Акт об обнаружении административного правонарушения

Прокуратура Московской области

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) установлен ряд поводов к возбуждению дела об административном правонарушении:
1) непосредственное обнаружение уполномоченными должностными лицами административного правонарушения;
2) материалы (акты, заключения и т.п.), содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
3) сообщения и заявления, распространенные в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

При этом дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:
1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;
2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 КоАП РФ;
3) составления протокола об административном правонарушении или вынесении прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования;
5) вынесения на месте должностным лицом в отношении физического лица постановления по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа, а также в случае фиксации административного правонарушения в области дорожного движения специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

При этом в зависимости от способа возбуждения дела об административном правонарушении различается и дальнейшая процессуальная проверка.

Без составления уполномоченными должностными лицами вышеуказанных процессуальных документов производство по делу об административном правонарушении является незаконным.
Особое значение на стадии возбуждения дела об административном правонарушении имеет составление протокола об административном правонарушении. При этом под протоколом об административном правонарушении понимается такой процессуальный документ, в котором отражаются сведения, связанные с фактом противоправного деяния и характеризующие личность нарушителя.

В соответствии с КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется во всех случаях, кроме упрощенного производства, т.е. когда наказание назначается без составления протокола, и в том случае, если производство по делу об административном правонарушении возбуждено постановлением прокурора.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их процессуальные права и обязанности, о чем указанные лица проставляют свои подписи в протоколе. Это необходимо в целях соблюдения законных прав и гарантий лица, подлежащего привлечению к административной ответственности, и иных участников производства по делу об административном правонарушении.

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

Акт об обнаружении административного правонарушения

С каждым годом число привлекаемых к административной ответственности юридических и физических лиц растет в геометрической прогрессии. Данная участь может постигнуть любое лицо. Однако не все юридические лица привлекаются к административной ответственности законно. При внимательном изучении составленного административного материала можно найти основания для признания его незаконным. В любом случае для эффективного решения вопроса необходимо обратиться за помощью к специалистам, имеющим опыт в решении данных вопросов. В нашей компании есть специалисты (юристы)имеющие опыт в отмене постановлений, предписаний или протоколов о привлечении к административной ответственности.
Порядок привлечения юридического лица к административной ответственности:
1. Осмотр места правонарушения (протокол осмотра)- при обнаружении признаков административного правонарушения должностное лицо обязано провести осмотр объекта с участием лица имеющего отношение к данному правонарушению –субъект правонарушения, (собственник объекта правонарушения, представитель юридического лица и т.д.) в случае отсутствия лица привлекаемого к административному правонарушению должностное лицо обязано извещением (нарочно или почтой) пригласить на проведение осмотра объекта правонарушения. При не извещении привлекаемого лица осмотр объекта не допускается. После осмотра объекта правонарушения, должностным лицом составляется соответствующий акт (протокол осмотра), в котором должны быть отражены признаки правонарушения, подписи понятых, дата, место, время составления и другие данные, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации. После чего должностное лицо обязано вручить акт об осмотре субъекту правонарушения. При отсутствии субъекта должностное лицо обязано направить копию акта по месту регистрации или нахождения субъекта правонарушения.
2. Составление протокола об административных правонарушениях
Перед составлением протокола об административном правонарушении как было указано выше, составляется протокол осмотра. При обнаружении правонарушения (после составления протокола осмотра) субъект вызывается для составления в отношении субъекта правонарушения протокола об административном правонарушении (почтой или нарочно законному представителю юридического лица). Без надлежащего извещения субъекта правонарушения при его отсутствии составление протокола не допускается. В протоколе указывается место, дата, время составления протокола, отражается статья нарушенного государственного акта и др. данные предусмотренные КОАП. Копия протокола вручается представителю при его отсутствии направляется почтой или др. доступным способом предусмотренным законодательством.
3.Вынесение постановления о привлечении юридического лица к административной ответственности.
Перед рассмотрением дела об административном правонарушении и вынесении постановления в обязательном порядке извещается субъект правонарушения. Субъект обычно извещается при вручении протокола об административном правонарушении. При ненадлежащем извещении субъекта правонарушение вынесение постановления не допускается. Должностное лицо уполномоченное рассматривать административные материалы выносит постановление о привлечении или освобождения административной ответственности юридического лица.
Какие государственные органы могут привлечь юридическое лицо к административной ответственности? Рассмотрим наиболее популярные структуры:

  • Административно-техническая инспекция (АТИ) Исполнительного комитета муниципального образования.

Административно-техническая инспекция контролирует соблюдение юридическими и физическими лицами норм муниципальных актов и постановлений Исполнительного комитета (например: правил благоустройства, правил обращения с отходами, правил размещения рекламы и наружной информации и т.д.). Административные материалы, составленные сотрудниками АТИ рассматриваются в Административных комиссиях наделенных полномочиями выносить постановления об административных правонарушениях.

Сотрудники ГИБДД чаще всего привлекают юридические лица к административной ответственности за нарушения правил перевозки, перекрытия дорожной части без соответствующего разрешения.

  • Роспотребнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека)

Осуществляет надзор и контроль в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения Российской Федерации, защиты прав потребителей.

  • ФАС России (Федеральная антимонопольная служба)

Осуществляет надзор и контроль в сфере соблюдением антимонопольного законодательства.
Привлеченное к административной ответственности юридическое лицо всегда может обжаловать вынесенный в отношении него административный материал и в большинстве случаев им удается доказать свою невиновность в совершении административного правонарушения.

Обратившись к нам со своей проблемой, Вы можете быть уверены в том, что Вас внимательно выслушают, дадут необходимую юридическую консультацию и ответят на все интересующие Вас вопросы.

Административные правонарушения в области налогов и сборов

Автор: Мария Юхаранова

Мария Юхаранова, Ведущий юрист — консультант ДКПО Группы компаний «Ю-Софт»

Административные правонарушения в области налогов и сборов

Вопрос 1. Общие положения об административной ответственности

Вопрос 2. Виды административных правонарушений в области налогов и сборов

Вопрос 3. Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях

Вопрос 4. Смягчающие и отягчающие обстоятельства

Административная ответственность является наиболее распространенным видом юридической ответственности.

В настоящее время административное законодательство состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации. Таким образом, привлечение к административной ответственности возможно как за нарушение федеральных норм, так и за нарушения, предусмотренные региональным законодательством.

Для справки: на рассмотрении Государственной думы РФ находится Законопроект № 246960-6, предусматривающий введение Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации — документа, регулирующего порядок осуществления судами общей юрисдикции административного судопроизводства. 21.05.2013 законопроект был принят в первом чтении, однако по сей день парламентарии не продвинулись в его принятии.

Нормы КоАП РФ имеют действие на всей территории РФ, привлечь к ответственности по закону субъекта РФ можно только лицо, совершившее правонарушение на территории соответствующего субъекта РФ (ст. 1.8 КоАП РФ).

Для справки: в г. Москве принят Закон г. Москвы от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях».

Следует отметить, что законами субъектов РФ об административных правонарушениях не могут устанавливаться виды административных наказаний, порядок производства по делам об административных правонарушениях и порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний — эти вопросы отнесены исключительно к ведению РФ и могут быть установлены только КоАП РФ. Также не может быть установлена административная ответственность за нарушение норм, имеющих федеральное значение (ст. 1.3 КоАП РФ).

На основании статьи 75 Конституции РФ общие принципы налогообложения в России устанавливаются федеральным законом. Таким законом является Налоговый кодекс РФ.

Таким образом, административные правонарушения в сфере налогов установлены только КоАП РФ. Ниже мы рассмотрим виды таких правонарушений, а также особенности привлечения к административной ответственности за совершение некоторых административных правонарушений в области налогов.

Однако для начала — общая информация.

Часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ дает определение административного правонарушения — противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. То есть для того, чтобы привлечь лицо к административной ответственности, необходимо наличие нескольких обстоятельств:

— совершенное деяние (действие либо бездействие) должно быть противоправным (т.е. нарушать норму закона, устанавливающее определенное правило);

— деяние должно быть совершенно виновно, т.е. лицо, совершившее противоправное деяние, должно осознавать противоправный характер своего деяния (умысел), либо предвидеть возможность наступления вредных последствий своего действия (неосторожность). Сразу оговоримся, что форма вины никак не влияет на квалификацию административного правонарушения, она только может быть принята к сведению при назначении административного наказания (ст. 4.2 КоАП РФ);

— за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ должна быть предусмотрена ответственность;

— в случае, если правонарушителем является физическое лицо, привлечь его к административной ответственности можно только если к моменту совершения административного правонарушения лицо достигло возраста шестнадцати лет (ст. 2.3 КоАП РФ);

— в случае, если правонарушителем является должностное лицо, привлечь его к административной ответственности можно только если правонарушение совершено в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением им своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ).

Именно по этому поводу часто возникают сомнения при привлечении должностных лиц к административной ответственности за совершение правонарушений в области налогов и сборов. По результатам налоговой проверки (выездной или камеральной) юридическое лицо (налогоплательщик) привлекается к налоговой ответственности, т.е. на организацию накладывается штраф, предусмотренный соответствующей статьей Налогового кодекса РФ. При этом должностное лицо организации привлекается к административной ответственности по соответствующей статье КоАП РФ. Чаще всего этим должностным лицом является бухгалтер (главный бухгалтер) организации — ведь именно его трудовая функция связана с исчислением налогов, и именно он больше всего взаимодействует с налоговыми органами как в ходе налоговых проверок, так и вне их.

Однако не все так однозначно. Ведь упомянутая статья 2.4 КоАП РФ четко определяет: должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности только в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. То есть если административное правонарушение совершено вследствие неисполнения (ненадлежащего исполнения) должностным лицом своих обязанностей, нужно прежде всего выяснить, действительно ли исполнение соответствующих обязанностей возложено именно на то лицо, которое предполагается привлечь к ответственности. К примеру, если обязанность по представлению налоговых деклараций в налоговый орган возложена на бухгалтера, привлечь к административной ответственности по статье 15.5 КоАП главного бухгалтера будет неправомерно.

Для справки: одновременное привлечение юридического лица к налоговой ответственности и её должностного лица к административной ответственности не противоречит нормам законодательства, так как не считается повторным привлечением к ответственности за одно и то же правонарушение. В указанных нарушениях разные субъекты — в одном случае это юридическое лицо (организация), в другом — физическое лицо (работник организации).

Административными правонарушениями в сфере налогов и сборов, совершаемыми должностными лицами организаций — налогоплательщиков, являются (для лучшего понимание приведем сразу нормы Налогового кодекса, которые предусматривают налоговую ответственность в отношении организации-налогоплательщика):

Статья 15.3 — нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (статья 116 Налогового кодекса);

Статья 15.4 — нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации.

Для справки: в отношении этого правонарушения следует отметить, что Федеральным законом от 02.04.2014 N 52-ФЗ в Налоговый кодекс внесены ряд изменений, в их числе отменена обязанность налогоплательщиков сообщать об открытии (закрытии) счетов в кредитных организаций. Однако норма об административной ответственности за несообщение пока осталась, вполне вероятно, что в скором времени и норма об административной ответственности будет упразднена.

Статья 15.5 — нарушение сроков представления налоговой декларации (статья 119 Налогового кодекса);

Статья 15.6 — непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (статья 126 Налогового кодекса);

Статья 15.11 — грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (статья 120 Налогового кодекса).

Дело об административном правонарушении начинается с составления протокола об административном правонарушении. Правом на составление протокола обладают должностные лица налоговых органов (пункт 5 части 2 статьи 28.3 КоАП), а также судьи (части 1, 3 статьи 28.3, часть 1 статьи 23.1 КоАП). Конечно, чаще протоколы составляют должностные лица налоговых органов, поскольку чаще всего именно они и выявляют правонарушения в области налогов (сборов). Обязанность составить протокол об административном правонарушении при выявлении нарушений, за которые должностные лица организаций подлежат привлечению к административной ответственности, установлена пунктом 15 статьи 101 Налогового кодекса.

Как правило, протокол составляется немедленно при обнаружении факта совершения правонарушения, однако часть 2 статьи 28.5 КоАП позволяет отложить срок составления протокола до двух суток с момента обнаружения правонарушения.

Какой момент следует считать моментом обнаружения административного правонарушения? долгое время налоговики составляли протокол об административном правонарушении одновременно с актом налоговой проверки — тогда, когда фактически обнаружено правонарушение. Однако такой подход не согласуется с нормами Налогового кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 100 Налогового кодекса акт налоговой проверки (неважно — камеральной или выездной) — это документ, в котором зафиксированы нарушения, выявленные проверяющим инспектором (проверяющей группой). То есть в акте изложены факты, которые по мнению проверяющих, представляют собой нарушение норм законодательства о бухгалтерском учете, о налогах и сборах. Акт налоговой проверки вручается налогоплательщику (его представителю), и тот в течение месяца вправе изложить свое мнение по фактам, изложенным в акте. То есть налогоплательщик до момента привлечения его к налоговой ответственности вправе возразить против доводов налоговых инспекторов, представить свою точку зрения и подкрепить её доказательствами (приложить дополнительные документы к материалам проверки).

Только после рассмотрения материалов проверки (как полученных в ходе непосредственно проверки, так и после её завершения — в ходе рассмотрения дела о налоговом правонарушении) лицо, рассматривающее материалы проверки (как правило, это руководитель или заместитель руководителя налоговой инспекции) принимает решение о привлечении налогоплательщика-организации к налоговой ответственности. Другими словами, только в момент привлечения организации к налоговой ответственности налоговый орган делает вывод о наличии либо отсутствии оснований для привлечения юридического лица к налоговой ответственности. И только в случае подтверждения фактов нарушения налогового законодательства и отсутствии обстоятельств, препятствующих привлечению к налоговой ответственности, в отношении юридического лица выносится решение о привлечении к налоговой ответственности (порядок вынесения решения регламентирован статьей 101 Налогового кодекса).

Соответственно, после установления факта налогового правонарушения, виновное должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности. Иной подход просто нелогичен — привлекать к административной ответственности должностное лицо до установления самого факта наличия налогового правонарушения …

В любом случае протокол должен быть составлен в присутствии нарушителя, поскольку согласно части 3 статьи 28.2 КоАП лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе.

Однако часть 4.1 указанной статьи позволяет должностному лицу налогового органа не ждать присутствия предполагаемого нарушителя — в случае неявки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Надо сказать, что этим исключением налоговые органы достаточно активно пользуются, что понятно — не нужно ждать, пока лицо, в отношении которого должен быть составлен протокол, явится в налоговый орган для его составления. Кроме того, если известить нарушителя о необходимости явки для составления протокола почтой, вряд ли он получит уведомление за 2 дня, следовательно, все равно не успеет явиться по приглашению.

Протокол, подписанный лицом, составившим его, и с подписью лица, в отношении которого он составлен, направляется лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении для вынесения решения. Дела об административных правонарушениях в сфере налогов и сборов (статьи 15.3 — 15.6, 15.11) рассматриваются судьями — это установлено частями 1 и 3 статьи 23.1 КоАП. Должностное лицо налогового органа должен направить протокол и другие материалы дела судье в течение трех суток с момента составления протокола (часть 1 статьи 28.8 КоАП).

По общему правилу, дело подлежит рассмотрению по месту совершения правонарушения (часть 1 статьи 29.5 КоАП). Однако по ходатайству лица, в отношении которого составлен протокол, дело может быть рассмотрено по месту жительства нарушителя. Законодательство не определяет, в какой форме может быть выражено такое желание — поэтому вполне правомерно зафиксировать его прямо в протоколе.

Для рассмотрения дела об административном правонарушении и вынесения постановления у судьи есть 2 месяца со дня получения материалов дела (часть 1.1 статьи 29.6 КоАП), и этот срок при необходимости может быть продлен на месяц (часть 2 этой же статьи).

По итогам рассмотрения дела судья вынесет постановление либо о привлечении к административной ответственности (назначит наказание), либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Последнее может быть вынесено (часть 1.1 статьи 29.9 КоАП):

— при наличии наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении ( статья 24.5 КоАП):

1) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие состава административного правонарушения;

3) действия лица в состоянии крайней необходимости ;

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

5) отмена закона, установившего административную ответственность;

6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

— при объявлении устного замечания ( статья 2.9 КоАП);

— при прекращении производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.

Сроки давности привлечения к административной ответственности установлены статьей 4.5 КоАП. Для правонарушений в области налогов и сборов этот срок составляет 2 года, т.е. постановление по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов не может быть вынесено по истечении двух лет со дня его совершения.

Статья 2.9 КоАП позволяет при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Следует отметить, что в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, судьи нечасто применяю такую возможность. Можно предположить, что основанием к этому служит небольшая сумма штрафа, предусмотренного для должностных лиц статьями КоАП за нарушения в области налогов (сборов) — 300-500 рублей. Исключение составляет норма статьи 15.11 — грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов — за такое правонарушение бухгалтеру или руководителю организации-налогоплательщика грозит штраф в размере 2 000 — 3 000 рублей.

Как правило, по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении в области налогов и сборов выносится постановление о привлечении к административной ответственности, и на виновное должностное лицо накладывается штраф, который необходимо уплатить в срок позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу (часть 1 статьи 32.2 КоАП).

Вступает в силу постановление по истечении срока на его обжалование (статья 31.1 КоАП). А обжаловать постановление по делу об административном правонарушении можно в течение 10 суток со дня его получения — часть 1 статьи 30.3 КоАП.

Довольно часто обстоятельства, при которых было совершено административное правонарушение, способствуют его нарушению, или, как минимум, не способствуют тому, чтобы правонарушение не было совершено. Законодатель предусмотрел для таких случаев обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (статьи 4.2 и 4.3 КоАП соответственно).

Обстоятельства эти никак не влияют на квалификацию правонарушения, но могут иметь значение при назначении судьей административного наказания. Вот какие обстоятельства законодатель считает возможным расценивать как смягчающие административную ответственность:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;

4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;

6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;

7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);

8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Для справки: перечень не является исчерпывающими, и судья вправе счесть то или иной обстоятельство смягчающим вину по своему внутреннему убеждению (часть 2 статьи 4.2 КоАП).

А вот какие — отягчающими административную ответственность:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Для справки: применение этого перечня также не обязательно — судья вправе по своему убеждению с учетом обстоятельств дела не счесть то или иное обстоятельство отягчающим вину (часть 1 статьи 4.3).

Новый вид проверок от ПФР: четыре аргумента защиты при претензиях по СВЗ-М

Указанная форма акта утверждена постановлением Правления ПФ РФ от 23.11.2016 N 1058п и совсем недавно, 5 мая 2017 г., была зарегистрирована в Минюсте. Однако она уже активно используется чиновниками ПФР как шаблон для взыскания штрафов в размере 500 рублей за каждое застрахованное лицо в дополняющей форме СЗВ-М. Именно о том, насколько законно предъявляются эти штрафы, пойдет речь далее.

Первый аргумент в защиту бизнеса

До настоящего времени действует письмо ПФР от 14.12.2004 г. № КА-09-25/13379 «О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ». В этом письме со ссылкой на пункт 2.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 14.07.2003 г. № 12-П говорится о неприменении финансовых санкций в случае самостоятельного выявления страхователем ошибки в представленных сведениях по персонифицированному учету.

Второй аргумент в защиту бизнеса

При этом позиция должностных лиц однозначна: при самостоятельной корректировке страхователями отчета СЗВ-М независимо от срока предоставления дополняющей формы штрафа быть не должно.

Третий аргумент в защиту бизнеса

И далее, в пункте 39: «В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются».

Вот так: вначале должно быть уведомление, а не акт о выявлении правонарушения, и только потом — штраф при условии невыполнения предписаний этого уведомления.

Четвертый аргумент в защиту бизнеса

Здесь в абзаце третьем говорится, что тот самый акт, о котором шла речь в начале статьи, «… не составляется в случае если страхователем самостоятельно выявлены ошибки в ранее представленных сведениях в отношении застрахованного лица, и уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице представлены в территориальный орган ПФР до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР».

Сроки привлечения к ответственности

Пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определённому сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока. Для формы СЗВ-М — с 10 числа следующего месяца в 2016 г., с 15 числа – в 2017 году. Например, при предоставлении дополняющей СЗВ-М за апрель 2016 г. срок для составления протокола отсчитывается с 10 мая 2016 г. и истекает 10 августа 2016 г. независимо от даты предоставления дополняющей формы СЗВ-М.

Истечение установленных законодательством три месяца делает неправомерным вынесение чиновниками ПФР Постановления по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица страхователя. Соответственно, к настоящему моменту все сроки привлечения к ответственности по статье 15.33.2 КоАП за 2016 год истекли.

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

1. Правила ч. 1 ст. 4.5 устанавливают сроки давности привлечения к административному правонарушению:

1) общие. Предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 2 месяцев со дня, когда было совершено административное правонарушение. При этом:

— речь идет о календарных месяцах;

— отсчет срока начинается со следующего дня (после дня совершения противоправного деяния);

2) специальные. При этом нужно учесть, что такие сроки применяются лишь в случаях, прямо и исчерпывающим образом указанных в ч. 1 ст. 4.5.

Важно знать, что днем совершения административного правонарушения считается день, когда то или иное противоправное деяние (исходя из анализа его объективной стороны) окончено.

Например, днем подделки документов, удостоверяющих личность, является день, когда правонарушитель подделал этот документ (см. коммент. к ст. 19.23). Начиная со следующего дня, следует отсчитывать срок давности по этому административному правонарушению.

Следует учитывать что вступили в силу изменения, внесенные в ч. 1 ст. 4.5:

— Законом N 130 — с 02.11.02 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о противодействии легализации доходов полученных преступным путем и финансированию терроризма);

— Законом N 94 — с 18.07.03 (годичный срок давности был установлен за нарушения законодательства о референдумах);

— Федеральным законом N 138 от 11.11.2003 «О лотереях» — с 01.01.04 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о лотереях);

— Законом N 118 — с 01.10.04 (годичный срок давности был установлен за нарушение актов органов валютного регулирования);

— Законом N 214 — с 01.04.2005 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов);

— Законом от 27.12.05 — с 09.01.2006 (годичный срок давности был установлен за нарушение патентного законодательства, а также законодательства об авторском праве и смежных правах»);

— Законом от 02.02.06 — с 09.02.06 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о размещении заказов на поставки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд);

— Федеральным законом N 65 от 08.05.06 «О внесении изменений в КоАП» — с 22.05.06 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об экспортном контроле);

— Федеральным законом N 139 от 27.07.06 «О внесении изменений в КоАП РФ» — с 09.08.06 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве);

— Федеральным законом N 189 от 05.11.06 «О внесении изменений в КоАП РФ (в части усиления ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства» — с 09.11.06 (и при совершении этих правонарушений был установлен годичный срок давности);

— Федеральным законом N 262 от 29.12.06 «О внесении изменений в ст. 4.5 КоАП РФ» — с 21.01.07 (годичный срок давности был установлен за нарушение иммиграционных правил, а также правил пребывания (проживания) в РФ и правил привлечения иностранных работников);

— Федеральным законом N 19 от 09.02.07 «О внесении изменения в ст. 4.5 КоАП РФ» — с 25.02.07 (годичный срок давности был установлен за нарушение бюджетного законодательства);

— Законом N 141 от 19.07.07 — с 01.01.08 (годичный срок давности был установлен за нарушение правил организации деятельности по продаже товаров на розничных рынках);

— Законом N 210 от 24.07.07 — с 01.07.08 (годичный срок давности был установлен за нарушение ПДД повлекшего причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего).

— Законом N 280 от 25.12.08 — с 10.01.09 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о противодействии коррупции);

— Законом N 281 от 25.12.08 — с 30.12.08 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организацией коммунального комплекса);

— Законом N 9 от 09.02.09 — с 13.04.09 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об АО, ООО, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах);

— Законом N 160 от 17.07.07 — с 22.08.09 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об электроэнергетике). Этим же Законом ст. 4.5 дополнена ч. 6. С 22.08.09 установлено, что срок давности привлечения к ответственности за правонарушения в области ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке (они предусмотрены в ст. 14.9, 14.31-14.33 КоАП, см. комментарий к ним) — начинает исчисляться со дня следующего за датой вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа.

— Законом N 261 от 23.11.09 — с 23.05.2010 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности;

— Законом N 380 от 28.12.09 — с 28.03.10 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия);

2. Специфика правил ч. 2 ст. 4.5 состоит в том, что:

1) они посвящены давности привлечения к ответственности при длящемся административном правонарушении (примером может служить непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов, мест хранения, переработки растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и дикорастущей конопли, см. коммент. к ст. 10.14);

2) по таким административным наказаниям сроки давности (как общие, так и специальные), указанные в ч. 1 ст. 4.5, необходимо исчислять со дня обнаружения административного правонарушения. Речь идет не только о фактическом обнаружении, но и о составлении соответствующих документов (см. например, коммент. к ст. 28.1-28.3), скажем, протокола об административном правонарушении.

3. Особенности правил ч. 3 ст. 4.5 состоят в том, что они:

1) касаются лишь таких административных правонарушений, которые влекут назначение такого вида административного наказания, как дисквалификация (последняя заключается в лишении физических лиц прав занимать руководящие должности в исполнительном органе ЮЛ, входить в состав совета директоров (наблюдательного совета), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению ЮЛ в иных случаях, см. коммент. к ст. 3.11);

2) устанавливают, что физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее:

— одного календарного года со дня совершения административного правонарушения (если административное правонарушение не относится к длящимся);

— одного календарного года со дня обнаружения (если административное правонарушение относится к длящимся).

4. Правила ч. 4 ст. 4.5 подлежат применению, поскольку:

1) против лица (совершившего административное правонарушение) было возбуждено уголовное дело, но впоследствии его прекратили (по любому из обстоятельств, предусмотренных в нормах УПК);

2) в возбуждении уголовного дела было отказано в порядке, предусмотренном нормами УПК.

В соответствии с ними сроки давности (как общие, так и специальные) привлечения к административной ответственности исчисляются, начиная со дня принятия постановления:

— об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела;

— о прекращении уголовного дела, уголовного преследования;

— о прекращении уголовного дела, уголовного преследования в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения. Все указанные постановления должны соответствовать (по содержанию и форме) приложениям к УПК.

5. Применяя правила ч. 5 ст. 4.5, нужно учесть, что:

1) ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (упомянутое в ч. 5 ст. 4.5):

а) может быть подано как в устной форме, так и в виде письменного заявления;

б) должно быть отражено в протоколе об административном правонарушении, в протоколе судебного заседания и т.п. документах, ведение которых необходимо по закону при производстве дела об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 29.8);

в) подается лишь постольку, поскольку дело об административном правонарушении рассматривается вне места жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу (при этом место жительства определяется по правилам ст. 20 ГК);

2) они предписывают приостановить течение срока давности (как общего, так и специального по данному делу):

а) с момента удовлетворения упомянутого ходатайства судьей, органом, должностным лицом (о чем выносится соответствующее определение);

б) до момента поступления материалов дела судье (в орган, должностному лицу) по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Момент этот определяется исходя из данных, указанных в постановлениях и определениях, составляемых (выносимых) при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 29.9).

6. Верховный Суд (в п. 14 Пост. N 5) обратил внимание на следующие особенности применения ст. 4.5:

1) сроки давности указанные в ст. 4.5:

являются безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении. При этом не может быть удовлетворено ходатайство лица, в отношении которого составлен протокол по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по существу;

исчисляются по общим правилам исчисления сроков — со дня следующего за днем совершения деяния (за днем обнаружения правонарушения). Если правонарушение выразилось в бездействии — со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности;

начинают течь с момента наступления указанного в нормативном акте срока (если обязанность не была выполнена к установленному этим актом сроку);

текут без приостановления. Единственный случай их приостановления предусмотрен в ч. 5 ст. 4.5. При этом, удовлетворяя ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства лица, судья не должен выносить процессуальный документ о приостановлении течения срока давности;

1) длящимся является такое административное правонарушение, которое выражается в длительном непрекращающимся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением;

2) днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения;

3) КоАП не предусматривает возможности перерыва срока давности привлечения к административной ответственности.

О практике арбитражных судов по применению ст. 4.5 (а также ст. 24.5) см. пункты 18-20 Пост. N 2 и п. 21 Пост. N 10.