Что такое юридические нормы трудового права

Раздел 5. Тема 1. Общие положения трудового права.

  1. Понятие трудового права и его предмет.
  2. Источники трудового права.
  3. Конституция Украины и трудовые права граждан.
  4. Характеристика трудового правоотношения.

1. Трудовое право является самостоятельной отраслью права, которая отличается от других отраслей права своим специфическим предметом и методом правового регулирования. Оно регулирует труд, без которого общество не может существовать.
Однако трудовое право регулирует не все отношения, связанные с трудом, а только определенный их круг.
1. Общественные трудовые отношения, возникающие в связи с применением труда граждан.
Трудовым отношением является отношение работника с работодателем по использованию его способности к труду. Трудовое право регулирует порядок возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений работников, рабочее время и время отдыха, вопросы нормирования и оплаты труда, основы внутреннего трудового распорядка предприятий, учреждений и организаций, поощрения и дисциплинарную ответственность работников и т.п. Эти трудовые отношения составляют основную, однако, не единственную группу отношений, которые регулируются трудовым правом.
2. Трудовое право регулирует и другие отношения, которые непосредственно связаны с трудом, с общественными трудовыми отношениями и являются производными от них. К ним относятся:

  • отношения по трудоустройству, которые предшествуют трудовым отношениям (они регулируются Законом Украины «О занятости населения»);
  • коллективные правовые отношения, которые вытекают из трудовых отношений; трудовое право регулирует порядок заключения, содержание коллективных договоров и соглашений, которые заключаются в целях регулирования производственных, трудовых, социально-экономических отношений и согласования интересов трудящихся, собственников и уполномоченных ими органов; регулирует также ответственность за нарушение этих договоров и соглашений;
  • отношения по материальной ответственности участников трудового отношения за причиненный ущерб;
  • отношения по разрешению трудовых споров (индивидуальных и коллективных);
  • отношения по надзору и контролю за охраной труда и за соблюдением трудового законодательства.

Ранее в предмет трудового права также входили:
1) отношения социального страхования, вытекающие из трудовых правоотношений, т.е. вопросы материального обеспечения в случае временной нетрудоспособности работников;
2) пенсионные отношения, которые приходят на смену трудовым отношениям. Однако в настоящее время эти отношения являются предметом самостоятельных отраслей права.
С учетом изложенного, предметом трудового права является комплекс общественных отношений по труду, главными из которых являются трудовые отношения работников и работодателей.
Для выделения отрасли права в самостоятельную отрасль важное значение имеет метод правового регулирования, т.е. способ воздействия на общественные отношения. В трудовом праве применяются следующие методы правового регулирования труда:
1) разрешение (например, сторонам разрешается по своему усмотрению устанавливать срок трудового договора, предусматривать неполную продолжительность рабочего времени и т.п.);
2) императивный метод:

  • приказ; он содержит в себе предписания, которые являются обязательными для обеих сторон трудовых правоотношений (например, вопросы охраны труда, в т.ч. женщин и несовершеннолетних, ограничение сверхурочных работ и т.п.);
  • запрещение (запрещение применения труда несовершеннолетних на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, а также на подземных работах; запрет привлекать несовершеннолетних к ночным, сверхурочным работам и т.п.).

3) рекомендация; законодательные акты содержат рекомендации сторонам самим урегулировать определенные отношения, однако эти рекомендации не являются обязательными для них.
Кроме того, методы правового регулирования подразделяются на:
1) государственно-нормативный (регулирование отношений государственными нормативными актами);
2) коллективно-договорный (локальный), т.е. регулирование отношений по соглашению сторон. Такое регулирование может осуществляться коллективным договором, заключаемым между собственником (или уполномоченным им органом) и профсоюзным или другим органом, уполномоченным на это трудовым коллективом, правилами внутреннего трудового распорядка, положениями о премировании и т.п.
Субъектами трудового права (т.е. участниками общественных отношений, регулируемых трудовым правом) являются: граждане (работники), собственники или уполномоченные ими органы, предприятия, учреждения и организации (работодатели), трудовые коллективы, профсоюзные органы, а также государственные органы, осуществляющие контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде.
Трудовое право имеет определенную систему, структуру, т.е. его нормы объединяются в определенные группы:
1) общая часть трудового права; к ней относятся нормы, которые являются общими для всех трудовых отношений и определяют принципы правового регулирования, источники, субъекты трудового права, правовое положение профсоюзов и трудовых коллективов, порядок подготовки и заключения коллективного договора и т.п.;
2) особенная часть включает нормы, регулирующие определенные вопросы, входящие в предмет трудового права: порядок возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, оплату труда, рабочее время и время отдыха, внутренний трудовой распорядок, дисциплинарную и материальную ответственность работников, охрану труда, порядок рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров и т.п.

2. Источники права — это конкретные формы правовых предписаний, способ выражения норм права.
К источникам трудового права относятся различные нормативно-правовые акты.
1. Конституция Украины. Она имеет наивысшую юридическую силу, поэтому другие законы и нормативные акты не должны противоречить ей.
2. Другие законы Украины, Постановления Верховной Рады Украины (например, Кодекс законов о труде, Законы «О занятости населения», «О коллективных договорах и соглашениях», «Об оплате труда», «Об охране труда», «Об отпусках» и др.).
3. Подзаконные акты:

  • указы и распоряжения Президента Украины (например, Указы от 12 мая 1996 г. «О неотложных мерах по обеспечению своевременной выплаты заработной платы, пенсий, стипендий и других социальных выплат», от 28 августа 1993 г. «О служебных командировках за границу должностных лиц органов государственной исполнительной власти», от 9 января 1996 г. «О дополнительных мерах по материальному и моральному поощрению работников угольной промышленности» и др.);
  • постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины (например, Постановления от 19 марта 1993 г. «О применении контрактной формы трудового договора с руководителем предприятия, являющегося общегосударственной собственностью», от 3 апреля 1993 г. «О работе по совместительству работников государственных предприятий, учреждений и организаций» и т.п.);
  • инструкции, положения, приказы министерств и ведомств (например, «Положение об условиях работы по совместительству работников государственных предприятий, учреждений и организаций», утвержденное приказом Министерства труда, Министерства юстиции и Министерства финансов Украины от 28 июня 1993 г.; «Инструкция о порядке организации и проведения оплачиваемых общественных работ», утвержденная приказом Министерства труда Украины от 31 августа 1993 г., «Рекомендации о нормировании труда в отраслях народного хозяйства», утвержденное Постановлением Министерства труда Украины от 19 мая 1995 г. и т.п.);
  • приказы и распоряжения нормативного характера глав местной государственной администрации, решения органов местного самоуправления.

4. Социально-партнерские соглашения на государственном, отраслевом и региональном уровнях.
5. Локальные (местные) правовые акты являются специфическим источником трудового права. Они принимаются непосредственно на предприятиях, в учреждениях и организациях по согласованию между собственником (или уполномоченным им органом) и трудовым коллективом или профсоюзным комитетом. Локальное нормотворчество осуществляется по вопросам, определенным законом, и конкретизирует общие нормы с учетом специфики конкретного предприятия. При этом локальные нормы не могут ухудшать положение работающих по сравнению с действующим законодательством о труде или противоречить этому законодательству. К локальным актам относятся коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положения о структурных подразделениях предприятий, положения о премировании, инструкции по охране труда и т.п.
6. В соответствии с Конституцией Украины, действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой, являются частью национального законодательства Украины. В связи с этим одним из источников трудового права являются нормы международного права: международные договоры, соглашения, конвенции, ратифицированные Украиной (например, Конвенции Международной Организации Труда, «Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты работников-мигрантов», заключенное в 1994 г. странами СНГ, «Соглашение между Правительством Украины и Правительством Российской Федерации о трудовой деятельности и социальной защите граждан Украины и России, работающих за пределами границ своих стран» от 14 января 1993 г. и т.п.). Если международным договором или международным соглашением, ратифицированным Украиной, установлены иные правила по сравнению с законодательством Украины, то должны применяться правила международного договора или соглашения.

3. Конституция Украины провозгласила, что человек, его жизнь, здоровье и безопасность признаются наивысшей социальной ценностью, а права человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Утверждение и обеспечение прав человека является главной обязанностью государства (ст. 3).
Конституция Украины закрепляет принцип равенства трудовых прав граждан независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым или иным признакам. В Конституции закреплено равенство прав женщин и мужчин, которое, в частности, обеспечивается: предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде и вознаграждении за него; специальными мерами по охране труда и здоровья женщин, установлением пенсионных льгот; созданием условий, дающих женщинам возможность сочетать работу с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и иных льгот беременным женщинам и матерям (ст. 24).
Конституция (ст.ст.36, 42-46) закрепляет следующие основные трудовые права и свободы граждан:

  1. право на труд и свобода труда — это означает возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который гражданин свободно избирает или на который свободно соглашается; в то же время запрещено использование принудительного труда;
  2. право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом;
  3. право на заработную плату не ниже той, которая определена законом, и право на своевременное получение вознаграждения за труд;
  4. право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда;
  5. право на отдых;
  6. право работающих на забастовку для защиты своих экономических и социальных интересов;
  7. право на социальную защиту, включающее право на обеспечение граждан в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независящим от них обстоятельствам, а также в старости и в иных случаях, предусмотренных законом;
  8. право граждан на объединение в профессиональные союзы и участие в них с целью защиты своих трудовых и социально-экономических прав и интересов; профсоюзы создаются без предварительного разрешения на основе свободного выбора их членов.

Эти конституционные положения находят свое дальнейшее развитие и конкретизацию в нормах трудового права.
Конституция не только закрепила указанные права граждан, но и установила порядок их защиты, в том числе судебный (ст. 55).
В Конституции определено, что права и свободы человека и гражданина, гарантии этих прав и свобод, основы социальной защиты, формы и виды пенсионного обеспечения, основы регулирования труда и занятости определяются исключительно законами Украины. А Кабинет Министров Украины принимает меры по обеспечению этих прав и свобод, обеспечивает проведение политики в сферах труда и занятости населения, социальной защиты и т.п.

4. Содержание отношений, возникающих из наемного труда, определяют сами участники этих отношений. Однако это содержание регулируется и направляется правовыми нормами, которые придают отношениям правовую форму. Фактические общественные отношения, урегулированные нормами трудового права, становятся трудовыми правоотношениями. Они возникают с момента, когда трудящийся заключил с собственником или уполномоченным им лицом трудовой договор и приступил к выполнению своей трудовой функции.
Трудовые правоотношения — это двухсторонние отношения работника и работодателя (собственника или создаваемого им предприятия, учреждения и организации) по выполнению за вознаграждение работы по обусловленной специальности, квалификации или должности. Эти правоотношения являются формой закрепления субъективных трудовых прав и обязанностей: работник обязуется выполнять определенную трудовым соглашением работу с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а работодатель обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.
Трудовое правоотношение состоит из трех элементов: субъектов, объекта и содержания.
Субъектами правоотношений являются работники (граждане, иностранцы) и работодатели (предприятия, учреждения, организации, собственники создаваемых юридических лиц, физические лица, предоставляющие работу).
Субъектами трудовых правоотношений являются граждане, которые обладают трудовой правосубъектностью, т.е. трудовой правоспособностью и дееспособностью.
Трудовая правоспособность — это признанная государством способность граждан иметь трудовые права и обязанности; она является равной для всех и определяется только личной способностью к труду. Трудовая правоспособность, как правило, возникает с достижением 16-летнего возраста. В качестве исключения с согласия родителей на работу могут приниматься лица, достигшие 15 лет. А в свободное от учебы время с согласия родителей допускается прием на работу учеников общеобразовательных школ, профессиональных учебно-воспитательных заведений, достигших 14 лет. Законом предусмотрена возможность ограничения трудовой правоспособности; например, за совершение определенных видов преступлений по приговору суда лицо может быть лишено права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (на срок от 2 до 5 лет). Однако полное лишение права трудиться не допускается.
Трудовая дееспособность — это способность гражданина и юридического лица своими действиями осуществлять трудовые права и обязанности. Трудовая дееспособность наступает с того же возраста, что и правоспособность. Ограничение и лишение дееспособности допускается только в судебном порядке.
Объектом трудовых правоотношений являются отношения работника с работодателем по использованию его труда.
Содержанием трудовых правоотношений являются конкретные субъективные права и юридические обязанности каждой из сторон, которые определены трудовым законодательством и взаимным соглашением сторон.
Основаниями возникновения трудовых правоотношений являются юридические факты, т.е. такие обстоятельства, с которыми закон связывает правовые последствия (возникновение, изменение и прекращение субъективных прав и юридических обязанностей). Юридическими фактами в трудовом праве выступают: трудовой договор (он является главным основанием возникновения трудовых правоотношений), выборы на должность, административные акты назначения на должность, административные акты распределения на работу молодых рабочих и молодых специалистов после окончания некоторых видов учебных заведений и т.п. (в трех последних случаях указанные акты принимаются не стороной возникающих трудовых отношений).

Система и структура трудового права.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Система трудового права Россиисовокупность юридических норм, образующих единое предметное целое (отрасль) с разбивкой на отдельные относительно самостоятельные структурные образования (институты), а также на иные устойчивые общности норм, имеющие более дробную структурную определенность (пединституты).

Наиболее характерными структурными подразделениями системы трудового права являются институты. Они включают менее обширную, чем отрасль, совокупность юридических норм, которые различаются между собой по предметному признаку регулирования, т. е. особенностям отдельных видов общественных отношений либо отдельным сторонам (элементам) какого-либо конкретного вида общественных отношений.

Современная система трудового права России включает следующие институты:

  • трудоустройства (объединяет нормы, регулирующие отношения, связанные с подысканием гражданам подходящей работы);
  • социального партнерства в сфере труда;
  • трудового договора (объединяет нормы, регулирующие прием на работу, переводы и увольнения);
  • профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров непосредственно на производстве;
  • рабочего времени и времени отдыха;
  • нормирования труда;
  • оплаты труда;
  • дисциплины труда;
  • материальной ответственности;
  • охраны труда;
  • надзора и контроля за охраной труда и соблюдением трудового законодательства;
  • разрешения трудовых споров.

Следует иметь в виду, что система трудового права России не исчерпывается делением объединяемых этой отраслью юридических норм на институты и пединституты. Структурно вся система трудового права России подразделяется на две большие части — Общую и Особенную. Нормы Общей части трудового права регламентируют наиболее общие вопросы организации и применения труда работников независимо от региональной и отраслевой принадлежности организаций, на которых они работают. Среди них значительное место занимают нормы-дефиниции, нормы-принципы, нормы-цели (задачи). Они устанавливают, в свою очередь, предмет трудового права, субъектный состав участников регулируемых общественных отношений, их статус (правовое положение), формируют метод правового регулирования. Нормы Особенной части трудового права конкретизируют положения Общей части. Они регламентируют отдельные виды общественных отношений и их элементы, группируясь в институты и пединституты, о которых говорилось выше .

От системы трудового права как отрасли следует отличать систему трудового законодательства. Первая соотносится со второй как содержание и форма. Система трудового законодательства включает правовые нормативные акты, их преамбулы, статьи, заключительные положения и т. п. Поэтому логично утверждать, что система трудового права проявляется в трудовом законодательстве, а трудовое законодательство выступает источником трудового права.

В настоящее время наиболее полно система трудового права России отражена в ТК РФ. Поэтому изучение системы трудового права связано прежде всего с изучением структуры и содержания этого кодифицированного законодательного акта. Наряду с системой трудового права и системой трудового законодательства существует и система науки трудового права — совокупность теоретических взглядов, суждений и выводов, касающихся проблем правового регулирования общественных отношений в сфере применения и организации труда.

Указанные выше правовые системы для науки трудового права представляют необходимый предмет исследования. Наука изучает нормы права и нормативные акты в их взаимосвязи и взаимообусловленности с развитием экономики, политики и социальной жизни общества. Она исследует и оценивает систему норм трудового права и нормативных актов с точки зрения их демократичности, социальной справедливости, сравнивает систему трудового права России с системой трудового права других стран. В системе науки трудового права также выделяются Общая и Особенная части в зависимости от того, какие структурные подразделения системы права изучаются.

Таким образом, система науки трудового права России и по своему предмету, и по своему содержанию значительно шире системы трудового права как отрасли, шире системы трудового законодательства.

Понятие и система трудового права

Предмет трудового права составляют не все отношения, связанные с трудом вообще, а лишь те общественно-трудовые отношения, возникают, развиваются и прекращаются в связи с непосредственной деятельностью людей в процессе труда.

Основой предмета трудового права является отношений, существующих на базе труда, которая характеризуется определенными признаками.

1) Трудовое право регулирует отношения по труду, что общественную форму. Не регулируется трудовым законодательством труд в собственном домохозяйстве, труд «на себя», поскольку она не порождает правовых отношений.

2) Трудовое право регулирует отношения, которые функционируют на основе свободного труда. Договорное привлечения к труду приводит отношения, где есть свободное волеизъявление, отсутствует принуждение в любом виде. Поэтому не регулируются нормами трудового права отношения, возникающие из обязанностей военной службы, отбывания наказания, установленного приговором суда.

3) Трудовое право регулирует отношения наемного (индивидуальный) труда. Наемный труд означает, что она осуществляется лицом, которое не является собственником имущества предприятия. Трудовое законодательство действует там, где есть отношения между работодателем — владельцем имущества или уполномоченным им органом и наемным лицом. Но чисто имущественные отношения трудовое законодательство не регулирует, и к его сфере не включаются отношения между собственниками предприятий.

4) Трудовое право регулирует отношения, возникающие на основе коллективного труда. Современная работа должна, как правило, кооперированных характер, и в трудовом процессе задействовано много людей. Субъекты трудовых отношений должны сотрудничать между собой, соблюдая общепризнанных правил общественного бытия. Коллективный договор – это соглашение между работодателем и профсоюзным органом (либо представителями трудового коллектива), содержащее правовые нормы по вопросам оплаты труда, иных социальных и трудовых прав работников. Коллективные договора подлежат уведомительной регистрации местными органами государственной исполнительной власти. Положения коллективного договора распространяются на всех работников предприятия, учреждения, организации независимо от того, являются ли они членами профессионального союза, и обязательны как для собственника или уполномоченного им органа, так и для работников предприятия, учреждения, организации.

5) Трудовое право регулирует отношения с организованной труда. Каждый из работников выполняет свою трудовую функцию, и их деятельность должна быть согласованной. Работник должен выполнять работу определенного рода и вида, определяется профессией, специальностью, квалификацией, должностью. Его работа регламентируется технологическими нормами. В современном производстве могут использоваться сложная оборудование, которые могут быть источниками повышенной опасности, а потому процесс труда должен быть организованным с соответствующим уровнем безопасности. Работник подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, соответствующем режиму работы.

6) Трудовое право регулирует отношения с «живой» работы. Им регулируется весь процесс труда, а не только ее результат. Невидривнисть труда от носителя способности к труду — работника — приводит регулирования средствами трудового права широкого круга социально-трудовых отношений по обеспечению занятости и трудоустройству, подготовке кадров на производстве, обеспечению условий труда и производственного быта, удовлетворению потребностей и интересов наемных работников, их участия в управлении предприятием и др..

7) Трудовое право регулирует отношения с утилитарной труда, выполняемого на результат, должна реализоваться. Работа оплачивается, работник регулярно получает заработную плату, определенную по установленным нормам и расценкам.

Сфера действия норм трудового права

Дискуссия относительно сферы действия трудового законодательства имеет длительную историю. Все взгляды ученых разделяют на сторонников так называемой «широкой сферы действия» и «узкой сферы действия» трудового законодательства.

Представители концепции «широкой сферы действия» трудового законодательства в середине ХХ в. считали, что кроме отношений наемного труда законодательство о труде распространяется на трудовые отношения членов колхозов, производственных кооперативов. Широкую сферу действия трудового законодательства обосновывали Л.Я. Гинцбург, А.Е. Пашерстник, А.С. Пашков и др.

Сторонники концепции «узкой сферы действия» трудового законодательства М.Г. Александров, К.П. Горшенин, В.С. Андреев и другие отрицали возможность распространения сферы действия на указанные группы отношений, обосновывая это наличием двух самостоятельных форм организации труда: колхозно-кооперативной и государственной.

Дискуссия увенчалась победой сторонников «узкой сферы» действия трудового законодательства, поскольку по КЗоТ УССР 1971 регулированию подлежали всего трудовые отношения рабочих и служащих. Отношения же членов колхозов соответствии со ст. 3 КЗоТ УССР в тогдашней редакции регулировались уставами колхозов. Вместе кодекс не запрещал применять трудовое законодательство к лицам, которые не являются членами колхозов, но работали в нем по трудовому договору. Итак, трудовое законодательство в то время регулировал трудовые отношения наемных работников на государственных предприятиях, учреждениях, организациях (поскольку другой тогда не было), а также лиц, работавших по трудовому договору в колхозах и кооперативах. Есть сфера применения трудового законодательства по кругу отношений определялась основанием их возникновения. Трудовое законодательство распространялось только на отношения, основанием возникновения которых был трудовой договор.

Однако сторонники широкой сферы действия законодательства о труде выражали надежду, что в будущем трудовое законодательство вступит широкой сферы действия.

Изменения, внесенные в ст. 3 КЗоТ УССР в 1991 г., восстановили дискуссию о «узкую» и «широкую» сферы действия трудового законодательства. Часть 1 этой статьи устанавливала правило, что законодательство о труде регулирует трудовые отношения работников всех предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности.

А в части 2 этой же статьи было отмечено, что особенности труда членов кооперативов (в том числе колхозов) и арендных предприятий, работников совместных предприятий определяются их уставами и действующим законодательством. Поскольку в диспозиции статьи не было ссылки на то, что трудовое законодательство регулирует трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора, то на основе этого был сделан вывод о том, что редакция «увенчала» собой победу представителей «широкой сферы действия трудового права».

Сторонники «широкой сферы действия» трудового законодательства даже предлагали распространить его на договоры подряда, поручения и авторского договора, а также любых договоров о труде, предусматривающих выполнение работ независимо от их формы оплаты.

В.И. Прокопенко считал, что труд граждан, где бы она не применялась, даже на базе индивидуальной частной собственности должен регулироваться единственной отраслью — трудовым правом.

Понятие и особенности метода трудового права

Метод трудового права . Метод трудового права показывает, как и какими правовыми способами осуществляется регулирование общественных трудовых отношений.

Метод трудового права — это совокупность средств, приемов, способов юридического воздействия на поведение участников отношений в сфере труда.

Трудовое право, как и любая отрасль, имеет свой специфический метод правового воздействия на общественные отношения, сущность которого проявляется в сочетании законодательного и договорного, централизованного и локального способов; единства и дифференциации регулирования отношений в сфере труда; применении норм императивного и диспозитивного характера.

Наибольшее распространение в трудовом праве получили такие способы правового регулирования, как рекомендация, разрешение и запрет.

Например, Кабинет Министров Украины с целью создания благоприятных условий для празднования государственных праздников, а также рационального использования рабочего времени ежегодно издает распоряжение, которым рекомендует руководителям предприятий, учреждений и организаций перенести в порядке и на условиях, установленных законодательством, рабочие дни для работников, которым установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями, на другие дни.

Разрешения предоставляют возможности устанавливать дополнительные по сравнению с законодательством, субъективные права и обязанности. Чаще всего они используются в договорном регулировании всех видов и уровней — от трудового и коллективного договоров с генеральным соглашением.

Запреты в трудовом праве устанавливаются с целью обеспечения прав и реализации законных интересов субъектов отношений. Они устанавливаются на разных уровнях нормативного регулирования — конституционному, международно-правовом, на уровне актов законодательства о труде. Например, запрет принудительного труда закреплено в ст.43 Конституции Украины, Конвенции № 29 Международной организации труда 1930 г., реализовано в ст. 31 КЗоТ Украины.Статьей 22 КЗоТ запрещено необоснованный отказ в приеме на работу, ограничения прав и законных интересов или предоставление незаконных льгот и преимуществ определенным категориям работников.

Для трудового права характерны два основных метода правового регулирования:

— метод автономного регулирования, который выходит по координации интересов и целей сторон общественных отношений, где субъекты прежде удовлетворяют свои частные интересы;

— метод централизованного регулирования, основанный на отношениях субординации участников общественных отношений, где в частные интересы вмешивается государство.

Система ТП, ее структура. Система трудового законодательства

Трудовое право как совокупность правовых норм имеет свою систему, которая наиболее полно отражена в КЗпП1. Структурно система отрасли трудового права состоит из двух частей: Общей и Особенной. Система — от греческого: целое, составленное из частей. Система трудового права — объединение правовых норм в единое упорядоченное целое с их одновременным разделением на относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные части, на институты и под институты.

Нормы Общей части трудового права касаются правового регулирования труда всех работников, а также порядка применения всех других норм. В Общей части КЗоТ определяется один из принципиальных вопросов — регулирование трудовых отношений (сфера действия трудового законодательства).

Трудовое законодательство регулирует трудовые отношения всех лиц, заключивших с работодателем трудовой договор независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Общая часть определяет общие вопросы организации и применения труда работников несмотря отраслевую принадлежность, а также пред мет трудового права, субъективный состав участников трудовых отношений. В нее входят нормы, распространяющиеся на все общественные отношения трудового права, нормы, определяющие основные принципы и задачи правового регулирования труда, основные трудовые права работников, недействительность условий договоров о труде, особенности регулирования труда некоторых категорий работников, соотношение законодательства Украины и международных договоров в сфере труда.

Нормы Особенной части трудового права конкретизируют положения Общей части. Они регламентируют отдельные виды общественных отношений и их элементы, объединяясь в институты и подинституты.

От системы трудового права как отрасли права необходимо отличать систему трудового законодательства, систему учебной дисциплины трудового права и система науки трудового права

Система трудового законодательства в отличие от системы трудового права, состоит из правовых норм и является совокупностью нормативно-правовых актов о труде. Система трудового права проявляется в трудовом законодательстве, которое является источником трудового права. Система трудового права соотносится с системой трудового законодательства как содержание и форма.

Система науки и учебной дисциплины своим предметом имеет изучение норм трудового права, правовых связей, проблем и тенденций его развития. Система науки и система учебной дисциплины «Трудовое право» строится, в основном, по системе отрасли трудового права, но с ней не совпадает.

С учебной целью в Общей части программы включены права трудовых коллективов и профсоюзов в сфере труда и социально-партнерские соглашения. Эти институты трудового права имеют важное значение для изучения всех институтов Особенной части трудового права.

Специальная часть учебной дисциплины » Трудовое право Украины «охватывает также изучение международно-правового регулирования труда (зарубежное трудовое законодательство, сравнительное трудовое право, международное трудовое право).

Система науки ТП

Система науки трудового права — это теоретические взгляды, суждения и выводы, касающиеся проблем правового регулирования общественных отношений в сфере организации и применения труда. Наука трудового права изучает нормы права и нормативные акты, исследует и оценивает систему норм трудового права и нормативные акты с точки зрения социальной справедливости, демократизма. Сравнивается система трудового права Украины и других государств и международно-правовое регулирование труда. Наука трудового права выявляет проблемы, имеющие значение как для отрасли трудового права, так и для науки трудового права. В системе науки трудового права также выделяется Общая и Особенная части. В Общей части рассматриваются предмет, метод и система трудового права и другие вопросы. Особенная часть науки трудового права содержит учение о трудоустройстве, трудового договора, международно-правовое регулирование труда и др.. Система науки трудового права и учебной дисциплины значительно шире систему отрасли трудового права и система трудового законодательства.

Отграничения ТП от смежных отраслей права (гражд., админ., права соц. обеспечения).

Трудовое право является самостоятельной отраслью права, имеет свой ??предмет и специфический метод регулирования. В то же время трудовое право — не обособленные право, имея целый ряд вопросов, по которым сталкивается с другими отраслями права. Применение норм трудового права тесно связывается с применением правовых норм других отраслей права, а также учитывает принципы этих отраслей.

Связь с гражданским правом сложился исторически, поскольку на первых порах отношения по найму рабочей силы регулировались нормами гражданского права. Постепенно трудовой договор выделяется гражданско-правовых договоров найма услуг самостоятельный вид договора, который регулируется обособленно нормами права, создали новую отрасль права — трудовое.

Гражданское право, как известно, регулирует две группы отношений: 1) имущественные, связанные с принадлежностью имущества определенным лицам или с переходом имущества от одного лица к другому; 2) личные неимущественные отношения.

В число имущественных входят и те, что связаны с трудом, ибо труд возмезден. Они возникают на основе договора подряда, поруче­ния, авторского договора. Реализация этих договоров предполагает уплату вознаграждения. Однако в отличие от трудового договора объектом всех указанных гражданско-правовых договоров является результат труда, тогда как содержанием трудовых отношений всегда является процесс труда (живой труд). Отсюда вытекает необходи­мость согласования, координации трудовой деятельности между ее участниками и подчинение установленной дисциплине, внутренне­му распорядку организации.

Для большинства трудовых договоров характерна обязанность работника выполнять любую работу, относящуюся к профессии, спе­циальности или должности, по которой заключен договор.

Оплачивая лишь конечный результат работы, заказчик в граждан­ско-правовых договорах не несет никаких иных имущественных обя­занностей в отношении исполнителя. На последнего ложится и риск невозможности представление окончательного результата по объек­тивным причинам, тогда как в трудовых отношениях такой риск несет работодатель.

Различие по методу, как уже отмечалось, состоит в том, что в трудовом праве стороны равноправны лишь в момент заключения трудового договора, в то время как в гражданском праве субъекты независимы и самостоятельны в течение всего срока действия граж­данско-правовых договоров.

Именно из отношений по трудоустройству начинается связь трудового права с административным (управленческим), поскольку вся система органов по трудоустройству является административной. Соответственно и отношения, возникающие между гражданами и этими органами по поводу трудоустройства, являются административными. Если к этому еще добавить, что местные Советы народных депутатов могут бронировать на предприятиях, в учреждениях, организациях до 5 процентов общего количества рабочих мест для трудоустройства женщин, молодежи, инвалидов, лиц предпенсионного возраста, то это также создает административные отношения, с реализацией права на трудоустройство превращаются в трудовые.

Обязательным субъектом административных отношений выступает орган власти, государственного управления или какая-то государственная организация, наделенная властными полномочиями.

Субъекты трудовых отношений, в том числе и те, принадлежащих государству, властными полномочиями по отношению к своим работникам не наделены. Применение труда граждан осуществляется на основании принципа свободы трудового договора, по которому работник берет на себя обязанность подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка.

Что касается права социального обеспечения, то эта отрасль права сформировалась как самостоятельная сравнительно недавно, причем большинство норм, регулирующих отношения по социальному обес­печению, ранее входило в трудовое право.

Связь с трудовым правом здесь очевидна. Так, в частности, объем правомочий граждан в пенсионных правоотношениях, со­ставляющих основное ядро в предмете этой новой отрасли, зависит в большинстве случаев от размера оплаты труда и величины тру­дового стажа. Связаны с трудовым вкладом и другие социальные выплаты.

В то же время право социального обеспечения — это прежде всего система правовых норм, регулирующих отношения, возни­кающие по поводу предоставления гражданам благ и услуг из об­щественных централизованных фондов (пенсионного и государственного социального страхования). В создании первого принимают участие и сами работающие. Оплата же труда, как известно, производится за счет средств самих предприятий или бюджетных ассигнований, выделенных специально государством для некоторых категорий работников.

Государственный характер социального страхования выражается, во-первых, в обязательности страховых платежей, во-вторых, в обеспечении трудящихся определенными видами социальной помощи на условиях и по нормам, установленным государством.

Таким образом, трудовое право представляет собой отрасль права, регулирующую общественные отношения, складывающиеся в процессе труда на основании трудового договора (трудовые отношения), организации правовой и социальной защиты работ­ника (отношения, тесно связанные с трудовыми).

Роль, функции ТП и тенденции его развития

Роль трудового права

? Основная роль трудового права — это урегулирование своими нормами поведения людей в процессе их труда на производстве так, чтобы правовое регулирование отвечало задачам производства в данный период его развития, охраняло бы труд работников, способствовало бы улучшению их условий труда и быта и, наконец, укрепляло бы социальное партнерство, консенсус между ними, т.е. социальный мир. А ныне актуальна необходимость гражданского мира, взаимоуступок, терпимости и сдержанности не только в сфере труда между работниками и работодателями, но и всеми слоями общества и всеми тремя ветвями власти. В сфере труда социальный мир ныне призваны укреплять социально-партнерские соглашения.

Функции трудового права:

Сейчас в общей теории права нет единства взглядов по вопросу о функциях права. Многочисленные точки зрения сводятся к тому, что под функцией права понимают или социальное назначение права, либо направления правового воздействия на общественные отношения, или то и другое вместе взятое.

Функции трудового права — это основные направления воздействия его норм на поведение (сознание, волю) людей в процессе труда для достижения целей и задач трудового законодательства. Трудовое право выполняет следующие функции:

В условиях становления рыночной экономики особое значение приобретает социальная функция. Во многих развитых странах наблюдается усиление внимания к интересам и потребностям отдельного человека.

Важной является проблема соотношения социальной и производственной функций. Сегодня много говорится о приоритете прав и интересов работника над интересами производства, которые представляет работодатель. Вместе с тем нельзя не учитывать и интересы работодателя. Как отмечает П.Д.Пилипенко, интересы производства (а это вполне закономерно, поскольку вытекает из цели предпринимательства — получение прибыли) должен обеспечивать сам владелец. И именно поэтому, чтобы он достигал этого не путем чрезмерной эксплуатации работников, должна существовать трудовое законодательство, будет обеспечивать защиту интересов последних. Однако при этом оно должно исходить из общих принципов охраны также интересов собственника как субъекта уже не только трудовых, но и имущественных интересов. В условиях кризисной ситуации в экономике интересы работодателей также нуждаются в защите.

Социальная функция проявляется в государственном вмешательстве в регулирование отношений в сфере труда путем закрепления прав человека, социальных гарантий, их обеспечения, защиты прав в случае нарушений. Государство должно выступать гарантом социального партнерства на всех уровнях. Необходима поддержка работника государством как более слабой стороны в отношениях с работодателем. Несмотря и то, что в результате кризисного состояния экономики многие положения еще остаются декларативными, социальная функция в условиях перехода к рыночным отношениям должна быть ведущей.

В современных условиях необходимо подчеркнуть и усиление защитной функции трудового права. Эта функция заключается в защите прав, законных интересов индивидуальных и коллективных субъектов трудового права в социально-трудовой сфере. Речь идет о защите прав в случае их нарушения. Поскольку в последние годы значительно возросло количество нарушений трудовых прав работников, проблема обеспечения их надежной защиты обостряется. Учитывая усиление внимания к правам человека в сфере труда, считаем целесообразным сформировать отдельный институт защиты трудовых прав работников, определить этого института в коллективном трудовом праве.