2 система налогового законодательства

Система налогового законодательства России

Главная > Курсовая работа >Финансы

ЧОУ ВПО ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (г.Казань)

СИСТЕМА НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ

По дисциплине: «Налоговое администрирование»

Студентка 3 курса, ДО, гр. 872

Раупова Виктория Альбертовна

к.э.н., доцент Герасимчук Елена

1. Сущность налогового права

1.1 Источники налогового права…………………………. 6

1.2. Неналоговые законы…………………………………….10

2. Анализ действующих систем налогового законодательства

2.1. Анализ норм федерального законодательства…. 12

2.2. Анализ норм регионального и местного налогового законодательства……………………………………………….…15

2.3. Направление повышения эффективности применения налогового законодательства……………………………….….18

Выводы и предложения………………………………………….22

Список использованной литературы………………………. 25

Система налогового законодательства — это множество закономерно связанных друг с другом нормативных актов о налогообложении, представляющих собой определенное целостное образование, единство. Как мы видим, понятие “содержание налогового законодательства” близко к понятию “система налогового законодательства”. Последняя упорядочивает содержание законодательства о налогообложении в соответствии с принципами ее системы. Завершающей формой системы законодательства является ее кодификация, и на сегодняшний день имеется уже часть первая Налогового кодекса Российской Федерации. Поэтому в настоящий момент более важна проблема качественного совершенствования налогового законодательства.

Налоги являются необходимым звеном экономических отноше­ний в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства сопрово­ждаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо финансовой функции налого­вый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, динамику и структуру, на состояние прогресса.

Становление введенной принципиально новой для РФ налоговой системы проходило в жестких условиях политических, экономических и структурных преобразований при отсутствии преемственности в области налогового права. За годы функционирования налоговой системы было внесено значительное количество различных изменений в налоговое законодательство с целью его приведения в соответствие с протекающими в жизни общества процессами.

События произошедшие в период кризиса резко усилили роль налогов, так как государство в послекризисной обстановке пытается поправить свое экономическое положение при помощи корректировки налоговой системы.

В настоящее время, выбранная тема весьма актуальна, так как правильный (оптимальный) выбор система налогового законодательства является залогом успешного решения проблем стоящих перед страной.

Происходящие изменения в области политики и экономики, изменение правовых и бюджетных отношений между уровнями и ветвями власти, процесс интегрирования экономики, требуют проведения налоговой политики и построения эффективной, справедливой и стабильной налоговой системы.

Необходимость изменения действующего налогового законодательства диктуется и его крайним несовершенством, выражающимся, в отсутствии единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленности нормативных документов и частом несоответствии законов и подзаконных актов, регулирующих налоговые отношения, а также законов, относящихся к иным отраслям, но вторгающихся в вопросы регулирования налоговых отношений, существование правовых пробелов и отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений.

Изменения требуют и чрезмерно жесткие нормы ответственности за налоговые нарушения, применяемые сегодня при отсутствии ясного законодательства, предупредительных процедур и нечеткости формулирования составов налоговых нарушений.

Как инструмент реализации основных задач в области налогового законодательства особую значимость приобретает Налоговый кодекс Российской Федерации — систематизированный законодательный акт, призванный обеспечить комплексный подход к решению насущных проблем налогового права, В Налоговом кодексе Российской Федерации действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, перерабатываются в соответствии с выбранными приоритетами и направлениями развития налоговой системы, приводятся в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему.

Объектом работы является налоговое законодательство.

Предметом работы выступают система налогового законодательства.

Цель курсовой работы – исследование действующих систем налогового законодательства в Российской Федерации.

На основе анализа материалов законодательства обосновываются задачи исследования: раскрыть сущность налогового законодательства; выявить особенности действующего налогового законодательства; определить перспективы развития налогового законодательства.

Методологическая и нормативная основа исследования. Для достижения указанной цели и задач настоящее исследование основывалось на следующих методах: формально-юридический метод правовой интерпретации, заключающийся в изучении специфики, значимых условий системы налогового законодательства; метод абстрагирования и анализа, использованный для определения действующих систем налогового законодательства.

Определенный вклад в решение поставленной данной работой проблемы, внесли современные цивилисты — Н.К. Фролова, В.О. Анохин, И. П. Вахнин, В.П. Грибанов, Л.Я. Данилова. В работах, раскрывая сущность действующих систем налогового законодательства учёные указывают на очевидные и требующие разрешения проблемы налогового регулирования в данной сфере.

В ходе анализа системы налогового законодательства особое внимание уделено самим нормативным документам, в том числе пояснительная записка к проекту общей части Налогового кодекса, заявление руководства Государственной налоговой службы РФ, распоряжение Правительства РФ № 585-р; обзору моментов проекта Налогового кодекса; вопросу влияния проекта на существующую ситуацию в налогообложении; мнениям специалистов.

1. Сущность налогового права

1.1. Источники налогового права

Источники (формы) налогового права — это официально определенные наружные формы, в каких содержатся нормы, регулирующие дела, возникающие в процессе налогообложения. К источникам права, в том числе и налогового, принято относить разные нормативные правовые акты, содержащие надлежащие нормы права. Источниками налогового права являются законодательство Русской Федерации о налогах и сборах, законы субъектов РФ о налогах и (либо) сборах, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах (сборах), подзаконные акты органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, международные договоры по вопросам налогообложения, постановления высших судебных органов Русской Федерации по вопросам судебной практики, Конституционного Суда РФ.

Система источников налогового права смотрится последующим образом:

1) Конституция РФ;

2) особое налоговое законодательство, которое включает:

а) федеральное законодательство о налогах и сборах (НК РФ; другие федеральные законы о налогах и сборах);

б) региональное законодательство о налогах и сборах (законы субъектов РФ; другие нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными органами субъектов РФ);

в) нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления;

3) общее налоговое законодательство;

4) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и обложением сборами:

а) акты органов общей компетенции;

б) акты органов специальной компетенции;

5) решения Конституционного Суда РФ;

6) нормы интернационального права и международные договоры Русской Федерации.

Источниками налогового права являются положения Конституции РФ, как конкретно содержащие налогово-правовые нормы, так и имеющие огромное значение при установлении общих принципов налогообложения, установлении и внедрении налогов и сборов, формировании налоговой политики Русской Федерации, определяющие магистральные направления совершенствования и развития налогового права и в целом образующие конституционные базы налогообложения. Так, работающая Конституция Рф устанавливает, что каждый должен платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). Иными словами, данная норма Конституции подчеркивает законность установления налоговых платежей и их всеобщность.

Не считая того, в Конституции РФ закреплены основополагающие нормы налогового права Рф: предмет ведения Русской Федерации и предметы совместного ведения Русской Федерации и ее субъектов в области налогообложения; компетенция в области налогов Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ; правомочия органов местного самоуправления в области налогообложения; базы правового статуса налогоплательщика.

Особое налоговое законодательство. Статья 1 НК РФ описывает четыре уровня системы законодательства о налогах и сборах, регулирующих дела в сфере налогообложения в Русской Федерации:

1) НК РФ (кодифицированный акт высшей юридической силы);

2) федеральные законы о налогах и сборах, принятые в согласовании с Кодексом;

3) законы и другие нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов РФ;

4) нормативные акты представительных органов местного самоуправления.

Три крайних уровня законодательных актов должны соответствовать НК РФ.

К федеральным законам о налогах и сборах относятся:

1) федеральные законы о налогах и сборах, принятые до введения в действие НК РФ, действующие в настоящее время в части, не противоречащей НК РФ;

2) федеральные законы о налогах и сборах, принятые в согласовании с НК РФ.

Согласно Федеральному закону от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (в ред. от 22 октября 1999 г.) на местности Русской Федерации используются лишь те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.

Датой принятия федерального закона считается день принятия его Гос Думой в конечной редакции.

Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней опосля дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позже 10 дней опосля дня их принятия.

Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются сразу с федеральными законами о их ратификации.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается 1-ая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Русской газете» либо Собрании законодательства Русской Федерации.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания направляются председателем соответственной палаты либо его заместителем.

Система налогового законодательства

Система налогового законодательства — это совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы. Система налогового законодательства представлена на рис. 6.1.

Рис. 6.1. Система налогового законодательства

Самые общие подходы закреплены в Конституции РФ. Так, например, в ней сказано, что «каждый обязан платить законно установленные платежи и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют» (ст. 57 гл. 2).

В настоящее время правовое обеспечение в области налогообложения обеспечивается как законами общего действия, так и законами о конкретных налогах. Многие основные налоги уже вошли во вторую часть Налогового кодекса.

Налоговый кодекс РФ — единый законодательный акт, систематизирующий сферу налогового права и закрепляющий основополагающие принципы налогообложения в России. Он состоит из двух частей.

Часть первая Налогового кодекса РФ устанавливает круг нормативно-правовых актов, подпадающих под термин «законодательство о налогах и сборах», которое охватывает:

1) Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы налогах и сборах;

2) законы и иные нормативно-правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ;

3) нормативные правовые акты, принятые представительными органами местного самоуправления в пределах, установленных Кодексом.

Помимо правовых границ понятия «законодательство о налогах и сборах» и совокупности нормативно-правовых актов в первой части Кодекса установлены и закреплены:

· общие принципы налогообложения;

· система налогов и сборов, взимаемых с юридических и физических лиц;

· налоговые органы и участники налоговых отношений;

· основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов и сборов;

· порядок и процедуры налогового производства и налогового контроля;

· ответственность за совершение налоговых правонарушений;

· порядок обжалования актов налоговых органов и защиты прав налогоплательщиков.

Часть вторая Налогового кодекса РФ, введенная в действие с 1 января 2001 г., включает в себя нормы, регулирующие порядок исчисления и уплаты отдельных налогов (см. рис. 4.3). В дальнейшем предусматривается введение новых налогов и сборов, дополнений и изменений в эту часть Кодекса.22

Указы Президента РФ устанавливают самостоятельные нормы права, а также носят характер поручений органам управления по разработке нормативных актов по налогообложению.

Постановлениями Правительства РФ устанавливаются ставки акцизов и таможенных пошлин; определяется применяемый при налогообложении состав затрат; рассчитывается индекс инфляции и т. д. Федеральные и региональные органы исполнительной власти могут издавать нормативные акты по вопросам налогообложения, которые, однако, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Органы местного самоуправления также формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливая местные налоги и сборы.

Акты Федеральной налоговой службы (ранее МНС) в условиях становления и развития российской налоговой системы занимают важное место. В ряде случаев эти акты могут иметь нормативное значение, нарушение их влечет за собой юридическую ответственность. Но в целом задача при издании подобных актов сводится к разъяснению методики ввода в действие закона и т. п.

Письма, указания и разъяснения налоговых органов носят нормативный характер и в основном посвящены рассмотрению частных налоговых ситуаций. Инструкции не могут устанавливать или изменять налоговые обязательства; их назначение — регламентировать единообразные способы практической, связанной с правильным и своевременным взиманием налогов, деятельности органов управления.

Постановления Конституционного Суда значимы для регламентации отношений в налоговой сфере. Принятые в последнее время постановления этих органов и Высшего Арбитражного Суда открывают путь защиты интересов налогоплательщиков — обжалование незаконных решений налоговых органов в судебном порядке.

Кроме национального законодательства отношения в налоговой сфере регулируются международно-правовыми договорами. В России большую юридическую силу имеет международное соглашение, нежели внутригосударственный закон.

Порядок принятия и введения в действие законов о налогах можно рассматривать по трем аспектам:

Действие закона во времени. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении месяца со дня их официального опубликования. Федеральные законы, вносящие изменения в Кодекс в части установления новых налогов (сборов), вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования (ст. 5 Кодекса). Этот же порядок установлен для аналогичного рода законодательных актов регионального и местного уровней.

Действие налоговых актов в пространстве. Акты органов местного самоуправления распространяются на управляемую ими территорию. Акты субъектов Федерации действуют лишь на территории данного субъекта. Акты федеральных органов власти исключительно и безраздельно действуют на всей территории страны.

Действие налоговых актов по кругу лиц. Обусловлено в первую очередь принципом территориальности, согласно которому все лица, имеющие объект налогообложения в нашей стране, подпадают под сферу действия налогового законодательства России. Согласно принципу резидентства обязанность по уплате налога распространяется также на лиц, являющихся резидентами РФ.

В Российской Федерации законы о налогах носят постоянный характер. Законы действуют независимо от того, утвержден бюджет на соответствующий год или нет.

Законодательные акты, вводящие новые налоги и сборы, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Акты, вводящие новые налоги и сборы, улучшающее положение налогоплательщиков, имеют обратную силу (рис.6.2).

Рис.6.2. Акты законодательства о налогах и сборах

Налоги — определяющий источник процветания любой страны, пополнения бюджета.. На их исключительное значение для государства указывал К. Маркс: «Налог — это материнская грудь, кормящая правительство. Налог — это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией». В России основную часть доходов различных бюджетов составляют именно налоги.

По данным Счетной палаты в структуре доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ наибольший удельный вес занимают налоговые доходы (71% — в 2003 г., 76% — в 2004 г., 72% — в 2005 г.). Наибольшую часть в налоговых доходах составляют налог на доходы физических лиц (34% — в 2003 г., 32% — в 2004 г. и 31,5% — в 2005 г.) и налог на прибыль организаций (26,5%, 37%, 43%). В целом налоги и сборы в консолидированном бюджете России в 2005 г. составили 74,7% общей суммы поступлений.

Рис. 6.3. Диаграмма доходной части федерального бюджета РФ 2007 г.

Необходимо отметить, что в России существует проблема бюджетно-налогового федерализма. Суть этой проблемы заключается в определении и понимании налогов как системного элемента экономики, определяющего финансовое благополучие государства в целом, территориальных образований, предприятий и гражданина. Поэтому существенным условием налоговой системы РФ является порядок распределения налогов по бюджетам, поскольку федеративный тип государственного устройства принципиально влияет на основы построения бюджетной системы страны. От решения проблемы оптимального соотношения федерального бюджета и бюджетов территорий во многом зависит стабильность и управляемость в экономике.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

4. Система налогового законодательства Российской Федерации. Порядок принятия и введения в действие налоговых законов.

Система налогового законодательства Российской Федерации

Система налогового законодательства – совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы.

Налоговый Кодекс РФ;

Указы Президента РФ;

Постановления Правительства РФ;

Акты Министерства финансов РФ;

Письма, указания и разъяснения Минфина РФ;

Постановления Конституционного суда, решения и определения Верховного суда РФ.

Порядок принятия и введения в действие налоговых законов.

Пределы действия налоговых нормативных актов определяются по трем аспектам: во времени, в пространстве, по кругу лиц.

Действие закона во времени описывается в ст. 5 НК РФ.

Прекращение действия налогового нормативного акта возможно или путем его прямой отмены, или путем принятия нового акта равной (большей) юридической силы, или с истечением срока действия нормативного акта.

Действие налоговых актов в пространстве. На всей территории России исключительно и безраздельно действуют акты федеральных органов власти.

Действие налоговых актов по кругу лиц. Обусловлено следующими принципами: территориальности и резидентства.

Акты законодательства о налогахвступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Акты законодательства о сборахвступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Налоговое право

1.3. Система налогового права

— объективная совокупность общественных финансовых отношений, определяющая внутреннюю структуру налогового права, содержание и особенность размещения норм, регулирующих налоговые правоотношения.

Нормы налогового права в зависимости от особенностей отношений, им регулируемых, делятся на отдельные структурные подразделы. В системе сложного института налогового права существует несколько подсистем институтов, которые можно выделить в разделы.

Общая часть налогового права аккумулирует институты, закрепляющие общие подходы к регулированию системы налогообложения, которые имеют отношение ко всем видам налогов и сборов, ко всем нормам Особенной части. Общая часть охватывает нормы, которые как бы вынесены за скобки. В скобках -институты Особенной части и именно к ним применяются положения Общей части, но уже в конкретном случае, обусловленном определенным налогом или сбором. В Общую часть включаются нормы, определяющие характер института налогового права, содержание налоговой системы, налога, элементы правового механизма налога, основания ответственности за нарушения налогового законодательства, устранение двойного налогообложения и т.д.

Особенная часть налогового права включает систему институтов, детализирующих налоговую систему в целом и определяющих конкретные механизмы отдельных налогов и сборов.

Именно Особенная часть и охватывает правовые механизмы элементов налоговой системы

Традиционно источниками права считаются нормативно-правовые акты, санкционированные обычаи, прецеденты (судебные или административные), международные соглашения. Возможно несколько подходов к рассмотрению источника права:

-социально-экономический — определяющий совокупность социально-экономических факторов, которые регулируют объективные законы;

— государственно-политический — характеризующий реализацию государственной свободы в конкретных правовых нормах;

— юридический, — предусматривающий специфический механизм реализации свободы государства в конкретных нормах права.

Таким образом, источниками налогового права является форма выражения правотворческой деятельности государства по поводу принятия компетентными государственными органами нормативных актов, устанавливающих нормы налогового права.

Источники налогового права могут быть разделены по нескольким принципам:

I. На основании властно-территориального признака (в основном это касается видов нормативных актов):

1. Общегосударственные нормативные акты.

2. Республиканские (Автономная Республика Крым).

3. Местные нормативные акты.

П. По характеру правовых норм:

1. Нормативные — акты, содержащие правовые нормы общего характера, принятые компетентными органами в установленном порядке.

2. Ненормативные — акты, не содержащие правовых норм общего характера.

III. По особенностям правового регулирования и характера установления:

1. Обычай, санкционированный компетентными органами в установленном порядке. Чаще всего речь идет об обычае, к которому дел

ается отсылка в законе. Обычаем, как правило, регулируются процессуальные стороны функционирования налоговых актов, рамки компетенции государственных органов в сфере налогообложения.

2. Прецедент получил широкое распространение в государствах англосаксонской системы, особенно при наличии пробела в законодательстве. Специфика в данном случае состоит в том, что правоприменительный орган фактически выступает в качестве нормотворческой структуры.

3. Международные договора (конвенции, соглашения) важное значение приобретают при урегулировании двойного налогообложения, других вопросов налогообложения. Применение данного источника налогового права не всегда однозначно

4. Правовая доктрина характерна для мусульманских стран, где, являясь одним из важных источников шариата, восполняет пробелы законодательства в соответствии с предписаниями мусульманской доктрины.

5. Нормативный правовой акт — самый важный, а иногда единственный источник налогового права. В некоторых случаях другие источники рассматриваются как производные от нормативного акта.

Система налогового законодательства в РФ

Следуя принципу, провозглашенному ст.15 Конституции РФ, Налоговый Кодекс РФ в ст.1 устанавливает следующую систему налогового законодательства РФ:

  • налоговый кодекс (НК);
  • федеральные законы о налогах и сборах;
  • законы и иные правовые нормативные акты о налогах и сборах законодательных органов субъектов РФ;
  • нормативные правовые акты о налогах и сборах представительных органов местного самоуправления.

Центральное место в системе законодательства о налогах и сборах занимает НК РФ. Его правовой статус определен ст.1.
Во-первых, НК — единственный нормативный правовой акт, устанавливающий систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и налоговых сборов в РФ. Любые изменения системы федеральных налогов и сборов должны проходить путем внесения изменений и дополнений в НК РФ.
Во-вторых, НК в системе актов налогового законодательства имеет высшую юридическую силу. Все законы о налогах и сборах принимаются в соответствии с НК и не могут ему противоречить.
В п.4 ст.15 Конституции РФ провозглашен приоритет норм международного права по отношению к нормам российского законодательства. Применительно к налоговым правоотношениям этот принцип нашел свое отражение в ст.7 НК РФ. Если международным договором РФ, содержащим положения о налогах и сборах, установлены иные правила, чем предусмотрены НК и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.
На практике это означает, что при экономическом сотрудничестве с лицом из другого государства необходимо обращать внимание на наличие соглашения об избежании двойного налогообложения с этим государством или иного соглашения, регулирующего вопросы налогообложения на уровне двух и более государств. Если такой договор существует, его нормы будут иметь приоритет по отношению к нормам российского законодательства.
КОНСТИТУЦИЯ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ
НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ ЗАКОНОД АТЕЛЬСТВА субъектов гф
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Иерархия актов, регулирующих налоговые отношения. Отношения, регулируемые налоговым законодательством (определены ст.2 НК):

  • отношения по установлению налогов и сборов;
  • отношения по введению налогов и сборов;
  • отношения по взиманию налогов и сборов;
  • отношения, возникающие при осуществлении налогового контроля;
  • отношения по привлечению к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Вопросы собственности и хозяйственной деятельности не являются предметом регулирования законодательством о налогах и сборах, налоговое законодательство не вправе вторгаться в сферу, регулируемую гражданским или иным частным правом. Например, вопрос об очередности списании денежных средств со счета предприятия должен разрешаться в гражданском законодательстве (ст. 855 Гражданского кодекса РФ).
Не применяется законодательство о налогах и сборах, если иное не предусмотрено НК, к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля уплаты таможенных платежей и привлечения к ответственности виновных лиц. Действие НК распространяется на таможенные платежи только в случаях, прямо предусмотренных НК, т.е. когда в статьях Кодекса непосредственно упоминаются таможенные платежи.
Принципы налогового законодательства РФ (определены ст.3 НК):

  • принцип всеобщности налогообложения является конституционным принципом, согласно которому каждое лицо без каких-либо исключений должно через налоги участвовать в финансировании общегосударственных расходов и уплачивать законно установленные налоги и сборы;
  • принцип справедливости — каждый подданный государства обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям;
  • принцип соразмерности налогов заключается в соотношении размера бюджета и неблагоприятных для налогоплательщика последствий налогообложения или экономической сбалансированностью интересов налогоплательщика и государственной казны;
  • принцип равенства налогоплательщиков — не допускается установление и применение налогов и сборов, различающихся в зависимости от политических, этнических, конфессиональных и иных подобных различий между налогоплательщиками. В свете социальных аспектов не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов либо налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц, места происхождения капитала.

Установление дифференцированных ставок налогов и сборов либо налоговых льгот, а также налоговых ставок в зависимости от других критериев, в частности — экономических, вполне допустимо;

  • принцип экономической обоснованности установления налогов, т.е. налоги не должны препятствовать реализации гражданами своих конституционных прав. Ограничение прав должно происходить с учетом ст.55 Конституции РФ, т.е. права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя,

нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

  • принцип установления налогов, не нарушающих единства экономического пространства РФ. Не допускается устанавливать налоги и сборы, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах РФ товаров, (работ, услуг), денежных средств или законную деятельность налогоплательщика в пределах территории РФ. Не допускается также введение региональных налогов и сборов, позволяющих формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других территорий либо переносить уплату налогов на налогоплательщиков других регионов;
  • принцип законного установления налогов и сборов. Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются только НК. Налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов самоуправления о налогах и сборах в соответствии с НК РФ. Следовательно, никто не обязан уплачивать незаконные платежи и сборы.
  • принцип удобного налогообложения — установлено требование к законодателю и правоприменительным органам: акты налогового законодательства должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в какой сумме он должен платить. НК устанавливает последствия несоблюдения этого требования — все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Особенности действия нормативных правовых актов в сфере налогообложения. . во времени:
Действие актов законодательства во времени ограничено вступлением нормативного акта в силу и прекращением его действия.
Щравжяа вступления е силу ахмов налогового іакоиодатеяьства:
Ьсе ахтьі іаконідательїтва по наши ам вступают в силу ns истечении месяца е:’Слй Оініг^.ільного опубйййЗфания услоЕні) Еі plate 1-го ЩЬУй’ с=іерашогс наПйГОг
eoro nejsnofifl ло сооаветстеующйф налогу уісяоеий)
Првтию при нсфых налои#! (федерamp;АЬЛЫХ, реакЯШМаШХ, .чсгтныл)
И При ХйвЬіХреЛИЯІІІ.’Н.НІАХ It М^ГННЫХ ИJtlftYW li споров:
УстїНоШґєНііЄ новьії етчлагілр л ї-борсв любого вша возможна голько Іг/іем кн?сlt;зз-сія попрій оці Ш.’ ict реального взнанім воіникзєг талы™ о ] ягалря года,
сладующего загодом вйрсеми поправок
Кве.;н*н)-л; рясішна^ьньгґ и честнатхналогов еозмсй=-кgt; гйкжє с 1 янЕьрд
Следует знать, что:
акты, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют; акты, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, имеют обратную силу;
акты, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов),

устраняющие обязанности налогоплательщиков или иным образом улучшающие правовое положение налогоплательщиков, имеют обратную силу, если это предусмотрено.
. в пространстве:
Действие норм налогового законодательства РФ распространяется на всю территорию РФ. Нормы законодательства о налогах и сборах субъектов РФ действуют на территории данного субъекта РФ.

Действие нормативных правовых актов о налогах и сборах, принятых представительными органами местного самоуправления, распространяется на территорию данного муниципального образования.
Исключение составляют случаи применения для налоговых правоотношений норм международных договоров, о которых говорилось выше.
.по предмету:
Нормативные акты по налогам и сборам распространяются:

  • во-первых, на все имущественные отношения в сфере взимания налогов и сборов, основанные на властном подчинении организаций и граждан требованиям публичной власти;
  • во-вторых, на отношения в сфере налогового администрирования, т.е. на властные отношения, складывающиеся в процессе налогового контроля и применения мер налоговой ответственности;
  • в-третьих, на властно-организационные отношения между самими органами государственной власти и местного самоуправления по установлению и введению налогов и сборов.

.по кругу лиц:
Участники налоговых правоотношений согласно ст.9 НК, с одной стороны:

  • организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками или плательщиками сборов;
  • организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами; с другой стороны:
  • налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);
  • таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации);
  • государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы, должностные лица и организации, осуществляющие в установленном порядке прием от налогоплательщиков (плательщиков сборов) денежных средств в счет уплаты налогов (сборов) и их перечисление (перевод) в бюджеты (далее — сборщики налогов и сборов);
  • органы государственных внебюджетных фондов;

Ст.9 НК не названы в качестве субъектов налоговых отношений банки или иные кредитные организации, представители налогоплательщиков, лица, привлекаемые в процессе осуществления налогового контроля (эксперты, переводчики, свидетели).
Однако они также относятся к участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, т.к. НК определен круг их прав и обязанностей, а также

предусмотрены меры ответственности за нарушение ими налогового законодательства.
Институты, понятия и термины налогового законодательства (Ст.11 НК)
Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК.
Это является подтверждением того, что законодателем признается приоритет гражданского права как частного над налоговым как публичным.
Понятия, используемые в налоговом законодательстве:

  • Организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ;
  • Физические лица — граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;
  • Индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.

(Следует знать, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства РФ, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями);

  • Физические лица — налоговые резиденты РФ — физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году;
  • Лица (лицо) — организации и (или) физические лица;
  • Бюджеты (бюджет) — федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты), бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты);
  • Внебюджетные фонды — государственные внебюджетные фонды, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в соответствии с федеральным законодательством;
  • Банки (банк) — коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка РФ (подробнее см. Шевчук Д.А. Банковские операции. — М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2007).
  • Счета (счет) — расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей (подробнее см. Шевчук Д.А. Банковские операции. — М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2007);

В определение счета, данного НК не входит ссудный и депозитные счета, т.к. являются внутренними счетами банка, поэтому требовать от налогоплательщиков сообщения об открытии ссудных и депозитных счетов, равно как и обращать на данные счета взыскания по недоимкам и пеням, недопустимо.

  • Источник выплаты доходов налогоплательщику — организация или физическое лицо от которых налогоплательщик получает доход;
  • Недоимка — сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок;
  • Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе — документ, выдаваемый налоговым органом организации или физическому лицу при постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица;

Уведомление о постановке на учет в налоговом органе — документ, выдаваемый налоговым органом организации или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, при постановке на учет в налоговом органе по иным основаниям, за исключением оснований, по которым настоящим Кодексом предусмотрена выдача свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
Сезонное производство — производство, осуществление которого непосредственно связано с природными, климатическими условиями и со временем года. Данное понятие применяется в отношении организации и индивидуального предпринимателя, если в определенные налоговые периоды (квартал, полугодие) их производственная деятельность не осуществляется в силу природных и климатических условий;

  • Место нахождения обособленного подразделения российской организации — место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение;
  • Место жительства физического лица — адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • Обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место является стационарным, если оно создается на срок более одного месяца;

Понятия «налогоплательщик», «объект налогообложения», «налоговая база», «налоговый период» и другие специфические понятия и термины законодательства
о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях Налогового Кодекса.


Понятие налога и сбора определено ст.8 НК. Четкое определение налога и сбора и их разграничение имеет большое значение для адекватного регулирования порядка их взимания.
Отличие налога и сбора:

  • если налог безусловен, то уплатой сбора обусловлено предоставление некоторых публично — правовых услуг (например, выдача разрешений, лицензий);
  • обязанность по уплате налога возникает при наличии у налогоплательщика объекта налогообложения, сборы и пошлины же взимаются только с тех, кто вступает в отношения с соответствующим органом или учреждением по поводу получения нужных ему услуг;

Следует отметить, что государственная пошлина и таможенная пошлина относятся к сборам, т.к. являются условием действий государственных органов, в том числе выдаваемых ими разрешений.