сжимаются и «задок» приседает. При торможении все происходит наоборот: центр тяжести смещается вперед, следовательно, задние колеса разгружаются, а передние наоборот, загружаются.

Как ведут себя автомобили с передним и задним приводом в таких ситуациях?

  • у заднеприводного автомобиля при трогании с места общее давление на ведущие (задние) колеса усиливается, следовательно, улучшается сцепление колес с дорогой. Прибавление «газа» во время движения в повороте может вызвать занос задней оси;
  • у переднеприводного автомобиля во время старта из-за разгрузки передних пружин ухудшается сцепление передних колес с дорожным полотном, ведущие (передние) колеса могут пробуксовать. Чтобы этого не произошло, нужно научиться трогаться с двойным выжимом сцепления. Во время движения, при добавлении «газа» в повороте, уменьшается сцепление ведущих колес с дорогой, но, тем не менее, этот прием в грамотном исполнении способствует выходу из заноса.

Важно понять, что любое изменение направления или характера движения автомобиля, будь то ускорение или замедление, поворот налево или направо, подскоки на дорожных неровностях обязательно сопровождается перемещением веса. Из-за этого меняется или перераспределяется сцепление с дорожным покрытием у каждой из четырех шин. Это и есть законы физики движения автомобиля. Нужно понимать этот процесс.

На дорогах встречается масса всяких неровностей. Это волнистый асфальт, бугры, крутые подъемы и спуски, ямы и прочие дефекты. Представьте себе такую ситуацию: машина на большой скорости въехала на бугор. Как в этом случае распределяются силы? Кузов устремляется вверх и подвеска разгружается. В это мгновение контакт шин с дорогой очень слабый. Если в этот момент попытаться изменить направление движения, проще говоря, повернуть руль, то машина на поворот руля откликнется слабо. Поворот руля в этот момент будет ошибочным действием. А вот в следующее мгновение, когда кузов автомобиля опустится, шины снова обретут сцепление и даже большее, чем до подскока. Но если колеса уже слегка повернуты, опять произойдет перераспределение веса на внешнее колесо, и это может вызвать снос автомобиля. Нужно быть очень внимательным, особенно на всяких буграх в повороте.

Теперь несколько общих рекомендаций по вождению автомобиля зимой.

  • Самое первое, что нужно сделать, это как следует подготовить автомобиль к зимней эксплуатации, чтобы быть уверенным в исправности и надежной работе всех узлов и агрегатов автомобиля.
  • Выезжая на дорогу, помните, что зимой она очень коварна. Сухой и чистый на вид асфальт может быстро превратиться в каток. Особенно опасные участки – там, где от частого торможения образуется наледь. Это перекрестки, мосты, крутые подъемы. Особое внимание следует обратить на пешеходные переходы и в местах остановок общественного транспорта. Нерадивый пешеход может запросто поскользнуться и упасть прямо под колеса.
  • Дорогу даже с небольшим радиусом поворота проезжайте на заранее сниженной скорости.
  • Откажитесь от лишних перестроений, дистанцию лучше всего увеличить, она должна быть в 2-3 раза больше, чем летом, правда существует риск, что кто-то захочет вклиниться между вами. Такие маневры зимой небезопасны. Нужно быть внимательным.
  • Обгон и опережение при гололеде – очень нежелательный маневр, но если он необходим, то выполнять его следует, когда убедитесь в отсутствие помех, и что дорога впереди и сзади свободна.
  • Правильно просчитывайте и выбирайте скоростной режим. Проще всего использовать формулу двойного деления, особенно, если это ваша первая автомобильная зима. Например, если вы летом на этом участке едете со скоростью 60км/ч, то зимой смело можно сбросить до 30км/ч.

Если машина пошла в занос:

  • на автомобиле с передним приводом: не тормозите, одновременно с поворотом руля в сторону заноса плавно добавляйте газ, как только автомобиль снова стал управляемым, обороты двигателя можно сбросить;
  • на заднеприводной машине: не тормозите, сбрасывайте газ (без переключения скоростей, просто плавно снимите ногу с педали газа) и поворачивайте руль в сторону заноса задней оси. После того, как автомобиль фактически развернулся в нужную сторону, верните руль в положение прямо, при необходимости корректируя траекторию движения.

Вот такие нехитрые рекомендации. И чем плавне вы будете вести свой автомобиль, тем спокойнее будет ваша поездка.

Это может быть интересно

Если поле под заголовком пустое, вероятно в вашем браузере включен AdBlock.

Особенности управления автомобилем зимой

Страницы: 1 2

Несколько лет назад все автомобилисты делились на тех, кто зимой ездил, и тех, кто зимой не ездил. Зимой почти исключительно ездили одни профессионалы или любители из тех, кто участвовал в гонках. Нынче на улице все: и стар и млад, и опытный, и «чайник». Отчасти из-за незнания того, что машина при пуске двигателя в мороз изнашивается так же, как и летом после 200-300 километров пробега. Отчасти потому, что машина стала тем, чем и должна быть, то есть не роскошью, а средством передвижения.

Зимой все надо делать плавненько. Плавно трогаться с места (попробуйте резко: почти наверняка автомобиль устроит бег на месте, раздражающий вас самого и веселящий стоящих рядом на светофоре). Плавно надо вести машину и в потоке. Кстати, ориентируясь на собственное чувство безопасности. Если вы спиной чувствуете холодок опасности, то ну его к лешему, сбавляйте скорость…: Только плавненько! Пусть между вами и впереди едущими машинами расстояние будет никак не меньше двух-трех секунд. Этого, в принципе, хватит на то, чтобы затормозить или, в крайнем случае свернуть в сугроб, если впереди идущий решит вдруг затормозить. Кстати, о сугробах. Снежные брустверы вдоль дороги очень удобны, при нужде можно остановиться гораздо быстрее, чем просто на гололеде. Надо только ухитриться тормозить о бруствер задним колесом, на худой конец — двумя, но не передними, иначе развернет. Но в любом случае встреча с сугробом на обочине дешевле, чем с другим автомобилем.

А теперь о том, как зимой тормозить. Тормозить надо плавненько! Для начала надо запомнить одно простое правило: на зимней дороге лучше вообще позабыть, что у вас есть такая штука, как нейтральная передача. Водитель, который катится на нейтральной передаче, оказывается беспомощным перед любой неожиданностью. Притормозил, и вот уже колеса мертво встали и превратились в коньки, круглые коньки — направить их куда-то невозможно. Отрегулировать скорость торможения тоже. А вот если вы на передаче — дело другое. Четвертая-третья-вторая — и толчками тормозим слегка, не пережимая, практически до полной остановки. И лишь тогда нажимаем на сцепление. Кстати, не поленитесь выехать, разогнаться и потренироваться. На повороте зимой на заднеприводной машине скорость надо слегка сбавлять, а на переднеприводной чуть прибавлять. А если на повороте все же понесло, то, не делая резких движений, надо плавненько выворачивать руль в сторону заноса и в первом случае газ чуть сбрасывать, а во втором опять-таки прибавлять.